Развитие МСП с помощью госкомпаний для участия в закупках в 2022 году

Развитие МСП с помощью госкомпаний для участия в закупках в 2022 году

© Фото с сайта www.kremlin.ru

Российские власти упростили участие малого и среднего бизнеса в закупках госкорпораций, и теперь будут упразднены излишние требования к представителям МСБ, участвующим в закупках государственных компаний и корпораций. Соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

«Теперь у бизнесменов не будут требовать документы, подтверждающие принадлежность их компаний к субъектам малого или среднего предпринимательства (МСП). Вместо этого инициатор закупки должен самостоятельно выяснить, есть ли сведения о потенциальном исполнителе в едином реестре МСП», — говорится в материалах на сайте кабмина.

При этом уточняется, что «аналогичное правило распространяется и на самозанятых: при проведении закупок с их участием предписывается проверять информацию на сайте ФНС». «Это избавит плательщиков налога на профессиональный доход от необходимости собирать справки для подтверждения своего статуса», — подчеркнули в правительстве.

Решение поддержит малые и средние предприятия: упростит их участие в закупках госкомпаний и снизит количество административных процедур.

Напомним, ранее на этой неделе стало известно, что доля субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в госзакупках с начала текущего года сократилась по сравнению с показателями предшествующего года, свидетельствуют данные площадки РТС-тендер.

«Доля субъектов МСП в госзакупках по 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ осталась на уровне 2019 года с незначительным сокращением: 78,6% с начала 2020 года по настоящий момент (23 ноября) против 79,64% за аналогичный период 2019 года. А в абсолютном выражении сократилась на 18 тыс. субъектов МСП», — указывалось в материалах площадки.

До этого глава Минэкономразвития (МЭР) РФ Максим Решетников заявил, что его министерство внимательно наблюдает за состоянием малого и среднего бизнеса в пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции отраслях и при необходимости может поднять вопрос о дополнительных мерах поддержки.

«У нас есть эффективные индикаторы — это обороты контрольно-кассовой техники, которые мы мониторим. Мы в еженедельном режиме видим всю картинку по стране.

И с учетом этого мы при необходимости, конечно, будем ставить вопрос о каких-то дополнительных мерах. Скажу о том, что ситуация жестко мониторится на уровне и министерства, и правительства.

И мы будем принимать меры по ситуации», — указал министр.

Он также сообщил, что подготовлен проект постановления с перечнем отраслей, которые, согласно оборотам контрольно-кассовой техники, не восстановились. Среди них — сфера досуга, кинотеатры, туризм. «Мы этот перечень отраслей сформировали, и этим отраслям будет предоставлена дополнительная отсрочка по уплате перенесенных налогов», — отметил Решетников.

Добавим также, что российская экономика в феврале–марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России последовательно вводили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.

Национальный проект Мойбизнес.рф — Информация в СМИ

Доля обязательных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) вырастет в 2022 году до 25% как для крупнейших компаний с госучастием, так и для госзаказчиков. Соответствующие поправки вступают в силу в субботу.

Развитие МСП с помощью госкомпаний для участия в закупках в 2022 году

из открытых источников

Изменения касаются федеральных законов № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, квота по закупкам крупнейших компаний с госучастием увеличится с 20 до 25%, по госзакупкам – с 15 до 25%.

«Теперь соблюдать квоту по закупкам у малого и среднего бизнеса должны все заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по 223-ФЗ. Это касается госкорпораций, госкомпаний, ресурсоснабжающих организаций, естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий», – сказали в пресс-службе «Корпорации МСП», комментируя изменения в порядок проведения торгов.

Под мониторинг корпорации попадут 20 тыс. заказчиков. Это позволит сформировать дополнительный рынок сбыта для малого бизнеса.

«По нашим оценкам, он составит порядка 1 трлн рублей. Помимо этого, мы продолжим уделять особое внимание защите прав предпринимателей от неправомерных действий в сфере закупок.

Если такая ситуация возникает, предприниматель всегда может оставить обратную связь через «Сервис 360°» на сайте Корпорации. Уже получено обращений на 193 млн рублей, 43 млн рублей были выплачены после нашего участия.

По остальным мы ведем работу», – рассказал генеральный директор «Корпорации МСП» Александр Исаевич.

Помимо этого, годовой объем закупок по спецторгам по 223-ФЗ, участниками которых могут быть только субъекты МСП, увеличивается с января с 18 до 20%.

«Но здесь есть свои исключения.

К примеру, в совокупном годовом стоимостном объеме договоров не учитываются закупки коммунальных, финансовых услуг, услуг, оказываемых в сфере деятельности естественных монополий, закупки отдельных видов подрядных работ и другие, которые в силу своей специфики не могут быть выполнены субъектами МСП», – пояснили в пресс-службе электронной торговой площадки «РТС-тендер».

Другие изменения

Кроме того, с 1 января 2022 года срок оплаты по контрактам по 44-ФЗ должен составлять не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ранее – 30 дней), по спецторгам – не более 10 дней (ранее – 15 дней); в 223-ФЗ срок остается 15 рабочих дней.

Изменения в 44-ФЗ предусматривают сокращение количества конкурентных способов закупок с 11 до трех наиболее распространенных: конкурса, аукциона, запроса котировок. Исключаются двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений, поскольку они во многом дублируют порядок проведения открытого конкурса.

Оптимизируется и процедура обжалования закупок: устанавливается электронная форма подачи жалобы с использованием Единой системы закупок. Заявители должны соответствовать требованию о предквалификации.

Источник

Госкомпании займутся поддержкой малого бизнеса

Развитие МСП с помощью госкомпаний для участия в закупках в 2022 году

Предполагается, что малому бизнесу будет оказываться финансовая, правовая, методическая, информационная и другая помощь / Евгений Разумный / Ведомости

Минэкономразвития подготовило механизм «выращивания» крупнейшими заказчиками (компаниями с госучастием) поставщиков из малого и среднего бизнеса для их потенциального участия в закупках. Такая инициатива содержится в доработанных поправках к закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Копия документа есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил федеральный чиновник. Предполагается, что крупнейшие заказчики, перечень которых будет определяться правительством, смогут утверждать и реализовывать индивидуальные программы развития поставщиков – это могут быть финансовые, правовые, методические формы поддержки.

Крупнейшими заказчиками, закупающими продукцию у субъектов МСП, по результатам 2020 г. стали РЖД (222,4 млрд руб.), «Ростелеком» (140,9 млрд руб.), Сбербанк (118,1 млрд руб.), банк ВТБ (75,5 млрд руб.), «РЖД строй» (72,1 млрд руб.), оценивала ранее Корпорация МСП (КМСП).

Реализация программы будет осуществляться в соответствии с соглашением, заключенным между поставщиком и крупнейшим заказчиком. При этом законопроект не предусматривает гарантий приобретения товаров, работ и услуг у субъектов МСП и после завершения всех мероприятий заказчик принимает участие в закупках на конкурентной основе, следует из материалов к законопроекту.

Это не первая версия законопроекта – о том, что планируется внедрить процедуру «выращивания», стало известно еще в 2018 г. Но после подготовки законопроекта у ведомств возникли замечания.

В частности, в заключении Минюста от 2019 г. говорится, что сохранение мер поддержки для участников, которые были исключены из реестра МСП, ставит иные субъекты МСП в неравные условия.

Минэкономразвития доработало законопроект с учетом замечаний.

По результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз Минюстом были представлены замечания, которые в основном имели технический характер, сообщил «Ведомостям» представитель Минэкономразвития.

«В процессе доработки законопроекта были внесены изменения в пояснительную записку к законопроекту, а также уточнены отдельные формулировки», – сообщил собеседник в Минэке.

Минэкономразвития ожидает, что доработанный законопроект в ближайшее время будет рассмотрен правительством.

«Законопроект согласован Минфином России. При разработке законопроекта была учтена позиция Минфина о том, что проектируемый механизм выращивания не должен приводить к неравным условиям при проведении конкурентных закупок (путем предоставления заказчиком каких-либо преференции выращиваемому субъекту)», — ответил представитель Минфина.

Согласно законопроекту, перечень основных требований к участникам программ развития и требования к проведению отбора компаний в рамках механизма должно утвердить правительство. При этом сам отбор поставщиков, определение требований, а также финансирование программы будут проводить крупнейшие заказчики.

Помимо программы развития поставщиков заказчик определит индивидуальные карты развития поставщиков с перечнем мероприятий по поддержке и указанием сроков и ответственных лиц.

Согласно материалам к документу, поддержка может носить организационный характер, например передача технологий заказчиком (разработок, отзывов по эксплуатации, научно-исследовательских и опытных работ) для технологического развития компаний МСП.

В качестве критерия для отбора поставщиков может использоваться «индекс технологической готовности» – это уровень готовности субъектов МСП к внедрению новых технологий, модернизации, реконструкции и техническому перевооружению производства. При этом госкомпания может и не проводить такой отбор, если количество поданных заявок меньше установленного порога.

Меры поддержки могут быть реализованы совместно с КМСП – она же будет вести реестр программ развития и проведение мониторинга реализации таких программ, следует из документа. Присоединиться к программе смогут только те субъекты МСП, которые уже имеют опыт исполнения договоров в рамках закупок.

Законопроект разработан в рамках федерального проекта по акселерации субъектов МСП нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», следует из пояснительной записки.

«Практика показывает отсутствие у субъектов МСП профессиональных и финансовых возможностей обеспечить исполнение договоров, заключенных по результатам закупки.

Принятие федерального закона создаст условия для увеличения квалифицированных и конкурентоспособных поставщиков, уровень технологической готовности которых будет соответствовать требованиям заказчиков», – говорится в документе.

Законопроект по «выращиванию» разработан Минэкономразвития при участии КМСП и крупнейших заказчиков, эта тема обсуждалась на совете директоров корпорации под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова, передал через представителя генеральный директор КМСП Александр Исаевич.

По его словам, реализация этой инициативы даст возможность создавать дополнительные условия для развития производства, в том числе инновационного, выводить на рынок новые товары и проводить политику импортозамещения.

«Очень важно, чтобы эта законодательная инициатива стала дополнительной мерой господдержки предпринимателей, которые хотят сотрудничать с крупными госкомпаниями и наладить стабильный канал сбыта своей продукции.

Значительную роль в выстраивании нового механизма должны сыграть регионы, которые будут помогать встраивать региональных поставщиков в цепочки поставок в рамках 223-ФЗ», – добавил Исаевич.

Предполагается, что малому бизнесу будет оказываться финансовая, правовая, методическая, информационная и другая помощь, отмечает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Читайте также:  Как учитывать расходы ООО?

По его оценке, это будет способствовать росту их конкурентоспособности и уровня квалификации.

По результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз Минюстом были представлены замечания на законопроект, но они в целом учтены, отмечает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

По ее словам, законопроект предлагает такое регулирование правоотношений, которое позволит обеспечить прозрачность процедур утверждения и реализации указанных программ. Также у субъектов МСП будет равный доступ к поддержке, оказываемой заказчиками при участии АО «Корпорация МСП» и иных заинтересованных организаций.

Предложенный механизм будет полезен для компаний, которые уже известны на рынке, считает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Но это может усложнить участие в закупках новых компаний, ранее не участвовавших в тендерах: их конкурентная позиция будет ослаблена, такие компании в меньшей степени будут готовы выполнять требования заказчика по срокам и качеству исполнения.

«С точки зрения развития конкуренции и коррупционных рисков мы бы пока не спешили с безусловным принятием этой идеи», – добавил он.

Программы «выращивания» поставщиков из сектора МСП уже несколько лет успешно работают во многих регионах на базе региональных центров развития квалификаций или бизнес-центров, отмечает доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадим Ковригин. Законопроект Минэкономразвития предполагает частично перенести центр ответственности за такое «выращивание» на крупнейших заказчиков, считает эксперт.

Суть инициативы не нова – у большинства крупных западных компаний есть подобные внутренние положения, отмечает член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян.

Как правило, крупная корпорация заинтересована «выращивать» своего поставщика, чтобы предприятие отвечало заданным требованиям и было способно предложить подходящие товары и услуги в необходимом количестве.

При этом важно учитывать все существующие в системе закупок сложности в виде аффилированности заказчика и поставщика и возможных неконкурентных сговоров, добавляет эксперт.

На первый взгляд это выгодно всем сторонам: поставщики получат помощь, а заказчики снизят риски отказов от исполнения контрактов либо поставки товаров или услуг ненадлежащего качества, указывает Ковригин.

Но, по его словам, это чревато «выращиванием» «ручных» поставщиков и сговорами.

«Сама по себе идея хорошая, но только если она будет открытой, публичной, с четкими критериями присоединения к программе», – считает эксперт.

Минэк предложил разрешить госкомпаниям «выращивать» своих поставщиков — РБК

При этом участие компании-подрядчика в программе не гарантирует, что заказчик заключит с ним контракт. После завершения всех мероприятий подрядчик должен будет участвовать в закупках на конкурентной основе, пишут «Ведомости».

Вести реестр программ развития, организованных компаниями-заказчиками, планируется поручить «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорации МСП). Она же будет осуществлять мониторинг реализации программ.

«Практика показывает отсутствие у субъектов МСП профессиональных и финансовых возможностей обеспечить исполнение договоров, заключенных по результатам закупки.

Принятие федерального закона создаст условия для увеличения квалифицированных и конкурентоспособных поставщиков, уровень технологической готовности которых будет соответствовать требованиям заказчиков», — поясняется в материалах к поправкам, разработанным Минэкономразвития.

Идея о том, что у госкомпаний должна быть возможность «вырастить» поставщиков, была озвучена еще в 2018 году, сообщает газета. Однако к той версии законопроекта у Минюста возникли вопросы и Минэкономразвития доработало проект с учетом замечаний. В министерстве «Ведомостям» сообщили, что замечания Минюста носили в основном технический характер.

В «Деловой России» считают, что такие программы развития будут полезны для компаний, которые уже известны на рынке, но могут затруднить вход для новых игроков, до этого не участвовавших в тендерах. «С точки зрения развития конкуренции и коррупционных рисков мы бы пока не спешили с безусловным принятием этой идеи», — подчеркнул сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян.

Член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян в свою очередь предупредил о необходимости учитывать все существующие сложности, включая возможную аффилированность заказчика и поставщика, и возможность конкурентных сговоров.

На сайте Корпорации МСП указано, что она уже проводит мероприятия по поддержке малых и средних компаний совместно с регионами.

«Целевым результатом реализации мероприятий по «выращиванию» является увеличение количества активных и экономически стабильных субъектов МСП, выпускающих в том числе инновационную и высокотехнологичную продукцию, конкурентоспособные товары, работы, услуги, пользующиеся спросом на целевом отраслевом сегменте рынка, в том числе товары, отвечающие требованиям программ по импортозамещению заказчиков», — отмечается на сайте корпорации.

В частности, реализуется методологическая поддержка компаний, а также обучение и кредитно-гарантийная, лизинговая, маркетинговая поддержка. На сайте сказано, что в 2019 году 50 сотрудников региональных команд и 69 — в 2020 году прошли повышение квалификации на площадке Корпорации МСП.

С 1 февраля 2022 года малый и средний бизнес получит поддержку через платформу мсп

Правительство утвердило проведение эксперимента по оказанию услуг малому и среднему бизнесу на цифровой платформе МСП. Тестовый запуск сервиса намечен на 1 февраля 2022 года.

Участники проекта

Воспользоваться возможностями платформы смогут не только представители МСБ, но также самозанятые и граждане, планирующие начать собственное дело. Услуги площадки позволят предпринимателям упростить открытие, ведение и развитие бизнеса.

В эксперименте принимают участие Минцифры, Минэкономразвития, Банк России, Федеральная налоговая служба и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП). Проект открыт для новых участников – к нему могут присоединиться другие министерства, госструктуры, институты развития, кредитные и страховые организации.

Эксперимент продлится до 1 февраля 2025 года. По его результатам организаторы проекта проведут аналитическую работу и масштабирование платформы.

Доступные возможности

Эксперимент предполагает создание набора сервисов для представителей МСБ на базе новой экосистемы, представленной специальной цифровой платформой. В ее разработке принимали участие Минэкономразвития и Корпорация МСП. На портале для предпринимателей будет доступен адресный подбор мер поддержки, которые будут проактивно одобрены.

Кроме того, площадка позволит получать услуги, которые необходимы бизнесу на разных этапах его развития. Все сервисы предоставляются дистанционно, личное присутствие гражданина не требуется. Госструктуры, участвующие в эксперименте, будут сами обмениваться нужной информацией через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Предприниматели смогут завести на цифровой платформе собственный цифровой профиль. С его помощью пользователь сможет применять определенные инструменты, набор которых зависит от текущих потребностей бизнеса.

Кроме того, на портале после регистрации станут доступны сервисы «Старт бизнеса», «Налоговые услуги», «Получение кредита», «Конструктор документов» и «Законодательный бизнес-дайджест».

К 2024 году правительство намерено реализовать на цифровой платформе МСП не менее 20 инструментов, верифицированных бизнесом.

Главная задача экосистемы для малого и среднего бизнеса – решение распространенных проблем, с которыми часто имеют дело предприниматели:

  • нехватка сведений о доступных мерах поддержки;
  • необходимость регистрироваться в разных сервисах для получения положенной помощи;
  • сбор нового пакета однотипных документов при каждом обращении в ведомства.

В проекте бюджета москвы на 2022-2024 годы предусмотрены средства на поддержку малого и среднего бизнеса и развитие цифровой инфраструктуры

Заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Павел Дитятев рассказал депутатам об основных направлениях бюджетных расходов на предстоящие три года на поддержку малого и среднего предпринимательства и развитие цифровой среды в городе Москвы.

В проекте бюджета Москвы на 2022–2024 годы на поддержку субъектов МСП и популяризацию предпринимательской деятельности запланировано 34,6 млрд рублей, из них в 2022 году — 12,1 млрд рублей.

Средства предусмотрены в рамках реализации мероприятий трех государственных программ: «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы», «Развитие цифровой среды и инноваций» и «Столичное образование».

На прямую финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в 2022 году планируется направить 4,2 млрд рублей. Предусмотрено выделение субсидий и грантов по программам обновления производственных фондов, поддержке лизинга и франчайзи, продвижения продукции, в том числе и на экспорт.

«Помимо широкого спектра программ прямой финансовой поддержки субъектов МСП в Москве реализуются проекты по развитию инфраструктуры для бизнеса.

В 2022 году в городском бюджете предусмотрено выделение 4,8 млрд рублей организациям, осуществляющим деятельность в сфере методологической, организационной и информационной поддержки бизнеса, помогающие продвижению товаров, работающие с инновационными компаниями», — отметил Павел Дитятев.

Следующее направление расходов — популяризация предпринимательской деятельности и профориентационная работа с молодежью. В 2022 году на эти цели планируется выделить 3 млрд рублей.

На проекты в области цифровизации на предстоящие три года будет направлено 299 млрд рублей, из них в 2022 году — 102 млрд рублей. Бóльшая часть средств предусмотрена в рамках государственной программы города Москвы «Развитие цифровой среды и инноваций».

«В 2022 году 24,7 млрд рублей планируется выделить на повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет внедрения цифровых технологий.

Приоритетным направлением является повышение степени цифровизации столичного здравоохранения. На эти цели направляется 6,7 млрд рублей.

Еще 2,8 млрд рублей предназначено на развитие цифровых сервисов в сфере образования.

На развитие и совершенствование информационной системы управления городским хозяйством в будущем году будет направлено 3,5 млрд рублей. Средства позволят, в том числе повысить эффективность использования коммунальной техники за счет внедрения технологий геолокации», — рассказал Павел Дитятев.

Продолжатся закупки современной вычислительной техники. В 2022 году на эти цели выделяется 12,5 млрд рублей, из них 4,1 млрд рублей образовательным организациям города Москвы, 2,1 млрд рублей — больницам и поликлиникам.

Почти 7 млрд рублей будет направлено на развитие городской сети wi-fi и улучшение качества предоставления бесплатного доступа в интернет для москвичей, а также доступ в сеть органам исполнительной власти Москвы.

На повышение доступности и качества городских цифровых услуг в следующем году планируется выделить 7,9 млрд рублей. Средства будут направлены на развитие общегородской информационной платформы электронных услуг и сервисов. На обеспечение безопасности данных и защиту от несанкционированного доступа к московской цифровой инфраструктуре запланировано 2,1 млрд рублей.

Как государство поддерживает малый и средний бизнес

Государство, региональные и муниципальные власти жизненно заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Рост показателей их доли в валовом продукте территорий означает:

  • открытие новых рабочих мест и улучшение показателей занятости;
  • рост доходов домохозяйств и качества жизни населения;
  • новое качество трудовых ресурсов;
  • устойчивые и растущие налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
  • инвестиционную привлекательность региона для нового бизнеса.

Помощь МСП и поддержка ИП формируются на федеральном и региональном уровнях по следующим направлениям:

  1. Финансовая.
  2. Имущественная.
  3. Нефинансовая (информационно-консультационная).

Государственная поддержка субъектов МСП в сфере сельского хозяйства осуществляется в особом режиме ввиду специфики отрасли.

Помощь предпринимательству России в целом и поддержка бизнеса в Москве осуществляется по следующим основным направлениям.

Финансовая помощь МСП и ИП

  • Налоговые льготы (использование спецрежимов УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)
  • Финансовые льготы грантов и безвозмездных субсидий на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.
  • Административные льготы — это такие послабления, как упрощенный бухучет и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры, наличие специальной квоты для МСП в госзакупках.
  • Содействие развитию кредитования малого бизнеса — предоставление гарантий государственных гарантийных фондов, получение займов в региональных фондах микрофинансирования МСП и Российском МСП-банке.
  • Субсидии малому бизнесу на компенсацию затрат, которые уже были произведены — предоставляются на конкурсной основе после анализа первичной бухгалтерской документации, подтверждающей произведенные затраты.
Читайте также:  Куда подавать уведомление о переходе на УСН?

Имущественная помощь МСП и ИП

  1. Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в аренду на льготных условиях.
  2. Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в собственность на льготных условиях.

  3. Создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства.

  4. На условиях льготной аренды субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью.

Административная и информационно-консультационная помощь МСП и ИП

Упрощение отчетности или освобождение от некоторых ее видов.

Оказывается по двум основным направлениям:

  • создание инфраструктуры консалтинга предпринимательства;
  • создание информационной среды развития предпринимательства.

В рамках создания инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу.

Принципы и меры по поддержке малого бизнеса формируются на федеральном уровне. Детали для использования их в работе необходимо уточнять в конкретном регионе. Лучше это делать в местных Центрах поддержки бизнеса.Полная информация содержится на сайте Министерства экономического развития РФ и региональных профильных министерств и ведомств.

Государственная помощь для организаций и ИП в наиболее пострадавших отраслях

В период распространения коронавирусной инфекции речь идет об экономическом выживании многих представителей МСП и ИП.

Правительством для преодоления последствий режима повышенной готовности разработаны меры поддержки экономики и предпринимательства:

Вид государственной помощи МСП и ИП в 2020 году
На кого распространяется
Нормативно-правовой акт
Финансовая поддержка
Отсрочки по налогам и страховым взносам, снижение платежей Организации МСП и ИП из списка пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей

Важные изменения для малого и среднего бизнеса с 2022 года

Диана Смирнова, 08/06/2021

  • 4 июня 2021 года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент Владимир Путин заявил об изменении УСН.
  • Главное изменение — с 1 января
    2022 года компании, работающие в сфере общественного питания, будут
    освобождены от НДС, если их годовая
    выручка не будет превышать 2 млрд рублей.

По словам президента это позволит снизить фискальную нагрузку на бизнес и
избежать искусственного дробления. Государство ожидает, что такие меры помогут
в обелении бизнеса.

Второе изменение — такие компании смогут
платить пониженные страховые взносы даже при численности штата до 1,5 тысячи
человек (сейчас этот лимит равен 250). То есть их страховые будут на уровне
МСП.

Третье изменение — для них повышается
планка по антимонопольному контролю. Под него будут попадать компании с
выручкой свыше 800 тысяч рублей, а не 400 тысяч как сейчас.

Четвертое изменение — меняются сроки
расчета с поставщиками по госконтракту. Если сейчас расчет происходит через 30
рабочих дней, то с 2022 года срок снижается до 15 рабочих дней.

В-пятых, государство будет компенсировать
комиссию за использование СБП.

В-шестых, КМСП будет выдавать зонтичное
поручительство по кредитам для МСП.

Итак, изменения касаются не всех, а лишь
общепита. Это пилотный проект, который потом может расшириться и на другие
отрасли.

Во-первых, это человекоемкая отрасль, в
которой НДС ощутимо давит на прибыль.

Во-вторых, это результат эффективной
работы лобби общепита. Предприниматели именно этой отрасли решили сами себя
спасти и наглядно доказали, что при упорной работе это возможно.

  1. Справка

До 2013 года общепит выживал благодаря дроблению. Часто не пробивались
чеки, отдельно продавалась еда и алкоголь и т. д. Одним словом, отрасль
пыталась выжить и шла на разные ухищрения, но все это перестало работать с
приходом программы налогового администрирования, автоматизированного учета НДС
и налоговой программы «Белый общепит». Выживать стало трудно. Практически
невозможно.

В сложившейся ситуации отрасль решила
бороться через Ассоциацию отельеров и рестораторов. Вице-президент Федерации
рестораторов и отельеров Сергей Миронов активно разъяснял чиновникам в течение
трех лет, что обеление бизнеса без отмены НДС невозможно. Долгие старания дали
результат идею отмены НДС для общепита весной 2021 года поддержали Минфин и
руководитель ФНС Даниил Егоров.

Итак, общепит отстаивал свои нужды. И это
не просто сработало, это продемонстрировало, что надо организовывать лобби
своих отраслей и работать с чиновниками.

Малый бизнес госкомпаний

Белый дом предлагает привлечь госкомпании к поддержке малого бизнеса: госАО смогут создавать в секторе потенциальных поставщиков, следует из внесенного в Госдуму законопроекта. Партнерство с госАО не дает компаниям МСП гарантий контрактации при конкурентных процедурах и иных преференций, кроме возможности получения опыта.

ГосАО же поправки должны «помочь» в выполнении требований поддержки МСП и импортозамещения.

Впрочем, отсутствие ограничений на аффилированность в закупках у МСП может стимулировать госАО к созданию «дочек» на вырост и расширить «лазейку» для обхода закона о закупках госкомпаний за счет закупок у взаимозависимых лиц — хотя и даст необходимый рост сектору МСП.

Белый дом внес вчера в Госдуму проект поправок к закону о развитии МСП — о расширении участия госкомпаний в поддержке малого бизнеса. Так, госАО смогут создавать и «выращивать» поставщиков из числа МСП для участия в закупках.

ГосАО будут утверждать программы их развития и финансировать их.

Программы развития могут включать финансовую, правовую, методологическую, информационную поддержку и реализоваться совместно с «Корпорацией МСП», хотя и не дают преференций таким «дочкам» при отборе поставщиков «материнской» госкомпанией: в нем они должны будут участвовать как все.

Минэкономики в пояснительной записке ссылается на несоответствие требованиям заказчиков нынешних МСП — и менторство госкомпаний должно решить эту проблему.

У заказчиков уже есть возможность развивать программы партнерства в рамках ФЗ-223, напоминают в Минфине. «Участникам такой программы партнерства заказчик может предоставлять авансирование не менее 30%»,— отмечают в ведомстве, но этот механизм распространяется на поставщиков с опытом, а новации Минэкономики нацелены на «выращивание» госкомпаниями новых МСП.

Глава «Корпорации МСП» Александр Исаевич поясняет, что крупнейшие заказчики смогут рассчитывать на повышение качества закупок. «В условиях санкций и вектора на импортозамещение заказчики заинтересованы в том, чтобы развивалось отечественное производство.

Малый и средний бизнес, имея больше возможностей для перепрофилирования и развития новых технологий, способен оперативно подстроиться под изменяющиеся условия рынка. Появляется возможность развивать отрасли и направления, наиболее перспективные для сотрудничества»,— отмечают в пресс-службе корпорации.

Напомним, что госкомпании обязаны закупаться у МСП в рамках квоты — 20% годового объема (25% с 2022 года), с 2021 года действуют также квоты на закупки у производителей РФ.

При этом создание и выращивание МСП — «дочек» госкомпаний для закупочных нужд одновременно расширит и объем их закупок у взаимозависимых лиц, раскрытия сделок с которыми не требует ФЗ-223 — напомним, с появлением этой нормы из публичного поля уже ушло около трети всех закупок госАО объемом в 11 трлн руб.

Отсутствие данных о сделках со «своими» МСП позволит компаниям и закупать импорт в обход обязательных квот на закупки российской продукции, и облегчит им отчетность об импортозамещении — в «видимой» части закупок по ФЗ-223 можно будет оставить только российских поставщиков.

Судебная практика по участию в закупках аффилированных лиц сейчас противоречива, хотя Минэкономики настаивает на отсутствии ограничений на такие закупки. Новации эту возможность для госАО и МСП узаконят.

Вероятно, риски аффилированности не рассматриваются всерьез: по оценкам «Корпорации МСП», уровень аффилированности в ФЗ-223 составляет 0,3%.

Появление же новых компаний обеспечит необходимый в соответствии с нацпроектом рост числа МСП.

Диана Галиева, Олег Сапожков

Минэкономразвития предложило госкомпаниям условия развития подрядчиков

Госкомпаниям разрешат создавать специальные программы развития подрядчиков и поставщиков из малого и среднего бизнеса (МСБ). Механизмы помощи МСБ описываются в поправках к закону о развитии предпринимательства, которые доработало Минэкономразвития, сообщают «Ведомости» со ссылкой на законопроект.  

Крупнейшими заказчиками, закупающими продукцию у субъектов МСБ, по результатам 2020 года были РЖД (222,4 млрд рублей), «Ростелеком» (140,9 млрд рублей), Сбербанк (118,1 млрд рублей), банк ВТБ (75,5 млрд рубле), «РЖД строй» (72,1 млрд рублей), по данным Корпорации МСП. Программы развития для МСБ будут реализовываться по соглашениям между поставщиками (подрядчиками) и самим заказчиками. Законопроектом не предусматриваются гарантии приобретения товаров, работ и услуг у компаний МСБ.

Это вторая версия документа, первая была анонсирована в 2018 году, но тогда законопроект вызвал ряд замечаний у других министерств.

  «В процессе доработки законопроекта были внесены изменения в пояснительную записку к законопроекту, а также уточнены отдельные формулировки», — сообщил собеседник в Минэкономразвития.

Там ожидают, что доработанный законопроект в ближайшее время будет рассмотрен правительством.

По законопроекту перечень основных требований к участникам программ развития и требования к проведению отбора компаний МСБ должно утвердить правительство. Сам отбор поставщиков, определение требований, а также финансирование программы будут проводить крупнейшие заказчики.

Они будут определять также индивидуальные карты развития для «опекаемых» с перечнем мероприятий по поддержке и указанием сроков и ответственных лиц.

 Предлагается в качестве критерия для отбора использовать «индекс технологической готовности» — к внедрению новых технологий, модернизации, реконструкции и техническому перевооружению производства.

Госкомпания может не проводить отбор, если количество поданных заявок меньше установленного порога, а меры поддержки могут быть реализованы совместно с Корпорацией МСП. Она  же будет вести реестр программ развития и проведение мониторинга реализации таких программ, следует из документа.

Присоединиться к программе смогут только те компании, которые уже имеют опыт исполнения договоров о закупках.

«Принятие федерального закона создаст условия для увеличения квалифицированных и конкурентоспособных поставщиков, уровень технологической готовности которых будет соответствовать требованиям заказчиков», – говорится в документе.

Реализация этой инициативы даст возможность создавать дополнительные условия для развития производства, в том числе инновационного, выводить на рынок новые товары и проводить политику импортозамещения, передал гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич через представителя. «Значительную роль в выстраивании нового механизма должны сыграть регионы, которые будут помогать встраивать региональных поставщиков в цепочки поставок в рамках 223-ФЗ», — добавил Исаевич.

Программы «выращивания» поставщиков из сектора МСП уже несколько лет успешно работают во многих регионах на базе региональных центров развития квалификаций или бизнес-центров, сказал доцент РЭУ имени Плеханова Вадим Ковригин.

Законопроект Минэкономразвития предполагает частично перенести центр ответственности за такое «выращивание» на крупнейших заказчиков, полагает эксперт.

«Сама по себе идея хорошая, но только если она будет открытой, публичной, с четкими критериями присоединения к программе», – считает эксперт.

У большинства крупных западных компаний есть подобные внутренние положения, отметил член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян. Корпорации, по его словам, заинтересованы «выращивать» своего поставщика, чтобы предприятие отвечало заданным требованиям и было способно предложить подходящие товары и услуги в необходимом количестве. 

Читайте также:  Какие коды оквэд подобрать для ремонта и обслуживания оргтехники?

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

В начале июля 2021 года были приняты поправки в закон о контрактной системе (44-ФЗ) и в закон о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ). Все подробности читайте здесь >>>

Начиная с 1 января 2022г. законодатели вносят существенные изменения в порядок проведения закупочных процедур и участия в них. Участникам закупок уже сейчас необходимо подготовиться к участию в процедурах в соответствии с новыми правилами.

Что изменится в закупках после вступления в силу оптимизационных изменений 44-ФЗ

(для подробного просмотра нажмите на крестик):

Сокращение конкурентных способов закупок и изменения «внутри» самих процедур
В правовых источниках отмечено, что, когда начнёт действовать новый закон о контрактной системе, останется только 3 процедуры. В реальности со всеми «подвидами» закупок процедур гораздо больше. С 2022 года способ закупки «запрос предложений», а также такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, перестанут существовать. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Приводим сравнительную таблицу существующих способов закупок и тех способов, которые предусмотрены с начала 2022 года.

Процедуры до 31.12.2021 г. Процедуры с 01.01. 2022 г.
  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка у единственного поставщика)
  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка у единственного поставщика)
Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион​
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс
    • конкурс с ограниченным участием
    • двухэтапный конкурс
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс с ограниченным участием
    • закрытый двухэтапный конкурс
  3. Запрос котировок
  4. Запрос предложений
Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион
    • закрытый аукцион в электронной форме
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс в электронной форме
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс в электронной форме
  3. Запрос котировок в электронной форме

Как видно из таблицы, с 2022 года способ закупки «запрос предложений», а также такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, перестанут существовать. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Сравнение действующих требований к проведению и участию в эл.аукционе с новым положением с 2022г.

Кроме изменений количества способов закупок предусмотрены и нововведения внутри самих процедур. Рассмотрим их на примере электронного аукциона.

В настоящее время С 01.01.2022 г.
Структура заявки на участие Состоит из двух частей Единая форма заявки без разделения на части
Указание наименования страны происхождения товара Наименование страны происхождения товара включается в первую часть заявки Наименование страны происхождения товара с учетом классификатора стран мира включается в заявку
Декларирование принадлежности к СМП, СОНКО Требуется в составе второй части заявки продекларировать принадлежность к СМП, СОНКО (при наличии преимуществ участия для СМП, СОНКО) В составе заявки не требуется декларирования принадлежности к СМП
Основания для отклонения заявки При установлении запрета на поставку иностранных ТРУ заявки направляются на рассмотрение заказчику, в том числе те заявки, которые содержат предложение о поставке иностранных ТРУ. Автоматическое отклонение не предусмотрено Заявка будет автоматически отклонена оператором электронной площадки, если установлен запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник предлагает иностранные ТРУ (с использованием классификатора стран мира указана иностранная страна (страны) происхождения товара)
Причина отклонения заявки, связанная с обеспечением заявки Отсутствие основания для отклонения заявки при несоответствии банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ Несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве ОЗ, требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ
Сроки внесения изменений в извещение Не позже чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок
Продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб. 
  • не менее 7 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.
До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 7 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 3 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.
Начало проведения торгов Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Участие в торгах: время для подачи ценового предложения 10 минут 4 минуты
Общее время для проведения торговой сессии Неограниченно 5 часов с момента начала торгов

Структурные изменениями в сфере закупок
Сейчас извещения и документация закупок проводятся по всем видам процедур, кроме запроса котировок. С 1 января 2022 г. предусмотрено только извещение о закупке со стандартными требованиями и условиями. Но извещение в виде обязательных условий всё равно включает документацию.
Нужно включить следующие документы:

  • Обоснование НМЦК с информацией о валюте.
  • Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению. Не разрешается устанавливать требования, ограничивающие количество участников закупки.
  • Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах по настоящему ФЗ.
  • Проект контракта.

Только для закрытых закупок предусмотрена документация о закупке в стандартном виде.
С начала 2022 г. на всех этапах проведения закупки будет применяться электронный документооборот (ЭДО). Серьёзные изменения начались уже в 2021-ом, но на некоторых этапах проведения закупки использование ЭДО необязательно.

Сейчас электронные документы применяются в тестовом режиме. Например, с 5 июля 2021-го участник может направить жалобу в электронном виде, используя новый функционал личного кабинета ЕИС.
Все стадии закупок с 2022г.

планируется оформлять в электронном виде, включая оплату по контрактам, которая будет проводиться по электронным актам в ЕИС, подписанным с 2-х сторон.

Сокращение сроков оплаты по контрактам
Сейчас при закупке на общих основаниях, в которой участвуют все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, т. е. после подписания закрывающих документов, осуществляется в течение 30-ти календарных дней.

Если закупка проводилась по особым требованиям ст. 30 44-ФЗ для СМП и СОНКО, оплата осуществляется в течение 15-ти рабочих дней.

  • С 1 января 2022г. сроки оплаты по контрактам сократятся:
  • 10 дней – закупка для СМП и СОНКО;
    15 дней – закупка для иных участников.
  • С 2023 г. предусмотрен еще более короткий срок оплаты:
  • 7 дней – закупка для СМП и СОНКО;
    10 дней – закупка для иных участников.

Если поставщик нарушит обязательства, заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа. Но условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Увеличение доли закупок среди МСП
Увеличится доля закупок, проводимых среди СОНКО (44-ФЗ) и СМП (223-ФЗ), с 15% до 25% от общего объёма закупок. В дальнейшем доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП (223-ФЗ )будет расти.

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

Новые виды обеспечения закупок
C 1 января 2022г. заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Также появится новая форма обеспечения в виде независимой гарантии. Сейчас участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять.

В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Также вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин разъяснил, что цель поправок – сделать обеспечение исполнения контрактов жизненного цикла более доступным для участников.

Новые требования по ст. 31 44-ФЗ
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Исключение информации об участниках из открытого доступа
Из открытого доступа в 2022г. исключат сведения по зарегистрированным в ЕРУЗ участникам закупок.

Изменения в основаниях возврата заявки участнику
Оператор может отклонить заявку:

Если заказчик запретил доставку иностранных ТРУ, а участник указал в заявке иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
Если закупка проводится для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП. Участник декларирует свою принадлежность только к СОНКО, а статус СМП определяется автоматически.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *