Закупка запчастей для автомобилей по 44-ФЗ – инструкция 2022

Закупка бензина по ФЗ №44 – это процедура, отличающаяся особыми правилами. С 11 апреля 2018 года эти правила были изменены. Рассмотрим детально все аспекты процедуры.

Вопрос: Аукцион на приобретение автомобильного бензина не состоялся (не было подано ни одной заявки). Согласно ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ мы можем использовать любой способ определения поставщика.

Однако предмет закупки (бензин) попадает в аукционный перечень. Правильно ли мы понимаем, что в этом случае мы не имеем права заключить контракт по п. 4 ст.

93 Закона N 44-ФЗ, и нам необходимо проводить повторный аукцион, а в случае, если и он не состоится, то запрос предложений?
Посмотреть ответ

Основная информация

Бензин приобретается заказчиками, в распоряжении у которых есть парк автотранспорта. Закупка должна проводиться на основании ФЗ №44 «О контрактной системе» от 5 апреля 2013 года. Изменения в законе были утверждены Постановлением №19 от 13 января 2014 года.

Вопрос: Заказчик планирует осуществить закупку автомобильного бензина, заключив контракт с единственным поставщиком по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Должен ли заказчик применить положения Постановления Правительства РФ от 13.01.

2014 N 19 (далее — Постановление N 19), включив в контракт формулу цены и максимальное значение контракта, или же обязан указать, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта?
Посмотреть ответ

Выбор метода установления поставщика

При подборе метода закупки нужно использовать положения части 2 статьи 59 ФЗ №44. В этом акте указано, что фирма должна организовывать аукцион для продукции и услуг, включенных в перечень Распоряжения №471 от 21 марта 2016 года.

Топливо принадлежит к ОКПД 2.19.20.21. Подобная продукция включается в аукционный перечень. А потому заказчик должен осуществлять торги через организацию электронных торгов.

Но фирма также может использовать эти методы (часть 2 статьи 59 ФЗ №44):

  • Запрос котировок.
  • Оформление контракта с одним исполнителем.
  • Запрос предложений.

То есть заказчик может приобрести бензин по одному из четырех методов. Следует подобрать наиболее удобную схему.

Какие особенности учесть при закупке бензина по Закону N 44-ФЗ?

Формула стоимости бензина

С 2018 года при оформлении бумаг и оформлении контракта нужно предусмотреть условие о максимальной стоимости и используемой при расчете цены формуле. Раньше стоимость бензина в контракте была твердой.

То есть ее нельзя было менять в процессе реализации положений договора. Однако теперь на основании части 2 статьи 34 ФЗ №44 это положение изменилось.

Если соответствующее положение отсутствует в контракте, он признается незаключенным на основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ. Обычно используется эта математическая запись:

Закупка запчастей для автомобилей по 44-ФЗ – инструкция 2022

Как заказчику при закупках по Закону N 44-ФЗ использовать формулу цены и максимальное значение цены контракта?

Формула обозначает, что стоимость топлива определяется через сложение произведений отпускных стоимостей за единицу поставок. В формуле используются эти значения:

  • ЦК – стоимость контракта, которая не может быть больше максимального значения стоимости контракта.
  • Цi – отпуская стоимость за единицу продукции в периоде поставки, которая указана в товарной накладной.
  • Vi – размеры поставляемой продукции в периоде поставки.
  • i – индекс суммирования, составляющий значение (Цi ∙ Vi) за месяц поставки.
  • n – заключительное значение, равное значению суммируемых значений за два месяца.

То есть заказчику больше не требуется фиксировать условие о твердой стоимости контракта. Если возникнут расхождения между стоимостью поставки и стоимостью контракта, договорные отношения не разрываются.

Компания может использовать альтернативные формулы, которые будут наиболее удобны. Максимальная стоимость контракта устанавливается на основании части 2 статьи 70, части 17 статьи 83, части 2 статьи 83.

2 ФЗ №44.

К СВЕДЕНИЮ! При организации закупки следует пользоваться актуальным каталогом продукции, содержащимся в Единой информационной системе.

Внесение существенных положений

Итак, сначала назначаются и проводятся торги. Затем выбирается победитель. С ним оформляется контракт на поставку бензина. На этапе подготовки бумаг, нужных для закупки, требуется внести в документы эти условия:

  • Сроки. Здесь нужно прописать те периоды, когда фирме потребуется топливо. Можно установить определенную регулярность поставок.
  • Порядок поставки. Заказчик может выбирать один из трех вариантов, которые будут наиболее выгодны: самостоятельный вывоз, поставка за счет исполнителя, использование пластиковой карты.
  • Условие о максимальной стоимости контракта. В этом же положении указывается формула, по которой определяется цена.
  • Особенности оплаты. Нужно прописать метод, а также порядок оплаты. К примеру, это может быть внесение аванса, платеж с отсрочкой, передача денег по факту поставки.
  • Регламент сдачи-приемки товара. Здесь нужно утвердить отгрузочные бумаги и бумаги на бензин (к примеру, это может быть паспорт качества).
  • Ответственность за нарушение положений договора. Мера ответственности определяется в зависимости от пожеланий участников контракта.
  • Срок действия отношений по контракту. В этом же положении имеет смысл прописать возможность оформления дополнительного контракта.

Все это является существенными условиями контракта. То есть эти положения должны обязательно содержаться в договоре.

Закрытие контракта

Контракт признается выполненным тогда, когда весь литраж бензина, указанный в договоре, был поставлен исполнителем и оплачен заказчиком. Подтверждающими бумагами являются подписанные акты сдачи-приемки. Данные об исполнении контракта и оплаты по нему нужно разместить в Единой системе.

Учет приобретенного топлива выполняется на базе топливных карт. В них фиксируется объем купленного бензина в литрах. Карточки эти предоставляются ответственному сотруднику. Исполнитель должен каждый месяц направлять заказчику счет-фактуру по тратам. К ней прикладывается отчет об истраченном бензине.

Договор закрывается на базе этих бумаг:

  • Отчеты лица, ответственного за топливную карту (к ним нужно прикрепить чеки и путевые листы).
  • Отчеты о потреблении от исполнителя контракта.
  • Товарные накладные, на основании которых отпускается бензин.

Формы всех перечисленных документов не установлены в законодательном порядке. Они могут разрабатываться держателем контракта самостоятельно. Разработанные формы нужно закрепить в учетной политике.

Ответственность

Если в контрактной документации не будут указаны все условия, на заказчика накладывается штраф на основании части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Эта статья применяется тогда, когда были выявлены ошибки, допущенные при оформлении закупочных бумаг. Размер штрафа для должностного лица равен 3 000 рублей.

Какие требования можно выставлять при приобретении бензина

Требования, которые можно или нельзя фиксировать в контракте, в законодательстве не перечислены. Однако их можно определить самостоятельно исходя из судебной и деловой практики. Рассмотрим различные ситуации:

  • Заказчик указал в контракте требование о том, что АЗС должна располагаться поблизости к исполнителю. Выставлять такое требование возможно в том случае, если это не мешает нормальной конкуренции. Оно актуально в том случае, если заказчик желает сократить траты на поставку ресурса. Близость АЗС к исполнителю позволяет уменьшить траты на перевозку канистр бензина. В контракте можно указать, что станция должна располагаться в рамках определенного диапазона. То есть, заказчик должен зафиксировать определенные географические рамки. Однако перед фиксацией этого положения в договоре нужно проверить, есть ли в очерченных границах другие АЗС. Если они отсутствуют, то требование нельзя вписать в договор. В этом случае положение будет нарушать правило об обязательном наличии конкуренции. Данная ситуация приведена в решении УФАС Краснодара №407-Т/2016 от 9 января 2017 года.
  • Заказчик указал в контракте требование о том, что станция должна принадлежать исполнителю. Оно признано незаконным, так как нарушает правило о запрете на ограничение количества участников аукциона. Данная ситуация приведена в постановлении Арбитражного суда №Ф05-1470/2016 от 10 марта 2016 года.
Читайте также:  Можно ли внести в кассу займ от учредителя?

Требования, содержащиеся в контракте, не должны нарушать положения ФЗ №44.

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам).

Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков.

Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • «Сбербанк-АСТ»,
  • «РТС-тендер»,
  • «Росэлторг»,
  • НЭП,
  • ZakazRF,
  • Lot-online,
  • ТЭК-Торг,
  • ЭТП ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в онлайн‑режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс.

рублей (с апреля 2021 года лимит подняли до 3 млн руб., если торги проходят на ЭТП).  Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см.

«Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Закупка автомобилей по 44-ФЗ: тонкости и нюансы процесса

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как определить объект закупки
  • Ограничения закупки автомобилей по 44-ФЗ
  • Национальный режим
  • Выбор способа определения поставщика
  • Закупочная документация
  • Как составить ТЗ на закупку авто по 44-ФЗ
  • Как происходит поставка и прием товара
  • Гарантии при закупке автомобилей по 44-ФЗ
  • Закупка запчастей для авто по 44-ФЗ

Закупка автомобилей по 44 ФЗ, как и другие виды тендеров, имеет свои нюансы. К примеру, приобрести авто можно только посредством электронного аукциона, а его стоимость и качество должны точно соответствовать статусу будущего владельца.

Это строго регламентируется законодательством РФ. И любое отступление от принятых норм повлечет за собой штрафы и аннулирование уже заключенной сделки. Предлагаем внимательно ознакомиться со всеми этапами и тонкостями процесса, чтобы участие в закупках было не только выгодным, но и безопасным.

Читайте также:  Как получить субсидию на бизнес в Республике Алтай?

Как определить объект закупки

При проведении торгов, касающихся приобретения транспортных средств, осуществления ремонтных работ или техобслуживания, первым делом следует определить объект закупки.

Законодательные нормы, которые действуют на сегодняшний день, четко регулируют правила описания объекта торгов.

Так, заказчик не может прописывать определенную марку транспортного средства, даже при указании примечания «или эквивалент», поскольку такие действия ограничивают конкуренцию между участниками тендера.

Данное правило не распространяется на госзаказы, в которых автомобиль не является объектом закупки, а применяется для предоставления определенных услуг либо работ.

При описании предмета торгов нельзя указывать точное название производителя или торговой марки. Следовательно, в тексте технического задания (ТЗ) на закупку автомобиля не должно быть упоминания фирмы-изготовителя и марки требуемого автомобиля.

Конечно, гораздо удобнее было бы сразу указать в описании объекта «требуется поставить белый автомобиль Honda Accord 2018 года выпуска в базовой комплектации».

Еще какое-то время назад заказчики использовали подобные формулировки, добавляя примечание «или эквивалент».

Однако сейчас такое описание объекта закупки нарушает законодательные нормы.

В связи с этим в ТЗ следует как можно более детально описать технические параметры требуемого к поставке автомобиля: тип кузова и привода, число мест и дверей, габариты, количество передач, цвет и т. д.

Кроме того, следует помнить и о дополнительном функционале, например наличии ABS, подушек безопасности, кондиционера, систем аудио и видео, ковриков для салона и т. п.

Лучше все вышеуказанные параметры взять на официальном сайте производителя или дилера необходимого вам авто. Более надежным способом уточнить характеристики автомобиля является отправка официального запроса производителю или дилеру. На основании полученного ответа можно составить наиболее точное ТЗ.

Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р утвержден список товаров, приобретение которых должно производиться посредством электронного аукциона:

  • средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы — код ОКПД2 29;
  • средства транспортные и оборудование, прочие — код ОКПД2 30 (кроме кодов 30.1, 30.3, 30.92.2).

Закупка легкового автомобиля по 44-ФЗ 2022 г

1. Как сэкономить на закупке автомобиля2. Аукционная документация при закупке автомобиля3.

Гарантийные обязательства

Государственные закупки транспортных средств строго регламентируются законодательством о КС. Во-первых, автомобиль можно купить лишь посредством электронного аукциона.

Во-вторых, характеристики, качество и цена автомобиля должны соответствовать статусу государственного служащего.

В свое время, мне попался на глаза любопытный документ, проект Санкт-Петербурга, автор – Александр Меньшиков, редактор – император Пётр I. Так вот, там были три категории людей, для которых существовало соответствующее число жизненных стандартов: знатные, незнатные и подлые (!).

Каждая категория должна была проживать в определенного типа здании, есть соответственную своему положению еду и запрягать в карету регламентированное социальным уровнем количество лошадей.

С той поры многое изменилось, но регламент для чинов, кому в какой машине и с каким количеством лошадей в двигателе положено кататься, сохранился.

Подробно эти нормативы, равно как и стандарты для мебели и компьютерной техники, прописаны в Постановлении Правительства № 927 от 02 сентября 2015 года. В-третьих, следует учитывать ограничения на покупку иностранной техники, регламентируемые Постановлением Правительства РФ № 656 от 14 июля 2014 года.

Возникли сложности с заполнением документов?

         Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

Обратиться к специалистам

1. Как сэкономить на закупке автомобиля 

В связи с изменениями в 44-ФЗ заказчик теперь не должен указывать марку желаемого автомобиля в техническом задании.

Это сильно усложняет разработку задания, ведь теперь нужно подробно прописать все технические характеристики и комплектацию желаемого транспортного средства, а это потребует обращения к его производителю или официальному дилеру.

А уж поставщику тоже придется поломать голову, чтобы догадаться, какую марку желает приобрести заказчик. Тем более, что на мировом рынке существует множество автомобилей-двойников, отличающихся друг от друга только брендом. А стоит ли переплачивать за бренд, решать вам.

  • Например, можно выбрать из близнецов-двойняшек Kia K9 и BMW 7, Toyota GT86 и Subaru BRZ, Renault Duster и Nissan Terrano, Lexus GS и Jaguar XF, Opel Corsa и Hyundai i20, Mercedes CLS и VW CC, Seat Alhambra и VW Sharan.
  • Есть и более многочисленная родня: тройняшки Mitsubishi Outlander/Peugeot 4007/Citroen C-Crosser, хрестоматийные авто-клоны Ford Focus II/Mazda 3/Volvo S40, или BMW 2 Active Tourer /Honda FR-V/ Kia Carens.
  • Или четыре клонированных модели от разных производителей: Fiat Ducato, Citroen Jumper, Peugeot Boxer и Dodge Ram Promaster
  • Есть и отечественные аналоги иностранных моделей, Lada Largus и Dacia Logan, либо наоборот, зарубежные аналоги отечественного автопрома: Lada Granta и Datsun (седан on-Do и хэтчбек mi-Do),

Разница в стоимости этих «родственников» на авторынке колеблется в диапазоне от 200 до 600 тысяч рублей при полном внешнем и внутреннем сходстве моделей. Такое же ценовое различие сохраняется в покупке запчастей и сервисном обслуживании. Так что, согласитесь, здесь есть место для маневра.

Хотите участвовать в тендерах с авансом от заказчика?

         Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

Заключить контракт с авансированием

Аукционная документация при закупке автомобиля

С 01 июля 2019 года, согласно Приказу Минпромторга России № 998 от 23.03.2019, при закупке автомобилей необходимо использовать типовой контракт.

Кроме того, следует указать в проектных документах требования об ограничении допуска иностранных товаров на основании ст. 14 закона о КС.

В полученных пакетах документов участников торгов следует обратить особое внимание на страну-производителя и технические характеристики поставки. Они должны быть однозначными и конкретными.

  1. Поставка и приём автомобиля по 44-ФЗ
  2. На завершающем этапе, приёмке товара, так же как и при покупке личного транспорта, необходимо провести техническую экспертизу закупленного автомобиля.
  3. Так же спецификой покупки является добавление к обычному пакету документов о приёмке (акта приёма-передачи и товарной накладной) паспорта ТС, сервисной книги, инструкции по эксплуатации и ключей зажигания.

3. Гарантийные обязательства

В техническом задании следует также уделить внимание гарантийным обязательствам и срокам гарантии на транспортное средство и его обслуживание, а также условиям поставки товара. Подробнее о гарантийных обязательствах при закупке можно прочитать здесь.

Условия, при которых допускается закупка ряда импортных автомобилей были скорректированы: с 25 декабря 2019 года это будет возможно в трех случаях:

Читайте также:  Подача и получение документов по доверенности

— если поставленные продукты соответствуют требованиям к продукции автомобилестроения из приложения к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719;

— продукты произведены юридическими лицами, которые ввозят или ввозили по состоянию на 1 января 2015 года автокомпоненты для промышленной сборки транспортных средств по позициям 8701 — 8705 ТН ВЭД ЕАЭС (их узлов, агрегатов). Важно, чтобы соглашения о ввозе товаров были заключены с Минэкономразвития и исполнялись надлежащим образом;

Как закупить оригинальные «расходники» и запчасти по 44-ФЗ | Контур.Закупки

В ходе закупочной деятельности госзаказчикам довольно часто приходится приобретать расходные материалы и запчасти для техники, например. Иногда при этом можно не указывать фразу «или эквивалент». О том, когда именно — расскажем в этой статье. Также рассмотрим вопрос правомерности закупки оригинальных запчастей после окончания гарантийного срока.

Оригинальные запчасти — требование производителя

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 закона 44-ФЗ, в техническом задании допустимо указывать товарный знак объекта исключительно в сопровождении выражения «или эквивалент». В целях недопущения нарушения закона о конкуренции нужно описывать товар таким образом, чтобы под описание подходили модели разных производителей, как минимум двух.

Но есть случаи, когда можно указывать товарный знак без давления «или эквивалент». Все они перечислены в конце пункта 1 части 1 статьи 33 закона. Среди прочего, такое разрешено заказчику при закупке запчастей и «расходников», которые должны применяться в соответствии с технической документацией используемой техники.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Как правило, все производители техники указывают в своей документации необходимость использования оригинальных запчастей и расходных материалов. Оригинальные — это те, которые обычно производятся под тем же товарным знаком и рекомендуются для данной модели технического средства. Поэтому желание заказчиков получить оригинальную запчасть вполне понятно.

Если техника на гарантии

Когда гарантия на техническое средство действует, то с закупкой оригинальных запчастей обычно не возникает проблем.

Ведь производители в качестве одного из условий действия гарантии называют применение оригинальных запчастей и «расходников».

Если же установить «неродную» деталь, и техника выйдет из строя, то такой случай производитель, скорее всего, не признает гарантийным, а значит, не будет производить ремонт или замену бесплатно.

Когда гарантия кончилась

А можно ли закупать оригинальные запчасти после окончания гарантийного срока? Что говорит об этом судебная практика? Рассмотрим на примерах.

Заказчик с Сахалина заявил к закупке картридж для принтера Brother LG-1100HY-BK и не указал «или эквивалент». Местное управление ФАС посчитало это нарушением закона 44-ФЗ. Однако заказчик обратился в суд и выиграл дело (постановление Пятого ААС от 05.08.2015 № 05АП-6479/2015 по делу № А59-1187/2015).

В технической документации к принтеру было указано, что его оптимальная производительность и надежность достигаются при использовании оригинальных чернил определенного типа.

Суд учел, что производитель не рекомендует применять картриджи других фирм, равно как и заправлять «родной» картридж посторонними чернилами. Более того, согласно условиям гарантии, повреждение печатающей головки не признавалось гарантийным случаем при подобной эксплуатации.

Поэтому суд пришел к выводу, что заказчику требовался именно оригинальный картридж фирмы Brother.

УФАС пыталась настаивать на следующем: заказчик должен был указать в документации, что приобретаемый товар должен быть совместим с имеющимся оборудованием, а также доказать, что на принтер действует гарантийный срок. Однако суд указал, что такого требования в законе 44-ФЗ нет. Наоборот, по мнению суда, статья 33 закона дает заказчику право указывать производителя при закупке запчастей и расходных материалов к технике.

Таким образом, суд подтвердил, что не имеет никакого значения, находится ли техника на гарантии или нет.

Спорные выводы в пользу заказчика

Суд в упомянутом выше постановлении пришел еще к двум выводам. Первый из них — если производится закупка запчастей или «расходников», то это само по себе является причиной для указания товарного знака без добавки «или эквивалент». Другими словами, специально обосновывать потребность в совместимости техники и ее запчасти необходимости нет.

Это довольно смелое утверждение, и в судебной практике были противоположные решения на этот счет. Так, в соответствии с постановлением Пятого ААС от 18.02.2016 № 05АП-112/2016 по делу № А59-3664/2015, заказчик может не включать в описание объекта закупки фразу «или эквивалент» лишь в исключительных случаях. А именно:

  • если аналогичные товары под другими товарными знаками несовместимы с тем, который уже использует заказчик;
  • если закупаются запчасти и расходные материалы к оборудованию в соответствии с его технической документацией.

Раз заказчик не включил в техническое задание слова «или эквивалент», он должен был указать на одно из этих двух исключений. Например, что товар не подлежит замене, поскольку «расходник» предназначается для имеющегося оборудования.

Однако в случае, рассмотренном в упомянутом постановлении Арбитражного суда, заказчик не представил документацию на используемую технику ни в местное УФАС, ни в суд.

В результате суд встал на сторону антимонопольного органа, который увидел в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Так что для надежности все-таки следует включать в описание объекта закупки обоснование того, почему невозможно применение эквивалентных товаров.

И второй вывод который следует из постановления Пятого ААС от 05.08.2015 № 05АП-6479/2015 — закупка оригинальных «расходников» и запчастей является тем самым случаем, когда закон 44-ФЗ разрешает указывать производителя. Опираться на этот вывод рискованно, ведь запрет на включение в документацию требований к производителю прямо установлен частью 3 статьи 33 закона.

Рекомендации специалистов

Специалисты рекомендуют заказчикам формулировать требования к производителю через использование термина «оригинальный».

Например, можно указать, что объектом закупки является «оригинальный картридж Brother LG-1100HY-BK».

Такое описание в большинстве случаев должно восприниматься ФАС адекватно (с учетом того, что производители техники рекомендуют применять оригинальные расходные материалы).

Если же в описании объекта закупки указать, что закупаются «расходные материалы для устройства Brother DCP-6690CW, которые должны быть изготовлены фирмой Brother», то это может вызвать вопросы контролирующих органов.

Безусловно, в практике ФАС и судов есть примеры, когда и в таком случае действия заказчика были признаны правомерными.

Однако для надежности прямого указания на производителя лучше избегать, заменив его требованием оригинальности.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *