Госзаказчикам запретят устанавливать собственные критерии оценки

Из нашей статьи вы узнаете:

Открытый конкурс — один из способов определения поставщика по 44-ФЗ. Этот способ предполагает оценивание участников не только по цене контракта, но и по ряду других критериев. Соответственно, победителем в конкурсе становится тот, кто предложил наилучшие условия.

В этой статье мы подробно расскажем об открытом конкурсе, критериях оценки предложений поставщиков, а также приведём примеры оценок конкурсных заявок.

Как заказчики выбирают подрядчиков в открытом конкурсе

Что такое открытый конкурс

Открытый конкурс по 44-ФЗ — это способ определения поставщика, при котором победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта. В этом случае на выбор победителя влияет не только самое низкое предложение цены, но и другие факторы.

Квалификация и опыт поставщика, качественные, функциональные и экологические качества товара, условия жизненного цикла товара — всё это критерии, по которым заказчик выбирает исполнителя контракта. Критерии, по которым оценивается участник и порядок оценки указаны в документации к закупке.

Другими словами, чтобы участник стал победителем, он должен выполнить три требования:

  1. Заявка должна полностью соответствовать всем условиям, указанным в документации к закупке.
  2. Заявка должна полностью соответствовать всем нормам, указанным в законе о контрактной системе.
  3. Поставщик должен предложить лучшие условия исполнения контракта.

Заявка участника состоит из трёх частей: информации об условиях контракта, сведениях о поставщике и информации о цене.

Как проводят открытый конкурс

Заказчик указывает не менее двух критериев, по которым он выбирает исполнителя, в закупочной документации. При этом цена контракта обязательно должна присутствовать в этом списке. Указывается и их процентное соотношение и значимость.

Пример: влияние цены контракта может составлять 20%, влияние квалификации поставщика — 30%, влияние качества товара — 50%.

Информация о закупке размещается на ЕИС (Единая информационная система) и к ней имеет доступ неограниченный круг лиц. Соответственно, заявку может оставить любой поставщик.

20 дней — такой минимальный срок размещения информации об открытом конкурсе на портале закупок. Заказчик может внести изменения в информацию о закупке не позднее, чем за пять дней до срока окончания подачи заявок. При этом срок подачи заявок продлевают ещё минимум на 10 дней.

Окончание приёма заявок

После окончания срока приёма заявок заказчик публикует два документа:

  1. Протокол вскрытия конвертов — не позднее, чем на следующий рабочий день.
  2. Протокол рассмотрения и оценки заявок — не позднее, чем через 20 календарных дней.

Решение о заключении контракта с тем или иным участником принимается на основе как раз второго документа. Сам контракт с победителем заказчик заключает не раньше, чем через 10 и не позднее, чем через 20 календарных дней.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

Виды критериев оценки

Все виды критериев можно разделить на две большие категории: стоимостные и нестоимостные. Как понятно из названия, к первой категории относятся критерии, так или иначе связанные с финансами. Вторая категория вмещает в себя все остальные параметры.

Правила оценки заявок установлены в Постановлении Правительства РФ № 1085. Заказчик выбирает как минимум два критерия, по которым он будет оценивать поставщиков. Один из этих критериев обязательно должен быть ценой контракта.

Стоимостные

К стоимостным критериям оценок относят:

  • цену контракта или сумму цен единиц товара, работы, услуги;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • стоимость жизненного цикла товара, в случаях, когда это понятие заменяет стоимостные критерии оценки;
  • предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые он осуществит или понесёт по энергосервисному контракту.

Нестоимостные

К нестоимостным критериям оценок относят:

  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • опыт работы, связанного с предметом контракта;
  • деловую репутацию поставщика;
  • наличие у участников финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов;
  • специалистов и иных работников определённого уровня квалификации.

Как оцениваются конкурсные заявки

Для оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ заказчик использует 100-балльную систему. По каждому критерию отдельно заказчик выставляет оценку, которая и повлияет на дальнейший выбор победителя.

Оценка по стоимостным критериям

Для оценки по стоимостным критериям заказчик использует следующую формулу:

(минимальная цена / цена поставщика × 100) × процентное значение

Как уже было сказано выше, каждый из критериев имеет процентное значение, будь то стоимостный или нестоимостный. В вышеуказанной формуле используется процентное значение именно стоимостного критерия.

  • Важно: значимость критериев должна устанавливаться в соответствии с утверждёнными предельными значениями.
  • Примеры:
  • Заказчик № 1 предложил 1 000 000 рублей.
  • Заказчик № 2 предложил 1 500 000 рублей.
  • Заказчик № 3 предложил 1 250 000 рублей.
  • Если значение стоимостных критериев будет равно 70%, то расчёты в этом случае будут следующими:
  • Заявка № 1. (1 000 000 / 1 000 000 × 100) × 0,7 = 70%
  • Заявка № 2. (1 000 000 / 1 500 000 × 100) × 0,7 = 47%
  • Заявка № 2. (1 000 000 / 1 250 000 × 100) × 0,7 = 56%
  • По стоимостному критерию побеждает заявка первого заказчика, но в расчёт нужно брать и другие критерии.

Оценка по нестоимостным критериям

Все нестоимостные критерии вместе считаются, как 100%, а каждому из них присваивается свой процент. Например, значение опыта может быть 40%, а значение деловой репутации — 60%, вместе — 100%.

Чтобы составить оценку по нестоимостным критериям, каждому из них присваивают не только процент, отражающий значение, но и числовое выражение.

Формулы расчёта по нестоимостным критериям такие.

  1. Если для заказчика лучшим предложением является минимальное значение показателя.
  2. (минимальное значение / значение участника × 100) × процентное значение

  3. Если для заказчика лучшим предложением является максимальное значение показателя.
  4. (значение участника / максимальное значение × 100) × процентное значение

Формулы похожи на те, что используются и для стоимостных значений.

Баллы, полученные в расчётах, складываются, участник с наибольшим баллом становится победителем. Даже если наибольший вес будут иметь стоимостные критерии, участник может стать победителем конкурса, набрав максимальное значение в нестоимостных критериях.

Госзаказчикам запретят устанавливать собственные критерии оценки

«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах.

Фас выпустила разъяснение о практике применения закона о контрактной системе

Фас выпустила разъяснение о практике применения закона о контрактной системе

  • Документ касается правил оценки заявок при закупке строительных работ
  • Разъяснение службы представил территориальным органам ФАС России в формате ВКС заместитель руководителя ведомства Петр Иванов.
  • Так, Правила оценки заявок* предусматривают особые требования к критериям оценки квалификации участника закупки и подтверждению наличия опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства (в том числе линейного объекта).
  • В соответствии с ними в документации о закупке устанавливаются один или несколько показателей оценки – общая стоимость, количество исполненных контрактов (договоров), а также наибольшая цена одного из них.
  • ФАС обращает внимание на характеристики, которые заказчики не вправе предъявлять к договорам, подтверждающим наличие опыта участника в сфере строительства. К ним относятся:
  • — требования к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта;
  • — требования о предоставлении договоров без предъявления штрафных санкций.

Кроме того, график выполнения работ и проектная документация не являются подтверждением исполнения контракта (договора). Если в составе заявки они не представлены, это не свидетельствует об отсутствии требуемого опыта.

Ключевые разъяснения для экспертного сообщества озвучила и.о. начальника Управления контроля размещения госзаказа и гособоронзаказа ФАС России Ольга Горбачева в рамках Всероссийской итоговой конференции по госзакупкам.

  1. [photo_1786]
  2. Спикер отметила, что документ направлен на решение существующих проблем при рассмотрении жалоб.
  3. В своем выступлении Ольга Горбачева подчеркнула, что принятие к оценке в качестве опыта исполнения только госконтрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ**, не соответствует Правилам оценки заявок.
  4. Также не соответствуют Правилам ситуации, когда заказчики указывают в документации, что к оценке будут приниматься исключительно контракты (договоры), в рамках которых осуществлялось выполнение строительных работ на объекте с определённой инфраструктурной принадлежностью, например, для общеобразовательных или других нужд.
  5. ФАС России дополнительно отмечает, что целесообразно оценивать наличие опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту и сносу объектов капстроительства за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в соответствующей закупке.
Читайте также:  Все о регистрации ИП

*пункты 27(2), 27(3) Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Требования, ограничивающие количество участников закупок

Масштабные объемы госзакупок по 223-ФЗ становятся причиной различных уловок и махинаций со стороны заказчиков. Они могут не вовремя размещать план закупок на сайте zakupki.

gov, ограничивать конкуренцию в конкурсных документах, устанавливать нереалистичные сроки выполнения работ или поставки товара. Наиболее полный список мошеннических схем в закупках по 223‑ФЗ мы анализировали в предыдущей статье.

Теперь остановимся на требованиях, которые могут ограничивать количество участников закупок. Как правило, они зависят от требований ФАС и вида закупки.

Требования, которые нельзя измерить

223-ФЗ запрещает устанавливать неизмеряемые требования (п. 4 ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ). Закон требует, чтобы они устанавливались четко и не вели к ограничению круга потенциальных поставщиков.

В качестве примера можно рассмотреть закупку № 31503176512, где заказчик установил следующие требования к продукции:

  • наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров или выполнение работ, подлежащих лицензированию;
  • наличие необходимых сертификатов на продукцию;
  • наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых ресурсов, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку продукции;
  • финансовое состояние участника, не влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору (расчет выполняется по методике оценки финансовой устойчивости компаний-партнеров ПАО «Сбербанк»).

Решение ФАС от 03.02.2016 №223-ФЗ-23/16 на основе рассмотрения жалобы на эту закупку свидетельствует о ряде недостатков в формулировке требований: 

  • документация не позволяет установить, на какие товары, работы и услуги нужны свидетельства и лицензии;
  • документация не проясняет, какие сертификаты на продукцию нужно представить в составе заявки на участие в конкурсе;
  • непонятно, что подразумевает заказчик под профессиональной компетентностью;
  • непонятно, какие финансовые и трудовые ресурсы, оборудование и другие материальные возможности необходимы для исполнения договора.

Заказчика заставили внести изменения в документацию и сделать требования измеряемыми.

Чрезмерная детализация и избыточность

Например, при закупке № 31503187329 на оказание услуг по комплексной уборке помещений заказчик установил следующие требования: среди поставляемых материалов должны быть мешки из ПНД/ПНВ толщиной 50-60 мкм размером 500-70*600-1100 мм черного, синего, зеленого или красного цвета (при этом предмет контракта — уборка помещений, а не закупка мешков).

Согласно Решению московского отделения УФАС (01.02.

2016 по делу № 1-00-162/77-16), данное требование избыточно, потому что не влияет на качество выполняемых работ (предмет конкурса), ограничивает круг участников (многие допустят ошибки при заполнении формы) и ограничивает конкуренцию при проведении конкурса. Следовательно, отклонять заявки на основании такого несоответствия неправомерно. Заказчика заставили изменить ТЗ.

Документы от производителя в составе заявки, подтверждающие возможность участника распространять товар

Еще один пример требований, которые ограничивают участников закупки: если участник не производит товар, который хочет поставить, то в составе заявки должны быть документы от производителя, подтверждающие возможность участника распространять товар.

Об этом нарушении свидетельствует Решение ФАС от 14.01.2016 №223-ФЗ-8/16 по закупке № 31503101859 — установленное в документации требование излишне и нарушает ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

На основании такого требования в документации заказчика можно подавать жалобу в ФАС.

Отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков

Требование о том, чтобы об участнике закупки не было сведений в реестре недобросовестных поставщиков, тоже неправомерно. Достаточно обратить внимание на Решение ФАС от 21.01.2016 №223-ФЗ-15/16 по закупке № 31503170267. ФАС посчитала, что требование не основано на положениях 223-ФЗ и ограничивает количество потенциальных участников конкурса, нарушая ч. 7 ст. 3 № 223-ФЗ.

Установление перечня банков, приемлемых для обеспечения заявок и надлежащего исполнения обязательств по договору

Часто заказчики прописывают пул банков, от которых они готовы принимать платежи. Согласно Решению ФАС от 29.01.

16 № 223-ФЗ-30/16 по закупке № 31503022681, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств. Это противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ и нарушает ч. 1 ст. 2.

Банковская гарантия от любого другого банка ничем не хуже и не влияет на работу. Заказчика обязали внести изменения в документацию.

Согласование привлечения субпоставщиков и субисполнителей

Такое требование, как обязательное предварительное согласование с заказчиком привлечения субпоставщиков, не допускает коллективного участия, потому что заказчик его в итоге не согласует. На самом деле коллективное участие уже разрешено 223-ФЗ и Гражданским кодексом.

Это подтверждает и Решение ФАС от 30.12.2015 № 223-ФЗ-454/15 по закупке № 31502831355: требование ограничивает возможность участия в закупке на стороне одного участника нескольких юридических лиц и противоречит положению о закупке и ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

Запрет на привлечение субподрядчиков из числа МСП

Согласно Решению ФАС России от 25.01.2016 № 223-ФЗ-11/16 по закупке № 31503011696, это требование противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 и нарушает ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

Пороговые требования для участника

Например, заказчик может предъявить требование о наличии собственной или партнерской сервисной сети или ее запуске в течение 3-х месяцев, опыте техобслуживания и ремонта не менее 3-х лет.

По Решению ФАС России от 02.02.2016 №223-ФЗ-32/16 по закупке № 31502730907, требования ко всем участникам закупки применяются не в равной степени.

Не у каждого участника закупки есть партнерская сервисная сеть в России и не каждый может организовать ее за три месяца. Это противоречит п. 4 ч. 1 ст. 3 закона о закупках, п. 1.

2 положения о закупке, а также нарушает требования ч. 1 ст. 2, п. 9 ч. 10 ст. 4 № 223-ФЗ.

Заказчику пришлось убрать это требование из документации.

Наличие у участника закупки лицензии МЧС

Требование заключается в том, что сам участник закупки должен иметь лицензию МЧС на монтаж, техобслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Предоставление лицензии субподрядной организации не допускается.

Если согласно 44-ФЗ сам участник закупки должен иметь такую лицензию, то в рамках 223-ФЗ возможно коллективное участие, поэтому такая лицензия может быть только у одного из участников.

Решение Хабаровского УФАС России от 02.07.2015 № 64 по делу 8-01/115 по закупке № 31502278317 указывает на то, что это требование не позволяет привлекать субподрядчиков, то есть ограничивает конкуренцию при проведении электронного аукциона и нарушает ч. 1 ст. 17 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Требование «аналогичные договоры»

Часто заказчик в качестве основного критерия устанавливает опыт работы на основании аналогичных выполненных ранее договоров без расшифровки аналогичности. То есть он не проясняет требование.

Согласно Решению Мурманского УФАС от 09.02.2016 по делу № 07-03пр/16-12 по закупке № 31603195860, порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, потому что невозможно определить, что подразумевается под «аналогичными договорами». Заказчика заставили поправить документацию и расшифровать этот критерий.

Отсутствие зависимости между предложением участника и присваиваемыми баллами по критерию «квалификация участника»

Поставщик должен представить все документы, подтверждающие, опыт работы или финансовую состоятельность, чтобы получить сто баллов. Если какого-то документа не хватает, участник получает ноль баллов, потому что система не позволяет участникам получить промежуточные баллы.

По Решению Московского УФАС России от 13.11.2015 по делу № 1-17-1682/77-15 по закупке № 31401740302, бинарная система оценки заявок участников по критерию «квалификация участника» предусматривает присвоение участникам конкурса либо максимально предусмотренного балла, либо ноль баллов. Участники конкурса не могут получить промежуточные баллы, которые соответствуют их уровню квалификации.

Заказчика заставили расширить критерии квалификации участника и количество баллов.

Необоснованный критерий оценки о наличии определенного опыта работы у участника

В закупке № 31502890545 заказчик установил порядок оценки заявок, одним из критериев которого был опыт предоставления услуг воздушного патрулирования и перевозок организация системы «Транснефть». Удельный вес критерия составил 0,15.

Заказчик не смог доказать, что опыт работы с Транснефтью лучше опыта работы перевозок с другой компанией.

По Решению ФАС России от 12.01.2016 № 223-ФЗ-458/16, установление критерия оценки «опыт предоставления услуг воздушного патрулирования и перевозок организациям системы «Транснефть» противоречит п. 3.3 положения о закупке, п. 2 ч. 1 ст. 3 223-ФЗ и нарушает ч. 1 ст. 2 223-ФЗ.

Заказчика заставили внести изменения в документацию. В описании заявки остался опыт воздушного патрулирования и перевозок, но без указания конкретной компании.

Проектной документации нет в ЕИС (часто встречается при закупке строительных работ)

В соответствии с п. 4.1 приложения № 9 подрядчик обязуется выполнить комплекс работ в объеме и в сроки, предусмотренные договором. Он также должен сдать соответствующий указанным в проектно-сметной документации показателям объект заказчику в надлежащем состоянии и в установленный срок.

Согласно п. 5.1 приложения № 9 документации заказчик передает подрядчику утвержденную проектно-сметную документацию по объекту в двух экземплярах в течение 5 рабочих дней с момента подписания договора.

Подрядчик при выполнении комплекса работ не вправе отступать от проектно-сметной документации без письменного согласия заказчика.

Согласно Решению ФАС от 30.09.2015 по делу № 223-ФЗ-269/15 (закупка № 31502579591), заказчик дает проектно-сметную документацию только после подписания договора, но при этом поставщик должен идти на эту закупку, не видя проектно-сметную документацию, подписаться под тем, что он выполнит все в нужные сроки и в полном объеме.

Действия заказчика были квалифицированы как нарушение п. 3 ч. 9 ст. 4 и п. 1 ч. 10 ст. 4 № 223-ФЗ. Его заставили разместить проектно-сметную документацию и наложили штраф.

Документы о запросе предложений не соответствуют № 223-ФЗ

Заказчик заказал поставку оборудования по проекту «Реконструкция производственной и испытательной базы». ФАС решила, что документы не соответствуют требованиям заказчика о закупках отдельных видов юрлиц. Название, количество и характеристики оборудования не указаны в ТЗ. В проекте договора не установлен порядок работ.

Заказчику выписали штраф в размере 2 000 руб.

Допущение предложений участников в обход правил

Когда такое происходит, победителя определяют неправильно.  

Один из примеров: заказчик провел открытый запрос предложений на поставку автотранспорта, участник закупки, не являющийся победителем, обратился с жалобой в УФАС на то, что заказчику поставят автомобиль классом ниже заявленного в документации.

Читайте также:  Должен ли ИП регистрироваться в ЕГАИС для розничной продажи пива?

Комиссия провела проверки и признала жалобу обоснованной. Закупка была аннулирована.

Данные на сайте ООС и на ЭТП отличаются

Заказчик указал разное время проведения аукциона на выполнение работ по техобслуживанию и текущему ремонту автомобилей Nissan: в ЕИС — 10.00, а на ЭТП — 9.00.

Во время внеплановой проверки ФАС принимает решение о ненадлежащем размещении информации о времени проведения аукциона, что нарушает № 223-ФЗ. Заказчику был выписан штраф в 10 000 руб.

Неправомерные требования к коллективному участнику закупки

ФГУП разместило извещение на поставку оборудования по проекту «Реконструкция производственной и испытательной базы». Поставщик предъявил требования к отдельному поставщику, чтобы допустить коллективного участника до подписания договора.

Заказчика оштрафовали на 5 000 руб.

Решение ФАС: заказчики не вправе предъявлять отдельные требования, не указанные в документации, к участникам, входящим в состав коллективного участника. Поставщики в целом, как группа, должны соответствовать требованию: например, у одного из них есть лицензия, у другого — финансовые средства.

Вс рассказал, когда фас не должна вмешиваться в закупки — новости право.ру

Антимонопольный орган признал незаконным условие об оценке участников конкурса по предложенной цене договора, а суды трех инстанций его поддержали. Верховный суд объяснил, почему это неправильно: заказчики могут формировать свою систему закупок, а само по себе несогласие антимонопольщиков с их условиями – не повод вмешиваться в закупочную деятельность.

АО «Системный оператор Единой энергетической системы» провел в электронной форме конкурс на право заключения договора на выполнение работ. В конкурсной документации АО установило порядок сопоставления заявок по «цене договора». Тем, кто предложил цену ниже относительно начальной, начислялось больше баллов при оценке заявки. Пять баллов из пяти возможных по этому критерию начислялось участникам, которые предложили цену более чем на 4% ниже начальной.

Практика ВС посчитал срок для разъяснений об аукционе

ООО «ДиСи Инжиниринг» успешно оспорил условия конкурса в антимонопольном органе.

Суды трех инстанций поддержали антимонопольщиков и признали, что установленный порядок оценки заявок по ценовому критерию не соответствует «принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств».

Суды отметили, что при снижении цены договора более чем на 4% снизится качество выполняемых работ, что в дальнейшем может привести к срыву закупочной процедуры в целом (дело № А40-303652/2019).

Экономколлегия с этим не согласилась. Заказчики имеют право сформировать собственную систему закупок. «Целесообразность установления в закупочной документации тех или иных требований к участникам и критериев оценки не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки антимонопольного органа», – напомнил ВС.

«Само по себе несогласие антимонопольного органа с условиями закупочной документации по критериям оценки – не повод для вмешательства антимонопольного органа в закупочную деятельность».

ВС указал, что требование о максимально возможном балле при «скидке» на 4% препятствует демпингу – ведь участники лишаются стимула снижать цену еще сильнее. А суды пришли к необоснованному выводу о том, что это повлияет на качество выполняемых работ, не подкрепив его никакими доказательствами.

Кроме того,  ООО «ДиСи Инжиниринг» не принимало участия в конкурсе, поэтому заказчик не нарушил его права. Поэтому антимонопольный орган не должен был удовлетворять его жалобу. С учетом этого ВС признал решение московского УФАС недействительным.

  • Верховный суд РФ
  • Экономколлегия ВС

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ: стоимостные и нестоимостные

В открытом конкурсе госзаказчики выбирают подрядчиков не только по самой низкой цене, но и по его квалификации и опыту. Побеждает тот участник, который заявил лучшие условия выполнения договора. В статье расскажем, по каким критериям оценивают участников конкурса в 2021 году.

Виды критериев оценки заявок по 44-ФЗ

Параметры, по которым оценивают заявки, делят на два вида:

  • стоимостные:
    • цена;
    • расходы на амортизацию, ремонт;
    • стоимость жизненного цикла объекта;
    • расходы госзаказчика по энергосервисному контракту.
  • нестоимостные:
    • качественные, функциональные и экологические параметры предмета конкурса;
    • квалификация участников — наличие у них техники, опыта работы, деловой репутации, сотрудников.

Госкомпания сама выбирает минимум два критерия, по которым даст оценку заявкам, и пишет об этом в документах тендера. Обязательный параметр — цена госконтракта. 

Каждому показателю назначают свою значимость, которую устанавливает заказчик с учетом предельных значений из постановления № 1085. Распределение значимости зависит от объекта торгов. Например, вес стоимостных и нестоимостных параметров соответственно распределяется так:

  • 30/70 — в конкурсах на создание и обслуживание информационных систем,
  • 70/30 — если объект закупки — поставка товаров,
  • 60/40 — работы по строительству и капремонту.

Общая сумма значимости — 100 %.

Заявки поставщиков оценивают по каждому критерию. Побеждает тот, который набрал больше баллов. Если заявки наберут одинаковое количество баллов, то выиграет та, которая поступила раньше.

Стоимостные критерии оценки

  • Как рассчитывают?
  • В постановлении № 1085 отражены формулы, по которым заказчики оценивают  подрядчиков. Баллы считают по формуле:
  • минимальное предложение цены / цена, предложенная участником ྾ 100

Итоговая оценка зависит от предложений других поставщиков.

Если вы предложите самую низкую цену, то за этот критерий вам начислят максимальные 100 баллов.

Например, на конкурс поступило две заявки:

Заявка 1 с ценой 100 000 рублей, Заявка 2 с ценой 120 000 рублей.

Заявка 1 = 100 000 / 100 000 ྾ 100 = 100. Заявка 2 = 100 000 / 120 000 ྾ 100 = 83,33.

Количество баллов умножают на коэффициент значимости стоимостного критерия, который госкомпания указала в документах конкурса. Если установлен коэффициент 70 %, то итоговый рейтинг заявок по «цене контракта» будет такой:

Заявка 1: 100 ྾ 0,7 = 70. Заявка 2: 83,33 ྾ 0,7 = 58,33.

Нестоимостные критерии оценки

Заказчик формулирует в документации условия, по которым будет оценивать заявки по нестоимостным критериям. Он может выбрать один или несколько и назначить каждому свою значимость. Общий вес показателей внутри нестоимостных критериев — 100 %.

Например, госзаказчик разделил квалификацию участников на три показателя и назначил им вес в процентах:

  • опыт — число контрактов по аналогичному предмету торгов и со схожей ценой — 40 %,
  • наличие материальных ресурсов — количество оборудования или транспорта с конкретными характеристиками — 30 %,
  • деловая репутация — наличие грамот, дипломов, благодарностей от других заказчиков и контрагентов — 30 %.

Здесь наибольший вес имеет опыт.

Все показатели имеют числовое выражение. Например, заказчик может установить такие условия оценки по показателю «наличие материальных ресурсов»: 

  • техническое средства в собственности или аренде отсутствует — ставят ноль,
  • три и больше единицы технического средства в собственности или аренде  — ставят 100.

Либо он может начислить больше баллов тому поставщику, кто владеет большим количеством техники. Тогда считают по формуле из постановления № 1085, о которой мы расскажем ниже.

Поставщики подтверждают документами свое соответствие — прикладывают сканы писем, благодарностей, трудовых договоров, паспортов на технические средства и другие.

Заказчик поставит ноль по показателю, если вы не приложите требуемый документ или если копия будет плохого качества. 

В строительных закупках заявки можно оценивать только по одному нестоимостному параметру — квалификация участников закупки, и только по показателю опыта работ. Нельзя оценивать по наличию финансовых, материальных и трудовых ресурсов, деловой репутации и по качественным характеристикам.

Как рассчитывают?

  1. Если для заказчика лучшее условие — это наименьшее значение показателя, то баллы за этот показатель начислят по формуле:

минимальное предложение / предложение участника ྾ 100

Например, в конкурсе на оказание услуг ОСАГО госзаказчик по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики» установил показатель: срок выплаты по страховому случаю. Чем меньше дней, за которые страховая компания выплатит страховую премию, тем выгоднее предложение для заказчика.

Пример. Компания 1 написала, что выплатит страховую премию в течение 10 дней, а компания 2 — за 30 дней.

Заявка 1 = 10 / 10 ྾ 100 = 100 бал. Заявка 2 = 10 / 30 ྾ 100 = 33,33 бал.

  1. Если лучшим условием является наибольшее значение показателя, то оценку рассчитываются по формуле:

предложение участника / максимальное предложение ྾ 100

Например, по критерию «деловая репутация» заказчик поставит больше значение тому подрядчику, который предоставит больше благодарственных писем и дипломов за свою работу.

Иногда устанавливают предельное значение показателя. Например, заказчику достаточно 10 благодарственных писем. Поставщики, которые предоставят 10, 15 и 20 писем получат одинаковую максимальную оценку по этому показателю.

  1. Госзаказчик может установить шкалу оценки. Он прописывает подробно, сколько баллов начислит за определенное число показателей. Тогда формулы уже не применяются.
Читайте также:  Регистрация ООО в Омске

Например, в документах конкурса установили такую шкалу, которая отражает опыт регулярных перевозок у поставщика:

  • до 1 года — 5 бал;
  • свыше 1 года и до 3 лет — 8 бал;
  • свыше 3 и до 5 лет  — 15 бал;
  • свыше 5 и до 7 лет — 20 бал;
  • свыше 7 лет — 25 бал.

Участников с опытом перевозок 7 и 10 лет оценят одинаково по этому показателю.

Пример оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ

Рассмотрим пример оценки конкурса, в котором заказчик выбрал три критерия оценки:

Критерии оценки заявок Значимость
Стоимостные
1. Цена контракта 60 %
Нестоимостные
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок 20 %
Показатели критерия оценки заявок
2.1. Качество услуг, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степени его проработки 80 %
3. Квалификация участников закупки 20 %
2.2. Качество услуг, выраженное в наличии форм документов, используемых для целей оказания услуг, составляющих объект закупки 20 %
Показатели критерия оценки заявок
3.1. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами 100 %

После расчета каждого показателя значение умножают на соответствующий коэффициент значимости. Общую сумму баллов складывают из значений по каждому критерию.

Пять заявок соответствовали требованиям закупки. Подробные расчеты при оценке заявок можно посмотреть в протоколе. Итог получился таким:

Участник Цена в рублях Баллы за цену Качество услуг (максимум 20) Квалификация (максимум 20) Итоговый балл
Тех-клининг 599 380 32,03 20 20 72,03
Микулич К.Л. 348 888 55,03 55,03
Микулич К.Л. 348 888 55,03 55,03
Компания Векот 537 457 35,72 35,72
СК Усадьба 320 000 60 60
СКМ-Волга 446 000 43,05 3,2 0,88 47,13

Здесь наибольший вес был у критерия цены, но победил поставщик, который набрал максимальное значение по нестоимостным показателям. 

Перед участием в конкурсах примерно рассчитываете, какую цену вы можете предложить, исходя из других критериев оценки. Если в них вы сильны, то можете победить даже не с самой низкой ценой контракта. Рассчитать все баллы заранее и вычислить цену не получится, потому что расчет зависит от того, что предложат другие поставщики в своих заявках.

Специалисты ИС-Закупок помогут разобраться в критериях оценки и составить заявку на участие в конкурсе.

Если вы не предоставите документы или не выполните условия, которые требует госкомпания для оценки заявок, то вашу заявку не отклонят. Вы получите оценку только по стоимостному параметру, но останетесь полноправным участником конкурса.

Практика ФАС: опыт исполнения контрактов в качестве критерия оценки конкурсных заявок | Контур.Закупки

Часто заказчик в момент составления конкурсных документов утверждает критерии оценки заявок, учитывая при этом собственные ощущения или основываясь на определении победителя наперёд. Расcмотрим случай из закупочной практики.

Заказчик, в соответствии с нормами 44-ФЗ, опубликовал извещение об осуществлении конкурса свободного типа на закупку услуг специализированного предприятия. В период выполнения договора исполнитель должен был оказывать услуги:

  1. Разработка закупочных документов.
  2. Публикация извещений.
  3. Экспертное оценивание заявлений.
  4. Формирование протоколов.
  5. Публикация данных в реестре контрактов.
  6. Экспертно-консультационное обслуживание закупочных действий заказчика.

В качестве критериев для оценки заявок выступают:

  • Стоимость договора;
  • Наличие нужного числа квалифицированных сотрудников. В качестве квалифицированных сотрудников принимаются сотрудники конкурсанта — специалисты по закупкам с документом о повышении квалификационного уровня или дипломом о профпереподготовке.
  • Опыт работы, связанный с предметом договора. Опыт исполнения контрактов подтверждался в данных о подготовленных конкурсантом государственных или муниципальных договоров оказываемых услуг, где также указывается реестровая нумерация закупок в ЕИС на предоставление сервисной деятельности специализированному предприятию из области государственных и муниципальных закупок и приобретения продуктов и услуг некоторыми типами юридических представителей во временной промежуток с 2017 по 2020 год.

В момент приёма заявок была получена жалоба на пункты конкурсных документов, в том числе на критерии оценки заявок. Она была признана как необоснованная, нарушений закона УФАС не было найдено.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Как обжаловать действия заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ

УФАС не имел право брать на рассмотрение подобную жалобу, в соответствии с ч.6 ст.106 44-ФЗ. Однако, в результате внеплановой проверки конкурсных документов УФАС не выявлено:

Критерий оценки заявок параметра «О наличии у участника закупки опыта по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма», а также заявки, составленные в соответствии Федеральному закону от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не следует определять в качестве объективного и правомерного.

Так как внедрение в документы подобного тонкого критерия может послужить причиной ограничения открытого доступа конкурсантов, устанавливает разные начальные условия, наделяя преимуществом сельскохозяйственные субъекты, владеющие опытом осуществления требуемой деятельности для государственных и муниципальных надобностей, перед хозяйственными субъектами, где такой возможности нет. Отмечается нарушение концепции формирования соперничества, определяемого в статье 8 Закона о контрактной системе.

По этому заключению УФАС объявил заказчика нарушителем ч.2 ст.8, п.8 ч.1 ст.54.3 Федерального закона от 05.04 2013 года №44-ФЗ, что нормируется по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Опираясь на заключение, было составлено распоряжение об аннулировании протоколов и корректировке конкурсных документов.

В какой закупке стоит принимать участие

Квалификация участника закупки: отборочное требование или критерий оценки заявки?

Тихомиров пояснил, что 223-ФЗ не регулирует требование к участникам закупки и порядок их оценки. Каждый заказчик вправе самостоятельно устанавливать критерии, а корпоративное положение о закупке в данном случае равнозначно подзаконному правовому акту.

Эксперты Аналитического центра проанализировали 30 положений о закупке крупных отраслевых компаний с государственным участием и пришли к выводу, что на этапе отбора большинство заказчиков обращает внимание на наличие у участника необходимо опыта, его присутствие в отраслевых рейтингах и другие критерии, говорящие о квалификации, а на этапе оценки заказчики ориентируются уже на ценовые показатели и качество продукта либо услуги.

«Это значит, что данные организации не боятся неквалифицированных участников. Они устанавливают жесткие квалификационные требования на этапе отбора, а на этапе оценки смотрят только на критерии, относящиеся к качеству продукции», — пояснил Тихомиров. Он добавил, что единого мнения на этот счет нет и у регулирующих органов.

«ФНС, кредитные организации и даже судебная практика говорят о том, что заказчик должен обеспечивать необходимый уровень осмотрительности при вступлении в договорные отношения, а ФАС наоборот говорит, что требования к квалификации, наличию персонала и так далее являются неправомерными и нарушают законодательство о закупках», — рассказал эксперт.

Участники конференции отметили: отсутствие опыта у поставщика не означает, что он не сможет выполнить условия договора. Однако при отказе от оценки квалификации могут возникнуть свои риски.

«Если рассматривать квалификацию только на этапе оценки заявки, а в отборочных требованиях исключить, это приведет к увеличению стоимости договора и возрастанию рисков его неисполнения, — заявил директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Россети» Юрий Зафесов.

— Целесообразно применять отборочные требования к квалификации в случае, когда предмет закупки критически важен и заказчик готов отстаивать свою позицию в суде».

Он перечислил три варианта решения проблемы: закрепить на уровне 223-ФЗ право заказчика устанавливать требования к участникам закупки, в том числе в части квалификации такого участника; разработать отраслевые квалификационные требования на уровне профильных ФОИВов с привлечением профессиональных сообществ и отраслевых ассоциаций; внедрить информационные ресурсы, содержащие сведения о квалификации участников закупок, применение которых будет возможным на этапе проведения закупок.

При этом участники конференции сошлись во мнении, что применение 223-ФЗ следует разделить на простые и сложные закупки и в случае с простыми закупками отсутствие квалификационных требований допустимо, в то время как в сложных процедурах этот критерий снижает риски неисполнения договора.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *