Минфин утвердил новый стандарт контроля

Минфин утвердил новый стандарт контроля

Новый федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финконтроля регламентирует порядок назначения и проведения проверок, ревизий и обследований, а также оформления их результатов.

Стандарт нужно применять в отношении контрольных мероприятий, которые начаты 24 августа и позднее. С 2021 года Минфин утвердит единые формы акта проверки (ревизии) и заключения, которое оформляется по результатам обследования.

  • В какой срок передаются документы в ходе контроля
  • Документы (копии), которые оформляются при назначении и проведении контрольных мероприятий, проверяющие должны вручить или направить проверяемому в следующие сроки:
  • ⦁ копия приказа (распоряжения) органа контроля о назначении такого мероприятия — не позднее 24 часов до даты его начала;⦁ запрос проверяемому — не позднее дня, следующего за днем подписания этого документа;⦁ справка о завершении контрольных действий — не позднее последнего дня срока их проведения;
  • ⦁ иные документы — не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.

При камеральной проверке ответить на запрос контролеров о представлении документов, информации и материалов нужно в течение 10 рабочих дней со дня его получения. При выездной проверке, ревизии, обследовании или встречной проверке контролеры сами установят такой срок, однако он не может быть менее 3 рабочих дней.

Если запрошены пояснения, контролеры определят срок не менее 1 рабочего дня. На предоставление им доступа к информационным системам у проверяемого будет не менее 3 рабочих дней.

  1. Если не ответить на запрос вовремя, ответить не в полном объеме или не ответить вовсе, контролеры в течение 3 рабочих дней составят об этом акт.
  2. Во время контрольных мероприятий проверяющие могут изучать:
  3. ⦁ финансовые, бухгалтерские и отчетные документы;⦁ документы о планировании и проведении госзакупок;⦁ иные документы, содержащие информацию о деятельности проверяемого, в том числе документы, полученные в ходе встречных проверок, обследований или на основании официальных запросов от иных организаций;
  4. ⦁ данные информационных систем.

Они также могут проводить осмотр, инвентаризацию, наблюдение, пересчет, контрольные обмеры и совершать другие действия по контролю, в том числе проводить исследования, испытания, измерения и совершать иные действия, требующие специальных знаний (навыков).В ходе проверки может быть назначена экспертиза. Ее поручают провести независимому эксперту или иному специалисту. Его экспертное заключение прилагается к акту или заключению по итогам контрольного мероприятия.

При проведении контрольных действий проверяющие могут использовать фото-, видео- и аудиотехнику, а также иные виды техники и приборов (в том числе измерительных).

Проверяющие вправе неоднократно приостанавливать контрольное мероприятие (например, на период проведения встречных проверок или обследований). При этом общий срок приостановлений не может превышать 2 лет.

Какими сроками ограничена продолжительность контрольных мероприятий

По общим правилам камеральная проверка может длиться не более 30 рабочих дней, выездная проверка или ревизия — не более 40 рабочих дней. Проверяющие могут продлить эти сроки: для камерального контроля — до 50 рабочих дней, а для выездного — до 60.

Если в ходе контрольных мероприятий невозможно получить необходимую информацию (документы, материалы), дополнительно могут назначить обследование либо встречную проверку. Их продолжительность также регламентирована стандартом — не более 20 рабочих дней. При этом обследование контролеры вправе продлить на 20 рабочих дней, а встречную проверку — на 15.

Если обследование проводится отдельно от других контрольных мероприятий, то его срок ограничен 40 рабочими днями и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.

Как проверяющие оформляют результаты контрольных мероприятий

Результаты проверок и ревизий должны быть оформлены не более чем за 15 рабочих дней после их окончания. Такой же срок установлен для встречных проверок и обследований, которые провели в рамках другого контрольного мероприятия. Результаты иных обследований оформляют не позднее последнего дня срока их проведения.

Акты и заключения не должны содержать:

  • информацию, которая не относится к теме контрольного мероприятия либо не соответствует проверяемому (обследуемому) периоду. Она допустима, только если нужна для понимания сути нарушений;
  • бездоказательные выводы, сведения и информацию;
  • морально-этическую оценку действий сотрудников объекта контроля.

Также при оформлении актов и заключений проверяющие обязаны соблюдать следующие требования:

  • результаты контрольного мероприятия должны излагаться последовательно в соответствии с вопросами, которые указаны в приказе (распоряжении) о его назначении, в объеме, необходимом для формирования выводов по результатам контроля;
  • в описании каждого нарушения должны быть указаны положения законодательных и иных НПА, правовых актов, являющихся основаниями предоставления бюджетных средств, которые нарушены, периоды, в которых нарушение допущено, в чем оно выражается и какова его сумма (при наличии);
  • специальные термины и сокращения должны быть объяснены.

Контролеры могут дополнять документ приложениями, например экспертным заключением.

Акт или заключение составят в одном экземпляре. Копию документа направят проверяемому. Последний вправе представить письменные замечания, возражения и пояснения в ответ на акт или заключение. Сделать это он может в течение 15 рабочих дней со дня получения копии акта (заключения).

Федеральные стандарты бухучёта: что изменится для бизнеса с 1 января 2022 года

С начала 2022 года в России появятся сразу четыре новых федеральных стандарта бухгалтерского учёта. Эти стандарты утвердил Минфин РФ, и если их проигнорировать, можно получить штраф.

Из нашей статьи вы узнаете, кому можно не применять федеральные стандарты, какие правила бухучёта уходят, а какие — появляются.

Если торопитесь, переходите в раздел «Статья за 30 секунд». В нём мы кратко пересказали самое главное про новые правила.

Что такое федеральные стандарты бухучёта

Федеральные стандарты бухгалтерского учёта (сокращённо ФСБУ) — это нормативные документы, которые регулируют бухучёт, так гласит федеральный закон №402-ФЗ от 6 декабря 2011 года. Утверждает ФСБУ Минфин России.

Федеральные стандарты в России сначала утвердили для бюджетной сферы, а теперь процесс добрался и до коммерческих компаний.

Этот процесс тянется несколько лет, его цель — подтянуть российские правила бухучёта под международные стандарты финотчётности. Сейчас ФСБУ заменяют собой положения о бухгалтерском учёте (ПБУ), которые используют бухгалтеры сейчас.

Другие ФСБУ просто начинают регулировать сферы, для которых стандартов не было, например, документооборот в бухучёте.

Ирина Смирнова, управляющий партнёр и генеральный директор ООО «Ваш Бухгалтер», основатель Лиги Защиты Бизнеса Федеральные стандарты бухгалтерского учёта Закон N 402-ФЗ определяет, как основные документы в области регулирования бухгалтерского учёта, подлежащие обязательному применению.

Утверждение ФСБУ относится к компетенции Минфина России, а их разработкой для организаций коммерческой сферы вправе заниматься любой негосударственный регулятор бухгалтерского учёта. Федеральные стандарты для организаций госсектора разрабатывает сам Минфин России.

Такое же правило касается и случая, если для организаций коммерческой сферы разработку соответствующего ФСБУ не взял на себя ни один из субъектов негосударственного регулирования.

Какие федеральные стандарты бухучёта для бизнеса действуют сейчас

Для коммерческих компаний сейчас действует один федеральный стандарт бухучёта — ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Этот стандарт Минфин России утвердил приказом №180н от 15 ноября 2019 года, обязательным для применения он стал с 1 января 2021 года. Не применять этот стандарт могут только микропредприятия, имеющие право на упрощённый учёт.

Они признают стоимость запасов в составе расходов в момент приобретения. Также можно не применять стандарт к запасам для управленческих нужд.

Согласно ФСБУ 5/2019 «Запасы» — это активы, которые используются в течение обычного операционного цикла компании или в течение 12 месяцев.

Этот стандарт установил новый порядок учёта товаров, готовой продукции, незавершённого производства, и отнесения активов к запасам. Также стандарт отменил отдельный учёт спецпредметов, они учитываются в общем порядке.

Все нюансы того, как применять ФСБУ «Запасы» указаны в приказе на сайте Минфина РФ, ознакомиться с ним можно по этой ссылке.

Индивидуальные предприниматели могут не вести бухучёт, если отчитываются в налоговую службу по всем правилам. Поэтому им не нужно применять стандарты бухучёта. Но если ИП хочет вести полную бухгалтерскую отчётность, это не запрещено.

Какие стандарты бухучёта начнут действовать с 1 января 2022 года

С 2018 года Минфин утвердил четыре новых федеральных стандарта бухучёта. На некоторые из них компании могли по желанию перейти в 2021 году. Но обязательными для коммерческих организаций новые ФСБУ станут с 1 января 2022 года. 

Вот о каких стандартах идёт речь:

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды»

Этот стандарт стал первым, который Минфин РФ утвердил для коммерческих компаний. С начала 2022 года его должны применять все коммерческие организации, если из условий договора следует, что они предоставляют или получают имущество во временное пользование за плату.

Есть исключения, когда стандарт применять не нужно:

  • для участков недр под геологическое изучение и добычу полезных ископаемых,
  • для объектов концессионного соглашения,
  • для результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых они выражены.
Читайте также:  Как получить документы после регистрации ООО через интернет?

Не все договоры, в которых есть слово «аренда» попадают под новый стандарт. Теперь вместо «имущества» учитывается «объект учёта аренды». Он должен соответствовать всем четырём условиям:

  1. имущество предоставляется на указанный в договоре срок,

  2. предмет аренды чётко идентифицируется из договора,

  3. арендатор может использовать предмет аренды для получения прибыли,

  4. арендатор сам определяет, как использовать предмет аренды, исходя из его технических характеристик.

По ФСБУ, арендатор в учёте отражает аренду только как операционную. А арендодатель делит аренду на операционную и финансовую. Все нюансы того, как применять ФСБУ Бухгалтерский учёт аренды» указаны в приказе на сайте Минфина РФ, ознакомиться с ним можно по этой ссылке.

ФСБУ 06/2020 «Основные средства»

ФСБУ «Основные средства» пришёл на замену ПБУ 6/01. Этот стандарт внёс много изменений в работу бухгалтеров. Ключевое из них — самостоятельное определение компаниями лимита стоимости основных средств с учётом критерия существенности. Раньше этот лимит равнялся 40 тыс.руб., а всё, что выше не попадало под «малоценные основные средства».

Все нюансы того, как применять ФСБУ «Основные средства» указаны в приказе на сайте Минфина РФ, ознакомиться с ним можно по этой ссылке.

ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»

ФСБУ «Капитальные вложения», как и «Основные средства», пришёл на смену ПБУ 6/01. Оба стандарта Минфин утвердил одним приказом.

Стандарт «Капитальные вложения» также вносит множество изменений в деятельность бухгалтеров. Теперь понятие «Капитальные вложения» относится к основным средствам. А ФСБУ 26/2020 уточнил перечень затрат, которые формируют их первоначальную стоимость. К ним относят затраты на приобретение, создание, улучшение и восстановление объектов основных средств. 

Все нюансы того, как применять ФСБУ «Капитальные вложения» указаны в приказе на сайте Минфина РФ, ознакомиться с ним можно по этой ссылке.

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте»

ФСБУ 27/2020 стал первым в России стандартом, который регламентирует документооборот в бухучёте. Этот стандарт по сути утвердил, сильно не меняя, действующие правила документооборота.  

Из нового — теперь к документам бухгалтерского учёта относятся не только первичные документы, а ещё и бухгалтерские регистры. Документы бухучёта должны составляться на русском языке или с построчным переводом с иностранного. А хранить документы требуется в том виде, в котором они поступили — или в бумажном, или в электронном. Оцифровывать бумажные версии для хранения запретили. 

Все нюансы того, как применять ФСБУ «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте» указаны в приказе на сайте Минфина РФ, ознакомиться с ним можно по этой ссылке.

Важно. Компании, которые применяют упрощённый учёт, могут применять новые ФСБУ с послаблениями — они описаны в каждом стандарте.

Что грозит, если нарушить порядок работы со стандартами бухучёта

С 1 января 2022 года ФСБУ станут обязательными для компаний, вести бухучёт придётся в соответствии с ними. Если нарушить правила, то можно попасть под ответственность ст. 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учёту». 

А если точно не хотите допустить ошибок в бухучёте — отдайте его на аутсорс или воспользуйтесь специальными сервисами. Например, «Облачной бухгалтерией» от Делобанка. Сервис позволяет рассчитать налоги, сформировать и отправить отчётность.

Ирина Смирнова, управляющий партнёр и генеральный директор ООО «Ваш Бухгалтер», основатель Лиги Защиты БизнесаВ каждом ФСБУ прописана своя ответственность за нарушение организациями.

Например, в ФСБУ 27/2021 прописано, что срок хранения подлинников документов бухгалтерского учёта от 5 лет после отчётного периода. И при нарушении этих сроков организации грозит административная ответственность. А именно штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

А повторное нарушение влечёт штраф от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию должностного лица на срок от года до двух лет (ч. 1, 2 ст. 15.11 примечание 1 к ст. 15.11 КОАП РФ).

Статья за 30 секунд

  • С 1 января 2022 года все коммерческие компании должны применять федеральные стандарты бухучёта — 25/2018 «Бухучёт аренды», 06/2020 «Основные средства», 26/2020 «Капитальные вложения» и 27/2021 «Документы и документооборот в бухучёте».
  • Для компаний, которые ведут учёт по упрощённой схеме, предусмотрены поблажки — они могут не применять часть пунктов, утвержденных некоторыми стандартами.
  • Стандарты «Основные средства» и «Капитальные вложения» заменяют действующее сейчас положение о бухучёте. А стандарты «Бухгалтерский учёт аренды» и «Документы и документооборот в бухучёте» — новые.
  • Если не следовать новым ФСБУ, то можно получить штраф за нарушение требований к бухучёту.

Мария Воронова

Как изменится система внутреннего контроля с 2020 года и кому понадобится штатный аудитор

С 2020 года меняются правила внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Читайте, как применять эти изменения, какие документы издать, а какие отменить. Из статьи вы узнаете, правда ли, что теперь можно не вести журналы и карты внутреннего контроля.

Почему внутренний контроль так и не стал эффективным

У главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) и администраторов бюджетных средств в этом году есть два бюджетных полномочия: проводить внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний финансовый аудит (ВФА).

Документ: Чтобы повысить эффективность внутреннего финансового контроля и аудита, законодатели внесли изменения в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ)

  • В ходе внутреннего финансового контроля проверяют:
  • — соблюдаются ли процедуры составления и исполнения бюджета; 
    — верно ли формируется отчетность и ведется бюджетный учет; 
  • — насколько эффективно используются бюджетные средства.
  • Для реализации внутреннего контроля администраторы ведут массу документов: перечни бюджетных операций, карты и журналы внутреннего контроля, перечни должностных лиц, ответственных за осуществление контроля.

При внутреннем финансовом аудите оценивают надежность внутреннего финансового контроля, подтверждают достоверность отчетности и вносят предложения о повышении эффективности использования бюджетных средств. То есть отдельные цели ВФК и ВФА схожи.

Так, аудиторы при проверках смотрят карты и журналы внутреннего контроля. Если эти карты и журналы не заполнены, делают вывод, что контроль на низком уровне или не ведется вовсе. Если исполнитель бюджетных процедур не согласен с этим, от него требуют подтверждения того, что контроль все же был.

Именно такие моменты сделали внутренний финансовый контроль в большинстве случаев неэффективным. Сыграл роль и тот факт, что отражать в журналах внутреннего контроля ошибки опасно.

На заметку: При ВФК сейчас трудозатраты связаны в основном с формированием документов, а не с самой проверкой

ПРИМЕР 1. Казенное учреждение по результатам внутреннего контроля обнаружило ошибку в учете.

Эту ошибку в журнале внутреннего контроля не отразили, так как побоялись, что при внешней проверке ревизоры отметят ее в своем акте. За совершенную ошибку к главбуху могут применить административную ответственность, а также ему могут указать на неосуществление внутреннего контроля.

Из-за того, что в настоящее время исполнители бюджетных процедур сами проверяют свои бюджетные процедуры и операции, они не способны объективно оценить все бюджетные риски. В результате учреждение не располагает полной информацией о выявляемых нарушениях и недостатках. Именно поэтому потребовалось внести изменения в Бюджетный кодекс в части контроля и аудита (см. шпаргалку ниже).

Шпаргалка

Почему потребовались изменения

Отменили внутренний контроль или нет

С 2020 года внутренний финансовый контроль как отдельное полномочие не будет существовать — останется только внутренний финансовый аудит. Но это не означает, что ВФК отменили и его не надо проводить вовсе. Ключевые изменения смотрите в перечне 1.

Перечень 1. Что изменилось в части внутреннего контроля и аудита

  • ВФК исключили из отдельных бюджетных полномочий, он стал отдельным элементом бюджетных процедур
  • Отменили отдельные формализованные процедуры и документы при осуществлении ВФК
  • Требования к контрольным действиям учреждение теперь определяет самостоятельно
  • Внутренний аудитор определен в качестве координатора мероприятий по повышению надежности ВФК через систему управления бюджетными рисками
  • В представлениях и предписаниях органы госфинконтроля больше не будут указывать на устраненные нарушения, выявленные в рамках ВФК и ВФА

С будущего года упростится нормативная правовая схема регулирования внутреннего контроля. В этом году внутренний финансовый контроль на федеральном уровне ведут по правилам, определенным постановлением Правительства от 17.03.2014 № 193.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований приняты свои порядки, распространяющиеся, как правило, и на казенные учреждения. С нового года такого регулирования не будет: эти нормативные документы отменят. Как проводить внутренний контроль, администраторы будут решать самостоятельно. Есть вариант оставить все карты и журналы контроля.

Второй вариант — отменить все внутренние порядки и издать новый приказ, в котором прописать, каким образом осуществлять ВФК.

Важная деталь: Определите порядок формирования аудиторских групп, включая порядок назначения руководителя аудиторской группы, а также привлечения к проведению мероприятий ВФА должностных лиц ГАБС и экспертов

Появятся федеральные стандарты внутреннего финансового аудита (ч. 5 ст. 160.2-1 БК).

Сначала их будет шесть, затем в течение следующего года Минфин выпустит методические рекомендации к некоторым стандартам и утвердит еще три стандарта (см. перечень 2).

Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе этих стандартов должны издать свой ведомственный (внутренний) акт. Проще говоря, инструкцию, как проводить аудит.

Перечень 2. Стандарты по внутреннему финансовому аудиту

Вводятся с 1 января 2020 года Вводятся до 31 декабря 2020 года
«Определения, принципы и задачи ВФА» «Реализация результатов ВФА»
«Основания и порядок организации ВФА» «Подтверждение достоверности бюджетной отчетности»
«Порядок передачи полномочий по ВФА»
«Права и обязанности должностных лиц, работников при осуществлении ВФА» «Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств»
«Планирование, определение объема работ и формирование программы аудиторской проверки»
«Проведение внутреннего финансового аудита»
Читайте также:  Должен ли единственный учредитель, он же директор ООО проходить обучение охране труда?

Как организовать внутренний аудит с 2020 года

Важная деталь: В рамках своей подведомственной сетки полномочия администратора бюджетных средств по ВФА передать можно, а за ее пределами – нет. ГАБС проводит ВФА самостоятельно, передавать такие полномочия кому-либо он не вправе

Главный администратор бюджетных средств и администраторы бюджетных средств могут организовать ВФА четырьмя способами.

1. Создать отдел, который будет заниматься непосредственно вопросами аудита.

2. Назначить должностное лицо, которое будет заниматься вопросами аудита и подчиняться непосредственно руководителю. Причем это может быть как аудитор по основной должности, так и сотрудник, выполняющий обязанности аудитора.

В последнем случае он не должен проверять свою же работу и иметь личную заинтересованность. Например, если на основной работе человек занимается доходами, он может проверить расходы.

Если аудитор не может проверить какой-либо участок, он вправе привлечь специалиста со стороны.

3. Передать полномочия проводить ВФА своему главному администратору бюджетных средств либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. В таком случае можно заключить соглашение о передаче полномочий — его форма будет приведена в методических рекомендациях по проведению ВФА.

Второй вариант — подписать протокол либо гриф (лист) согласования. Третий — написать служебное письмо о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Четвертый — завизировать решение о передаче у руководителя ГАБС, принимающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, и у руководителя администратора бюджетных средств, передающего указанные полномочия.

4. Ввести ограниченную систему организации аудита. Если решили выбрать этот способ, руководитель должен издать приказ и в нем оговорить основные моменты внутреннего финансового контроля.

Последние два варианта подходят не всем администраторам бюджетных средств, а только тем, у кого нет ресурсов создавать отдел аудита и кто не может найти человека, который бы выполнял функции аудитора. Пройдите тест, который мы разместили выше. Узнайте, может ли ваше учреждение передать полномочия по аудиту или ввести ограниченную систему аудита.

Тест. Как организовать внутренний аудит

  • Есть ли у вашего учреждения возможность образовать отдел внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости?

— да

— нет

  • Есть ли у учреждения необходимые и достаточные ресурсы, чтобы осуществить вну­тренний финансовый аудит, в том числе трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, которые способны обеспечить качественный ВФА?

— да

— нет

  • Есть ли в учреждении работники, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, навыками и компетенциями, чтобы провести внутренний финансовый аудит, которые смогут беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода выполнять свои обязанности?

— да

— нет

  • Выполняет ли ваше учреждение только однотипные внутренние бюджетные процедуры и операции, в отношении которых бюджетные риски минимизированы, а уровень бюд­жетных рисков низкий и не может оказать воздействие на результаты выполнения этих внутренних бюджетных процедур?

— да

— нет

Результат

Если хотя бы на один вопрос вы ответили «да», ваше учреждение может передать полномочия по внутреннему финансовому аудиту своему ГАБС либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. А также руководитель вашего учреждения может ввести ограниченную систему организации аудита.

Чем будет заниматься внутренний аудитор

Внутренний аудитор будет не только проверять, проводится ли ВФК в учреждении, но и вносить предложения по его организации. То есть с исполнителя бюджетных процедур на аудитора переложили максимум работы по оценке контроля, по его организации, по оценке бюджетных рисков.

Важная деталь: Именно аудитор с 2020 года станет координатором ВФК

Аудитор должен выявить, какие бюджетные процедуры в учреждении выполняют с нарушениями или недостатками. И на основании этого оценить бюджетные риски и предложить способы минимизировать их. Для внутреннего финансового аудита ввели новый документ — реестр бюджетных рисков. Как его сформировать, рассмотрим на примере.

ПРИМЕР 2. Аудитор собрал все карты контроля со структурных подразделений учреждения.

Составив на их основе одну карту, он проанализировал все акты внешних ревизий, которые учреждение получало после проверок. Взяв перечень типовых нарушений, подготовленный казначейством, аудитор расписал все операции, проводимые в учреждении, вплоть до исполнителя.

Сопоставив данные, он присвоил каждой операции степень риска. В результате получился реестр рисков, из которого видно не только что это за операция, но и кто ее осуществляет, какие есть бюджетные риски и какие меры необходимо принять для их минимизации. 

Новый ФСБУ 27/2021: какие требования обязательны при составлении и хранении документов бухучета

Требования ФСБУ 27/2021 касаются всех организаций и предпринимателей, за исключением тех, кто занят в бюджетной сфере.

Стандарт станет обязательным с 1 января 2022 года, но добровольно его можно начать применять и до указанной даты.

Бухгалтерские документы и документооборот

В пункте 2 ФСБУ 27/2021 закреплено, что к документам бухгалтерского учета относятся первичные учетные документы и регистры бухучета.

Напомним, что все факты хозяйственной жизни должны быть подтверждены первичными документами. Состав таких документов определяет налогоплательщик. Выбранные способы отражения операций и формы первичных документов фиксируются во внутреннем документе, который называется учетная политика. Подробнее см. «Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры».

Получить образец учетной политики для небольшого ООО Получить бесплатно

Под документооборотом в бухучете понимается движение документов в организации или у ИП с момента их составления до завершения исполнения. В частности, до использования для составления бухотчетности, помещения в архив.

Требования к документам

На каком языке составлять документы

Согласно стандарту, документы бухучета составляются на русском языке. Если первичный документ написан на иностранном языке, то он должен содержать построчный перевод.

Исключение — ситуация, когда в месте ведения деятельности за пределами РФ законодательство обязывает составлять документы на языке данной страны.

В таком случае только регистр бухучета должен содержать построчный перевод (п. 5, 6 ФСБУ 27/2021).

Какую валюту указывать в регистрах

По общему правилу суммы в регистрах бухучета указываются в рублях, независимо от места ведения деятельности и от того, какая валюта используется в операции. Но если стоимость объектов бухучета выражена в иностранной валюте, то записи в регистрах делаются одновременно и в валюте, и в рублях (п. 7 ФСБУ 27/2021).

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Как составлять «первичку»

Датой составления первичного документа считается день его подписания лицами, совершившими сделку, операцию и ответственными за ее оформление, либо лицами, ответственными за оформление совершившегося события. В документе обязательно указывают дату совершения факта хозяйственной жизни, если она отличается от даты составления (п. 8 ФСБУ 27/2021).

Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

При составлении «первички» допускается, в частности:

  • оформлять несколько связанных фактов хозяйственной жизни одним первичным учетным документом;
  • оформлять длящиеся операции (начисление процентов, амортизация активов и проч.), а также повторяющиеся факты хозяйственной жизни (например, поставка товара партиями в разные даты по одному долгосрочному договору) с определенной периодичностью (например, сутки, неделя, месяц, квартал), при условии их составления на отчетную дату.

Помимо обязательных реквизитов (их перечень приведен в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ), в «первичку» можно включать дополнительные сведения. При этом установлено, что если первичный документ оформлен на основании другого, то указание на этот оправдательный документ является обязательным (п. 12 и подп. «в» п. 8 ФСБУ 27/2021).

Перечень лиц, имеющих право подписывать документы бухучета, устанавливается руководителем экономического субъекта (п. 16 ФСБУ 27/2021).

Правильность отражения объектов бухучета в регистрах обеспечивают лица, которые их составили и подписали (п. 11 ФСБУ 27/2021).

Получать «первичку» от клиентов, вести учет и сдавать отчетность через веб‑сервис

Какой электронной подписью заверять «первичку»

Как известно, первичный документ может быть составлен как на бумаге, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Согласно пункту 17 комментируемого стандарта, виды электронной подписи документов бухучета устанавливаются самой организацией из числа тех, что предусмотрены Федеральным законом от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Но только в том случае, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи не установлено федеральным законом или нормативным правовым актом.

Если необходимо, чтобы документ завизировали несколько сторон, то вид электронной подписи определяется соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Напомним, что статьей 5 Закона № 63-ФЗ предусмотрено три вида электронной подписи: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная. Также см. «Поправки в закон об электронной подписи: облачная ЭП, цифровой нотариус и выдача сертификатов по новым правилам».

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Как исправлять ошибки в бумажном документе

Также в новом стандарте прописан порядок исправления ошибок в «первичке» и регистрах.

Так, если документ составлен на бумаге, то нужно зачеркнуть чертой неверный текст или сумму и сверху указать корректные сведения. При этом зачеркивать необходимо так, чтобы можно было прочитать неправильный текст или сумму. Замазывать и стирать записи нельзя.

В скорректированном документе нужно написать «Исправлено», проставить дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный документ или ответственных за ведения регистра. Также надо указать их должности, фамилии и инициалы, либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц (п. 19, 21 ФСБУ 27/2021).

Как исправлять ошибки в электронном документе

Электронный первичный документ допускается исправлять путем составления нового документа. При этом нужно указать, что он заменяет первоначальный.

Также скорректированный документ должен содержать дату исправления и электронные подписи лиц, которые его составили, с указанием реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (п. 20 ФСБУ 27/2021).

При этом дополнительно установлено, что «средства воспроизведения нового документа должны обеспечить невозможность использования его отдельно от первоначального».

Исправлять регистры бухучета можно как сторнировочными, так и дополнительными записями (п. 22 ФСБУ 27/2021).

Читайте также:  Законодатели планируют упростить порядок выхода участников из ООО

Хранение документов

Документы бухучета должны храниться в том виде, в котором они были составлены. Перевод бумажной «первички» в электронный вид для последующего хранения не допускается (п. 24 ФСБУ 27/2021).

В случае утраты документов (в частности, гибели, пропажи), а также их порчи необходимо принять все возможные меры по их восстановлению (п. 27 ФСБУ 27/2021).

Также см. «Сроки хранения бухгалтерских и кадровых документов в организации в 2021 году: таблица».

Стандарты и правила аудита

Аудиторская деятельность ведется в соответствии со стандартами, устанавливающими общие принципы и требования к организации и осуществлению аудиторской деятельности.

Данные стандарты являются обязательными для применения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании ими аудиторских услуг и сопутствующих аудиту услуг.

В той части, в которой стандарты затрагивают деятельность аудируемых лиц, они являются обязательными также и для этих лиц.

На территории Российской Федерации применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Федеральные стандарты установлены Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации на основе международных стандартов аудита.

Стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов определяются требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг.

При этом стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, и работников, разработавших их.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает переход на международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Положением о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576.

В настоящее время на территории Российской Федерации обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются:

9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (утверждены приказами Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н , от 20 мая 2010 г. № 46н , от 17 августа 2010 г. № 90н и от 16 августа 2011 г. № 99н);

29 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696, с последующими изменениями).

  • Кроме того, Советом по аудиторской деятельности рекомендованы к применению 2 правила (стандарта) аудиторской деятельности: «Проверка прогнозной финансовой информации» и «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
  • Контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами стандартов аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов (в отношении своих членов), а в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» – также Федеральное казначейство.
  • Перечень федеральных стандартов аудиторской деятельности, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации, и правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации
№стан-дарта Наименование стандарта Нормативный правовойакт Дата введения в действие
ФСАД 1/2010 Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н 17 августа 2010 г.
ФСАД 2/2010 Модифицированное мнение в аудиторском заключении Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н 17 августа 2010 г.
ФСАД 3/2010 Дополнительная информация в аудиторском заключении Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н 17 августа 2010 г.
ФСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля Приказ Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н 9 июля 2010 г.
ФСАД 5/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита Приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90н 8 февраля 2011 г.
ФСАД 6/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита Приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90н 8 февраля 2011 г.
ФСАД 7/2011 Аудиторские доказательства Приказ Минфина России от 16 августа 2011 г. № 99н 10 января 2012 г.
ФСАД 8/2011 Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам Приказ Минфина России от 16 августа 2011 г. № 99н 30 октября 2011 г.
ФСАД 9/2011 Особенности аудита отдельной части отчетности Приказ Минфина России от 16 августа 2011 г. № 99н 30 октября 2011 г.
1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 8 октября 2002 г.
2 Документирование аудита Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 8 октября 2002 г.
3 Планирование аудита Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 8 октября 2002 г.
4 Существенность в аудите Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 8 октября 2002 г.
7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 16 декабря 2008 г.
8 Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 16 декабря 2008 г.
9 Связанные стороны Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 16 декабря 2008 г.
10 События после отчетной даты Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 22 июля 2003 г.
11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 22 июля 2003 г.
12 Согласование условий проведения аудита Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 26 октября 2004 г.
16 Аудиторская выборка Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 26 октября 2004 г.
17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
19 Особенности первой проверки аудируемого лица Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
20 Аналитические процедуры Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
21 Особенности аудита оценочных значений Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 16 декабря 2008 г.
23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
26 Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
28 Использование результатов работы другого аудитора Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
29 Рассмотрение работы внутреннего аудита Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
31 Компиляция финансовой информации Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
32 Использование аудитором результатов работы эксперта Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 12 августа 2008 г.
33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 12 августа 2008 г.
34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 12 августа 2008 г.
б/н Проверка прогнозной финансовой информации Протокол заседания Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 20 августа 1999 г. № 5 20 августа 1999 г.
б/н Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций Протокол заседания Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 20 октября 1999 г. № 6 20 октября 1999 г.

Документы по теме: Стандарты и правила аудита

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *