Страховые взносы передали под контроль ФНС

С 01.01.2017 в НК РФ появятся новые глава 2.1 и раздел XI «Страховые взносы в РФ». Всем известный 212-ФЗ станет недействительным, а в ряд законов о пенсионном и социальном страховании будут внесены корректировки. Что изменится в страховых взносах? Как отчитываться и платить по ним за 2016 и 2017 годы? Как подготовится к нововведениям? Ответы вы найдете в нашем материале.

Как исчислять страховые взносы в 2017 году

В 2017 году порядок исчисления страховой базы и размеры ставок взносов останутся прежними, за исключением следующих случаев:

  1. С 01.01.2017 вводятся ограничения на суммы суточных, не облагаемых взносами (п. 2 ст. 422, п. 3 ст. 217 НК РФ):

По суммам суточных, выданных свыше указанных пределов, придется рассчитывать и уплачивать страховые взносы. До 2017 года этих ограничений не было, суточные освобождались от обложения взносами в полном размере.

  1. Организации (ИП), применяющие УСН и занимающиеся обрабатывающими производствами, перечисленными в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, в 2017–2018 годах продолжат уплачивать взносы за своих работников по пониженным ставкам (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ), но при условии, что доход за год не будет превышать 79 млн руб. Причем лимит доходов для применения УСН в 2017 году будет составлять 120 млн руб. (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). В 2016 году ограничения по суммам доходов присутствовали только в рамках допустимости применения УСН (79,74 млн руб.).

Рекомендации! Проследите за тем, чтобы в программах по расчету взносов с 01.01.2017 появилась возможность автоматического контроля перечисленных выше лимитов по доходам с детальности на УСН и суточным.

Для вашего удобства мы подготовили текст письма, который рекомендуем отправить по электронной почте тем, у кого вы покупали вашу бухгалтерскую программу. Этим вы защитите себя и свою компанию от ошибок в отчетности.

Страховые взносы передали под контроль ФНС

Скачать образец письма

Проведите сверку расчетов и взыскание недоимок

При наличии задолженностей по взносам перед ПФР (ФСС) на 01.01.2017 их взыскание будет проводиться ФНС в соответствии с НК РФ, но только после получения из ПФР (ФСС) документов по плательщику. До этого момента задолженности по взносам будут взыскиваться ПФР (п. 3.3.1 п. 6.4 письма ФНС от 02.02.2016 № БС-4-11/1539@ «О проекте Дорожной карты»).

Подписанные с ПФР (ФСС) акты сверок в дальнейшем помогут вам избежать недоразумений в случае неверного переноса в ФНС сальдо по взносам.

Администрирование страховых взносов опять передали ФНС

     Многострадальные страховые взносы снова сменили «хозяина». Вспомним историю их перехода от одного администратора к другому.

     В 90-е годы прошлого века работодатели уплачивали страховые взносы в каждый страховой фонд отдельно.

С 1 января 2001 года был введён единый социальный налог (ЕСН), который «был предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь».

Он включил в себя взносы в Пенсионный фонд, в Фонды обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования. Кроме взносов в фонды, в составе ЕСН был взнос в федеральный бюджет. Несмотря на то, что налог был как бы единый, взносы всё равно платились отдельно в каждый фонд и в ФБ РФ.

     ЕСН просуществовал 9 лет. С 1 января 2010 года этот налог был отменён и страховые взносы снова начали администрироваться каждым фондом отдельно, только Пенсионному фонду поручили дополнительно вести учёт взносов в фонды ОМС.

     И вот наступила «реинкарнация» ЕСН: страховые взносы снова решили объединить и передать под контроль Федеральной налоговой службе. Но сейчас страховые взносы не стали переименовывать в налог, а просто добавили в Налоговый кодекс, страхователей обязали уплачивать страховые взносы в ФНС, а ФНС обязали заниматься их учётом.

     Для этого Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ в Налоговый кодекс РФ добавлены две главы.

     В главе 2.1 устанавливаются общие условия применения страховых взносов. Обязательными элементами установления страховых взносов являются:

  • объект обложения страховыми взносами;
  • база для исчисления страховых взносов;
  • расчётный период;
  • тариф страховых взносов;
  • порядок исчисления страховых взносов;
  • порядок и сроки уплаты страховых взносов.

     Глава 34 НК подробно регламентирует порядок начисления и перечисления страховых взносов. Во многом она повторяет нормы Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Но есть и небольшие изменения.

     В число плательщиков страховых взносов добавлены арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные. Они будут уплачивать страховые взносы так же, как индивидуальные предприниматели.

     Уточнено понятие отчётных периодов, ими будут считаться периоды: 1-й квартал, полугодие и 9 месяцев отчётного года. В настоящее время отчётным периодом считается также год, могут считаться и другие периоды для страхователей, начавших или закончивших деятельность в отчётном году.

     Тарифы страховых взносов, в том числе и пониженные тарифы, не изменились по сравнению с установленными законом 212-ФЗ. Есть только одно неприятное новшество для страхователей, применяющих упрощённую систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, перечисленных в законе. Например, какой-либо вид производства.

Сейчас для них установлен страховой тариф в размере 20% в ПФ РФ и 0% в ФОМС и ФСС. Страховой тариф не изменён, но установлено ограничение суммы годового дохода, при которой может применяться этот тариф. Если сумма дохода нарастающим итогом с начала года превысит 79 миллионов рублей, то предприятию или ИП, применяющему УСН, придётся перейти на общие (не пониженные) страховые тарифы.

     Напомним, что этим же законом № 243-ФЗ была увеличена до 120 миллионов рублей величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощённой системы налогообложения.

В 2016 году эта величина составляет 79,74 миллионов рублей.

Таким образом, для многих налогоплательщиков УСН, прежде всего, занимающихся производством, повышение лимита доходов не будет иметь никакого значения, более того, их положение несколько ухудшится.

     Немного изменились условия применения пониженных тарифов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

     Для плательщиков осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности требуется, кроме применения ими УСН, включение их в «реестр учёта уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств».

     Изменились сроки подачи отчётов по страховым взносам.

Сейчас отчётность (в электронном виде) подаётся в ПФ РФ не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, а в ФСС РФ не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчётным периодом.

Для отчётов на бумажных носителях сроки подачи сокращаются на 5 дней. По новому закону отчитываться нужно будет в ФНС не позднее 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом. В связи с этим будут разработаны новые отчётные формы.

     В случае, если в представляемом в ФНС расчёте сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчётный (отчётный) период, не соответствуют указанной в данном расчёте сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчёт считается непредставленным, о чём плательщику не позднее дня, следующего за днём представления расчёта, направляется соответствующее уведомление.

     В пятидневный срок со дня получения указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчёт, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчёта считается дата представления расчёта, признанного первоначально не представленным.

     Правильность заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет проверять территориальный орган ФСС и сообщать об этом в налоговую инспекцию, которая будет контролировать правильность уплаты страховых взносов на социальное страхование с учётом полученной информации.

Читайте также:  Появились подробности о новом налоговом режиме для МСП

     Закон № 243-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 года. Он внесёт большие изменения и дополнительные трудности в работу бухгалтеров. Мы будем следить за появлением новых документов и отчётных форм, связанных с этим законом, и сообщать об этом в нашей газете.

Страховые взносы передали под контроль ФНС

Комиссия по страховым взносам в налоговой

Причины, по которым компании попадают на комиссии по взносам в налоговой, ФНС обнародовала еще несколько лет назад в своем письме от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Недоимка по страховым взносам – главный критерий отбора для вызова на комиссию, а основная опасность – проведение заседания в рамках зарплатной комиссии. Мы расскажем вам, как избежать рисков в любой ситуации.

Обоснования вызова на комиссию

Самый страшный вызов комиссии по взносам в налоговой выглядит примерно так:

Страховые взносы передали под контроль ФНС

Столь ужасающие цифры, как в приведенной выдержке из уведомления с вызовом на комиссию, могут прийти как «привет» из прошлого.

Налоговая служба уже несколько лет администрирует все страховые взносы, за исключением той части обязательного социального страхования, которая покрывает:

  • несчастные случаи на производстве;
  • профессиональные заболевания.

Однако, даже усилиями налоговиков, до сих пор не взыскано все, что в свое время не смогли взыскать внебюджетные фонды, которые:

  • не имели прав на частичную блокировку банковских счетов, соответствующую сумме недоимки;
  • взыскивали недоимку весьма нерегулярно (нехватка сотрудников) и неэффективно (например, инкассо приходило только на один, часто безденежный, расчетный счет компании).

В отличие от фондов налоговики не только тщательно следят за уплатой взносов, но и отслеживают другие параметры. Комиссия по легализации налоговой базы, проанализировав данные прошлого года, вызовет на заседание даже примерного плательщика взносов, если он:

  • уменьшил количество работников (опасная граница – 30% от среднесписочной численности за прошедший год);
  • допустил снижение суммы страховых взносов при том, что работников у него меньше не стало (для сравнения налоговики используют данные прошлого года);
  • перестал использовать дополнительные тарифы.

Применение дополнительных тарифов при отсутствии оснований для их применения налоговики навязать не смогут. Поэтому обычно членов комиссии устраивает такое объяснение:

«Наша компания действительно уплачивала дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2017 году, однако в 2018 году была проведена специальная оценка труда (прилагаем), которая установила, что в нашей компании уровень условий труда соответствует отметке «допустимый». Соответственно, мы обнулили дополнительный тариф».

В остальных случаях налоговики всячески будут настаивать на улучшении динамики поступлений взносов.

Как проходит заседание комиссии

Мы не зря упомянули в отношении комиссии по страховым взносам ее другую ипостась, в которой ее обычно именуют «комиссия по легализации налоговой базы». Терминология и методы налоговых комиссий не предусмотрены Налоговым кодексом, это – чистое психологическое давление: от вызова непременно руководителя компании до рассуждений на тему «серых» и даже «черных» зарплат.

Отметим, что не все, сказанное членами комиссии, можно отнести к разряду лишь запугивания. Например, допросы свидетелей – вполне обычное мероприятие налогового контроля. Применяют допросы без ограничений при любых видах проверок (подп. 12 п. 1 ст. 31, ст. 90 НК РФ).

При сопротивлении компании и надеждах налоговиков на возможность улучшить показатели своей инспекции может быть организован допрос не только руководителей, главбуха и других ключевых фигур компании, но и обычных работников. Как показывает практика, «просто работники» обычно не выдерживают даже малейшего психологического давления. Уже сам факт разговора с налоговым инспектором будит в них желание выложить максимально полную информацию.

Наши рекомендации

Более подробно о работе и методах комиссии по взносам в налоговой можно прочитать в наших публикациях:

В указанных материалах рассмотрены также вопросы подготовки к заседанию комиссии и прочие важные моменты. Однако основная наша рекомендация – применять «режим невидимки», то есть строить работу компании так, чтобы она не подпадала под критерии обязательного вызова на комиссию.

Так, клиенты, которые передали расчет зарплаты на аутсорсинг в 1С-WiseAdvice могут быть абсолютно уверены, что мы внимательно следим за отсутствием задолженности по взносам. При этом наши специалисты:

  • плотно взаимодействуют с ИФНС в ходе всего обслуживания;
  • готовят документы (пояснения) и отправляют их в ИФНС (иногда этого достаточно, чтобы руководитель мог не идти на комиссию).

Если визита в налоговую все же не избежать, то наши специалисты готовят пояснения и представляют лично интересы клиента на комиссиях по взносам.

Страховые взносы передали под контроль ФНС

Дата: 01.08.2016 | Автор новости: Ирина Некит

3 июля 2016 года Президент РФ подписал сразу три закона (№ 243-ФЗ, № 250-ФЗ, № 346-ФЗ), направленных на изменение системы администрирования страховых взносов. Все три закона вступают в силу с 1 января 2017 года, после чего контролировать уплату страховых взносов будет Федеральная налоговая служба.

До 2010 года подобная схема уже работала и вполне успешно. Пенсионное, медицинское и социальное обеспечение работников осуществлялось за счёт единого социального налога (ЕСН), который работодатели называли зарплатным налогом.

Позже ЕСН заменили страховыми взносами, создали внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС и ФСС), которым поручили собирать взносы и контролировать процесс их уплаты. Однако собираемость взносов оказалось заметно ниже, чем у ЕСН, поэтому Правительство вернуло полномочия по их администрированию налоговой службе.

Таким образом, фиксированный платеж в пенсионный фонд в 2017 году для ИП платить нужно будет в налоговую.

Понятие «страховые взносы» решили оставить, для чего в Налоговый кодекс введена новая глава 34, которая регулирует тарифы взносов, порядок их уплаты и отчётности. Существенных изменений по суммам для плательщиков страховых взносов, в том числе ИП за себя, не ожидается, но контроль за их собираемостью усилится.

Самая большая задолженность страхователей – по взносам в ПФР. С 2011 года она выросла в 6 раз и сейчас составляет 218, 6 млрд рублей. Задолженность по взносам в ФСС оказалась существенно ниже, поэтому функцию сбора взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний оставили за соцстрахом.

Что касается порядка отчётности, то пока известно, что сдавать надо будет такие отчёты:

  • в ИФНС – новый ежеквартальный единый расчёт, заменяющий РСВ-1, РСВ-2, РСВ-3 и 4-ФСС, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом;
  • в ПФР – ежемесячно до 15-го числа СЗВМ и новая ежегодная форма, которую надо сдать не позднее 1 марта следующего года за отчётный год.

Сведения, полученные от страхователей, налоговые органы направят в фонды для сопоставления, но камеральные и выездные проверки, связанные с уплатой страховых взносов, будут проводить только налоговики. Исключение – если выездная проверка связана с уплатой взносов в ФСС, в этом случае в составе проверяющих будут и сотрудники соцстраха.

До конца этого года ожидается принятие ещё нескольких нормативно-правовых актов по части сбора страховых взносов, в том числе, по новым формам отчётности и порядке их заполнения. Мы будем держать вас в курсе этой темы, следите за нашими публикациями.

Изменения налогового контроля в 2022 году: единый налоговый платеж, проверки ккт и другие

  • С 1 июля 2022 года компании при желании смогут платить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы и проценты одним платежным поручением без уточнения вида платежа и срока его уплаты (новая статья 452 НК РФ).
  • Но для этого необходимо учесть следующие условия и изменения налогового контроля: особый порядок уплаты (перечисления) вправе применять организации, которые осуществили совместную сверку расчетов и по результатам которой не имеется разногласий, и подали заявление о применении особого порядка уплаты (перечисления).
  • При этом надо будет представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, взносам не позднее чем за 5 дней до установленного срока их уплаты:
  • перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа (ЕНП) может быть произведено за компанию-налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) иным лицом. Но оно лишено права требовать возврата из бюджета, уплаченного за компанию ЕНП;
  • зачет денежных средств, признаваемых в качестве ЕНП компании, осуществляется с соблюдением следующей последовательности в отношении обязанностей по уплате:
    • недоимки — начиная с наиболее ранней даты ее выявления;
    • налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов — с даты возникновения обязанности по их уплате на основании налоговых деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов;
    • пеней;
    • процентов;
    • штрафов.
  • компания имеет право на возврат денежных средств ЕНП, по которым налоговым органом не произведен зачет, для чего необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление.
Читайте также:  Может ли ООО, имеющий в собственности небольшой магазин, работать как ИП?

Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 года № 379-ФЗ.

С 1 января 2022 года излишне уплаченные налоги можно зачесть в счет уплаты страховых взносов и наоборот.

Обновленный п. 1 ст. 78 НК РФ предусматривает возможность зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или погашения недоимки не только по налогам, но и по сборам, страховым взносам , включая пени и штрафы.

Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 года № 379-ФЗ.

С 1 января 2022 года руководитель компании (лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности) может получить квалифицированный сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) для нужд юридического лица только в Удостоверяющем центре ФНС.

С указанной даты владельцем сертификата ключа проверки указывают компанию и ее руководителя, т.е. того, кто действует от ее имени без доверенности. «Рядовые» работники также могут подписывать электронные документы компании личными электронными подписями (УКЭП) на основании электронной доверенности, подписанной УКЭП руководителя компании.

Основание — Федеральный закон от 27.12.2019 года № 476-ФЗ.

С 1 марта 2022 года меняется порядок проведения проверок ККТ:

  • проверки ККТ будут именоваться контролем и надзором за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, и регулироваться Федеральным законом от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Положение о контроле и надзоре за ККТ утвердит Правительство РФ. Проводить проверки, как и ранее, будут налоговые органы;
  • плановые контрольные (надзорные) проверки по ККТ проводиться не будут, предусмотрены только внеплановые мероприятия;
  • о проведении внеплановой выездной проверки ККТ контролируемое лицо не уведомляется;
  • контрольные (надзорные) мероприятия в отношении применения ККТ, полноты учета выручки компаниями и ИП будут проводиться также по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ, в том числе в жилых помещениях.

Основание — Федеральный закон от 11.06.2021 года № 170-ФЗ

С 1 марта 2022 года будет действовать новый порядок представления документов через кабинет ККТ.

Все документы компании будут обязаны представлять в инспекцию только в электронном виде через кабинет ККТ (например, заявления о регистрации (перерегистрации), снятии с учета ККТ, отчеты об изменении параметров регистрации, о закрытии фискального накопителя и пр.).

Основание — Приказ ФНС от 19.07.2021 года № ЕД-7-20/673@.

Субъекты малого и среднего предпринимательства из соответствующего единого реестра МСП освобождены от плановых неналоговых проверок (трудовой инспекции, пожарных и пр.) до конца 2021 года (Федеральные законы от 13.07.2015 № 246-ФЗ, от 25.12.2018 № 480-ФЗ, Постановление Правительства от 30.11.2020 № 1969).

Этот мораторий продлен по 31 декабря 2022 года. При этом есть исключения из правил, согласно которым запрет не распространяется на:

  • организации и ИП, в отношении которых за последние 3 года приняты постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, либо наказаний в виде дисквалификации или приостановления деятельности, либо принято решение о приостановлении действия лицензии или аннулировании лицензии;
  • лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля;
  • лиц, в отношении которых проводится лицензионный контроль, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, федеральный надзор в области использования атомной энергии.

Основание — Постановление Правительства от 08.09.2021 года № 1520.

С 1 апреля 2022 года будет отменена унифицированная форма для оформления карточки подписей (форма № 0401026). Банк сможет использовать собственную форму с необходимыми ему сведениями, но при сохранении сокращенного ряда обязательных сведений:

  • наименование юрлица;
  • ФИО лиц, наделенных правом подписи;
  • оттиск печати (при наличии).

Новая инструкция не затрагивает уже существующие счета, так, компаниям не надо оформлять заново карточки с образцами подписей. Кроме того, до 1 октября 2022 года действует переходный период, в течение которого банки обязаны принимать карточки старого образца.

С 1 апреля 2022 года при изменении сведений о компании, указанных при открытии счета (например, наименование юрлица, адреса регистрации), компания представляет подтверждающие документы только по требованию банка. Сейчас такие документы компании обязаны самостоятельно (без требования) представить в банк.

Основание — Инструкция Банка России от 30.06.2021 года № 204-И.

В 2022 году можно отменить доверенность, выданную в простой письменной форме, путем внесения сведений об этом в реестр распоряжений об отмене доверенностей, являющийся составной частью единой информационной системы нотариата (ЕИСН) (обновленный п.1 ст. 189 ГК РФ). Фактически данная возможность появилась с 29.12.2021 года, но с учетом новогодних каникул в «полную силу» это нововведение заработает только в 2022 году.

Для этой цели на базе ЕИСН заработает новый реестр — Реестр распоряжений об отмене доверенностей, выданных в простой письменной форме.

С его помощью можно будет оперативно отменить доверенность в простой письменной форме и известить об этом всех заинтересованных лиц буквально за 1 день.

Причем без посещения нотариальной конторы, направив соответствующие сведения на портале Федеральной нотариальной палаты.

Распоряжение об отмене документа нужно будет подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Факт извещения всех заинтересованных лиц об отмене доверенности будет признаваться автоматически — уже на следующий день после внесения сведений в реестр нотариата. В качестве подтверждения о размещении данной информации в реестре доверитель получит электронное уведомление.

Кстати, доступ к сведениям реестра распоряжений об отмене доверенностей в простой письменной форме будет свободный, круглосуточный и бесплатный для всех — через официальный портал — notariat.ru.

Основание — Федеральный закон от 06.12. 2021 года № 402-ФЗ.

С 1 января 2022 года начали действовать изменения, касающиеся правового режима результатов интеллектуальной деятельности (РИД), созданных при выполнении государственного или муниципального контракта. Отметим некоторые из них:

  • право на получение патента и исключительное право на РИД, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта для государственных и муниципальных нужд, принадлежат исполнителю контракта, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Исключительные права на РИД, непосредственно связанные с обороной и безопасностью, принадлежат РФ, но в ряде случаев права могут закрепляться за исполнителем (ст. 1240.1 ГК РФ);
  • в случае, если работодатель, получивший патент на служебное изобретение или другой объект патентного права, решит прекратить его действие досрочно, он будет обязан уведомить об этом работника (автора) и по его требованию передать ему патент безвозмездно. Если работодатель не уведомил автора о досрочном прекращении действия патента, автор вправе обратиться в суд с иском к работодателю о понуждении к подаче ходатайства о восстановлении действия патента за счет последнего (ст. 1370 ГК РФ)

Основание — Федеральный закон от 22.12.2020 года № 456-ФЗ.

С 1 января 2022 года некоторые компании — работодатели обязаны размещать информацию об имеющихся у них вакансиях на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» или на иных информационных ресурсах, соответствующих определенным требованиям. Надо будет указывать информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.

Эта обязанность, в частности, распространяется на следующих работодателей- юридических лиц:

  • в уставном капитале которых, имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
  • у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел.

Основание: Федеральный закон от 28.06.2021 года № 219-ФЗ

Напомним, что за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, возможно привлечение к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, предусматривающей предупреждение или штраф для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.

С 1 сентября 2022 года компании-распространители рекламы и рекламодатели обязаны передавать в Роскомнадзор сведения о рекламе, размещаемой в сети «Интернет».

На основе представленных сведений Роскомнадзор планирует создать единую базу интернет-рекламы для усиления контроля за рекламой, рекламодателями и ее распространителями. Данное требование не касается распространителей социальной рекламы.

Сведения можно передавать самим либо через операторов рекламных данных, уполномоченных Роскомнадзором и включенных в соответствующий реестр операторов. Порядок передачи информации и состав передаваемых сведений должно определить Правительство. Ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о рекламе пока не предусмотрена.

Основание — Федеральный закон от 02.07.2021 года № 347-ФЗ.

Новелл немало: произошли изменения налогового контроля, вводятся новые правила проверки ККТ, единый налоговый платеж, возможен зачет излишне уплаченных страховых взносов и др. Есть изменения в налоговом законодательстве.

НК РФ обновляется каждый год.

О самых важных поправках по НДС, налогу на прибыль, страховым взносам, НДФЛ и налогу на имущество организаций вы можете прочитать в Шпаргалке от аудиторов и экспертов «Самые важные изменения по налогам и взносам с 1 января 2022 года».

Читайте также:  Признается ли доходом уставной капитал ООО на УСН Доходы минус Расходы?

Органы контроля за уплатой страховых взносов

Наряду с налоговыми платежами организации уплачивают страховые взносы, начисленные на доходы работников. Коммерческие структуры в форме ИП дополнительно перечисляют взносы, направляемые на собственное страхование. С 2017 года администрирование страховых взносов осуществляет ИФНС. В НК РФ добавлена глава 34, посвященная порядку администрирования.

Взносы, попадающие под налоговый контроль

В соответствии с нововведениями налоговые органы контролируют:

  • Отчисления на пенсионное страхование.
  • Платежи в фонд социального страхования, за исключением платы на профилактику профзаболеваний и страхование от несчастных случаев на производстве.
  • Взносы на медицинское страхование.

Администрирование платежей включает право на проведение с налогоплательщиками сверок расчетов, зачетов сумм, возврата переплаченных взносов, взыскания недоимки. При выявлении нарушений законодательных норм ИФНС имеет право налагать пени и штрафы с взысканием их в принудительном порядке. Органы получили право на проведение мероприятий налогового контроля.

Органы контроля, осуществляющие проверки

Ряд функций по проведению проверок взносов, исчисленных и уплаченных в предшествующем 2017 году периоде, осуществляют фонды.

Объекты проверок Период до 2017 года Начиная с 2017 года
Взносы в ПФР, ФОМС ПФР – камеральные и выездные ИФНС
ФСС ФСС – камеральные до 2017 и выездные до 2016 ИФНС и ФСС совместно при проведении плановых проверок
ФСС отчисления на материнство, расходы по нетрудоспособности ФСС ФСС

Законодательные акты, ранее изданные фондами, продолжают действовать и используются в порядке исчисления и уплаты взносов. После начала администрирования взносов ИФНС разъяснения законодательных норм будет осуществлять Минфин.

Проверки ИФНС в рамках контроля страховых взносов

Налоговые органы имеют право на проведение камеральных и выездных проверок по вопросу правильности исчисления взносов. Проверки имеют отличия в порядке проведения.

Условие проведения проверки Выездная проверка Камеральный контроль
Решение о проверке Требуется, с обязательным ознакомлением руководителя предприятия Не требуется, проверка осуществляется в рамках обязанности инспектора
Период проверки 3 года ведения деятельности, предшествующие мероприятию 3 месяца с момента сдачи декларации
Способ проверки Сплошной Выборочный
Место проведения Территория предприятия либо ИФНС при отсутствии условий для проверки Территориальный орган ИФНС по месту учета организации или ИП
Представление документов Оригиналы либо заверенные копии Заверенные копии при возможности ознакомления с оригиналом
Решение по результатам проверки Составляется в безусловном порядке с ознакомлением руководителя При отсутствии нарушений вынесенное решение не предъявляется руководителю предприятия

Повторно проверка налога или взноса в одном периоде не осуществляется, за исключением проведения мероприятия контроля вышестоящим органом.

Предмет проверки органов контроля

При проверке порядка исчисления взносов инспекторы подвергают анализу учетную документацию предприятия с целью определения:

  • Соблюдения сроков представления расчетов (при камеральных мероприятиях).
  • Достоверности представленной информации, отсутствие арифметических ошибок.
  • Соответствия законодательным нормам порядка определения базы для налогообложения, обоснованности применения льгот, ставок.
  • Верности исключения сумм, не включаемых в расчет базы для налогообложения.

При проверке соответствия начисления взносов законодательным нормам инспекторы изучают первичную кадровую и финансовую документацию. В рамках проверок инспекторы имеют право на проведение дополнительных мероприятий в виде осмотра, опроса, направления запросов ( статью ⇒ Проверка страховых взносов в 2022 и контроля уплаты).

Выездная проверка плательщика взносов

При проведении выездного мероприятия контролирующие органы часто объединяют проверку нескольких налогов и взносов в одну процедуру.

О начале проверки свидетельствует решение руководителя органа контроля с обязательным предъявлением документа руководителю предприятия.

Без ознакомления директора компании с решением и личными удостоверениями инспекторы не имеют право начинать проверку. Порядок предъявления документов к проверке:

  • До начала проверки руководителю предприятия предъявляется требование с перечнем запрашиваемых документов.
  • Количество требований может быть более одного документа.
  • Документальные формы, не указанные в требовании, не могут быть запрошены инспекторами при проверке (если отсутствует дополнительный пункт о представлении прочих документов, подтверждающих исчисление взносов).
  • Документы предоставляются в заверенных копиях. Ознакомление с оригиналами форм допускается на территории предприятия. Исключение составляют проверки, при которых предприятия не могут предоставить отдельные помещения для расположения инспекторов и мероприятие осуществляется по месту нахождения органа контроля.

На предоставление документов отводится 10 дней. Проверка взносов требует значительного времени на подготовку объемного материала, особенно у организаций с большой штатной численностью.

Налогоплательщик может перенести срок предоставления документов, представив письменное уведомление с просьбой об отсрочке, причинах и дате подачи.

На основании уведомления руководитель ИФНС выносит решение о переносе срока.

Камеральная проверка взносов

Суть камеральной проверки состоит в оперативном определении правильности исчисления взноса. Период процедуры составляет 3 месяца с момента подачи отчетности по взносам (ст. 88 НК РФ). Особенности осуществления мероприятия:

  • О начале проверки руководитель предприятия не ставится в известность.
  • При выявлении в ходе проверки нарушений инспектор вправе потребовать предоставления документов и пояснений по начислению взносов. По запросу инспектора документы или письменные пояснения должны быть представлены в течение 5 дней.
  • В случае отсутствия нарушений, ошибок, несоответствий требованиям о результатах проверки руководитель предприятия не извещается. По результатам положительной проверки акт не составляется.

В случае представления налогоплательщиком в ходе проверки уточненного расчета по взносам процедура контроля прерывается. Период исчисляется от даты подачи уточненных данных.

Оформление результатов проверки

Документы подвергаются анализу в течение 2 месяцев с продлением периода при необходимости проведения встречных проверок или дополнительных процедур. По результатам проверки инспектор составляет справку об окончании мероприятия, акт проверки. О порядке составления акта указано в ст. 100 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право представить возражения по акту в письменной форме с предъявлением доказательств правоты и обоснованности несогласия с выводами проверяющих лиц.

На основании акта и с учетом представленных возражений руководитель принимает решение по проверке о привлечении лица к ответственности или отказе в наложении налогового наказания.

При выявлении недоимки ИФНС предъявляет требование об уплате.

Пример предъявления требования

В отношении ООО «Ковров» инициирована камеральная проверка по вопросу правильности исчисления страховых взносов, по результатам которой было выявлено налоговое нарушение в едином расчете за 1 квартал 2017 года. В результате занижения налогооблагаемой базы в размере 12 000 рублей. По итогам проверки ИФНС предъявила требование об обязанности уплатить:

  • Недоимку в размере 12 000 рублей;
  • Штраф в сумме 2 400 рублей;
  • Пени в сумме 57 рублей.

Требование направляется предприятию в течение 20 дней с даты вынесения решения, на исполнение финансовых обязательств документа предоставляется 8 дней.

Сроки проведения проверок

Мероприятия контроля имеют четко определенные законодательством сроки, изменение которых возможно только при возникновении дополнительных обстоятельств.

Перенос срока оформляется распоряжениями руководителя органов контроля.

Выездные и камеральные проверки имеют отличия по срокам проверок и оформления результатов ( статью ⇒ Перечень страховых взносов ИП и сроки оплаты в 2022).

Этап процедуры проверки Камеральный контроль Выездная проверка
Составление акта 10 дней при выявлении нарушений 2 месяца со дня составления справки об окончании проверки
Вручение налогоплательщику 5 дней 5 дней
Представление возражений 1 месяц со дня получения акта 1 месяц
Принятие решения по акту проверки 10 дней 10 дней

Вопрос № 1. Может ли предприятие привлекаться к ответственности, если налоговая проверка была осуществлена с нарушениями?

Налогоплательщик имеет право опротестовать решение о проверке, предоставив материалы о нарушении регламента и процедуры мероприятия контроля.

Вопрос № 2. В каких днях ведется учет сроков проведения мероприятий контроля?

Периоды, указанные в НК РФ, учитываются в рабочих днях.

Вопрос № 3. Может ли налогоплательщик отказаться от ознакомления с актом?

Руководитель предприятия приглашается в ИФНС для ознакомления с актом. Отказ от подписи и получения акта фиксируется в документе. Экземпляр налогоплательщика высылается почтой. Документ считается врученным налогоплательщику.

Вопрос № 4. Можно ли представлять возражение по акту и подтверждающие материалы отдельно?

Материалы, подтверждающие правоту учетных данных предприятия, опровергающие выводы акта проверки, могут быть представлены отдельно, о чем требуется указать в возражениях.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *