Планируют изменить квоты на закупку отечественных товаров

13 Января 2022 16:56 13 Янв 2022 16:56 |

Минпромторг к осени 2022 г. внесет в Госдуму законопроект о
штрафах за несоблюдение квот по закупкам радиоэлектроники. В 2022 г.
госкомпании и госорганы должны закупать не менее 60% российских ПК. Однако
квоты госсектором не соблюдаются, и он научился их обходить.

Минпромторг в марте 2022 г. представит Правительству
законопроект об административной ответственности за несоблюдение минимальной
обязательной доли закупок российской радиоэлектроники госкомпаниями и госорганами. Информация об этом содержится
в плане законопроектной деятельности Правительства, утвержденном премьер-министром
Михаилом Мишустиным.

Летом 2021 г. в отчете Минпромторга говорилось именно о
штрафах за необоснованное невыполнение установленных квот по госзакупкам. Напомним,
российские госкомпании с начала 2021 г. должны закупать не менее половины ПК отечественного производства. К 2022 г.
импортозамещающие квоты для госкомпаний составят уже 60%, а в 2023 г. — 70%.

Однако по состоянию на конец 2021 г. доля российского софта,
используемого в госкомпаниях, составила всего 30-35% при нормативе в два раза выше, рассказал РБК глава Центра
компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух.

По его словам, самые низкие показатели (менее 10%) у
ВТБ и «Аэрофлота». Также «Транснефть» и «Российские железные дороги»
демонстрируют очень серьезную зависимость от иностранных решений в ключевых
бизнес-процессах компании.

Массух также подчеркнул, что «просто так отстающие
не отделаются».

В сентябре законопроект будет внесен в
Госдуму. Соответственно закон о штрафах за несоблюдение квот по закупкам может
быть принят не раньше осенней сессии Госдумы. CNews ждет
ответа от представителей Минпромторга на вопрос, какого размера штрафы могут
быть предусмотрены законопроектом.

Другие законопроектные
планы

Также план Правительства содержит законопроекты о создании
реестра исполнительных документов, проведении эксперимента по онлайн-торговле
рецептурными лекарственными препаратами, ведении государственного реестра
саморегулируемых организаций исключительно в электронном виде.

Планируют изменить квоты на закупку отечественных товаров

Правительство к осени введет штрафы за несоблюдение квот по закупкам

  • В числе прочих, в документе содержатся инициативы о наделении Правительства
    полномочиями по утверждению порядка регистрации национальных доменных имен и
    созданию специального регистратора доменных имен, принадлежащих органам
    государственной власти.
  • Кроме того, в документе есть законопроекты о создании федеральной государственной информационно-аналитической системы племенных ресурсов, предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка по принципу «одного окна» с использованием информационных технологий и ресурсов Пенсионного фонда, а также о наделении Росздравнадзора полномочиями принимать решение о блокировке интернет-ресурсов, содержащих информацию о торговле поддельными медицинскими документами, а также определения оснований, необходимых для включения в соответствующий реестр информации, распространение которой в России запрещено.
  • Всего план содержит 127 законопроектов.

Квоты по закупкам

В феврале 2020 г. стало известно,
что Минпромторг подготовил проект директивы, направленной на сокращение закупок
радиоэлектроники зарубежного производства российскими госкомпаниями. Подготовке
проекту министерства предшествовало начало работ по созданию российского реестра радиоэлектронного оборудования.

Что нужно знать при выборе ВКС

Рынок видеоконференцсвязи 2021 Планируют изменить квоты на закупку отечественных товаров

В июне 2020 г. Минпромторг подготовил новые изменения, согласно которым закупки
радиоэлектроники будут проходить по принципу «второй лишний». Он подразумевает
отклонение всех иностранных заявок на поставку в том случае, если имеется как
минимум одна российская заявка, условия которой соответствуют требованиям,
установленным заказчиком.

Но уже в январе 2022 г. стало известно,
что правила закупок импортного «железа» ужесточаются. И теперь, если хотя бы
одно предложение подрядчика содержит российскую технику, госзаказчик обязан
закупить именно ее, отклонив все заявки с импортным оборудованием.

Как говорилось выше, в 2021 г. госорганы и госкомпании
заставили закупать не менее половины ПК отечественного производства. На
различные устройства установлены разные квоты.

Например, На «запоминающие и
прочие устройства хранения данных» российского производства стартовый они
составляют от 30% в 2021 г, от 40% в 2022 г. и от 50% в 2023 г.

Мониторы и
проекторы для систем автоматической обработки данных — не менее 2% в 2021 г. и
не менее 3% после 2022 г.

Однако госсектор научился обходить требование по импортозамещению компьютерной техники.

Кристина Холупова

Минпромторг предлагает установить квоты на госзакупки отечественного

Планируют изменить квоты на закупку отечественных товаров

Евгений Разумный / Ведомости

Дополнительный способ поддержки российских производителей предлагает Минпромторг – обязать государство и госкомпании отдавать определенную часть своего заказа российским поставщикам, а также из других стран ЕАЭС. Правительство должно будет определить группы товаров, на которые распространится ограничение.

Минпромторг предлагает включить в перечень лекарства (антибиотики, для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и пр.) и перевязочные материалы, программное обеспечение и компьютеры, рулонные газоны, йод, взрывчатку, вагоны и пр.

Квоту также должно определить правительство, но для госзаказа она не может быть меньше 50%. Такие предложения содержатся в проектах поправок в законы о госзакупках и закупках госкомпаний, а также в проекте распоряжения правительства.

«Ведомости» ознакомились с их содержанием, его подлинность подтвердил человек, знакомый с текстом предложений, о предложениях знает высокопоставленный чиновник.

Представитель Минфина сообщил, что предложения Минпромторга по квотированию поступали в Минфин и находятся на рассмотрении. В ФАС предложения, по словам представителя службы, не поступали. Представитель Минэкономразвития сообщил, что министерству известно о предложениях Минпромторга. Его коллега из Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей».

Ввести квоты 50% в госзаказ предложил президенту Владимиру Путину и вице-премьер Юрий Борисов, курирующий вопросы оборонной промышленности, сообщает РБК. Представитель Борисова не стал рассказывать «Ведомостям» о подробностх совещания у президента, проходившего в закрытом режиме. Решение будет принято до конца года, знает высокопоставленный чиновник.

Сейчас госзаказчики, описывая желаемый товар, используют преимущественно характеристики иностранной продукции, в том числе закупая для нацпроектов, пишет Минпромторг в пояснительной записке. Постоянная квота на долю закупок российских товаров вместе с обязанностью указывать именно их характеристики, станет долговременной точечной поддержкой российского производства, говорится в ней.

Госкомпании, не выполнившие квоту, будут на следующий год переведены на более жесткие правила госзаказа, сказано в законопроекте. Подобная форма поддержки не нова и применяется во многих странах, замечает представитель Минэкономразвития.

Например, в США действует закон «Покупай американское», который стимулирует локализацию производства на территории США, а также использование более 50% американских компонентов при производстве конечного товара. Квотирование в России в госзаказе уже применяется для поддержки малого бизнеса, напоминает он.

Но в случае с перечнем нужно учитывать наличие конкурентоспособных  качественных российских товаров, возможности промышленности удовлетворить спрос и конечно же соблюдения конкуренции на рынке.Вице-премьер Дмитрий Козак не поддерживает идею квот, комментирует его представитель, он за ценовые преференции или правило «третий лишний».

Это действующие льготы для российских производителей в госзаказе и закупках госкомпаний. Пока для государственных нужд нельзя закупать, например, иностранные легковые автомобили и мебель.

Правило «третий лишний» действует для закупок лекарств и медизделий – иностранный поставщик не допускается к конкурсу, если заявки подали хотя бы две компании из стран Таможенного союза. А для закупок продовольствия и других товаров действуют ценовые преференции. Прямой запрет есть на госзакупки иностранного программного обеспечения – его можно покупать, только если нет его российских аналогов в специальном реестре.

Квоты в некоторых случаях будут смягчением действующих норм, комментирует высокопоставленный чиновник. Например, запретов или правила «третий лишний». Квотирование поможет в закрытом режиме проводить конкурс, например, на 70% заказа, который могут выполнить отечественные поставщики, но ещё 30% пройдут в открытом формате, объясняет он.

Идея расширения импортозамещения в госзаказе не дает покоя чиновникам, которые хотят, чтобы российским компаниям досталась большая часть трат на националные проекты, а это 25,7 трлн руб. до 2024 г., в том числе 13 трлн из федерального бюджета и еще 5 трлн – из региональных.

Исполнение нацпроектов потребует закупок медицинского и строительного оборудования, приборов, средств телекоммуникаций, систем для жилищно-коммунального хозяйства и транспорта почти на 6 трлн руб., сообщал Путин в послании Федеральному собранию: «И эти ресурсы должны работать здесь, в России». В 2018 г.

государство потратило на закупки почти 8,4 трлн руб.

Переход на отечественное программное обеспечение – одна из целей нацпроекта «Цифровая экономика», комментирует представитель Минкомсвязи. После того как был установлен запрет на госзакуки импортного софра, доля госзакупок отечественного ПО выросла в 2016-2018 гг. с 25% до 65%, отметил он.

По официальным данным, госорганы действительно закупают около 50-55% российского софта, говорит директор Центра компетенций по импортозамещению Илья Массух. Эта доля обеспечивается в основном за счет покупки готовых российских решений – антивирусов и систем бухгалтерского учета.

Однако она высчитывается не из всех закупок, а из значительно заниженных – часто чиновники зашифровывают закупки софта, закладывая их внутрь закупок по доработке государственных информационных систем, по строительству, а также в закупки оборудования, объяснил Массух.

Если судить по фактическому использованию, иностранного офисного и системного ПО по госзаказу – до 95%, систем управления базами данных – более 80%, ERP-систем – около 70%, считает он. Выполнение целевого показателя по «Цифровой экономике» в 50% формальное, согласен исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.

Статистику за собой тянут несколько классов ПО – системы информационной безопасности, офисный софт. По большинству классов наблюдается явное превалирование иностранных решений, особенно это касается системного ПО, уточняет он.

Дополнительная поддержка машиностроения привела бы к значительному увеличению продаж отечественной строительной и коммунальной спецтехники, которой, к сожалению, в списках нет, замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, а для вагонов и трамваев, которые в перечень попали, квоты не так актуальны, так как уровень локализации превышает 90%.

Читайте также:  Налоговая служба разъяснила порядок исключения недействующего ИП из ЕГРИП

В госзакупках лекарств доля отечественных и локализованных препаратов составляет 67% от их стоимости и 74%, если оценивать по количеству упаковок, знает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Но если смотреть на действующее вещество, то картина будет различной, замечает он, важно, как именно подсчитывать.

В любом случае, квотирование может блокировать обеспечение пациентов необходимыми лекарственными препаратами, так как могут возникать задержки с поставкой отечественных препаратов, а лимиты на иностранные препараты закончились, предупреждает он.

Сейчас компания просто декларирует, из какой страны она поставляет товар, и даже при желании купить российское бывает сложно, комментирует директор по закупкам «Россетей» Юрий Зафесов. Важно не только установить квоты, но дать реальный эффективный инструмент для подтверждения происхождения товара, говорит он.

Действующий закон позволяет подстраивать требования заказчика под самый известный иностранный бренд, это не дает работать преференциям, считает директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. Но административные меры по квотированию хорошо бы дополнить рыночными, предлагает он.

Можно было бы ввести налоговые стимулы или субсидии для тех, кто закупает отечественное сверх определенной нормы, рассуждает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов: но заставлять покупать – это чересчур.

Зачем заставлять, если российские товары качественные, а если нет – тем более, зачем заставлять, удивляется он.

Поддержать отечественную промышленность квоты действительно могут, признает Миронов, сейчас ее рост сдерживается в том числе низким внутренним спросом, повысить который мог бы госзаказ. Государство закупает 50% отечественной продукции далеко не по всему предложенному списку, подтверждает Бурмистров.

Может быть, квоты действительно приведут к более высоким темпам экономического роста, но в краткосрочной перспективе, просто за счет того, что будет производиться больше товаров, говорит главный экономист «ПФ капитала» Евгений Надоршин. Но когда эти товары начнут массово использоваться, то ВВП может даже просесть, поскольку из-за более низкого качества производительность снизится, предупреждает он.

Тема импортозамещения поднимается в основном не из-за желания ускорить экономический рост – для этого нужны другие меры, убежден Надоршин – а для укрепления суверенитета.

Многие чиновники и предприниматели находятся в плену советской парадигмы самодостаточности, а также иллюзии, что отечественные предприятия смогут все сделать и лучше, и дешевле, если только у них будет гарантированный спрос, полагает Надоршин.

Но сейчас нет стран, которые не участвовали бы в международном распределении труда, и если все делать самому, то многое получается дороже, чем при специализации, заключает он.

Новости

Планируют изменить квоты на закупку отечественных товаров

-Как работает механизм осуществления минимальной доли закупок российских товаров

На примере ПП № 2014 мы можем только ознакомиться с тем, как это должно происходить в теории. Данное постановление содержит Приложение, которое содержит код ОКПД2 закупаемого товара, его наименование и размер минимальной обязательной доли госзакупок в процентах с разбивкой по годам с 2021 по 2023.

Как следует из пункта 1 ПП № 2014, минимальная доля закупок должна рассчитываться по тем закупочным процедурам, для которых был установлен национальный режим в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной систем. В пункте 2 говорится о продукции, произведенной в Евразийском экономическом союзе, также учитываются в расчете минимальной доли закупок.

Пункт 3 устанавливает особенности определения НМЦК.

Там рассказывается об идентичности и однородности продукции, а также то, что для их определения необходимо учитывать только ту информацию, которая содержится в российском и евразийском реестре промышленной продукции, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции.

При расчете НМЦК методом анализа рынка заказчик должен направить запрос ценовой информации о товаре субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.

Пункт 4 утверждает содержание и форму отчета о проведении таких госзакупок, а также о размещении такого отчета в ЕИС.

Казалось бы, что все просто и понятно. Однако откуда же у заказчиков возникает тем больше вопросов, чем глубже они вчитываются в текст постановления № 2014. Попробуем дать ответы на самые популярные из них.

-Часто задаваемые вопросы о минимальной доле закупок российских товаров

Нужно ли применять ПП № 2014 при проведении госзакупок в соответствии со статьей 93 44-ФЗ? Нет. Постановление № 2014 применять не нужно, так как для таких закупок заказчики не устанавливают национальный режим.

Нужно ли сдавать отчет, если в текущем году все госзакупки были проведены в соответствии со статьей 93 44-ФЗ? Нужно сдавать даже нулевой отчет, так как варианта не сдавать отчет постановление № 2014 не предусматривает.

Нужно ли применять постановление № 2014 в случае, когда закупаемаяч продукция есть в перечне ПП № 878, однако есть обоснование о невозможности применения постановления № 878? Постановление № 2014 применять не нужно, так как в данном случае для госзакупки не будет применяться национальный режим.

Как направлять запрос коммерческих предложений участникам, информация о которых присутствует в ГИСП? Нужно выбрать пятерых или направить запрос всем, кто соответствует критериям? Однозначного ответа на данный вопрос нет, так как официальные разъяснения по этому поводу отсутствуют. Кто-то говорит направлять запрос всем, однако не всегда это физически возможно из-за большого количества субъектов, кто-то говорит, что достаточно направить запрос пяти участникам.

Что делать, если в ГИСП по необходимому заказчику товару не зарегистрировано достаточное число участников? Как рассчитывать НМЦК в этом случае? По данному вопросу разъяснения есть. НМЦК будет рассчитываться в общем порядке, однако необходимо дополнительно ознакомиться с инструкцией — gisp.gov.ru/news/14074908/.

Какая ответственность ожидает заказчиков в случае, если показатель осуществления минимальной доли закупок не будет достигнут? На данный момент никакой административной ответственности не предусмотрено. Эксперты сходятся в том, что первое время заказчики будут писать официальные «оправдания» того, почему им не удалось провести закупки в объеме, указанном в постановлении № 2014

Правительство запускает "Импортозамещение 2.0"

04.06.2020 20:27:00

Мишустин потребовал пересмотреть режим закупок импортных товаров

Планируют изменить квоты на закупку отечественных товаров Введение отраслевых квот позволит поддержать отечественных производителей в кризис, уверяет вице-премьер Юрий Борисов. Фото с сайта www.council.gov.ru

Российские власти намерены изменить нынешнюю практику предпочтения иностранным поставщикам в госзакупках и закупках госкомпаний. В частности, предлагается установить квоты на закупки отечественных товаров. Очередной виток протекционистской политики может стать как благом для промышленности, так и второй версией импортозамещения с неочевидными результатами, считают эксперты.

«Практику предпочтения иностранным поставщикам в госзакупках и закупках госкомпаний нужно менять», – объявил премьер Михаил Мишустин в ходе заседания правительства в четверг.

Стимулировать закупать отечественные товары чиновники планируют с помощью введения обязательных квот на российскую продукцию. По мысли премьера, введение таких квот «дополнит меры поддержки отечественных производителей».

Он также отметил, что ежегодно на закупки направляются триллионы рублей.

«Если на данный момент промышленность бегает за заказчиком, пытаясь выиграть хотя бы часть конкурсных процедур, то с введением отраслевых квот для российских производителей заказчики будут вынуждены ориентироваться на отечественное», – приводит Интерфакс пояснения аппарата вице-премьера РФ Юрия Борисова к рассмотрению этих поправок.

Чиновники тут же уточняют: преференции российским производителям должны быть в тех отраслях, в которых Россия достигла определенного уровня компетенции по критерию цена/качество. «Правительство получит право устанавливать объемы закупок по отраслевому принципу.

В ближайшее время законопроекты будут направлены в Государственную думу», – сообщил глава кабмина.

О необходимости увеличения доли закупок отечественных товаров ведомствами и госкомпаниями чиновники задумываются не впервые. В частности, тема нормирования госзакупок была инициирована Минпромторгом по поручению вице-премьера Борисова в феврале этого года.

Тогда ведомство Дениса Мантурова подготовило поправки к закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предложение министерства состояло в том, что правительство будет утверждать минимальную долю и порядок госзакупок отечественных товаров и услуг от общего годового объема и сферы закупок.

В свою очередь, заказчик должен будет ежегодно выполнять установленную для него минимальную долю закупок. В случае невыполнения заказчиком минимальной доли закупок он должен будет отчитываться о причинах невыполнения нормы.

Предполагалось, что в первую очередь под ограничения закупок подпадет радиоэлектроника: компьютеры, телекоммуникационное оборудование, серверы, системы хранения данных и пр.

По мнению чиновников, это поможет не только обезопасить российские компании от внешних рисков, но и выполнить поручение президента РФ Владимира Путина по загрузке оборонных заводов, которым предписано перейти на производство гражданской продукции в рамках конверсии. Напомним, российский лидер еще в 2016 году поручил предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК) довести долю гражданской продукции до 30% к 2025 году и до 50% – к 2030-му.

Летом прошлого года ведомство Дениса Мантурова также готовило проект правительственного постановления, по которому для товаров российского производства предлагалось установить долю в закупках государственных заказчиков в размере не менее 30% от годового объема закупок в 2020 году и не менее 50% – в 2021 году. Тогда предложение не поддержали в Минфине и Федеральной антимонопольной службе.

Попытка российских властей уйти от импортной зависимости в целом понятна. В отдельных сегментах зависимость от импортной составляющей составляет почти 100%. «Доля зарубежного оборудования в объеме закупок госкомпаний – 95%, только 5%, по самым оптимистичным оценкам, приходится на отечественную высокотехнологичную продукцию», – говорили участники российского рынка.

Читайте также:  Как правильно отразить взносы в отчетности?

Попытка решить проблему в духе Госплана СССР может обернуться дальнейшим отставанием российской промышленности, отмечает профессор РАНХиГС Людмила Пронина: «Концептуально законопроект подразумевает, что российские товары и оборудование лучше и что ничего страшного не будет, если мы иностранцев не допустим». Но так ли это?

Увеличение доли отечественных товаров при госзакупках – инициатива хорошая, так как в условиях кризиса нужна любая поддержка российских производителей, считает венчурный предприниматель Алексей Буянов.

«Но при введении обязательных квот должны быть учтены особенности конкурентности в каждой отрасли, чтобы от этих нововведений не было больше вреда, чем пользы», – продолжает он.

«Стоит проверить наличие аналогов на местном рынке, уточнить мнение представителей каждой области, чтобы понять, насколько отечественные производители в состоянии обеспечить выполнение тех или иных задач», – подчеркивает эксперт.

Подобная политика протекционизма, вероятно, позволит отдельным российским предприятиям пережить кризисные времена, но не изменит соотношение реального объема спроса на продукцию иностранных производителей, говорит член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. «Многие компании предпочитают закупать импортную продукцию, даже если она дороже российской, потому что ориентируются не на цену, а на соотношение цена/качество», – напоминает он.

В качестве ограниченности политики протекционизма он приводит в пример отечественное автомобилестроение. «Дотируемые государством производства так и не смогли за несколько десятилетий научиться делать качественные автомобили, способные конкурировать по цене с иномарками», – замечает Бишенов.

По его мнению, субсидии и дотации, покрытие убытков развращают любое производство, делают его неэффективным. «И страдает в конечном счете потребитель, который вынужден платить повышенные таможенные пошлины за приобретаемую продукцию.

Создаются и неэффективные рабочие места, и люди на таких производствах немотивированы», – отмечает он.

Необходимость создания дополнительных законодательных мер вызывает сомнение у заместителя заведующей лабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС Анны Золотаревой. «В России уже действует ряд протекционистских мер при госзакупках в отношении отечественных компаний.

Например, в соответствии со статьей 14 (части 3 и 4.44-ФЗ правительством установлены запреты и ограничения на допуск некоторых видов товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок.

А с 1 января 2017 года, согласно постановлению правительства РФ «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами», действует приоритет для российских поставщиков, выражающейся в 15% преференции в отношении цены (за исключением закупок у единственного поставщика)», – объясняет она.

«В любом сегменте рынка закупок должен быть разумный предел и баланс. Можно сэкономить 10% в закупке и после пожалеть, поскольку на дополнительную настройку и постгарантийное обслуживание придется дополнительно вкладываться и терять время», — замечают в аналитическом центре «Альпари».

По мнению аналитика компании «Финам» Алексея Коренева, в текущей кризисной ситуации решение властей – во благо. «Пандемия поставила под удар отечественную промышленность, которая без стимулирующих мер может просто не выжить.

И наличие для производителей неких гарантий, что хотя бы какая-то часть сделанной ими продукции будет обязательно реализована, является на данный момент куда более важным шагом, чем кратковременная забота о прозрачной конкурентной среде», — говорит он.

Сейчас же нужно сделать все, чтобы сохранились объемы производства, рабочие места, подчеркивает эксперт.

Тем не менее, продолжает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Михаил Перельман, меры властей могут дать толчок инновационному развитию отечественной промышленности.

«Будем надеяться, что данная инициатива не закончится так же, как и проводившаяся политика ипортозамещения, которая на данный момент практически не дала никакого положительного результата, несмотря на огромное количество финансовых средств, направленных на данные мероприятия», – обращает внимание эксперт.

Действительно, квотирование госзакупок отдаленно напоминает этакое «Импортозамещение 2.0», которое, несмотря на активный пиар властей, так и не смогло продемонстрировать внушительных результатов.

Так, доля российских предприятий, не готовых отказаться от закупок за рубежом технологий и сырья, за время санкционной войны не только не снизилась, но даже выросла, сообщали в 2018 году экономисты РАНХиГС.

И если в 2015 году 30% промпредприятий выражали готовность сократить или полностью свернуть закупки за рубежом машин, станков и технологических решений, то к 2017-му таких осталось лишь 7%. Таким образом, зависимость промышленности от импорта выросла до 92–93%, резюмировали тогда ученые. 

Нормы об ответственности госкомпаний за невыполнение квот по закупкам российских товаров подготовят в марте

  • Минпромторг РФ должен к марту текущего года подготовить нормы об ответственности госкомпаний за невыполнение квот по закупкам товаров российского производства, следует из правительственного распоряжения об утверждении плана законопроектной деятельности правительства РФ на 2022 год.
  • По этому плану министерство в марте должно внести в правительство законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение минимальной обязательной доли закупок российских товаров отдельных видов и минимальной доли закупок товаров российского происхождения.
  • В сентябре этот законопроект предполагается внести на рассмотрение в Госдуму РФ.
  • Минпромторг сообщал о планах по дополнению КоАП положениями о введении административной ответственности за несоблюдение госкомпаниями квот по закупкам российской промышленной продукции еще в начале прошлого года.

«Проект соответствующих поправок в КоАП уже подготовлен и направлен в правительство РФ», – говорил заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков в марте. Впрочем, он добавлял, что по этим поправкам есть разногласия.

При этом Осьмаков отмечал, что есть три варианта порядка введения ответственности за несоблюдение квот. Один из них предусматривает перенос момента начала применения административных санкций на один год, чтобы было время собрать информацию о том, как работает механизм квотирования, какие ошибки и проблемы в его работе встречаются.

Второй вариант – введение ответственности точечно в отношении одного сегмента, например, только радиоэлектронной промышленности в качестве эксперимента.

Третий вариант – введение ответственности за несоблюдение квот по закупкам российской промпродукции в полном объеме и сразу.

«Отсутствие в настоящее время формализованной ответственности за невыполнение квот не означает, что квоты можно не выполнять, – подчеркивал замминистра.

– Минпромторг направил в контрольно-надзорные органы (прокуратуру, Счетную плату и т.д.

) обращение с просьбой учитывать при проверках госкомпаний выполнение ими требований по соблюдению ими национального режима закупок. В том числе, в части выполнению квот».

Правительственные постановления об утверждении квот на закупку госзаказчиками 107 видов товаров (по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) и на закупку госкомпаниями 251 вида товаров российского производства или произведенного в странах ЕАЭС вступили в силу с января 2021 года.

Этими документами утверждены перечни товаров, подпадающих под квотирование, и размер квот на 2021-2023 годы.

В перечни вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники, и т.д.

При учете госзакупок и закупок госкомпаниями товаров производства РФ и ЕАЭС учитываются только те товары, которые включены в российский и евразийский реестры промышленной продукции, реестр российской радиоэлектронной продукции.

Поправки к законам «О контрактной системе» (44-ФЗ) и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции, были приняты летом 2020 года.

По данным Минпромторга, в 2020 году доля российской продукции в госзакупках выросла до 57% с 49% в 2019 году — госзаказчики закупили товары российского производства на 1,7 трлн рублей (1,4 трлн рублей в 2019 году). На приобретение импортных товаров было затрачено 1,3 трлн рублей (1,4 трлн рублей в 2019 году).

В сегменте закупок госкомпаний рост доли закупок российской продукции оказался более значительным – 86% против 51% в 2019 году. То есть, в 2020 году госкомпании потратили на закупку товаров российского производства 4,7 трлн рублей (2,5 трлн рублей в 2019 году), а на закупку импортных товаров – 749 млрд рублей (2,4 трлн рублей в 2019 году).

Также в материалах Минпромторга ранее отмечалось, что в 2020 году значительно увеличилось число компаний и предприятий, информация о продукции которых включена в Реестр российской промпродукции (используется для подтверждения страны происхождения того или иного товара в рамках госзакупок и закупок госкомпаний – ИФ). На конец 2020 года в этот реестр была включена информация о продукции 72 тыс. российских производителей (24 тыс. производителей на середину 2020 года).

Прежде регуляторы отмечали медленное наполнение Реестра российской промпродукции, что в свою очередь вызывает определенные затруднения у госзаказчиков и госкомпаний при проведении закупок – например, в рамках квотирования закупок товаров российского производства. В настоящее время часть из них отсутствует в Реестре российской промпродукции. Соответственно, заказчики не могут закупить гарантированно отечественную продукцию, что может в дальнейшем повлечь за собой административную ответственность.

Читайте также:  Нужна ли ККТ при прокате настольных игр по месту арендованного помещения?

Квоты на отечественную продукцию: новые правила национального режима

Материал подготовлен на основе вебинара «Квоты на отечественную продукцию. Новые правила национального режима» адвоката в сфере госзакупок, члена Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу Юлии Межниковой.

Национальный режим — целая система, которая создана для того, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для закупки продукции российских производителей и производителей из стран ЕАЭС. Правительство РФ регулярно выпускает новые нормы и положения, которые дополняют действие нацрежима.

Последним нововведением стало введение требований по квотированию, вступившее в силу в 2021 году.

Квоты — новое правило в 2021 году. Квотирование — обязанность заказчика закупить определенную долю товаров российского происхождения.

С 1 января 2021 года заказчики должны приобретать товары российского производства и производства стран ЕАЭС в определенном процентном отношении к общему объему закупок таких товаров за год.

Таким образом, на данный момент действует правило, объединяющее товары российского производства с товарами из ЕАЭС.

Помимо преференций у этих товаров предусмотрена обязательная доля в закупках в рамках национального режима.

Квотирование

Квотирование — обязанность заказчика: если вы решили приобрести что-либо за государственный счет (нуждаетесь в продукции и запланировали ее приобретение), необходимо выбирать именно отечественную продукцию или товары из стран ЕАЭС.

Такая закупка будет происходить на основании ПП РФ № 2014, которое регулирует обязательный объем отечественной продукции в процентах ко всей закупке такой продукции.

В ПП РФ № 2014 утвержден перечень из 107 позиций, сгруппированных по коду ОКПД2.

В конце статьи вы найдете перечень распространенных нарушений при исполнении требований по квотированию, а также чек-лист на тему «Все, что нужно знать заказчику по квотированию».  

В конце статьи есть шпаргалка

Принцип действия ПП РФ № 2014

В ПП РФ № 2014 установлена еще одна самостоятельная форма приоритета в отношении российских товаров и товаров из стран ЕАЭС, относящихся к указанным группам.

Критерий для определения квотированных товаров — это включение позиций, определенных по ОКПД2, в соответствующие реестры:

  • российской промышленной продукции — РРПП;
  • российской радиоэлектронной продукции — РРРП;
  • промышленной продукции ЕАЭС.

Эти реестры открыты и располагаются на сайте Минпромторга.

Соответственно, перед заказчиком сегодня стоит задача, перед тем как планировать и расписывать закупку, зайти на сайт Минпромторга и определить все нормы национального режима, распространяющие свое действие на нужную продукцию.

Как определить товары из квоты

Товары определяются по коду ОКПД2 и по наименованию. Именно так в ПП РФ № 2014 указаны позиции. По каждому коду и наименованию ПП РФ № 2014 предусмотрены объемы обязательной доли, указанные в процентах с расчетом ко всему приобретаемому за год такому товару.

ПП РФ № 2014 охватывает горизонт на три ближайших года. Средний размер доли российских товаров — 50–60%. В будущем это число продолжит расти: для некоторых позиций из перечня товаров этот показатель уже составляет 90%, например 28.22.14.125 — Краны грузоподъемные.

  • Новые правила рассчитаны на то, чтобы заказчик в ближайшие три года смог приспособиться к квотированию и с каждым годом приобретал все больше и больше отечественной продукции.
  • В планах Правительства РФ создать в направлении госзакупок такие условия, чтобы к 2023 году объем отечественных товаров вырос до 90% от общего объема всей закупаемой продукции.

Условия для исполнения требований по квотированию

Код ОКПД2 — определяющий фактор, он должен совпадать с кодом из перечня квот по ПП РФ № 2014. Кроме того, он может быть указан в каталоге товаров, работ и услуг, который размещен в ЕИС, поэтому заказчик, формируя заявку, опирается именно на код ОКПД2.

НМЦК по квотированной продукции формируется по определенным правилам: стоимость обоснована по товарам из реестра российской промышленной продукции или реестра радиоэлектроники. Необходимо обратиться в эти реестры, если закупается такая продукция, и делать расчеты НМЦК именно с учетом той информации, которая будет получена по продукции, размещенной в этом реестре.

Необходимо указать страну происхождения товара — это требование заказчик устанавливает в документации. Оно носит общий характер и применяется в общей системе закупок, но, и это особенно важно при квотировании, заказчик должен быть уверен, что приобретает российскую продукцию или стран ЕАЭС.

Обучение для заказчика

Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак. часов

Подробнее о курсе

Отчет

По итогам выполнения обязанностей по квотированию заказчику необходимо размещать в ЕИС свои отчеты. До 1 апреля 2022 года ЕИС автоматически выделит долю с учетом сведений из реестра контрактов.

Все контракты заказчика на момент формирования отчета должны быть закрыты, в них должна быть указана страна происхождения товара и верно выбран код ОКПД2. Внести изменения в отчет в ЕИС можно только в период с 1 февраля по 1 апреля следующего года.

Если не получится выполнить объем, предусмотренный квотой, придется составлять обоснование.

За невыполнение квоты предусмотрены штрафные санкции.

Алгоритм приобретения товаров с учетом квот

Позиция в КТРУ

Прежде всего необходимо определиться с позицией. Для этого нужно взять характеристики товара из КТРУ.

В ЕИС есть свой каталог, который связан с ОКПД2, под этими кодами прописаны краткие характеристики, наименования товаров, работ, услуг.

Данный классификатор важен и помогает при составлении закупочной документации. Для исполнения квотирования заказчик также должен опираться на каталог.

В каталоге необходимо взять позицию. У позиций в КТРУ по каждому товару указаны дата включения в каталог и дата применения сведений КТРУ в закупках. Это важно, так как некоторые позиции хотя и включены в каталог, но пока еще необязательны к применению и носят исключительно справочный характер. Код ОКПД2 — обязательный единый элемент, одинаковый для всех.

Например

Квоты на российскую продукцию завернут в директивы

Как стало известно “Ъ”, Минпромторг подготовил проекты адресованных широкому кругу госкомпаний директив по выполнению квот на закупки российской продукции.

Предполагается, что госАО смогут отказывать подрядчикам в закупках без подтверждения наличия отдельных позиций поставок в реестре российской продукции, а сами будут обязаны отчитываться о выполнении квот или причинах его срыва по итогам закупок.

Одновременно «промышленный» вице-премьер Юрий Борисов намерен обратиться к президенту с предложением включить в эту работу и госкорпорации, и входящие в них организации.

Как указано в пояснительной записке к проекту, документ подготовлен по поручениям президента Владимира Путина и курирующего промышленность вице-премьера Юрия Борисова, инициировавшего введение квот в госзаказ.

Напомним, что законы о квотировании закупок государства и госкомпаний у отечественных производителей приняты летом 2020 года в качестве антикризисной меры поддержки экономики.

В декабре правительство уже утвердило перечни продукции, на которые с 2021 года распространится требование: для госкомпаний этот перечень содержит более 250 товаров (см. “Ъ” от 7 декабря).

Источник “Ъ” в Минпромторге пояснил, что подготовка директив является «технической реализацией норм закона и постановления».

Проект предполагает, что директивы распространятся на госкомпании с долей госучастия свыше 50%, а также на дочерние общества таких госАО. Исключение составят предприятия, учреждения и организации, подведомственные федеральным, региональным и муниципальным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам.

Минимальная доля закупок будет рассчитываться от их общего годового объема по каждой конкретной товарной позиции. Подтверждать отечественное происхождение поставщикам предстоит самостоятельно. Для этого они должны предоставить выписку из реестров промышленной или радиоэлектронной продукции, которые ведет Минпромторг.

При этом госкомпании при закупке квотируемых товаров смогут отказывать потенциальным контрагентам при отсутствии такой выписки.

Отметим, что директивный подход, по сути, противоречит планам Минфина о проведении «директивной гильотины» — речь идет об отказе от директивного подхода к управлению госкомпаниями в пользу нормативного.

В частности, ранее Росимущество предложило сократить выпущенные в 2015–2019 годы закупочные и импортозамещающие директивы госкомпаниям, указывая на возможность руководствоваться правительственными постановлениями.

Впрочем, как следует из проекта доклада Юрия Борисова президенту, сейчас вопрос отчетности об импортозамещении в закупках госкомпаний не урегулирован.

Правительством уже инициирована разработка поправок в ФЗ-223, призванных устранить этот пробел, однако для оперативного решения вице-премьер предлагает пока применять к госкомпаниям директивное управление.

При этом в проекте обращения господина Борисова к президенту предлагается также распространить заложенный в проекте директив подход на госкорпорации и входящие в них организации (в частности, «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», ВЭБ.РФ, ПАО «Сбербанк» и др.).

“Ъ” ознакомился с предложениями Минпромторга о реализации на практике требований к госкомпаниям по выполнению минимальной доли закупок у российских производителей.

Для этого ведомство подготовило проект правительственных директив, который намерено разослать госАО, входящим в специальный перечень, утвержденный распоряжением правительства от 23 января 2003 года № 91-р (список федеральных госактивов, управляемых в том числе через механизм «золотой акции»).

Согласно проекту Минпромторга, этим госкомпаниям надлежит формировать свою закупочную политику с учетом требований о выполнении квот на закупки у российских производителей и ежегодно с 2022 года размещать в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок отчет о выполнении требований по квотированию.

В случае невыполнения квот заказчикам придется обосновать его невозможность. В Минпромторге “Ъ” подтвердили разработку соответствующих документов.

Диана Галиева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *