Утвердят особенности исполнения отдельных госконтрактов

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.

Посмотреть ответ

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.

Посмотреть ответ

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Как в счете-фактуре указать информацию об идентификаторе государственного контракта?

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов?

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт


Способ, которым был определен поставщик
Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

  • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
  • денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Госконтракт: обязан ли вести раздельный учет исполнитель третьего уровня?

Л.М. Золина,автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Нужно ли вести раздельный учет по госконтракту исполнителям третьего уровня? В чем он выражается? Как организовать?

  • ОТВЕТ
  • Обязанность вести раздельный учет при выполнении работ (оказании услуг) по госконтракту законодательно установлена для организаций, которым открывается лицевой счет в казначействе (казначейское сопровождение).
  • Для организации-соисполнителю по госконтракту, в отношении которой   не осуществляется казначейское сопровождение, обязанность вести раздельный учет нормативными актами не установлена.
  • Однако следует учитывать, что если расходование бюджетных средств, которые будет получать головной исполнитель по госконтракту, подотчетно казначейству, то головной исполнитель и исполнитель вправе включить в условия договора обязанность соисполнителя третьего уровня вести раздельный учет по расходованию бюджетных средств, поскольку их отчетность без отчета соисполнителя   будет неполной.
  • При этом не исключена ситуация, когда работы, услуги соисполнителя будут включены в отчет головного исполнителя без расшифровки статей расходования.

Таким образом, если расходование средств по госконтракту будет сопровождаться казначейством, вести раздельный учет вы обязаны. Также вы будете обязаны вести раздельный учет, если это включено в договор.

Читайте также:  В какой налоговой инспекции ИП будет числиться после регистрации?

В любом случае нужно быть готовым к тому, что у вас могут запросить определение финансового результата в части выполнения госзаказа. Поэтому направляю рекомендации, какими документами следует воспользоваться при разработке методики раздельного учета затрат.

Механизм ведения раздельного учета Минфин России не устанавливает. В идеальном варианте затраты отражаются на специальных субсчетах бухгалтерской программы. Но если это невозможно, то раздельный учет может выполняться в разработочных таблицах, а в бухгалтерской программе отражаться в виде суммарных показателей. 

  1. ОБОСНОВАНИЕ
  2. С 2019 года организации, выполняющие работы по госконтракту при казначейском сопровождении должны вести раздельный учёт затрат   по каждому контракту в порядке, установленном для организаций, выполняющих гособоронзаказ.
  3. При ведении раздельного учета нужно руководствоваться порядком, утвержденным Минфином.

Что такое исполнение контракта по 44-ФЗ: подводные камни

Из этой статьи вы узнаете:

  • Суть исполнения контракта по 44-ФЗ
  • Об изменениях при исполнении контракта по 44-ФЗ
  • Сроки подписания и исполнения контракта по 44-ФЗ
  • О размещении отчета об исполнения контракта по 44-ФЗ в ЕИС
  • Об обеспечении исполнения контракта по 44-ФЗ
  • Что такое ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ
  • Условия одностороннего отказа от исполнения контракта по 44-ФЗ

Что такое исполнение контракта по 44-ФЗ? Процесс этот хотя и регулируется законом, но имеет определенные нюансы, о которых следует знать.

Чем грозит срыв указанных в договоре сроков? Можно ли внести в контракт изменения? В каких случаях позволено отказаться от контракта в одностороннем порядке? Только абсолютно точно зная ответы на все эти и многие другие вопросы, представителям каждой из сторон можно избежать возможных рисков при заключении договора госзакупки.

Суть исполнения контракта по 44-ФЗ

Об исполнении договора по 44-ФЗ можно будет говорить, когда и заказчик, и его контрагент выполнят все свои обязательства на 100 %. Подрядчик должен оказать услуги или осуществить поставку товаров, а заказчик – оценить качество работы и оплатить ее по тарифу, указанному в контракте.

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое исполнение контракта по 44-ФЗ, необходимо иметь четкое представление об этапах рассматриваемой процедуры:

  • Поставка.
  • Приемка. Предполагает проведение экспертизы работниками заказчика или членами экспертной организации.
  • Перечисление денежных средств исполнителю.
  • Публикация отчета в Единой информационной системе об исполнении контракта.

В некоторых случаях перечисленные этапы по несколько раз повторяются в рамках одного контракта. Такая цикличность характерна в основном для долгосрочных договоров, где исполнитель систематически поставляет заказчику какие-то товары или оказывает услуги на постоянной основе с ежемесячной оплатой. При этом каждый цикл сопровождается приемкой, оплатой и размещением соответствующей отчетности.

Порядок цикличной работы может быть предусмотрен условиями контракта, но даже если договор не содержит уточняющих положений, при долгосрочном сотрудничестве или периодических поставках принимать, оплачивать и отчитываться придется все равно поэтапно.

Изменения при исполнении контракта по 44-ФЗ

Согласно действующему законодательству основные условия контракта не могут быть изменены в процессе его исполнения. Федеральный закон 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень ситуаций, наступление которых может повлечь изменение условий контракта.

Так, сроки исполнения соглашения могут быть сдвинуты при изменении условий финансирования (если договор заключался на полгода и более). Здесь сразу стоит отметить один важный нюанс – корректировка условий исполнения контракта по 44-ФЗ допускается только в том случае, если такая возможность была предусмотрена текстом первичного договора.

Все изменения условий контракта согласовываются сторонами, а затем указываются в дополнительном соглашении.

После окончания конкурса и подписания итогового протокола у новоиспеченного поставщика есть 10 суток для того, чтобы заключить договор и предоставить его обеспечение. Если установленный законодательством срок будет нарушен, подрядчика признают уклоняющимся от исполнения условий договора и внесут его реквизиты в реестр недобросовестных поставщиков.

Аналогичные требования при заключении госконтракта предъявляются и к заказчику. Если он не предпримет никаких действий по истечении 10 суток после выбора поставщика, его признают уклонистом, а исполнитель сможет обратиться в суд в целях возмещения ущерба.

Если исполнитель контракта выбирался посредством проведения электронного аукциона, у заказчика есть 5 суток после размещения итогового протокола на то, чтобы опубликовать проект договора без подписи, но с цифрами и всеми характеристиками поставляемой продукции.

После этого в течение 5 дней исполнитель должен заверить документ, предъявить обеспечение и сопутствующие документы, а также опубликовать все это в соответствующей информационной системе. При отсутствии разногласий по поводу условий исполнения заказчик в течение трех рабочих дней также должен поставить свою подпись в контракте.

Как только в договоре появляются подписи обеих сторон, он считается действующим.

Особое внимание в рассматриваемом вопросе следует уделить срокам размещения сведений в реестре исполнения контрактов по 44-ФЗ.

Заказчик в течение трех рабочих дней обязан проинформировать Федеральное казначейство о состоявшейся сделке, чтобы подчиненные данного государственного органа внесли информацию о новом контракте в специальный перечень.

Аналогичное количество времени отводится заказчику на размещение данных о внесении корректировок, расторжении контракта или об исполнения конкретного этапа сделки.

Чтобы разобраться в сроках действия договора, следует обратиться к ст. 425 ГК РФ. В Кодексе сказано, что контракт начинает действовать с момента подписания и заканчивает в соответствии с той датой, которая указана в тексте договора. Обязательства сторон при этом могут быть завершены одновременно с окончанием действия договора либо после его исполнения.

Первоначальный срок исполнения контракта по 44-ФЗ может быть изменен в случае уменьшения бюджета заказчика (обязательным условием при этом является согласование новых нюансов исполнения договора).

Пролонгация соглашения является более сложной процедурой, поскольку в данном случае речь идет об изменении существенных условий договора. Обязательным условием продления срока действия сделки является упоминание о такой возможности в тексте контракта.

Размещение отчета об исполнении контракта по 44-ФЗ в ЕИС

Результаты исполнения обязательств по контракту по 44-ФЗ непременно должны быть размещены в Единой информационной системе. На публикацию соответствующих сведений заказчику дается ровно 7 рабочих дней, которые отсчитываются с момента оплаты исполненного контракта или его отдельного этапа.

Данные обязаны содержать информацию об эффективности проведенных мероприятий, соответствии закупки требованиям контракта, соблюдении сроков, о допущенных нарушениях и вмененных штрафных санкциях. Стоит отметить, что отчет должен быть составлен в электронном виде и заверен электронной подписью.

Отчетная документация при этом может соответствовать одному из трех типов:

  1. Об исполнении контракта. Документ с таким содержанием составляется в случае, если выполнение контракта можно охарактеризовать как успешное (когда при поставке товаров и оплате услуг исполнителя не было допущено ни одного нарушения).
  2. О ненадлежащем исполнении. Подобный отчет должен содержать перечень допущенных нарушений и наложенных на поставщика штрафов.
  3. Об изменении и расторжении контракта. К отчету заказчик должен приложить сопутствующую документацию, подтверждающую исполнение контракта.

Сведения об исполненном договоре по 44-ФЗ вносят в специальный перечень подписанных контрактов в течение трех дней.

Запись в реестре должна содержать следующую информацию:

  • сведения о подрядчике;
  • источник поступления денежных средств;
  • метод выбора исполнителя контракта;
  • данные итогового протокола;
  • дату заключения и номер контракта;
  • предмет договора;
  • стоимость соглашения;
  • факт внесения аванса и его размер;
  • сведения об исполнителе и гарантийных обязательствах;
  • данные о договорах с субподрядчиками;
  • сведения о расторжении контракта.

Редактирование информации об исполнении контракта по 44-ФЗ осуществляется заказчиком через личный кабинет Единой информационной системы.

Если контракт находится на этапе приемки или оплаты, ему присваивается статус «Исполнение».

После того как обязательства будут исполнены, статус изменится на «Завершено», а если стороны решат отказаться от взаимного сотрудничества по каким-либо причинам – на «Прекращено».

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения договора – это процедура предоставления избранным поставщиком определенных гарантий в целях покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта.

Требование о внесении обеспечения перед заключением контракта выносится заказчиком и прикрепляется к документации о закупке (данное правило не распространяется на исполнение контракта по 44-ФЗ по закупкам, указанным в ч. 2 ст. 96 Закона 44-ФЗ).

Заказчик также имеет право отказаться от обеспечения контракта, если закупка осуществлялась только при участии малого предпринимательства и некоммерческих организаций социальной направленности.

В случаях, когда предоставление обеспечения является обязательным условием закупки, контракт между заказчиком и исполнителем подписывается только после уплаты установленный суммы и документального подтверждения этого факта. Если гарантийные обязательства не были исполнены в срок, поставщик признается уклонистом, а его реквизиты незамедлительно заносятся в специальный реестр недобросовестных подрядчиков.

Если обеспечение вносится в виде денежных средств, исполнитель должен перевести установленную сумму на счет заказчика. Доказательством предоставления такого обеспечения является платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

Если же выбор был сделан в пользу банковской гарантии, доказательным документом будет ее оригинал. Период действия гарантии должен быть как минимум на один месяц больше срока действия контракта.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ после аукциона, как правило, приравнивается к 5–30 % от начальной максимальной цены договора. Если стоимость контракта превышает 50 млн рублей, заказчик имеет право установить требование о повышении нижней границы обеспечения до 10 %.

В случаях когда обеспечение превышает треть стоимости контракта, его размер приравнивается авансу.

В целях недопущения демпинга в контрактной системе при уменьшении стоимости закупки на 1/4 и более исполнитель контракта должен перечислить обеспечение в полуторном размере либо представить документы, подтверждающие добросовестность поставщика.

Если обеспечение контракта по 44-ФЗ предоставлялось в денежном эквиваленте, по результатам исполнения контракта заказчик обязан вернуть исполнителю всю сумму. Условия возврата обеспечения должны быть включены в текст соглашения на стадии его разработки. Чаще всего возврат обеспечения осуществляется после подачи исполнителем соответствующего требования на имя заказчика.

Читайте также:  Сколько стоит обслуживание ИП в год в 2022

В случаях, когда после внесения обеспечения заказчик по каким-либо причинам не успевает подписать контракт, денежные средства возвращаются исполнителю в полном объеме в течение 5 рабочих дней. Если заказчик инициирует расторжение договора ввиду ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком, вся сумма обеспечения контракта переходит в распоряжение заказчика.

Ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ

Различают два вида нарушений, с которыми заказчик может столкнуться в процессе работы с подрядчиком: ненадлежащее исполнение обязанностей и невыполнение обязательств в установленный контрактом срок. За нарушение первого типа предусмотрены штрафные санкции, а просрочка исполнения влечет за собой начисление пени.

Ненадлежащее исполнение условий контракта предполагает наличие несоответствий между выполненной работой и прописанными в контракте требованиями. Несоответствия могут быть выявлены в ходе приемки работы заказчиком или в результате проведения внешней экспертизы.

Исполнитель не имеет права нарушать сроки, установленные соглашением.

Срок исполнения контракта является существенным условием, а это значит, что он не может быть изменен в ходе действия договора. Именно поэтому любая просрочка исполнения контракта по 44-ФЗ, допущенная подрядчиком, влечет за собой наложение штрафных санкций или предъявление требования об оплате неустойки.

Если поставщик считает, что срок исполнения контракта следует увеличить, он должен сообщить об этом заказчику еще на этапе подачи заявки. Исполнитель также может обратиться с жалобой на заведомо невыполнимые сроки реализации контракта в ФАС.

Теперь пара слов о размерах штрафных санкций. Штрафы за халатное отношение к обязательствам по контракту намного выше, чем санкции за нарушение сроков. Получается, что поставщику гораздо выгоднее выполнить свою работу качественно, но с нарушением сроков, чем кое-как, но вовремя.

За нарушения, допущенные в ходе исполнения контракта, поставщику могут быть предъявлены одновременно два требования: о начислении пени и об оплате штрафа. Если поставщик не исполнил условия договора в срок, начисляются только пени, но если, помимо просрочки, будет установлено ненадлежащее качество оказанных услуг – к пени добавится штраф.

Бывают ситуации, когда исполнитель отказывается оплачивать штраф, ссылаясь на то, что вина в нарушении условий контракта лежит на заказчике. В целях установления своей невиновности поставщик должен обратиться в судебную инстанцию и предъявить суду соответствующие документы. По решению суда требования об оплате пени и штрафов могут быть аннулированы.

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

Заключение взаимного соглашения вовсе не является гарантией его обязательного исполнения. К нарушению условий договора способен быть причастен как заказчик, так и подрядчик.

Помимо этого, каждая из сторон может быть категорически не согласна с претензиями, предъявленными контрагентом. Разумеется, любую спорную ситуацию можно решить в судебной инстанции, но на это потребуется большое количество сил и времени.

Оптимальным выходом может стать односторонний отказ от исполнения контракта.

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ является одним из вариантов расторжения договора, реализация которого возможна только при условии соблюдении следующих нюансов: нарушение, допущенное одной из сторон, является существенным (т. е. ущерб превышает выгоду); текст соглашения содержит упоминание о возможности одностороннего расторжения.

К числу веских причин для одностороннего отказа от исполнения контракта относят:

  • поставку товара низкого качества и отсутствие действий по устранению недостатков в отведенный для этого период;
  • неоднократное нарушение сроков поставки товара/оказания услуг или их оплаты;
  • закупку товаров или услуг поставщиком в недостаточном объеме или в сроки, несоответствующие условиям договора.

Помимо этого, заказчик имеет право расторгнуть договор, если продукция поставщика не соответствует нормативам технического задания, исполнитель не отвечает предъявляемым требованиям или же им были предоставлены заведомо ложные сведения.

Обязательные условия и процесс заключения контракта | Контур.Закупки

Заключение государственного контракта регулируется законом о госзакупках и гражданским законодательством. Эти нормы требуют, чтобы определенные условия включались в госконтракт в обязательном порядке. Другие же условия заказчик может добавлять на свое усмотрение.

Обязательные условия контракта

К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:

  1. Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
  2. Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
  3. Условия, которые касаются оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
  4. Условия о приемке результатов исполнения контракта — порядок и срок ее проведения.
  5. Условия об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта

За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени.

Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок.

Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.

Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

Условия об оплате

Каждый контракт обязан включать информацию о том, каким образом будет осуществляться его оплата.

В контракте должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчетов.

Гражданский кодекс предусматривает четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Что касается срока оплаты, то он должен быть четко прописан и не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг.

При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания.

Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Прочие обязательные условия

Также в контракт должны быть включены условия о сроках исполнения, о предоставлении обеспечения и его возврате. Последнее условие формируется на основании положений части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Что касается сроков, то в соответствии со статьями 190-194 Гражданского кодекса, это может быть фиксированная дата, период (например, 1 год), интервал (например, 1–15 число каждого месяца) либо срок действия (например, в течение 2-х месяцев с момента оплаты).

Условие на усмотрение: односторонний отказ

Если заказчик желает включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, то его условия необходимо включить в документацию и проект контракта. В противном случае сделать это будет невозможно. Более подробно об условиях одностороннего расторжения читайте в этом материале.

Прочие необязательные условия

Контракт содержит и иные условия, как существенные, так и нет. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Кроме того, в контракт могут быть включены:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Неотъемлемые части контракта

Зачастую возможность исполнить обязательство зависит от информации, которая содержится в иных документах: спецификациях, актах, инструкциях, технических заданиях, лицензиях, специальных перечнях, документах, подтверждающих характеристики объектов и так далее. В таком случае эти документы становятся неотъемлемой частью контракта, и в его тексте необходимо сделать на них соответствующее указание.

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия.

Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями — наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта.

Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.
Читайте также:  Если оформить патент, УСН автоматом закрывается?

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Электронный аукцион

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника — электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Запрос котировок

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус — цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей.

Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал.

В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС.

Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого.

Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта.

В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.

Казначейское сопровождение контракта

Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство? Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов. Что контролирует казначейство?

Часть госзакупок контролирует Федеральное казначейство, чтобы заказчики тратили бюджетные деньги по целевому назначению. В статье расскажем, в каких закупках победителям придется открыть счет в казначействе и как проходит процесс казначейского сопровождения госконтрактов.

Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?

Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).

Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.

В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:

  • контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
  • госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
  • контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:

  • в закупках на приобретение услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и других из списка;
  • в закупках с банковским сопровождением;
  • по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.

Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке.

Подробнее об этом мы писали в статье.

Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.

Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта.

Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах.

По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми. 

В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:

  • Указать соисполнителей по договору.
  • Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
  • Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
  • Вести раздельный финансовый учет.
  • Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
  • Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.

Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов

  1. У каждого ТОФК открыт счет в Центральном банке. На него заказчик перечисляет аванс победителю закупки.
  2. После подписания контракта госзаказчик оформляет акт, в котором указывает, какое территориальное подразделение будет сопровождать контракт.

  3. Поставщик обращается в ТОФК с заявлением и госконтрактом, чтобы открыть лицевой счет. 
  4. После полного исполнения контракта казначейство проверяет целевое использование средств и перечисляет деньги на лицевые счета исполнителей и соисполнителей.

  5. Казначейство переводит средства с лицевых счетов на счета юрлиц, открытых в банке после того, как исполнитель предоставит в ТОФК документы о том, что товар поставлен, а работы выполнены.

Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.

Открытие счета

Порядок открытия и ведения лицевых счетов ТОФК регулирует приказ №21н. Поставщик предоставляет в ТОФК госконтракт, заявление, карточку образцов подписей по форме, которые установлены в приложениях к приказу, и иные документы юрлица.

Полный список требуемых документов можно уточнить в ТОФК. Документы подают на бумаге или в электронном виде с использованием электронной подписи.

Казначейство проведет проверку реквизитов, заполненных форм, документов и в течение 5 рабочих дней откроет счет.

Оплата по контракту

Перед тем, как перечислить деньги исполнителю, ТОФК проверит, чтобы расходование было целевым. 

Нельзя перечислять целевые средства:

  • в качестве взноса в уставной капитал другого юрлица;
  • на депозиты;
  • на банковские счета юрлица, за исключением зарплаты, соцвыплат на работников, возмещения собственных расходов и оплаты фактически поставленных товаров в рамках контракта.

Средства можно получить как по предоплате, так и после полного исполнения госконтракта. Чтобы получить деньги по предоплате, поставщик предоставляет в казначейство договор с подрядчиком и выставленный ему счет.

Казначейство оплатит потраченную сумму. После исполнения контракта, в ТОФК нужно предоставить все подтверждающие документы об исполнении контракта: товарные накладные, акты выполненных работ.

Казначейство перечислит деньги после проверки всех документов.

Во всех документах от заказчика до конечного исполнителя указывают идентификатор госконтракта, чтобы казначейство могло проследить цепочку денежного потока.

Что контролирует казначейство

Территориальные органы Федерального казначейства проверяют в представленных исполнителем платежных документах:

  • соблюдение сроков поставки товаров, выполнения работ;
  • соответствие заявленного количества товаров фактически поставленному;
  • факт поставки товара: иногда требуют фото- и видеосъемку с приемки товара;
  • соответствие реального размера прибыли установленному в контракте;
  • стоимость товара на соответствие его себестоимости по структуре затрат.

Если сроки поставки товара нарушены, казначейство на следующий день сообщает о нарушении госзаказчику. Если ТОФК выявит нарушения в остальных пунктах, то в течение пяти рабочих дней вернет документы поставщику без исполнения.

Из-за того, что участие в закупках с казначейским сопровождением кажется сложным и непонятным, конкуренция в них ниже, чем в закупках без сопровождения. Исполнение таких контрактов открытое и прозрачное, что отпугивает от участия в закупках с сопровождением недобросовестных поставщиков.

Если средства в закупке законодательно требуют казначейского сопровождения, не нужно искать обходные пути и договариваться с заказчиком исключить сопровождение казначейства из контракта, как это сделали поставщик и заказчик в следующем примере. Последствия будут неприятными для обеих сторон.

Предприятие «Биотехпрогресс» и Государственное казенное учреждение города Севастополя «Городское хозяйство и строительство» заключили контракт на проектирование и строительство очистных сооружений в Севастополе. Изначально заказчик не установил в закупке казначейское сопровождение, но после проверки антимонопольная служба предписала госучреждению включить в контракт условие о сопровождении казначейства.

На следующий день после подписания контракта, победитель и заказчик заключили допсоглашение, в котором решили исключить из контракта пункт о казначейском сопровождении и обязанность исполнителя открыть лицевой счет в ТОФК.

Победитель открыл расчетный счет в банке, а в допсоглашении к банковскому счету стороны условились, что этот счет служит для целевых расчетов по контракту. Заказчик перечислил аванс на расчетный счет юрлица. Спустя четыре месяца банк лишился лицензии, средства на счетах заблокировали, и поставщик не смог получить свои деньги.

В итоге, дополнительное соглашение, которое заключили поставщик и заказчик суд признал недействительным. Подрядчик не получил аванс и не смог выполнить работы в срок. Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *