Ввели новые запреты в госзакупках

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Запреты и ограничения по 44-ФЗ

Какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ Ограничения
Программное обеспечение Лекарственные средства
Программно-аппаратные комплексы систем хранения данных Медицинские изделия
Промышленная продукция Радиоэлектроника
Турецкие продукты питания Продукты питания
Промтовары

Сферы действия запретов

Ст. 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранной продукции, работ и услуг, которые исполняют иностранные лица. Вот по каким документам заказчики устанавливают запрет на допуск промышленных товаров по 44-ФЗ:

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он отклоняет заявки, которые предлагают к поставке зарубежные изделия. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Программное обеспечение под запретом

Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций ведет Единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных.

Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства.

Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.

Нормативный акт

Когда применять

Как применять

Что прикладывают к заявке на участие

Можно ли включить в закупку изделия как не из НПА, так и из НПА

ПП РФ № 1236 от 16.11.2015
В любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика. Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.
Запрещено приобретать иностранную продукцию.
Ничего. Подтверждается происхождение ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.
Не запрещено, но не рекомендуется. При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь.

Программно-аппаратные комплексы систем хранения данных

Постановлением Правительства РФ № 1746 от 21.12.2019 установлен запрет на приобретение иностранных программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, в том числе на изделия, которые являются предметом закупки работ (услуг), при выполнении которых предусмотрена поставка таких товаров и на комплексы, которые являются предметом аренды или лизинга.

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ и подтверждение страны происхождения

Из нашей статьи вы узнаете:

Одна из мер поддержки российских производителей государством — это использование национального режима в госзакупках. В данном случае правила торгов различны для отечественных и зарубежных поставщиков. О применении нацрежима и нововведениях по 44-ФЗ — читайте в статье.

Что такое национальный режим

Национальный режим — это правила по 44-ФЗ, дающие преимущества производителям и импортёрам в госзакупках, которые произвели свои товары, работы и услуги (ТРУ) на территории РФ или государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Применение правил необходимо для развития национальной экономики, обеспечения обороны и безопасности страны, защиты и поддержки внутреннего рынка РФ.

Когда применяется национальный режим

  • В государственных закупках нельзя приобрести товары иностранного производства, если это:
  • Правила национального режима по 44-ФЗ могут быть упразднены, если у поставщиков нет требуемых аналогов ТРУ.
  • Это касается:
  • Запреты, ограничения и допуск устанавливают отдельные документы правительства РФ.

Какие документы нужны для соответствия страны происхождения

Для подтверждения страны происхождения поставщику необходимо предоставить специальную документацию:

Поставщик несёт ответственность за достоверность указанной информации по 44-ФЗ.

Для подписи электронных документов и возможности их отправки контрагентам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Только такая подпись является юридически значимой и приравнивается к рукописной. Астрал-ЭТ и 1С-ЭТП от ГК «Астрал», используют не только для отправки электронной документации, но и для сдачи отчётности в государственные органы или для участия в госзакупках.

Случается, что в требованиях к закупке не указано, какой документ необходимо предоставить для подтверждения происхождения ТРУ. Тогда поставщик ищет информацию в соответствующих постановлениях.

Постановление или приказ по национальному режиму Документ, подтверждающий страну происхождения
Запрет на допуск программного обеспечения — постановление № 1236 Перечень доступного к госзакупкам программного обеспечения, созданного на территории государств ЕАЭС и РФ, указан в специальном реестре.
Запрет на закупку некоторых иностранных промтоваров — постановление № 616 Выписка из реестра российской или евразийской промышленной продукции, где указан реестровый номер.
Ограничение на допуск радиоэлектронной продукции — постановление № 878 Декларация о том, что ТРУ находится в реестре промышленной продукции, произведённой на территории Российской Федерации. Если ТРУ произведены в странах ЕАЭС — акт экспертизы, полученный от уполномоченного органа.
Ограничение на допуск пищевых продуктов — постановление № 832 Декларация о стране происхождения. Страна классифицируется в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст.
Ограничение на допуск отдельных видов промышленных товаров — постановление № 617 Вместе с заявкой на участие в торгах — декларация о том, что ТРУ находятся в реестре промышленной продукции, произведённой на территории РФ. При исполнении госконтракта — выписка из реестра и копия сертификата СТ-1.
Ограничение на допуск медицинских изделий — постановление № 102 Сертификат СТ-1, акт экспертизы торгово-промышленной палаты с указанием доли стоимости иностранного материала в одной единице изделия.
Ограничение на допуск жизненно необходимых лекарств — постановление № 1289 Сертификат СТ-1, решение Минпромторга подтверждающее производство ТРУ на территории РФ.
Специальные условия допуска — приказ № 126н Декларация о стране происхождения товара в свободной форме.

Какие изменения ждут национальный режим

30 апреля 2020 года вступили в силу два законодательных акта, которые поменяли порядок госзакупок по 44-ФЗ в сфере национального режима.

Изменения закупок с запретами

Постановление Правительства №616 — изменения в запретах на допуск иностранной промышленной продукции в госзакупках.

Что меняется Суть изменения
Список товаров Обновлён список товаров, запрещённых к госзакупке. Удалены и добавлены новые позиции. В актуальном перечне 158 товаров.
Основания не применять данный законодательный акт Заказчики вправе сделать госзакупку товара иностранного производителя, если покупается одна единица товара стоимостью не выше 300 тыс. рублей. Осуществляется госзакупка совокупности таких товаров на сумму не выше 1 млн. рублей, кроме продукции лёгкой промышленности. Запрет покупки товаров иностранного производителя не применим к аварийным и экстренным госзакупкам.Также установлен новый запрет на закупку запчастей и расходных материалов к станкам.
Подтверждение происхождения товара Упразднено предоставление выписки из реестра Минпромторга. Поставщик будет обязан указать в заявке:

  • номер записи из реестра российской или евразийской промышленной продукции;
  • для российских товаров — сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории РФ;
  • для товаров из ЕАЭС — сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории ЕАЭС.

При госзакупке у единственного поставщика исполнителю необходимо будет предоставить номер сертификата происхождения во время выполнения обязательств перед заказчиком. В случае если поставщик ТРУ является предприятием уголовно-исполнительной системы или организацией инвалидов, то вместе с заявкой достаточно отправить сертификат о происхождении товара.

Изменения закупок с ограничениями

Постановление Правительства №617 — изменения в ограничении допуска иностранной промышленной продукции.

Что меняется Суть изменений
Список товаров Обновлён список товаров, запрещённых к госзакупке. Удалены и добавлены новые позиции. В актуальном перечне 158 товаров.
Список госзакупок с ограничениями для иностранной продукции Список продукции с ограничениями изменён. После добавления и исключения некоторых позиций, в актуальном перечне осталось 185 товаров.
Основания для неприменения ограничений Добавлены новые основания не применять ограничения для таких товаров, как:

  • запчасти и расходные материалы к оборудованию, указанные в технической документации госзакупки;
  • продукция определённого товарного знака для совместимости с товаром, который заказчик имеет в наличии.
Подтверждение соответствия ограничениям Ограничения не применяются, если:

  • продукция содержится в российском или евразийском реестре промтоваров;
  • имеет сертификат СТ-1, подтверждающий изготовление в РФ или ЕАЭС.

На этапе подачи заявки или исполнения контракта участнику необходимо предоставить декларацию о стране происхождения или иные документы, подтверждающие такую информацию. Упразднено предоставление выписки из реестра Минпромторга.

Заключение

Новые законодательные акты в сфере национального режима созданы для обеспечения безопасности страны и поддержки большего числа российских производителей.

Подготовиться и выиграть в госзакупках можно только при наличии специальных знаний и опыта. «Астрал.Тендер» — это комплекс услуг для участия в торгах. Специалисты компании смогут провести обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы или примут участие в электронных торгах за клиента.

Правительство распространило запрет на госзакупку импортной продукции на компьютеры

Правительство РФ распространило запрет на госзакупку иностранной промпродукции (введен правительственным постановлением №616) на компьютерную технику, следует из правительственного постановления, опубликованного на портале правовой информации.

В перечень «запретной» промпродукции вошли различные виды компьютеров: начиная от планшетных ПК и ноутбуков и заканчивая терминальными компьютерами, предназначенными для использования в системах автоматической обработки данных. Всего четыре позиции.

Под запрет подпали микросхемы, смарт- или чип-карты, а также «светильники и осветительные устройства прочие».

Документ уточняет положение ПП№616, определяющее порядок отнесения «запретной» продукции к российской.

Теперь такой может считаться только та продукция, информация о которой внесена в Реестр российской промпродукции или в Реестр российской радиоэлектронной продукции.

Соответственно в заявке на участие в госзакупке, например, поставщик ноутбуков должен будет представлять выписку из этих реестров.

При необходимости закупки импортной продукции, включенной в «запретный» перечень, госзаказчики должны будут обращаться с обоснованием такой закупки в министерство, которое и будет выдавать или не выдавать соответствующее разрешение (аналогичный механизм действует в отношении «запрещенной» импортной промышленной продукции – ИФ).

С принятием этого документа перечень «запретной» продукции увеличился до 132 позиций со 125 ранее.

«Этот акт – логическое продолжение принципиальной политики импортозамещения, которую ведет Минпромторг России», – сказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, слова которого приводятся в сообщении ведомства по поводу выпуска этого постановления. – Акт шел тяжело, на пути встретил огромное сопротивление, но в итоге нам удалось это сделать. В дальнейшем мы будем продолжать создавать благоприятные условия и возможности для развития и укрепления позиций российских производителей электроники».

Минпромторг подготовил предложение о значительном расширении «запретного» перечня еще в конце прошлого года.

Тогда министерство предлагало распространить запрет на госзакупку импортной промпродукции на все «оборудование компьютерное, электронное и оптическое» (за исключением нескольких десятков позиций, наподобие «весов точных; инструментов для черчения, расчетов, приборов для измерения линейных размеров и т.п.», «часов всех видов» и т.п.

), а также волоконно-оптические кабели, «провода и кабели электронные и электрические», «оборудование электрическое осветительное», «приборы бытовые электрические», «оборудование электрическое прочее», «машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования» и т.д.

При этом в предложении Минпромторга оговаривался запрет на госзакупку перечисленной импортной техники не только в виде отдельных товаров, но и в составе закупаемых госзаказчиками работ или услуг.

С 31 августа 2021 года изменились правила госзакупок радиоэлектроники (закон 44-фз)

31 августа 2021 г было опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432. Вводится правило «второй лишний». Объемный 26 страничный документ внес изменения в несколько документов регулирующих запреты и ограничения закупок товаров в соответствии со ст. 14 Закона 44-ФЗ:

  • Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым был введен запрет на приобретение радиоэлектронной продукции.
  • Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — из перечня исключен существенный объем товаров и перенесен в 878 Перечень.
  • Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»
  • Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Редакции постановлений с учетом изменений Вы можете скачать внизу, поэтому необходимо самостоятельно пересмотреть закупки объявленные и планируемые с 31 августа 2021 в отношении вхождения товаров в новые перечни и исключения, а также актуализировать правило применения Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 в документациях.

Действие Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 продлили, ранее нормы действовали в течении 2х лет до 01.09.2021, кроме того заменили правило «третий лишний» на «второй лишний» — теперь запрет срабатывает даже если подана только 1 заявка с товаром из реестра, а не 2.

Введен новый порядок обоснования неприменения Постановления N 878 — только с разрешения Минпромторга РФ. Перечень радиоэлектронной продукции полностью переработан.

Запрет вводится в отношении импортных интегральных микросхем, смарт-карт, ноутбуков, планшетов, компьютеров, серверов и светотехнической продукции.

Изменения должны применятся по закупкам с 31 августа 2021 г.

Скачать документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 10.07.

2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г.

 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (редакция от 28.08.2021)

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (редакция от 28.08.2021)

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 30.04.

2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (редакция от 28.08.2021)

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 28.08.

2021) «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (редакция от 28.08.2021)

Фас в сми: госзаказ оставят без офшоров и рейтингов

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, призванный оптимизировать процедуры госзакупок в законе о контрактной системе (44-ФЗ).

В первом чтении проект был принят Госдумой 16 марта, «Ведомости» ознакомились с согласованным ко второму чтению вариантом.

Правительство рассчитывает, что документ будет окончательно принят депутатами в весеннюю сессию — до 18 июля.

Поправки затрагивают интересы 141 000 государственных заказчиков всех уровней и 483 000 потенциальных поставщиков, следует из данных Минфина на конец 2020 г. В прошлом году объем госзакупок по 44-ФЗ составил 8,9 трлн руб.

Одним из важных разногласий был вопрос о введении рейтинговой системы, учитывающей деловую репутацию поставщиков. С таким предложением вышла Федеральная антимонопольная служба. По задумке службы с 2023 г. рейтинг мог бы разделить всех поставщиков на три категории в зависимости от истории участия в госзакупках за последние семь лет.

И этот рейтинг учитывался бы в плюс или минус поставщику как при выборе победителя процедуры, так и при внесении обеспечения исполнения заявки или контракта. Мера, с одной стороны, дала бы преференции многолетним добросовестным участникам, а также снизила бы шансы недавно созданных под торги технических компаний.

С другой стороны, это был бы барьер для новых реальных поставщиков.

Против этой поправки в текущий законопроект выступили, в частности, правительство Москвы, Совет по кодификации при президенте, Минфин. Предложение с преференциями по обеспечению поставщикам с высоким рейтингом ведомства не поддержали концептуально.

Но саму идею рейтинга предложено доработать и начать его формирование «в рамках действующих полномочий правительства».

Решение поддерживает партнер KPMG Law Ольга Ясько: появление такого рейтинга целесообразно, но в текущем виде поправки «не содержали достаточно проработанных положений о порядке ведения и использования такого рейтинга».

Другое важное для бизнеса изменение — двукратное увеличение доли закупок у малого и среднего бизнеса (МСБ) до 30% стоимостного объема. Действующая норма в 15% — ниже, чем в законе о закупках госкомпаний (223-ФЗ): там установлен уровень в 20%.

По данным Минфина, сейчас де-факто столько и закупается для госнужд у компаний МСБ: в I квартале текущего года их доля составила 31%, или 719 млрд руб. Причем на процедуры только для малого бизнеса и НКО приходится менее трети этого объема — 212 млрд руб. Минфин не дает разбивки по содержанию этих контрактов.

Но такое исследование сделала Корпорация МСП по 223-ФЗ. По нему, в I квартале доля закупок у МСБ составила 32%.

Чаще всего договоры с малым бизнесом заключались на выполнение работ по строительству коммунальных объектов для электроснабжения и связи (50 млрд руб.), на оказание рекламных услуг и услуг по исследованию конъюнктуры рынка (25,1 млрд), на выполнение работ по возведению зданий (24,1 млрд), сообщал «Интерфакс».

Сейчас готовится к внесению в правительство аналогичное решение для 223-ФЗ — об увеличении минимальной обязательной доли закупок у малого и среднего бизнеса до 30%, рассказал «Ведомостям» гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич: «По нашим оценкам, такое решение позволит обеспечить доступ к закупкам более чем 200 000 предпринимателей из сектора МСП».

Увеличение квоты до 30% — нужная мера и она даст эффект, считает член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков: «После коронакризиса любое малое и среднее предприятие будет радо получить дополнительные заказы».

Но, по его словам, льготы для МСП все еще малы в сравнении с общими требованиями к подрядчикам, порой неподъемными для небольшого бизнеса: «Одна из главных проблем — обеспечение контракта и получение банковской гарантии».

Предприятиям часто негде взять денег, чтобы заморозить их на несколько месяцев, объясняет он.

Мостовщиков также обращает внимание на проблему с компаниями, специально созданными для участия в льготных закупках: «К сожалению, на практике случается довольно часто, когда крупный бизнес и корпорации создают предприятия-«дочки» для участия в госзакупках, что негативно сказывается на реальных субъектах МСП, так как они не могут перебить их ценовые предложения».

Согласованные поправки вводят законодательный запрет на участие в госзакупках компаний с бенефициарами из офшорных юрисдикций. Для компаний непосредственно из офшорных юрисдикций этот запрет введен еще в 2015 г.

Теперь же даже прямое или косвенное (в том числе через несколько цепочек) владение более чем 10% капитала офшорной структуры приведет к отлучению от госзакупок. Это также может потребовать от поставщиков подробно раскрывать цепочки владения и бенефициаров. Сейчас в черный список офшорных юрисдикций Минфина входит 40 юрисдикций.

Среди них такие популярные у россиян страны и территории, как Британские Виргинские острова, Мэн, Джерси, Каймановы острова, ОАЭ.

Госзакупкам закрывают заграницу

Правительство обновило порядок допуска иностранной продукции к госзакупкам — теперь вместо режима запретов для продукции легпрома, химпрома и музыкальных инструментов будет работать правило «третий лишний». Речь идет об отказе иностранным поставщикам при наличии двух российских.

Одновременно вводится полный запрет на допуск иностранной продукции для целей защиты обороны и безопасности, куда входят и заказы в рамках госпрограмм.

Последний в основном касается продукции машино-, станко- и судостроения и других отраслей, при этом спецслужбы от этих требований освобождены.

Правительство приняло новый порядок допуска иностранной продукции к госзакупкам. Запрет на ее закупку введен только в целях защиты обороны и безопасности страны и в рамках госпрограмм, а в остальных случаях применяется механизм «третий лишний». Согласно этому принципу, если есть хотя бы два российских поставщика определенного товара, закупка его за рубежом запрещена.

Запрет распространяется в основном на продукцию машиностроения, судостроения, автопрома, станки и мебель. Он касается в том числе закупок иностранных товаров в аренду или лизинг, а также распространяется на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг.

Собеседник “Ъ” уточняет, что изначально речь шла о том, что постановление о запрете будет распространяться на готовые товары, но, например, для продукции судостроения это не совсем актуально, так как очень редко за границей для государственных нужд закупаются уже готовые суда.

Чаще всего речь идет о конкурсах на строительство, которые могут выигрывать иностранные верфи, поясняет он, отмечая, что строительство ведется за госсредства.

Чтобы прописать требование соответствия 719-му постановлению о локализации в конкурсах госзаказчиков, Минпромторг подготовил проект постановления о типовых условиях контракта (см. “Ъ” от 23 апреля).

При этом подписанное постановление правительства распространяется не только на промышленные товары, указанные в перечне, но и на услуги, а следовательно, выпуск дополнительных документов может и не понадобиться, рассуждает собеседник.

В целом подтверждением происхождения продукции остается соответствие требованиям 719-го постановления о локализации. При заказе одежды, меха, обуви и текстильных изделий также вводится требование использовать материалы из ЕАЭС.

Тот факт, что запрет предлагается распространить на нацпроекты, ранее в Минпромторге объясняли тем, что в них преобладает использование строительно-дорожной техники, стройматериалов и продукции тяжелого машиностроения.

По оценке министерства, спрос на продукцию в рамках нацпроектов составит свыше 1,5–2 трлн руб.

Ограничения на закупки в виде правила «третий лишний» в основном касаются продукции легпрома, в том числе детских товаров, химпрома, а также бурильных машин и музыкальных инструментов. Исключением из правила становятся спортивное оружие, боеприпасы и патроны к нему.

Механизм уже действует, например, в фармотрасли.

При этом запрет на закупки иностранных товаров для обороны и безопасности не будет работать, если необходимый товар не производится в РФ.

В июне 2019 года впервые был запущен автоматический механизм по поиску российского аналога на базе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП), рассказывает источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.

По его словам, за полгода было подано более 2,7 тыс. заявок на сумму почти 90 млрд руб., из которых российских аналогов нашлось на 44 млрд руб.

Для подачи заявки любая компания, осуществляющая закупки для госнужд, должна зарегистрироваться в ГИСП.

После отправки заявка поступает на проверку в отраслевой департамент Минпромторга, после чего система автоматически осуществляет поиск по типу оборудования среди российских аналогов.

Российские производители автоматически получают запрос, они должны подтвердить или не подтвердить возможность поставить такой товар, говорит собеседник “Ъ”.

В случае положительного ответа производителя Минпромторг отказывает заказчику в возможной закупке за границей, а в случае отрицательного дает соответствующее разрешение.

Формальный срок рассмотрения и поиска аналогов — более месяца, но по факту он не превышает 12 дней, утверждает собеседник “Ъ”.

Спорные ситуации рассматривает экспертный совет из профильных департаментов Минпромторга, специалистов из отрасли и ассоциаций, добавляет он.

Также запрет на госзаказ не работает, если ведется закупка одной единицы продукции, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб., или если общая сумма закупки менее 1 млн руб., за исключением закупок тканей текстильных, текстильных изделий, одежды, меховых изделий и мехов, трикотажа и вязаной одежды, кожи, сумок, чемоданов, обуви, защитной огнестойкой одежды, защитных головных уборов.

Также под запрет не подпадают случаи отсутствия других товаров, имеющих совместимость с используемыми заказчиком (кроме гусеничных тракторов, хлебопекарных неэлектрических печей, оборудования для промышленного приготовления и разогрева пищи, машин для переработки мяса, овощей и теста, а также для производства хлебобулочных изделий), или закупки запчастей и расходников к оборудованию (кроме станков для обработки металлов лазером и другие аналогичного типа, обрабатывающих центров, токарных, восточных и фрезерных металлорежущих, металлообрабатывающих станков, их частей и принадлежностей, станков для обработки камня, дерева и прочих аналогичных материалов).

Кроме того, запрет не распространяется на заказы ФСБ, ФСО, СВР, органов внешней разведки Минобороны, закупки МВД, Росгвардии, управделами президента и главного управления специальных программ президента, за исключением тканей, текстиля, кожи и меха, одежды и обуви, а также оправок для крепления металлов и инструмента, бульдозеров, грейдеров, катков, погрузчиков, одноковшовых экскаваторов, легковых машин, автомобилей для перевозки десяти и более человек, грузовиков, пожарных машин и станков, если закупается одна единица товара стоимостью до 2 млн руб. Без оговорок под ограничения не подпадают заказы ФСО в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств МВД для обеспечения безопасности объектов госохраны.

Источники “Ъ” называют постановление о запрете закупок иностранной продукции «основополагающим».

Фактически все закупки (из перечня товаров) для госпрограмм, нацпроектов, безопасности, которые осуществляют госструктуры, должны будут осуществляться в РФ, поясняют они. Для предприятий сейчас крайне важно подключиться к работе этого огромного рынка сбыта, отмечает источник “Ъ”.

Для этого им нужно привести свою продукцию в соответствие с 719-м постановлением и находиться в реестре российских производителей, а также внести свои данные в ГИСП.

Изначально трансформировать режим запретов в 2019 году поручал вице-премьер Дмитрий Козак, на тот момент курировавший промышленность.

Как сообщал “Ъ” 19 июля 2019 года, первое поручение касалось трансформации «режима запретов» на госзакупки товаров иностранного производства (продукции легпрома и автопрома, спецтехники, трамвайных вагонов, мебели, а также программного обеспечения).

На замену ему предлагалось два варианта — в итоге принятое правило «третий лишний» или механизм ценовой преференции.

В Минпромторге тогда говорили “Ъ”, что в РФ существовали три основные формы поддержки отечественных товаров, работ и услуг.

Это запрет на иностранную продукцию (шесть постановлений правительства), ограничение иностранной продукции по принципу «третий лишний», что, по сути, является запретом на иностранную продукцию при наличии внутренней конкуренции между как минимум двумя товарами российских производителей (шесть постановлений правительства), ценовая преференция для отечественной продукции в виде 15% (приказ Минфина №126Н). Последний механизм предполагает, что, если предложение победителя тендера включает поставку товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство, контракт заключается по цене, сниженной на 15%.

В правительстве существовала и конкурирующая идея в виде квот для российской продукции, которую поддерживал нынешний «промышленный» вице-премьер Юрий Борисов. Преференции по идее Минпромторга были нацелены на поддержку спроса на высокотехнологическую продукцию, в том числе предприятий ОПК. Впрочем, идея блокировалась как Дмитрием Козаком, так и регулятором контрактной системы — Минфином.

Ольга Никитина, Анастасия Веденеева

Новые ограничения и запреты по 44-ФЗ

1 мая на официальном сайте опубликованы постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020г.

№ 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанные нормативные акты изданы в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ.

  • Ограничение допуска товаров.
  • Механизм ограничения допуска остался прежним, а в случае если заявка не отклоняется в соответствии с установленными ограничениями, применяются условия допуска.
  • Ограничения распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Для подтверждения соответствия предлагаемого товара участнику закупки необходимо представить в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.

  1. Помимо этого участнику закупки на этапе исполнения контракта необходимо представить выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, или копию сертификата.
  2. Запрет на допуск товаров.
  3. Запрет устанавливается:
  • на допуск товаров, установленных перечнем, иностранного происхождения (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;
  • на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
  • Правительство установило ряд случаев, при которых запрет не применяется:
  • а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
  • в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, — наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, — заказчиком самостоятельно;

б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 124 и 125 перечня);

  1. в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 — 71 перечня);
  2. г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня);
  3. д) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлением делами Президента Российской Федерации и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 52 — 57, 73 — 75, 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);
  4. е) закупки товаров Федеральной службой охраны Российской Федерации, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
  5. Так же как и при ограничении допуска товаров иностранного происхождения запрет распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.

Участнику закупки для подтверждения соответствия предлагаемых промышленных товаров требованиям, установленным постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Правительство воплощает высказанную представителям Федерального казначейства и Министерства финансов ранее идею об объединении нормативных актов, разработанных в соответствии со ст.14 Федерального закона №44-ФЗ, для упрощения правоприменения Закона о контрактной системе.

Позднее, 5 июня Минпромторг России по запросу дал разъяснения по работе с вышеуказанными постановлениями.

На сайте специализированной организации по тендерному и юридическому сопровождению «Развитие» Вы можете узнать распространяются ли нормативные акты национального режима на закупаемый товар или нет.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *