Президент поручил изменить госзакупки

Аргументы Недели → Общество 13+

6 января 2022, 10:47 Источник: Кремль

Президент поручил изменить госзакупки президент России Владимир Путин, Kremlin Pool/Global Look Press

  • Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил Министерству юстиции и Генеральной прокуратуре к 1 июня 2022 года подготовить предложения по предотвращению издевательств в СИЗО и колониях.
  • Согласно последней информации, Минюсту и Генпрокуратуре предписано проанализировать практику применения уголовно-исполнительного законодательства РФ и в случае необходимости подготовить предложения, которые будут направлены на недопущение использования незаконных методов воздействия по отношению к гражданам, содержащимся под стражей и лишенным свободы.
  • Ведомства обязали предоставить свои предложения в докладе до 1 июня.
  • Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

В мире

Президент поручил изменить госзакупки

Мнение

Президент поручил изменить госзакупки

В мире

Президент поручил изменить госзакупки

В мире

Президент поручил изменить госзакупки

В мире

Президент поручил изменить госзакупки

После поставки Финляндии американских истребителей F-35A угроза…

В мире

Президент поручил изменить госзакупки

Происшествия

Президент поручил изменить госзакупки

Общество

Президент поручил изменить госзакупки

Наука

Президент поручил изменить госзакупки

Происшествия

  • Что делать, если пишет парень, который тебя бросил?

В мире

В мире

Общество

В мире

В мире

В мире

В мире

История

В мире

В мире

В мире

Общество

В мире

В мире

Происшествия

В мире

Армия

Армия

Политика

В мире

Общество

Природа

В мире

Общество

Мнение

Общество

В мире

Общество

Общество

В мире

Теннис

Общество

В мире

Армия

Экономика

Армия

Общество

Происшествия

Общество

Происшествия

Политика

Общество

Интервью

Мнение

Происшествия

Природа

Природа

Общество

Происшествия

Интервью

Мнение

Происшествия

Общество

Ты у меня один. Что не так с госзакупками для президента и правительства?

В четверг Центр антикоррупционных исследований «Transparency International Россия» опубликовал результаты исследования, из которого следует: более четверти всех госзаказов, в которых по закону президент или правительство могут назначить поставщика без конкурса, достаются компаниям, связанным с высокопоставленными российскими чиновниками.

В этом «приближенном кругу» – все те же «короли госзаказа», о которых последние годы пишут российские СМИ, например, Аркадий Ротенберг.

Кроме него в докладе «Transparency International Россия» упоминаются глава компании «Боско» Михаил Куснирович, владелец «Крокуса» Арас Агаларов и другие бизнесмены, чья близость к властным кругам уже давно не является секретом.

Как говорится в исследовании, компании, получающие заказы по прямому назначению президента или правительства, на самом деле не поставляют требуемые товары или услуги сами, а закупают их у сторонних поставщиков, перепродавая затем государству по более высокой цене.

В исследовании речь идет о самых разных областях госзакупок: от контрактов на выполнение геодезических работ до закупки моторного топлива для Росгвардии.

Как подсчитали в Transparency International, проанализировав сайт госзакупок, в 2017 году внеконкурсные заказы за 400 миллиардов рублей были распределены между 112 подрядчиками, 81 из которых полностью или частично принадлежит органам федеральной власти. Еще 31 подрядчик принадлежит частным лицам и организациям.

Кто в России имеет право осуществлять госзакупки без конкурса? Как наживаются на этой схеме близкие к властям бизнесмены? Можно ли как-то изменить сложившуюся практику? На эти и другие вопросы Радио Свобода ответила одна из авторов исследования «Transparency International Россия», юрист организации Ирина Чарикова:

– Какой период времени и какие именно госконтракты стали предметом этого масштабного исследования?

– Мы разобрали контракты за 2017 год. Это 499 контрактов, мы отбирали контракты с начальной ценой больше 30 миллионов рублей. Общая сумма этих контрактов – примерно 400 миллиардов рублей. Это именно закупки у единственного поставщика на основании распоряжений президента и правительства.

– Кто по закону имеет право производить закупки у единственного поставщика?

– Закон о государственных закупках содержит больше 50 оснований для проведения закупок у единственного поставщика. Это могут быть закупки в чрезвычайных ситуациях, закупки на сумму меньше 400 тысяч рублей, всего таких оснований – 54. Единственное, что мы разобрали в нашем исследовании, – это закупки по актам президента и правительства.

– Что вам удалось увидеть после разбора этих госзакупок?

– Мы обозначили для себя две основные проблемы. Во-первых, это неэффективное использование денег при определении в качестве единственных исполнителей структур, подведомственных органам исполнительной власти.

Что это значит? Мы увидели, что президент или правительство назначают в качестве единственных поставщиков подведомственные государственным органам структуры, и получается, что одни госорганы закупают у других госорганов, например, медицинские изделия, а эти поставщики, которых назначают президент или правительство, в свою очередь закупают эти медицинские изделия уже у частных организаций. Таким образом, они просто на этих контрактах зарабатывают себе деньги, перепродавая эти товары уже по более высоким ценам. Это означает, что деньги используются неэффективно, потому что в случае, если бы проходил конкурс или аукцион, участники могли бы снижать стоимость контракта и, соответственно, экономились бы бюджетные деньги, наши с вами деньги, деньги граждан Российской Федерации.

Вторая проблема, которую мы тоже обозначили в своем докладе: в качестве единственных исполнителей часто выступают организации, которые, как нам кажется, связаны с высшими органами государственной власти в РФ. У нас это часто называют «кумовством».

– Расскажите подробнее, что это за люди, что это за организации, кому повезло попасть в этот круг избранных – единственных поставщиков, с которыми заключают контракты президент и правительство?

– Один из примеров – это АО «Крокус Интернэшнл» бизнесмена Араса Агаларова. У нас в выборку попали десять контрактов на сумму больше 3 миллиардов рублей, это контракты на реконструкцию пограничных и контрольно-пропускных пунктов в Киргизии.

Президент поручил изменить госзакупки

Арас Агаларов

Россия заключила с Киргизией соглашение, что она помогает реконструировать пограничные пункты, и все эти контракты в рамках соглашения были отданы компании «Крокус Интернэшнл». На каком основании это произошло – какого-то логического объяснения мы найти не смогли.

Просто берут по своему усмотрению и назначают такую компанию. Причем даже депутаты Киргизии задались вопросом, почему именно «Крокус Интернэшнл», на что был получен ответ, что это условие со стороны Российской Федерации.

Это единственные пограничные пункты с единственной страной, где проходят прямые закупки без конкурса. На всех остальных границах закупки проходят с использованием конкурсной процедуры.

Это говорит о том, что рынок конкурентный, что по идее можно было бы экономить бюджетные средства путем проведения конкурсов, аукционов и допускать к участию какие-то другие компании, другой частный бизнес и так далее.

– Кто еще попал в эту привилегированную касту? Раньше «королями госзаказов» называли, например, братьев Ротенбергов. Они остаются в этом пуле?

– Да, у нас есть несколько закупок их компаний. Можно еще привести в пример Зиявудина Магомедова, это печально известные у нас братья Магомедовы, которые сейчас привлекаются к ответственности.

Мы нашли контракт с акционерным обществом «Объединенная зерновая компания», которая распоряжением правительства была назначена единственным поставщиком по проведению закупочных и товарных интервенций. Тоже непонятно почему.

Раньше с этой целью все время проводили конкурсы, а в 2017 году бах – распоряжение правительства и единственный поставщик, «Объединенная зерновая компания», где учредителем является в том числе Зиявудин Гаджиевич Магомедов.

Президент поручил изменить госзакупки

Зиявудин Магомедов в суде

​– Удалось ли вам посчитать, сколько денег не сэкономил бюджет из-за этой схемы?

– Именно в этом проекте мы не стали делать такой подсчет. Это можно было бы сделать: средний по России процент снижения цены в результате проведения торгов составляет примерно 7 процентов, то есть из общей суммы рассмотренных нами контрактов в 400 миллиардов это было бы около 28 миллиардов рублей.

Но мы не утверждаем, что все эти закупки незаконны. Юридически они законны, и в каких-то ситуациях, действительно, есть необходимость в том, чтобы проводить закупки у единственного поставщика – когда это связано с государственной тайной, например, если речь идет о картографических или геодезических работах.

Поэтому мы не стали писать такие цифры.

– Куда вы направите свой доклад?

– В Министерство финансов, в Государственную думу, в Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, в Счетную палату, а также иные структуры, которые осуществляют контрольно-надзорные функции в сфере госзакупок.

– В 2017 году правительство разрешило госзаказчикам не раскрывать данные о победителях конкурсов. Это как-то помешало вашему исследованию?

Читайте также:  Дополнительные требования к участникам аукциона по 44-фз в 2022 году

– Нет, нашему исследованию это не помешало, поскольку это все-таки не конкурсы. В том и отличие: есть конкурсы, аукционы, то есть конкурентные закупки, а мы говорим именно о закупках у единственного поставщика.

Мы используем единую информационную систему государственных закупок, там вся информация содержится, и тайн относительно того, кто получил контракт, нет.

Единственное, что мы также обнаружили, – из 93 актов президента и правительства, на основании которых эти закупки проводились в 2017 году, около 40 актов президента и правительства не находятся в общем доступе, то есть это либо тайные акты, либо акты для служебного пользования, и нам их отказывались предоставлять по запросам в органы, которые проводили эти закупки. Это никак не отразилось на нашем исследовании и на статистике, которую мы получили в результате.

Президент поручил изменить госзакупки

Евгений Пригожин

​– На днях наши коллеги из «Настоящего времени» опубликовали расследование, из которого следует, что компании так называемого «повара Путина» Евгения Пригожина с 2011 года заключили по меньшей мере 5393 госконтракта на общую сумму 209 миллиардов рублей, и работало это так: много компаний, все неформально аффилированы с Пригожиным, они как бы конкурируют между собой, но снижение цены происходит минимальное, куда меньше 7%, и в итоге все деньги уходят в один карман. Если запретить правительству и президенту давать право на закупки у единственного поставщика, не опасаетесь ли вы, что вместо этого будет использоваться такая схема?

– Конкурентные процедуры содержат свой перечень рисков и потенциальных нарушений. Не думаю, что есть необходимость как-то связывать наше предложение отмены такого основания закупки у единственного поставщика, как акт президента или правительства, и то, что может происходить в случае проведения конкурентной закупки.

Мне кажется, эти вопросы лежат в разных плоскостях. Все-таки мы рассматриваем здесь одно конкретное основание и видим, что в подавляющем большинстве случаев каких-то причин для того, чтобы эти закупки были неконкурентными, нет.

То есть получается, что президент и правительство могут неограниченно вмешиваться в закупочную деятельность в любой сфере – просто издавать акт, и всё.

– И делают они это, как вы утверждаете, в интересах своих приближенных людей, в диапазоне от друзей до каких-то деловых партнеров?

– Я не скажу, что мы это утверждаем. Мы предполагаем, что есть какая-то связь между ними и этими приближенными лицами, поскольку других логических объяснений тому, почему это происходит, мы не видим.

Существует конкурентный рынок, существуют процедуры, которые могут обеспечивать экономию денежных средств, и с логической точки зрения совершенно нет никаких причин отказываться от аукционов и конкурсов.

Тем не менее, это делается, и делается в пользу конкретных лиц.

Подписан закон, направленный на совершенствование отношений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

  • Федеральный
    закон принят Государственной Думой 17 июня 2021 года и одобрен Советом
    Федерации 23 июня 2021 года.
  • Справка
    Государственно-правового управления
  • Федеральным законом вносятся изменения
    в ряд федеральных законов в целях комплексного совершенствования
    отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
    государственных и муниципальных нужд.

Сокращается количество конкурентных
способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности,
исключаются запрос предложений и некоторые виды конкурса (двухэтапный
конкурс и конкурс с ограниченным участием), которые на практике
не имели широкого распространения либо дублировали процедуру открытого
конкурса.

Заказчики смогут использовать такие способы, как конкурс (открытый
конкурс в электронной форме, закрытый конкурс и закрытый конкурс
в электронной форме), аукцион (открытый аукцион в электронной форме,
закрытый аукцион и закрытый аукцион в электронной форме) или запрос
котировок в электронной форме.

https://www.youtube.com/watch?v=PnNjGPPse3E

Одновременно существенно расширяется
практика применения самого простого и оперативного конкурентного
способа – запроса котировок в электронной форме.

Предусматриваются новые случаи, при которых
допускается применение закрытых конкурентных способов, например, в случае
осуществления закупок на проведение работ по исследованию
и использованию космического пространства.

При применении конкурентных способов
в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 миллионов рублей
и более (за исключением случая осуществления закупок,
в отношении участников которых Правительством Российской Федерации
установлены обязательные дополнительные требования), вводится предквалификация
участников закупок. С помощью такой предквалификации к участию
в закупке допускаются физические и юридические лица, имеющие
в течение трёх лет
до даты подачи заявки успешный опыт исполнения контракта (договора, заключённого в соответствии
с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц»). Стоимость исполненных обязательств по такому
контракту (договору) должна составить не менее 20 процентов от начальной (максимальной)
цены контракта.

  1. Совершенствуется порядок проведения
    совместных конкурсов и аукционов.
  2. Сокращаются и приводятся
    к единообразию сроки осуществления процедур проведения конкурентных
    способов, в том числе рассмотрения заявок на участие в закупке
    и отмены заказчиком закупки.
  3. Снижаются требования к минимальному
    числу членов комиссии (с пяти
    до трёх
    человек), допускается возможность дистанционного участия членов комиссии в её заседании.
  4. Стандартизируются содержание извещения
    об осуществлении закупки, документации о закупке и заявки
    на участие в закупке, сроки их размещения и внесения в них
    изменений.
  5. Вводится электронный документооборот
    в течение всего цикла закупки: все документы, в том числе документы
    о приёмке, должны
    создаваться в электронной форме с использованием единой
    информационной системы в сфере закупок (за исключением закупки,
    осуществляемой путём
    проведения закрытого конкурса и закрытого аукциона).
  6. Уменьшается количество формируемых
    участниками контрактной системы документов, унифицируются требования
    к действиям участников закупок.

Уточняются случаи проведения обязательного
общественного обсуждения закупок.

Закупки подлежат общественному обсуждению
в случае проведения конкурсов и аукционов при начальной
(максимальной) цене контракта, составляющей два миллиарда рублей и более
(за исключением закупок, осуществляемых путём проведения закрытых конкурентных способов,
а также осуществляемых для обеспечения федеральных нужд в рамках
государственного оборонного заказа).

Предусматривается, что по итогам проведения
электронных процедур контракт заключается с победителем определения
поставщика (подрядчика, исполнителя) либо в случае признания его
уклонившимся от заключения контракта с участником закупки, заявке
которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал
свою заявку, что позволит избежать необходимости проведения повторной закупки.

Устанавливается возможность предоставления
в качестве обеспечения заявок на участие в закупках (обеспечения
исполнения контрактов, гарантийных обязательств) независимых гарантий, выданных
государственной корпорацией развития «ВЭБ.

РФ», а также фондами содействия
кредитованию, являющимися участниками национальной гарантийной системы
поддержки малого и среднего предпринимательства, что позволит расширить доступ
к закупкам субъектам малого и среднего предпринимательства.

Помимо этого, если участник закупки
является юридическим лицом, зарегистрированным на территории любого
государства – члена Евразийского экономического союза, кроме Российской
Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином такого государства,
независимая гарантия может быть выдана ему Евразийским банком развития.

Президент РФ подписал законы о совершенствовании госзакупок

Президент РФ Владимир Путин подписал ряд важных законов, ранее принятых Государственной Думой в трех чтениях и затем одобренных Советом Федерации.

Среди них — закон о «суверенном интернете» , который позволит защитить российский сегмент интернета от внешних угроз и атак. О том, как именно будет работать этот закон, в нашем материале подробно разъясняет Председатель профильного Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.

Также глава государства подписал закон об «ипотечных каникулах» , которыми могут воспользоваться граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

О необходимости принятия такого закона Владимир Путин заявил в Послании Федеральному Собранию, и его авторами выступили Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин и Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, а также депутаты от всех политических фракций.

Кто и как сможет воспользоваться «ипотечными каникулами», читайте в нашем материале.

Госзакупки станут совершеннее

Закон направлен на повышение эффективности и оперативности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также на исключение излишних временных затрат при осуществлении закупки. 

Как отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин, «принятые дополнительно поправки упростят конкурсные процедуры, в том числе для малого бизнеса, а также облегчат получение лекарств тяжелобольным людям».

В частности, закупку лекарств на сумму до миллиона рублей можно будет осуществлять без проведения конкурсных процедур — речь идет о препаратах, которые назначаются по решению врачебной комиссии, например, в случае индивидуальной непереносимости аналогов.

В настоящее время такие закупки можно делать на сумму, не превышающую 200 тысяч рублей.

Также глава государства одобрил изменения в закон о госзакупках, которые позволят сделать детский летний отдых безопаснее и изменения, направленные на совершенствование системы закупок в сфере культуры.

По словам Председателя ГД, «нормы, которые были нами внесены, позволят более эффективно решать задачи обеспечения деятельности театров, библиотек, музеев, для того чтобы более творчески подходить к решению задач, которые перед ними стоят».

Запрет на рекламу новых наркотиков

Информация о новых потенциально опасных психоактивных веществах и наркосодержащих растениях окажется под запретом в средствах массовой информации и интернете.

 Закон запрещает распространение в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Ограничение касается также данных о способах и местах культивирования наркосодержащих растений. 

Один из авторов закона, Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев пояснял, что по закону правоохранительные органы смогут оперативно пресекать распространение так называемых солей и спайсов. «Наркосбытчики лишатся возможности призывать своих клиентов к покупке наркотиков и потенциально опасных психоактивных веществ через интернет», — говорил парламентарий.

Читайте также:  Надо ли одновременно открывать ип и фирму?

Должников будут искать эффективнее

Поправки в Закон «О судебных приставах» расширяют полномочия должностных лиц ФССП по организации межгосударственного розыска граждан в соответствии с международными договорами, подписанными РФ. Приставы смогут проводить исполнительно-розыскные действия совместно с компетентными органами иностранных государств, а также запрашивать у них различную необходимую информацию.

Это будет способствовать более эффективному розыску лиц, уклоняющихся от исполнения решений судов по искам.

Упрощение страхования ОСАГО

Поправки в законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств позволят облегчить жизнь водителям.

Они, в частности, уравнивают в правах бумажные и электронные страховые полисы — каждому договору ОСАГО будет присвоен уникальный номер для идентификации страховщика и подтверждения достоверности полиса. Это также будет защитой от «липовых» страховщиков.

Кроме того, закон меняет правила компенсации страховыми компаниями своих расходов на возмещение ущерба водителям, которые пострадали в ДТП, спровоцированных пешеходами. Теперь предъявлять требования к пешеходам можно будет только в том случае, если пешеход, ставший виновником аварии, не пострадал.

Путин подписал закон об изменении порядка госзакупок из-за нерабочих дней

МОСКВА, 24 апреля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон, который упрощает процедуру госзакупок для предприятий и меняет порядок их проведения в связи с установлением на территории РФ в 2020 году нерабочих дней из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

«В целях сохранения непрерывного закупочного процесса в условиях объявленных нерабочих дней в связи с коронавирусной инфекцией в 2020 году предусматривается возможность осуществления закупок, исходя из расчета календарных дней, а не рабочих с выходными в субботу и воскресенье», — сказал ранее первый зампред комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

Это означает, что в течение таких нерабочих дней сроки, предусмотренные законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, исчисляемые в рабочих днях, учитываются в календарных днях, при этом суббота и воскресенье не считаются.

Если последний день срока, исчисляемого в соответствии с этим законом, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается такой нерабочий день, за исключением случаев, если последний день срока приходится на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день (тогда днем окончания срока считается ближайший следующий нерабочий день, не являющийся субботой, воскресеньем или нерабочим праздничным днем).

Закон предполагает повышение с 300 тыс. до 600 тыс. руб. предельного размера закупки, которую заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, а также устанавливает, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика (сейчас действует предельная норма в 5%).

Предусматривается, что установление в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика закрытым способом требования об обеспечении гарантийных обязательств является не обязанностью, а правом заказчика. Эта норма вступит в силу 1 июля 2020 года.

При этом размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% от начальной (максимальной) цены контракта.

Меняются размеры обеспечения исполнения контракта — в общем случае они устанавливаются в размере от 1/2 процента до 30% начальной (максимальной) цены контракта, а если контрактом предусмотрена выплата аванса, то не менее чем в размере аванса.

Гособоронзаказ

Кроме того, закон исключает обязанность со стороны исполнителей государственного оборонного заказа (ГОЗ) по размещению в единой информационной системе госзакупок в открытом доступе сведений о закупках.

Сейчас исполнители ГОЗ обязаны размещать в интернете план закупок, при этом действующим законодательством не предусмотрены исключения для закупок в рамках гособоронзаказа.

Вместе с тем указание в плане закупок и размещение в интернете сведений о закупках в рамках гособоронзаказа недопустимы потому, что согласно директивам правительства РФ и коллегии ВПК РФ сведения, предусмотренные законом о гособоронзаказе, не подлежат размещению в открытых источниках, напоминают авторы документа.

Кроме того, учитывая действие международных санкций в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), раскрытие сведений о закупках фактически означает «разглашение в открытом доступе информации о взаимодействии поставщиков с лицом, включенным в санкционные списки, что влечет негативные последствия как для поставщиков (дискредитация поставщиков, включение таких поставщиков в санкционные списки, аннулирование экспортных лицензий), так и для предприятий ОПК», говорится в сопроводительных материалах к документу.

Закон предусматривает возможность осуществления закупок закрытым способом в рамках выполнения ГОЗ для обеспечения обороны и безопасности РФ в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также неразмещение информации о таких закупках в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Путин поручил правительству обеспечить оптимальный уровень цен при госзакупках

18 декабря 2018 19:04

Москва. 18 декабря. ИНТЕРФАКС — Президент Владимир Путин поручил правительству РФ обеспечить оптимальный уровень цен при госзакупках, следует из поручения, опубликованного на официальном сайте главы государства.

Документ включает в себя три блока поручений. По одному из них правительство РФ должно внести в законодательство о закупках изменения, предусматривающие утверждение перечня товаров, работ, услуг, подлежащих нормированию по их предельным ценам и характеристикам.

Также правительству поручено обеспечить использование госзаказчиками механизма формирования и раскрытия структуры цены контрактов с единственным поставщиком. Кроме того, в поручении оговаривается необходимость проведения контрольных мероприятий в случае закупки у единственного поставщика по результатам конкурентной процедуры, признанной несостоявшейся.

Сами закупочные процедуры предлагается оптимизировать (в том числе, исключив при необходимости лишние) — на основе анализа их применения.

Также правительству поручено расширить на уровне федеральных органов исполнительной власти практику централизованных закупок через уполномоченного заказчика.

Помимо этого, правительство должно будет заняться вопросами дальнейшей автоматизации процессов госзакупок.

В частности, должна быть решена задача по проверке данных о поставщике, содержащихся в различных государственных информационных ресурсах, с исключением необходимости повторного представления документации.

План и план-график закупок должны быть объединены в едином электронном документе. Также в электронной форме должны будут формироваться госконтракты (на основе типовых контрактов, типовых условий контрактов).

Кроме того, должен быть автоматизированы контроль соблюдения сроков исполнения контрактов и начисление штрафов (пеней) за их нарушение.

Правительство РФ должно будет отчитываться о выполнении этих поручений раз в полгода начиная с 1 июля 2019 года.

Другое поручение президента РФ касается Госдумы и Совета Федерации. Им рекомендовано обеспечить рассмотрение поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), направленных на оптимизацию деятельности контрольных органов в сфере закупок.

Еще одно поручение дано Генпрокуратуре РФ. Это ведомство должно будет к апрелю следующего года провести проверку соблюдения законодательства по вопросам утверждения федеральными органами исполнительной власти типовых контрактов, типовых условий контрактов в сфере закупок, а также их применения заказчиками.

​Власти предложили жесткие ограничения на госзакупки иностранных товаров

Минпромторг по поручению вице-премьера Юрия Борисова подготовил поправки к закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (копия есть у РБК). Документ до сих пор не направлен в правительство из-за разногласий с Минфином, Минэкономразвития и ФАС, сообщили источник РБК в правительстве и источник в одном из ведомств.

Получение подготовленных Минпромторгом предложений подтвердили РБК в Минэкономразвития и ФАС. В аппарате Борисова, Минпромторге и Минфине от комментариев отказались.

Что предлагает Минпромторг

  • Правительство будет утверждать минимальную долю и порядок госзакупок отечественных товаров и услуг от общего годового объема и сферы закупок.
  • Заказчик будет ежегодно обязан выполнять установленную для него минимальную долю закупок, для чего сможет установить в документах о закупке ограничения в отношении иностранных товаров.
  • Заказчик должен будет продлевать срок подачи заявок на участие в закупке и признавать закупку несостоявшейся, если на участие в ней не подано ни одной заявки с предложением товаров или услуг российского происхождения. Он будет вправе закупать товар или услуги иностранного происхождения, только если по итогам продления опять не будет подано ни одной российской.
  • Правительство сможет устанавливать особенности формирования максимальной цены контракта и цены контракта с единственным поставщиком на основе характеристик отечественных товаров.
  • По итогам года заказчик будет обязан составить отчет об объеме закупок товаров и услуг российского происхождения.
  • В случае невыполнения минимальной доли отечественных закупок заказчик будет обязан разместить обоснование невозможности ее достижения.
  • Заказчик при описании закупки должен будет указывать характеристики под товары и услуги российского происхождения.
Читайте также:  Гоз по 275-фз — прибыль, привнесенные затраты, отчетная калькуляция в 2022 году

В пояснительной записке к документу указано, что предлагаемые изменения направлены на поддержку российских товаропроизводителей и предполагают изменение сложившейся практики госзакупок на основе использования характеристик иностранной продукции, что «негативным образом отражается» на отечественных производителях. Еще одна цель — решение вопросов диверсификации оборонных предприятий, чтобы стимулировать выпуск ими высокотехнологичной гражданской продукции. Согласно поручению президента, к 2025 году доля гражданской продукции на предприятиях ОПК должна достигать 30% от общего производства, а к 2030-му — 50%.

В конце 2019 года после требования президента Владимира Путина представить «четкие, понятные и внятные предложения по расширению участия предприятий оборонки в реализации нацпроектов» Борисов предложил законодательно обязать госзаказчиков приобретать у российских поставщиков не менее 50% объема продукции, в том числе закупаемой в рамках выполнения работ, а также ввести квотирование закупок отечественных товаров.

В связи с этим Минфин и ФАС предложили меры по обеспечению госзакупок отечественной продукции в рамках национальных проектов и программ, писал РБК.

Среди предложений: расширить список товаров, при закупке которых установлен запрет допуска иностранной продукции; запретить установление дополнительных характеристик товаров и услуг; перейти с принципа «третий лишний» (если есть два предложения от российских производителей, то заявка на поставку иностранных товаров исключается) на «второй лишний» (исключается иностранная заявка при наличии хотя бы одной российской); установить дополнительные преференции по цене.

Однако Борисов назвал подготовленные Минфином и ФАС инициативы недостаточными и по итогам совещания от 23 января поручил Минпромторгу, Минфину, Минэкономразвития и ФАС до 1 февраля внести в правительство поправки к законам о закупках госорганов (44-ФЗ) и госкомпаний (223-ФЗ).

Из-за чего спорят ведомства

К 1 февраля предложения Минпромторга еще не поступили в аппарат правительства.

4 февраля директор департамента ОПК правительства Николай Архипов с пометкой «вручить немедленно» направил в Минпромторг, ФАС, Минфин и Минэкономразвития письмо (копия есть у РБК), в котором попросил «принять исчерпывающие меры по обеспечению внесения указанных законопроектов в установленном порядке».

Он указал, что на 6 февраля предварительно запланировано совещание на указанную тему с участием первого вице-премьера Андрея Белоусова и вице-премьера Борисова. По состоянию на вечер 6 февраля предложения так и не были внесены, а совещание перенеслось на неопределенный срок, сказал РБК источник в правительстве.

Больше всего замечаний к предложенному законопроекту возникло у Минфина, рассказал РБК источник, знакомый с ходом межведомственного согласования.

Это подтвердил источник РБК в правительстве, отметив, что с ФАС «в целом консенсус существует». «С ФАС есть несогласие лишь по некоторым деталям, а вот с Минфином — все сложнее.

С ними вообще никак не удается договориться, противоречий море», — пояснил он.

Еще один собеседник РБК, участник процесса согласования поправок, говорит, что между ведомствами «в принципе нет диалога». «Нет содержательной дискуссии, нет нормальных обсуждений, все друг друга не слышат», — жалуется он.

ФАС концептуально поддерживает законопроекты министерства, но к ним есть ряд существенных замечаний, заявил РБК заместитель руководителя службы Михаил Евраев.

В частности, отдельные заказчики могут столкнуться с большими сложностями по исполнению требования о достижении минимальной доли закупок российской продукции, отмечает он.

«Поэтому ФАС предлагает устанавливать такую обязанность не к каждому заказчику (школе, больнице), а в целом для министерств, субъектов и муниципальных образований», — сказал Евраев.

Предоставленное заказчикам право обоснования невозможности достижения минимальной доли закупок российских товаров может стать легальным механизмом обхода импортозамещения, подчеркнул замглавы ФАС.

«Кроме того, в законопроекте требуется уточнить, какие именно «ограничения» смогут устанавливать заказчики. А формулировка о том, что заказчик вправе установить ограничения, может привести к коррупционным проявлениям.

Заказчик либо должен быть обязан устанавливать такие ограничения, либо нет», — указал он.

Дополнительно к инициативам Минпромторга ФАС предлагает рассмотреть и другие меры поддержки отечественных производителей:

  • распространить ценовую преференцию на все отечественные товары (работы, услуги) с изменением механизма ее применения;
  • формировать начальную (максимальную) цену контракта на основании в том числе стоимости российской продукции;
  • провести мониторинг закупок российских товаров на основании данных Единой информационной системы.

В Минэкономразвития РБК сообщили, что предложенные Минпромторгом меры в целом будут положительно влиять на загрузку российских предприятий, стимулировать занятость, развитие технологий, а также на экономику в целом.

При этом, как и с любой мерой господдержки, не должен создаваться дисбаланс в обеспечении добросовестной конкуренции при торгах, чтобы заказчики могли закупать требуемого качества отечественную продукцию, подчеркнули в министерстве.

«Нельзя допустить ситуацию, когда ввиду ограничения на минимальную долю российской продукции, а также отсутствия у российских производителей продукции необходимого качества в результате пострадает заказчик», — пояснил представитель МЭР. К реализации предлагаемых изменений необходимо подходить взвешенно и внедрять на отраслевых рынках, на которых имеется достаточное число российских компаний, производящих конкурентоспособную продукцию, подытожил он.

В чем минусы законопроекта Минпромторга

Директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев назвал предложенные Минпромторгом поправки «чисто техническими».

«По сути, Минпромторг фиксирует ровно то, о чем попросил Борисов, — право правительства утверждать минимальную долю закупок товаров российского происхождения», — пояснил он.

Яковлев удивился, что поправки поручено подготовить Минпромторгу, хотя отвечают за этот закон Минфин и ФАС.

«На основе чего и по каким критериям будут определяться минимальные доли российских товаров для отдельных секторов или отраслей — совершенно непонятно», — комментирует Яковлев предложения ведомства.

«Надо расставлять приоритеты, а для этого нужен содержательный анализ, который, судя по всему, так и не был проведен.

Необходимо понять, что нам нужно, для чего, с кем готовы работать, а с кем — нет», — говорит он.

Предложения Минпромторга содержат множество ограничений для иностранцев, то есть они «смогут предлагать свои товары с трудом», отмечает профессор Института госслужбы и управления РАНХиГС Людмила Пронина.

По ее мнению, таким образом нарушается заложенная в законе 44-ФЗ норма о конкуренции.

«Концептуально законопроект подразумевает, что российские товары и оборудование лучше и что ничего страшного не будет, если мы иностранцев не допустим», — отметила она, указав, что такая позиция может привести к отставанию российской промышленности.

Деньги нацпроектов для ОПК

Для реализации национальных проектов, сформированных для исполнения майского указа президента, планируются закупки оборудования объемом порядка 6 трлн руб. «Эти ресурсы должны работать здесь, в России», — сказал Владимир Путин в послании Федеральному собранию в 2019 году.

Он поручил правительству обеспечить закупку российского оборудования на сумму не менее 3,2 трлн руб., из них 1,4 трлн руб. в рамках диверсификации ОПК.

Таким образом, около половины всех расходов на закупку оборудования в рамках нацпроектов до 2024 года должны пойти на закупку российской техники.

В случае реализации планов властей дополнительный спрос на российскую машиностроительную продукцию уже в 2020 году составит почти 500 млрд руб., в 2021 году — 556 млрд руб. и далее более 600 млрд руб., оценил первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании у президента 5 февраля. «Это плюс 3,5–4% всего внутреннего рынка машиностроения, который составляет порядка 14 трлн», — сказал он.

Инна СИДОРКОВА, Юлия СТАРОСТИНА

При участии: Иван КРАВЧУК

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *