Планируется расширить полномочия ФНС в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов

Следственный комитет России совместно с ФНС активно ведут работу с налоговыми уклонистами. За минувшие 10 лет в разы удалось увеличить поступления по этой строке доходов в бюджет.

И это направление работы будет только усиливаться: в марте 2021 года налоговая выпустила разъяснительное письмо на 26 страницах о том, как сотрудникам ФНС выявлять неплательщиков, а также как аргументированно доказывать фискальную позицию по этому вопросу в суде.

За какие прегрешения налогоплательщик может получить ярлык налогового уклониста, как ФНС будет доказывать свою правоту? Подробности в нашей статье.

— Есть ли деньги у государства? – спрашивает журналист федерального СМИ у экономиста-эксперта.

— Деньги у государства есть. В частности, посмотрите, как хорошо сейчас собираются налоги.

Источник: отрывок из интервью на телеканале РБК.

  • в 7 раз за последние десять лет выросла собираемость налогов, недоплаченных уклонистами.
  • в 3 раза за последние десять лет выросло число возбужденных уголовных дел в отношении налоговых уклонистов, по данным СК РФ.

Из отчета Следственного комитета РФ: сумма возмещенного в ходе процессуальной деятельности ущерба возросла с 5,3 млрд рублей в 2011 году до 33,5 млрд рублей в 2019 году. За девять месяцев 2020 года эта сумма была равна около 20 млрд рублей.

За что могут заподозрить в недоплате налогов?

Уклонением от уплаты налогов называют умышленную неуплату налогов или незаконное уменьшение налоговой базы физическими или юридическими лицами. Важный нюанс – уклонистами считаются не только те, кто не платит налоги, уменьшает налоговую базу, но и те, кто завышает налоговый вычет и, как следствие, недоплачивает в казну.

Косвенные свидетельства уклонения от уплаты налогов:

  • хозяйственные операции не имеют экономического смысла,
  • посредники используются без необходимости,
  • у компании нет ресурсов и персонала для выполнения заявленных хозяйственных операций,
  • зарплаты не соответствуют среднерыночным,
  • низкая налоговая нагрузка при высокой выручке,
  • высокий НДС к вычету.

Планируется расширить полномочия ФНС в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов

Сервис СБИС Финансовый анализ позволит оценить финансовое состояние организации, исключить операции, не имеющие экономического смысла.

Хозяйственные операции: как оценивают на «фальсификат».

Если налогоплательщик допускает искажение сведений о фактах хозяйственной жизни с целью ухода от налогов, к его действиям применяется статья 54.1 Налогового кодекса. В марте 2021 года ФНС обнародовала письмо № БВ-4-7/3060@, в котором детально, на 26 страницах, поясняется то, как применять статью 54.1 НК РФ.

Письмо адресовано сотрудникам налоговой службы, однако оно находится в открытом доступе и изучить его может каждый налогоплательщик. Понимание разъяснений может помочь разобраться не только сотрудникам налоговой службы, но и плательщикам в том, какие нарушения могут привести к доначислениям, а какие – нет.

Далее мы рассмотрим рекомендации, которые дает налоговая о практике применения статьи 54.1.

Прежде всего ФНС рекомендует детально анализировать саму хозяйственную операцию, подлежащую налогообложению.

Критерии оценки хозяйственной операции:

  • реальность операции, то есть имела ли место операция в действительности. Согласно действующего законодательства, обязанность по документальному подтверждению операций возложена на налогоплательщика,
  • экономический смысл хозяйственной операции,
  • деловая цель хозяйственной операции в контексте деятельности в целом,
  • юридическая «чистота» операции,
  • исполнение обязательства по хозяйственной операции,
  • исполнение обязательств ответственным лицом.

Далее в письме ФНС структурировала способы, которые используют организации, когда искажают сведения об операциях.

3 вида фальсификаций по хозяйственным операциям.

  • Операция не отражена. То есть операция имела место быть, но факт хозяйственной деятельности не отражен документально.
  • По реальной операции указаны неверные данные, ложно отражены отдельные показатели операций. Например, занижены показатели доходности, ложно указаны товарные группы, имеющие преференции при налогообложении-страховании и т.п.
  • Отражены несуществующие, то есть фиктивные, операции, которые фактически не были осуществлены. Часто при таком способе уклонения используются фиктивные контрагенты.

Планируется расширить полномочия ФНС в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов

Злоумышленники – приоритет номер один.

Налоговым органам в контрольной работе рекомендовано в первую очередь проводить мероприятия, направленные на выявление правонарушений, которые совершили налогоплательщики умышленно.

Факторы, свидетельствующие о намеренности правонарушения:

  • «неадекватное» поведение, то есть несоответствие поведения участников сделки стандартам разумного поведения в сходных обстоятельствах,
  • чехарда в документообороте:
    • нетипичность документооборота,
    • недочеты в документации,
    • неполнота заполнения документов,
    • ошибки.
  • отсутствие действий по защите нарушенных обязательств со стороны контрагента.

Сервис СБИС Сверка автоматически проверит налоги с ФНС, снизит риск доначисления НДС.

Потенциального уклониста рассмотрят «под микроскопом».

Если организация попадет в поле зрения госорганов как потенциальный уклонист от уплаты налогов, разыскивать нарушения будут, образно говоря, «с собаками», то есть очень пристально, используя огромный набор инструментов. Их ФНС в письме называет «средствами доказывания».

Основные способы выявления сокрытия, недоплаты налогов:

  • допрос или получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения и исполнения сделок,
  • осмотр территорий, помещений, документов, предметов с возможностью применения технических средств,
  • сопоставление объёма поставляемых товаров размеру складских территорий и помещений,
  • инвентаризация имущества,
  • анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и др.),
  • истребование или выемка документов,
  • проведение экспертиз.

Важно: Отдельное внимание в письме ФНС отводится получению пояснений и проведению допросов. В частности, в документе говорится, что «по всем фактам, свидетельствующим о намеренном правонарушении, нужно получать пояснения налогоплательщика, должностных и иных лиц, ответственных за действия, совершаемые при заключении договора, при исполнении сделки.

При получении пояснений и проведении допросов сотрудники ФНС должны устанавливать полномочия, должностные обязанности ответственных лиц, исследовать вопросы, связанные с обстоятельствами заключения, сопровождения сделки и исполнения всех ее условий спорным контрагентом. Сотрудникам налоговой рекомендовано использовать возможность предъявлять свидетелям документы при допросах для получения предельно точных ответов.

Если полученная информация будет противоречить показаниям свидетелей или собранным доказательствам, нужно проводить повторные опросы по установленным противоречиям.

Обнал – спутник уклониста.

ФНС рекомендует при проверке налогоплательщика на предмет неправомерного уменьшения налоговой базы искать факты обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком, аффилированными или подконтрольными лицами.

Также ФНС будет устанавливать факты использования обналиченных средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц, взаимозависимых, подконтрольных, контролирующих лиц и даже – родственников.

Кроме того, ФНС будет устанавливать факты использования одних IP-адресов. Не в пользу налогоплательщика сыграют и обнаруженные печати, документация контрагента на территории проверяемого налогоплательщика.

Выбор контрагента должен быть разумным и осмотрительным.

  • При оценке обстоятельств, характеризующих выбор контрагента, налоговым органам рекомендовано проверять, была ли проявлена при таком выборе осмотрительность.
  • Судебная практика показывает, что выбор контрагента считается осмотрительным, если была проверена его деловая репутация, возможность исполнения взятых на себя обязательств, платежеспособность.
  • Со ссылкой на Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, налоговая служба указывает, какие именно действия могут быть квалифицированы как недобросовестные или неразумные при совершении сделки.
  • Неразумные действия при выборе контрагента:
  • знание директором о невыгодности условий сделки или заведомой неспособности контрагента исполнить обязательство. Если директор отрицает знание ненадежности будущего контрагента, то ФНС имеет право на поиск информации, свидетельствующей о том, что директор должен был знать об этих обстоятельствах,
  • непроявление должной осмотрительности при выборе партнера,
  • совершение сделки в нарушение внутренних процедур согласования,
  • выбор контрагента, сделка с которым противоречит бизнес-стратегии организации.

СБИС Проверка контрагентов позволяет получить развернутые данные об интересующих контрагентах и сделать выводы об их добросовестности.

Сервис СБИС Электронная отчетность позволит не прослыть уклонистом по более банальной причине – не предоставлении отчетности. С этим сервисом доступны все актуальные формы отчетности, всегда под рукой личный календарь бухгалтера.

Обратитесь к нашим специалистам и получите ответы на вопросы, как установить и подключить СБИС.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Планируется расширить полномочия ФНС в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов

Дата: 29.07.2021 | Автор новости: Александр Раптовский

Согласно информации издания «Ведомости», полученной от федеральных чиновников, планируется расширить полномочия ФНС в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов. Инспекции могут получить право оперативно блокировать имущество бизнес-субъектов до окончания налоговой проверки. В настоящее время наложить ограничение на активы должника налоговики могут только после её окончания.

Используя риск-ориентированный подход, налоговые органы выявляют потенциальных должников и проводят проверки их деятельности. Тот факт, что компания уклоняется от обязательств, нужно юридически зафиксировать.

Всё это может растянуться на срок до нескольких лет. И за это время бизнесмены успевают реализовать имущество, вывести деньги и объявить о банкротстве.

За 2 последних года таким образом было сокрыто активов на сумму не менее 170 млрд рублей.

Сейчас у ФНС нет возможности воспрепятствовать этому. Обеспечительные меры – запрет на передачу имущества без согласия налоговых органов и приостановка операций по счетам – могут быть введены в случаях:

  • если по итогу проверки решено привлечь компанию к ответственности;
  • если она не подаёт отчётности.
Читайте также:  Должностная инструкция специалиста по закупкам 44-ФЗ по профстандарту в 2022 году

Чтобы снизить риски вывода активов должником, налоговая служба добивается права фиксировать состав имущества проверяемого объекта.

В бизнес-сообществе к этой информации отнеслись настороженно. Представители Торгово-промышленной палаты, «Опоры России» и «Деловой России» выразили мнение, что такие меры будут слишком жесткими.

Ограничение на распоряжение имуществом, если его введут уже на этапе проверки, серьёзно ужесточит правила игры и поставит бизнес в проигрышное положение.

При этом нельзя исключить, что подозрения налоговиков об уклонении налогоплательщика от исполнения обязательств могут быть ошибочными.

Вместе с тем представители предпринимательства указывают на то, что многое зависит от деталей, которые пока неизвестны.

Например, налоговой службе могут дать полномочия по фиксации состава имущества на начало проверки, а не по его аресту. Цель этого – впоследствии сравнить активы с тем, что останется после завершения проверки.

В таком случае большого ущерба добросовестным налогоплательщикам нанесено не будет.

Способы борьбы ФНС с уклонением от налогов в 2021 году

Ст. 54.1 Налогового Кодекса Российской Федерации носит название «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Её первостепенной задачей по мнению Федеральной Налоговой Службы является противодействие злоупотреблениям, связанным с налоговыми обязательствами, а также предупреждение случаев получения необоснованной налоговой выгоды ввиду незаконного уклонения от налоговых обязательств.

Новые требования к проверке контрагента

Под злоупотреблениями понимаются, например, такие случаи, как законодательно не обоснованные уменьшения либо налоговой базы, либо размера начисления налога. В любом из этих случаев причина заключается в искажении плательщиком налогов сведений о своей хозяйственной жизни или о наличии тех или иных объектов, подлежащих налогообложению.

  • Сокрытие операции – т.е. отказ от отображения в составе основных средств фактически используемой недвижимости под предлогом «недостроя».
  • Отражение ложных показателей по проведённым сделкам – сюда относятся: искажение таких данных, как данных о производимой продукции с целью присвоения ей статуса неподакцизной и умышленное дробление бизнеса.
  • Отражение фиктивных операций, которые в реальности отсутствуют – в эту группу попадают операции с фиктивными контрагентами – подробнее будет рассказано далее.

В случае с каждым конкретным видом злоупотребления существуют свои правила, которыми должны руководствоваться сотрудники налоговых органов, производя доначисление налогов.

Например, в случае с фиктивными операциями они вообще будут исключены из целей налогообложения, а все расходы и вычеты по ним будут аннулированы в полном размере. В остальных случаях налоговому инспектору предстоит провести проверку с целью выявления истинного экономического смысла операции и произвести доначисление налогов.

Способы выявления сделок с фиктивными контрагентами

Одним из главных условий, дающим плательщику налогов право на учёт расходов и использование вычетов, является исполнение обязательств по совершению сделки с надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Согласно разъяснению ФНС это означает, что обязательства должны быть выполнены той стороной договорных отношений, которая приняла на себя данную обязанность.

Целью данного положения является противодействие использованию фиктивных контрагентов и ведению с ними документооборота, т.е.

совершению сделок с компаниями, которые ведут свою деятельность исключительно «на бумаге», не имея реальной финансовой и хозяйственной деятельности, а также не выполняя при оформлении сделки реальных функций.

Фиктивные контрагенты, как правило, нужны исключительно на моменте оформления от их имени документов. Фиктивных контрагентов также называют «техническими» компаниями.

В случае, если налоговым инспектором будет доказан факт того, что компания, с которой была проведена сделка, является «технической», будет произведено доначисление налогов.

Процедура доказательства фиктивности контрагента

Доказательства того, что документооборот по сделке составлен с «технической» компанией, налоговые инспектора ищут самостоятельно. В письмах ФНС подчёркивается, что для закрепления факта участия в сделке «технической» компании, необходимо одновременно несколько косвенных доказательств. Таких как:

  • Отсутствие признаков ведения контрагентом деятельности: отсутствие сотрудников, сайта, информации о какой-либо деятельности фирмы.
  • Отсутствие обязательных условий для исполнения принятых по договору обязательств, т.е. отсутствие штата сотрудников, активов, складских и офисных площадей, разрешающих деятельность документов.
  • Невозможность совершения «техническим» контрагентом операции ввиду его местонахождения и ресурсов.
  • Несоответствие расходных операций по счёту и вида деятельности, по которому проведена спорная сделка.
  • Несоответствие модели поведения участников сделки при вступлении в договорные отношения общепринятым.
  • Нетипичность документооборота по сделке, т.е. заполнение бумаг с ошибками или не полностью.
  • Наличие в документах и договорах условий, которых обычно там не должно быть. Например, смягчение санкций или пролонгированные отсрочки платежей.
  • Сильное отличие цен, указанных в договоре от рыночных.
  • Отсутствие обязательных документов, например, актов о передаче имущества или актов выполненных работ.
  • Отсутствие факта оплаты.
  • Использование при расчётных операциях неликвидных активов, например таких, как небанковские векселя.
  • Отсутствие мер по защите в случае нарушения права: отсутствие претензии, обращений в суд и т.п.
  • Обналичивание и использование денежных средств на нужды плательщика налогов, учредителей и иначе связанных третьих лиц.
  • Возврат денежных средств, перечисленных «техническому» контрагенту, обратно в пользу плательщика налогов или связанным с ним третьим лицам.
  • Нахождение печатей и документации контрагента на территории плательщика.

Налоговые органы владеют всеми необходимыми средствами и полномочиями, необходимыми для выявления подобных обстоятельств. Задача налоговых инспекторов в правильном использовании данных ресурсов и получении от всех участников договорных отношений пояснений.

При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а выяснять полномочия и должностные обязанности каждого опрашиваемого лица максимально детально и подробно, не только проводить осмотры помещений, но и заниматься инвентаризацией имущества фирм.

Доказательства не проявления плательщиком налогов должной осмотрительности

В случае, когда факт участия «технического» контрагента доказан, налоговые инспектора переходят к следующему этапу – сбору доказательств, что плательщик налогов был осведомлён о характере деятельности контрагента, тем самым преследуя цель уклонения от налогов.

Главным доказательством в таком случае станет наличие прямого контакта плательщика налогов и исполнителя договорных обязательств. В случае отсутствия таковых контактов, инспекторы ИФНС проведут проверку факта проявления налогоплательщиком так называемой должной коммерческой осмотрительности при выборе контрагента и заключении сделки.

Налоговая инспекция получит право осуществить доначисления налогов, если документально будут подтверждены следующие факты:

  • Неосведомлённость плательщика  налогов  о фактическом местонахождении контрагента, наличии у него производственных и складских помещений.
  • Отсутствие попыток со стороны налогоплательщика выяснить сведения о контрагенте.
  • Отсутствие анализа сведений о контрагенте из открытых источников налогоплательщиком.
  • Отсутствие у налогоплательщика информации о порядке выбора конкретного контрагента.
  • Отсутствие реального взаимодействия с руководителем или уполномоченными представителями фирмы-контрагента в момент обсуждения условий сделки и подписания договора.
  • Отсутствие документального подтверждения полномочий представителей контрагента в момент заключения сделки.
  • Отсутствие у плательщика налогов информации о существовании контрагента.

Процедура произведения доначисления налогов

После того, как факт участия в сделке «технической» компании-контрагента был доказан, а факт осведомленности в этом налогоплательщика – нет, у налоговых инспекторов возникает право доначисления налогов.

Сама сделка, как правило, не подлежит оспариванию – товаро-денежные отношения имели место быть. Другой вопрос, что обязательства по сделке были выполнены не «техническим» контрагентом, а третьими лицами.

В этом случае все расходы и вычеты, произведенные в отношении фиктивного контрагента аннулируются и замещаются на реальные, соответствующие исполнителю договорных обязательств.

Однако такое возможно только в том случае, если плательщик налогов самостоятельно предоставит все необходимые данные о фактическом контрагенте. В противном случае ИФНС заниматься решением данного вопроса не будет.

Существует исключение. В том случае, когда налоговые органы не оспаривают сам факт расходов, инспекция применяет расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС в этом случае будут полностью анулированны.

Понятие деловой цели и дробления бизнеса

Ещё одним условием для учёта расходов, которое обязательно к выполнению, является цель операции. Таким образом, для того, чтобы налогоплательщик смог получить вычеты, его целью не должна быть налоговая выгода.

Проверять цель, которую преследовал плательщик налогов, Федеральная Налоговая Служба предлагает при помощи так называемого «экспресс-теста», проведение которого станет обязательным для каждой отдельной операции в совокупности сделок, ставших основанием для достижения деловой цели.

На данном этапе налоговые инспектора должны ответить на вопрос о том, произошло бы совершение сделки налогоплательщиком в случае отсутствия других сделок и было ли её основной целью получение налоговой выгоды.

В открытом письме ФНС подчёркивается, что случай невыгодности сделки для плательщика налогов не является отсутствием деловой цели.

Эти же положения применимы и к дроблению бизнеса, которое в налоговой практике часто называют частным случаем операций с отсутствующей деловой целью, но с наличием элементов «технических» компаний. Дополнительные критерии, позволяющие ИФНС выявить факт дробления:

  • Наличие в компаниях одних и тех же сотрудников и ресурсов.
  • Близкое взаимодействие всех лиц сделки.
  • Различные, но взаимосвязанные между собой направления деятельности, составляющие при этом общий производственный процесс, служащий для достижения единого результата.
Читайте также:  Как осуществить смену юридического адреса?

При проведении процедуры доначисления налогов в связи с процедурой дробления бизнеса налоговым инспекторам предписывается установить реальные налоговые обязательства плательщика налогов, т. е. будет произведен учёт не только вменяемых налогоплательщику доходов, но и соответствующих расходов, вычетов по НДС, а кроме того и сумм уже выполненных налоговых обязательств.

Подмена понятий

ФНС обращает внимание на явное предостережение от подмены понятий — переквалификации сделок.

При этом уточняется, что случай когда аналогичный результат мог быть получен при помощи аналогичных сделок не является основанием для переквалификации, даже при наличии налоговой экономии (п. 3 ст. 54.1 НК РФ).

ФНС подчёркивает свободу выбора налогоплательщиком способа достижения результата, учитывающего налоговые последствия и уточняется, что при выборе того или иного способа решающим фактом является наличие экономического смысла и отсутствие признаков искусственности.

Фнс рассказала о новшествах в 2021 году — новости право.ру

Федеральная налоговая служба опубликовала на своем сайте план деятельности на 2021 год, который утвердил министр финансов Антон Силуанов. Помимо совершенствования налогового администрирования, межведомственного взаимодействия, проведения контрольных мероприятий и других аспектов повседневной работы ФНС, в плане указаны и новые инициативы.

В этом году ФНС намерена внедрить цифровую платформу для обмена сведениями о налогоплательщиках при оказании банковских и других финансовых услуг.

Сейчас такая платформа уже действует, но сферу ее применения планируют значительно расширить. Это позволит самим гражданам быстрее получать кредиты.

В рамках взаимодействия с банками служба разработает сервис для упрощенного получения налоговых вычетов для физлиц.

Помимо финансовых организаций, ФНС планирует передавать данные и в заинтересованные госорганы. Для этого тоже создадут цифровую платформу. Данные будут предоставлять в автоматическом режиме и с учетом всех действующих ограничений, пояснили РБК в ведомстве.

Практика Льготы и риски: как обстоят дела с налогами в 2021 году

В текущем году ФНС рассчитывает создать и единый государственный реестр арбитражных управляющих (ЕГРАУ), если соответствующие изменения внесут в законодательство. Планируется и создание реестра задолженности по платежам в бюджет.

На 2021 год также намечена разработка концепции для информационной системы «Налог-4». Одновременно ФНС будет внедрять в эксплуатацию ПО системы предыдущего поколения «Налог-3» и развивать его функционал для бухгалтерской отчетности. Основные работы по запуску «Налог-3» завершились в 2019 году.

В текущем году планируется внедрить новые функции в реестр получателей господдержки среди субъектов малого и среднего бизнеса. Сам реестр создали в 2020-м. Речь идет об аналитическом функционале, который позволит оперативно корректировать меры поддержки.

ФНС также разработает порядок рассмотрения жалоб по видеоконференцсвязи. Утвердить его планируют в июле 2021 года. Ведомство должно утвердить формат электронной доверенности.

Что это значит

Руководитель налоговой практики юркомпании Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Природные ресурсы/Энергетика
Юрий Мирзоев выделил несколько пунктов в годовом плане ФНС. Во-первых, мониторинг результатов досудебного урегулирования споров.

По мнению Мирзоева, очень важно и хорошо, что ФНС внедряет новый подход по работе с жалобами налогоплательщиков, который позволит не просто исправлять ошибки нижестоящих органов, а в принципе снизить конфликтность при взаимодействии плательщиков и налоговых органов. С ним согласен партнер Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование Профайл компании
Алексей Артюх: ФНС явно настроена не только упорядочить решение споров, но и разобраться в причинах их возникновения.

Мирзоев также отметил план создания федерального регистра сведений о населении. Это позволит не только ввести прогрессивные налоги, но и «налог на расходы».

В таком реестре можно учитывать имущество, накопления и активы в российских и зарубежных банках и нефинансовых организациях (остатки на счетах, стоимость портфелей ценных бумаг, страховки и т. п.), а также расходы – как минимум по тратам через банковские счета и снятие наличных.

Следовательно, налоговая сможет сопоставлять официально декларируемые доходы и расходы каждого физлица, а в случае существенного расхождения и отсутствия достаточных доходов других членов семьи задавать вопросы об источнике средств, указал руководитель налоговой практики юркомпании Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Природные ресурсы/Энергетика
Мирзоев.

«Уже можно констатировать, что ФНС превратилось в «сверх-орган», который выполняет в том числе и не возложенные на него задачи», – прокомментировал Мирзоев планы по расширению взаимодействия налоговой с другими госорганами.

С ним не согласен партнер Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование Профайл компании
Алексей Артюх: по его словам, не свойственных налоговикам функций в плане нет. В целом глобальных революций в годовом плане ФНС нет, хотя виден эффект последних налоговых изменений. 

Годовой план ФНС соответствует прежним трендам на цифровизацию и автоматизацию, считает юрист. Он отметил, что АИС «Налог-3» выходит на «финишную прямую». В системе будет аккумулирована информация о налогоплательщиках и их обязательствах, включая данные международного автообмена финансовой информацией. Это важный этап в развитии информационных инструментов ФНС, полагает юрист.

К другим проявлениям цифровизации относятся прослеживаемость товаров, которая заработает в середине года, и создание внутреннего программного обеспечения, посвященного досудебному разрешению споров. Усиление взаимодействия с ФТС – тоже веха времени. Лучшие практики и опыт налоговиков постепенно воспринимаются таможенными органами, подчеркнул Артюх. 

Внедрение цифровых технологий в налоговое администрирование уже показало положительные результаты, отметил Владимир Красильников, руководитель финансового дивизиона и партнер Федеральный рейтинг.

группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании
. Существенно уменьшились издержки, собираемость налогов повысилась, а пользоваться сервисами и услугами службы стало гораздо удобнее. Красильников указал, что значительное расширение функционала по обмену сведениями о налогоплательщиках даст госорганам и финансовым организациям более полное представление о физическом или юридическом лице. Сейчас на обработку множества запросов с той же целью, как правило, уходит много времени.

Интересно, что уже началась разработка концепции АИС «Налог-4», поскольку систему предыдущего поколения ввели в эксплуатацию только в 2019 году, говорит Красильников. Судя по списку мероприятий, «Налог-4» пока не станет заменой прошлой версии: на развитие и устойчивую работу «Налог-3» направлены многие пункты годового плана.

В плане ФНС интересно указание на реализацию отраслевых проектов по пресечению схем уклонения от уплаты налогов в сельскохозяйственной отрасли и в транспортной сфере, считает управляющий партнер Региональный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании
Мария Ильяшенко. «Несмотря на то, что в плане говорится о развитии методологической базы, на практике мы почувствовали усиление и контрольной составляющей в этих сферах бизнеса», – отметила она.

Налогоплательщики наверняка ощутят эффект от развития автоматизированного контроля применения контрольно-кассовой техники и прослеживаемости товаров.

Ильяшенко удивило, что в планах ФНС ничего не говорится о развитии и совершенствовании АСК ДФЛ, который в конце прошлого года должны были ввести в промышленную эксплуатацию во всех субъектах страны.

Этот комплекс вообще представляет «темную лошадку», считает юрист.

Несмотря на то, что он, скорее всего, затронет интересы большинства налогоплательщиков, информации о нем крайне мало, в том числе и в официальных сообщениях налоговой службы.

Партнер Федеральный рейтинг.

группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании
Владимир Красильников отметил важность планов по оптимизации работы ФНС с субъектами МСП, особенно на фоне последствий пандемии. Важной представляется и работа службы по федеральному проекту «Цифровое государственное управление», отметил он.

Читайте также:  Когда платить налоги на УСН, если ИП открыто в конце октября?

[в 17:00 по мск новость дополнена ми экспертов]

Как ФНС будет бороться с уклонением от налогов в 2021 году

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами?

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания.

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  1. нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  2. нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  3. «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  4. расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  5. поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  6. документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  7. в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  8. цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  9. нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  10. нет оплаты;
  11. в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  12. не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  13. обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  14. деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  15. печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения.

При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого.

И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность.

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  1. налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  2. налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  3. налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  4. у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  5. нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  6. отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  7. у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги.

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой.

В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы.

Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса.

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели.

Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода.

При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  1. одни и те же работники и ресурсы;
  2. тесное взаимодействие всех участников схемы;
  3. разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок.

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

НДС-разрывы.

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.

Получить бесплатный доступ к интернет бухгалтерии

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *