Началась подготовка к внедрению системы отслеживания оборота маркированной продукции

Для контроля за оборотом импортных товаров в России с 8 июля 2021 года ввели национальную систему прослеживаемости товаров (НСПТ). Отслеживать будут всё движение от момента ввоза на территорию РФ до передачи конечному потребителю. Рассказываем, что в связи с этим ждёт участников оборота таких товаров. Это может вас касаться, даже если вы не продаёте прослеживаемые товары.

Началась подготовка к внедрению системы отслеживания оборота маркированной продукции

Какие товары подлежат прослеживанию

Перечень прослеживаемых товаров может обновляться, поэтому отслеживайте изменения. Чтобы не было двоякого трактования наименований, перечень содержит коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2. Проверьте на сайте ФНС, подлежит ли товар прослеживанию.

На июнь 2021 года в перечень включены:

  • холодильники, морозильники бытовые и промышленные;
  • стиральные машины бытовые и промышленные;
  • мониторы, проекторы, телевизионные приёмники;
  • коляски детские;
  • автокресла детские;
  • тепловые промышленные насосы;
  • автопогрузчики, бульдозеры, экскаваторы, дорожные катки.

Если есть затруднения с классификацией товара ориентируйтесь по коду ТН ВЭД из счета-фактуры поставщика или проверьте данные из сертификата соответствия.

Если на территории РФ произвели прослеживаемый товар с полным или частичным использованием импортных запасных частей, созданное изделие считается импортным и тоже подлежит прослеживанию. Исключения:

  • комплектующие помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то есть не имеют ограничений по их использованию;
  • импортируемые запчасти помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, то есть перерабатываются резидентами таких свободных экономических зон как Алабуга, Титановая долина, или под схожую таможенную процедуру свободного склада.

Определить таможенную процедуру можно по кодам таможенной декларации.

Не нужно отчитываться по сделкам с прослеживаемым товаром, если они связаны с государственной тайной, например, по закупке холодильников в рамках оборонного заказа. Если прослеживаемый товар предназначен для представительств международных организаций, то он также не включается в систему прослеживания.

Как работает НСПТ и кого касается

Партии товара присваивается специальный номер, который участники оборота потом указывают во всех документах при его перепродаже. На сами предметы идентификатор наносить не нужно — это одно из отличий от системы маркировки. Участие в системе прослеживаемости — это отдельная обязанность, не связанная с маркировкой, товар не будет одновременно участвовать в обеих системах контроля.

Все участники оборота прослеживаемых товаров будут отчитываться в налоговую инспекцию о движении таких товаров. Плательщики НДС будут указывать информацию в обновлённой декларации НДС, а неплательщики — в специальном отчёте.

Вы становитесь участником системы, если совершаете какую-либо из этих операций с прослеживаемым товаром:

  • импорт;
  • наличие на 08.07.2021 остатков прослеживаемого товара на праве собственности, которые в дальнейшем планируется передать по одному из нижеприведенных оснований;
  • покупка и продажа на территории РФ у российских контрагентов;
  • передача товара комиссионеру комитентом в целях последующей реализации, если агент действует от своего имени;
  • передача или получение права собственности на безвозмездной основе;
  • передача и получение товара, не связанная с реализацией (реорганизация, взнос в уставный капитал и т.д.);
  • прекращение прослеживаемости товара (в том числе продажа физическим лицам для личного потребления, самозанятым, передача в производство для изготовления новых товаров, утилизация, утрата и недостача);
  • возобновление прослеживаемости товара (в том числе возврат от физических лиц и самозанятых ранее проданного товара, возврат непеработанных остатков из производства);
  • экспорт.

Таким образом, обязанность по участию в системе прослеживания может возникнуть даже если вы не занимаетесь внешнеэкономической деятельностью или торговлей прослеживаемыми товарами.

Достаточно просто приобрести такой товар в предпринимательских целях — и вы уже обязаны отчитаться в налоговую инспекцию.

От системы налогообложения и формы собственности обязанность участвовать в процессе не зависит.

Пример.

ИП, применяющий патентную систему налогообложения, приобрёл после 08.07.2021 в ООО «М-Видео» китайский монитор для работы в офисе.

Вместе с монитором поставщик передал ИП счёт-фактуру в электронном виде с идентификатором товара.

ИП должен принять счёт-фактуру по каналам электронного документооборота, подписать электронной подписью, направить в налоговую инспекцию отчёт о прослеживаемых товарах.

Без электронного документооборота магазин не сможет продать предпринимателю или фирме прослеживаемый товар, а ИП или фирма не смогут его купить. Так любой покупатель из мира бизнеса волей-неволей становится участником системы.

Как присвоить регистрационный номер партии товара

Если товар прослеживаемый, ему присваивается регистрационный номер (РНПТ). Он создаётся не для каждой единицы товара, а для всей партии. РНПТ нужно указывать в универсальных передаточных документах, в счетах-фактурах и в налоговой отчётности. Физически на изделие номер не наносится.

Если товар импортирован из стран, не входящих в ЕАЭС, номер присваивает сам импортёр.

Номер состоит из блоков, разделённых знаком «/». Первые три блока совпадают номером таможенной декларации в разделе А:

  • код таможни (раздел 29 ГТД);
  • дата регистрации таможенной декларации (раздел 54 ГТД);
  • порядковый номер декларации.

Последний блок цифр РНПТ представляет собой порядковый номер товара из раздела 32 таможенной декларации. Если в ГТД несколько партий, то РНПТ присваивается каждой из них.

Пример.

Партию из 5 штук мониторов завезли по таможенной декларации от 01 июля 2021 года с такими данными.

Началась подготовка к внедрению системы отслеживания оборота маркированной продукцииНачалась подготовка к внедрению системы отслеживания оборота маркированной продукции

Регистрационный номер партии будет иметь вид: 10129020/010721/0000123/001.

Уведомлять налоговую о присвоении номера партии не нужно, но нужно указывать его во всех товароспороводительных документах при движении товара из этой партии.

Если товар ввезен из стран ЕАЭС, РНПТ присваивает налоговая инспекция.

Для этого подайте в налоговую инспекцию уведомление о ввозе по форме КНД 1169008 в срок 5 рабочих дней с даты принятия товара на учёт. ФНС в течение суток присвоит РНПТ и сообщит вам.

Если по какой-либо причине вы возвращаете ввезённый товар поставщику обратно в ЕАЭС, не позднее следующего рабочего дня после возврата подайте корректировочное уведомление о ввозе.

Что делать с остатками

Если на момент введения прослеживаемости у вас на складе есть остатки таких товаров и они предназначены для продажи, подайте в налоговую инспекцию уведомление об остатках по форме КНД 1169011 и получите РНПТ от ФНС. Конкретного срока нет, главное — получить номер до продажи или утилизации прослеживаемого товара.

Сдать уведомление об остатках и получить РНПТ придётся и в том случае, если вы решите продать прослеживаемый товар, поступивший к вам одним из следующих способов:

  • покупка у физических лиц;
  • покупка у самозанятых;
  • возврат продавцу физическим лицом или самозанятым товара, ранее проданного ему до 08.07.21;
  • покупка конфискованного товара.

Если до 8 июля 2021 года купили товар и получили счёт-фактуру, вычет по нему можно получить в обычном порядке несмотря на то, что в них нет номера РНПТ.

Документооборот

Всю отчётность и первичные документы по прослеживаемым товарам нужно составлять и передавать строго в электронном виде.

Исключения:

  • продажа физическим лицам для собственных нужд, самозанятым;
  • импорт в ЕАЭС;
  • экспорт или реэкспорт.

Если продавец прослеживаемых товаров применяет спецрежимы, он тоже должен направлять покупателю УПД в электронном виде.

Покупатели обязаны принять электронный документ и подтвердить электронной подписью факт приёмки товара. С 01.01.2023 операторы электронного документооборота будут отправлять электронные документы с прослеживаемым товаром в ФНС.

Все участники оборота прослеживаемых товаров, в том числе покупатели (кроме физлиц) должны быть подключены к ЭДО. Без этого продать или купить прослеживаемый товар не получится.

Счёт-фактуру с 1 июля 2021 года нужно составлять по новой форме. Её дополнили полями для внесения реквизитов прослеживаемости (РНПТ, единица измерения и количество). В один счёт-фактуру можно включать как прослеживаемые товары, так и обычные. Подробнее об особенностях заполнения нового счёта-фактуры читайте в нашей статье.

Ошибки в номере РНПТ или его отсутствие не лишает права на вычет НДС.

Отчётность

Все операции с прослеживаемыми товарами нужно включить в отчётность и сдавать в налоговую инспекцию в электронном виде независимо от применяемой системы налогообложения. Рекомендуемые формы отчётов приведены в письме ФНС от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@. Состав отчётности у плательщиков и неплательщиков НДС различается.

Плательщики НДС

Плательщики НДС сдают декларацию по НДС в обычном порядке, просто по новой форме, которая действует начиная с отчётности за 3 квартал 2021 г.

В разделе 8-11 декларации и в приложении № 1 к разделу 8-9 указывают информацию о покупке, продаже, безвозмездной передаче прослеживаемого товара: РНПТ, код единицы товара, количество, стоимость.

Товары с разным РНПТ в каждом разделе отражаются на отдельных листах.

Есть ситуации, когда помимо декларации НДС нужно сдавать ещё отчёт об операциях с товарами по форме КНД 1169010:

  • покупка, в том числе через агента, у неплательщиков НДС;
  • прекращение прослеживаемости в виде исключения из перечня прослеживаемых товаров, экспорта в ЕАЭС, продажи международным представительствам, недостачи при инвентаризации;
  • возобновление прослеживаемости в виде возврата непереработанных остатков из производства, выявление излишков при инвентаризации, ранее учтённых как недостача;
  • произведена передача прослеживаемого товара и она не облагается НДС на основании НК РФ.

Отчёт сдают в электронном виде не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Неплательщики НДС

Если вы применяете специальные режимы налогообложения или пользуетесь освобождением от уплаты НДС, вам нужно сдавать в налоговую инспекцию отчёт об операциях по форме КНД 1169010 в следующих ситуациях:

  • покупка или продажа прослеживаемых товаров на территории РФ у российских контрагентов, в том числе через агентов;
  • передача и получение товара, не связанная с реализацией (реорганизация, взнос в уставный капитал и т.д.);
  • передача или получение права собственности на безвозмездной основе;
  • прекращение прослеживаемости товара (в том числе продажа физическим лицам для личного потребления, самозанятым, передача в производство для изготовления новых товаров, утилизация, утрата и недостача);
  • передача или получение права собственности на безвозмездной основе;
  • возобновление прослеживаемости товара (в том числе возврат от физических лиц и самозанятых ранее проданного товара, возврат непеработанных остатков из производства);
  • импорт или экспорт.
Читайте также:  Какие налоги платит ип с работниками?

Отчёт сдают в электронном виде в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Если экспортируете товары в ЕАЭС, дополнительно сдайте в ФНС уведомление о перемещении товаров по форме КНД 1169009 в течение 5 рабочих дней с даты отгрузки независимо от того, являетесь ли вы плательщиком НДС.

Если ранее экспортировали товар в ЕАЭС и подали уведомление о перемещении товаров, а потом был полный или частичный возврат этого товара, не позднее следующего рабочего дня с даты возврата направьте корректировочное уведомление о перемещении товаров.

Как подготовиться к участию в системе прослеживаемости товаров

  1. Проверьте, подлежат ли ваши товары прослеживаемости.
  2. Перейдите на электронный документооборот (ЭДО) с контрагентами и подключите сдачу отчётности в налоговую в электронном виде. Если вы с контрагентом обслуживаетесь у разных операторов, обратитесь к своему провайдеру, чтобы подключить роуминг.

  3. Проведите инвентаризацию по остаткам товаров, подлежащих прослеживаемости.
  4. Отправьте в ФНС уведомление об остатках прослеживаемых товаров и получите РНПТ.
  5. Поскольку РНПТ присваивается отдельной партии товаров, организуйте партионный учёт товаров, внесите изменения в учётную политику.

  6. Занесите РНПТ в учётную программу. Для этого учётная система должна быть доработана и обновлена.
  7. Организуйте систему контроля за правильностью формирования документов и отчётности в системе прослеживаемости товаров, чтобы весь прослеживаемый товар имел РНПТ в передаточных документах.

    При этом ЭДО должен быть не только у продавца, но и у покупателя. Создайте внутренний регламент, исключающий пропуски при внесении РНПТ в учётную программу. Следите, чтобы сделки с прослеживаемым товаром вовремя и в полном объеме попадали в отчётность.

    Например, отчёт об операциях с прослеживаемым товаром сдаётся только при наличии сделок, поэтому нужно ежеквартально проверять, возникла ли обязанность по составлению такого отчёта.

Что будет за нарушения

Меры ответственности пока мягкие, чтобы участники могли адаптироваться к системе. Например, если вы приобрели прослеживаемый товар, а в счёте-фактуре нет его идентификационного номера или он указан неверно, у вас сохраняется право на вычет НДС (пп. 3 ст. 2 закона № 371-ФЗ).

На сайте ФНС указано, что меры ответственности начнут применяться с 1 июля 2022 года. Власти планировали дополнить НК РФ статьями 129.15-129.16 со штрафами за отсутствие РНПТ, ошибки в номере, отсутствие отчёта о прослеживаемых товарах, но пока этого не сделали.

Сейчас налоговики могут лишь запрашивать документы и пояснения, если они выявят расхождения между отчётами по системе прослеживаемости с другими отчётами. За непредоставление документов по таким запросам или невнесение исправлений предусмотрены стандартные штрафы по п.1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ и по п.1 ст.129.1 НК РФ в размере 5 000 рублей.

Проверьте, используете ли вы в своей предпринимательской деятельности прослеживаемые товары. Подготовьтесь к внедрению системы прослеживания в своем учёте и изучите порядок представления отчётов. А поможет вам в этом система «Моё дело Бюро».

Это справочно-правовая система, консультации юристов, бухгалтеров и кадровиков, сервисы проверки контрагентов, оценки вероятности блокировки расчётного счёта, база предзаполняемых бланков и онлайн-калькуляторы для расчёта налогов, сборов и выплат персоналу.

Всё о маркировке товаров с 2019 года

В декабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р определило базовые принципы в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Эти базовые принципы предусматривают:

  • идентификацию каждой единицы товара — присвоение товарам уникальных кодов;
  • создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара;
  • создание Единого каталога товаров.

Что такое маркировка

С 1 января 2019 года действует Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ. В нем нет термина «маркировка», но есть такие определения, как «товары, маркированные средствами идентификации» и «код маркировки».

Товары, маркированные средствами идентификации, — это товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки.

Распоряжение от 28.12.2018 № 2963-р утвердило Концепцию создания и функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров.

В Концепции маркировка определяется как комплекс действий по идентификации единицы или совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного знака со средством идентификации. Она необходима для обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети.

Зачем в России внедряется маркировка

К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. То есть предполагается, что к этому времени основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе.

По словам Андрея Кириллова, операционного директора Центра развития перспективных технологий, основная задача, которую ставит перед собой государство в рамках этого проекта, — это защита жизни и здоровья граждан, повышение уровня их безопасности. Так, например, сегодня шансов купить легальную воду, кроме как в крупных сетях в крупных городах, у людей фактически нет — 60 % бутилированной воды является поддельной.

«Единая система маркировки обеспечит достоверность того, что продаваемый продукт был произведен на такой-то фабрике, был доставлен через такие-то каналы товародвижения и был продан на кассе в таком-то магазине», — объясняет Андрей Кириллов.

В результате внедрения системы маркировки с рынка уйдут предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, — те, что конкурируют с остальными участниками рынка недобросовестно. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.

Очевидные преимущества от маркировки получит потребитель. Помимо возможности приобретать только легальный и качественный товар он будет иметь возможность давать прямую обратную связь по нелегальным товарам контролирующим органам. Инструмент общественного контроля будет реализован в виде специального приложения, и им можно будет пользоваться с помощью смартфона.

Какие товары участвуют в системе маркировки

Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвердило перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке.

  1. Табачная продукция
  2. Духи и туалетная вода        
  3. Шины и покрышки пневматические резиновые новые       
  4. Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи
  5. Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек
  6. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков         
  7. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек
  8. Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
  9. Обувные товары        
  10. Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки  

В настоящее время уже существуют системы маркировки для алкоголя и меховых изделий. Они продемонстрировали эффективность.

Так, например, благодаря запуску обязательной маркировки шуб в 2016 году только за год доля легального оборота изделий выросла в 10 раз.

А в рамках эксперимента по маркировке лекарств было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей и пресечены случаи вторичной продажи дорогостоящих препаратов.

На сегодняшний день в пилотных проектах участвуют следующие товарные группы:

Осуществляется подготовка проектов по маркировке шин, молока.

Оператор системы маркировки

В Федеральном законе от 25.12.2018 № 488-ФЗ уточняется, что оператора системы маркировки определяет Правительство. И таким оператором был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Сейчас это, по сути, частный партнер в государственно-частном партнерстве. Именно ЦРПТ занимается реализацией Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».

 

ЦРПТ самостоятельно генерирует код маркировки, обеспечивает его защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы. Также центр работает над созданием единого каталога товаров, занимается локализацией производства оборудования для маркировки.

Этапы внедрения маркировки

2024 год определен правительством как год полноценного функционирования Единой национальной системы маркировки. При этом производителям дается время на то, чтобы «обкатать» систему: с 2018 года стартовала добровольная маркировка Data Matrix кодами табака, обуви и лекарственных препаратов.

Чтобы подключиться к пилотному проекту, достаточно подать заявку на участие. Для полноценного участия также необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Если у вас есть такая подпись для торгов, ЕГАИС, ЭДО, отчетности, то можно использовать ее.

Также для подключения к пилоту вам потребуется обновить прошивку онлайн-кассы, то есть обратиться к поставщикам соответствующих решений и оборудования, настроить систему электронного документооборота (ЭДО), обновить товароучетную программу и купить 2D-сканер для считывания кода.

Если исходить из сроков, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р, то переход на маркировку товаров начнется с 2019 года.  

В таблице указаны даты эксперимента и даты перехода на систему:

Товар Старт эксперимента Обязательное использование
Лекарства С 1 февраля 2017 года С 1 июля 2020 года
Табак С января 2018 года С 1 июля 2020 года
Обувь С 1 июня 2018 года С 1 июля 2020 года
Шины и покрышки Нет официальной информации С 1 декабря 2019 года
Духи и туалетная вода С 1 марта по 30 ноября 2019 года С 1 декабря 2019 года
Товары легкой промышленности (трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье Нет официальной информации С 1 декабря 2019 года
Фотоаппараты и лампы-вспышки С 1 марта по 30 ноября 2019 года С 1 декабря 2019 года
Пиво С 1 июля 2018 года Нет официальной информации

Что такое «Честный знак»?

Вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». И она включает два компонента:

  • цифровое решение маркировки и прослеживаемости;
  • инструмент общественного контроля (приложение «Честный знак»).

Маркировка и прослеживаемость товаров

Доклад Татьяны Александровны Григорьевой на семинаре «Актуальные изменения в таможенной сфере: законодательство и практика», декабрь 2019 г., Владивосток.

Для начала определимся, что такое маркировка.

Маркировка – это идентификатор товара, содержащий основные сведения о продукции. Наносимая на товар или его упаковку, маркировка может иметь вид текста, рисунка, условного знака и выполняет следующие функции.

  • Информационная – это необходимые сведения о товаре и производителе: адрес, наименование изготовителя и технического регламента, сведения о свойствах, составе, сроке службы и годности и т.д.
  • Идентифицирующая – это информация для контролирующих органов, продавцов и потребителей, позволяющая установить соответствие продукции ГОСТу, качеству и требованиям безопасности.
  • Мотивационная – подразумевается воздействие маркировки на психоэмоциональное состояние конечного потребителя с целью увеличения продаж продукции.

Маркировка бывает двух видов – производственная и торговая.

  • Производственная – наносится изготовителем, регламентируется техническим регламентом маркировки продукции и ФЗ «О защите прав потребителей». Ее носителями могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
  • Торговая – наносится поставщиком или продавцом продукции. Ее носителями выступают товарно-кассовые чеки и ценники, содержание необходимую информацию о продавце.
  • Также, с некоторого времени на ввозимые товары наносится маркировка соответствия, информирующая потребителя о том, что товар сертифицирован и отвечает установленным стандартам качества. 
  • А теперь вводится еще и такой вид маркировки, как идентификационная маркировка прослеживаемости товаров.
  • В декабре 2017 года государством было принято решение о создании Единой системы маркировки и прослеживаемости товаров, которая преследует следующие цели:
  • обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках;
  • обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных.

Концепция по созданию системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости товаров подразумевает два подхода для создания такой системы. 

Первый подход – это прослеживаемость, основанная на физической маркировке товаров идентификационными знаками. Второй подход – это документальный подход. 

  1. Первый (физическая маркировка) подход мы рассмотрим более детально чуть ниже.
  2. Что касается второго, документального типа прослеживаемости, то замечу, что здесь используется немного другой способ, хотя цель, конечно, та же  – это борьба с незаконным оборотом товаров и повышение фискальной составляющей при осуществлении контрольно-надзорных функций.
  3. Целями документальной системы прослеживаемости государственные органы называют:
  • создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;
  • подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.

К принципам использования этой системы относят:

  • исключение дублирования бизнес процессов налогоплательщиков;
  • идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
  • факт перехода права собственности на прослеживаемый товар, фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
  • система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
  • требования распространяются на всех налогоплательщиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без исключений и на товары, в том числе ввозимые из ЕАЭС. 

 Преимущества документального подхода: 

  • система маркировки базируется на физической маркировке, а система прослеживаемости на документарной идентификации товаров;
  • система маркировки прослеживает каждый товар в частности, а система прослеживаемости товарные партии;
  • система маркировки требует изменения складской логистики, а система прослеживаемости не требует.

Этот проект ведется под руководством Минфина России, совместно с Федеральной налоговой службой. Федеральная налоговая служба определена в этой части,  как оператор информационной системы. Многие знают, что уже сейчас, у нас проводятся эксперименты по прослеживаемости товаров.

ФТС с налоговой службой уже приступили к реализации и этого проекта, доработали программные средства, начали их тестирование и обмен. В этом эксперименте на сегодняшний день участвуют 24 организации.

ФТС надеется, что к концу года они выйдут на более промышленную эксплуатацию своих программных средств для документальной прослеживаемости, с тем, чтобы обмен осуществлялся без сбоя, а ФТС получали бы актуальную и достоверную информацию о цепочках движения товаров.

Данный проект реализуется в рамках Соглашения «О механизме прослеживаемости», которое подписано в Нур-Султане в этом году. Это Соглашение сейчас находится на ратификации. Обещают, что в ближайшее время оно будет ратифицировано со стороны Российской Федерации. Другие страны – участницы Союза скорее всего присоединятся позже к Соглашению, т.к. у всех разные технические возможности.

Как это должно работать? Не будет прослеживаться физически каждая единица, а будет отслеживаться баланс товаров, которые поступили на рынок через границу, и то, как они далее циркулируют на внутреннем рынке от покупателя к покупателю. Т.е., то, что въехало в страну и то, что потом по старым счетам-фактуры распределилось и прошло через несколько цепочек перепродаж, должно сойтись.

В том случае, если товар передается в розничную торговлю, прослеживаемость прекращается. Это является конечной точкой, когда товар реализуется покупателю (розничному покупателю). Прежде всего, это не все товары. Перечень таких товаров будет утверждаться Советом Комиссии.

Обещают, что вопрос, связанный с наслоением маркировки и прослеживаемости будет регулироваться на уровне здравого смысла, когда одни и те же товары не должны вероятнее всего попадать в две системы прослеживаемости (поскольку есть две системы прослеживаемости: маркировка и документальная прослеживаемость). Т.о.

, сразу после выпуска декларации с помещением товара под выпуск для внутреннего потребления, информация об этом товаре, включенном в перечень, утвержденный Советом Комиссии, сразу поступает в национальную систему прослеживаемости.

Механизм прослеживаемости, предполагается, будет состоять из пяти национальных систем прослеживаемости, которые должны работать внутри каждой страны самостоятельно, никто не будет вмешиваться в механизм их работы, в то, как они будут создаваться, кто оператор и т.д. Это предполагается, как полностью национальная компетенция.

Однако за счет механизма прослеживаемости предполагается обеспечение взаимодействия этих национальных систем в том случае, когда товары идут из одной страны в другую. Возвращаясь к исходной точке. Исходная точка – это выпуск товаров для внутреннего потребления. Информация из декларации в том составе, который упомянут в Соглашении, передается в национальную систему прослеживаемости.

Далее при каждой операции (при дроблении партии, при передаче производству и т.д.) в национальной системе прослеживаемости отражается соответствующая информация. В том случае, когда последний покупатель продает эти товары в другую страну (например, из Казахстана в Россию), то информация по последней сделке, по последнему сопроводительному документу передается в ту страну, куда товар предназначен. Например, из Казахстана в Россию, из России в Армению и т.д.

В национальной системе прослеживаемости России появляется информация о товаре, который продавец продал российскому покупателю. Соответственно, российский орган информацию имеет, но только о последнем сегменте.

В том случае, когда возникли сомнения, опасения и потребность в изучении всей цепочки поставки, российский государственный орган может обратиться в национальную систему прослеживаемости Казахстана и получить информацию вплоть до момента выпуска в свободное обращение. Вроде бы несложный механизм.

Но проблема в том, что, как я уже сказала, другие страны – участницы Союза, скорее всего, присоединятся позже к Соглашению, т.к. у всех разные технические возможности. А про Кыргызстан и вовсе говорят, что этой технической возможности нет, и когда она будет неизвестно.

К тому же, обязательно будут появляться разного рода ситуации, например, с конфискованными товарами. К тому же, Соглашение ориентировано только на импорт товаров и не учитывает аналогичные товары, которые произведены на территории той или иной страны.

Это безусловно создаст определенные сложности при применении. Будет соблазн назвать импортные товары товарами, произведенными на территории Союза. Т.е. вопросов неулаженных еще много. 

Для того чтобы система смогла работать нормально, через год после вступления в силу Соглашения, должен начаться пилотный проект по какой-то определенной категории товаров. Пока этот пилотный проект не будет признан успешным на уровне Евразийского совета, механизм не должен вводиться в постоянную эксплуатацию. Однако «пилот» может длиться бесконечно долго.

Он может насыщаться новыми категориями товаров, особенностями разработки. По крайней мере, подход на данном этапе достаточно аккуратный. ЕЭК видит в этом Соглашении плюсы для бизнеса, пусть не завтра и не послезавтра, как они говорят.

По мере развития документальной прослеживаемости, по мнению представителей ЕЭК, отпадет необходимость во многих иных документах, хотя при этом ФНС уже вводит дополнительные отчеты для бизнеса.

Соглашение может стать базой для перенастройки бухгалтерского и налогового учета, если покажет себя в позитиве контрольных функций.

Т.е., по подзаконным актам предусматривается создание отдельных отчетов, внесение изменений в действующие порядки, книги покупок, декларации, счета-фактуры. Эти документы у ФНС готовы вместе с форматами в виде проектов.

Возникает казус, что отсутствие основного нормативного правового акта тормозит работу по дальнейшему утверждению налоговых подзаконных актов, которые, прежде всего, нужны бизнесу. Я говорю о том, что в ныне действующем налоговом кодексе ничего этого не предусмотрено. Поэтому пока ФНС решили, что пойдут по проектному пути.

Сейчас на сайте www.nalog.ru дорабатывается раздел, где будут выложены все формы и форматы документов и порядок их заполнения для предоставления в налоговые органы, чтобы все могли ознакомиться с тем, что нас теоретически ждет.

Хочу предупредить, что эти проекты форм и форматов в какой-то мере будут меняться, потому что заочно их до сих пор обсуждают с разработчиками бухгалтерских учетных систем (с 1С, Контуром и с др.). 

В связи с этим, интересный документ, который появился в этом году под реализацию документального прослеживания товаров, это проект Федерального закона по внесению изменений в Налоговый кодекс, где урегулированы взаимоотношения по документальной системе прослеживаемости. Россия понимала, что Соглашение будет подписываться долго главами стран ЕАЭС. Поэтому единственным способом быть готовыми к введению в эксплуатацию такой системы – это переложить нормативы Соглашения в Налоговый кодекс. Поскольку оператором Минфин определил ФНС, как единственный действенный инструмент, с точки зрения того, чтобы эта система работала и были нормальные инструменты воздействия на недобросовестных налогоплательщиков – это введение в Налоговый кодекс отдельного вида контроля по документальной прослеживаемости.

Подводя итог скажу, что система документальной прослеживаемости и идентификационная маркировка товаров (физическая, и имеющая то же предназначение) не будут дублировать друг друга, они будут развиваться параллельно, товары, которые будут подвергаться документальной прослеживаемости, не будут подпадать под физическую маркировку. Т.е. дублировать системы друг друга не будут, а вернее общей у них является только цель.

Относительно другого подхода – физической маркировки.

Здесь координатором проекта со стороны государства выступает Минпромторг России.

В соответствии с распоряжением Правительства России от 03.04.2019 № 620-р оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке назначен Оператор — ЦРПТ. Проект создается в формате государственно-частного партнерства на базе единого оператора — Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). 

Оборот всех маркированных товаров отслеживает система «Честный ЗНАК». 

Постановлением Правительства России от 26 апреля 2019 г. №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» введены Правила обязательной маркировки товаров средствами идентификации и отслеживания движения товаров и Положения о системе мониторинга за оборотом товаров (подлежащих обязательной маркировке). 

Предполагается, что маркировка позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Некоторые товары маркируются уже сейчас, для других товаров пока система тестируется.

Подключение к ней уже стало обязательным для части участников рынка, а для остальных пока остается добровольным — идут пилотные проекты.

А к 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной (на всю готовую продукцию): Такое решение Правительства одобрил Президент.

  • В 2018 (начались) и в начале 2019 проводились, добровольные эксперименты по маркировке кодами Data Matrix обувных товаров (Постановление № 620 от 30 мая 2018 года) и лекарственных препаратов (Постановление № 62 от 24 января 2017 года).
  • Обязательная маркировка в 2019 году
  • — 28 апреля 2018 года Правительство Российской Федерации Распоряжением 792-р утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке: сигареты, обувь, духи и туалетная вода, шины, одежда, фотокамеры и лампы-вспышки.
  • — В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 224 утверждены правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, в отношении табачной продукции:
  • С 1 марта 2019 года началась регистрация производителей и розничных магазинов в системе маркировки и прослеживаемости товаров;
  • С 1 июля 2019 года прекращен выпуск немаркированной табачной продукции;
  • С 1 июля 2020 года будет прекращен оборот немаркированной табачной продукции;
  • Продавать немаркированные остатки табачной продукции можно до 1 июля 2020 года.

— В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года № 1557, с 1 октября 2019 года производители и участники оборота лекарственных препаратов, начали маркировку препаратов из перечня высокозатратных нозологий (Учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины). Регистрация аптек и медицинских организаций в системе маркировке и прослеживаемости товаров началась с 1 июля 2019 года.

С 1-го декабря 2019 введена обязательная маркировка одежды.

Обязательная маркировка в 2020 году

— Согласно требованиям Федерального закона от 12 апреля 2010 г. (в ред. от 04.06.2018) обязательная маркировка всех лекарственных препаратов вводится с 1 января 2020 г.

Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.

Каждая единица товара помечается уникальным кодом Data Matrix. Его генерирует по запросу производителей, и выдает им оператор маркировки — и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя.  

Процедура маркировки товаров гарантирует, что повторно товары использовать, тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения, государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.

Т.е., создается специальная информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД (оператор фискальных данных).

Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.

Как уже было сказано выше, вся система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров называется «Честный знак». И она включает два компонента:

  • цифровое решение маркировки и прослеживаемости;
  • инструмент общественного контроля (приложение «Честный знак»).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *