Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2021 году?
Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
- хозяйственные партнерства.
Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.
Кто относится к субъектам МСП
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.
Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.
Микропредприятие | 120 млн рублей | не более 15 человек |
Малое предприятие | 800 млн рублей | не более 100 человек |
Среднее предприятие | 2 млрд рублей | не более 250 человек |
В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.
Государственный реестр субъектов МСП
С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.
В открытом доступе находится следующая обязательная информация:
- наименование юридического лица или полное имя ИП;
- ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
- категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
- сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
- указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.
Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:
- о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
- о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
- о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
- полную контактную информацию.
Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.
После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.
Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
О том, какие сроки уплаты налогов и подачи деклараций установлены для малого бизнеса в связи с COVID-19, читайте в нашей новой статье.
Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:
-
Налоговые льготы.
Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%).
На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год.
Кроме того, до 2024 года продлена программа налоговых каникул для ИП на УСН и ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующего регионального закона.
-
Финансовые льготы.
Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийских программ. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.
-
Административные льготы.
Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры.
При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них.
При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.
Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С
Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
«Вопросы обеспечения поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов»
Утверждены на заседанииКомитета Совета Федерациипо федеративному устройству, региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера
(протокол № 189 от 29 января 2019 года)
- Участники парламентских слушаний на тему «Вопросы обеспечения поставок продукции (товаров) в районы Крайнего
Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов»
(далее — парламентские слушания), проведенных в Совете Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации 20 декабря 2018 года Комитетом Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера, отмечают следующее. - Необходимость специального
регулирования поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (далее –
северный завоз) обусловлена отсутствием в этих районах собственной
производственной базы большинства промышленных товаров, а также многих
сельскохозяйственных товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики; удаленностью и низким уровнем развития транспортной
инфраструктуры; сложными природно-климатическими условиями. - Северный завоз является важной
составляющей жизнеобеспечения и развития северных территорий и поэтому требует государственной
поддержки и особого правового регулирования. - В период существования СССР реализовывался
комплекс ежегодных государственных мероприятий, направленных на обеспечение
накануне зимнего сезона территорий Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей с ограниченным сроком завоза грузов основными жизненно важными
товарами, поставки грузов в труднодоступные северные районы осуществлялись и финансировались централизованно, контролировались органами, подведомственными
высшему исполнительному и распорядительному органу государственной власти Союза
ССР – Совету Министров СССР.
В Российской Федерации в 90-е годы XX столетия, в первые
годы рыночных реформ государство поддерживало завоз нефти, нефтепродуктов,
топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним
местности. Для этого был принят ряд указов Президента Российской Федерации,
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации,
распорядительных документов федеральных органов исполнительной власти.
Действовавшим до 2005 года
Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 78‑ФЗ «Об основах государственной регулирования социально-экономического развития Севера
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 78‑ФЗ) были
определены система поддержки завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными
сроками завоза продукции (товаров), порядок организации поставок, схемы завоза
продукции, условия предоставления финансовых средств.
Однако с принятием Федерального
закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов „О внесении
изменений и дополнений в федеральный закон „Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации“ все обязанности по финансированию и проведению северного завоза перешли к органам местного
самоуправления, а Федеральный закон № 78‑ФЗ утратил силу. Это привело к ухудшению жизнеобеспечения отдельных труднодоступных северных территорий, а также к значительному удорожанию завозимых туда товаров.
В этой связи в 2007 году в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были
внесены изменения, позволяющие консолидировать на уровне субъекта Российской
Федерации закупку товаров и услуг в целях осуществления северного завоза[1].
Кроме того, в 2014 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, позволившие субъектам
Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера
и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, предоставлять
юридическим лицам бюджетные кредиты за счет средств региональных бюджетов для
целей закупки и доставки топлива[2]. В 2016 году это положение было дополнено[3]
возможностью предоставлять такие кредиты для закупки и доставки муки и других
товаров по перечню, утверждаемому Правительства Российской Федерации[4].
Вместе с тем, практика показывает,
что в настоящее время пока не удалось создать новой эффективной системы
осуществления северного завоза.
Существующая сегодня межведомственная
разобщенность, а также отсутствие в законодательстве четкого определения понятия
«северный завоз» и его механизмов, которые отвечали бы современным
условиям, не позволяют сформировать единый алгоритм для осуществления поставки
грузов в удаленные районы Крайнего Севера. Кроме того, ситуацию осложняет
отсутствие единого органа исполнительной власти, отвечающего за осуществление северного
завоза. В этих условиях в проведение северного завоза вовлекается огромное
количество участников, имеющих различные экономические интересы, что приводит к удорожанию поставок продукции в северные районы и увеличивает риски их срыва.
- Участники парламентских слушаний
считают, что для совершенствования системы обеспечения поставок продукции
(товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов требуется принятие ряда мер и рекомендуют: - 1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
- 1) о необходимости разработки проекта федерального
закона о досрочном завозе продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, предусматривающего, в том числе: - — определение понятия «северный завоз»;
- — критерии отнесения территорий к районам с ограниченными сроками завоза грузов;
- — критерии отнесения продукции (товаров) к категории
обязательных для северного завоза; - — обязанности и ответственность федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления за осуществление северного завоза;
- — виды и формы государственной поддержки
северного завоза; - — механизмы использования материальных запасов Федерального
агентства по государственным резервам для осуществления северного завоза; - — трехлетний период планирования северного завоза
с учетом долгосрочного и среднесрочного прогнозирования; - — порядок создания и управления единой специализированной информационной
системой планирования и мониторинга северного завоза, которая обеспечит
возможность определения потребностей в поставках продукции, обеспечит учет
запасов продукции на местах, позволит повысить эффективность использования
транспортных средств и пунктов хранения; - 2) об определении органа, отвечающего на федеральном уровне за проведение северного завоза;
- 3) о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с компенсацией уплаченных юридическими лицами процентов по кредитам, взятым на закупку и доставку топлива и грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов; - 4) о предоставлении из федерального бюджета субсидий
бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных
обязательств, связанных с содержанием инфраструктуры, предназначенной для
хранения горюче-смазочных материалов и другой продукции в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов; - 5) о применении механизма государственных гарантий при осуществлении закупок в рамках северного завоза для повышения эффективности его планирования и финансирования, в том числе в целях решения проблемы кассового разрыва;
- 6) о внесении изменений в часть 7 статьи 9 Федерального
закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации» в части увеличения сроков оплаты за поставленную продукцию для
хозяйствующих субъектов, осуществляющих северный завоз; - 7) о создании специализированной электронной площадки в целях повышения
эффективности государственных закупок при осуществлении северного завоза; - 8) о внесении
изменения в Приложение № 1 к постановлению Правительства Российской
Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении
дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ,
услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам,
которые по причине их технической и (или) технологической сложности,
инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны
поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие
необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих
соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»
(далее – постановление Правительства Российской Федерации № 99) в части
установления дополнительных требований к участникам закупок на право
осуществления северного завоза, в том числе о наличии опыта исполнения
контракта по осуществлению северного завоза, а также о наличии техники и кадровых ресурсов, достаточных для выполнения работ по контракту; - 9) о дополнении Приложения № 2 к постановлению Правительства Российской
Федерации № 99 положениями о проведении конкурса с ограниченным участием в случае осуществления закупок заказчиками, расположенными в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; - 10) о включении в Перечень товаров, для целей закупки и доставки которых в субъекты Российской
Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, могут
предоставляться бюджетные кредиты юридическим лицам за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены такие районы
и местности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года № 24, лекарств и детского питания; - 11) об актуализации Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 402; - 12) о создании
на основе государственно-частного партнерства единого логистического оператора,
либо пула операторов, осуществляющих северный завоз. - 2. Министерству транспорта Российской Федерации:
- 1)принять необходимые меры по обеспечению своевременного и полного
выполнения мероприятий, предусмотренных в Федеральном проекте «Внутренние
водные пути», направленных на сокращение протяженности участков,
ограничивающих пропускную способность внутренних водных путей, расположенных в районах Крайнего Севера, а также мероприятий, направленных на обновление
обслуживающего флота; - 2) принять необходимые меры по модернизации инфраструктуры Северного морского пути и ускорению сроков
строительства новых ледоколов, судов-транспортников ледового класса различного
назначения, в том числе контейнеровозов; - 3) рассмотреть вопрос о необходимости законодательного определения понятия «зимние автомобильные
дороги (зимники)» и разработки механизма финансирования создания таких
дорог за счет субсидий из федерального бюджета. - 3. Министерству экономического развития Российской Федерации:
- 1) рассмотреть
вопрос о возобновлении работы проектного офиса «Северный завоз»
Совета по изучению производительных сил Федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийская
академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской
Федерации»; - 2) рассмотреть
вопрос о разработке проекта изменений в Федеральный закон от 18 июля
2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц» в части установления возможности осуществления
государственными унитарными предприятиями закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним
местности с ограниченным сроком завоза грузов, органам местного самоуправления проводить
на соответствующих территориях регулярный мониторинг потребности в товарах
первой необходимости, наличия запасов продуктов питания и топлива.
[1] Федеральный закон от 18 октября 2007 года
№ 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения
полномочий».
[2] Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».
[3] Федеральный закон от 26 июня
2016 года № 192-ФЗ «О внесении изменений в статью 932
Бюджетного кодекса Российской Федерации».
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января
2017 года № 24 «Об утверждении перечня товаров, для целей
закупки и доставки которых в субъекты Российской Федерации, на территориях
которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, могут предоставляться бюджетные кредиты
юридическим лицам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены такие районы и местности». В перечень
вошли различные виды макаронных и мучных изделий, круп, овощей, консервов,
сахара, соли, чая.
"Северный" малый бизнес может получить свои преференции в рамках госзакупок
18 ноября 2021 18:33
Москва. 18 ноября. ИНТЕРФАКС — Субъекты малого предпринимательства (СМП) из районов Крайнего Севера могут получить свои специальные преференции при проведении госзакупок, следует из проекта поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.
Этот документ предусматривает предоставление правительству РФ права устанавливать особенности осуществления закупок у СМП, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
К северному малому бизнесу предлагается относить те компании и предприятия, которые зарегистрированы в соответствующих районах. При этом не менее 70% работников таких СМП должны проживать в северных районах и не менее 70% общего объема доходов таких компаний должны приходится на предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера или приравненной к ним местности.
Для СМП, удовлетворяющих этим требованиям, правительство сможет установить те или иные преференции.
В проекте законопроекта предусмотрено предоставление ценовой преференции в размере 15%, а также предоставление преимущества при участии таких компаний в госзакупках малого объема (закупки у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур на сумму до 600 тыс. рублей или закупки у едпоставщика в электронной форме на сумму до 3 млн рублей через «электронный магазин»).
Необходимость предоставления таких преференций северному малому бизнесу Минвостокразвития, разработавшее законопроект, объясняет тем, что в настоящее время существует проблема оттока субъектов малого предпринимательства в регионы, где для малого бизнеса отсутствуют дополнительные издержки.
Речь идет, прежде всего, о социальных мерах, которые должны стимулировать приток населения на Крайний Север (т.н. северные надбавки, сокращенная рабочая неделя, дополнительный оплачиваемый отпуск и т.п.).
По оценке министерства, эти меры увеличивают стоимость создания и ведения бизнеса в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в 1,5 — 2 раза по сравнению с другими регионами России
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что количество субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в 2020 году по отношению к 2017 году сократилось на 22 тыс. или на 6%.
Министерство рассчитывает, что принятие этого законопроекта позволит, в частности, выровнять условия конкуренции (для СМП) при госзакупках на северных территориях
Как изменится перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 2022 года
26.11.2021
С 1 января 2022 года изменится перечень районов Крайнего севера и приравненных к ним территорий. Новый документ утверждён постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946.
В Правительстве РФ пересмотр перечня связали с отсутствием чёткой структуры предыдущего документа, которая приводила к трудностям в правоприменительной практике. Перечень привели в соответствие с современным муниципально-территориальным устройством страны. С точки зрения географии он не изменился, но стал более структурированным.
- С 2022 года к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные части республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского, Пермского, Приморского краёв, Амурской, Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
- Полностью в перечень вошли территории Республики Саха (Якутия), Магаданской, Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов и весь Камчатский край.
- Таблица 1. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях с 2022 года
Районы Крайнего Севера | |
Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей | |
Республика Карелия | Костомукшский городской округ. Муниципальные районы:
|
Республика Коми | Городские округа: Муниципальные районы:
|
Республика Саха (Якутия) | Вся республика |
Республика Тыва | Муниципальные районы:
Сельское поселение сумон Шынаанский Тере-Хольского района. |
Камчатский край | Весь край |
Красноярский край | Городской округ Норильск. Муниципальные районы:
|
Хабаровский край | Муниципальные районы: |
Архангельская область | Городской округ Северодвинск. Муниципальные районы:
|
Иркутская область | Катангский муниципальный район |
Магаданская область | Вся область |
Мурманская область | Вся область |
Сахалинская область | Городские округа:
|
Ненецкий автономный округ | Весь округ |
Чукотский автономный округ | Весь округ |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Весь округ |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | Муниципальные районы: |
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера | |
Республика Алтай | Муниципальные районы:
|
Республика Бурятия | Городской округ город Северобайкальск. Муниципальные районы:
|
Республика Карелия | Петрозаводский городской округ. Муниципальные районы:
|
Республика Коми | Городские округа: Муниципальные районы:
|
Республика Тыва | Города: Муниципальные районы:
|
Забайкальский край | Муниципальные районы:
Каларский муниципальный округ. |
Красноярский край | Городские округа: Муниципальные районы:
|
Пермский край | Муниципальные округа:
|
Приморский край | Дальнегорский городской округ.
Востокское городское поселение. Сельские поселения:
Тернейский муниципальный округ. |
Хабаровский край | Городской округ город Комсомольск-на-Амуре. Муниципальные районы:
Городские поселения:
Сельские поселения:
|
Амурская область |
|
Архангельская область | Городские округа:
Муниципальные районы:
Муниципальные округа:
|
Иркутская область | Городские округа: Муниципальные районы:
|
Сахалинская область | Городские округа:
Город Южно-Сахалинск. |
Томская область | Городские округа:
|
Тюменская область | Уватский муниципальный район |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | Городские округа:
Муниципальные районы:
|
Статус «северного» района предусматривает надбавки и доплаты по районным коэффициентам к зарплате, пособиям и социальным выплатам.
Какие работники имеют право на районные коэффициенты в 2022 году
Районные коэффициенты положены основным работникам, совместителям и сотрудникам, работающим вахтовым методом (ст. 316, 285 ТК).
Доначислять надбавку следует на следующие виды выплат:
- оплату труда за фактически отработанное время (должностной оклад или ставка заработной платы);
- премии за выработку, вне зависимости от периодичности выплат;
- доплаты за особые условия работы (вредные, опасные, тяжелые и т.п.);
- доплаты за работу в праздничные и выходные дни;
- доплаты за работу в ночное время;
- доплаты за переработки и сверхурочные часы;
- стоимость ценных подарков, выдаваемых в виде поощрения или премирования.
Если выплата не связана непосредственно с выполняемой работой, то районный коэффициент применять не нужно (например, расходы, связанные с оплатой командировки).
К каким выплатам не нужно применять районный коэффициент
Районный коэффициент не применяются к материальной помощи, поощрениям работников, не связанным с выполнением трудовых функций и производственными результатами, к выплатам в рамках трудовых договоров, исчисляемым по среднему заработку:
- отпускные;
- компенсация отпуска при увольнении;
- оплата среднего заработка на период служебной командировки;
- оплата простоя;
- средний заработок за донорские дни;
- иное.
Данные выплаты уже включают районные коэффициенты, поскольку в расчётах применяют суммы заработной платы и других трудовых доходов, которые уже были рассчитаны с учётом повышающих коэффициентов.
Изучите особенности регулирования режимов труда и отдыха работников, типы графиков работы, особенности суммированного учета рабочего времени и его применения для оплаты труда сотрудников на семинаре: «Особенности суммированного учета рабочего времени: правовые аспекты регулирования и учета рабочего времени, составление графиков сменности».
Узнайте, как пройти проверку ГИТ с минимальными санкциями на семинаре: «Изменения по охране труда 2021-2022 гг.».
К списку статей
Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.
Свяжитесь с нами по телефону: 8800 234 5522
Минвостокразвития предложило льготы для малого бизнеса Крайнего Севера при госзакупках
МОСКВА, 4 октября. /ТАСС/. Минвостокразвития РФ предлагает ввести льготы при участии в госзакупках на поставки товаров и услуг на северные территории для малых предпринимателей, зарегистрированных и работающих в районах Крайнего Севера. Об этом сообщили в пресс-службе министерства.
Минвостокразвития разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях реализации положений Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной правительством РФ.
«Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики подготовило законопроект, принятие которого позволит малым предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на льготных условиях участвовать в госзакупках на поставки товара или оказание услуг на северные территории», — говорится в сообщении.
Министерство предлагает установить право малым предпринимателям, зарегистрированным и фактически осуществляющим деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение преимущества при определении подрядчика на основании цены контракта.
«Если предприниматель, работающий в Арктике, предложит в ходе торгов наименьшую цену и станет победителем, к предложенной ему цене будет прибавлено до 15% (при этом общая цена контракта все равно не может быть выше максимальной цены, предусмотренной закупочной документацией, поэтому к росту расходов регионов это решение не приведет).
Зная это, предприниматель из районов Крайнего Севера сможет предлагать на торгах меньшую цену, чем конкуренты из других регионов», — пояснили в Минвостокразвития.
Планируется, что правила предоставления указанного преимущества будут утверждаться правительством Российской Федерации.
Как отметили в Минвостокразвития, необходимость применения этого механизма поддержки малого бизнеса северных территорий обусловлена требованиями Трудового кодекса РФ к работодателям по установлению «северных надбавок», то есть по обеспечению социальных гарантий и компенсаций при трудоустройстве в районах Крайнего Севера, выплаты по которым в полном объеме облагаются страховыми взносами. «Принятие законопроекта будет способствовать выравниванию условий конкуренции и повышению темпов социально-экономического роста северных территорий. Механизм поддержан властями регионов, в состав которых входят районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности», — заключили в министерстве.