Как отказаться от исполнения госконтракта по 44-фз в 2022 году

Как отказаться от исполнения госконтракта по 44-ФЗ в 2022 году

Контракт, заключенный по 44-ФЗ, можно расторгнуть тремя способами: по договоренности между сторонами, по суду, а также в одностороннем порядке. Последний вариант возможен, если в контракте прописано, что допускается одностороннее расторжение. Основания для этого – серьезные нарушения одной из сторон. Воспользоваться правом на односторонний отказ может как заказчик, так и поставщик.

-Когда можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Основания прописаны в ст. 95 44-ФЗ и ст. 523 ГК. Отказаться от дальнейшего исполнения контракта заказчик может, если были существенные нарушения со стороны поставщика. Например, если он не раз срывал сроки поставки, поставлял товар плохого качества.

  • Также перечислены случаи, при которых заказчик должен расторгнуть контракт:
  • ● поставщик подал ложную информацию и только благодаря этому выиграл;
  • ● продукция не соответствует закупочной документации;
  • ● расторгнут инвестиционный контракт на товар, произведенный или модернизированный в РФ.

Расторгнуть контракт по своей инициативе заказчик может до сдачи результата работы, поставки (ст. 717 ГК). При этом он должен оплатить все товары, работы и услуги, по которым претензий нет.

-Алгоритм для заказчика

Чтобы отказаться от контракта без нарушений, выполните три условия.

1 Опубликуйте в ЕИС решение, что отказываетесь от контракта. Срок – три рабочих дня с даты, когда приняли решение.

2 Направьте решение контрагенту заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте. Письмо отправьте в течение трех рабочих дней после того, как решили отказаться от контракта.

  1. 3 Отправьте решение поставщику телеграммой, факсом, на e-mail либо другими способами, которые позволят подтвердить, что контрагент получил решение.
  2. Такие правила установлены в части 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
  3. -Последствия расторжения контракта

После этого заказчик вправе заключить контракт с другим участником закупки – по тому же принципу, как при уклонении от заключения контракта победителя. Обратите внимание: это можно сделать только в том случае, если принято решение о включении предыдущего поставщика (с которым расторгли контракт) в РНП.

При этом в новом контракте объем товара, работы и услуги нужно скорректировать с учетом уже выполненных предыдущим исполнителем обязательств.

-Алгоритм для подрядчика

Поставщик может принять такое решение, если заказчик допустил существенные нарушения. Например, если он несколько раз подряд срывал сроки оплаты, отказывался принять товар или результат работы без объяснения причин и т.д.

В течение трех дней после того, как поставщик принял такое решение, нужно передать информацию заказчику. Контракт официально считается разорванным через 10 дней после того, как заказчика уведомили об одностороннем отказе поставщика. При этом поставщик вправе потребовать возместить ему убытки.

​Случаи, когда контракт или договор можно расторгнуть в одностороннем порядке

Источник: ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ

Верховный суд прошелся по госконтрактам

Требования к закупаемым товарам

В Обзоре разъясняется, какие требования допустимо устанавливать в отношении закупаемых товаров (далее по тексту под товаром понимаются совокупно товары, работы и услуги, если из контекста не следует иное).

ВС РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд.

Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В связи с этим при установлении требований к объекту закупки заказчик должен исходить из собственных потребностей и специфики использования закупаемого товара в рамках осуществляемого заказчиком вида деятельности. Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Закона № 44-ФЗ.

Например, было признано допустимым установление требования о поставке лекарственного препарата во флаконе или в ином эквиваленте, позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия.

Такое требование было обусловлено тем, что иная упаковка лекарственного средства (ампула) не позволяет сохранить препарат в герметичном состоянии после вскрытия в течение необходимого времени, и он будет непригоден к использованию, что приведет к неоправданному расходу лекарственных средств.

В то же время установление требований к объекту закупки, которые никак не связаны с его эффективностью, спецификой назначения и применения, не обусловлены потребностями заказчика, но при этом влекут ограничение потенциального числа участников закупки, является нарушением Закона № 44-ФЗ.

Внесение изменений

В Обзоре подтверждается, что внесение изменений в государственный контракт возможно только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

При этом уточняется, что сохранение условий государственных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении закупки, направлено на обеспечение равенства участников закупок, создание условий для свободной конкуренции, с тем чтобы исключить случаи обхода закона – искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для ее победителя более выгодных условий исполнения контракта путем внесения в него изменений.

  • В то же время ВС РФ приводит ряд примеров, когда фактическое изменение условий государственного контракта может быть признано допустимым судами:
  • 1) изменение срока государственного контракта: в случае несовершения заказчиком действий, предусмотренных законом, договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых поставщик не мог исполнить свои обязательства, сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на период просрочки заказчика;
  • 2) увеличение цены государственного контракта более чем на 10%: оплата работ в объеме, увеличенном более чем на 10% от цены контракта, возможна в случае согласования заказчиком дополнительных строительных работ, если:
  • – невыполнение таких работ грозит годности и прочности результата выполняемой работы; и
  • – такие работы не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки документации и заключения контракта, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
  • Стоит отметить, что указанные позиции прямо из Закона № 44-ФЗ не следуют, но демонстрируют стремление судов учесть специфику складывающихся между сторонами государственного контракта отношений и допустить их корректировку в той мере, в которой это не противоречит принципам Закона № 44-ФЗ.
  • Односторонний отказ от исполнения

Обзор подтверждает сложившееся на практике толкование положений Закона № 44-ФЗ, касающихся одностороннего отказа от исполнения государственного контракта.

Отмечено, что в государственном контракте достаточно закрепить возможность его расторжения в одностороннем порядке без уточнения конкретных оснований для такого расторжения.

В этом случае подлежат применению основания для одностороннего отказа, установленные ГК РФ.

В государственном контракте возможно конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для одностороннего отказа (например, установить, что односторонний отказ от договора подряда возможен в случае просрочки подрядчиком выполнения работ более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусмотрено ГК РФ). Тогда односторонний отказ будет правомерен в случае наличия нарушения, отвечающего признакам, установленным в государственном контракте.

В Обзоре уточняется, что для расторжения договора достаточно доставки поставщику сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение информации об одностороннем отказе в единой информационной системе, как это предусмотрено ч. 12 ст.

95 Закона № 44-ФЗ, необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях. Оно не является необходимым условием для расторжения договора.

Если поставщик получил уведомление об одностороннем отказе, договор будет считаться расторгнутым (по истечении 10 дней с момента уведомления) независимо от факта размещения/неразмещения информации об отказе в единой информационной системе.

С нарушением требований Закона № 44-ФЗ

В Обзоре выражена крайне важная позиция в отношении последствий заключения государственного контракта с нарушением требований Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения. Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их итогам договора. Таким образом, договоры, заключенные по итогам торгов, являются оспоримыми.

ВС РФ указал, что правило, содержащееся в п. 1 ст. 449 ГК РФ, является общим и не учитывает специфику отношений, складывающихся в рамках Закона № 44-ФЗ.

Указанным законом на его субъектов возлагается обязанность осуществлять закупки в соответствии с принципами открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, а также с соблюдением иных установленных в публичных интересах ограничений.

В связи с этим государственный контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, посягает на публичные интересы и/или права и законные интересы третьих лиц и, следовательно, является ничтожным.

Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Кроме того, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе. С учетом этого вероятность наступления негативных последствий для сторон государственного контракта, заключенного с нарушением Закона № 44-ФЗ, существенно возрастает.

  1. Если неисполнение отдельных процедурных требований Закона № 44-ФЗ не привело к нарушению принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки, а также публичных интересов и прав и законных интересов третьих лиц, то соответствующий государственный контракт не может быть признан недействительным.
  2. Поставка товаров в отсутствие госконтракта
  3. В Обзоре подробно освещаются вопросы, связанные с возможностью оплаты товаров, поставленных в отсутствие государственного контракта.

ВС РФ подтвердил, что по общему правилу поставка товаров в отсутствие государственного контракта не порождает у поставщика права требовать оплаты соответствующего предоставления.

Поставляя товары государственному заказчику в отсутствие государственного контракта, заключение которого в соответствии с Законом № 44-ФЗ является обязательным, поставщик не мог не знать, что он действует в отсутствие обязательства.

В связи с этим возникшее на стороне заказчика неосновательное обогащение не подлежит возврату как предоставленное во исполнение несуществующего обязательства, об отсутствии которого знал поставщик (п. 4 ст. 1109 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы государственным заказчикам и их контрагентам обходить требования Закона № 44-ФЗ.

Однако из указанного общего правила существует ряд исключений. Так, не может быть отказано в оплате поставщику, действовавшему в отсутствие государственного контракта, если из закона следует, что поставка товаров являлась для него обязательной независимо от его волеизъявления.

В качестве примера в Обзоре приводится ситуация, когда медицинская организация (исполнитель) продолжала оказывать услуги (гемодиализ) пациентам, направленным учреждением здравоохранения (заказчик), в период между истечением срока действия старого государственного контракта и заключением нового.

Читайте также:  Нужен ли кассовый аппарат при продаже пива в селе?

В соответствии с законодательством РФ исполнитель в данном случае был не вправе отказывать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.

Кроме того, несвоевременное проведение закупки заказчиком не могло служить основанием для прекращения или приостановления выполнения социально значимых функций.

Оплате также подлежат услуги, оказанные после истечения срока действия государственного контракта, если из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение. Примером может послужить оказание услуг по хранению, в случае если государственный заказчик не забрал свое имущество по истечении срока контракта.

Согласно п. 9 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций, если применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В то же время если в возникших обстоятельствах отсутствовала возможность проведения закупки у единственного поставщика, то последующий отказ поставщику в оплате в связи с отсутствием контракта будет неправомерен.

Так, в описанной в Обзоре ситуации зимой на теплотрассе произошла авария, повлекшая отключение теплоснабжения в 186 домах. Для устранения аварии муниципальное предприятие обратилось к обществу, с которым ранее был заключен договор по аварийному обслуживанию сетей, для срочного устранения аварии.

В последующем муниципальное предприятие отказалось оплатить работы, выполненные обществом, в связи с отсутствием контракта. Суды удовлетворили требование общества об оплате, указав, что работы выполнялись в условиях, при которых любое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения и устранение аварии не терпело отлагательства.

Кроме того, выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение аварии и ее последствий.

Таким образом, в Обзоре выражены важные правовые позиции по вопросам заключения, изменения и расторжения государственного контракта и последствий нарушения требований Закона № 44-ФЗ.

Они должны позволить заказчикам и поставщикам более четко определить пределы допустимых действий и оценить последствия превышения таких пределов, а также способствовать формированию единообразного подхода к разрешению споров, связанных с государственными закупками.

Односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика. Часть 2. Уведомление поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

Уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является важной частью предписанной законом процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта. Соблюдение данной процедуры для заказчика также важно, как для поставщика важно четкое понимание, был он уведомлен надлежащим образом или нет, и какая дата считается датой надлежащего уведомления.

Необходимость соблюдения заказчиком данного этапа одностороннего отказа от исполнения контракта обусловлена в том числе предусмотренной административной ответственностью за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта: для должностных лиц это 50 000,00 рублей; для юридических лиц 200 000,00 рублей (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ). Кроме того, от даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта отсчитывается срок на вступление решения в силу (ч. 13 ст. 95 Закона о КС).

Поставщику нужно знать процедуру уведомление об одностороннем отказе потому что, во-первых, это дает ему однозначное понимания даты, с которой начинает течь десятидневный срок на устранение нарушений (ч. 14 ст.

95 Закона о КС), а, во-вторых, ненадлежащее уведомление об одностороннем отказе является основанием (хоть и не безусловным как показывает практика правоприменения) для отказа антимонопольным органом во включении сведений о поставщике в РНП и признании судом недействительной сделки по одностороннему отказу от исполнения контракта.

По традиции начну с того, «как это написано в законе».

Порядок уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентируется ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе. Согласно данной норме:

решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в ЕИС и направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из содержания данной нормы при прямом ее толковании вытекает следующее. При одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик обязан осуществить следующие действия, направленные на уведомление Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, и в следующие сроки:

Действие Срок
Разместить в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 3 рабочих дня с момента принятия Решения
Направить Решение Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика 3 рабочих дня с момента принятия Решения
Направить Решение Поставщику телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. 3 рабочих дня с момента принятия Решения

Только совокупное выполнение ВСЕХ этих действий считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно закону. Я понимаю мотивы законодателя: максимально формализовать данную процедуру, чтобы лишить все стороны контракта возможности злоупотрблять своими правами.

Для контрактной системы свойственен императивный метод правового регулирования  (основан на предписанном обязывании и запрещении), одновременно, вопросы изменения и расторжения любого договора (в том числе и контракта) лежат в поле граждаского законодательства, которое предусматривает бОльшую свободу для сторон, а также активно оперирует понятием «злоупотребление правом». Поэтому судебная система периодически выступает в роли некоего «уравновешивателя», который призван найти баланс между императивными предписаниями закона и фактическими обстоятельствами, когда необходимо защитить и восстановить права добрсовестного участника правоотношений.

При применении данной нормы суды первоначально исходили из необходимости толковать ее прямо и без изъятий: есть 3 действия, предписанных законом, которые должны быть выполнены заказчиком, чтобы поставщик считался уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта; если хотя бы одно из них не выполнено – поставщик не считается уведомленным надлежащим образом.

Например, признавая законным решение антимонопольного органа об отказе во включении сведений о поставщике в РНП, суд поддержал позицию ФАС, указав, что для того, чтобы поставщик (исполнитель, подрядчик) считался уведомленным надлежащим образом об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, необходимо выполнение заказчиком одновременно всех вышеперечисленных действий, указанных в части 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов1; при этом отдельно отмечено, что согласно данным, размещенным на официальном сайте закупок — http://zakupki.gov.ru, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте с нарушением установленного частью 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов срока (Постановление АС Московского округа от 06.07.2017 года по делу № А40-209087/2016). Фактическое же уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта не устанавливалось вовсе. 

Односторонний отказ Заказчика от госконтракта: проблемы и перспективы в свете новых поправок в 44-ФЗ

Данная тема с одной стороны — достаточно узкая, однако — она из тех, что долгие годы приносит и продолжает приносить массу проблем добросовестным участникам рынка — это право Заказчика на односторонний отказ от договора в рамках Закона о контрактной системе № 44-ФЗ. 

Само по себе введение данного института в свое время служило цели ускорить исполнение бюджета, минуя длительную судебную процедуру расторжения контракта, но на практике, к нашему большому сожалению, в настоящий момент зачастую служит инструментом давления на Исполнителя, когда тендер выигрывает «не свой».

Основания для направления Заказчиком информации в РНП

В 44-ФЗ в отличие от 223-ФЗ существует 3 основания для направления госзаказчиком информации в антимонопольный органа для принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков:

  • уклонение победителя от заключения контракта;
  • решение суда, вступившее в законную силу, где в мотивировочной части содержится ссылка на то, что Исполнитель допустил существенные нарушения контракта;
  • односторонний отказ Заказчика от контракта вследствие того же существенного нарушения его условий Исполнителем.

Последствия включения в РНП

Таким образом, административный орган в квазисудебной процедуре и сжатые сроки (в течение 5 дней, но не более 8 рабочих дней) должен разобраться во всех тонкостях исполнения государственного контракта и допущенных нарушений с обеих сторон и вынести решение, которое в абсолютном порядке влияет на судьбу Исполнителя, так как:

  • двухлетний мораторий на поставки для любой компании, зависящей от госзаказа хотя бы на 30-40 % от валового объема реализации, неминуемо приведет к печальными последствиям; 
  • в реестр включаются не только сведения о самой компании, но и сведения о директоре (и членах правления) компании, а также об участниках (акционерах), чья доля в уставном капитале компании составляет более 25 %.

Фактически достигается полный блок для всех этих лиц открыть новый параллельный бизнес в том же составе и с тем же исполнительным органом. Такая вот мера государственно-правового принуждения.

Тем не менее, как плюс данной процедуры стоит отметить то, что она достаточно сильно зарегулирована, и малейшее отступление от нее по срокам и составу предоставляемых документов приведет не только к включению действительно недобросовестного Исполнителя в РНП, но и к штрафам для должностных лиц Заказчика и внеплановой проверке иных закупочных процедур.

Как выглядит процедура включения в РНП сегодня с точки зрения Заказчика

  • В настоящий момент процедура одностороннего отказа от контракта и направления сведений в РНП выглядит для Заказчика следующим образом:
  • — Заказчик принимает решение об одностороннем отказе.
  • — Размещает данное решение в ЕИС в течение 3-х дней с даты принятия.
  • — Направляет данное решение поставщику по почте в течение 3-х дней с даты принятия любыми двумя из пяти способов:
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте;
  • телеграммой;
  • по факсу;
  • по адресу электронной почты;
  • с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления (курьерская доставка или независимые почтовые операторы).
  1. — Датой надлежащего уведомления считается дата получения письма поставщиком либо 30 дней с даты размещения в ЕИС сведений об одностороннем отказе.
  2. — С одной из вышеуказанных дат отсчитывается еще 10 дней на устранение поставщиком недостатков, и по их прошествии — в случае неустранения недостатков.
  3. — В течение 3-х дней с 11 дня Заказчик обязан направить сведения об Исполнителе в антимонопольный орган.
  4. Согласитесь — выглядит достаточно громоздко, не говоря уже о том, что в 30-40 % случаев и данные (достаточно длительные и комфортные) сроки Заказчиком обычно не выдерживаются, и последний идет на любые ухищрения вплоть до подлога, чтобы на комиссии ФАС доказать своевременность их совершения.
  5. Хотелось бы рассказать про одно дело. 
Читайте также:  Как перевести сотрудников на удаленную работу на время карантина

Пример злоупотреблений 

Компания выиграла и подписала госконтракт на текущий ремонт помещений, принадлежащих Минобороне. Но как обычно происходит — выиграл «не тот участник». Подлежащие ремонту помещения были разбросаны по всей стране и зачастую находились на закрытых объектах. Пока Компания собирала допуски, прошла уже половина срока исполнения контракта.

Получив допуски и оказавшись в помещениях, оказалось, что смета составлена крайне неверно: к примеру, в некоторых помещениях, в принципе, отсутствовал водопровод, когда в смете было указано — «ремонт душевой кабины».

В результате длительных согласований срок исполнения контракта истек, и Заказчик направил уведомление о расторжении контракта «пустым письмом», а в ЕИС разместил неполную информацию и глубоко за сроком. Однако так как рассматривал дело УФАС крайне небольшого региона, на данные нарушения комиссия попросту закрыла глаза и приняла решение о включении Исполнителя в РНП.

Впоследствии консультантам пришлось отстаивать свою позицию в суде, отменяя не только незаконный односторонний отказ, но и незаконное решение регионального антимонопольного органа.

Что изменили оптимизационные поправки, и в чем плюсы для Исполнителя

В оптимизационных поправках, которые приняты в июле 360-ФЗ от 02.07.2021 и которые начнут действовать (в отношении одностороннего отказа) уже с июля будущего года, законодатель установил следующее:

Процедуру одностороннего отказа от исполнения контракта по итогам открытых и закрытых электронных процедур полностью переводят в электронный вид:

  • Заказчику достаточно разместить свое решение в ЕИС, за исключением некоторых случаев (например, при закупке с гостайной). 
  • Оно автоматически направляется Исполнителю в течение часа. 
  • Сообщать ему об этом иными способами (по почте, электронной почте и пр.) станет не нужно. 
  • Поступление решения Исполнителю будет осуществляться надлежащим уведомлением. Теперь датой поступления будет являться дата публикации в ЕИС данного решения.

Казалось бы — в чем здесь плюсы для Исполнителя? 

  • Во-первых, такая процедура всячески устраняет возможности для манипулирования процессуальными сроками, связанными с «надлежащим» уведомлением как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя.
  • Во-вторых, если ранее Заказчик (даже под угрозой штрафных санкций) зачастую злонамеренно не опубликовывал решение в ЕИС в срок, сейчас у него такая возможность будет отсутствовать — решение будет очевидно доведено до Исполнителя день в день.
  • В-третьих, у Заказчика будет отсутствовать т.н. «эффект неожиданности» — такая открытость даст возможность Исполнителю подготовиться к комиссии антимонопольного органа, собрать всю переписку с Заказчиком, а равно как и в срок устранить допущенные нарушения — неопубликование решения или публикация его не в полном объеме будут очевидно рассматриваться в качестве нарушения процедуры.
  • О чем еще важно сказать: фактически отпадут споры, связанные с несвоевременной приемкой либо отказом от приемки товара/услуги ненадлежащего качества, количества или комплектности/состава, что так же зачастую берется Заказчиком за основание для одностороннего расторжения контракта со стороны.
  • С 1 января 2021 года мы полностью переходим на электронный документооборот.
  • Теперь процедура будет выглядеть следующим образом:
  • Исполнитель в срок, предусмотренный в контракте, размещает в ЕИС подписанный своей ЭП документ о приемке товара;
  • в течение часа данный документ передается Заказчику на подписание, при этом датой получения документа считается дата размещения Исполнителем его в ЕИС;
  • в срок, установленный контрактом (но не позднее 20 дней с даты его размещения в ЕИС) Заказчик либо подписывает данный документ своей ЭП, либо направляет Исполнителю мотивированный отказ от приемки (так же подписанный ЭП);
  • Соответственно, датой приемки либо отказа от нее будет считаться дата подписания ЭП Заказчиком;
  • В случае мотивированного отказа Заказчика, Исполнитель вправе устранить выявленные недостатки и повторить процедуру направления документов о приемке.

Мы со своей стороны безусловно приветствуем такую открытость и рассматриваем данные поправки в закон в качестве действительно современных и системных, а равно как и исключающих злоупотребления сторонами их правами.

Стоит надеяться, что процессуальные нарушения уйдут в прошлое, а антимонопольный орган будет заниматься исключительно материальным правом и изучать лишь фактические обстоятельства надлежащего либо ненадлежащего исполнения контракта для принятия решения о включении или невключении исполнителя в РНП в оговоренном случае.

Вс рассказал, когда можно немотивированно отказаться от исполнения госконтракта — новости право.ру

Сегодня вышел четвертый в этом году обзор судебной практики ВС. Согласно нему, если госзаказчик отказался от договора в связи с существенным нарушением подрядчиком контракта, суд не вправе без согласия заказчика переквалифицировать отказ в немотивированный.

Поставщик и заказчик заключили муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации для строительства общеобразовательного учреждения. В установленный срок поставщик направил в адрес заказчика проектно-сметную документацию, разработанную им до заключения контракта, без отчетов об инженерных изысканиях. Заказчик письменно сообщил об отказе подписать акт приёмки. Он указал, что документация не соответствует условиям контракта, поставщик выполнил инженерные изыскания и внес изменения в документацию. По результатам государственной экспертизы документации на соответствие ее требованиям технических регламентов получено отрицательное заключение. В итоге заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта (ч. 9 ст. 95 закона № 44-ФЗ). 

Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском к заказчику о взыскании неосновательного обогащения и признании недобросовестным одностороннего отказа от исполнения контракта. Заказчик заявил встречный иск – о взыскании с подрядчика неустойки за нарушение сроков предоставления документации. 

В этом сюжете

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении первоначального иска, частично удовлетворив встречный иск. Апелляция изменила решение суда в части размера удовлетворения встречного иска.

Суды исходили из того, что общество добровольно согласилось на поставку товара в отсутствие обязанности заказчика предоставить исходную документацию. Суды пришли к выводу, что разработанная документация заказчику не предоставлена.

Типовая документация разработана до заключения контракта для иного объекта капитального строительства и не имеет потребительской ценности для заказчика. 

Суд округа решил, что общество имеет право на получение стоимости переданного типового проекта, имеющего потребительскую ценность для заказчика.

Поэтому суд округа удовлетворил первоначальный иск в части взыскания стоимости фактически выполненных работ и встречный иск о взыскании неустойки, исчислив её от стоимости не исполненных по контракту обязательств.

Он исходил из того, что в распоряжение заказчика поступила типовая проектно-сметная документация, доказательств возврата которой не представлено. Контракт обществом не исполнен, поэтому требования общества удовлетворению не подлежат.  

Верховный суд пришёл к выводу: установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении условий контракта обществом, а значит, о невозможности признать отказ заказчика от исполнения контракта немотивированным.

Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч. 10 ст. 70 закона № 44-ФЗ). Выводы суда округа о прекращении действия контракта и о наличии оснований для взыскания стоимости фактически выполненных работ, по мнению ВС, незаконные (ст. 717 ГК).

Поэтому судебная коллегия ВС отменила постановление арбитражного суда округа, оставив в силе постановление суда апелляционной инстанции (№ 304-ЭС18-2754).

Подробнее об интересных позициях ВС, которые вошли в новый обзор, читайте в нашем материале «Верховный суд выпустил четвертый обзор практики в 2018 году».

Расторжение заказчиком контракта по ФЗ № 44 в одностороннем порядке

Можно ли расторгнуть контракт в одностороннем порядке без веских причин?

ФЗ № 44 не связывает право Заказчика на отказ от контракта с конкретными нарушениями со стороны Исполнителя, в законе указано, что право на отказ должно быть закреплено в контракте, а основание для отказа должно быть предусмотрено гражданским законодательством.

Вместе с тем, некоторые положения ГК РФ позволяют Заказчику отказаться от договора без каких-либо причин.

Так, в статье 717 ГК определено, что Заказчик вправе в любой момент до сдачи ему результата отказаться от исполнения договора.

При этом он должен уплатить подрядчику часть цены пропорционально выполненной работы, а также возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда в установленных пределах.

Учитывая тот факт, что при определении оснований для одностороннего отказа от контракта ФЗ № 44 делает отсылку к ГК РФ, формально для недобросовестных Заказчиков появляются правовые возможности для немотивированных односторонних отказов от исполнения контрактов.

На практике сложились разные подходы относительно того, может ли Заказчик отказаться от контракта по правилам статьи 717 ГК РФ, или лишен такой возможности.

Согласно позиции, высказанной Министерством экономического развития РФ, односторонний отказ Заказчика допускается только при нарушении Исполнителем условий контракта. К такому выводу приводит системный анализ частей 8, 9 и 11 статьи 95 ФЗ № 44 [1].

Кроме того, в письмах разъясняется, что ФЗ № 44 предусматривает обязанность Заказчика отменить решение об отказе, если Исполнитель устранил те нарушения, которые привели к указанному решению.

Следовательно, именно нарушения, допущенные Исполнителем, могут являться основанием к принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе.

Указанная позиция нашла отражение и в судебной практике.

Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в своих решениях указал, что признание за Заказчиком безусловного права на отказ от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, позволяет немотивированно отказаться от исполнения контракта в любой момент, что влечет злоупотребления со стороны недобросовестных Заказчиков. Односторонний отказ не может быть произвольным, и допустим только в случае нарушения условий контракта.[2]

Однако в судебной практике встречался и прямо противоположный подход к рассматриваемому вопросу.

Так, в некоторых случаях, оценивая законность отказа Заказчика от исполнения контракта, суды исходили из того, что статья 717 ГК РФ не обязывает Заказчика указывать мотивы отказа от исполнения договора, при этом законом предусмотрено право заказчика по своей инициативе отказаться от контракта.

Гражданское законодательство не ставит право Заказчика на отказ от исполнения контракта в зависимость от факта надлежащего исполнения второй стороной контракта своих обязательств.[3]

Исходя из разъяснений гос.органов и сложившейся судебной практики, в настоящий момент право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта находится во взаимосвязи с фактом допущенных Исполнителем нарушений условий контракта. При этом уточняется, что такие нарушения должны быть существенными.

Кроме того, если Заказчик безосновательно отказался от контракта, его могут привлечь к административной ответственности по статье 7.32 КоАП (нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта).

Читайте также:  Может ли МКК осуществлять продажу дополнительных услуг через приходно-кассовый ордер?

Штрафы в этом случае достигают 50 000 рублей для должностных лиц и 200 000 рублей для юридических лиц.

По нашему мнению, указанная позиция справедлива, ведь только в случае отказа от контракта по причине допущенных контрагентом нарушений можно говорить о равноправии сторон в отношениях, связанных с исполнением гос.контракта.

Причины расторжения контракта по 44-ФЗ: при обоюдном согласии и в одностороннем порядке

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Причины одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ
  • Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ
  • Причины расторжения контракта по обоюдному согласию
  • Порядок расторжения контракта по обоюдному согласию
  • Последствия расторжения контракта по 44-ФЗ

Существуют ли законные причины расторжения контракта по 44-ФЗ или этот процесс может возникнуть только в случае нарушения условий договора одной из сторон? Да, законодательство предусматривает ряд поводов, когда договор может быть расторгнут.

Причем необязательно к этому может привести недобросовестность одной из сторон – контракт можно разорвать в случаях, когда от участников ничего не зависит. О том, какие существуют причины расторжения контракта и каков порядок действий в этой ситуации, расскажет наша статья.

Причины одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Каждый участник соглашения имеет право инициировать расторжение договора в одностороннем порядке, но при этом должно соблюдаться одно немаловажное условие.

А именно: такая возможность должна быть заранее включена в положения закупочной документации, в проект соглашения. Если стороны не предусмотрели в документах подобных пунктов, придется обращаться в суд.

Сразу скажем, причины для расторжения контракта по 44-ФЗ в судебном порядке должны быть достаточно вескими.

Поставщик может отказаться от выполнения условий контракта, если покупатель:

  • Не принимает поставленные ТРУ без веских причин.
  • Не соблюдает значимые положения соглашения, такие как оплата работ, в том числе предварительная, в установленные сроки.
  • Создает условия, не позволяющие поставщику выполнить условия договора. Данный факт должен быть установлен и зафиксирован экспертами, которые не заинтересованы в результатах работ.
  • Не соглашается на пересмотр суммы соглашения при значительном росте цены ТРУ либо продукции, необходимой для оказания услуг. При этом причина такого роста не зависит от действий поставщика. Отметим, что данное положение распространяется на договоры, сумма которых свыше 500 миллионов рублей, а также те, что предполагают работу в течение 3 лет и более.

Получается, что контракт по 44-ФЗ может быть расторгнуть по инициативе одной из сторон, если в тексте документа есть соответствующий пункт либо для этого присутствует достаточное основание. Далее обозначим принцип действий исполнителя и поставщика в подобной ситуации.

Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Чтобы в одностороннем порядке прекратить действие договора, заказчик:

  1. Принимает решение о необходимости таких действий и готовит соответствующий документ.
  2. Размещает свое решение в ЕИС.
  3. В течение не более трех дней после размещения решения в ЕИС информирует другую сторону соглашения. При этом он должен применять средства, фиксирующие факт получения уведомления второй стороной соглашения. То есть закон обязывает использовать заказное письмо вместе с письмом на e-mail, телеграммой или факсимильной связью.
  4. Дождаться получения уведомления исполнителем. Если это невозможно по каким-либо причинам, то по истечении 30 дней после публикации документов на едином информационном портале считается, что уведомление было доставлено.
  5. После получения уведомления продавец имеет право в течение 10 дней исправить нарушение, ставшее причиной расторжения контракта по 44-ФЗ. Если ему удалось справиться с задачей, заказчик обязан отменить решение.
  6. Контракт расторгается, если со стороны исполнителя не последовали действия, необходимые для устранения нарушения. Информация о расторжении публикуется в ЕИС.
  7. В течение трех дней заказчик обязан передать сведения о поставщике в ФАС, после чего тот может быть занесен в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Именно ФАС решает, попадет ли исполнитель в списки РНП. Иными словами, односторонний отказ заказчика не может автоматически поставить крест на карьере продавца в госзакупках.

Поставщик может сам обратиться в ФАС, если по его мнению у заказчика не было достаточных оснований, чтобы требовать расторжения соглашения в одностороннем порядке. Либо исполнитель знает, что покупатель не соблюдает установленный законом алгоритм действий. После того как государственная инстанция установит незаконность решения заказчика, последний должен будет аннулировать расторжение.

Жалоба в ФАС может быть подготовлена и направлена как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Выбирая второй путь, вы защищаете себя от того, что жалоба не будет рассмотрена по формальным признакам. Допустим, можно воспользоваться сервисом «ПРОФИ-онлайн», оказывающим юридическую поддержку участникам закупок.

Если поставщик хочет расторгнуть договор в одностороннем порядке, он:

  • После принятия соответствующего решения оформляет его в письменном виде.
  • Прикрепляет доказательства и сообщает о своих намерениях заказчику. При этом необходимо зафиксировать факт получения уведомления. Специалисты рекомендуют использовать в таком случае все доступные каналы. Необходимые для этого контактные данные есть в тексте договора.
  • Если заказчик устраняет нарушение в течение 10 дней, поставщик обязан отказаться от запланированных ранее действий.
  • После завершения срока в 10 дней контракт признается расторгнутым.

Если в качестве обеспечения исполнитель предоставил денежные средства, данная сумма переходит к заказчику. В таком случае подписанный сторонами контракт фиксирует условия и порядок удержания обеспечения.

Если поставщик предоставил банковскую гарантию, то в банк поступает соответствующее требование от заказчика. После чего кредитная организация направляет регрессное требование к поставщику, взыскивая с него средства в размере гарантии. Условия и порядок взыскания прописываются в договоре с банком, выдавшим использованный в качестве обеспечения документ.

Причины расторжения контракта по обоюдному согласию

Закон 44-ФЗ допускает расторжение госконтракта по соглашению сторон, однако он не позволяет получить детальную информацию о данной процедуре. В этом законодательном акте подробно говорится только об актуальных нормах относительно расторжения договора в одностороннем порядке.

Значит, чтобы расторгнуть договор по обоюдному согласию, стоит прибегнуть к положениям Гражданского кодекса РФ. Порядок расторжения может быть установлен в тексте контракта на предоставление ТРУ. Но если даже в соглашении отсутствует такой пункт, стороны могут оформить документ, по которому контракт лишится юридической силы.

Госконтракт не может быть расторгнут по взаимному согласию, если исполнитель нарушил существенные условия договора.

Допустим, он неоднократно сорвал сроки поставки товара либо предоставил продукцию, качество которой не соответствует требованиям контракта.

Тогда покупатель обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке либо обратиться в суд, начислить поставщику штраф, а также передать сведения о нем в ФАС.

Статья 451 ГК РФ позволяет расторгнуть государственный контракт по обоюдному согласию, если у сторон есть для этого серьезные причины. Речь идет о факторах, появившихся после подписания соглашения.

Минэкономразвития поясняет в письме №Д28и-130 от 2017 г., что государственный контракт не может быть расторгнут частично. Если заказчику был поставлен не весь объем товара, он принимается на условиях, зафиксированных в соглашении, а оплата производится в соответствии с фактическим количеством.

Порядок расторжения контракта по обоюдному согласию

Статья 452 ГК РФ требует оформления расторжения госконтракта, осуществляемого по соглашению сторон, в письменном виде. Нужно понимать, что при прекращении действия договора во внимание принимаются лишь общие рекомендации Гражданского кодекса.

Данная процедура включает в себя такие этапы:

  1. Исполнитель или заказчик готовит дополнительное соглашение к договору.
  2. Проект документа передается для ознакомления второй стороне. Если у нее нет замечаний, документ подписывается. Также к проекту соглашения прикладывают сопроводительное письмо – в нем прописывается предложение расторгнуть контракт.
  3. Другой участник договора ставит подпись под соглашением, после чего оно начинает действовать, а контракт больше не имеет юридической силы.
  4. Дополнительное соглашение о расторжении договора хранится с остальным пакетом документов по госзакупке не менее трех лет.

Сведения о контракте в течение трех дней после расторжения должны быть внесены в реестр контрактов. В последнем содержатся реквизиты договора, информация о дате и основаниях для его расторжения. Если речь идет о прекращении соглашения по решению обеих сторон, причины расторжения контракта по 44-ФЗ в реестре не указывают. Вместо этого ставится код «01».

После подписания документов заказчику дается семь дней, чтобы отчитаться в ЕИС об исполнении контракта. Также необходимо сообщить о самом факте и причинах расторжения контракта по 44-ФЗ. При формировании отчета отталкиваются от условий, прописанных в Постановлении Правительства № 1093 от 2013 г.

Для соглашения о расторжении используется форма, аналогичная форме самого контракта. Документ готовят в письменном виде, он скрепляется подписями либо печатями сторон, если таковые имеются.

Это единственные правила, касающиеся содержания соглашения о расторжении госконтракта по 44-ФЗ.

Допускается подготовка проекта данного документа силами представителя контрактной службы заказчика либо подрядчика.

Последствия расторжения контракта по 44-ФЗ

Если контракт утрачивает силу по обоюдному согласию сторон, последствия такого действия можно уточнить в ст. 453 ГК РФ.

В результате данной процедуры у участников договора не должно остаться взаимных претензий, все ранее предъявленные требования аннулируются.

Однако заказчик может потребовать, чтобы продавец выполнил гарантийные обязательства на товары или услуги, уже закупленные в рамках контракта.

После расторжения договора по соглашению сторон, заказчик не может направлять данные об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, стороны не имеют права требовать возврата предоставленных по договору ТРУ.

Одним из наиболее важных моментов в данном случае является возврат полученного заказчиком обеспечения контракта. Согласно нормам закона, данная сумма может быть возвращена после того, как поставщик полностью выполнил условия заключенного соглашения.

По этой причине некоторые заказчики при расторжении контракта по 44-ФЗ делают все возможное, чтобы не отдавать средства, полученные в качестве гарантии.

Они опираются на правила ГК РФ, приравнивая обеспечение к компенсации убытков, которые им пришлось понести из-за невыполнения работ.

Если заказчик ведет себя именно таким образом, поставщик имеет право подать жалобу в суд, чтобы действия первого были признаны противоречащими закону. Опасаясь подобных последствий, большинство заказчиков возвращают обеспечение после расторжения договора.

Прекращение действия контракта по обоюдному согласию его участников является взаимовыгодным вариантом. Дело в том, что в результате данной процедуры поставщик и заказчик не ощутят на себе ее негативных последствий.

Если стороны не могут договориться, остается только расторжение контракта в судебном порядке.

Нужно понимать, что в таком случае инициатор разбирательства должен доказать, что не может исполнить ранее взятые на себя по договору обязательства.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *