Утвердили новые правила описания объекта закупки

Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ, порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555.

Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика.

Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки.

Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ. Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

Утвердили новые правила описания объекта закупки

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

Утвердили новые правила описания объекта закупки

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Утвердили новые правила описания объекта закупки

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Утвердили новые правила описания объекта закупки

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми.

Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги.

Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Разъяснения в плане-графике

При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

Утвердили новые правила описания объекта закупки

В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.

Утвердили новые правила описания объекта закупки
Утвердили новые правила описания объекта закупки

Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.

Как избежать ошибок при описании объекта закупки?

Утвердили новые правила описания объекта закупки

9 мар 2021

Всем известна цитата капитана Врунгеля из мультфильма «как корабль назовешь, так он и поплывет». Так и с проведением государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ – как объект закупки опишешь, такой результат и получишь.

Мы решили подготовить этот материал после обращения клиента – крупного лечебного учреждения, закупавшего через торги средства дезинфекции.

Но после подведения итогов аукциона на заказчика обрушились жалобы, суть которых сводилась к неверному описанию объекта закупки…

На какие требования к описанию объекта закупки следует обратить внимание?

Все требования к описанию объекта закупки по 44-ФЗ размещены в ст. 33 этого закона. В частности, описание объекта может содержать разнообразные графические элементы – эскизы, планы, чертежи. По общему правилу поставляемый товар должен быть новым, т.е.

не бывшим в употреблении; также необходимо зафиксировать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям документации. Ну а закупка работ в сфере строительства должна содержать проектную документацию.

Остановимся на тех положениях описания объекта закупки, которые на практике вызывают наибольшие затруднения.

Можно ли закупать товар, описание которого явно соответствует конкретному товарному знаку или товару конкретного производителя, но не называет их?

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Таким образом, описываются все необходимые свойства товара, работы или услуги. Но в описании объекта не должны фигурировать конкретные товарные знаки, фирменные наименования, если это влечет ограничение количества участников закупки.

Указывать конкретный товарный знак можно в случаях, если при этом:

  • допускается альтернатива и такое наименование используется в сочетании со словами «или эквивалент» (например, «Coca-Cola» или эквивалент),
  • необходимо приобрести товар, совместимый с используемым заказчиком товаром,
  • необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.

Можно ли детально переписать характеристики конкретного товара?

Часто заказчики при описании объекта закупки переписывают инструкции и прочие документы с характеристиками конкретного товара, но не указывают его название.

Например, заказчик хочет приобрести автомобиль марки «Audi» определенной модели для своих нужд, а потому переписывает характеристики конкретного автомобиля «Audi», не называя модель, иначе необходимо будет указывать на эквивалент.

И получается, что он хочет купить легковой автомобиль с 8-цилиндровым бензиновым двигателем, мощностью не менее 571 лс, 8-ступенчатой коробкой передач и т.д., детально переписывая, например, технические характеристики Audi S8…Но насколько это законно?

На этот счет существует две противоположные друг другу позиции судебных органов и органов ФАС:

  1. Да, подобное описание, «подогнанное» под определенный товар является нарушением законодательства о закупках, поскольку говорит об ограничении конкуренции, если «отсутствует специфика» такого товара.

    Кстати, аналогичным образом разрешается ситуация даже если указать, что производится закупка товара с конкретным товарным знаком или его эквивалента, если эквивалент на самом деле отсутствует.

  2. Нет, подобное описание не будет являться нарушением при определенных обстоятельствах.

    Нарушением оно может быть в случае, если оно ограничивает конкуренцию между участниками закупки.

Итак, условия, которые говорят об отсутствии ограничения конкуренции:

  • у любого участника закупки есть возможность беспрепятственно приобрести нужный товар,
  • предметом контракта является не производство товара, а его поставка,
  • необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.

В то же время нельзя забывать, что цели закупки – удовлетворение потребностей заказчика, а потому он вправе устанавливать желаемые характеристики с соблюдением баланса его интересов и интересов конкуренции. Отсутствие аналогов товаров также не может говорить об ограничении конкуренции, т.к.

заказчик не отвечает за развитие отдельных отраслей производства в стране.

Сложнее решение данного вопроса становится тогда, когда заказчик описывает требования к компонентам или составу объекта (например, при описании каких-либо лекарственных средств, строительных материалов и т.п.).

Вернемся к нашему клиенту. Больница закупала дезинфицирующие средства, указав в описании, что им нужны средства с содержанием спирта не менее определенного значения и с определенными свойствами. Но производит средства с такими характеристиками лишь один производитель в стране.

При рассмотрении подобных дел не смог определиться даже Верховный суд.

В одном случае он посчитал такое описание абсолютно законным, ввиду аргументов выше, в другом же – указал, что такие подробные характеристики объекта закупки приводят к ограничению количества участников, что является нарушением.

Насколько подробно нужно описывать в документации необходимый объект?

Очевидно, что неконкретные и размытые требования к объекту закупки не позволят заказчику достичь необходимую цель, а поставщику/подрядчику/исполнителю исполнить контракт.

Вывод следующий: вы можете подробно описать необходимый объект закупки, но такая детальность (в том числе в отношении материалов, компонентов, химического состава объекта закупки) возможна в случае, если заказчик обоснует свою потребность именно в этих характеристиках. Например, если строительный материал только определенного химического состава и плотности прослужит требуемое заказчиком время.

Как описать объект закупки, если законом уже установлены обязательные требования к таким объектам?

При описании объекта закупки нужно использовать обязательные требования, установленные техническими регламентами и национальными стандартами. Если же заказчик не использует их совсем или использует другие показатели, то он обязан обосновать причину своего решения.

Например, он может указать, что установление лучших характеристик позволяет достичь и лучших результатов. Но здесь рекомендуем указывать конкретную причинно-следственную связь, ведь неиспользование обязательных требований к товару со ссылкой на то, что не все нормативы охватывают потребности заказчика, вряд ли будет убедительно для УФАС, хотя и такая практика встречается.

Каковы правовые последствия несоблюдения требований к описанию закупки?

  • УФАС вправе приостановить проведение закупки и выдать предписание о внесении изменений в документацию или об отмене всех протоколов закупки,
  • УФАС вправе обратиться с иском о признании контракта недействительным,
  • на заказчика могут наложить административный штраф.

Из этого можно сделать следующий вывод: нарушить законодательство о закупках очень просто. Мы рекомендуем заказчикам указывать в закупочной документации обоснование своих потребностей – это поможет защитить себя от жалоб и срыва торгов. В то же время участникам торгов необходимо обращать внимание на наличие или отсутствие такого обоснования, в том числе и при несоблюдении обязательных требований к товарам – это поможет выявить нарушения своих прав вовремя и добиться внесения изменений в документацию с помощью органов ФАС.

Пример описания объекта закупки по 44‑ФЗ

Рассмотрим практический пример и дадим рекомендации описания объектов закупки на основе арбитражной практики и практических вопросов слушателей наших курсов

Требования:

  • объективный характер;
  • функциональные, технические и качественные характеристики;
  • эксплуатационные свойства;
  • в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам;
  • при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исключения:

  1. не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки
  2. при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», кроме:

  • случаев несовместимости уже имеющихся у заказчика материальных ценностей с товарами иной идентификации
  • случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией

Обоснование: ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2016 № Ф09-6596/16 по делу № А07-25778/2015

Обстоятельства дела: в описании объекта закупки заказчик указал товарный знак, однако не сделал ссылку на возможность поставки эквивалента.

Заказчик пояснил — поставка эквивалента в данном случае не допускается, т.к. имеющееся у заказчика оборудование, для которого закупаются дополнительные элементы, не совместимо с аналогами других производителей, что подтверждается документацией.

Суд указал, что определение характеристик товара относится к компетенции заказчика в соответствии с его потребностями. В рассматриваемом случае спорное требование отвечает потребностям заказчика и включено в документацию с соблюдением положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которыми включение в описание объекта закупки при указании на товарные знаки слов «или эквивалент» не требуется в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

  • Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям- максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
  • Заказчик может указать только те требования, которые являются существенными для использования объекта закупки.
  • Пример 2

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2016 № Ф08-4273/2016 по делу № А53-29375/2015

Обстоятельства дела: Заказчик в описании товара установил требования к материалам, из которых данный товар состоит. Участники закупки указали, что заказчик нарушил положения п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суд установил, что заказчик не представил доказательств того, что у не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное, четкое, объективное описание характеристик нужного товара.

Документация в данном конкретном случае не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей — предъявление заказчиком требований к компонентам товаров избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным.

 «Описание объекта закупки. Что нужно знать заказчику» — можно ли указывать марку закупаемого товара в технической документации и в каких случаях необходимо прописывать возможность закупки эквивалента.

В соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки необходимо использование  показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик объекта закупки.

Важно! Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчик вправе установить дополнительные требования:

  • Гарантийный срок товара, результата работы, услуги
  • Объем предоставления гарантий
  • Осуществление монтажа и наладки товара
  • Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара
  • Иные требования, если это предусмотрено технической документацией на товар
  1. Для описания объекта закупки заказчик часто использует Техническое задание (далее — ТЗ), хотя Законом № 44-ФЗ обязанность заказчика составлять такой документ прямо не предусмотрена.
  2.  
  3. ТЗ может использоваться на следующих этапах:
  1. планирование;
  2. составление извещений, документации о закупке, проектов контрактов;
  3. исполнение контракта
  4. отчетность и контроль.

Составление технического задания позволяет правильно рассчитать сроки, подробно и понятно описать предмет закупки, назначить ответственных специалистов, а также:

  • представить результат закупки
  • поставить задачу, исключить ошибочные и неправомерные требования
  • проверить соответствие товаров, работ, услуг требованиям стандартов и регламентов;
  • спланировать все этапы закупки, в том числе после заключения контракта;
  • осуществить проверку закупки.

При составлении ТЗ необходимо разработать следующие характеристики объекта закупки:

  1. Функциональные — основное назначение объекта, условия его использования по назначению. Например, пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения) и др.
  2. Технические — детализированное описание объекта закупки, конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при использовании
  3. Качественные — совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям
  4. Эксплуатационные — характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, стадии его жизненного цикла.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Источниками для описания объекта закупки могут служить:

  • документы стандартизации и технического регулирования
  • исполненные контракты
  • реклама, каталоги
  • официальные источники информации, статистические данные
  • результаты анализа общедоступного рынка, коммерческие предложения
  • форумы, статьи, обзоры, информация из сети Интернет
  • нормативно-технические, производственно-административные, справочно-информационные документы, технические нормы, стандарты, правила, условия

Чтобы управлять рисками, связанными с размещением заказа для государственных и муниципальных нужд, важно сохранять баланс между обеспечением своих объективных потребностей и соблюдением норм законодательства.

Пример описания: стол в кабинет руководителя 

Товар должен соответствовать: ГОСТ 16371-93 «Мебель. Общие технические условия», ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры», ГОСТ 26800.4-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры отделений шкафов», ОСТ 13-40-89 «Фурнитура мебельная. Общие технические условия».
Наименование товара — стол эргономичный, цвет: коричневый
Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота):

  • минимальные значения — 100 x 100 x 71,5 см;
  • максимальные значения — 165 x 110 x 71,5 см.

При этом высота не подлежит изменению.

  • Требования к столешнице:
  • Материал — высококачественная МДФ.
  • Толщина: минимальное значение — 12 мм, максимальное значение — 35 мм.
  • Облицовка — ПВХ-пленка.
  • Столешница должна иметь плавные края.
  • В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой».

Обратите внимание!

Закон о контрактной системе дает заказчику определенную свободу в формировании требований к объекту закупки в том случае, если:

  • его действия обоснованы,
  • соответствуют целям закупки,
  • соблюдены правила описания объекта закупки — объективность, детализация, отсутствие дискриминации.

Обоснование: ст.ст. 13, 18, 34 Закона № 44-ФЗ.

Практическая ситуация 1: Заказчики нередко устанавливают конкретные количественные характеристики объекта закупок — размеры (длину, ширину, высоту), вес, обязательное наличие каких-либо веществ в определенной концентрации, не имея возможности объективно обосновать, в чем положительный эффект того или иного свойства объекта. Правомерно ли это?

  1. Ответ: При отсутствии должного обоснования высоки риски для заказчика, особенно если установленное свойство является второстепенным по отношению к основной функции товара.
  2. Правильная позиция
  3. Заказчик может приблизительно знать об имеющихся на рынке интересующих его товарах на определенный момент времени, однако к моменту проведения торгов на рынке может появиться новая, более совершенная модель товара или участник может представить подходящий и более совершенный товар, о существовании которого заказчику не было известно.
  4. Указание точных числовых характеристик суды считают правомерными, если они сопровождаются такими словами, как «не более», «не менее», «минимальный», «максимальный».
  5. В этом случае суды приходят к выводу, что поставщики могут предложить к поставке товар, эквивалентный тому, что требуется заказчику или превосходит его по ряду характеристик, поскольку ограничиваются только предельные значения параметров.
  6. Практическая ситуация 2: Вправе ли заказчик при описании объекта закупки в техническом задании на поставку товара установить конкретные требования к его размерам, упаковке, отгрузке и иным показателям?
  7. Ответ: Вправе, если указанные требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки и конкуренции.
  8. Законом детализация описания закупки не ограничена, и заказчик наделен правом установить конкретные требования к товару.
  9. Арбитражные суды при оценке правомерности установления требований принимают во внимание, указывает ли совокупность сведений о товаре на единственного производителя, представлены ли сведения о наличии на рынке нескольких производителей — поставщиков требуемого товара, обусловлены ли требования к товару необходимостью обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с оборудованием, имеющимся у заказчика, и (или) нормами законодательства, повлекут ли установленные требования ограничение числа участников закупки, поданы ли на участие заявки от участников и имеются ли запросы от участников закупки.

Как описать объект закупки

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Чтобы описать объект закупки, берите сведения из КТРУ и стандартов, сверяйтесь с ведомственным перечнем.

Описание оформите техническим заданием, а при закупке работ на объекте капитального строительства – проектной документацией.

Читайте подробнее, какие правила соблюдать при описании объекта закупки и как накажут, если допустить ошибки.

Как описать характеристики объекта закупки

Описывайте характеристики объекта закупки так, чтобы не ограничить конкуренцию. Для этого соблюдайте правила

Правило 1. Используйте максимальные и минимальные значения показателей, а также неизменяемые показатели, которые не меняются согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ

Когда показатель возможно измерить, применяйте диапазонные, а не точные значения. Точные значения ограничивают конкуренцию.

Например, если закупаете системный блок, укажите в требованиях к процессору: «количество ядер – не менее 4».

Если напишете «количество ядер – 4», в закупке не смогут участвовать организации и физические лица, которые готовы поставить процессоры с количеством ядер более четырех. Такой вывод следует из частей 1 и 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Правило 2. Значения показателей описывайте при помощи слов, словосочетаний, знаков: «должен» или «не должен», «или», «либо», «не более» или «не менее», «не выше» или «не ниже», «от» или «до», «», «не ранее», «не позднее» и др. Опишите в инструкции для участника, как читать описание объекта закупки. Например, как трактовать слова «менее», «или», диапазоны значений

Разъяснения по правилам дала ФАС в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Заказчик описал товар не по инструкции

Заказчик в инструкции к заявке прописал: «Если в описании объекта закупки указан знак «;», то участник указывает один из показателей товара». Например, материал унитаза «фарфор; полуфарфор» означает, что претендент самостоятельно выбирает из двух материалов.

Участник закупки обжаловал в ФАС требование к керамической плитке: «Сорт 1; водопоглощение, % – не более 16». Комиссия Чувашского УФАС указала, что заказчик описал товар неверно: для плитки указывают и сорт, и процент водопоглощения (решение Чувашского УФАС от 26.04.

2017 № 82-К-2017).

В зависимости от объекта закупки включите в описание:

  • планы, чертежи, эскизы, фотографии;
  • результаты работы или тестирования;
  • требования к испытаниям, методам испытаний, упаковке, маркировке, этикеткам, условным обозначениям и терминологии;
  • требование подтвердить, что процессы и методы производства отвечают требованиям технических регламентов, стандартов, техусловий.

Эту информацию включайте на свое усмотрение. Если указали требование, чтобы товар отвечал изображению, включите изображение в документацию. Например, при закупке детской игровой площадки приложите изображения элементов площадки.

Когда товар должен отвечать образцу или макету, дайте возможность участникам осмотреть образец или макет. Для этого пропишите в документации место, где организуете осмотр, дату начала и окончания, график, порядок осмотра.

Правила закреплены в пунктах 3, 4 и 5 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Характеристики и показатели для описания объекта закупки выбирайте в четыре шага:

  1. Скопируйте характеристики из КТРУ.
  2. Возьмите сведения из стандартов.
  3. Выберите дополнительные характеристики.
  4. Сверьтесь с ведомственным перечнем.

Первоочередной источник информации для описания объекта закупки – каталог товаров, работ и услуг в ЕИС. Как действовать, если в каталоге нет сведений о продукции или их недостаточно подскажет онлайн-помощник.

Просто нажмите на кнопку ниже и подтвердите обращение кликнув на «Спасибо, понятно».

Шаг 1. Скопируйте характеристики из КТРУ

  • Откройте каталог товаров, работ и услуг с главной страницы сайта ЕИС одним из двух вариантов.
  • Вариант 1 – через верхнюю панель.
  • Вариант 2 – через раздел «Информация для пользователя».

В строке поиска введите название объекта закупки или код позиции КТРУ. Для одного товара в КТРУ подходит одна или несколько позиций.

Чтобы изучить характеристики продукции, кликните на код позиции и далее выберите раздел с описанием.

Возьмите из каталога сведения:

  • наименование продукции;
  • единицу измерения;
  • описание товара, работы, услуги.

С 1 июля 2019 года обязанность указывать название продукции по каталогу исключили из Закона № 44-ФЗ. Однако такое требование по-прежнему есть в Правилах использования каталога, которые Правительство утвердило на основании части 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ. Поэтому название продукции указывайте согласно позиции каталога (п. 4 Правил, утв. постановлением № 145).

Для описания продукции выбирайте обязательные характеристики из каталога. Необязательные характеристики включите в описание на свое усмотрение.

Нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки. Н.В. Сапрыкина

Статья заместителя руководителя Челябинского УФАС России Нататлья Сапрыкиной

Известно, что требования к описанию объекта закупки определены  статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон о контрактной системе).

Так, законодательство о контрактной системе определяет, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

Однако нередко заказчики в документации устанавливают требование о необходимости согласования с заказчиком цвета, габаритных размеров товара, периодичности поставки товара, графика выполнения работ не определяя в документации данные требования. В результате,участники не имеют возможности на этапе подачи заявки  рассчитать свои транспортные и иные расходы, а соответственно и свое окончательное предложение по цене контракта. 

  • В отдельных случаях из документации о закупке невозможно определить  даже требуемое заказчику количество  товара.
  • Так, например, документация о закупке в целях обеспечения возможности участия в торгах хозяйствующих субъектов предлагающих продукцию в иной фасовке  нередко содержит условие  о наличии у участника закупки возможности предложить иную форму выпуска товара, количество товара, отличные от формы выпуска, количества товара, указанных в документации об электронном аукционе (при сохранении общего количества товара, необходимого заказчику).
  • При этом, документация  не содержит информации о том, что подразумевается заказчиком под общим количеством товара.
  • Например, в документации указано, что товар измеряется в упаковках и требуется заказчику в количестве 50 упаковок по 50 таблеток, что всего составляет 2500 таблеток.
  • В случае, если участником закупки будет предложен препарат, например, в упаковках по 30 таблеток, при условии сохранения общего количества товара (что соответствует положениям технического задания), то есть общего количества упаковок (50 упаковок), изменится общее количество таблеток (1500 таблеток).
  • Таким образом, при формировании «Технического задания» аукционной документации заказчиком нарушены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе  в документации о закупке должны указываться максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из содержания  положений  действующего законодательства следует, что под показателями в данном случае понимаются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

  1. Помимо этого, Законом определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
  2. Именно соблюдение указанных положений Закона о контрактной системе позволяет заказчику приобрести действительно  необходимую ему продукцию, а участнику закупки поучаствовать в конкурентной процедуре, предложив  требуемый  заказчику товар по справедливой цене.
  3.  Не секрет, что в настоящее время многие «слетают» с торгов  только потому, что неправильно заполнили свои заявки, хотя могли бы  предложить выгодные для заказчика ценовые и неценовые условия исполнения контракта.

Зачастую должностные лица заказчика допускают нарушения требований законодательства при описании объекта закупки  неумышленно, но нередко  целью  такого запутанного описания  является законное снятие с торгов не нужных поставщиков. Ведь, как известно, участник закупки обязан в своей заявке указать конкретные значения характеристик предлагаемого товара или используемого в ходе выполнения работ материала.

  • В числе подобных нарушений закона можно назвать следующие факты:
  • — отсутствие в документации единого документа, определяющего перечень и значения характеристик применяемого в ходе выполнения материала, что обуславливает необходимость  поиска указанной информации в локальных сметах, проектной документации;
  • — использование  при  описании объекта закупки  слов  «не хуже», «не уже»,  «лучше»,  «аналогично»;
  • — неясность документации в том является ли установленное  заказчиком значение изменяемым либо неизменяемым, в особенности  в отношении диапазонных значений (например, фракция щебня, почвы);
  • -запутывание участника путем включения в графу «неизменяемые значения», требующих конкретизации характеристик товара;
  • -ссылки в документации на недействующие или неприменимые к объекту закупки ГОСТы;

— использование при описании объекта закупки, обозначений, которые не употребляются в русском языке или имеют противоположное значение   (например, вместо союза «и» или запятой используется знак «/»,  запятую  предлагается  использовать   в качестве  предлога «или» и т.д.);

  1. — слишком подробное и излишнее описание характеристик товара, включаемое в документацию с целью осложнения заполнения заявки, поскольку заказчик без соответствующих испытаний и исследований не сможет проверить при приемке товара соответствие товара указанным значениям;
  2. -установление в документации значений характеристик применяемого материала не в соответствии с ГОСтами при одновременном установлении требования о соответствия товара данным актам.
  3. Чтобы избежать неясности в понимании  значений  тех или иных показателей целесообразно использовать при описании объекта закупки такую таблицу.
Наименование товара Показатели, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики товара Значения
Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки Показатели, которые не могут изменяться

Однако использовать ее нужно разумно. К сожалению это не всегда удается  заказчикам.

  • Так, в документации на  выполнение работ по монтажу оконных конструкций заказчик в отношении оконных конструкций установил по показателю «цвет» в качестве неизменного  его значения  «все оттенки белого», в то время как  в отношении доски подоконной  цвет  определен в столбце «Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки», что предполагает указание участником закупки точного значения данного показателя в составе первой части заявки на участие в аукционе.
  • Между тем, показатель «все оттенки белого» установлен заказчиком без указания значений такого показателя, а именно, оттенков белого, один из которых может предложить потенциальный подрядчик, что не позволяет сделать вывод о содержании требований заказчика к товару, применяемому при выполнении работ.
  • Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены значения показателя «все оттенки белого», что привело к отсутствию у участников закупки возможности правильно сформировать заявки на участие в аукционе и стало причиной отказа в допуске к участию в аукционе большинства участников закупки.

Статья заместителя руководителя Челябинского УФАС России Нататлья Сапрыкиной

 

Известно, что требования к описанию объекта закупки определены  статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе).

 

Так, законодательство о контрактной системе определяет, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

 

Однако нередко заказчики в документации устанавливают требование о необходимости согласования с заказчиком цвета, габаритных размеров товара, периодичности поставки товара, графика выполнения работ не определяя в документации данные требования. В результате,участники не имеют возможности на этапе подачи заявки  рассчитать свои транспортные и иные расходы, а соответственно и свое окончательное предложение по цене контракта. 

 

В отдельных случаях из документации о закупке невозможно определить  даже требуемое заказчику количество  товара.

 

Так, например, документация о закупке в целях обеспечения возможности участия в торгах хозяйствующих субъектов предлагающих продукцию в иной фасовке  нередко содержит условие  о наличии у участника закупки возможности предложить иную форму выпуска товара, количество товара, отличные от формы выпуска, количества товара, указанных в документации об электронном аукционе (при сохранении общего количества товара, необходимого заказчику).

 

При этом, документация  не содержит информации о том, что подразумевается заказчиком под общим количеством товара.

 

Например, в документации указано, что товар измеряется в упаковках и требуется заказчику в количестве 50 упаковок по 50 таблеток, что всего составляет 2500 таблеток.

 

В случае, если участником закупки будет предложен препарат, например, в упаковках по 30 таблеток, при условии сохранения общего количества товара (что соответствует положениям технического задания), то есть общего количества упаковок (50 упаковок), изменится общее количество таблеток (1500 таблеток).

 

Таким образом, при формировании «Технического задания» аукционной документации заказчиком нарушены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе  в документации о закупке должны указываться максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из содержания  положений  действующего законодательства следует, что под показателями в данном случае понимаются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

 

Помимо этого, Законом определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

 

Именно соблюдение указанных положений Закона о контрактной системе позволяет заказчику приобрести действительно  необходимую ему продукцию, а участнику закупки поучаствовать в конкурентной процедуре, предложив  требуемый  заказчику товар по справедливой цене.

 

 Не секрет, что в настоящее время многие «слетают» с торгов  только потому, что неправильно заполнили свои заявки, хотя могли бы  предложить выгодные для заказчика ценовые и неценовые условия исполнения контракта.

 

Зачастую должностные лица заказчика допускают нарушения требований законодательства при описании объекта закупки  неумышленно, но нередко  целью  такого запутанного описания  является законное снятие с торгов не нужных поставщиков. Ведь, как известно, участник закупки обязан в своей заявке указать конкретные значения характеристик предлагаемого товара или используемого в ходе выполнения работ материала.

 

В числе подобных нарушений закона можно назвать следующие факты:

— отсутствие в документации единого документа, определяющего перечень и значения характеристик применяемого в ходе выполнения материала, что обуславливает необходимость  поиска указанной информации в локальных сметах, проектной документации;

— использование  при  описании объекта закупки  слов  «не хуже», «не уже»,  «лучше»,  «аналогично»;

— неясность документации в том является ли установленное  заказчиком значение изменяемым либо неизменяемым, в особенности  в отношении диапазонных значений (например, фракция щебня, почвы);

-запутывание участника путем включения в графу «неизменяемые значения», требующих конкретизации характеристик товара;

-ссылки в документации на недействующие или неприменимые к объекту закупки ГОСТы;

— использование при описании объекта закупки, обозначений, которые не употребляются в русском языке или имеют противоположное значение   (например, вместо союза «и» или запятой используется знак «/»,  запятую  предлагается  использовать   в качестве  предлога «или» и т.д.);

— слишком подробное и излишнее описание характеристик товара, включаемое в документацию с целью осложнения заполнения заявки, поскольку заказчик без соответствующих испытаний и исследований не сможет проверить при приемке товара соответствие товара указанным значениям;

-установление в документации значений характеристик применяемого материала не в соответствии с ГОСтами при одновременном установлении требования о соответствия товара данным актам.

 

Чтобы избежать неясности в понимании  значений  тех или иных показателей целесообразно использовать при описании объекта закупки такую таблицу.

 

  Наименование товара Показатели, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики товара Значения
Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки Показатели, которые не могут изменяться

 

Однако использовать ее нужно разумно. К сожалению это не всегда удается  заказчикам.

 

Так, в документации на  выполнение работ по монтажу оконных конструкций заказчик в отношении оконных конструкций установил по показателю «цвет» в качестве неизменного  его значения  «все оттенки белого», в то время как  в отношении доски подоконной  цвет  определен в столбце «Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки», что предполагает указание участником закупки точного значения данного показателя в составе первой части заявки на участие в аукционе.

 

Между тем, показатель «все оттенки белого» установлен заказчиком без указания значений такого показателя, а именно, оттенков белого, один из которых может предложить потенциальный подрядчик, что не позволяет сделать вывод о содержании требований заказчика к товару, применяемому при выполнении работ.

 

Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены значения показателя «все оттенки белого», что привело к отсутствию у участников закупки возможности правильно сформировать заявки на участие в аукционе и стало причиной отказа в допуске к участию в аукционе большинства участников закупки.

полная версия статьи

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *