Запрос разъяснений по 223-ФЗ 2022

Запрос на разъяснение документации 223-ФЗ — это процедура взаимодействия поставщика и заказчика в процессе проведения закупки. С 1 июля начали действовать новые правила. Изменились сроки, содержание и порядок направления ответа на полученный запрос.

С 01.07.2018 начали действовать новые положения Закона о закупках отдельными видами юрлиц, касающиеся процедуры пояснения документов закупки. Ранее разъяснения 223 ФЗ не регламентировал.

Такие требования заказчики прописывали в положениях самостоятельно. Теперь они обязаны привести свои положения о закупках в соответствие с обновленными требованиями закона.

Но и до внесения изменений в положения заказчики обязаны были следовать новым правилам.

Установлена обязанность заказчика прописывать сроки и порядок разъяснений документации по 223-ФЗ (п. 11 ч.10 ст.4).

Статьей 3.2 утверждено право любого участника конкурентной закупки направить запрос разъяснений по 223-ФЗ, сроки — не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания приема заявок.

Как составить по 223-ФЗ ответ на запрос разъяснений

Запрос разъяснений по 223 ФЗ приходит заказчику на адрес электронной почты, указанный в документации.

Рассмотрим пошагово действия заказчика при получении такого требования.

Шаг 1. Оцениваем сроки подачи вопроса. Если до окончания приема заявок осталось более 3 рабочих дней, заказчик обязан ответить, если менее — имеет право не отвечать (ч. 3 ст. 3.2).

Отдельно нужно остановиться на порядке расчета сроков. В соответствии со статей 191 ГК РФ, течение срока начинается со дня, следующего за датой наступления события (получения письма). Итак, если прием заявок заканчивается 10 июля, последний день подачи требований — 6 июля.

Шаг 2. Составляем ответ на запрос разъяснений по 223-ФЗ. В текст ответа нужно вставить вопрос участника. Сведения об участнике, направившем требование, указывать нельзя. Далее формулируем ответ четко и понятно.

Пояснение не должно изменять предмет и существенные условия проекта договора.

Если в процессе рассмотрения вопроса вскрылись ошибки или неточности, допущенные при составлении документации, можно внести в нее соответствующие изменения.

Шаг 3. Размещаем ответ в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты получения требования (ч. 3 ст. 3.2).

Шаг 4. Запросы и пояснения должны храниться наравне с другими документами закупки не менее 3 лет.

Запрос разъяснений по 223-ФЗ, образец

Запрос разъяснений по 223-ФЗ 2022

Скачать

Образец разъяснения документации по 223-ФЗ

Запрос разъяснений по 223-ФЗ 2022

Скачать

О приоритете лиц, применяющих усн при участии в закупках по 223-фз

  • О приоритете лиц, применяющих усн при участии в закупках по 223-фз
  • В апреле 2021 года Верховный Суд своим определением[1] признал неправомерным при проведении закупки в соответствии с законом № 223-ФЗ[2] сравнивать ценовые предложения участников по единому базису (без НДС / с НДС).
  • Борясь с дискриминацией, Верховный Суд, на волне формирующейся административной практики[3], фактически утвердил приоритет участников, применяющих упрощённую систему налогообложения (УСН), в рамках закупок по закону № 223-ФЗ.
  • Подход, отражённый в определении и административной практике, не только не имеет под собой правового, экономического или социального обоснования, но и вредит конкуренции и развитию предпринимательства.
  • Обстоятельства дела

Морской порт Санкт-Петербурга, проводя закупку[4] на уборку помещений и прилегающей территории, установил порядок оценки, согласно которому, в случае участия в закупке поставщиков, применяющих различные режимы налогообложения (т.е. когда один поставщик предлагает цену с НДС, а второй – цену без НДС), все полученные ценовые предложения сравниваются с учётом НДС.

При этом в качестве цены договора с победителем используется ровно то ценовое предложение, которое было отражено поставщиком (с любой системой налогообложения) в своей заявке.

Например:

Цена в заявке / цена договора с победителем Цена для целей оценки заявок Конечная стоимость продукции с учётом налогового вычета
Участник 1, на ОСН[5] 120 рублей с НДС 120 рублей с НДС (на 10% выгоднее) 100 рублей (на 10% выгоднее)
Участник 2, на УСН 110 рублей без НДС 132 рубля с НДС (на 10% менее выгодно) 110 рублей (на 10% менее выгодно)

В изложенном примере, при отсутствии иных критериев оценки, победителем был бы признан участник на ОСН, предложивший продукцию по меньшей для заказчика стоимости (с учётом налогового вычета по НДС).

При проведении спорной закупки сложилась аналогичная ситуация и участник, применяющий УСН, обжаловал подход заказчика в ФАС, посчитав его несправедливым. Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, и уже оспаривание решения УФАС добралось до Верховного Суда.

Причины оценки предложений по единому базису

По общему правилу (ст. 143 НК РФ) организации[6] являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Сумма налога выставляется продавцом (поставщиком) покупателю (заказчику), и подлежит уплате последним (п. 1 ст. 168 НК РФ). При отсутствии указаний об обратном, НДС считается включённым в цену договора[7].

Организации, являющиеся плательщиками НДС, вправе получать налоговый вычет (п. 1 ст. 171 НК РФ), который по своей правовой природе является налоговой льготой[8].

Вычет производится в размере суммы уплаченного налога (п. 2 ст. 171 НК РФ), т.е. заказчик вправе законно вернуть 20% от уплаченной поставщику цены договора.

При соответствии ряду критериев (ст. 346.12 НК РФ), организация вправе по своему усмотрению, добровольно (п. 1 ст. 346.11 НК РФ) принять решение о применении УСН.

УСН предусматривает, в т.ч., налоговую льготу в виде освобождения от уплаты НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). При применении поставщиком УСН, НДС в цену договора не включается, однако это лишает покупателя (заказчика) возможности получения вычета.

Другими словами, предложение о цене договора, поданное поставщиком-плательщиком НДС, с учётом налогового вычета, может быть существенно выгоднее (до 20%), чем предложение о цене договора поставщика, применяющего УСН, несмотря на то что ценовое предложение поставщика, применяющего УСН, указанное в заявке, формально математически меньше на 1 рубль. Чтобы учесть этот экономический фактор, заказчики устанавливают[9] порядок оценки, предусматривающий очищение предлагаемой цены от влияния косвенного налога.

  1. Равным образом описанный фактор на практике учитывают и «коммерческие» заказчики, не являющиеся субъектами закона № 223-ФЗ и не публикующие в открытом доступе регламенты проведения закупок.
  2. Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих заказчику в ходе оценки заявок очищать цены от влияния НДС, и не содержит каких-либо норм о поддержке организаций, применяющих УСН при участии в торгах.
  3. Аргументация суда

Кратко отметим, что определение ВС РФ содержит ряд доводов, фактически неприменимых к делу. Например, довод о том, что закупочная документация устанавливает различные правила сравнения предложений участников, тогда как в действительности для всех поступивших в рамках закупки ценовых предложений действует единое правило[10] – они сравниваются с учётом НДС.

  • Или довод о том, что нельзя сравнивать цены по единому базису, поскольку участник не может быть понуждён к доначислению суммы НДС сверх своего ценового предложения, хотя документация прямо предусматривает[10], что договор заключается по цене, указанной в заявке, безо всяких доначислений.
  • Не связан с материалами дела и тезис о недопустимости устанавливать различные начальные (максимальные) цены (НМЦ) для участников закупки – в документации установлена единая для всех НМЦ[11].
  • В рамках публикации хотелось бы подробно рассмотреть основной, по мнению автора, довод Верховного Суда и антимонопольных органов:

Имущественный интерес заказчика по получению налогового вычета, уменьшающего стоимость приобретаемых услуг, не связан непосредственным образом с качественным и своевременным оказанием закупаемых услуг … и не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих УСН, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Первое, на что обратим внимание: получается, что по мнению суда, заказчик при осуществлении предпринимательской деятельности не должен быть заинтересован в снижении затрат и увеличении прибыли, ведь это не связано непосредственным образом с качественно и своевременно оказанными услугами.

Неужели для заказчика главное – чтобы полы помыли максимально качественно и своевременно? Какие вообще есть основания утверждать, что основной «имущественный интерес» заказчика (извлечение прибыли) должен быть связан непосредственным образом с качеством и сроками одного из многих видов закупаемых им услуг?

Представляется, что первична именно предпринимательская деятельность заказчика, а не закупаемые услуги сами по себе.

То есть закупка проводится для обеспечения возможности извлекать прибыль в надлежащих санитарных условиях, а не ради качественного процесса уборки как такового.

Размер извлечённой прибыли, в свою очередь, прямо зависит от размера затрат, понесённых на обеспечение деятельности заказчика.

Во-вторых

, заказчик не ставил никого в заведомо уязвлённое положение. Ведь заказчик:– не устанавливал правил налогообложения в РФ, предусматривающих НДС и вычет по нему;– не выбирал за участника, применяющего УСН, упрощённую систему налогообложения;

  1. – не формировал за участника, применяющего УСН, заведомо неконкурентоспособное ценовое предложение, которое является менее выгодным, чем предложение участника-плательщика НДС.
  2. Вся «вина» заказчика заключается лишь в том, что он учёл предусмотренную законом возможность получения налогового вычета и оценил предложения участников по их действительной экономической стоимости для своего бизнеса
  3. В-третьих, насколько же положение участников, применяющих УСН, является «уязвлённым»?
Читайте также:  Можно ли регистрировать ООО на домашний адрес, если квартира находится в собственности несовершеннолетнего?

По данным ФНС средняя налоговая нагрузка на организации, применяющие УСН, составляет 3% для УСН «Доходы» и 2,24% для УСН «Доходы минус расходы». То есть более чем вдвое ниже, чем налоговая нагрузка на плательщиков НДС (ОСН – 7,6%)[12]. И это с учётом возможности получения налогового вычета по НДС!

Запрос разъяснений по 223-ФЗ 2022

Представляется, что сниженная в два-три раза налоговая нагрузка на поставщика, применяющего УСН, и является тем самым преимуществом, уравновешивающим его положение в экономическом обороте, позволяющим соперничать с поставщиками на ОСН и подавать конкурентоспособные ценовые предложения.

При этом, исходя из опубликованного ФНС России сравнения типовой налоговой нагрузки[13], в случае лишения заказчика возможности получения налогового вычета по НДС, средняя налоговая нагрузка возрастает до 18,5%.

Запрос разъяснений по 223-ФЗ 2022

В результате получается, что участник, применяющий УСН, не желает за счёт сниженной налоговой нагрузки подавать конкурентоспособное ценовое предложение, а поддерживающие его суд и антимонопольные органы своим решением лишают заказчика предусмотренной законом налоговой льготы (вычета по НДС), чем повышают налоговую нагрузку более чем вдвое.

В-четвёртых, отражённый в определении подход противоречит принципу равенства участников гражданских правоотношений[14] и принципу недопустимости дискриминационного налогообложения.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Согласно п. 2 ст.

3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Вопреки изложенным нормам подход определения предполагает, что заказчики по закону № 223-ФЗ, как участники гражданских правоотношений, должны быть лишены возможности учёта и последующего получения предоставляемой законом налоговой льготы (вычет по НДС) и обязаны нести повышенную налоговую нагрузку по сравнению с иными участниками гражданских правоотношений, которые при осуществлении закупок не подпадают под регулирование закона № 223-ФЗ.

Заключение

Подход определения противоречит экономическому смыслу предпринимательства – деятельности по систематическому извлечению прибыли. Заказчик, несмотря на легальную возможность снижения затрат и повышения прибыли путём получения налогового вычета, лишается такой возможности и должен заключать договор по значительно (до +20%) менее выгодной цене.

  • Участник закупки, являющийся плательщиком НДС, несмотря на предложение продукции по меньшей стоимости (20% от цены договора уплачивается в качестве налога) и повышенную налоговую нагрузку, за счёт лишения заказчика корреспондирующей налоговой льготы (вычет по НДС), оказывается в заведомо худшем положении по сравнению с участником, применяющим УСН.
  • Участник закупки, применяющий УСН, помимо предоставляемых в связи с применением УСН налоговых льгот, получает дополнительное преимущество, за счёт лишения заказчика причитающейся ему налоговой льготы административными методами.
  • Главный результат, к которому ведёт позиция ВС РФ и практика антимонопольных органов – это снижение конкуренции и усложнение доступа предпринимателей к закупкам госкомпаний (заказчиков по закону 223-ФЗ).

В условиях, когда конкурентная закупка априори на 20% дороже, заказчики по закону 223-ФЗ будут стремиться проводить неконкурентные закупки (т.е. закупки у единственного поставщика), в ходе которых им не смогут навязывать невыгодных экономических условий.

Кроме того, заказчики по закону № 223-ФЗ – это фактически принадлежащие государству предприятия в стратегических отраслях экономики, перед многими из которых стоят задачи по диверсификации и выходу на новые гражданские рынки[15], чему явно не будет способствовать внезапное удвоение экономической нагрузки по сравнению с конкурентами из частного бизнеса.

Остаётся только надеяться, что созданный административными методами закупочный «крен» в пользу организаций, применяющих УСН, не приведёт к появлению мошеннических схем, связанных с эксплуатацией этого дисбаланса.

 

[1] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 307-ЭС20-21065 по делу N А56-75118/2019

Как поставщику запросить разъяснение документации | Контур.Закупки

Закон 44-ФЗ обязывает заказчика разъяснять закупочную документацию. Причем ответ на запрос разъяснений должен быть по существу. Но чтобы получить качественный ответ, нужно правильно составить запрос.

Когда поставщики подают запросы

Иногда в закупочной документации встречаются неточности или откровенные ошибки.

Обычно это следствие невнимательности или недостатка опыта, хотя порой недобросовестные заказчики делают это умышленно в расчете сократить конкуренцию.

Чтобы прояснить такие спорные моменты, логично переговорить с заказчиком, но закон запрещает делать это «с глазу на глаз». Да и такие частные пояснения в любом случае не являются официальными.

Для решения возникающих вопросов существует механизм разъяснения положений документации. К нему прибегают для уточнения характеристик объекта закупки, условий контракта либо иных вопросов. Эта возможность работает только в конкурсах и аукционах.

Обратиться к заказчику за разъяснением может любой потенциальный участник. Это вполне логично, ведь поставщик должен разобраться с документацией прежде, чем подаст заявку. Если замечания будут обоснованы, закачку придется внести изменения в документацию.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Чаще всего вопросы поставщиков вызывают ошибки нескольких типов:

  1. Явные ошибки, неверные данные. Например, указываются несовместимые или взаимоисключающие характеристики объекта, неверно указываются стандарты (ГОСТ) и так далее.
  2. Неточные данные. Некоторые положения документации бывают составлены весьма расплывчато. Это затрудняет идентификацию предмета закупки.
  3. Закупка запрещенных товаров либо игнорирование требований национального режима.
  4. Формат документации требует пояснений. Иногда заказчики публикуют слишком объемные или сложные технические задания, обработать которые за отведенное время просто невозможно.

Обратите внимание! По закону подавать запросы на разъяснение можно в том числе и в закрытых процедурах. Разница лишь в том, что ответ не публикуется, а в письменном виде доводится до сведения задавшего его участника.

Правила подачи запроса

Электронная форма

Запрос разъяснений в рамках электронного аукциона и конкурса в электронной форме (новая процедура, появившаяся в законе с 1 июля 2018 года) подается на ЭТП. Далее оператор направляет его заказчику в течение 1 часа. Тот обязан ответить в течение 2 календарных дней при условии, что запрос поступил не позже:

  • трех дней до окончания приема заявок на электронный аукцион;
  • пяти дней до окончания приема заявок на конкурс в электронной форме.

Запросы, которые пришли позже указанных сроков, заказчик вправе оставить без ответа. Если последний день срока подачи запроса приходится на выходной, то он переносится на следующий рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2882).

Каждый участник может подать не более 3 запросов на одну процедуру.

Подать запрос на разъяснение документации может любой участник, который аккредитован на ЭТП. Для этого ему нужно отыскать необходимую закупку, открыть извещение и найти в нем кнопку подачи запроса. Далее следует заполнить форму и отправить обращение.

В запросе необходимо указать основные параметры:

  • вид и предмет закупки;
  • номер извещения;
  • ЭТП.

Что касается самого вопроса, то его нужно сформулировать конкретно. Также следует определить основание запроса: нарушение законодательства, непонятные формулировки в документации либо несоответствие условий.

Сведения о себе участник указывать не обязан. Документ подписывается цифровой подписью на ЭТП и направляется оператору.

Форма запроса на разъяснение положений аукционной документации представлена ниже:

  • ЗАПРОС
  • на разъяснение положений документации об аукционе
  • Прошу разъяснить следующие положения документации об аукционе на право заключения контракта объект закупки, извещение № номер извещения, размещенной на площадке адрес ЭТП.
Раздел документации Пункт документации Суть запроса на разъяснение
1 Техническое задание 8 В таблице 1 требований к товарам, п. 8. Пластиковое окно (1200 × 750 мм) поворотно/откидное – 4 шт. Как следует понимать знак «/»? Требуется или поворотное, или откидное, или чтобы окно было и поворотное, и откидное?
2 Проект контракта 3.2 В проекте контракта в п. 3.2 указан срок выполнения работ «в течение 30 дней с момента заключения контракта». Как исчисляется установленный срок — в рабочих или календарных днях?

Разъяснения по настоящему запросу прошу направить на e-mail: mail@mail.ru

Читайте также:  Меры поддержки сферы IT, при каких условиях возможно применение льготных тарифов и патентной системы

Генеральный директор                                           И.И. Иванов

Бумажная форма

Если процедура проводится на бумаге, как, например, открытый конкурс, то подавать запрос придется письменно. Тут возникают сложности, связанные со сроками доставки.

Запрос должен попасть к заказчику не позднее, чем за 5 дней до окончания приема заявок на конкурс.

Лучший вариант — не прибегать к почтовому отправлению, а передать конверт с запросом лично ответственному за процедуру лицу.

Примерная форма такого запроса представлен далее:

ООО «Ромашка»

ИНН 7711111111 КПП 771111111 113347, г. Москва, ул. Шаболовка д. 7, стр. 7, ком. 7,
тел.: 8 (495) 111-11-11
___________________________________________

  1. ЗАПРОС
  2. на разъяснение положений конкурсной документации
    по открытому конкурсу на
    объект закупки,
    извещение №
    номер извещения
  3. Прошу разъяснить следующие положения конкурсной документации:
Раздел документации Пункт документации Суть запроса на разъяснение
1 Техническое задание 8 В таблице 1 требований к товарам, п. 8. Пластиковое окно (1200 × 750 мм) поворотно/откидное – 4 шт. Как следует понимать знак «/»? Требуется или поворотное, или откидное, или чтобы окно было и поворотное, и откидное?
2 Проект контракта 3.2 В проекте контракта в п. 3.2 указан срок выполнения работ «в течение 30 дней с момента заключения контракта». Как исчисляется установленный срок — в рабочих или календарных днях?

Разъяснения по настоящему запросу прошу направить на адрес: 113347, г. Москва, ул. Шаболовка д. 7, стр. 7, ком. 7.

Генеральный директор                                  И.И. Иванов

В целом здесь все те же самые параметры, что и в запросе при электронной процедуре.

С той лишь разницей, что нужно указать контакты для обратной связи, если заявитель хочет получить ответ письменно.

Обычно такие запросы составляют на фирменном бланке, в котором указаны все актуальные реквизиты. Вместе с тем ответ может быть дан и исключительно в электронной форме, то есть размещен в ЕИС.

Ответ заказчика

В качестве подтверждения получения запроса на разъяснение документации заказчик пришлет заявителю расписку. В ней будут указаны параметры закупки, дата и время получения запроса и его регистрационный номер. Расписка подписывается уполномоченным сотрудником заказчика.

Заявителю рекомендуется проверить параметры расписки. Она понадобится в качестве подтверждения факта направления запроса при возникновении спора, если вдруг заказчик на него не ответит.

Примерная форма расписки показана ниже:

  • РАСПИСКА
  • в получении запроса на разъяснение положений
    конкурсной документации
  • Настоящая расписка выдана Иванову Ивану Ивановичу, паспорт: серия ____ № _____, выдан кем и когда выдан в том, что от него получен запрос на разъяснение положений конкурсной документации от
  • Общества с ограниченной ответственностью «Ромашка» по открытому конкурсу на право заключения контракта на объект закупки,  № извещения
  • с Государственным казенным учреждением города Москвы «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа».
  • Запрос на разъяснение положений конкурсной документации получен в: 11 часов 15 минут 10 сентября 2018 года.
  • Запрос на разъяснение положений конкурсной документации зарегистрирован в журнале регистрации запросов за № 2.

Заявку принял
Председатель конкурсной комиссии                               П.П. Петров

Далее в течение двух дней заказчик должен разместить в ЕИС ответ, а при необходимости — внести изменение в документацию и продлить срок приема заявок.

Обратите внимание! На подобные запросы заказчик обязан отвечать только в конкурсах и аукционах. Если проводится процедура другого типа, то заказчик также может пояснить документацию, хотя делать этого он не обязан.

Вместе с тем то, насколько охотно заказчик дает разъяснение документации, является косвенным свидетельством его добросовестности. Если он заинтересован в честной конкурентной процедуре, то даст все необходимые пояснения. И уж тем более не будет искать формальные поводы для отказа в их предоставления.

Если заказчик не дает разъяснений в срок, это повод пожаловаться в ФАС. Там рассмотрят замечания поставщика и при необходимости принудят заказчика изменить спорные положения документации, а также продлить срок приема заявок.

Запрос пояснений по итогам процедуры

Иногда возникает необходимость пояснить не документацию, а итоги процедуры. В таком случае составляется запрос на разъяснение результатов. В нем поставщик обращается к заказчику с просьбой пояснить положения протокола рассмотрения и оценки заявок. Ниже вы найдете форму такого запроса.

Заказчик:

Государственное казенное учреждение города Москвы «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа»?
Российская Федерация, 107023, г. Москва, ул. Буженинова, д.12,

Участник:

ООО «Ромашка»,
ИНН 7711111111 КПП 771111111,
113347, г. Москва, ул. Шаболовка д. 7, стр. 7, ком. 7,

  1. тел.: 8 (495) 111-11-11
  2. ЗАПРОС
  3. на разъяснение результатов открытого конкурса № номер извещения
    на оказание услуг по объект закупки
  4. Уважаемый Заказчик и члены комиссии!

Просим вас разъяснить следующие положения протокола рассмотрения и оценки заявок № ПРО1 от 10.09.2018:

Ссылка на статьи заеона 05.04.2013 № 44-ФЗ Содержание запроса на разъяснение результатов конкурса
1 Пункт 13 статьи 53 Просим вас разъяснить методику оценки заявки № 3 ООО «Ромашка» на участие в конкурсе по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве  обственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня»
2 Пункт 13 статьи 53 Просим вас разъяснить методику определения предложения участника по подкритерию «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», а так же порядок присвоения участнику баллов по данному подкритерию

Ответ на запрос просим прислать на почту: 113347, г. Москва, ул. Шаболовка д. 7, стр. 7, ком. 7, mail@mail.ru

С уважением,
генеральный директор                                               И.И. Иванов

Изменение договора по 223-ФЗ: основания и порядок действий

Из этой статьи вы узнаете:

  • Условия договора по 223-ФЗ, которые можно изменять
  • Внесение изменений в договор по 223-ФЗ
  • Размещение изменений договора 223-ФЗ в ЕИС
  • Изменение цены в рамках заключенного договора по 223-ФЗ
  • На сколько можно изменить стоимость договора по 223-ФЗ

Изменение договора по 223-ФЗ возможно только по соглашению сторон, кроме случаев, когда иное предусмотрено законодательством. К подобным корректировкам предъявляются определенные требования. Например, они не должны противоречить п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, а также положению о закупке.

Однако в данном положении отдельно оговариваются условия, ограничивающие внесение подобных изменений в договор.

И потому даже наличие обоюдного согласия исполнителя и заказчика на корректировки контракта не является гарантией того, что судья не признает изменения неправомерными, если возникнет необходимость в судебном решении касательно претензий одной из сторон. Давайте разберемся, как сделать правки в договоре по 223-ФЗ, чтобы избежать их последующего аннулирования.

Условия договора по 223-ФЗ, которые можно изменять

Гражданское законодательство позволяет контрагентам вносить изменения в договор, корректируя различные его положения:

  • Объем товаров или услуг.
  • Стоимость сделки.
  • Период действия договора.
  • Регламент проведения работ или поставки товара.
  • Исполнитель. Необходимость изменения поставщика возникает в случае реорганизации компании (в том числе слияния и присоединения). Это положение также содержится в письме Министерства экономики и развития ОГ-Д28-15146 от 1 декабря 2015 года.
  • Реквизиты любой из сторон.

Как видим, изменение предмета договора дополнительным соглашением по 223-ФЗ не входит в перечень разрешенных положений.

Для того чтобы правильно внести корректировки в любое из условий, нужно учитывать некоторые особенности, о которых пойдет речь далее.

Изменение договора, заключенного по 223-ФЗ, осуществляется с учетом положений гражданского законодательства и закона о контрактной системе. Для этого между сторонами не должно быть противоречий, они совместно вырабатывают поправки и оформляют дополнительное соглашение к договору. Только в этом случае изменения будут законными.

Иногда изменение существенных условий договора по 223-ФЗ не допускается Положением о закупках. Тогда у сторон не остаётся возможностей откорректировать условия контракта – любые отклонения от прежних договоренностей будут незаконными.

В особых обстоятельствах одна из сторон может обращаться в судебные органы по вопросу изменения условий сотрудничества либо расторжения контракта, когда не удается добиться компромисса. Это возможно в следующих случаях:

  • изменились условия, которые были основой для заключения договора;
  • одна из сторон нарушила условия сотрудничества;
  • прочие предусмотренные законом обстоятельства.
Читайте также:  Налоговый вычет на сумму уплаченных дополнительных страховых взносов

Подписывая контракт, стороны могут в его тексте предусмотреть правила, в соответствии с которыми возможно внести изменения в договор по 223-ФЗ. Тогда при корректировке нужно будет придерживаться принятой формы. Если в договоре не прописаны правила его изменения, то действует стандартный регламент: корректирующий документ оформляется в том же порядке, что и основной договор.

Поскольку контракт составляется в письменном виде и закрепляется подписями обеих сторон, то и дополнительное соглашение должно быть письменным и подписанным контрагентами.

Также необходимо выполнить требование 223-ФЗ: изменение объема договора, периода его действия и цены должны быть отражены в реестре. А именно ч. 2 ст. 4.

1 223 ФЗ обязывает заказчика заносить в реестр информацию по всем корректировкам в тексте договора.

Внесение изменений в договор по 223-ФЗ

В законе не содержится указаний, в каком порядке надо вносить изменения в договор по 223-ФЗ. Обычно заказчики прописывают этот регламент в Положении о закупках. Но если и здесь допущен пробел, то все корректировки вносятся по общим правилам.

Если какая-либо сторона договора видит необходимость внесения изменений, то она должна в письменном виде сообщить об этом контрагенту. Уведомление составляется в свободной форме и передается по любому удобному коммуникативному каналу – почтой, факсом или через интернет.

Вторая сторона рассматривает предложение, и при отсутствии возражений составляется дополнительное соглашение, которое закрепляет изменение договора по 223-ФЗ. Это соглашение должно быть оформлено по тем же правилам, что и основной контракт, неотъемлемой частью которого оно является.

Одна из сторон составляет дополнительное соглашение, подписывает его и направляет контрагенту. После того как последний поставить свою подпись, документ вступает в силу. Оформление дополнительного соглашения – единственный путь сохранить правоотношения контрагентов в изменившихся обстоятельствах и снять с себя ответственность за несоблюдение условий договора.

Размещение изменений договора 223-ФЗ в ЕИС

Часть 5 статьи 4 223-ФЗ обязывает заказчика разместить в ЕИС информацию при внесении изменений в срок договора по 223-ФЗ, его цену и объем поставки. Эта норма не применяется только в отношении сведений, которые относятся к государственной тайне.

После того как дополнительное соглашение подписано и вступило в силу, заказчик публикует в ЕИС данные об изменении договора по 223-ФЗ, срок размещения – 10 рабочих дней.

Неисполнение данного требования юридическим лицом наказывается штрафом от 10 до 30 тысяч рублей.

При этом персональную ответственность несет контрактный управляющий, который также будет оштрафован на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Если выбор исполнителя контракта проводился через конкурентную процедуру, то изменение срока договора по 223-ФЗ крайне нежелательно. Контролирующие инстанции в таком факте с большой долей вероятности усмотрят ограничение конкуренции и применят соответствующие санкции к заказчику.

Изменение цены в рамках заключенного договора по 223-ФЗ

У участников закупки часто возникает вопрос, возможно ли изменение цены договора после его заключения по 223-ФЗ.

Относительно стоимости сделки стороны приходят к согласию до подписания контракта. Цена в данном случае является существенным условием и не должна подвергаться изменениям в течение всего срока действия договора. Но в особых обстоятельствах иногда возникает необходимость откорректировать стоимость поставки.

Причем инициатором может выступать как заказчик, так и подрядчик.

Закон о закупках 223-ФЗ предоставляет контрагентам больше свободы при изменении договора, нежели закон о контрактной системе в сфере государственных заказов 44-ФЗ. Юридические лица, которые строят свои взаимоотношения на основании 223-ФЗ, могут корректировать прежние договоренности в соответствии с ч. 5 ст. 4 223-ФЗ и ст. 450–453 Гражданского кодекса РФ.

Если в своем Положении о закупках заказчик установил запрет на любые корректировки стоимости контракта, то изменить ее в рамках действующего соглашения не получится.

Хотя закон 223-ФЗ не запрещает корректировать цену договора, делать это можно лишь при наличии серьезных обстоятельств. В противном случае у контролирующих органов появляются основания для привлечения заказчика к ответственности по факту ограничения конкуренции.

Ведь смысл торгов в том и состоит, чтобы разместить заказ по самой выгодной для заказчика цене. А при ее увеличении в дальнейшем нивелируются преимущества тендера и теряется экономия.

Более того, если одновременно с ценой изменения касаются других существенных условий договора – сроков и объемов сделки, то дополнительное соглашение, скорее всего, будет признано новой закупкой.

Внося корректировки в стоимость договора по 223-ФЗ, следует принимать во внимание точку зрения Верховного суда. А она состоит в том, что новые условия не должны существенно отличаться от тех, которые были предусмотрены в закупочной документации.

Это логично, потому что в противном случае теряется смысл конкурсной процедуры, призванной произвести закупку на конкурентной основе и на максимально выгодных условиях. Также подобные ограничения предотвращают различные злоупотребления и коррупцию.

Хотя изменение цены договора по 223-ФЗ является вполне законным и не противоречит также положениям ФЗ-135 «О защите конкуренции», прибегать к этой мере надо очень осторожно. Часто предметом разбирательств в антимонопольной службе и суде становятся дела, связанные с корректировкой стоимости заключенных контрактов. Контрагентам приходится доказывать, что такая мера является необходимой.

На сколько можно изменить стоимость договора по 223-ФЗ

Стороны могут изменить цену договора по 223-ФЗ по следующим объективным основаниям:

  1. Для расчета по договору был взят кредит, и в дальнейшем изменилась его ставка.
  2. Муниципальный или государственный орган власти вынес решение об изменении цены договора по 223-ФЗ.
  3. Изменение курса валюты.
  4. Корректировки в налоговом законодательстве.
  5. Изменение регулируемых государством тарифов на объект закупки.
  6. Пересмотр объемов закупки.
  7. Поставка товаров с другими качественными характеристиками.
  8. Возникновение обстоятельств, препятствующих исполнению контракта на начальных условиях (например, значительный рост цены на сырье).

Еще одно объективное основание, по которому заказчик может пересмотреть стоимость контракта, это сокращение выделенных из бюджета средств для конкретной закупки. Либо средняя рыночная стоимость объекта поставки очень сильно снизилась, поэтому заказчик не может оплатить товар или работу по прежней стоимости, так как это будет признано необоснованным обогащением исполнителя.

В какой степени допускается корректировать цену? Закон 44-ФЗ позволяет увеличить объем поставки и, соответственно, цену, устанавливая максимально возможный порог в 10 %. Закон 223-ФЗ не содержит подобных ограничений, поэтому изменение цены договора по 223-ФЗ более чем на 10 процентов вполне допустимо.

Но в практике подобных взаимоотношений обычно в сам контакт включать положение о том, что цена действует на протяжении всего срока и изменению не подлежит.

Могут быть также предусмотрены обстоятельства, при наступлении которых возможна корректировка стоимости и предельные значения в процентах.

Кроме того, заказчики разрабатывают свои Положения о закупке, в которых также прописывают правила по изменению договора по 23-ФЗ.

Претензии со стороны надзорных органов возникнут и в том случае, если при дополнительной поставке цена была увеличена непропорционально. Корректируя стоимость, необходимо соотносить ее с реальным ростом составляющих, например инфляцией и увеличением НДС.

Статьей 450 Гражданского кодекса РФ контрагентам предоставляется право внесения изменений в договор в одностороннем порядке. Также этот пункт может быть предусмотрен в самом тексте контракта.

Но по отношению к сделкам, совершаемым на основании 223-ФЗ, односторонний порядок обычно не применяется.

При необходимости изменения договора контрагенты должны выработать общее решение и откорректировать положения контракта, оформив дополнительное соглашение.

Если поставщик видит потребность поменять условия договора, то он должен привести доказательства в пользу своей позиции.

Таковыми могут быть угроза срыва поставки, невозможность выполнить обязательства в полном объеме или в нужный срок, ненадлежащий уровень качества или риск нарушения правил безопасности.

Контрагент, получивший предложение об изменении цены договора по 223-ФЗ, рассматривает его в течение определенного времени. При этом он может самостоятельно выполнить анализ рынка, чтобы оценить необходимость увеличения стоимости.

Если же заказчику урезают финансирование из бюджета, то он должен уведомить об этом подрядчика и направить ему копию приказа вышестоящей организации в качестве обоснования снижения стоимости закупки. У подрядчика остается право не соглашаться с подробным решением и отстаивать свои интересы в ФАС или в суде.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *