В госзакупках станет больше участников-инвалидов

В увеличении продаж заинтересована любая компания. Вопрос только в том, каким путем можно достичь этой цели. Поможет ли участие Вашей компании в государственных или корпоративных закупках существенно повысить объем продаж и улучшить финансовый результат ее деятельности? Ответ на этот вопрос Вам помогут найти эксперты Кредитно-Страхового агентства.

Итак, Вы задались вопросом, стоит ли тратить время и усилия на участие в тендерах. Это достаточно сложный вопрос. Давайте попробуем разбить его на несколько более простых вопросов:

1. Сможет ли Ваша компания реально заработать на исполнении государственных или корпоративных контрактов. 2. Насколько высока вероятность победы Вашей компании в тендере

  • 3. Что нужно сделать для победы в тендерах
  • Попробуем разобраться с каждым из этих вопросов.
  • СМОЖЕТ ЛИ ВАША КОМПАНИЯ ЗАРАБОТАТЬ НА ТЕНДЕРАХ
  • Для ответа на этот вопрос надо проанализировать структуру Вашего бизнеса, оценить себестоимость производимой продукции или оказываемых услуг, и рентабельность хозяйственной деятельности.

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

Таким образом, для любой компании, рассматривающей вопрос об участии в тендерах, очень важно правильно оценить конкурентоспособность предлагаемых Вами товаров, работ или услуг на рынке. Нужно понять, насколько велики у Вашей компании издержки и себестоимость продукции. Сможет ли Ваше предложение быть ниже, чем у конкурентов.

Вы уверены, что цены на предлагаемые Вами товары, работы или услуги вполне конкурентоспособны.

Вы настроены на борьбу за победу в тендере и готовы и дальше снижать цену предложения даже за счет уменьшения собственной рентабельности, для того, чтобы зарабатывать на увеличении объемов продаж.

Тогда участие в закупках может стать для Вашей компании серьезным толчком для развития бизнеса. Объемы ранка государственных и корпоративных закупок оцениваются в десятки триллионов рублей в год. И на этом рынке наверняка найдется место и для Вашей компании.

НАСКОЛЬКО ВЫСОКА ВЕРОЯТНОСТЬ ПОБЕДЫ В ТЕНДЕРЕ

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

Поэтому для того, чтобы побеждать в тендерах, надо в них участвовать. И чем чаще, тем выше вероятность победы. Если у Вас достойное ценовое предложение, если Вы готовы к честной конкурентной борьбе, если Вы регулярно участвуете в тендерах, то рано или поздно все у Вас получится. Иначе и быть не может. Это гарантируют математическая статистика и закон больших чисел.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ УЧАСТИЯ В ТЕНДЕРАХ Быть или не быть участником закупок? На этот вопрос мы уже постарались дать ответ. Теперь попробуем разобраться как стать участником закупки. Предлагаем начать с простого – получения электронной подписи

1. Получение электронной подписи.

Электронная подпись (ранее употреблялся термин «электронно-цифровая подпись») — это информация в электронной форме, служащая для идентификации лица, подписывающего электронный документ.

Если графическая подпись наряду с печатью (для юридического лиц) входит в перечень обязательных реквизитов бумажного документа, то электронная подпись является полноценным реквизитом документа в электронном виде. Она защищает информацию от подделки, внесения искажений и позволяет однозначно идентифицировать подписавшееся лицо, которое владеет ключом.

В госзакупках станет больше участников-инвалидовЭлектронные подписи бывают разные – простые, усиленные, квалифицированные и неквалифицированные. Мы не будем вдаваться в излишние подробности, скажем только, что в соответствии с вступившими в силу с 1 июля 2018 года изменениями в федеральный закон № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» для участия в закупках Вам потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Наличие такой электронной подписи позволит Вам пройти аккредитацию на электронной торговой площадке, подать заявку на участие в тендере, подписать договор в случае победы в закупке, при необходимости подать жалобу в ФАС, а также организовать документооборот с такими государственными структурами как ФНС, ПФ, ФСС.

Стоимость изготовления электронной подписи по состоянию на июль 2018 г. составляет в среднем 6 – 7 тысяч рублей.

2. Аккредитация на электронной торговой площадке

Оформив на руководителя компании электронную подпись можно приступать к процедуре аккредитации на электронных торговых площадках.

В результате прохождения этой процедуры Вы получите доступ в личный кабинет на официальном сайте одной или нескольких торговых площадках.

После этого Вы сможете подавать заявки на участие в закупках, принимать участие в торгах, обмениваться документами, направлять запросы и получать разъяснения по аукционной документации, получать информацию об итогах торгов.

Процедура аккредитации достаточна несложна. На большинстве площадок она бесплатна и занимает 5 — 7 дней, но если Вас поджимает время, то готовьтесь заплатить около 10 тыс. рублей за срочную аккредитацию.

В рамках проведения реформы системы закупок в июле 2018 года Правительство РФ определило новый перечень площадок, для проведения государственных закупок. Если Вы собираетесь регулярно принимать участие в торгах, мы рекомендуем Вам пройти процедуру аккредитации на всех этих электронных площадках, а также на нескольких корпоративных площадках в соответствии с видом Вашей деятельности.

3. Подбор тендеров

На первый взгляд процедура довольно проста. Вы определяете перечень товаров, работ, услуг, которые планируете выставить на тендер, выбираете интересующие Вас регионы, определяетесь с объемными показателями. А дальше приступаете, собственно, к процедуре подбора.

В госзакупках станет больше участников-инвалидовДелать это можно разными способами. Например, просматривая ежедневно все объявленные закупки на официальном сайте Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок — http://zakupki.gov.ru. Правда страшно даже подумать, сколько времени это может у Вас отнять. Зато при этом можно сэкономить.

Для подбора тендеров также можно использовать специализированные программы, например, Seldon или СБИС. Это серьезные программные продукты, позволяющие проводить поиск закупочных процедур по многим критериям.

Стоимость годовой лицензии на такие программы в среднем составляет от 20 до 60 тыс. рублей.

Справедливости ради скажем, что в интернете можно найти бесплатные поисковые системы по тендерам, но они, к сожалению, достаточно примитивны и не дают хорошего результата.

Необходимо отметить, что в процедуре подбора тендеров достаточно много тонкостей, которые необходимо учитывать, если Вы хотите добиться положительного результата.

В частности, крайне важно правильно формулировать поисковые запросы, а также научиться бороться с неправомерными действиями недобросовестных заказчиков, которые используют различные уловки для того, чтобы победа в тендере досталась «нужной» компании.

О том, как противодействовать недобросовестным заказчикам мы подробно писали в статье «Как победить в нечестных торгах».

  1. Учитывая важность процесса подбора тендеров, мы рекомендуем начинающим участникам отдать данную процедуру на аутсорсинг специализированным компаниям, работающим на этом рынке.
  2. 4. Подготовка и подача заявки
  3. Важнейший этап в подготовке заявки это анализ аукционной документации. Принимая решение об участии или неучастии в тендере необходимо четко понимать:

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

  • • нижний ценовой порог Вашего предложения на случай возможного снижения на торгах.
  • Если после проведенного анализа закупочной документации есть понимание, что Ваша компания соответствует всем критериям заказчика, Вас устраивают все условия контракта, начинается подготовка самой заявки и формируется необходимый пакет документов.

При заполнении заявки очень важно избежать ошибок, поскольку даже простая опечатка может послужить причиной отклонения Вашей заявки. В этом случае Ваша компания не сможет принять участие в тендере, даже если изначально Вы были готовы сделать лучшее ценовое предложение.

Заявка на участие подается с использованием электронной подписи через личный кабинет на соответствующей электронной торговой площадке.

В большинстве случаев, необходимым условием для подачи заявки является внесение обеспечения. В настоящее время обеспечение заявки вносится участником непосредственно на расчетный счет оператора электронной торговой площадки.

Денежные средства зачисляются на лицевой счет участника и блокируются, гарантируя организатору закупки возмещение убытков в случае уклонения победителя от заключения контракта. У проигравших участников денежные средства ни лицевом счете разблокируются после подведения итогов закупки, а у победителя – после заключения контракта.

Необходимость внесения обеспечения и его допустимый размер (от 1до 5 %) определены в новой редакции федерального закона № 44-ФЗ и указываются в закупочной документации.

С 1 октября 2018 года начинает действовать новый порядок внесения обеспечения. Денежные средства будут вноситься на специальные счета участников, открываемые в уполномоченных банках, перечень которых определен Правительством в июле 2018г.

Получила широкое распространение практика использования заемных средств для внесения обеспечения заявок на участие в закупках. Заемные средства предоставляются банками или специализированными микрофинансовыми организациями, заключившими партнерские соглашения с электронными торговыми площадками. Стоимость такого займа на июль 2018 года составляет в среднем около 3 – 4 %.

  1. 5. Заключение контракта
  2. В случае победы в тендере для подписания контракта, как правило, требуется внести обеспечение исполнения контракта, Это денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются победителем тендера при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика на случай неисполнения (или ненадлежащего исполнения) поставщиком своих обязательств.
  3. Если Вы внесли обеспечение контракта деньгами, то после подписания актов выполненных работ сумма обеспечения исполнения контракта возвращается на Ваш счет.

В случае ненадлежащего исполнения контракта заказчик имеет право удержать сумму нанесенного ему ущерба из средств, внесенных в обеспечение. Если же в обеспечение исполнения контракта предоставлялась банковская гарантия, то по первому требованию заказчика банк возместит ему ущерб, предъявив Вам требование о погашении указанной суммы.

По закону размер обеспечения контракта составляет от 5% до 30% от суммы начальной максимальной цены контракта, указанной в извещении о закупке. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения исполнения контракта.

Большинство участников тендеров используют в качестве обеспечения исполнения контрактов банковские гарантии, не желая отвлекать собственные средства из оборота.

Возможна и такая ситуация, когда победитель тендера вносит в обеспечение исполнения контракта собственные средства, а затем предоставляет банковскую гарантию и производит замену обеспечения.

В этом случае денежные средства возвращаются на счет исполнителя и могут быть использованы, например, для финансирования исполнения контракта.

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

Отдельно заметим, что Кредитно-Страховое агентство оказывает участникам закупок услуги по организации тендерного финансирования (займы на обеспечение заявок, банковские гарантии исполнения контракта, возврата аванса, исполнения гарантийных обязательств, кредиты на исполнение контракта). При этом Вы оплачиваете только стоимость займа, кредита или банковской гарантии непосредственно кредитной организации. Услуги агентства для Вас будут бесплатны !

Сама же процедура заключения контракта довольна проста. В личном кабинете на электронной торговой площадке, проводившей торги, Вы прикрепляете скан банковской гарантии и подписываете контракт электронной подписью.

Заказчик проверяет наличие обеспечения контракта (денежные средства на его счету или банковская гарантия в реестре на сайте ЕИС) и подписывает контракт со своей стороны. Вот и все. Время исполнения контракта пошло.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ТЕНДЕРАМИ

Есть несколько вариантов организации работы с тендерами. Во-первых, можно все делать самостоятельно, правда, придется потратить достаточно много времени на то, чтобы досконально разобраться воВ госзакупках станет больше участников-инвалидов всех тонкостях вопроса. Также Вы можете принять в штат нового сотрудника, который будет вести этот участок работы. При этом Вы экономите собственное время, но вынуждены ежемесячно платить такую зарплату, которая будет действительно мотивировать квалифицированного специалиста. Учитывая, что зачастую увидеть результат его работы можно будет только через несколько месяцев, этосамый дорогой вариант. Можно поручить этот вопрос кому-то из имеющихся в штате сотрудников, «нагрузив» его дополнительными обязанностями. Это один из самых дешевых вариантов, но, с большой вероятностью можно предположить, что результатом станет лишь снижение эффективности сотрудника в решении основных задач. Наконец, можно заключить договор на тендерное обслуживание с компанией, длительное время работающей на рынке госзакупок и оказывающей услуги участникам. Какой вариант будет предпочтительнее ? Это зависит от многих факторов — структуры Вашей компании, ее сферы деятельности и объемов продаж, наличия в штате квалифицированных сотруднико и многого другого.  Например, от Ваших предпочтений.

Читайте также:  Началось! Часть закупок по 223-ФЗ будут проходить по 44-ФЗ

Выбор, как всегда, за Вами.

Кредитно-Страховое агентство – услуги для участников закупок.Участвуйте и побеждайте вместе с нами!

Демпинг в госзакупках. Что это такое и как с этим жить?

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

Настал момент поговорить о серьёзных вещах. Точнее об одной вещи, которая является самой острой проблемой госзакупок последние годы. Речь, как вы уже поняли из названия статьи, сегодня пойдёт о демпинге.

Это явление активно обсуждается достаточно давно. Увы, но действующие антидемпинговые меры не могут похвастаться своими успехами. Сообщество регулярно предлагает варианты решения этой напасти, но долгожданные изменения так и не происходят.

К сожалению, ситуация такова, что ничего на данный момент предпринять толком нельзя, нет ультимативного способа борьбы с демпингующими компаниями в закупках. Поэтому единственное, что сейчас можно сделать — это изучить проблему и решить, как существовать в таких реалиях. И у нас отличная новость! В данном материале мы поможем разобраться как с первым, так и со вторым.

Что такое демпинг?

Демпинг — это сильное занижение цены товара или услуги по сравнению с рыночной стоимостью. В некоторых ситуациях стоимость пробивает дно и устанавливается ниже себестоимости. Более реальный и частый сценарий — снижение происходит за счет ухудшения качества продукта.

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

В бизнесе демпинг используется для вытеснения конкурентов или формирования базы клиентов, которые побегут за лучшей ценой. В сфере закупок дела обстоят иначе, демпингующие компании чаще всего предлагают очень плохой по качеству товар, который по техническим характеристикам подходит заказчику.

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

 Пример:

Проводится закупка беговых кроссовок. Заказчик указал ряд критериев, таких как материал подошвы, сеточки для циркуляции воздуха, наличие шнуровки и так далее.

Участие принимает 3 компании. Две из них производят хорошую, качественную обувь по цене 4000 рублей за пару. Третья же компания заказывает товар на самой дешевой фабрике из Китая, где цена пары составляет 800 рублей. Технически, все варианты подходят заказчику, различается лишь качество и долговечность кроссовок.

Когда начинается аукцион, третья компания может понижать цену сколько угодно и в любом случае заработает. В определенный момент конкуренты упрутся в себестоимость своего продукта, а демпингующая компания даже на этом этапе будет иметь солидную маржу.

«Данный пример не является реальным кейсом и служит исключительно для яркого и простого объяснения»

Также есть и альтернативный вариант. Две компании-пустышки начинают очень быстро снижать цену, в надежде на то, что конкуренты просто сдадутся.

В это время, заранее выбранная компания просто выдвигает адекватное ценовое предложение и «отдыхает».

По окончанию аукциона пустышкам отказывает заказчик за неправильно оформленные документы, после чего терпеливо ждущая своего часа компания становится победителем по своей цене.

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

Данное явление вредит как добросовестным поставщикам, так и самим заказчикам. Первые лишаются честной конкуренции, а вторые, зачастую, проводят закупку низкокачественных работ, товаров и услуг.

Существуют и вполне благородные причины демпинга. Некоторым компаниям необходимо обзавестись зафиксированным опытом поставщика, а кто-то просто хочет «слить» залежавшийся товар, чтобы освободить место на складе. Такие случаи бывают, но их единицы, на фоне остальных.

Как работают антидемпинговые меры?

Антидемпинговые меры осуществляются 37 статьей 44-ФЗ и позволяют заказчику устанавливать дополнительные требования к поставщику, если тот снизил НМЦК на более чем 25%. Стоит отметить, что требования можно выдвигать только к закупкам, проводящимся с помощью конкурса или аукциона.

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

Те самые требования заказчик придумывает не сам, они четко обозначены в законе:

Если начальная цена контракта меньше 15 млн. рублей, то поставщик может выбрать способ доказательства своей добросовестности:

  1. Перевести на счет заказчику или воспользоваться банковской гарантией на сумму, равную полуторному объёму обеспечения.
  2. Подтвердить наличие опыта, предоставив информацию о трёх выполненных без жалоб контрактов за последние 3 года. Также, одна из закупок должна быть на сумму не менее 20% от НМЦК текущего тендера.

В случае, если цена контракта более 15 млн. рублей, то поставщика лишают выбора и обязывают оплачивать «увеличенное обеспечение».

В случае, если требования удовлетворить невозможно, компания попадает в РНП.

Если у вас есть хотя бы небольшой опыт в закупках, то вы уже скорее всего поняли, почему данные меры далеки от совершенства. Они не мешают поставщикам продолжать заниматься демпингом, а лишь слегка затрудняют им жизнь.

Как избежать демпинга?

К сожалению, как и говорилось во вступлении, решения до сих пор нет. Остаётся лишь ждать, пока со стороны государства будут проведены все необходимые исследования, чтобы ужесточить меры и сделать их действительно рабочими.

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

На данный момент мы можем лишь дать несколько советов, которые хоть и не исправят ситуацию, но помогут встречаться с демпингом немного реже:

  • Если есть возможность сменить или скорректировать нишу, в которой вы работаете, то попробуйте перейти на закупки в которых оценивается не только цена, но и нестоимостные критерии. Такой вариант позволит увеличивать шансы на победу за счет качества предлагаемых услуг или продуктов. 
  • Попробуйте участвовать в тендерах с типом размещения по запросам котировок. Этот способ намного сложнее для осуществления демпинга, ведь невозможно узнать предложения конкурентов. Без этой информации демпингующей компании придется наугад отправлять ценовое предложение, а если оно окажется сильно ниже конкурентного, то это будет упущенной прибылью. 
  • Обращайтесь в ФАС. Если во время закупки у вас появились сомнения, вопросы или уверенность в демпинге — ведомство, возможно, признает конкурента недобросовестным. В итоге и одним демпером станет меньше, и вы получите второй шанс забрать контракт. 

Госзакупки станут проще, быстрее и прозрачнее

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

Экспонат ежегодной выставки «Госзаказ» / Максим Стулов / Ведомости

Минфин намерен существенно доработать и усовершенствовать механизм госзакупок. С этой целью ведомство подготовило пакет поправок в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ).

«Предусматривается существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками – конкурс, аукцион, запрос котировок.

В частности, исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса», – указывается в пояснительной записке к подготовленному Минфином законопроекту.

При этом повышается предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при их проведении с 500 000 до 3 млн руб. Для более дешевых госзакупок предлагается использовать аукционы.

Еще одна поправка дает возможность заказчикам обсудить все детали закупки с потенциальными поставщиками «на этапе планирования закупки (до размещения извещения об осуществлении закупки)». Это должно способствовать повышению качества закупок и выбору самого подходящего исполнителя госконтракта.

В действующем законе такого не предусмотрено – обсуждения деталей госконтракта и компетенций поставщиков возможны только во время конкурсных процедур.

По новому порядку сама процедура отбора поставщика и заключение с ним договора должна проходить очень быстро: 4 рабочих дня дается на размещение заявок, 2 рабочих дня – на их рассмотрение, по 1 дню – на заключение контракта для каждой стороны.

Информация о поставщиках будет поступать заказчику автоматически из единого государственного реестра юридических лиц.

«Законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки, формируемое в электронной форме в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок по единым формам электронных документов», – подчеркивается в пояснительной записке. Это должно сократить количество документов, минимизировать возникновение ошибок технического характера, автоматизировать процесс формирования извещения об осуществлении закупки.

По словам замминистра финансов Алексея Лаврова, принятие поправок законопроекта позволит завершить переход к электронному документообороту на всех этапах госзакупок. Результатом станут «сокращение способов закупок, унификация и упрощение всех процедур, типизация контрактов, повышение гибкости при исполнении контрактов», – отметил замминистра.

Основные проблемы в сфере госзакупок сегодня – это нарушение сроков поставки товаров или выполнения работ, некачественное исполнение заказа, картельные сговоры между участниками закупок, задержка оплаты заказчиком, расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке, перечисляет Сергей Габестро, общественный омбудсмен по закупкам при уполномоченном по защите прав предпринимателей Борисе Титове. «Планируемые изменения в закон о контрактной системе делают более доступной эту сферу для бизнеса, так как в первую очередь связаны с упрощением процедур закупок, т. е. более простые и автоматизированные», – пояснил он «Ведомостям». К примеру, «обязательное электронное актирование (использование ЕИС) делает более прозрачным стадию исполнения контрактов: обеспечивает своевременную оплату, порядок и сроки приемки выполненных обязательств по контракту», – отмечает эксперт.

Заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский оценивает законодательную инициативу Минфина более сдержанно.

По его мнению, упрощение процедур направлено лишь на борьбу с коррупцией в сфере госзакупок, но «не на поставку качественных товаров, работ и услуг в интересах граждан».

«На данный момент двухэтапный конкурс как способ определения поставщиков лидирует среди других способов и по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку), и по экономии (20,8%).

Исключение этого способа торгов «во имя унификации» или «в связи с невостребованностью» ничем не обосновано», – говорит эксперт. Он считает, что надо «не исключать и упрощать, а расширять ассортимент способов закупок, так как заказчики сталкиваются с совершенно разными закупочными ситуациями, и максимальную эффективность могут продемонстрировать разные способы торгов».

Например, рассказывает эксперт, Дальневосточная генерирующая компания недавно провела двухэтапный конкурс на право заключения договора на поставку угля для электростанций: на первом этапе были выявлены заинтересованные в поставке участники и прописаны технические требования; на втором – проведен конкурс по разработанным в результате первого этапа техническим требованиям. Как итог, были заключены договоры с шестью разными участниками, а общая экономия достигла 20%.

«То есть вместо сужения всего до трех способов регулятору надлежит ввести новые способы, такие, например, как конкурентные переговоры», – считает Головщинский. По его словам, не стоит расширять и долю аукционов в госзакупках. «Электронные аукционы создают имитацию конкуренции. Только 32,4% электронных аукционов признаны состоявшимися», – говорит он.

Габестро предлагает пересмотреть подход к определению эффективности закупок по критерию «цена», так как это хороший критерий результативности для однородных товаров с фиксированным качеством, но плохой для сложных продуктов и работ.

«Возможно, необходимо пересмотреть роли стоимостных и нестоимостных критериев в определенных законом формах закупок», – говорит специалист.

Он считает, что законодатели должны оградить заказчиков от недобросовестных поставщиков внесением их в черный список: если однажды поставщик предоставил недостоверную информацию и документы о себе, он не должен впредь допускаться к торгам.

По итогам III квартала 2020 г. объем госзакупок в рамках 44-ФЗ по всем отраслям экономики снизился по объему начальных максимальных цен (НМЦ) на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,98 трлн руб. Об этом сообщил на прошлой неделе оператор федеральной электронной площадки – компания «ТЭК-торг».

Читайте также:  Как заполнить форму Р14001 при смене директора, какие листы заполнять и как?

Согласно отчету оператора наилучшую восстановительную динамику по объему НМЦ показывают такие направления, как сооружения и строительные работы в области гражданского строительства; оборудование компьютерное, электронное и оптическое; здания и работы по возведению зданий.

К рынкам с наихудшей восстановительной динамикой по объему НМЦ относятся: услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа; металлы основные; средства транспортные и оборудование, проч.

В целом по количеству опубликованных процедур ни одной из отраслей не удалось выйти на уровень I квартала.

В госзакупках станет больше участников-инвалидов

Кто может участвовать в госзакупках?

Статья актуальна на 21 июня 2021

Может ли физическое лицо участвовать в закупках для малого бизнеса? Что если ОКВЭД не совпадает с объектом закупки? Может ли стать поставщиком только что организованная компания? Ответим на эти и другие вопросы о требованиях к поставщикам.  

В госзакупках станет больше участников-инвалидовОдни из основных принципов госзакупок — открытость, прозрачность и обеспечение конкуренции, а ключевая задача государства — экономия бюджетных денег. Основываясь на этом, законодатель предоставил доступ к закупкам максимально широкому кругу лиц. Однако есть факторы, которые ограничивают круг участников в определенных закупках, и нюансы, которые нужно учесть разным категориям потенциальных поставщиков.

Какие ограничения сокращают круг участников?

Не все могут поучаствовать в закупке, если:

  • в закупке действует национальный режим,
  • требуются определенные лицензии и разрешения, если закупка на  лицензируемые виды деятельности,
  • нужен опыт работы и квалификация сотрудников (применяется в закупках технически сложных товаров, работ, услуг с высокой НМЦ по постановлению правительства № 99),   
  • проводят закупку только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • проводят закрытую закупку с информацией, составляющей государственную тайну.

Особенности участия в закупках отдельных категорий лиц

Физические лица

Физлица могут регистрироваться на любых ЭТП и участвовать в аукционах наравне с другими категориями участников. В большинстве случаев они участвуют в «простых» закупках, для которых не нужно регистрировать ИП или ООО. Например, аукционы по покупке квартир, услуги переводчиков, гидов, репетиторов и т.д. 

Вам нужно будет зарегистрироваться в ЕИС. Как это сделать, читайте в этой статье. 

Что учесть физлицам:

  • При заключении контракта с физлицом заказчик самостоятельно удерживает с него НДФЛ. Условие об уменьшении суммы обязательно включается заказчиком в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).
  • Физлицо не относится к субъектам малого предпринимательства, так как к ним могут относится только юридические лица и ИП (п. 1 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». На практике заказчики часто в небольших закупках, где теоретически могли бы поучаствовать физлица, ставят по привычке ограничения по СМП. В таких закупках физлицо участвовать не может. Поэтому, если вы планируете участвовать в закупках на постоянной основе, рекомендуем зарегистрироваться в качестве ИП или создать ООО.
  • Ваши жалобы в ФАС на заказчика и ЭТП будут рассматривать по порядку, установленному в 44-ФЗ, только если вы соответствуете всем  требованим к поставщикам и ваши права нарушены положениями документации. Например, если вы жалуетесь на то, что не работала площадка, но при этом у вас нет нужных лицензий, то вашу жалобу будут рассматривать 30 дней. А если заказчик вас отклонил, несмотря на то, что вы соотвествуете всем требованим, жалобу рассмотрят за 5 дней, как установлено в 44-ФЗ.  

Индивидуальные предприниматели (ИП)

Особых требований для индивидуальных предпринимателей нет. Большое преимущество для них — простота оформления документов для аккредитации на площадках: нужны только все страницы паспорта и выписка из ЕГРИП. Для ИП не требуется решения о сумме сделки и у него отсутствуют учредительные документы.

Что учесть ИП:

  • Согласно пункту 3 статьи 3 275-ФЗ, ИП не может принимать участие в закупках в рамках государственного оборонного заказа.
  • ИП отвечает по обязательствам (возможные штрафы и пени) всем своим имуществом, даже после закрытия.
  • Будьте внимательны. Если попадете в РНП, то на следующие два года не сможете участвовать в торгах, а если захотите продолжить, придется открыть ИП на другого человека.
  • Заказчик по 44-ФЗ всегда объявляет закупку с НДС и не всегда прописывает в проекте контракта, что цена не включает НДС, если победитель на УСН. Победитель на УСН рискует оказаться в ситуации, что заказчик вычтет 20% от его цены. Это несмотря на то, что 44-ФЗ не разрешает менять сумму контракта и многочисленные разъяснения Минэкономразвития и Минфина. Если в проекте контракта не указано, как действует заказчик при победе участника на УСН, рекомендуем подать запрос на разъяснения.
  • Для субъектов малого бизнеса и организаций инвалидов действуют преимущества.
  • Действуют те же правила подачи жалобы, как у физлиц. 

Самозанятые

Этот налоговый режим появился в 2019 году. Об особенностях участия в закупках самозанятых мы написали отдельную статью.

  • Юридические лица  
  • Это самая распространенная категория бизнеса и, соответственно, участников торгов.
  • Что учесть юрлицам:
  • Если вы на УСН, также будьте внимательны к условиям оплаты.
  • Для разных видов юрлиц есть свои особенности в подготовке документов.
  • Если юрлицо попадает в РНП, то в реестр включают информацию не только о самой организации, но и обо всех ее учредителях.
  • Крупным компаниям, которые участвуют в массе торгов, лучше создать новую организацию для участия в «мелких» торгах. Это поможет обезопаситься от попадания в РНП из-за мелкой ошибки. Например, сотрудник не успел в срок подписать контракт, в этом случае участник считается уклонившимся от заключения. В итоге вся компания, включая учредителей, с большой вероятностью попадет в РНП.
  • Проще создать ООО с одним учредителем. Не нужно собирать общее собрание участников для принятия решений, проще оформлять документы.
  • Для СМП и организаций инвалидов действуют преимущества.

Бюджетные организации

Участвовать в торгах могут и сами «бюджетники». Для них действуют такие правила:

  • Им не нужно платить обеспечение контракта.
  • Для организаций УФСИН действуют преимущества (если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, но не выше НМЦ).
  • Заработанные деньги можно потратить на закупки по 223-ФЗ, если есть опубликованное Положение о закупках.

Иностранные компании и физлица

Могут участвовать в закупках с учетом ограничений по нацрежиму. При аккредитации на ЭТП иностранцы должны предоставить надлежащим образом заверенный перевод своих документов, выданных в соответствии с законодательством своего государства.

Так как в электронных закупок иностранцы принять участие не могут, из-за того что невозможно оформить квалифицированную электронную подпись, крупные иностранные компании открывают в России юридические лица с российскими учредителями.

Популярные вопросы о требованиях к поставщикам

Можно ли с первого дня регистрации участвовать в закупках?

Ограничений нет, вы сможете участвовать в большинстве торгов по 44-ФЗ. Исключением являются закупки, где требуется опыт поставки аналогичных товаров / выполнения работ/ оказания услуг или, например, указаны требования, связанные с длительным устойчивым финансовым положением компании на рынке (как правило, применяется в коммерческих торгах).

  1. Можно ли участвовать в закупке, если ОКВЭДы не соответствуют указанным в выписке из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП?
  2. Коды ОКВЭД не влияют на участие, заказчик в рамках 44-ФЗ не имеет права отклонить заявку на основании несоответствия кодов ОКВЭД.
  3. Можно ли принять участие в закупке, если нет необходимого товара на складе и сертификатов соответствия?

На момент подачи заявки поставщик не обязан иметь товар на складе. Заказчик не вправе требовать в составе заявки документы, которые по закону передаются вместе с товаром.

Выводы

Участвовать в торгах могут все, независимо от даты создания организации, системы налогообложения, кодов ОКВЭД, наличия товара на складе на момент подготовки заявки и прочих подобных моментов.

Есть ряд общих ограничений для участия, но они встречаются далеко не во всех закупках.

Рекомендуем всегда внимательно изучать документацию о закупке перед тем, как принимать участие в интересных для вас торгах.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Преференции для инвалидов по 44-ФЗ: сложности при проведении торгов

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Понятие преференции по 44-ФЗ
  • Условия получения преференций для организации инвалидов по 44-ФЗ
  • Порядок предоставления преференций для инвалидов по 44-ФЗ
  • Подтверждение права на преимущества по 44-ФЗ со стороны инвалидов
  • Сложности при закупках у организации инвалидов по 44-ФЗ
  • Определение поставщика и заключение контрактов с учетом преференций инвалидам

Преференции для инвалидов по 44-ФЗ накладывают обязательства на заказчиков, которые должны предоставить ряд привилегий указанной категории поставщиков. Основные из них, которые допускаются законом, относятся к цене контракта и снижению процента обеспечения контракта.

Однако не каждая организация инвалидов может указанные преференции получить. В нашей статье мы расскажем о том, каким требованиям необходимо соответствовать для получения преимуществ, и какие особенности работы с ОИ (организациями инвалидов) существуют.

Понятие преференции по 44-ФЗ

В соответствии с законом 44-ФЗ, преференции и преимущества – два совершенно разных понятия.

По закону, некоторые организации могут получить от государства ряд льгот. Последние распространяются на начисление налогов, осуществление тендерных мероприятий, целью которых является удовлетворение нужд государственного либо муниципального уровня.

Закон 44-ФЗ устанавливает для определенного круга исполнителей госконтрактов преференции. В их рамках конечная стоимость договора может быть увеличена в пользу участника.

Но практика показывает, что чаще всего два указанных понятия приравнивают друг к другу и обозначают просто как льготы.

Условия получения преференций для организации инвалидов по 44-ФЗ

В некоторых случаях в закупочной документации заказчик должен прописать, помимо требований к исполнителям, преференции для инвалидов по закону 44-ФЗ.

Сведения о предоставлении такого рода льгот указываются в извещении о запланированных торгах. Далее участник закупки в произвольной форме заявляет о том, что он является организацией-инвалидом и отвечает критериям, зафиксированным в ч. 2 ст. 29 закона 44-ФЗ. Если в тендере побеждает организация инвалидов, с ней подписывается договор с учетом установленных законом льгот.

Инвалиды в российских госзакупках: реальность и необходимые реформы — Регионы России

Эксперт Минюста России по антикоррупционной экспертизе Дмитрий Тортев: «Существует реальная угроза превращения организаций инвалидов из производственных в торговые дома, не имеющие устойчивых связей с материнской организацией и ее членским составом, не подотчетных непосредственно инвалидам»  

В мире насчитывается более миллиарда человек с инвалидностью. В России живут больше 12 миллионов инвалидов (а в целом проблема касается 23% российских семей).

Оплачиваемая работа, по данным исследования Института социального прогнозирования и анализа РАНХиГС, есть только у 16% из них, а 10 миллионов человек остаются за бортом легальных трудовых отношений.

До недавнего времени единственным механизмом гармонизации этого дисбаланса было квотирование рабочих мест (на федеральном уровне — в организациях, где работает более 100 человек, дополнительно могли устанавливаться региональные квоты при численности работников от 35 человек).

В 2019 году Минтруд анонсировал пилотный проект: поскольку квоты администрировать и контролировать сложно, было предложено в нескольких регионах на период 2020-2025 годов ввести для организаций компенсационную выплату.

Ее размер при невыполнении квоты должен составлять прожиточный минимум — федеральный или региональный, в зависимости от того, какой окажется выше. Средства, аккумулируемые от таких выплат, должны поступать в региональные фонды содействия трудоустройству инвалидов.

Оттуда они будут распределяться на организацию профессионального обучения инвалидов, создание и оборудование специальных (дооснащенных) рабочих мест, организацию стажировок инвалидов и другие профильные расходы.

Подразумевается, что эти меры если и не создадут значительного количества новых рабочих мест, то как-то помогут адаптировать существующие либо дадут возможность инвалидам получить новые профессиональные навыки.

Видится, что прогнозируемые изменения в мерах ответственности работодателей вряд ли напрямую спровоцируют естественный, органический рост трудоустройства инвалидов, поскольку промежуточное звено в виде фонда влечет за собой сходные по масштабу сложности администрирования и прослеживания целевого расходования компенсационных средств. К тому же, по состоянию на конец 1 квартала 2021 года в публичном поле не было каких-то сообщений, можно ли признать годичный пилот удавшимся или нет, а также каковы итоги проекта за первый год в твердых цифрах.

Отсутствие какой-то внятной политики трудоустройства людей с ограниченными возможностями и, шире, поддержки работодателей, занимающихся столь сложной проблемой, имеет ряд далеко идущих негативных социальных и экономических последствий.

Читайте также:  Какие налоги будет платить пенсионер, если он открыл ип?

В таких семьях повышается ситуативная и личностная тревожность, в них зачастую негативный психологический климат, повышенная конфликтность, низкая сплоченность, неоправданное чувство вины и беспомощности.

Нередки чувство эмоционального истощения, недостаточности семейных ресурсов, присутствуют патологизирующие стили семейного воспитания.

И вообще отсутствие возможности работать, давать работу другим, обеспечивать себя и свои семьи влекут более низкий уровень образования в целом, худшую производительность труда, утрату мотивации и способностей к труду и самостоятельной деятельности.

Приходится признать, что в такой сложной проблеме, как инклюзия людей с ограниченными возможностями в рынок труда и в экономику вряд ли можно рассчитывать на естественный рост, даже подкрепленный созданием новых административных структур и перспективами небольших компенсационных выплат работодателям. Одним из инструментов дирижистского роста занятости инвалидов должно стать совершенствование практики участия организаций инвалидов в госзакупках, которое не потребовало бы значительных изменений в имеющейся нормативной базе.

В настоящее время Закон о контрактной системе определяет, что федеральным организациям инвалидов (и созданным ими организациям) предоставляется ценовая преференция в размере до 15 процентов в случае, если вид закупаемого товара содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги».

В момент разработки действующей нормативной базы участия организаций инвалидов в госзакупках предполагалось, что при сохранении существующего невысокого уровня конкуренции организация инвалидов, принявшая участие в закупке, будет выигрывать за счет преференциального повышения цены у других участников. Текущая реальность изменилась: среднее количество заявок, подаваемых на участие в закупке, составляет, согласно отчетам Минфина России, 3,42. А в лотах под преференцией организациям инвалидов, особенно в столичных регионах, зачастую заявляются и 5, и 10, и 20 участников закупки. При этом такая избыточная конкуренция происходит в ситуации переусложненности системы госзакупок, наличия значительного количества нюансов, для которых нужны подготовленные специалисты, а иногда требуется и опыт работы компании (к примеру, для обеспечения исполнения контрактов).

Первая проблема — это архаичность перечня товаров, при закупках которых организации инвалидов получают преференции. Гренки и галеты в перечне постановления Правительства № 341 соседствуют с неткаными материалами, занавески — с памятниками из гипса.

Перечень создавался и дополнялся на основе имевшейся производственной базы организаций инвалидов, оставшейся с советских времен.

Правительство оценивало на момент создания постановления, что валовый объем производимой под преференцию продукции должен составлять сумму около 5 миллиардов рублей, а количество занятых в производстве — порядка 7000 инвалидов.

Объем реализации в рублях легко оказался перекрыт, но не за счет произведенной инвалидами продукции, а в результате редистрибьюции промышленных товаров определенных групп, в частности, предметов гигиены и ухода.

При этом по данным открытой отчетности у поставщиков, аккумулирующих на себе преобладающий объем реализации преференциальных товаров, количество сотрудников редко превышает десяток человек (а выполняется ли норматив по доле ФОТ, приходящегося на инвалидов, вообще сказать невозможно, так как эти данные не являются открытыми).

Представляется необходимым расширить перечень поставляемой организациями инвалидов продукции, включив туда профильные товары: технические средства реабилитации, специальное лечебное питание, назначаемое при инвалидизирующих заболеваниях, средства индивидуальной защиты, производимые организациями инвалидов, ортопедические товары, товары «доступной среды» для инвалидов, средства передвижения (включая специализированные автотранспортные средства), тренажеры, малые средства реабилитации. Участие инвалидов в решении важнейших проблем несоответствия и отсутствия доступной среды, доступных коммуникаций, а также доступных услуг явилось бы фундаментальным фактором, который снизил бы имеющееся неравенство.

Вторая проблема, которая требует решения — это угроза превращения организаций инвалидов из производственных в своего рода торговые дома, не имеющие устойчивых связей с материнской организацией и ее членским составом, не подотчетных непосредственно инвалидам, состоящим в общероссийской инвалидной организации.

Преференция не должна структурно решать проблему избыточного пополнения бюджета коммерческих структур организаций инвалидов за счет перепродажи товаров, она предназначена для организации и оборудования специализированных рабочих мест.

В этой связи целесообразно изменить механизм предоставления преференции и жестко увязать его с наличием у организации собственных производственных мощностей, штата трудоустроенных инвалидов, а также импортозамещающим производством товара.

Сложнейшая ситуация на рынке трудоустройства инвалидов не должна превращаться в лотерею на рынке госзакупок, где одни инвалиды выигрывают за счет десятков других, поэтому в действительности назрела необходимость точечной корректировки нормативной базы в этой части.

Тем более, труд инвалидов покупается по гораздо более низким ценам, чем среднероссийская оплата труда, а целью политики поддержки инвалидов в госзакупках не могут становиться очередные успехи в поставке товаров крупных производственных холдингов, не имеющих к инвалидам никакого отношения.

Дмитрий Тортев стал победителем VII Конкурса журналистов «Государственные, муниципальные, корпоративные закупки» XVI Всероссийского Форума-выставки «Госзаказ».

Для связи с автором: [email protected], Telegram: @dima_um.

Что происходит с гостендерами в 2021 в сфере коммуникационного консалтинга?

Одним из побочных явлений пандемии стало то, что консалтинг, в том числе коммуникационный, потерял традиционный способ привлечения клиентов – нетворкинг, встречи и другое. В этих условиях многие обратили своё внимание в сторону государственных закупок.

Еще недавно тендеры были методом легитимизации выбора участника, сейчас они становятся реальной площадкой для отбора. Кроме того, совсем недавно правительство решило существенно реформировать систему госзакупок.

Это окажет непосредственное влияние на рынок, и мы решили разобраться, чего нам ждать в ближайший год.

Падение цен

Снижение цен на консалтинг происходит повсеместно, но, если в коммерческом сегменте цена не играет зачастую определяющей роли, а потому снижение аккуратное, то в открытых гостендерах мы наблюдаем демпинг.  Уже сейчас среднее снижение стоимости контрактов заказчиков — 50%.

Хотя в прошлом году среднее падение при участии в тендерах составляло 15%, а стандартный порог антидемпинговой оговорки – 20-25%.  Приведём примеры – тендер одного из подразделений ГК «Росатом», в котором победивший подрядчик «упал» с 41 млн. рублей до 17.

 В тендере на оказание услуг по информационной поддержке программы «Волонтеры культуры» победитель также снизил цену с 2,5 млн. рублей до 1. А победитель закупки на оказание услуг по реализации мероприятий в г. Москве показал снижение цены на 25%.

Естественно, ориентируясь на эти цифры, заказчики и в коммерческом сегменте будут снижать цены контрактов.

Экономия на качестве

Причина глубокого демпинга в особенностях самой организации госзакупки. Компании, не удовлетворяющие части требований, вынуждены компенсировать это ценой.  В то же время в коммуникационных тендерах заложено обычно много прямых затрат.

И их стоимость, вероятнее всего, будет непредсказуемо расти уже в силу падения курса рубля и общей экономической ситуации.

Единственный выход выполнить обязательства по контракту после того, как компания отказалась от офиса и части бэкофиса – это сэкономить на команде, снизив внутренние требования к качеству или провести революцию на рынке пиара, заменив часть штата искусственным интеллектом, как это сделала компания Bloomberg, где искусственный интеллект готовит и публикует тысячи финансовых статей или  Washington Post с системой Heliograf, которая создавала информационные бюллетени при освещении выборов президента США.

Часть заказчиков останется без PR

Больше конкуренция в гостендерах – больше спорных ситуаций и, как следствие, больше жалоб в ФАС. Если подаётся жалоба в орган, это приводит к приостановке закупки в среднем на полгода до конца разбирательства.

В качестве примера: недавно такое случилось с тендером одного из государственных учреждений –  оказание услуг по обеспечению комплекса социально-информационных мероприятий с населением, общественностью и институтами государства, где победителем стал подрядчик, предложивший самую высокую цену.

Но в результате из-за жалобы, закупочная процедура на услуги, которые планировалось реализовать до конца этого года, приостановлена.

Эффективность работы упадёт.

Некоторые заказчики делят свои тендеры на несколько частей для того, чтобы не привлекать большого внимания к крупным цифрам. Например, в тендере одного из подразделений Правительства Москвы закупка делилась на четыре части, очевидно связанных между собой.

Но, несмотря на то, что у всех был один и тот же победитель, процедура по части тендеров была приостановлена. И в итоге Заказчик не сможет реализовать весь задуманный комплекс мер. Также есть риск, что тендеры окажутся у разных исполнителей. Итог – плохо согласованная работа и некачественный результат.

Это подтверждает статистика, в 2019 году в реестр недобросовестных поставщиков в среднем попадало 20 компаний в день, сейчас это число увеличилось до 30.

Средний и малый бизнес останутся не у дел

Новый пакет поправок, одобренных правительством,  вводит достаточно большой объем новшеств, упрощений и уточнений в рамках 44-ФЗ. Однако вопрос доступности госзакупок для малого и среднего бизнеса он никак не решает. Доля МСП в госзакупках остается чрезвычайно низкой из-за дороговизны участия в них, а также ввиду завышенных или невыполнимых критериев, предъявляемых к исполнителям.

В качестве финансового обеспечения и банковских гарантий нужно предоставлять суммы, часто неподъемные для малого и среднего бизнеса. Стоимость банковского финансирования госзакупок для МСП запредельная, что делает его недоступным.

Поэтому можно сказать, что поправки ситуацию не поменяли, а существующие программы по квотированию доли МСП в госзакупках в госкомпаниях фактически остаются малореализованными.

Что нас ждет

Резюмируя, из-за того, что система госзакупок плохо подходит для сферы консалтинга, бюджетные деньги в скором времени окажутся поделенным между крупными игроками, умеющими выигрывать в тендерах  с максимальной ценой, и между демпингующими компаниями, на свой страх и риск берущими на себя невыполнимые обязательства. И здесь средние компании, на которые уже привыкли полагаться большинство заказчиков, окажутся не у дел.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *