Особенности закупок в сфере строительства в 2022 году

Интервью заместителя министра строительства и ЖКХ России Константина Михайлика

Особенности закупок в сфере строительства в 2022 году

Константин Михайлик, заместитель министра строительства и ЖКХ России

— С 1 января 2022 года все государственные строительные заказы в России должны проектироваться в BIM. О каких объемах строительства идет речь?

— Говоря о государственных строительных заказах, речь идет в первую очередь о социальных объектах, транспортной, инженерной и другой инфраструктуре. По данным Счетной палаты за 2020 год, в общем объеме государственных и корпоративных закупок почти 22% приходится на сооружения и строительные работы.

Если говорить об объемах строительства, то, к примеру, в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в текущем году было предусмотрено финансирование в размере почти 1 трлн руб.

Это значительный объем, и начиная со следующего года все новые договоры будут заключаться с условием применения технологий информационного моделирования. Здесь также необходимо отметить, что действие постановления правительства № 331 от 05.03.

2021, где определен перечень случаев, при которых должна использоваться информационная модель, распространяется только на новые договоры, финансируемые с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, по проектированию и реконструкции.

— Готова ли строительная отрасль к такому шагу? Хватает ли программного обеспечения, специалистов?

— Минстроем предлагается осуществить эволюционный переход на использование ТИМ.

Мы планируем, что после 1 января 2022 года госзаказчики будут формировать и вести информационные модели объектов капитального строительства и использовать цифровые информационные модели (ЦИМ, они же BIM-модели) на этапе проектирования, а на следующих шагах будет обеспечено применение ЦИМ на всех этапах жизненного цикла.

При этом если за последние годы у нас произошло увеличение количества программных продуктов, позволяющих работать с информационными моделями, и повышение функциональности отечественного BIM ПО, то, говоря о специалистах, здесь, к сожалению, в отрасли существует дефицит. Потребность в специалистах на рынке труда постоянно увеличивается.

Для обеспечения госзаказа к 2024 году их потребуется более 250 тыс. человек, и речь обо всех участниках процесса, включая представителей заказчика и экспертизы. Сейчас мы активно работаем в этом направлении. Обучение по технологиям информационного моделирования организовано в Университете Минстроя России.

Кроме того, чтобы решить проблему нехватки квалифицированных кадров на рынке труда, ряд компаний и университетов организовывает курсы и программы по обучению таких специалистов. Так, например, на базе Единого института развития в жилищной сфере «Дом.РФ» открыта цифровая академия, в которой ежегодно будет обучаться до 4 тыс.

специалистов в области технологий информационного моделирования. В этом году на базе МГСУ — по сути, ведущего строительного вуза в стране — создан отраслевой консорциум по строительству и архитектуре. Развитие кадрового потенциала стройотрасли — ключевая цель создания консорциума.

Мы рассчитываем, что подготовка квалифицированных специалистов в сфере ТИМ в перспективе станет одним из основных направлений его деятельности.

— Кстати, а в каких программах будут работать российские проектировщики и строители?

— Сейчас сформирован список российского программного обеспечения, включенного в Единый реестр российских программ и обеспечивающего применение технологий информационного моделирования.

Исходя из этого списка можно увидеть, что у нас уже существует широкий выбор отечественного ПО, охватывающий различные этапы инвестиционно-строительного проекта, начиная от разработки цифровых информационных моделей архитектурных и конструкторских решений, решений по инженерно-техническому обеспечению зданий и заканчивая развертыванием и управлением средой общих данных для работы с информационными моделями объектов капитального строительства на различных стадиях жизненного цикла.

— Возможно и нужно ли импортозамещение в этом процессе?

— Несмотря на то что ведущие иностранные BIM-программы существуют несколько десятков лет и имеют огромный опыт практического использования, это не остановило отечественных разработчиков в создании собственных программных продуктов данного направления еще в прошлом десятилетии.

Конечно, участники рынка не могли не обратить внимания на иностранный опыт использования BIM. В свою очередь, создание широкой линейки отечественного ПО позволяет нам снизить технологическую зависимость от иностранных поставщиков.

На протяжении нескольких последних лет можно наблюдать устойчивый тренд постепенного развития компетенций отечественного ПО в этом направлении.

На данный момент список российского программного обеспечения, включенного в Единый реестр российских программ и обеспечивающего применение технологий информационного моделирования, насчитывает более 50 решений, и это не закрытый, исчерпывающий список. Количество отечественных решений растет практически ежегодно.

— Как технически все это будет устроено? Как станет осуществляться контроль?

— С учетом того что максимальный уровень применения BIM-технологии на сегодняшний день достигается на этапе архитектурно-строительного проектирования, основную контролирующую функцию сейчас выполняют органы государственной экспертизы.

Для объектов госзаказа разработаны классификаторы и требования к цифровым информационным моделям объектов, включая линейные объекты, а также методики расчета стоимости проектных работ с использованием технологий информационного моделирования.

— Будет ли BIM-проектирование обязательным для коммерческого и частного строительства? Частные компании уже перешли на BIM-проектирование?

— В отличие от бюджетного строительства государство не может обязать частные компании внедрять ТИМ при строительстве коммерческих объектов.

В данном вопросе использование технологий информационного моделирования остается на усмотрение самих компаний, которые в большинстве своем только сейчас начинают осознавать все преимущества от их внедрения. В рамках поддержки внедрения постановления правительства № 331 от 05.03.

2021 в субъектах Российской Федерации были разработаны типовые формы технических заданий на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на инвестиционно-строительный проект с применением информационной модели.

К сожалению, большинство участников отрасли используют технологии информационного моделирования только на стадии проектирования, что не дает возможности раскрыть весь их потенциал. Тем не менее в России уже появились компании, которые применяют ТИМ и на других стадиях жизненного цикла, в том числе и на этапе эксплуатации.

В банковском сообществе также прорабатываются вопросы о снижении ставки по проектному финансированию для частных компаний, использующих ТИМ. Благодаря такому решению компании в перспективе смогут компенсировать расходы на внедрение ТИМ, а банки — снижают собственные риски благодаря прозрачному и понятному контролю бюджета.

— Какова глобальная цель такого шага? В чем экономический эффект?

— Существуют разные исследования, которые называют цифру от 2% до более 10% получаемой экономии средств при внедрении технологии информационного моделирования.

Наличие разных цифр и данных в свою очередь приводит к отсутствию ясного понимания и сложности подсчета экономического эффекта на краткосрочном горизонте планирования.

Однако есть исследования, говорящие нам о том, что, например, в Австралии повышение той самой производительности труда в строительной отрасли на 10% приводит к увеличению валового внутреннего продукта экономики более чем на 2,5%.

На данный момент национальными программами (цифровая экономика, жилье и городская среда) перед строительной отраслью поставлены достаточно амбициозные цели — 120 млн кв.

м жилищного строительства в год, 5 млн семей, улучшивших свои жилищные условия, ежегодно, прирост среднего индекса качества городской среды. Внедрение технологии информационного моделирования направлено на повышение устойчивости строительной отрасли, рост ее инвестиционной привлекательности за счет сокращения сроков реализации инвестиционно-строительного проекта (рост скорости оборачиваемости средств), поддержку реализации поставленных в национальных программах целей.

Примеры успешного использования ТИМ существуют и в России. Так, при строительстве Центра гимнастики Ирины Винер-Усмановой в Лужниках число ошибок при строительстве удалось сократить в четыре раза.

На рынке есть примеры компаний, которые благодаря цифровизации смогли увеличить производительность труда на стройплощадках на 49%.

И таких примеров становится в отрасли все больше. Все вышесказанное приводит к заключению, что при внедрении новых технологий в строительную отрасль можно в долгосрочной перспективе добиться существенной экономии средств и времени для всех участников процесса.

От редакции

Отметим, что, помимо госсектора, цифровые технологии (BIM и TIM) активно развивают и ведущие российские застройщики. Так, Группа «Эталон» комплексно использует BIM с 2012 года. В настоящее время девелопер активно развивает проект «BIM в эксплуатации», благодаря которому можно эффективно планировать даты обслуживания и ремонта инженерных систем.

Группа «Самолет» планирует за пять лет потратить на цифровизацию бизнеса 8 млрд руб. ГК «ПИК» перевела несколько тысяч своих проектировщиков на постоянный режим удаленной работы.

Компания «Брусника» совместно со Сбербанком продолжает реализовывать проект по стройконтролю на базе BIM 360 (Autodesk), дающий экспертам финансового учреждения доступ к операционным данным девелопера.

Разработанное решение позволяет обеспечить прозрачность строительного процесса для всех участников (проектировщиков, подрядчиков, заказчика и банка) и в перспективе снизить ставку по проектным кредитам. Технология BIM-моделирования стала важной составляющей процесса проектирования домов жилого комплекса «Зиларт» от «Группы ЛСР».

Читайте также:  ФНС разработала формы отчётности для оплаты налогов авансом

Об утверждении перечня объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 — 63 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 27 октября 2020

  • (с изменениями на 1 декабря 2021 года)
  • В соответствии с частью 55 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвердить прилагаемый перечень объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 — 63 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
  • М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНраспоряжением  ПравительстваРоссийской Федерацииот 27 октября 2020 года N 2788-р(В редакции, введенной в действие

  1. распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации
  2. от 9 декабря 2020 года N 3260-р

. -См. предыдущую редакцию)

(с изменениями на 1 декабря 2021 года)

1. Выявленный объект культурного наследия «Жилой дом, 2-я пол. XIX в. (в основе — особняк Леве, 1885 г., арх.П.П.Зыков). Связан с революционными событиями 1917-1918 гг. В 1920-е гг. здесь размещался Пролетарский музей», расположенный в г.Москве, ул.Большая Дмитровка, д.24, строение 1.

2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова» — реконструкция и реставрация основного здания, г.Санкт-Петербург, в том числе проектирование.

3. Федеральный детский реабилитационный центр на 300 коек Министерства здравоохранения Российской Федерации (Новосибирская область).

4. Служебно-производственное здание Центрального таможенного управления, расположенное в г.Москве, Комсомольская площадь, д.1, строение 10.

5. Служебно-производственное здание для размещения служб и подразделений Северо-Западного таможенного управления, расположенное в г.Санкт-Петербурге, ул.Савушкина, д.71, корпус 2, литера А.

6. Федеральный детский реабилитационный центр на 300 коек» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Евпатория).

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2021 года N 1263-р)

____________________________________________________________________

Закупка, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение предусмотренных частью 56 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работ в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 6 настоящего Перечня (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2021 года N 1263-р) осуществляется путем проведения запроса предложений в электронной форме, в том числе с указанием в извещении об осуществлении закупки информации, предусмотренной пунктом 7 статьи 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — см. пункт 2 распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2021 года N 1263-р.

____________________________________________________________________

7. Многоэтажные нежилые общественные здания, расположенные в г.Москве, ул.Большая Пироговская, д.23, д.23, строение 2.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2021 года N 1306-р)

8. Реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза, и создание судоходного канала от г.Городец до г.Нижний Новгород.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2021 года N 1859-р)

9. Реконструкция корпуса N 7 с пристройкой реабилитационного корпуса на территории федерального государственного бюджетного учреждения «Клинический санаторий «Барвиха» Управления делами Президента Российской Федерации, расположенного по адресу: Московская обл., Одинцовский район, пос. Барвиха.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 года N 2070-р)

____________________________________________________________________

Закупка, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение предусмотренных частью 56 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работ в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящего Перечня (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 года N 2070-р) осуществляется путем проведения запроса предложений в электронной форме, в том числе с указанием в извещении об осуществлении закупки информации, предусмотренной пунктом 7 статьи 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — см. пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 года N 2070-р.

____________________________________________________________________

10. Реконструкция здания филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» — «Волгоградский государственный цирк» по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г.Волгоград, ул.Краснознаменская, д.15.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 2313-р)

11. Реконструкция здания филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» — «Воронежский государственный цирк» по адресу: Российская Федерация, Воронежская область, г.Воронеж, ул.20-летия Октября, д.121.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 2313-р)

12. Реконструкция здания филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» — «Екатеринбургский государственный цирк» по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.8 Марта, д.43.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 2313-р)

13. Реконструкция здания филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» — «Иркутский государственный цирк» по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г.Иркутск, ул.Пролетарская, д.13.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 2313-р)

14. Реконструкция здания филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» — «Тверской государственный цирк» по адресу: Российская Федерация, Тверская область, г.Тверь, Тверская пл., д.2а.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 2313-р)

____________________________________________________________________

Закупка, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение предусмотренных частью 56 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работ в отношении объекта капитального строительства, указанного в позициях 10-14 настоящего Перечня (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 2313-р) осуществляется путем проведения запроса предложений в электронной форме, в том числе с указанием в извещении об осуществлении закупки информации, предусмотренной пунктом 7 статьи 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — см. пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 2313-р.

____________________________________________________________________

     15. «Строительство здания студенческого общежития» по адресу: г.Ярославль, ул.Звездная, 49.

     (Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2021 года N 2406-р)

____________________________________________________________________

Закупка, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение предусмотренных частью 56 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работ в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 15 настоящего Перечня (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2021 года N 2406-р) осуществляется путем проведения запроса предложений в электронной форме, в том числе с указанием в извещении об осуществлении закупки информации, предусмотренной пунктом 7 статьи 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — см. пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2021 года N 2406-р.

____________________________________________________________________

16. Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край). Строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.

     (Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2021 года N 2407-р)

17. Регенерация территории с созданием экспозиционно-выставочного музейного центра — структурного подразделения Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей», расположенного по адресу: г.Москва, внутригородское муниципальное образование Хамовники, Лужнецкий проезд, вл.15.

     (Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2021 года N 2714-р)

     18. Берегоукрепительные сооружения Государственного Никитского ботанического сада на участке от м.Монтодор до мыса Мартьян, поселка городского типа Массандра, Республика Крым.

     (Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2821-р)

     19.

Завершение строительства трехэтажного лечебного корпуса на 180 коек федерального казенного учреждения «Волгоградская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения Российской Федерации, с.Дворянское, Камышинского района, Волгоградской области.     (Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2821-р)

     20. «Строительство комплекса зданий» федерального казенного учреждения «Костромская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

     (Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2021 года N 2939-р)

____________________________________________________________________

Закупка, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение предусмотренных частью 56 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работ в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 20 настоящего Перечня (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 октября 2021 года N 2939-р) осуществляется путем проведения запроса предложений в электронной форме, в том числе с указанием в извещении об осуществлении закупки информации, предусмотренной пунктом 7 статьи 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — см. пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 октября 2021 года N 2939-р.

____________________________________________________________________     

21. Реконструкция многостороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Адлер, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Адлерский район, с.Веселое от ул.Таврическая до ул.Урожайная.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 3408-р)

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО «Кодекс»

На строителей надвигается очередной «кошмарик»: электронное актирование

18.07.2021

Экономика

Акты выполненных работ на объектах госзаказа с 1 января 2022 года будут формироваться только в Единой электронной системе госзакупок

Российских строителей, работающих на объектах госзаказа, с 1 января 2022 года ожидает очередная законодательная и техническая новелла: электронное актирование.

Как показал самый предварительный опрос, мало кто об этом знает и еще менее кто пытается разобраться. И при этом дата перехода на электронное актирование определена и переносить ее никто не будет.

Об очередной «неожиданности» мы беседуем с президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным:

— Павел Владимирович, вы, пожалуй, одним из первых подняли на своих ресурсах вопрос о переходе на электронное актирование с 1 января 2022 года. Реакция соответствующая – никто не знает, не понимает, не обращает внимания. Но, похоже, что эта процедура далеко не такая простая, как кажется сто стороны?

— Совершенно верно, все далеко не так просто, и то, что мы проводим этот разговор за полгода но наступления данного неотвратимого события – это очень хорошо. Потому что мне не хотелось бы, чтобы с 1 января 2022 все «встали на уши» из-за необходимости электронного актирования.

Тема эта возникла не сегодня, а где-то в 2018 году, ее основной инициатор — Федеральное Казначейство, которое является оператором Единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС).

Более того, уже начиная с прошлого года, в порядке эксперимента на добровольных началах стороны госконтрактов могли переходить на систему электронной приемки работ или электронное актирование.

Для этого необходимо прописывать в госконтракте относительно электронной приемки  условие о том, что оформление документов, сопровождающих передачу от исполнителя к заказчику результатов исполнения контракта, производится с помощью функционала Единой информационной системы.

Также недавно принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 г.

N 1659-р об утверждении «перечня главных распорядителей средств федерального бюджета, которые как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, и информация о которых подлежит включению в реестр контрактов, для формирования и оплаты денежных обязательств при исполнении указанных государственных контрактов положения о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок» — это прямая цитата из документа.

То есть, процедура уже началась. И следующий этап – 1 января 2022 года, когда все госзакупки будут переведены на электронное актирование.

— По Вашему мнению, заказчики и подрядчики готовятся к переходу на электронное актирование или это будет очередной «новогодней неожиданностью»?

— Во-первых, о дате 1 января 2022 года уже заявлялось, Казначейство стало активно говорить об этом с начала 2019 года, но в открытых кругах, в том числе в строительной отрасли, эта тема практически не обсуждалась. Многие вообще не понимают, о чем идет речь, а я могу сказать, что это может стать очень серьезной проблемой.

Во-вторых, откуда взялась дата 1 января 2022 года? Совсем недавно был принят федеральный закон 360-ФЗ – так называемый оптимизационный пакет, который значительным образом изменил 44-ФЗ.

Там много новаций, и одна из них – это то, что формирование и подписание документов о приемке выполненных работ (ее результатов), а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок станет обязательным с 1 января 2022 года.

И основанием для этого как раз и является Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ, которым статья 94 «Особенности исполнения контракта» Закона о контрактной системе 44-ФЗ дополнена соответствующими частями 13-16.

Если извещение будет размещено до 1 января 2022 года, заказчик может оформить приемку по-старому — принимать работы традиционным методом, на бумаге, «с мокрой печатью и живой подписью». А если закупки размещаются после 1 января 2022 года, электронное актирование становится обязательным.

И вот здесь мы видим целый ряд подводных камней, о которых многие наши профессиональные участники рынка и не догадываются. Напомню, что в строительстве есть понятие «исполнительная документация».

К ней мы относим основные акты выполненных работ по форме КС-2, справки о приемке выполненных работ по форме КС-3, акты о приемке законченных объектов по форме КС-11. На основании КС-2 выписывается счет-фактура.

Сегодня по соглашению сторон все это можно делать в электронном виде. Есть специальные программы, электронные бланки, все это можно подписывать цифровой подписью.

И многие думают, что после 1 января 2022 года ничего не поменяется, и они будут также делать, как и раньше, но просто размещать этот акт в Единой информационной системе госзакупок, подписываться цифровой подписью – и все. Но на самом деле это не так.

— А как?

— Все гораздо сложнее – в этом и заключается вся проблема. Система электронного актирования – это перевод ВСЕХ процедур приемки выполненных работ в Единую информационную систему.

То есть акт выполненных работ не формируется по форме КС-2 в соответствующих программах и уже как готовый документ размещается в ЕИС — а он формируется непосредственно в Единой информационной системе, причем собственноручно.

Если вы думаете, что сформируете Акт приёмки выполненных работ в сметной программе, а потом просто разместите его в ЕИС, то вы очень заблуждаетесь! Вам придётся формировать акт по каждой позиции непосредственно в системе, и не просто переносить или вводить данные ручками, но система еще и сама считать будет все построчные итоги после заполнения граф стоимости единицы и количества!

А заказчик потом непосредственно в системе ЕИС должен будет принимать работы по каждой позиции акта. Для работ по строительству, содержащих конструктивные решения (виды работ), приемка заказчиком производится по каждому конструктивному решению (виду работ).

Так что не все так просто!

Для формирования такого акта Федеральное Казначейство взяло за основу так называемый Универсальный передаточный документ (УПД).Он с 2013 года имеет право на существование, но его применение носит добровольный характер. Это не что иное как совмещенная форма акта приемки и счета-фактуры.

  По законодательству для сторон контракта допускается разработка собственных форм, главное, чтобы в них был набор обязательных реквизитов – наименование, стоимость, общая стоимость и так далее.

Такая форма есть, и Союз инженеров-сметчиков неоднократно разъяснял, что вместо формы КС-2 можно пользоваться для приемки товаров и работ УПД.

И вот теперь Казначейство взяло этот документ за основу, с учетом строительной специфики. Что меня в этом вопросе беспокоит? Одно дело – акты приемки от поставщиков мебели или организаторов концертно-зрелищного мероприятия.

В этих актах может быть от нескольких штук до нескольких десятков позиций – нет проблем, такой акт легко сформировать. Но в строительстве будет в электронном акте будет вестись приемка большого количества видов работ и конструктивных элементов, и это могут быть сотни и тысячи позиций.

И каждая позиция должна быть внесена в эту форму вручную.

Что касается стройки, то, по нашей информации, Федеральное Казначейство обратилось в Минстрой России, были проведены какие-то совещания, на которых никто из профессиональной среды почему-то не присутствовал, и с Минстроем была согласована форма электронного акта с учетом строительной специфики.

Эта форма – не что иное, как тот же самый передаточный документ, в котором изменены названия граф: наименование конструктивных элементов и видов работ. И если в УПД основная форма  — номер по порядку, то здесь – номер позиции в смете контракта. То есть, изменения в форме небольшие.

Но при этом учет работ будет осуществляться на основе не единичных расценок на виды работ, а на основе конструктивных элементов и укрупненных комплексов работ.

  • Мы неоднократно предупреждали, что при расчетах за выполненные работы по конструктивным элементам и комплексам работ всегда есть опасность, что будут «закрываться» фактически невыполненные в отчетном периоде (этапе исполнения контракта) отдельные виды работ, что обусловлено технологией их производства, в том числе с технологическими разрывами, но без выполнения которых конструктивный элемент не может считаться законченным, а отдельные материалы и конструкции «в деле» или «проектном положении».
  • При этом проверкой того же Казначейства может быть установлено, что работы выполнены не в полном объёме, но приняты и полностью оплачены в результате внесения в акты приемки заведомо ложных сведений.
  • Тут нужно быть предельно внимательными!

         Смотрите дальше: электронное актирование подразумевает, что первоначальный акт в единой информационной системе формирует подрядчик. То есть, вначале идет классическая приемка работ на стройке, формируется вся документация, в том числе, исполнительно-техническая, формируется акт по форме КС-2. От этого подрядчика никто не освобождает.

А дальше он должен приступить к наполнению в Единой информационной системе этого же акта, вручную набирая там все позиции. При этом невозможно подтянуть данные из классического акта, потому что протокол импорта-экспорта данных пока не рассматривается.

Так что подрядчику придется выделить для этой работы какого-то сотрудника компании, который должен вручную в информационной системе забивать все данные из акта КС-2.

— Это же колоссальная, дурацкая работа, которая будет сопровождаться множеством ошибок и опечаток! В конце концов, человеческий фактор еще никто не отменял.

— Согласен с вами, тем более, что и это еще не все! Нужно не просто ввести данные в эту систему – система на основе этих данных будет сама считать стоимость работ для акта! Вот в чем самая большая проблема! При этом в единицах измерений выполненных работ в ЕИС нет никакого порядка. Например, в чем измерять комплекс работ «Устройство перекрытия» — в метрах, кубометрах, тоннах? Ясности никакой нет.

Далее. Когда в электронном акте заполняется стоимость единицы и их количество, система автоматически будет перемножать эти цифры. И тут у нас выходит на первый план вопрос округления цифр.

В соответствии с 421 приказом есть определенные правила округления по различным работам: до копейки, до рубля, до сотни, тысячи  и так далее – и все эти округления в итоги превращаются в сотни тысяч, если не миллионы «округленных»  рублей. В ЕИС правила округления всех цифр – до копейки.

И единицы измерений на комплексы работ тоже могут не соответствовать классическому акту. То есть цифры в классическом акте и электронном, сформированном в ЕИС, будут отличаться! Но юридически значимым будет только тот акт, который сформирован в ЕИС.

Кроме того, в каждой смете есть так называемый «хвост» — накладные затраты и т.д.

Как отражать эти затраты в ЕИС и кто будет этим заниматься? Ведь это очень серьезная трудоемкая работа! Также возникают проблемы с начислением НДС, потому что в каждой позиции в электронном акте нужно будет выделить НДС – 20% и отдельно его записать. Как будет работать дальше этот механизм и высчитывать налоги, – тоже непонятно.

— В таком случае я не могу понять, зачем вводится эта совершенно неотработанная процедура?

— В принципе, ничего плохого в электронном актировании нет. Законом установлено, что электронный акт  — документ первого уровня, юридически значимый.

В судебной практике очень много споров, когда заказчики уклоняются от подписания акта выполненных работ, а потом начинают выставлять претензии, что подрядчик не известил их о готовности объекта и направлении акта, или что документы акта были направлены подрядчиком на юридический адрес, а не на фактический, или почта не поступила.

При электронном актировании самый большой плюс – это верификация момента подписания акта выполненных работ и размещение его в ЕИС. Все это фиксируется, и заказчики не смогут отвертеться, что документ пришел не тогда и не туда.

Это будет юридически значимым действием: подрядчик формирует акт, электронной квалифицированной подписью его подписывают уполномоченные лица – кстати, тоже вопрос, кто эти лица? И затем акт размещается в ЕИЦ. И после этого дано несколько часов, чтобы заказчик этот акт увидел и начал по нему работать.

Электронное актирование в ЕИС отвечает требованиям к документам, подтверждающим факт исполнения контракта, заключенного между заказчиком и подрядчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью осуществления закупочной деятельности с одной стороны, и реализации товаров, работ, услуг, с другой стороны. И это очень важно!

А дальше начинается работа в кабинете самого заказчика. Заказчик  открывает этот электронный акт в ЕИС и должен принять КАЖДУЮ позицию в этом акте. Но есть, не в целом весь перечень работ сразу, а каждую строку этого акта.

  1. Для вкладки «Приемка работ» заказчику нужно будет указать следующие значения:
  2. «1 – работы приняты»
  3. «2 – работы приняты с расхождениями (претензией)»
  4. «3 – работы не приняты» и указывается информация о причинах отказа в приемке конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ.
  5. В случае мотивированного отказа необходимо формировать новый документ о приемке.

Дальше к этому акту  — документу первого уровня – подрядчик может прицепить любые  структурированные документы, в том числе, акт по форме КС-2.

Фактически вся эта процедура будет выглядеть следующим образом: подрядчики будут делать традиционный акт выполненных работ по форме КС-2, потом на его основе делать электронный акт в ЕИС и к нему прикреплять акт по форме КС-2 и ту исполнительную документацию, которая определена в контракте. То есть, традиционные методы и правила приемки работ на объекте никто не отменяет!

Вот так выглядит эта схема, и мы видим в ней много подводных камней, но самое главное, подрядчики должны понять: сам акт формируется и считается в Единой информационной системе госзакупок, и только он является юридически значимым документом. Для строителей это – неприятная неожиданность.

При этом я считаю, что при учете строительной специфики в вопросе электронного актирования в Минстрое России к этому делу подошли поверхностно, без консультаций с профессиональным сообществом. «Благодаря» этому возникает большое количество проблем, с которыми строительная отрасль столкнется в самое ближайшее время.

И получится так, что с одной стороны мы имеем неоспоримые плюсы, о которых я говорил выше, а с другой стороны, возникают проблемы, связанные с особенностями строительства, с наличием большого количества видов работ, применяемых материалов и конструкций.

Мне кажется, что эту систему нужно доработать, решить вопросы экспорта-импорта данных, поработать с расчетной частью. Иначе мы будем иметь очередной провал и большие проблемы при расчете с подрядчиками.

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в июльском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *