Какую выбрать налоговую ставку выбрать при участии в Госзакупки?

Система налогообложения — это совокупность фискальных обязательств субъекта перед государством. Разбираемся в действующих системах налогообложения и рассказываем, какая из них лучше подойдет участникам государственных и муниципальных закупок. Определим, какую систему налогообложения выбрать. Что выгоднее — упрощенка или «вмененка», что лучше выбрать для участия в госзакупках.

В первую очередь определим, что действующее фискальное законодательство предусматривает два типа систем налогообложения (СНО): основной, или общий режим обложения налогами, и специальный режим. Ко второму относятся:

  • УСН — упрощенка, или упрощенная;
  • ЕНВД — «вмененка», или единый налог на вмененный доход;
  • ЕСХН — единый сельхозналог;
  • ПСН — патентная.

Прежде чем обозначить: УСН или ЕНВД — что выгоднее, рассмотрим отличительные особенности действующих систем налогообложения в виде таблицы.

Какую выбрать налоговую ставку выбрать при участии в Госзакупки?

Скачать

Совмещение систем налогообложения

Законодательно установлено, что совмещение систем налогообложения для экономических субъектов России не запрещается. Например, компания осуществляет несколько видов деятельности и вправе применять разные системы налогообложения для каждого из них.

Рассмотрим, какие совмещения допустимы. Допустимые варианты представлены в разрезе ИП и юридических лиц, а также в разрезе СНО:

Какую выбрать налоговую ставку выбрать при участии в Госзакупки?

В такой ситуации, когда компания совмещает несколько фискальных режимов, ведение раздельного учета по каждой СНО обязательно. В противном случае организацию или ИП ждут крупные штрафы, а также приостановление деятельности или арест расчетных счетов.

Как выбрать систему налогообложения

Для экономического субъекта, ведущего любой вид деятельности, необходимо определить вид СНО, что выгоднее: упрощенка, «вмененка», сельхозналог или ПНС. При определении подходящего фискального режима следует учитывать:

  1. Вид деятельности, который будет осуществлять организация или частный предприниматель. Законодательством предусмотрены дополнительные льготы для отдельных видов деятельности.
  2. Объемы производства, реализации и доходность субъекта. Поставщику необходимо грамотно спланировать масштаб реализации продукции или работ. При объемах денежных поступлений до 100 миллионов рублей в год выгоднее перейти на специальные режимы НО.
  3. Расходы, которые понесет компания. При значительных тратах на производство или реализацию целесообразнее выбрать системы, предусматривающие уменьшение налоговой базы на понесенные затраты. Однако не все расходы можно учесть. Полный перечень таких затрат закреплен в НК РФ. Данное условие актуально при определении, какой вид УСН выбрать. Например, УСН 6 % не позволяет учесть затраты при исчислении налогообложения.
  4. Штатная численность. Владельцу бизнеса необходимо определить количество штатных работников, которое потребуется для выполнения плановых показателей по объему производства, а также для обеспечения бесперебойной работы компании. При численности до 100 штатных единиц допустим переход на специальные СНО.

Обратите внимание, что выбрать УСН или ЕНВД, либо иные льготные СНО могут только субъекты, отвечающие особым условиям, обозначенным в НК РФ. Если условия не соблюдены, следует применять ОСНО, иначе компанию ждут серьезные штрафы.

Выбор налогообложения для госзакупок

Как мы отметили ранее, выбор зависит от вида деятельности, масштабов производства, штатной численности и прочих характеристик экономического субъекта. Однако если компания планирует участвовать в государственных закупках, то следует учитывать и другие требования. Например, максимальная и начальная цена госконтракта, при превышении которой поставщик не будет участвовать в закупках.

Таким образом, если субъект планирует получить прибыль до 100 млн рублей в год, численность сотрудников — не более 100 человек, а процент участия сторонних компаний в уставном капитале — до 20 %, то субъекту выгоднее выбрать УСН или ЕНВД.

Патентную СНО следует выбирать при условии, что расходы на приобретение патента не превысят стоимости вышеуказанных налогов.

При производстве товаров для сельского хозяйства и прочих услуг в данной сфере деятельности преимущественно выбирать ЕСХН. Сравните, УСН или ЕСХН, что лучше для вашей фирмы, с помощью таблицы, представленной выше. А при осуществлении нескольких видов деятельности рассмотрите совмещение ЕСХН и ЕВНД или другие варианты.

При крупных масштабах производства следует выбирать общий режим. Такой подход позволит компании получить возможность возмещения НДС и прочие льготы.

Окончательного ответа, что лучше — «вмененка», упрощенка или иной режим обложения, не существует. Однозначно сказать для ИП или ООО выбрать УСН или ЕНВД невозможно.

Требуется оценить ключевые факторы (вид деятельности, объемы производства, затраты, штатная численность), сравнить показатели с законодательными условиями, а также оценить свои возможности и изучить успешный опыт конкурентов, и только потом принимать решение.

О приоритете лиц, применяющих усн при участии в закупках по 223-фз

  • О приоритете лиц, применяющих усн при участии в закупках по 223-фз
  • В апреле 2021 года Верховный Суд своим определением[1] признал неправомерным при проведении закупки в соответствии с законом № 223-ФЗ[2] сравнивать ценовые предложения участников по единому базису (без НДС / с НДС).
  • Борясь с дискриминацией, Верховный Суд, на волне формирующейся административной практики[3], фактически утвердил приоритет участников, применяющих упрощённую систему налогообложения (УСН), в рамках закупок по закону № 223-ФЗ.
  • Подход, отражённый в определении и административной практике, не только не имеет под собой правового, экономического или социального обоснования, но и вредит конкуренции и развитию предпринимательства.
  • Обстоятельства дела

Морской порт Санкт-Петербурга, проводя закупку[4] на уборку помещений и прилегающей территории, установил порядок оценки, согласно которому, в случае участия в закупке поставщиков, применяющих различные режимы налогообложения (т.е. когда один поставщик предлагает цену с НДС, а второй – цену без НДС), все полученные ценовые предложения сравниваются с учётом НДС.

При этом в качестве цены договора с победителем используется ровно то ценовое предложение, которое было отражено поставщиком (с любой системой налогообложения) в своей заявке.

Например:

Цена в заявке / цена договора с победителем Цена для целей оценки заявок Конечная стоимость продукции с учётом налогового вычета
Участник 1, на ОСН[5] 120 рублей с НДС 120 рублей с НДС (на 10% выгоднее) 100 рублей (на 10% выгоднее)
Участник 2, на УСН 110 рублей без НДС 132 рубля с НДС (на 10% менее выгодно) 110 рублей (на 10% менее выгодно)

В изложенном примере, при отсутствии иных критериев оценки, победителем был бы признан участник на ОСН, предложивший продукцию по меньшей для заказчика стоимости (с учётом налогового вычета по НДС).

При проведении спорной закупки сложилась аналогичная ситуация и участник, применяющий УСН, обжаловал подход заказчика в ФАС, посчитав его несправедливым. Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, и уже оспаривание решения УФАС добралось до Верховного Суда.

Причины оценки предложений по единому базису

По общему правилу (ст. 143 НК РФ) организации[6] являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Сумма налога выставляется продавцом (поставщиком) покупателю (заказчику), и подлежит уплате последним (п. 1 ст. 168 НК РФ). При отсутствии указаний об обратном, НДС считается включённым в цену договора[7].

Организации, являющиеся плательщиками НДС, вправе получать налоговый вычет (п. 1 ст. 171 НК РФ), который по своей правовой природе является налоговой льготой[8].

Вычет производится в размере суммы уплаченного налога (п. 2 ст. 171 НК РФ), т.е. заказчик вправе законно вернуть 20% от уплаченной поставщику цены договора.

При соответствии ряду критериев (ст. 346.12 НК РФ), организация вправе по своему усмотрению, добровольно (п. 1 ст. 346.11 НК РФ) принять решение о применении УСН.

УСН предусматривает, в т.ч., налоговую льготу в виде освобождения от уплаты НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). При применении поставщиком УСН, НДС в цену договора не включается, однако это лишает покупателя (заказчика) возможности получения вычета.

Другими словами, предложение о цене договора, поданное поставщиком-плательщиком НДС, с учётом налогового вычета, может быть существенно выгоднее (до 20%), чем предложение о цене договора поставщика, применяющего УСН, несмотря на то что ценовое предложение поставщика, применяющего УСН, указанное в заявке, формально математически меньше на 1 рубль. Чтобы учесть этот экономический фактор, заказчики устанавливают[9] порядок оценки, предусматривающий очищение предлагаемой цены от влияния косвенного налога.

  1. Равным образом описанный фактор на практике учитывают и «коммерческие» заказчики, не являющиеся субъектами закона № 223-ФЗ и не публикующие в открытом доступе регламенты проведения закупок.
  2. Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих заказчику в ходе оценки заявок очищать цены от влияния НДС, и не содержит каких-либо норм о поддержке организаций, применяющих УСН при участии в торгах.
  3. Аргументация суда

Кратко отметим, что определение ВС РФ содержит ряд доводов, фактически неприменимых к делу. Например, довод о том, что закупочная документация устанавливает различные правила сравнения предложений участников, тогда как в действительности для всех поступивших в рамках закупки ценовых предложений действует единое правило[10] – они сравниваются с учётом НДС.

  • Или довод о том, что нельзя сравнивать цены по единому базису, поскольку участник не может быть понуждён к доначислению суммы НДС сверх своего ценового предложения, хотя документация прямо предусматривает[10], что договор заключается по цене, указанной в заявке, безо всяких доначислений.
  • Не связан с материалами дела и тезис о недопустимости устанавливать различные начальные (максимальные) цены (НМЦ) для участников закупки – в документации установлена единая для всех НМЦ[11].
  • В рамках публикации хотелось бы подробно рассмотреть основной, по мнению автора, довод Верховного Суда и антимонопольных органов:
Читайте также:  Можно ли заполнить заявление на закрытие ИП ручкой с черной пастой?

Имущественный интерес заказчика по получению налогового вычета, уменьшающего стоимость приобретаемых услуг, не связан непосредственным образом с качественным и своевременным оказанием закупаемых услуг … и не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих УСН, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Первое, на что обратим внимание: получается, что по мнению суда, заказчик при осуществлении предпринимательской деятельности не должен быть заинтересован в снижении затрат и увеличении прибыли, ведь это не связано непосредственным образом с качественно и своевременно оказанными услугами.

Неужели для заказчика главное – чтобы полы помыли максимально качественно и своевременно? Какие вообще есть основания утверждать, что основной «имущественный интерес» заказчика (извлечение прибыли) должен быть связан непосредственным образом с качеством и сроками одного из многих видов закупаемых им услуг?

Представляется, что первична именно предпринимательская деятельность заказчика, а не закупаемые услуги сами по себе.

То есть закупка проводится для обеспечения возможности извлекать прибыль в надлежащих санитарных условиях, а не ради качественного процесса уборки как такового.

Размер извлечённой прибыли, в свою очередь, прямо зависит от размера затрат, понесённых на обеспечение деятельности заказчика.

Во-вторых

, заказчик не ставил никого в заведомо уязвлённое положение. Ведь заказчик:– не устанавливал правил налогообложения в РФ, предусматривающих НДС и вычет по нему;– не выбирал за участника, применяющего УСН, упрощённую систему налогообложения;

  1. – не формировал за участника, применяющего УСН, заведомо неконкурентоспособное ценовое предложение, которое является менее выгодным, чем предложение участника-плательщика НДС.
  2. Вся «вина» заказчика заключается лишь в том, что он учёл предусмотренную законом возможность получения налогового вычета и оценил предложения участников по их действительной экономической стоимости для своего бизнеса
  3. В-третьих, насколько же положение участников, применяющих УСН, является «уязвлённым»?

По данным ФНС средняя налоговая нагрузка на организации, применяющие УСН, составляет 3% для УСН «Доходы» и 2,24% для УСН «Доходы минус расходы». То есть более чем вдвое ниже, чем налоговая нагрузка на плательщиков НДС (ОСН – 7,6%)[12]. И это с учётом возможности получения налогового вычета по НДС!

Какую выбрать налоговую ставку выбрать при участии в Госзакупки?

Представляется, что сниженная в два-три раза налоговая нагрузка на поставщика, применяющего УСН, и является тем самым преимуществом, уравновешивающим его положение в экономическом обороте, позволяющим соперничать с поставщиками на ОСН и подавать конкурентоспособные ценовые предложения.

При этом, исходя из опубликованного ФНС России сравнения типовой налоговой нагрузки[13], в случае лишения заказчика возможности получения налогового вычета по НДС, средняя налоговая нагрузка возрастает до 18,5%.

Какую выбрать налоговую ставку выбрать при участии в Госзакупки?

В результате получается, что участник, применяющий УСН, не желает за счёт сниженной налоговой нагрузки подавать конкурентоспособное ценовое предложение, а поддерживающие его суд и антимонопольные органы своим решением лишают заказчика предусмотренной законом налоговой льготы (вычета по НДС), чем повышают налоговую нагрузку более чем вдвое.

В-четвёртых, отражённый в определении подход противоречит принципу равенства участников гражданских правоотношений[14] и принципу недопустимости дискриминационного налогообложения.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Согласно п. 2 ст.

3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Вопреки изложенным нормам подход определения предполагает, что заказчики по закону № 223-ФЗ, как участники гражданских правоотношений, должны быть лишены возможности учёта и последующего получения предоставляемой законом налоговой льготы (вычет по НДС) и обязаны нести повышенную налоговую нагрузку по сравнению с иными участниками гражданских правоотношений, которые при осуществлении закупок не подпадают под регулирование закона № 223-ФЗ.

Заключение

Подход определения противоречит экономическому смыслу предпринимательства – деятельности по систематическому извлечению прибыли. Заказчик, несмотря на легальную возможность снижения затрат и повышения прибыли путём получения налогового вычета, лишается такой возможности и должен заключать договор по значительно (до +20%) менее выгодной цене.

  • Участник закупки, являющийся плательщиком НДС, несмотря на предложение продукции по меньшей стоимости (20% от цены договора уплачивается в качестве налога) и повышенную налоговую нагрузку, за счёт лишения заказчика корреспондирующей налоговой льготы (вычет по НДС), оказывается в заведомо худшем положении по сравнению с участником, применяющим УСН.
  • Участник закупки, применяющий УСН, помимо предоставляемых в связи с применением УСН налоговых льгот, получает дополнительное преимущество, за счёт лишения заказчика причитающейся ему налоговой льготы административными методами.
  • Главный результат, к которому ведёт позиция ВС РФ и практика антимонопольных органов – это снижение конкуренции и усложнение доступа предпринимателей к закупкам госкомпаний (заказчиков по закону 223-ФЗ).

В условиях, когда конкурентная закупка априори на 20% дороже, заказчики по закону 223-ФЗ будут стремиться проводить неконкурентные закупки (т.е. закупки у единственного поставщика), в ходе которых им не смогут навязывать невыгодных экономических условий.

Кроме того, заказчики по закону № 223-ФЗ – это фактически принадлежащие государству предприятия в стратегических отраслях экономики, перед многими из которых стоят задачи по диверсификации и выходу на новые гражданские рынки[15], чему явно не будет способствовать внезапное удвоение экономической нагрузки по сравнению с конкурентами из частного бизнеса.

Остаётся только надеяться, что созданный административными методами закупочный «крен» в пользу организаций, применяющих УСН, не приведёт к появлению мошеннических схем, связанных с эксплуатацией этого дисбаланса.

 

[1] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 307-ЭС20-21065 по делу N А56-75118/2019

Как правильно учитывать Ндс в закупках по 44-фз, 223-ФЗ

Включать НДС в цену контракта? Изменять цену контракта, если исполнитель на УСН? Узнаем позицию экспертов и судов

В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт по торгам Станислав Грузин рассказал особенности учета налога на добавленную стоимость (НДС) на этапах:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
  • оценки и сопоставления заявок, выбора победителя;
  • заключения контракта с победителем;
  • оплаты контракта.

В этих ситуациях у заказчиков и поставщиков возникают сложности с учетом НДС. Разберем их в статье на основе рекомендаций вебинара.

Ндс в закупках по 44-фз

Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене

Начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ). В Законе 44-ФЗ не указано, что заказчик должен включить или не включить НДС в стоимость контракта. Но такая обязанность следует из разъяснений Минфина и сложившейся закупочной практики.

Минфин России в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 отмечает: «При обосновании НМЦК заказчик может установить условия формирования цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей». Цена контракта должна содержать все потенциальные расходы поставщика, в том числе налоги.

  • Рекомендация заказчикам: включайте НДС в стоимость и выделяйте в цене контракта.
  • Заказчик тоже устанавливает требования к формированию цены предложения, которая должна содержать обязательные платежи, в том числе налоги.
  • Совет поставщикам: учитывайте НДС в цене предложения.

Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом

Если продукция не облагается НДС, заказчик не включает налог в НМЦК и не выделяет в стоимости, а поставщик предлагает цену без НДС. Например, при закупке программного обеспечения.

Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя

В Законе 44-ФЗ нет норм, которые регулируют порядок и процедуру рассмотрения и оценки заявок, определения победителя среди участников, применяющих различные системы налогообложения.

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников закупки. Любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

Ценовые предложения участников, которые не являются плательщиками НДС, будут отличаться от остальных. Например, НДС не платят компании на упрощенной системе налогообложения. Поэтому их итоговая цена предложения будет ниже. Но это не значит, что заказчик должен прибавить к цене предложения такого участника сумму НДС.

Вне зависимости от системы налогообложения заказчик использует в расчетах при оценке и сопоставлении заявок или выборе победителя ту цену, которая подана.

Заключение контракта с победителем

Эксперт Станислав Грузин, ведущий вебинара «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ»:

«Если в заявке победителя указано 100 рублей, то и в итоговый контракт попадет 100 рублей. Даже если победитель применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Никаких 20 рублей НДС дополнительно! Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Случаи, когда цену можно пересмотреть, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ — там нет ситуации, когда победил неплательщик НДС». 

Оплата цены контракта

Рекомендация заказчикам: контракт оплачивается по цене, предусмотренной в контракте. Режим налогообложения участника не может оказывать влияние как на формирование цены контракта, так и на сумму оплаты по нему.

Читайте также:  По какой форме добавить ОКВЭД - по Р13001 или Р14001?

Совет поставщикам: внимательно анализируйте содержание контракта.

Условиями контракта предусмотрено выставление счета-фактуры? Обратите внимание, если «упрощенец» выставит счет-фактуру заказчику с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (см. п. 5 ст.

173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Важно: по контрактам, которые заключены до 1 января 2019 года и исполняются в текущем году, допускается изменить цену в пределах увеличения ставки НДС. Такое соглашение стороны могут заключить до 1 октября 2019 года.

Ндс в закупках по 223-фз

Разберем этап оценки и сопоставления заявок, где возникает больше всего вопросов участников.

Закон № 223-ФЗ не регламентирует, должен заказчик включать НДС в цену контракта или нет. Заказчик может самостоятельно определить в Положении о закупках, на каком этапе он будет начислять НДС:

  • включать в начальную (максимальную) цену договора (Н(М)ЦД) и оценивать заявки только по цене предложения участника;
  • включать в Н(М)ЦД, но при оценке сравнивать УПЗ на УСН или нет;
  • учитывать НДС только при оплате за поставленный ТРУ.

Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения

Позиция судов 1: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, даже если участники закупки применяют различные системы налогообложения:

  • «…Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции.
  • Установленный порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными». •
  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014.

Позиция ФАС:

  • «В соответствии с документацией, в случае если претендент не является плательщиком НДС, то цена не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС… На стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15.

Вывод: проводить оценку по ценовым предложениям, указанным в заявках.

Позиция 2: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, если это не предусмотрено документацией о закупке:

  • «Комиссией… УФАС России установлено, что Закупочной документацией не предусмотрен порядок сравнения цен участников без НДС;
  • … Ввиду того что… по итогам Закупки договор заключается по цене, включающей все налоги… наиболее предпочтительным… предложением от участников… будет являться предложение с наиболее низкой окончательной ценой вне зависимости от применяемой участником Закупки системой налогообложения как не оказывающей никакого влияния на качество и полноту оказания услуг по договору;
  • Комиссия УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора закупки по неправомерному сравнению заявок участников Закупки по ценам без НДС… нарушения пп. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16.

Позиция 3 

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554:

  • «При проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.
  • …Заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила применения налогового вычета НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.
  • В случаях когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов…».

Рекомендации заказчикам по этапу оценки и сопоставления заявок по 223-ФЗ:

Обучение по 223-ФЗ

Повышение квалификации, 72 ак.часа

Программа

  1. Решите, какой подход в оценке заявок участников для вас удобен и оптимален с учетом практики и разъяснений: оценивать по цене без НДС или оценивать «голые» заявки.
  2. Закрепите принятое решение в положении о закупках и дублируйте в документации о закупках.
  3. Проводите оценку в строгом соответствии с условиями документации.

Как выбрать систему налогообложения для участия в тендерах

КАК ВЫБРАТЬ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ТЕНДЕРАХ

Какую систему налогообложения выбрать для ИП-участника в госзакупках?

            Друзья, всем привет! Сегодня мы разберем, какой тип налогообложения на упрощенке нужно выбирать. Напомню, мы выбираем между доходами 6% и доходами минус расходы 15%.

Я не буду говорить о том, что, естественно надо выбирать для тендеров упрощенку, если вы участвуете в 44-ФЗ, потому что в первую очередь нам надо уходить от НДС. Кроме того, общая система налогообложения, это трудно, там очень много контроля, и много нюансов.

Для новичков ее точно выбирать не стоит, поэтому мы выбираем упрощенку. Но самый распространенный  вопрос как раз связан с тем, какую систему выбрать — доходы минус расходы или доходы. Запишу.

Первая система — доходы 6%.

Какая логика? В чем удобство этой системы? Удобство в том, что очень просто вести бухгалтерию и банки иногда бесплатно предлагают вести ее за вас.

Почему? Потому что вам не нужно считать ваши расходы, вам не надо принимать их к расходам, не нужно даже бумажки собирать, что вы и где купили. Потому что просто платите 6% со всей суммы, которую оплачивают вам, 6% с выручки.

То есть, вам заплатили миллион, вы 6% от него оплатите в налоговую налог УСН.

Вторая система налогообложения — доходы минус расходы. (15%)

В этой системе налогообложения вам придется считать ваши расходы. И не только считать, а нужно будет доказывать, что эти расходы были обоснованы. Чтобы вы приняли что-то к расходам, вам нужно доказать, что они были обоснованы. Для этого нужно будет собирать документы о своих закупках.

Также, вы можете включить туда бензин для вашей машины, сотовую связь, какие-то текущие ваши расходы и уменьшать налогооблагаемую базу. В данном случае вы платите 15% только с суммы вашей прибыли. То есть, вам заплатили миллион, на 900 тыс. вы совершили закупку, 50 тыс.

у вас были еще расходы, допустим, банк, связь, принтер вы себе купили, все это запихиваете в расходы и платите 15% от этой суммы.

Теперь давайте разбираться. Почему я всем советую доходы минус расходы для тендеров. На самом деле можно работать в тендерах и с 6%. Сейчас я вам объясню логику. Очень важно, с какой рентабельностью вы берете тендер. Если тендер будет очень маржинальный, 50% плюс, вам, возможно, даже будет выгодно работать на 6% дохода.

Если рентабельность тендера будет колебаться в районе 20-30 %, то вам будет выгоднее доходы минус расходы. Сейчас я на цифрах все разберу. В принципе, любая система налогообложения подходит для тендеров. По моему опыту, по опыту других участников, средняя рентабельность тендеров реально 20%, поэтому мы выбираем систему налогообложения доходы минус расходы.

Кроме того, вы можете свою доходную часть уменьшать своими личными затратами.  Связь, принтер, т. е. то, что уже озвучил, поэтому эту базу вы сократите. А здесь вы заплатите с дохода. Если у вас возник какой-то проблемный тендер, вам заплатили миллион, и вы неправильно его посчитали, и у вас закупка получилась 990 тыс. рублей.

Случилась какая-то критическая ситуация и вы реально попали, ну, просчет кривой был, поставщик подвел и у вас практически не рентабельности в этом тендере, то в такой системе вы все равно заплатите 6%                      в налоговую. Представляете, вы за 990 тыс. купили товар, за миллион его продали, заработали 10 тыс., а по факту заплатили еще 6 %.

Здесь это уберегает вас, 15 % доходы минус расходы и это удобно.

Давайте теперь на цифрах покажу.

Есть у нас тендер.  Он получается на один миллион рублей. Закупка у нас 800 тыс. рублей. Прибыль 200 тыс. рублей. При системе налогообложения 6% вы заплатите 6% с дохода (с миллиона), это 60 тыс. рублей.

Теперь посмотрим при втором варианте 15% доходы минус расходы. Здесь платим 15% с прибыли. Здесь при доходе 200 тыс. получается 30 тыс. рублей. При такой маржинальности тендера намного удобнее и выгоднее доходы минус расходы. Кроме того, вы сможете еще уменьшить доход своими какими-то личными моментами.

Вам нужно купить что-то домой, например, принтер, монитор, телефон, и все это вы запихнете в доходы-расходы. Главное обстоятельство, чтобы эти расходы были обоснованы для ведения вашего бизнеса. Вы покупаете себе телефон, естественно, это обосновано. Вам нужно звонить, пользоваться почтой, интернетом и вы можете принять его к расходам.

Вы платите за какую-то доставку, все это в расходы, в расходы, в расходы. Получается, здесь вы уменьшаете, оптимизируете, притом это все законно, это все правильно. Эта система налогообложения доходы минус расходы, более оптимальная и более удобная.

Читайте также:  Под каким наименованием действует ип?

Понимаете логику? Есть, конечно, минус того, что вам придется вести банальную бухгалтерию, но в формате начинающих предпринимателей это очень просто. Вы сначала покупаете товар, вам предоставляют накладную, эта накладная и будет являться документом для принятия этой покупки к расходам.

Вы берете свой отчетный период, вы берете все свои покупки, берете эти документы и отдаете в любой из сервисов. Вам это делают за две-три  тысячи рублей, составляют книгу доходов и расходов, и вы оплачиваете свои 15%. Это все достаточно просто. Эта система налогообложения более гибкая, чем просто доходы. Знайте об этом и помните.

Второй момент.  Есть еще страховые взносы. Страховые взносы составляют у нас в Пенсионный фонд 26545 рублей, 5800 рублей, т. е. вместе это, примерно 32 тыс. с копейками. На эту сумму мы можем уменьшить свой налог на прибыль. Как мы это делаем? При системе доходы минус расходы мы эту сумму 32 тыс. также вычтем из нашей налогооблагаемой базы. Мы от 200 тыс.

наших, кроме всех принтеров, мониторов отнимем еще эти 32 тыс. рублей и 15% возьмется уже от этой суммы. Это при системе доходы минус расходы. При системе 6% с дохода вы эту сумму как раз отнимете уже от дохода, т. е. 60 тыс. и отнимете от нее 32 тыс. рублей. Это получается даже более выгодной, чем в первом варианте. Но все равно доходы минус расходы лучше.

В целом у вас есть два налога. Налог УСН 6% или 15% и страховые взносы. Все, больше ничего нет. Единственно, при доходе более 300 тыс. вы еще платите 1% в Пенсионный фонд от этой суммы.  Например, у вас доход миллион, отнимаете 300 тыс., вы за них уже заплатили. Берете 700 тыс., берете от них 1% ,  получается 7000 рублей.

Эти 7000 рублей также должны оплатить в ПФ, но опять же, вы его примите к своим расходам, или уменьшите УСН, если 6%. Это все просто и понятно. Я это давным-давно прошел и сейчас специально вспомнил, так как буду использовать для своего ИП. Я не вижу тут никаких трудностей.

Понятно, что для начинающих не очень все понятно, но любой человек, который сталкивался с бухгалтерией, он на пальцах вам это все покажет и расскажет, что бояться нечего.

Еще раз подытожим. Я рекомендую для тендеров выбирать доходы минус расходы, потому что это помогает избежать некоторых рисков. Когда вы особо ничего не зарабатываете, вы платите только с прибыли. Кроме того, вы можете всегда оптимизировать налогооблагаемую базу, записав туда свои личные расходы.

Но единственный минус этой системы это то, немного труднее ее обслуживать, т. е. нужен какой-то мини бухгалтер или какой-то сервис.

Если же вы выберете систему налогообложения просто доходы, ее обслуживать не нужно, банк у вас все посчитает и скажет, сколько заплатить, но обслуживание этой системы перекроет этого мини бухгалтера за три тысячи рублей. Поэтому лучше выбирать доходы минус расходы.

Сейчас покажу, в каком моменте система дохода выгоднее. Если у нас этот тендер миллион, и у нас рентабельность в нем будет 70%, т. е. закупка 300 тыс.  Мы получаем в первом варианте 6% от миллиона, это 60 тыс.

, а во втором варианте мы заплатим от прибыли 115 тыс. Видите, потери здесь будут больше. Но 70% — это суперджекпот, такого не бывает. Нет, бывает, но это большая редкость. И второй момент.

Вы все равно эту налогооблагаемую базу сможете оптимизировать, уменьшить как-нибудь.

Поэтому для тендеров рекомендую доходы минус расходы, потому что это действительно лучше. Но, если вы оформили доходы, ничего страшного. Вы можете первое время поработать на ней, потом поменяете и начнете работать доходы минус расходы. Попробовать себя вначале можно при любой системе.

Я достаточно полно ответил на этот вопрос, если что, задавайте вопросы, я отвечу. Спасибо.

Как платить налоги в госзакупках?

Для тендеров не существует какого-то специального налогового режима. Наша задача — выбрать оптимальный из тех, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Давайте разберемся

ООО, ИП или физик?

Юрлица и предприниматели самостоятельно платят налоги. А вот налоги за физлицо платит заказчик (разумеется, удержав их из суммы оплаты по контракту).

Несмотря на то, что законом не запрещено участие в госзаказе физлиц, сумма НДФЛ выше, чем суммы налогов, которые платит ИП. Поэтому лучше зарегистрировать ИП.

Выгодно участвовать в тендере как ИП или ООО, но не как физлицо.

А что с самозанятыми?

на сегодня самозанятые не выделены как самостоятельный вид участников госзакупок. они рассматриваются законом как физлица. но, возможно, нас ждут изменения в этом вопросе.

как решается вопрос с ндс?⠀

НДС — налог на добавленную стоимость. К сумме каждой продажи (реализации) продавец должен добавить 20% налога и перечислить эту сумму в бюджет. Есть операции, которые НДС не облагаются, но это довольно специфические виды деятельности. Перечень можно посмотреть в ст. 149 НК РФ.

Очевидно, что цена поставщика, работающего с НДС, при прочих равных будет выше цены, предложенной предпринимателем, не платящим НДС. И у первого участника как правило доля налогов в выручке выше (а значит, бизнес менее выгодный).

НДС платится на так называемой общей системе налогообложения. НДС не платится, если бизнесмен выбирает «специальный налоговый режим».

Однако при уплате НДС есть такой феномен, как «вычет входного НДС«.

Проще объяснить на примере:

ООО 1 продает товар ООО 2 за 120 руб., в т.ч. НДС 20% — 20 руб. (входной НДС).

ООО 2 перепродает этот товар или использует его в своем производстве, зарабатывает, например, 400 руб., в т.ч. НДС 20% — 67 руб.

Если ли бы ООО 2 не применяло бы вычет входного НДС, то оно должно было бы заплатить в бюджет 67 руб. со своей выручки.

  • Однако оно может вычесть из суммы своего налога сумму входного НДС и в итоге заплатит намного меньше.
  • 67-20 = 47 руб.
  • Поэтому, заказчику, работающему с НДС, важно, чтобы поставщик ему «предъявил» входной НДС.

Так вот. В закупках по 44-фз заказчику абсолютно не важно, работаете ли вы с НДС или нет (в отличие от 223-фз в ряде случаев).

Поэтому смело отказывайтесь от так называемого общего режима налогообложения (ОСНО) в пользу спецрежимов. Они вас освобождают от НДС и налога на прибыль, заменяя их единым платежом.

Спецрежимы — какие бывают?

1. Упрощенная система налогообложения (УСН)

Есть два варианта: платить 6-8% от выручки (с дохода) или 15% от прибыли (доход минус расход).

На этот режим можно перейти сразу при регистрации бизнеса или с начала нового года. Вид УСН выбираете сами.

Для товарного бизнеса выгоднее УСН15 (при условии что ваши затраты на товар официальные). Для услуг — надо смотреть индивидуально, но чаще предприниматели выбирают УСН6 (6% с доходов).

Ограничение: выручка 150 млн. руб/год.

2. Единый налог на вмененный доход

Этот режим нельзя выбрать добровольно. Если вы ведете виды деятельности, указанные в региональном законе об этом налоге, то вы обязаны его применять. Оптовой торговли точно нет)))

Однако подробно говорить о нем не будем, т.к. данный режим отменяется с 2021 г.

3. Патент

Подходит только для ИП, у которого не более 15 наемных работников. ООО применять не может.

Суть в том, что предприниматель уплачивает твердую сумму в год (не зависящую от его реальной выручки). Размер суммы зависит от вида деятельности и региона.

Виды деятельности, которые подпадают под патент, строго ограничены законом.

4. Спецльготы для отдельных видов предприятий

Отдельные налоговые правила предусмотрены для

  • фермерских хозяйств
  • некоторых it-компаний

Обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО выбирайте систему налогообложения с бухгалтером (а лучше — с налоговым консультантом. У бухгалтера задача — сделать все максимально «правильно», без рисков, пусть и путем переплаты налогов. А у налогового консультанта задача — выбрать оптимальный режим, то есть такой, где заплатите меньше налогов, не нарушая закон.

И пересматривайте свое решение в конце каждого года. Обстоятельства бизнеса и законы могут меняться!

  1. Удачи вам и вашему бизнесу!
  2. Подписывайтесь на мой канал, впереди много интересного!
  3. фото https://unsplash.com

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *