Относится ли замена теплосчетчиков отопления к видам деятельности на ПСН?

Относится ли замена теплосчетчиков отопления к видам деятельности на ПСН?Относится ли замена теплосчетчиков отопления к видам деятельности на ПСН?

Вопрос № 1. Кто обязан устанавливать приборы учета? А кто нет? За чей счет они должны устанавливаться?

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ все собственники жилых домов или помещений в многоквартирных домах до 01 июля 2012 г. обязаны обеспечить оснащение таких домов как коллективными (общедомовыми), так и индивидуальными (за исключением отопления) приборами учёта (до 01 января 2015 г. приборами учёта природного газа).

В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.

№ 491, общедомовый прибор учёта относится к общедомовой собственности, приобретение, монтаж и техническое обслуживание которого осуществляется за счёт средств собственников, пропорционально доле собственника помещения в многоквартирном доме в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Установка индивидуальных приборов учёта в жилом помещении осуществляется собственником помещения за счёт собственных средств.

  • Установка приборов учета не является обязательной если:
  • – многоквартирный дом признан до 01 января 2013 г. ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту;
  • – максимальная часовая тепловая нагрузка многоквартирного дома составляет менее 0,2 Гкал/ч (для установки общедомового прибора учета тепловой энергии);
  • – мощность потребления электрической энергии многоквартирного дома составляет менее 5 киловатт (для установки общедомового прибора учета электрической энергии).

Вопрос № 2. После установки приборов учета, кто должен их содержать (интересуют домовые приборы учета)?

Техническое обслуживание общедомовых приборов учета осуществляется специализированными организациями по договору с управляющей организацией с включением данных затрат в тариф на содержание жилого помещения.

Вопрос № 3. Где взять список организаций, которые устанавливают приборы учета?

Все организации, осуществляющие снабжение или передачу коммунального ресурса и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям дома, с 01 июля 2010 г. обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых ресурсов.

Перечень таких организаций можно узнать в управляющей организации товариществе собственников жилья.

Вопрос № 4. Если ресурсоснабжающая организация отказала в установке приборов учета, куда обратиться?

Все организации, осуществляющие снабжение или передачу коммунального ресурса и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, с 01 июля 2010 г. обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых ресурсов.

Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать потребителю, обратившемуся к ним, в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых ресурсов, снабжение или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07 апреля 2010 г. № 149.

В случае отказа указанной организации, как в установке прибора учета, так и предоставлении рассрочки, необходимо обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому, которое уполномочено на осуществление контроля за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения.

Вопрос № 5. Сколько стоит установка приборов учета?

Установка индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (далее – ИПУ) составляет «под ключ» »2,5 тыс. рублей (средняя стоимость установки ИПУ).

Ориентировочная стоимость общедомового прибора учета (далее – ОДПУ) тепловой энергии (с монтажом) варьируется в пределах от 150 до 400 тыс. рублей в зависимости от максимальной часовой тепловой нагрузки многоквартирного дома.

Стоимость ОДПУ потребленной холодной воды составляет от 25 до 65 тыс. рублей, электрической энергии – от 20 тыс. рублей.

Ресурсоснабжающая организация, осуществляющая установку ОДПУ, по желанию потребителя предоставляет рассрочку на оплату данного вида работ на срок до 5 лет.

Вопрос № 6. Кто должен устанавливать приборы учета на воду в жилом помещении, наниматель или наймодатель? У нас заключен договор аренды жилого помещения. Но в договоре по этому поводу ничего не сказано.

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ собственники жилых домов или помещений в многоквартирных домах до 01 июля 2012 г. обязаны обеспечить оснащение таких домов как коллективными (общедомовыми), так и индивидуальными (за исключением отопления) приборами учёта (до 01 января 2015 г. приборами учёта природного газа).

В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.

№ 491, общедомовый прибор учёта относится к общедомовой собственности, приобретение, монтаж и техническое обслуживание которого осуществляется за счёт средств собственников, пропорционально доле собственника помещения в многоквартирном доме в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Установка индивидуальных приборов учёта в жилом помещении осуществляется собственником помещения также за счёт собственных средств.

В случае, если жилое помещения является муниципальной собственностью и собственником (администрацией муниципального образования) не выполнено требование части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ по установке приборов учета, то нанимателю жилого помещения для решения вопроса по установке приборов учета необходимо обратиться в органы местного самоуправления.

Вопрос № 7. Приводит ли установка общедомового теплосчётчика в доме к экономии тепловой энергии?

  1. Общедомовый прибор учета потребленной тепловой энергии и теплоносителя – это измерительный прибор, который только определяет количество потребленного ресурса.
  2. На объем потребления тепловой энергии и теплоносителя влияет сопротивление теплопередаче наружных конструкций здания и их состояние, рациональное (не рациональное) потребление ресурса (отрытые окна, подъездные двери), наличие (отсутствие) регулировочных устройств в тепловом узле и на радиаторах.
  3. Как правило, установка теплосчетчика, в целом за год, приводит к снижению затрат потребителя на отопление и горячее водоснабжение.
  4. Помимо этого, установка теплосчетчика позволит контролировать соблюдение ресурсоснабжающей организацией договорных параметров теплоносителя или температурного графика (отопление и горячее водоснабжение) на вводе в дом.

Вопрос № 8. В каком случае применяется повышающий коэффициент к размеру платы на отопление?

  • Повышающий коэффициент применяется только в случаях наличия обязательств по установке приборов учета, определенных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ и при условиях:
  • – отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии;
  • – отсутствия акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии.
  • Повышающий коэффициент не применяется в случае наличия акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета коммунального ресурса, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения, утверждены Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 627.

Вопрос № 9. Как правильно составить акт об отсутствии технической возможности установки прибора учета?

Форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета и порядка ее заполнения утверждена Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 627.

Акт подписывается представителями управляющей организации (УК, ТСЖ), ресурсоснабжающей организации и собственником помещения (индивидуальный прибор учета), совет дома, либо уполномоченное лицо от имени собственников помещений в МКД (общедомовый прибор учета).

Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

  1.  установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
  2.  при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
  3.  в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

_______________

Источник: http://gkh27.ru/about/info/news/1378/

Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования

           Относится ли замена теплосчетчиков отопления к видам деятельности на ПСН?

            В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

            Общие моменты по оплате отопления

            Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Читайте также:  Как восстановить забытый пароль от эцп в 2022 году

            Варианты оплаты отопления: старое и новое

            Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

            Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

            Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

            Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

  •             В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
  • — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
  • — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

            В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

  1.             Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
  2. — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
  3. — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

            В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи.

А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

            В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

            Слабые места регулирования платы за отопление

            Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению.

Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).

Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

            Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры.

При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет.

В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

            Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление.

Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа).

Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

            Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом.

В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).

А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

             Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/

Гост р ен 1434-6-2011 теплосчетчики. часть 6. установка, ввод в эксплуатацию, контроль, техническое обслуживание от 13 декабря 2011

ГОСТ Р ЕН 1434-6-2011

ОКС 17.200.10

          91.140.10

  • Дата введения 2013-03-01
  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области» (ФБУ «Томский ЦСМ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии европейского стандарта, указанного в пункте 4
  • 2 ВНЕСЕН Управлением метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1106-ст

4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 1434-6:2007* «Теплосчетчики. Часть 6. Установка, ввод в эксплуатацию, контроль, техническое обслуживание» (EN 1434-6:2007 «Heat meters — Part 6: Installation, commissioning, operational monitoring and maintenance», IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного европейского стандарта соответствующий ему национальный стандарт, сведения о котором приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ЕН 1434-6-2006

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Целью национальных стандартов Российской Федерации под общим заголовком «Теплосчетчики» является прямое применение в Российской Федерации европейского регионального стандарта ЕН 1434 под общим заголовком «Теплосчетчики» как основы для изготовления и поставки объекта стандартизации по договорам (контрактам), в том числе на экспорт.

ГОСТ Р ЕН 1434-1 — ГОСТ Р ЕН 1434-6 представляют собой полные идентичные тексты следующих европейских региональных стандартов:

ЕН 1434-1:2007 «Теплосчетчики. Часть 1. Общие требования»;

ЕН 1434-2:2007 «Теплосчетчики. Часть 2. Требования к конструкции»;

ЕН 1434-3:2009 «Теплосчетчики. Часть 3. Обмен данными и интерфейсы»;

ЕН 1434-4:2007 «Теплосчетчики. Часть 4. Испытания в целях утверждения типа»;

ЕН 1434-5:2007 «Теплосчетчики. Часть 5. Первичная поверка»;

ЕН 1434-6:2007 «Теплосчетчики. Часть 6. Установка, ввод в эксплуатацию, контроль, техническое обслуживание».

  1. ГОСТ Р ЕН 1434 соответствует международным рекомендациям Международной организации по законодательной метрологии (МОЗМ) МР 75:2002 «Счетчики тепла».
  2. При производстве и метрологическом контроле теплосчетчиков в Российской Федерации учитывают следующие дополнительные требования:
  3. — требования безопасности (электробезопасности, пожаробезопасности) теплосчетчиков и требования к питающей сети должны соответствовать нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации;
  4. — детали, соприкасающиеся с водой, должны быть выполнены из материалов, допущенных к применению Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  5. — порядок организации и проведения испытаний в целях утверждения типа и поверки теплосчетчиков должны соответствовать нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации.
  6. К терминам и понятиям, применяемым в ГОСТ Р ЕН 1434, адекватным, но отличным по написанию от применяемых в нормативных документах, действующих на территории Российской Федерации, в тексте стандарта в виде сносок даны пояснения.
  7. Настоящий европейский стандарт разработан Техническим комитетом Европейского комитета по стандартизации СЕН/ТК 176 «Теплосчетчики», секретариат которого находится в подчинении Организации по стандартизации Дании (DS).
  8. Настоящий стандарт предназначен для применения в статусе национальных стандартов путем опубликования идентичного текста или признания стандарта до августа 2007 года, а возможно, противопоставления национальным стандартам до августа 2007 года.
  9. Настоящий стандарт принят взамен ЕН 1434-6:1997.
  10. Европейский стандарт под общим заголовком «Теплосчетчики» включает в себя также следующие части:
  11. Часть 1 — Общие требования;
  12. Часть 2 — Требования к конструкции;
  13. Часть 3 — Обмен данными и интерфейсы;
  14. Часть 4 — Испытания в целях утверждения типа;
  15. Часть 5 — Первичная поверка.
  16. В соответствии с внутренними правилами Европейского комитета по стандартизации в области электротехники СЕНЕЛЕК (CENELEC) и Европейского комитета по стандартизации СЕН (CEN) настоящий европейский стандарт должен быть принят в качестве национального стандарта национальными организациями по стандартизации нижеперечисленных стран: Австрии, Бельгии, Болгарии, Кипра, Чехии, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Венгрии, Исландии, Ирландии, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Испании, Швеции, Швейцарии и Великобритании.
Читайте также:  Процесс заполнения деклараций по ЕНВД изменен Regberry1С-Старт

Настоящий стандарт устанавливает требования к установке, вводу в эксплуатацию, контролю и техническому обслуживанию и распространяется на теплосчетчики, предназначенные для измерений тепловой энергии, поглощаемой или отдаваемой жидкостью, называемой теплоносящей жидкостью (теплоноситель). Данные теплосчетчики отражают количество тепла в стандартных единицах измерения.

  • Настоящий стандарт не устанавливает требования электробезопасности.
  • Настоящий стандарт не устанавливает требования безопасности, связанные с давлением.
  • Настоящий стандарт не распространяется на теплосчетчики с датчиками температуры, установленными на поверхности трубопровода.

При пользовании настоящим стандартом обязательны следующие ссылочные документы*. Для датированных ссылок используют только указанное издание. Для недатированных — последнее издание (включая все изменения и поправки).     

EN 1434-1:2007, Heat meters — Part 1: General requirement (Теплосчетчики — Часть 1. Общие требования)

В настоящем стандарте используются термины, определения и обозначения, описанные в разделе 4 ЕН 1434-1, а также нижеследующие:

3.1 отопительная система (heating system): Отопительная установка жилых домов и служебных помещений, включающая в себя теплообменную сеть, теплосчетчик, фитинги и электрооборудование.

Примечание — Как правило, отопительная система подсоединена к питающей теплосети в двух местах: в начале и в конце отопительной системы.

3.2 питающая теплосеть (heat mains): Трубопроводы теплоснабжающего предприятия, к которым подсоединен пользователь.

3.3 ветки прямого и обратного потоков (flow and return limbs): Трубы, соединяющие отопительную систему, питающую теплосеть.

3.4 первичная сеть (primary circuit): Контур, гидравлически соединенный с питающей теплосетью.

3.5 вторичная сеть (secondary circuit): Контур, гидравлически отделенный от первичной сети.

3.6 компетентная организация (competent authority): Лица или организации, несущие ответственность за теплосчетчик и/или его установку.

При конструировании отопительной системы необходимо соблюдать инструкции по установке теплосчетчиков, заявленные поставщиком.

Примечание — Для диаметров условного прохода не более DN 25 возможно использование коротких датчиков температуры. Для получения наилучшей температурной чувствительности такие датчики следует устанавливать без температурных гильз. Температурные гильзы следует использовать только в случаях, требующих повышенной безопасности.

Теплосчетчик должен быть установлен в соответствии с инструкцией поставщика.

Перед установкой теплосчетчика отопительную систему, в которую его включают, необходимо тщательно промыть для устранения загрязнений. Также необходимо очистить фильтры (при наличии).

  1. Теплосчетчик необходимо защитить от риска повреждения ударом и вибрацией, вызванными на месте установки внешними факторами.
  2. Теплосчетчик не следует подвергать излишним механическим воздействиям труб и фитингов.
  3. Участки труб до и после установки теплосчетчика должны быть закреплены надлежащим образом.
  4. Подключение теплосчетчиков, работающих от сети питания переменного тока, следует осуществлять в соответствии с требованиями для электрических приборов.

Источник питания переменного тока должен быть защищен от случайных сбоев. Система защиты сети питания переменного тока должна соответствовать современным научным достижениям, что позволит безопасно отключать теплосчетчик при возникновении проблем с электричеством.

Кабели сигнала не должны быть расположены рядом с другими проводами, такими как кабели переменного тока, кабели низкого напряжения и кабели передачи информации, и должны быть отдельно защищены. Расстояние между этими кабелями должно быть не менее 50 мм.

  • Кабели переменного тока и кабели внешнего сигнала, длина которых превышает 10 м, должны быть защищены внешней защитой от грозовых перенапряжений при входе кабеля в здание, особенно в местах с частыми грозовыми разрядами.
  • Каждый кабель сигнала между датчиками температуры и вычислителем должен представлять собой одну целую часть без каких-либо соединений.
  • Кабели сигнала между составными элементами теплосчетчика должны быть расположены таким образом, чтобы была обеспечена защита от постороннего вмешательства и их разъединения.
  • Должны быть приняты меры, направленные на предотвращение повреждения теплосчетчика вследствие неблагоприятных гидравлических эффектов (кавитация, перепады напряжения, гидравлический удар).
  • После завершения установки теплосчетчика представителем компетентной организации должен быть проведен приемочный контроль в соответствии с установленным порядком.

4.3.1 Общие положения

Ввод в эксплуатацию теплосчетчиков не следует ограничивать компетенцией одного физического лица или одной организации. Должны быть определены конкретные обязанности относительно ввода в эксплуатацию и соблюдены установленные далее требования.

4.3.2 Приемочный контроль

Перед вводом в эксплуатацию необходимо, в первую очередь, определить достоверность данных о теплосчетчике. Это осуществляют сопоставлением фактических и требуемых данных, касающихся типа, размера и способа монтажа, установленных поставщиком теплосчетчика.

Кроме того, следует проверить наличие на теплосчетчике маркировки утверждения типа, если это единый теплосчетчик, и наличие маркировки утверждения типа на всех составных элементах комбинированного теплосчетчика, указанных в его свидетельстве об утверждении типа.

4.3.3 Проверка установки теплосчетчиков

Кс признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в мкд

В Постановлении № 16-П от 27 апреля 2021 г. Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции положения, предусматривающие оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам МКД на общедомовые нужды.

История спора

Валентина Шестерикова проживает в многоквартирном доме, который подключен к системе централизованного теплоснабжения, но при этом большая часть жилых помещений (в том числе квартира женщины) и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников энергии (газовых котлов). В этих помещениях произведен демонтаж радиаторов и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.

С 2018 г. собственникам помещений, которые используют газовые котлы, начисляется плата за отопление мест общего пользования исходя из показаний общедомового прибора учета. Одна из жильцов дома П.

обратилась в суд в интересах всех собственников жилых помещений с иском к теплоснабжающей организации о признании действительным одностороннего отказа этих лиц от исполнения публичного договора теплоснабжения, о возложении на ответчика обязанности аннулировать соответствующие лицевые счета и произведенные по ним начисления.

Заключением судебной строительно-технической экспертизы было установлено, что места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвале, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги.

Отказывая в иске, суды исходили, в частности, из того, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.

Валентина Шестерикова обратилась в Конституционный Суд. Она посчитала, что абз. 3 п. 42.1 и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции.

Также она оспорила формулу 3 приложения № 2 к Правилам, определяющую размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета.

По мнению Валентины Шестериковой, оспариваемые нормативные положения обязывают собственников, которые используют газовые котлы, нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии, в целях содержания общего имущества МКД, хотя места общего пользования не имеют отопительных приборов и иных элементов системы отопления, тем самым понуждая этих лиц оплачивать фактически не оказанную им услугу.

КС проанализировал существующий порядок оплаты отопления

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п.

44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления. Поэтому КС прекратил производство по жалобе в этой в части.

В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.

1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не применялись в деле Шестериковой, нет, решил КС.

Он указал, что данные положения являются предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений МКД, которые переведены на отопление с использованием индивидуальных источников, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования дома отопительных приборов.

Как отметил Суд, предусмотренный абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы за отопление основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии, определенного на основании показаний общедомового прибора учета, пропорционально площади конкретного помещения. Правовое регулирование предполагает, что плата за отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества.

В то же время, указал КС, данный порядок учитывает и возможность существования в доме одного или нескольких помещений, в которых установлен индивидуальный источник тепловой энергии.

В силу этого подлежащая внесению жильцами плата фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества, на основании показаний общедомового прибора учета.

Читайте также:  Можно ли уменьшить УК путем возврата на счет 84?

В Госдуму внесен законопроект, изменяющий порядок учета потребления тепла в многоквартирных домахРанее Конституционный Суд признал соответствующую норму Жилищного кодекса неконституционной, поскольку она не разделяет показания общедомовых и индивидуальных приборов учета

Суд сослался на свое Постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П и подчеркнул: сама по себе установка индивидуального источника тепловой энергии и его использование не могут служить достаточными основаниями для полного освобождения жильца от обязанности оплачивать коммунальную услугу в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

Данная правовая позиция, заметил КС, основывается на том, что переход отдельных помещений на автономное отопление не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям, тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома. Это обусловливает обязанность жильцов оплачивать ЖКУ вне зависимости от того, каким образом отапливаются помещения, посчитал Суд. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги допускается при отключении от централизованной системы отопления МКД в целом, а не отдельных его помещений.

КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.

Он также обратил внимание на то, что предусмотренный абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы фактически исходит из того, что для поддержания в помещениях общего пользования, не оснащенных отопительными приборами, температуры воздуха и уровня влажности используется исключительно тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям.

Между тем для опосредованного обогрева помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии.

В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство помещений МКД, опосредованное отопление помещений общего пользования и дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от них. Объем энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.

Таким образом, заключил КС, жильцы МКД фактически участвуют в опосредованном отоплении всех помещений и дома в целом вне зависимости от способа отопления помещений, а значит, несут обусловленные таким участием расходы на отопление многоквартирного дома как целостной строительной системы.

Суд отметил, что переход на индивидуальные приборы учета, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым – надлежащую реализацию указанными лицами конституционного права на жилище.

Исходя из этого реализация права на жилище, достойный уровень жизни перешедших на автономное отопление жильцов в МКД фактически обеспечиваются за счет их личных имущественных вложений и регулярных трат на поддержание надлежащего технического состояния производящего тепловую энергию индивидуального отопительного оборудования, а также на приобретение необходимого энергетического ресурса.

Тем не менее оспариваемое правовое регулирование, основанное на презумпции потребления на общедомовые нужды исключительно тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям, предполагает безусловное и недифференцированное начисление платы за коммунальную услугу в целях содержания общего имущества в МКД пользователей любых расположенных в нем помещений вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения. При таком порядке определения размера платы, естественно, никоим образом не может учитываться использование тепловой энергии, выработанной установленным в отдельных помещениях индивидуальным отопительным оборудованием, отметил КС.

  • В силу этого жильцы, которые перешли на индивидуальное отопление, наряду с расходами на отопление принадлежащих им помещений вынуждены нести дополнительные расходы.
  • Между тем, отметил КС, необходимость создания условий для осуществления конституционного права на жилище, а также достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, обеспечения баланса прав и законных интересов всех жильцов в МКД, соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает такое правовое регулирование отношений, которое обеспечивало бы равный подход ко всем жильцам при распределении расходов на общедомовые нужды, имея в виду фактическое участие каждого, вне зависимости от способа отопления принадлежащих им помещений, в опосредованном отоплении помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах.
  • Отсутствие такого механизма расчета платы свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие с конституционными гарантиями права частной собственности, права на жилище, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, посчитал КС.

Что решил Суд

Суд признал абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к ним не противоречащим Конституции в той мере, в какой данные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами всех помещений МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованного общедомовым прибором учета, в том числе жильцами, переведенными на отопление с использованием индивидуальных источников энергии.

В то же время КС признал абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 не соответствующим Конституции в той мере, в какой положения обязывают жильцов помещений, расположенных в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения, оборудован общедомовым прибором учета и в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и переведенных на индивидуальное отопление, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

КС постановил Правительству РФ внести изменения в действующий порядок расчета. Суд указал, что Валентина Шестерикова имеет право на применение компенсаторных механизмов.

Форму и размер компенсации должен определить Шпаковский районный суд Ставропольского края как суд, рассмотревший в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный нормативный акт.

Суд посчитал, что пересмотр дела заявительницы – в условиях невозможности перерасчета платежей за коммунальную услугу по отоплению за прошлый период между жильцами – может привести в том числе к неоплате части фактически поступившей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии и тем самым к разбалансировке правоотношений по теплоснабжению указанного дома, а потому дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру.

Эксперты неоднозначно оценили постановление

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что несмотря на выводы Конституционного Суда вносимая собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупная плата за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, которые не оборудованы индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды, все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников заметил, что Конституционный Суд еще раз подтвердил правомерность взимания исчисленной расчетным способом платы за отопление общих помещений МКД с владельцев помещений, отказавшихся от централизованного отопления. По его мнению, это согласуется с прежней практикой как Конституционного, так и Верховного судов.

Главное, по мнению Николая Сапожникова, что Конституционный Суд отметил: даже конструктивно обусловленное отсутствие в общих помещениях МКД приборов отопления не отменяет обязанности нести это бремя, так как при наличии подключения к центральному отоплению в любом случае происходит обогрев общего имущества МКД от соответствующих центральных коммуникаций.

«Однако, приводя в обоснование данной позиции довод о том, что разводка внутридомовой системы отопления предполагает прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.), Конституционный Суд использовал оговорку “как правило”.

Очевидно, что на просторах нашей огромной страны возможны случаи совершенно разных вариантов организации теплоснабжения конкретных МКД, – подчеркнул он.

– Конституционный Суд не стал указывать на необходимость учета схемы разводки и схемы центрального теплоснабжения конкретного МКД, но предписал законодателю разработать порядок расчета, учитывающий вклад в отопление общих помещений, который вносят владельцы автономно отапливаемых помещений.

Возможно, в таком новом порядке будут тем и иным образом оговариваться условия учета той схемы теплоснабжения и разводки коммуникаций, которые существуют в конкретном МКД».

Вместе с тем, указал Николай Сапожников, при всей очевидной справедливости поставленная Конституционным Судом задача представляется непростой с точки зрения ее технической и нормативной проработки, а также реализации на практике.

«Очевидно, отдавая себе в этом отчет, Конституционный Суд указал на сохранение вплоть до утверждения нового порядка существующих в настоящее время правил.

Иное решение было бы чревато значительными затруднениями в области оплаты соответствующих коммунальных услуг», – заключил эксперт.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *