- Институт повышения квалификации «ТехноПрогресс» стал соорганизатором онлайн-дискуссии «Изменения в законодательстве по охране труда: к чему готовиться специалистам в 2022 году».
- Спикером мероприятия выступил авторитетный эксперт Владимир Савинов, вице-президент Ассоциации содействия здоровью и безопасности труда «ЭТАЛОН».
- Модераторы дискуссии – Светлана Шевченко, ректор Института повышения квалификации «ТехноПрогресс» и Елена Жучкова, директор СРО «Альянс Строителей».
Владимир Савинов подвел предварительные итоги «регуляторной гильотины», которая с 1 января 2021 года вступила в силу в полном объеме.
Как сообщил спикер, отменено более 12 000 нормативно-правовых актов (НПА), в том числе 8 800 советских, 190 российских, все правила охраны труда, более 300 СанПиН. Было принято около 400 НПА.
С 1 января 2021 года стала действовать фактически новая нормативно-правовая база охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.
С 1 сентября 2021 года введены в действие новые требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы руководителей и специалистов службы охраны труда.
Самый важный документ в сфере охраны труда – правила по охране труда (ПОТ). Эксперт напомнил, что на данный момент действуют 40 правил по охране труда.
Изменилась структура и содержание правил: очень много деталей, не характерных для охраны труда, было удалено из ПОТ. В частности, требования промышленной безопасности, правила дорожного движения и другие.
Это не говорит о том, что их не надо соблюдать, это говорит о том, что данные требования войдут в другие документы.
Рассказал Владимир Савинов и о грядущих изменениях в области охраны труда, волнующих всех работодателей и специалистов по ОТ.
Так, с 1 марта 2022 года вступят в силу 38 статей ТК РФ: 9 новых и 25 в новой редакции.
Начнет действовать примерный перечень реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В этом перечне 33 позиции.
На первом месте – проведение СОУТ и оценки профрисков, на втором – внедрение систем автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами. Согласно документу, работодатель обязан обеспечить приоритетность реализации мероприятий.
Также спикер посоветовал обратить внимание на статью 213.1. «Соответствие зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда» (ранее это была статья 215). По его словам, она содержит большое количество правок и специалистам по ОТ необходимо пересмотреть технологическую документацию.
Отдельное внимание было уделено внедрению электронного документооборота. Как сообщил эксперт, в ноябре 2021 года в ТК появились три статьи по электронному документообороту в сфере трудовых отношений.
Это объемные статьи, где подробно указано как это оформляется, что можно сделать, какие виды подписей существуют, кто несет ответственность и пр.
Данные статьи запрещают подписывать ЭЦП трудовые книжки, приказы об увольнении, инструктажи по охране труда и акты расследования несчастных случаев.
Вступление в силу 1.03.2022 приказа Минтруда №776н «Об утверждении Примерного положения о СУОТ» заставит всех работодателей пересмотреть Систему управления охраной труда, составить и утвердить новые локальные нормативные акты организации.
Рассказывая о новом подходе к государственному надзору, Владимир Савинов отметил статью 91 «Недействительность результатов контрольного мероприятия» ФЗ №248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
Там детально описаны виды нарушений, которые допускают сотрудники органов надзора.
В их числе: отсутствие оснований проведения контрольных мероприятий, проведение контрольного мероприятия, не включенного в единый реестр, проведение планового контрольного мероприятия, не включенного в соответствующий план, нарушение сроков проведения контрольного мероприятия и пр.
– Таким образом, обновлен огромный массив документов, и, конечно, возникают проблемы, вопросы – как работать с этими документами, на что обратить внимание, что важно в первую очередь, – резюмировал В. Савинов.
Все документы, вступившие в силу до 1 января 2021 года отменены, кроме документов, указанных в так называемом «белом списке», сформированном соответствующим постановлением Правительства РФ № 2467 «Об утверждении перечня НПА…, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения … ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ». Последняя редакция от 9 декабря 2021 года. Там указано 1275 позиций по 66 видам контроля и надзора.
Специалистам по ОТ необходимо мониторить этот список, ориентируясь на виды деятельности своей организации, оборудование, виды работам, для того, чтобы точно понимать, какие старые документы в их сфере продолжают действовать.
Например, в полном виде действуют те документы, которые касаются ЕТКС работ и профессий рабочих и пр. Действуют все нормы бесплатной выдачи СИЗ, все приказы Минтруда об утверждении профессиональных стандартов и другие документы.
- Что сделать работодателю, чтобы не утонуть в море новой информации и выполнить все обязательные требования в сфере охраны труда?
- Эксперт рекомендует: надо четко разобраться – какие НПА «ваши», а какие не имеют никакого отношения к деятельности организации, и составить перечень НПА, обязательных к исполнению.
- Необходимо просмотреть и учесть:
- правила по охране труда (посмотреть сферу действия правил);
- «белый список» и НПА во исполнение ТК РФ;
- санитарные нормативы и методические рекомендации (изменилась структура);
- НПА по промышленной, экологической, пожарной безопасности, техническому регулированию;
- НПА по федеральному госнадзору.
И уже на основе новой нормативной-правовой базы определить перечень, разработать и утвердить локальные нормативные акты по охране труда.
В.
Савинов представил алгоритм перехода на новую нормативную базу, который включил в себя такие этапы как: проведение сравнительного анализа требований старых и новых НПА; пересмотр Положения о системе управления охраной труда в организации; разработка, утверждение и реализация графика пересмотра локальных правовых актов; ознакомление работников с актуализированными НПА и локальными правовыми актами и др.
Конечно, чтобы грамотно переработать такой поток информации и документации, гармонично перейти на новую нормативно-правовую базу необходимы сотрудники определенной квалификации.
В этом году вступил в силу обновленный профстандарт «Специалист по охране труда».
С 1 марта 2022 года вступят в силу профессиональный стандарт «Специалист по пожарной профилактике» и Приказ МЧС России от 5 сентября 2021 года № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности».
Эти документы устанавливают достаточно высокие требования к знаниям, умениям и навыкам специалистов данных отраслей. А для того, чтоб эффективно управлять соответствующей подготовкой и обучением сотрудников оптимально использовать сервисы онлайн-обучения.
Например, Цифровые сервисы «Охрана труда» и «Электробезопасность» от СДО Courson (Системы дистанционного обучения Курсон) .
Такие современные системы позволяют комфортно решать вопросы обучения и проверки знаний работников, а также просто и четко контролировать эти процедуры.
Кроме того, как отмечает Светлана Шевченко, в последнее время многие специалисты по охране труда стремятся пройти независимую оценку квалификации, хотя по законодательству это пока не является обязательной процедурой. Однако работодатели предпочитают быть уверенными в квалификации своих сотрудников, особенно в такой непростой нормативный период, и охотно идут на финансовые расходы по подготовке и обучению специалистов по ОТ.
Что изменится для владельцев оружия в 2022 году
Дмитрий Сергеев
специалист по безопасности
Профиль автора
28 июня 2021 года президент подписал закон № 231-ФЗ — «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оружии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации 28 июня 2021 года. Но вступит в силу он через год со дня опубликования — 29 июня 2022 года.
До лета следующего года оружие можно приобрести и оформить по старым правилам. Но знать, что изменится, нужно заранее. Тем более что административные штрафы за нарушение законодательства, связанного с оружием, тоже увеличатся.
Как было раньше.
В статье 1 закона «Об оружии» не было отдельных понятий для гладкоствольного и нарезного оружия. В результате имелась лазейка: гладкоствольным с точки зрения закона считалось и оружие, у которого в стволе есть нарезы, но они расположены не по всей длине ствола. А также то, чей ствол имеет изнутри особую форму, придающую вращение пуле.
К тому же не было понятий спускового и ударного механизмов и четкого определения, что означает «переделка оружия».
Как будет. В новой редакции закона гладкоствольным оружием считается только такое, где ствол имеет гладкую и ровную внутреннюю поверхность на всем протяжении.
- Еще в закон вводится несколько новых понятий.
- Спусковой механизм оружия — предназначен для управления началом и окончанием стрельбы.
- Ударный механизм оружия — обеспечивает приведение в действие ударного средства инициирования патрона.
- Переделкой оружия будет считаться:
- Замена или изменение формы и размеров основных частей оружия — ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки либо деталей ударного и спускового механизмов.
- Замена или изменение частей списанного, пневматического, сигнального, газового или метательного стрелкового оружия, если в результате изменились характеристики, учитываемые при сертификации.
- Уничтожение или изменение маркировочных обозначений, номера, клейма оружия.
Изменения касаются и владельцев арбалетов и луков: установка элементов, меняющих силу натяжения, может привести к проблемам. То же самое относится и к пневматическому оружию.
Сверловка ствола, позволяющая придавать пуле вращение, и любые нарезы, независимо от их длины, автоматически переводят оружие в категорию нарезного — а значит, купить его можно будет только после пяти лет владения гладкоствольным.
Переделка оружия попадает под запрет.
Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться
Как было раньше.
В гражданском кодексе был приведен только примерный перечень источников повышенной опасности — и в каждом отдельном случае суд сам решал, относится ли тот или иной предмет к таким источникам.
Например, в зависимости от ситуации источником повышенной опасности могли признать и собаку, покусавшую соседа. Но могли и не признать — поскольку в законе такая норма не прописана.
Как будет. Вне зависимости от ситуации оружие будет считаться источником повышенной опасности — поскольку эта норма прописана в законе.
Единственный способ избежать этого — доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы, например войны или революции. А еще от обязанности возмещать ущерб освобождает умысел потерпевшего. Но доказывать все это придется уже в суде.
Как было раньше.
Списанное оружие — это огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность выстрела патроном. Продавалось оно свободно, никаких разрешений на его хранение не требовалось.
Владелец списанного оружия имеет право продать его или подарить — отдельное разрешение для этого получать не нужно. Но об этом продавцу тоже придется уведомлять Росгвардию.
Что это значит для владельцев. Уведомлять Росгвардию придется и тем, кто купил списанное оружие до вступления закона в силу: хранение без такого уведомления запрещено.
Как будет. Возраст выдачи лицензии на приобретение оружия увеличен до 21 года — но не для всех. Вот кто все же сможет купить оружие с 18 лет:
- Те, кто прошел или проходит военную службу.
- Те, кто проходит службу в государственных военизированных организациях и имеет воинские, специальные звания или классные чины юстиции.
- Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам РФ, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами в местах традиционного проживания. Единый перечень этих народов утвержден постановлением правительства РФ. К ним относятся, например, саамы, проживающие в Мурманской области, селькупы из Ямало-Ненецкого автономного округа, тувинцы-тоджинцы из Республики Тыва.
- Граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, — например охотоведы и лесники.
- Работники юридических лиц с особыми уставными задачами. К ним относятся, например, инкассаторы и работники частных охранных предприятий.
Все остальные граждане с 18 лет смогут приобретать:
- Газовое оружие.
- Спортивное оружие.
- Охотничье гладкоствольное и нарезное оружие — но только для занятий спортом.
- Сигнальное оружие.
- Холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами или казачьей формой.
Но если человек не служил в армии, не имеет никакого отношения к спортивной стрельбе и хочет приобрести оружие для охоты или самообороны, до достижения 21 года лицензию не получить.
Как было раньше.
Первая лицензия давала право на покупку гладкоствольного оружия любого типа — с любым количеством стволов или с магазином.
Как будет. В первые два года разрешается владеть гладкоствольным оружием с количеством стволов не более двух и не имеющим магазина или барабана.
Что это значит для владельцев. В первые два года невозможно будет купить, например, такие модели, как «Сайга», помповые ружья. Не получится купить, скажем, ТОЗ-106 — хотя в его магазине всего два патрона. Доступны будут только классические переломные ружья.
Как было раньше.
Владельцев оружия ограниченного поражения, газового оружия и огнестрельного оружия, приобретенного для самообороны, раз в 5 лет проверяли на знание правил и наличие навыков безопасного обращения с оружием. По результатам проверки нужно было получить свидетельство и представить его в Росгвардию, чтобы продлить разрешение.
От проверки освобождали тех, кто проходит службу в государственных военизированных организациях и имеет воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции.
Что это значит для владельцев. Бывшие силовики, получившие право на пенсию, сэкономят на проверках.
Как было раньше.
Лицензию не выдавали в следующих случаях:
- Есть неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление.
- Есть даже снятая или погашенная судимость, но за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия.
- Человек отбывает наказание за совершенное преступление.
- Человек как минимум два раза в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение общественного порядка, общественной безопасности или установленного порядка управления, за административное правонарушение, нарушение правил охоты. Еще могли отказать в выдаче лицензии за то, что человек дважды в течение года совершал правонарушения в области оборота наркотиков и психотропных веществ.
Как будет. Требования ужесточаются. Отказывать в выдаче лицензий будут:
- Всем, кто имеет неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление.
- Тем, кто имеет даже снятую или погашенную судимость, но за тяжкое или особо тяжкое преступление.
- Тем, кто осужден за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов.
- Тем, у кого есть снятая или погашенная судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия.
- Тем, у кого есть снятая или погашенная судимость за преступление террористического характера, экстремистской направленности либо совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма.
- Тем, у кого есть снятая или погашенная судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего.
- Тем, кто осужден за преступления два раза или более. Тяжесть преступлений в этом случае никакой роли не играет.
Такие нарушители не смогут получить лицензию в течение года со дня окончания срока, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию.
Что это значит для владельцев. Владельцу оружия становится выгоднее вести добропорядочный образ жизни. Кроме тех, у кого были проблемы с законом, жизнь усложнится у дебоширов, любителей решать домашние проблемы с помощью кулаков и у тех, кто садится за руль пьяным.
Как было раньше.
Право осматривать оружие было закреплено в ведомственных приказах Росгвардии. В законе такого требования не было, а гражданин ведомственные приказы знать и исполнять не обязан.
Что это значит для владельцев. Избежать осмотра на законном основании не получится. За отказ аннулируют и лицензию, и разрешение.
Как было раньше.
В законе не был прописан порядок и сроки сообщения об утере оружия.
Как будет. Об утрате или хищении оружия, подлежащего учету, владелец обязан сообщить в Росгвардию незамедлительно — в течение суток.
Что это значит для владельцев. Если потерять ружье на охоте, в течение месяца искать его своими силами и только потом сообщить в Росгвардию — это будет считаться нарушением.
Ответственность может быть административной — по части 4 статьи 20.8 КоАП РФ.
В этом случае могут оштрафовать на 500—2000 Р и лишить права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 6 месяцев до года.
Как было раньше.
У пьяного гражданина оружие могли изъять. Но чтобы установить, что он пьян, нужно было отправить его на медосвидетельствование. А человек мог отказаться — и в этом случае изъять оружие было нельзя.
Как будет. Пробел устранили: за отказ от медосвидетельствования на состояние алкогольного или наркотического опьянения оружие тоже можно изъять.
Что это значит для владельцев. Спиртное на охоту лучше не брать. А перед тем как выпить с друзьями в кафе, лучше оставить травматический пистолет дома.
За невыполнение законного требования или воспрепятствование деятельности сотрудника Росгвардии, осуществляющего государственный надзор в сфере оборота оружия, могут наложить штраф от 5000 до 10 000 Р с конфискацией оружия и патронов либо с лишением права на оружие на срок от года до 2 лет.
За нарушение правил хранения капсюлей, пороха и патронов будут штрафовать на 500—2000 Р, а порох, капсюли и патроны могут конфисковать.
Если взять оружие на митинг — оштрафуют на 3000—5000 Р. Оружие могут конфисковать, а владельца — лишить права на его приобретение, хранение и ношение на срок от года до 3 лет.
Закон опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации 28 июня 2021 года. Но вступит в силу он через год со дня опубликования — 29 июня 2022 года.
Исключение — два пункта, которые вступают в силу с 1 января 2022 года.
Абзац 3 подпункта «в» пункта 7 устанавливает, что факт предоставления лицензии на покупку оружия подтверждается записями, внесенными в реестры лицензий и разрешений. Днем предоставления лицензии считается день внесения в реестры лицензий и разрешений.
Для рядовых владельцев это означает, что уже с 1 января 2022 года все сведения об их оружии и лицензиях, в том числе о продленных и аннулированных, будут доступны при проверках. Кому будет предоставлен доступ к этим сведениям и что нужно будет для этого доступа, правительство установит позже.
От принятия этого закона выиграют все граждане: судимым, любителям спиртного и запрещенных веществ оружие приобрести станет сложнее. Тем, кто оружием не владеет, так будет спокойнее.
Пенсионеры силовых структур тоже в выигрыше: им не придется тратиться на обучение каждые 5 лет.
Те, кто служил в армии, связан с силовыми структурами или занимается спортивной стрельбой, от принятия закона ничего не теряют: им можно не ждать 21 года для приобретения оружия.
А тем, кто уже владеет оружием или только планирует его приобрести, придется быть более законопослушными. Лишняя рюмка спиртного или вторая судимость для них может закончиться лишением лицензии.
Закупка охранных услуг — описание алгоритма от эксперта ЭТП ГПБ
Алгоритм подготовки документации по закупке охранных услуг для утверждения и размещения в ЕИС:
- Определяем ОКПД 2, КТРУ;
- Определяем применение национального режима в соответствии со ст.14 Закона № 44-ФЗ;
- Формируем лот, описание объекта закупки;
- Определяем способ закупки;
- Обосновываем НМЦК в особом порядке по Приказу № 45;
- Определяем требования к участникам;
- Применяем типовой контракт.
КТРУ:
Описание объекта закупки заказчик делает только с учетом КТРУ (коды позиции 80.10.12.000-00000001-80.10.12.000-00000010 услуги частных охранных служб, 84.24.10.000-00000001, 84.24.10.000-00000002 услуги по обеспечению общественного порядка и безопасности).
Дополнительные характеристики услуг писать можно, но с обоснованием их необходимости (по каждой дополнительной характеристики). Если характеристики в КТРУ отсутствуют, описание объекта закупки заказчик формирует самостоятельно.
Особое внимание заказчику стоит обратить на выбор единицы измерения при услугах частных охранных служб (час, сутки, условная единица).
Формирование лота:
Стоит учитывать при формировании лота письмо ФАС России от 29 июля 2020 г.
№ МЕ/64555/20, где контрольный орган выразил свою позицию по вопросу включения в состав одного предмета закупки услуг охраны и технического обслуживания сигнализации и охраны объектов и (или) имущества может привести к необоснованному ограничению количества хозяйствующих субъектов, имеющих возможность участвовать в такой закупке.
Описание объекта закупки:
В рамках технического задания необходимо указать:
- адрес и площадь охраняемого объекта;
- вид охраны;
- требования к группам реагирования;
- график оказания услуг;
- тип охраны (государственная или частная);
- дополнительные требования к услугам (при наличии).
Для установления срока оказания услуг в рамках контракта стоит учитывать рекомендательные письма ведомств, например, в 2018 году агентство государственного заказа Краснодарского края рекомендовало руководителем органов исполнительной власти, краевых бюджетных и казенных учреждений рассмотреть вопрос об увеличении срока до 2-3 лет, с учетом положений Бюджетного кодекса РФ, с целью уменьшения расходования бюджетных средств. Обращаю внимание, что при установлении требования в техническом задании об использовании оружия необходимо предусмотреть раздел, где будут указаны виды, типы, модели и количество оружия, которое будет использоваться при осуществлении охранных услуг и заполнено в рамках исполнения обязательств по контракту.
Требования к участникам закупки:
Предъявляется требование в части специальной правоспособности согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
- Наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности с наличием необходимых заказчику разрешенных видов услуг; [1]
- Наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
Реестр лицензий на частную охранную деятельность — https://rosguard.gov.ru/. Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12. 2020 г. N 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий» выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы.
Заказчик обязан установить дополнительное требование по п.9 Приложения №1 к ПП РФ № 99 к участникам закупки по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций.