Поставщикам простят неустойки по госконтрактам

Новости и аналитика Новости Списание неустоек поставщику в связи с неисполнением обязательств из-за пандемии будет проходить в ранее установленном порядке

Поставщикам простят неустойки по госконтрактам

Правительство РФ определило порядок списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактов в 2020 году вследствие распространения новой коронавирусной инфекции. Такой порядок будет осуществляться по аналогии с установленным порядком списания таких сумм в 2015 и 2016 годах. Соответствующие изменения внесены в Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. № 783 (Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2020 г. № 591).

Изменениями в указанные правила предусмотрено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам с исполненными обязательствами в полном объеме, за исключением контрактов, по которым, в том числе и в 2020 году по соглашению сторон изменены условия о сроке исполнения, цене контракта, цене единицы либо количестве товаров, объеме работ, услуг, а также если обязательства в 2020 году не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением независящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) будет осуществляться заказчиком в следующих случаях и порядке:

  • если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, за исключением случая, если неустойки начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
  • если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек составляет от 5% до 20% цены контракта, заказчик спишет 50% сумм неустоек при условии уплаты 50% начисленных неустоек до 1 января 2021 года, за исключением случая, если неустойки начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
  • если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек должен обеспечить сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).

При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек является:

  • исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, в том числе в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта;
  • информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда РФ) (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика или автономного учреждения или юрлица (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с ч. 4, ч. 4.1 и ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), в случае если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек составляет от 5% до 20% цены контракта, и заказчик спишет 50% сумм неустоек при условии уплаты 50% начисленных неустоек до 1 января 2021 года;
  • исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии), если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В течение 20 дней со дня принятия решения комиссией о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек заказчик должен направить поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме уведомление о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек.

Обновленная редакция правил вступает в силу с сегодняшнего дня.

Когда заказчик может простить долг поставщику | Контур.Закупки

Закон 44-ФЗ требует от заказчика применять финансовые санкции к поставщикам-нарушителям. За просрочку исполнения обязательств начисляются пени, а за прочие нарушения — штраф.

Но что делать, если неустойка начислена, а поставщик ее так и не уплатил? Ведь этот процесс может растянуться на годы.

В итоге рискует снова заказчик — контролирующие органы будут проверять, как он начислил неустойку и что сделал для ее взыскания.

Однако теперь есть постановление от 04.07.2018 № 783, которое разрешило частично простить долги исполнителям госконтрактов.

Что и кому можно списать

Под неустойкой понимается общая сумма финансовых санкций. Это может быть штраф, пени либо то и другое вместе.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Простить заказчик вправе только те долги поставщика, которые последний признал. Если исполнитель госконтракта задолженность не признает, то списана она быть не может.

Списанию подлежат долги, образовавшиеся за 2015-2016 годы по полностью исполненным контрактам.

Если поставщик не исполнил свои обязательства в полном объеме, задолженность списанию не подлежит.

Списываются не все долги, а лишь в определенном размере. В каком именно — об этом чуть ниже.

Проводим сверку с контрагентами

Первым делом нужно подготовить документы о состоянии расчетов с поставщиком. Проведите сверку с теми исполнителями, которые задолжали вам штрафы и/или пени. Задолженность может быть подтверждена актом сверки, письмом от поставщика или каким-либо иным документом.

Если неустойка уже частично погашена, то придется подтвердить зачисление выплаченных сумм. Для этого нужно обратиться к администратору доходов бюджета.

Бюджетные и автономные учреждения, а также унитарные предприятия, которым поставщики задолжали по контрактам, связанным с вложениями в объекты госсобственности, должны обратиться в банк за подтверждением зачисления неустойки на свои счета.

В целом идея в том, чтобы подготовить как можно больше документов, свидетельствующих о неустойке и ее частичном погашении.

Создаем комиссию

Придется создать специальную комиссию — по поступлению и выбытию активов. Именно она должна принять решение о списании неустойки.

Формирование такой комиссии ничем не регламентируется, поэтому тут заказчик может действовать самостоятельно. Но в любом случае нужно будет создать приказ. В нем должны быть указаны должности всех членов комиссии, а также ее обязанности. Примерная форма ниже:

  • № 23/6
  • Приказ
  • о создании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов
  • 16 сентября 2018 г. Москва
  • На основании пункта 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 1 декабря 2010 года № 157н,
  • ПРИКАЗЫВАЮ:
  1. Создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов в следующем составе:
    1. Председатель комиссии — директор Иванов И. И.
    2. Главный бухгалтер Смирнова Т. Н.
    3. Главный экономист Некрасов М. С.
  2. Возложить на комиссию следующие обязанности:
    1. Осмотр объектов нефинансовых активов в целях принятия к бухучету.
    2. Определение текущей оценочной стоимости нефинансовых активов.
    3. Осмотр объектов нефинансовых активов, подлежащих списанию.
    4. Принятие решения о целесообразности дальнейшего использования объектов нефинансовых активов, о возможности и эффективности их восстановления.
    5. Определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материальных запасов ликвидируемых объектов.
    6. Определение причин списания (авария, обстоятельства непреодолимой силы, физический или моральный износ).
    7. Выявление виновных лиц, если объект ликвидируется до истечения срока службы по чьей-либо вине.
    8. Подготовка акта о списании объекта и документов для согласования с вышестоящими организациями.
  3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор                                                                                                            И. И. Иванов

Определяемся с долгами к списанию

В постановлении № 783 сказано, что списать долги можно в двух случаях:

  1. Если общая сумма начисленной и невыплаченной неустойки составляет не более 5% от цены контракта. В этом случае неустойка списывается полностью.
  2. Если общая сумма неустойки составляет 5-20% от цены контракта. В этом случае списывается 50% неустойки, но при том условии, что до 1 января 2017 года поставщик уплатил остальные 50%.

Поясним на примере. Заказчик и поставщик заключили контракт стоимостью 2 млн рублей. За нарушение срока поставки заказчик начислил поставщику пени в размере 90 тыс. рублей. Это меньше чем 5% от стоимости контракта, соответственно, списанию подлежит вся неустойка.

По другому контракту, стоимость которого также 2 млн рублей, пени составляют 360 тыс. рублей. Поставщик оплатил половину этой суммы до начала 2017 года. Таким образом, остальные 50% этой неустойки заказчик должен списать.

Оформляем решение

В течение 10 дней после сверки расчетов с поставщиками нужно принять решение о списании неустойки. Создается распорядительный документ, в котором в обязательном порядке должны присутствовать:

  • сведения о поставщике;
  • данные из реестра контрактов о начисленной и невыплаченной сумме неустойки.
  • реквизиты первичных документов;
  • дата, когда принято решение списать неустойку.

В постановлении сказано, что распорядительный документ должен содержать подписи всех членов комиссии. Решение или приказ в данном случае не подойдет, поскольку они подписываются единолично. Логично сначала составить протокол, который подпишут все члены комиссии. Затем на основании этого протокола руководитель издаст приказ.

Списываем неустойку

Неустойка списывается в пятидневный срок после того, как принято такое решение. В общем, списание неустойки — это вопрос бухгалтера. Составляются проводки, и в результате долг за исполнителем госконтракта больше не числится.

Далее нужно направить поставщику уведомление о том, что неустойка списана. Уведомляют поставщиков администраторы доходов бюджета. Заказчики, которые таковыми не являются, должны уведомить администратора.

Поставщик уведомляется в течение 20 дней с даты принятия решения о списании. Уведомление составляется по форме из приложения к постановлению № 738.

Уведомление можно направить почтой. Его копию вместе с квитанцией о почтовом отправлении нужно хранить вместе с документами о закупке.

Поставщикам простят неустойки по госконтрактам

Форма уведомления о списании неустойки

Штрафы и пени для поставщиков по 44‑ФЗ

Статья актуальна на 16 января 2018

В любом госконтракте есть пункт, где заказчик прописывает ответственность поставщика. Посмотрим, чем отличаются штрафы и пени, как их рассчитывают и в каких случаях можно избежать. 

Поставщикам простят неустойки по госконтрактам

Когда взыскивают штрафы и пени?

44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  • Ненадлежащее исполнение контракта, за которое заказчик требует штраф;
  • Просрочка исполнения, за которую начисляет пени, или неустойку.

Ненадлежащее исполнение — значит, ваш товар или услуга не соответствует параметрам из контракта.

Например, если заказчик указал, что автомобильные шины должны быть текущего года выпуска, то прошлогодние он имеет право не принять. То же самое с просрочкой — нельзя выходить за сроки, указанные в контракте.

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (это разъяснение Минфина из письма от 07.11.2017 N 24-03-08/73293).

Внести изменения в значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. Если вы начали выполнять подписанный контракт с нарушением графика, заказчик начислит пени. Если просрочка произошла по вашей вине, придется оплатить, если нет — можно оспорить.

Как насчитывают пени и штрафы?

Размер пени за просрочку и штрафов за различные нарушения индивидуален. Их начисляют по правилам из постановления правительства от 30.08.2017 № 1042.   

Правила расчета пени 

За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Цена должна быть уменьшена на сумму уже выполненных работ. Общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не может превышать цену контракта.

Правила расчета штрафов 

Сумма штрафов в контрактах до 100 млн рублей не изменилась, но в закупках больше этой суммы штрафы теперь ниже. 

НМЦ (в руб.) < 3 млн  3-50 млн  50-100 млн  от 100 до 500 млн  от 500  млн до 1 млрд от 1 до 2 млрд от 2 до 5 млрд от 5 до 10 млрд > 10 млрд
% штрафа 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1

Штрафы за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем пени за просрочку. Если срок контракта подходит к концу, а вы не успеваете выполнить работу качественно, то лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно. Так вы потеряете меньше денег. 

Размер штрафа для СМП и СОНКО составляет 1% от цены контракта или его этапа, но не меньше чем 1 тыс. руб. и не больше 5 тыс. руб. 

По-другому рассчитывают штрафы и в закупках на повышение цены. Если цена контракта  в итоге больше НМЦ, штрафы рассчитают исходя из цены контракта. В других случаях отталкиваются от НМЦ.

В этом случае порядок действий такой:

  1. Заказчик пишет претензию в свободной форме, где описывает факт просрочки, указывает реквизиты контракта, сумму к оплате, номер счета.
  2. Поставщик отвечает в письме о согласии оплатить пени и перечисляет на счет заказчика деньги.
  3. Стороны подписывают акт приемки, заказчик полностью оплачивает контракт и возвращает обеспечение.

Поставщик согласен с нарушением, но заказчик взыскивает деньги сам

Есть три варианта, как именно заказчик удерживает штраф или пени:

  • Из суммы, которую должен поставщику за исполнение контракта.
  • Из обеспечения контракта. Такая ситуация возможна, но она спорная. Поставщик может подать в суд на заказчика, так как сумма обеспечения — страховка от невыполнения госконтракта, использовать ее в других целях незаконно.
  • От банка, в котором поставщик оформил гарантию на исполнение контракта. Если в гарантии есть пункт о взыскании пени за просрочку, заказчик может потребовать у банка компенсировать ему неустойку. Разбирательство с банком не должно влиять на завершение контракта: стороны подписывают акт приемки, заказчик оплачивает контракт.

Поставщик не согласен с начисленными штрафами и пени

Например, поставщик не смог вовремя начать строительство, потому что заказчик не предоставил проектную документацию. В этом случае нужно продолжать работы, а пени оспаривать. Получив претензию, поставщик подает в арбитраж. Суд разбирает обстоятельства дела и решает:

  • Освободить поставщика от уплаты, если заказчик не предоставил доказательств несвоевременного выполнения работ;
  • Удовлетворить требования заказчика частично. Например, по формуле неустойка составила 1 млн рублей, а суд обяжет вернуть только 200 тыс. рублей «в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства»;
  • Полностью удовлетворить требование заказчика.

Можно ли избежать штрафов?

Заказчик не может сам решать, начислять пени или нет. Он обязан это сделать, как только произошла просрочка или нарушены условия контракта. Размер пени за просрочку нельзя изменить даже по согласованию сторон. Но есть ситуации, когда их не начисляют.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик может не писать в контракте сумму штрафов и неустоек, если проводит закупку у единственного поставщика и она не дороже 100 тыс. руб.:

  • на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия,
  • на поставку лекарств.

Например, в этой закупке штраф есть, а в этой заказчик решил не устанавливать наказание.

Виноват сам заказчик

Поставщик может оспорить штраф или пени, если докажет, что его вины нет:

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны» (ч.9, ст.22, 44-ФЗ).

В Гражданском кодексе нет закрытого списка обстоятельств непреодолимой силы. Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке. Также проверьте, чтобы в контракте были:

  • этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
  • сроки исполнения обязательств обеих сторон,
  • условие о порядке и сроках приемки товара,
  • параметры, по которым заказчик будет принимать товар.

Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Взыскание пеней и штрафов по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Выплата неустойки — это погашение штрафов и пеней, которые начисляются в случае нарушения обязательств по договору и подлежат обязательной уплате. Они могут быть взысканы принудительно или списаны при определенных обстоятельствах. В статье разбираемся, что представляет собой неустойка по государственному контракту 44-ФЗ и как производится удержание неустойки из суммы контракта.

Что такое неустойка по контракту по 44-ФЗ?

Штрафные санкции по 44-ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).

Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

Чтобы получить консультацию юриста по взысканию задолженности, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства.

В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа.

По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

Сроки начисления неустойки

Поставщикам простят неустойки по госконтрактам

Гражданский кодекс разъясняет, с какого дня считается пеня по 44-ФЗ: следующий день после крайнего срока, который установлен договором, — это первый день, с которого начисляем пени (ст. 191, 194 ГК). Это правило распространяется и на те случаи, когда первый день нарушения — праздник или выходной.

Если товар поставлен позже срока, который установлен договором, соответствующие отметки делаем в документах, которые подтверждают факт поставки. Недопоставку фиксируем актом о расхождении по количеству и делаем отметку в других закрывающих документах. Если поставка не производилась, составляем акт о нарушении сроков.

Взыскание неустойки по 44-ФЗ: инструкция и нюансы

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Понятие неустойки по 44-ФЗ
  • Как рассчитать и взыскать неустойку по 44-ФЗ
  • Когда взыскание неустойки будет оспорено в суде
  • Можно ли взыскать упущенную выгоду по неустойке
  • Как уменьшить неустойку

Неисполнение обязательств по контракту одной из сторон приведет к тому, что другая сторона проведет взыскание неустойки по 44-ФЗ. Обычно эта процедура инициируется заказчиком, когда работы, услуги или товар оказались ненадлежащего качества или нарушены сроки исполнения. Но и подрядчик может взыскать неустойку.

Важно понимать, что не всегда взыскание неустойки возможно – законодательством предусмотрены моменты, когда сторона, нарушившая условия контракта, освобождается от штрафов и выплат. Подробнее о видах и особенностях взыскания неустойки расскажем в нашей статье.

Понятие неустойки по 44-ФЗ

Термин «неустойка» определен российским законодательством в Гражданском кодексе РФ (статья 330) и законе 44-ФЗ (статья 34). Под неустойкой понимаются выплаты, которые производит в пользу второй стороны контрагент при нарушении им условий договора. Неустойка выплачивается в виде штрафов и пени.

При заключении государственного контракта в его содержании обязательно должен быть пункт, описывающий порядок, в соответствии с которым будет рассчитываться и выплачиваться неустойка (ст. 34 44-ФЗ).

При неисполнении предусмотренных договором обязательств либо нарушении каких-либо его условий виновная сторона должна выплатить штраф, который представляет собой определенную денежную сумму.

Если же контрагент допустил просрочку при выполнении обязательств, то за каждый день он должен будет выплатить пеню, которая обычно рассчитывается как определенный процент от задолженности.

При определении и взыскании неустойки по государственному контракту, помимо положений 44-ФЗ, применяются нормы Постановления Правительства от 30.08.2017 № 1042.

Далее примерами проиллюстрируем, какие именно санкции применяются в разных обстоятельствах.

  • Пример 1. Поставщик предоставил бракованный товар (или была оказана услуга ненадлежащего качества). Помимо этого, поставка осуществлена с опозданием. Заказчик имеет право начислять и штраф, и пеню.
  • Пример 2. Срок поставки товара прошел, исполнитель не выполнил обязательства. Контракт был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке. В этом случае заказчик взыскивает штраф за неисполнение договора, а также начисляет пеню за каждый день с момента оговоренного срока поставки и до расторжения контракта (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
  • Пример 3. Исполнитель нарушил несколько положений договора, хотя сроки были выдержаны. В этом случае заказчик вправе начислить штраф за каждое из имеющихся нарушений (п. 37 того же Обзора).
  • Пример 4

Как не платить штраф в госзакупках

В госзакупках заказчики обязаны привлекать поставщиков к ответственности за нарушение обязательств по контракту.

Профиль автора

За неисполнение контракта могут оштрафовать на крупную сумму, а за просрочку — начислить пеню. Но иногда заказчики требуют лишнего. Так было у поставщика мягкого инвентаря — полотенец, покрывал, одеял, постельного белья и другой текстильной продукции.

Несмотря на то что компания поставила все товары по контракту, заказчик обратился в суд с иском о взыскании штрафов и пени за просрочку и убытки — всего 93 315,76 Р.

Причина — поставщик не сразу привез мягкий инвентарь надлежащего качества и заменил его уже после того, как истек срок поставки товаров.

В статье расскажу, какая ответственность грозит за поставку товара ненадлежащего качества в госзакупках и как доказать, что поставщик не обязан платить штраф, если заменил товар.

Органам власти, государственным и муниципальным учреждениям для работы нужны услуги или товары со стороны: текстиль, продукты питания, услуги охраны и т. п. Но они не могут просто так взять и что-то купить или заказать у поставщика, который им больше понравился.

Поставщиков определяют через систему государственных и муниципальных закупок по закону 44-ФЗ. Эту систему придумали, чтобы бюджетные деньги не разворовывались. Поэтому госзакупки строго регулирует государство. Вот как это работает.

Например, больница планирует закупить средства индивидуальной защиты. Она пишет техзадание на закупку: что именно нужно, в каком количестве и когда.

Определяет требования к поставщику и условия закупки, например преимущества для субъектов малого предпринимательства, ограничения для иностранных товаров. Затем публикует объявление о торгах на сайте госзакупок.

Поставщики подают заявки, предлагают цену. Далее больница подводит итоги торгов и определяет победителя. С ним заказчик заключает контракт.

В контракте фиксируются все важные требования, как в обычном договоре: что нужно сделать, когда, за сколько и на каких условиях. Контракт необходимо исполнить строго по этим требованиям. Например, если в заявке на тендер были указаны характеристики товара, то именно такой товар и нужно будет привезти.

Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.

В статье речь пойдет о штрафах и пенях по контракту, поэтому подробно расскажу, в каких именно случаях заказчик может их начислить.

Для расчета штрафа обязательства поставщиков и исполнителей делят на две группы:

  1. Те, которые имеют стоимостное выражение, например обязательство поставить товар за определенную цену.
  2. Те, которые денежного выражения не имеют, например обязанность представить документы на товар — сертификаты, декларации соответствия, регистрационные удостоверения и т. п.

За нарушение неденежных обязательств размер штрафа за каждое нарушение составит от 1000 Р — если цена контракта не превышает 3 000 000 Р, до 100 000 Р — если цена контракта превышает 100 000 000 Р.

Размер штрафа за нарушение обязательства, которое имеет стоимостное выражение, тоже обычно зависит от цены контракта. Так, если цена контракта до 3 000 000 Р, штраф составит 10% от цены контракта за каждое нарушение. При цене контракта от 3 000 000 Р до 50 000 000 Р штраф составит 5%. А если цена контракта от 50 000 000 Р до 100 000 000 Р — 1%.

Например, детский сад заключил контракт с поставщиком фруктов на 1 000 000 Р: 800 000 Р — стоимость яблок, 200 000 Р — груш. Поставщик привез яблоки, а груши оказались гнилые. Заказчик их не принял. Срок действия контракта истек, а хорошие груши поставщик так и не привез. В этом случае заказчик вправе потребовать у поставщика уплатить штраф — 10% от цены контракта, то есть 100 000 Р.

Штраф считают от начальной максимальной цены контракта, когда торги после снижения до нуля пошли на повышение. По итогам таких торгов победитель не только поставит товар, но еще и заплатит заказчику за это.

Если по итогам торгов на повышение предложенная победителем цена будет ниже начальной максимальной цены контракта, то штраф будут считать в процентах от начальной цены. Если же цена контракта будет выше начальной максимальной цены, то штраф будут считать от итоговой цены контракта.

Например, детский сад объявил электронный аукцион на закупку фруктов на 2 000 000 Р. Это начальная максимальная цена контракта, с которой начинаются торги.

В ходе аукциона цена была снижена до нуля, после чего торги пошли на повышение.

То есть участники уже предлагали не цену, по которой они готовы поставить фрукты, а цену, которую готовы заплатить за то, чтобы бесплатно поставить фрукты детскому саду.

В ходе торгов на повышение лучшая для заказчика цена составила 150 000 Р. В итоге победитель должен будет заплатить детскому саду 150 000 Р за право заключить контракт и бесплатно привезти фрукты в требуемом количестве и качестве. Если он не поставит фрукты, то должен еще и уплатить штраф — 10% от начальной максимальной цены контракта, то есть 200 000 Р.

Пени. Пеня — это другой вид неустойки. В отличие от штрафа она начисляется не за нарушение контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. То есть если поставщик не привез груши или привез гнилые, его оштрафуют. А если он привез хорошие груши, но позже срока по контракту — начислят пеню.

Например, поставщик привез груши вовремя, а яблоки с опозданием на 10 дней. Заказчик их принял и потребовал пеню в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки. Такое требование законно. При этом пеня считается от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства. Так как груши привезли вовремя, то пеня будет считаться от стоимости яблок — 800 000 Р.

Размер пени за день просрочки составит:

800 000 Р × 1/300 × 5,5% = 146,67 Р

За 10 дней просрочки:

146,67 Р × 10 дней = 1466,7 Р

Если же груши оказались гнилые, то за просрочку поставки хороших груш заказчик тоже насчитает пеню. А если поставщик так и не заменит груши, то и штраф.

Заказчики часто требуют от поставщика уплаты и штрафов, и пени, даже если поставщик в итоге привез товар. Это неправильно. В нашем примере, если поставщик все-таки поставит хорошие груши, пусть и с просрочкой, штраф он платить не должен — только пени.

Именно такую ошибку допустил заказчик контракта на поставку мягкого инвентаря, когда пытался взыскать с поставщика одновременно штрафы и пени за поставку товаров ненадлежащего качества.

Вот как поставщику удалось добиться справедливости и не уплачивать лишние штрафы.

Как вести бизнес без штрафовЗарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Центр соцобслуживания и поставщик текстиля 22 июля 2019 года заключили муниципальный контракт на поставку мягкого инвентаря. По его условиям поставщик должен был привезти полотенца, одеяла, покрывала и другой текстиль в течение 7 дней, то есть до 29 июля. За это заказчик должен был заплатить ему 355 453,89 Р.

Поставщик текстиля привез все товары 13 августа — на 15 дней позже срока. Центр соцобслуживания при приемке изделий установил несоответствие некоторых из них условиям контракта:

  1. Одеяла не подошли по размерам.
  2. На покрывала не было сертификатов качества.
  3. На полотенцах не было информации о плотности ткани.
  4. Наименования наматрасников и наволочек не соответствовали заявленным.

Заказчик составил мотивированный отказ от приемки этих товаров и 26 августа направил поставщику текстиля претензию — потребовал их заменить. Кроме того, центр соцобслуживания требовал уплатить:

  1. Штраф за поставку товаров ненадлежащего качества — 35 545,38 Р.
  2. Штраф в размере 1000 Р за отсутствие сертификатов.
  3. Пени за просрочку поставки товаров на 15 дней — 1288,52 Р.

Поставщик заменил непринятые товары, и 9 сентября центр соцобслуживания согласился принять весь текстиль, кроме полотенец. По поводу их качества возник спор. Поставщик текстиля представил протоколы испытаний полотенец, но заказчик в них усомнился и обратился в экспертную организацию. Специалисты решили, что полотенца не соответствовали условиям контракта.

Заказчик снова обратился к поставщику с претензией и потребовал:

  1. Заменить полотенца.
  2. Уплатить еще один штраф за ненадлежащую поставку — 35 545,38 Р.
  3. Уплатить штраф за ненадлежащие протоколы испытаний — 1000 Р.
  4. Возместить расходы на проведение экспертизы — 18 936,48 Р.

В случае отказа пригрозил судом.

Поставщик текстиля заменил полотенца 11 декабря и таким образом полностью исполнил контракт. Однако требования центра соцобслуживания уплатить неустойки и возместить расходы на экспертизу не выполнил. Тогда заказчик обратился в суд.

В декабре 2019 года центр соцобслуживания обратился с иском в Арбитражный суд Красноярского края. Этот суд стороны определили в контракте.

Общая сумма требований составила 93 315,76 Р, а с учетом госпошлины — 97 048,76 Р.

Расчет исковых требований центра соцобслуживания: штрафа, пени и убытков Отзыв на иск и возражения истца

Поставщик мягкого инвентаря подготовил отзыв на иск: указал, что заменил все непринятые товары, поэтому оснований для взыскания штрафа нет.

Так поставщик текстиля хотел отбить основное требование о взыскании штрафов за ненадлежащие поставки в размере 71 090,76 Р.

Центр соцобслуживания попытался опровергнуть доводы ответчика и направил в суд возражения на отзыв.

Истец написал, что определение Верховного суда, на которое ссылался поставщик, устарело: оно было принято, когда еще действовало старое постановление правительства о штрафах в госзакупках 2013 года.

Это постановление утратило силу, когда в 2017 году приняли новое — № 1042. Центр соцобслуживания считал, что позиция Верховного суда якобы не актуальна.

Суд согласился с позицией поставщика и 4 марта своим решением отказал в удовлетворении требования о взыскании штрафов в размере 71 090,76 Р.

Суд не стал выносить мотивированное решение по делу, где объяснил бы свои выводы: так можно по закону. Но очевидно, что судья счел доводы поставщика убедительными.

Ответчик заменил непринятые товары, и истец их принял — это доказывали акты о приемке. Поэтому истец не вправе взыскивать с него штраф.

Таким образом, суд подтвердил правовую позицию Верховного суда: замена ненадлежащего товара на надлежащий исключает взыскание штрафа.

Что касается других требований, то суд решил взыскать с поставщика:

  1. Штраф за документы — 2000 Р.
  2. Расходы на экспертизу — 18 936,48 Р.
  3. Пеню в меньшем размере — 872,75 Р из-за того, что ЦБ снизил ключевую ставку.
  4. Госпошлину — 872 Р, это также меньше того, что просил истец.

Решение поставщика устроило, поэтому обжаловать его он не стал. Истец апелляционную жалобу также не подавал.

Последним актом этого судебного процесса стало определение суда от 25 мая 2020 года о взыскании с истца 7000 Р расходов на юриста.

Также поставщику удалось вернуть 7000 Р на услуги юриста

Поставщики не обязаны платить штрафы за неисполнение контракта, если после поставки товаров ненадлежащего качества заменят его на товары, которые соответствуют условиям контракта. В таком случае заказчик может начислить только пеню за нарушение сроков поставки, если поставщик их нарушил.

Аналогичную позицию в отношении штрафов суды занимают и при других нарушениях условий контрактов в госзакупках.

При поставке некомплектного товара. Если поставщик изначально поставит некомплектный товар или товар с нарушением условия об ассортименте или вообще поставит лишь часть товара, но впоследствии устранит нарушение, оснований для взыскания штрафа не будет.

Например, заказчик закупает комплект мебели: шкаф, стол и 12 стульев. Шкаф и стол привезли, а вместо 12 стульев поставили только 6. Если поставщик исправится и привезет недостающие стулья, то штрафовать его заказчик не вправе.

  1. В публичных закупках заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.
  2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта придется заплатить штраф.
  3. Размеры штрафов определяются правительством и зависят от стоимости контракта. Штрафы могут достигать 10% от цены контракта за каждый факт нарушения.
  4. В отличие от штрафа пеня начисляется не за факт нарушения контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг.
  5. Размер пени — 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства.
  6. Если поставщик заменит ненадлежащий товар, заказчик не вправе требовать уплатить штраф. Но может требовать пеню, если была просрочка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *