К закупкам будут допускать только опытных участников

Опубликовали Распоряжение Правительства № 117-р от 31.01.2019, которое утверждает концепцию повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах. Целый раздел этой концепции посвящен совершенствованию системы госзакупок. Расскажем, на какие нововведения нужно обратить внимание.

Для того чтобы исключить участие в закупках недобросовестных исполнителей, будут допускать к контрактам только участников с квалификацией и опытом выполнения обязательств.

Сейчас обжаловать процесс вправе не только его участники, но и иные компании. Это ведет к злоупотреблениям и появлению так называемых «киллеров госзаказа». Их цель — получение выгоды, а не защита прав и законных интересов.

Наибольший интерес представляет оптимизация процесса планирования госзакупок. В частности, планируется сделать следующее:

  • объединить план закупок и план-график в единый электронный документ, в котором будет поэтапная (с момента, когда довели лимиты бюджетных обязательств и старта отбора исполнителя) детализация данных о планирующихся процедурах. Также в этом документе будет полноценное описание объекта закупки, проект контракта, обоснование начальной (максимальной) цены за 3 месяца до начала процедуры;
  • сформировать к 2020 году не меньше чем 28 разделов каталога товаров, работ, услуг, в которых будет перечень данных для составления технического задания основной части потребности заказчиков. Отмечается, что большая часть таких разделов появится уже в 2019 году;
  • установить возможности начала процедур закупок, детализированных непосредственно в обоснованиях бюджетных ассигнований, до того, как утвердят закупочные планы.

Из числа конкурентных процедур исключат запрос предложений, в том числе в электронной форме. Что же касается конкурсных процедур, то конкурс с ограниченным участием и открытый конкурс соединят в единую процедуру, исчезнет двухэтапный конкурс как отдельный способ закупки. Его также планируют проводить в рамках открытого конкурса.

Обсуждение объекта закупки до размещения извещения отменять не планируется.

Помимо планирования и оптимизации закупочного процесса, правительство проводит реформы, планируя:

  • повысить взаимную ответственность заказчиков и исполнителей госконтрактов;
  • расширить практику применения банковского и казначейского сопровождения;
  • оптимизировать полномочия органов контроля;
  • развить информационную систему «Независимый регистратор»;
  • развить ЕИС;
  • обеспечить открытость заявок;
  • повысить эффективность противодействия коррупции в сфере госзакупок;
  • внести системные изменения в 44-ФЗ и другие нормативные правовые акты Правительства для того, чтобы реализовать предложенные меры.

Скачать концепцию 2019-2024 гг

К закупкам будут допускать только опытных участников

Скачать

Что делать если закупка не состоялась?

18.03.2020

Что делать если закупка не состоялась?

К закупкам будут допускать только опытных участников

Давайте разберемся, что такое несостоявшаяся закупка. Итак, несостоявшаяся закупка – это конкурентная закупка, в результате которой участником признан единственный поставщик, либо не выбрано ни одного поставщика.

Часто несостоявшиеся закупки путают с отмененными и недействительными закупками.

Отмененная закупка – это закупка, проведение которой по тем, либо иным причинам было отменено Заказчиком или контролирующим органом.

Закупка, проведенная с нарушением установленных законом правил признается  судом недействительной, по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня её проведения. Признание закупки недействительной влечет недействительность договора (контракта), заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ.

Далее подробнее рассмотрим несостоявшиеся закупки, которые в свою очередь могут не привести к заключению контракта и те, в результате которых заключается контракт (Таблица 1).

Таблица 1 – Случаи признания закупки несостоявшейся

Случаи признания закупок несостоявшимися которые не привели к заключению контракта Контракт заключается с единственным участником в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
не подано ни  одной заявки по результатам рассмотрения заявок (первых  либо вторых частей), все заявки отклонены по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям закона и документации по результатам рассмотрения заявок (первых либо вторых частей) только одна заявка признана соответствующей требованиям закона и документации

Помимо схожих для всех способов конкурентных закупок случаев признания закупок несостоявшимися, есть случаи, которые присущи только некоторым видам закупок.

Например, в случае проведения электронного аукциона, если в течение десяти минут после его начала ни один из участников не подал предложение о цене контракта, данный аукцион признается несостоявшимся.

В таком случае оператор электронной площадки направляет Заказчику вторые части заявок участников допущенных по первым частям до участия в аукционе. И контракт заключается с участником аукциона, заявка на участие в котором подана:

  • а) ранее других заявок на участие в таком аукционе;
  • б) единственным участником аукциона.
  • Заключение контракта допускается, если участник и поданная им заявка соответствуют Закону и требованиям документации.

Эти ошибки совершают даже опытные специалисты. На что обратить внимание при закупках в сфере строительства? | Rusbase

Законодательство «О контрактной системе» признано самым часто меняющимся в России, поэтому соблюсти все необходимые требования и заключить правильный контракт при осуществлении закупок в сфере строительства является нетривиальной задачей даже для опытного специалиста.

Об основных ошибках, с которыми сталкиваются специалисты контрактной службы, и как их избежать, рассказал руководитель департамента методологии АО «ТЭК-Торг» Василий Некрасов.

Эти ошибки совершают даже опытные специалисты. На что обратить внимание при закупках в сфере строительства? Ирина Печёрская

С трудностями в процессе проведения торгов может столкнуться даже квалифицированный специалист по закупкам. Например, поставщики могут совершать ошибки в оформлении документов, а технические описки в заявке наверняка приведут к тому, что заявку отклонят. 

Заказчики могут забыть указать в техническом задании некоторые параметры, которые позволят предложить товар, фактически не подходящий заказчику, или оборудование, которое не будет взаимодействовать с уже имеющимся в одной рабочей среде. 

Нередки случаи, когда в условиях контракта указаны или, наоборот, не прописаны существенные моменты, влияющие на ценообразование контракта и его дальнейшее исполнение. Например, заказчик не указал необходимость сборки мебели после ее поставки, и возникла необходимость закупать услуги по сборке отдельно.

Закупки в сфере строительства являются одними из самых важных при размещении государственного и муниципального заказа и обычно находятся на особом контроле, поэтому допускать ошибки при их проведении крайне нежелательно.

Читайте также:  Как проверить, привлекался ли участник закупки к ответственности в 2022 году

Ошибки на этапе разработки проектной документации 

С первыми ошибками специалисты по закупкам могут столкнуться уже при составлении проектной документации.

Попытка сэкономить на этом этапе во много раз повышает риск привлечения неопытных проектировщиков, что может дать на выходе некорректно составленные документы.

В итоге скрытые дефекты будут выявлены только подрядной организацией уже на этапе исполнения работ по капремонту, что повлечет за собой в лучшем случае удорожание стоимости исполнения контракта, в худшем — невозможность его дальнейшего исполнения. 

Подрядчик-проектировщик может отдать проект на субподряд внутри своей же организации (например, проектированием вентиляции будет заниматься один отдел, а системой противопожарной безопасности — другой). Отдельные проектировщики не видят картину в целом, что может привести к противоречиям в финальном сведенном документе и к серьезным проблемам при выполнении работ строительным подрядчиком. 

Чтобы избежать таких ошибок, необходимо осуществлять конкурсный отбор проектировщиков, учитывая не только цену исполняемого контракта, но и опыт и квалификацию самих участников. 

Ошибки на этапе обоснования начальной максимальной цены 

Часто заказчики допускают ошибки при обосновании НМЦК закупки. Большинство заказчиков считает, что сметной стоимости достаточно, чтобы объявить НМЦК и проводить закупку по этой цене.

Минстроем России принят приказ №841/пр, который определяет порядок обоснования НМЦК при проведении закупок в рамках градостроительной деятельности.

В соответствии с этим приказом следует разграничивать понятия «сметная стоимость» и «НМЦК». 

Сметная стоимость — это суммарная стоимость видов работ, оборудования, материалов и т.д. НМЦК — это цена, от которой мы готовы проводить данную закупку. Согласно приказу Минстроя, она определяется как стоимость сметных работ, увеличенная на показатель инфляции, который предполагает, что работы будут проводиться некоторое время и рыночная конъюнктура может поменяться. 

Например, может произойти удорожание строительных материалов или изменение курса валют, которое также приведет к удорожанию материалов, затратам на з/п сотрудников и пр.

В связи с этим заказчики, которые проводят закупку, исходя исключительно из сметной стоимости, часто получают жалобы от участников закупок.

Применение приказа Минстроя для правильного расчета НМЦК позволит избежать конфликтов и ошибок. 

Ошибки на этапе осуществления закупки

Серьезные и обидные ошибки могут возникнуть уже при осуществлении самой закупки. Для проведения крупной закупки в области строительства и капитального ремонта заказчик может выбрать либо электронный аукцион, либо открытый конкурс в электронной форме. 

Если заказчик выбирает электронный аукцион, то важно помнить, что к участникам закупок на сумму от 5 млн рублей и выше устанавливается дополнительное требование — наличие как минимум одного ранее выполненного контракта. Перед подачей заявки участник закупки должен заблаговременно предоставить данную информацию оператору электронной площадки. 

Нарушение этого требования приводит к невозможности подачи заявки на участие, и закупка может не состояться в связи с отсутствием поданных заявок. Единственная рекомендация в данном случае — заранее провести подготовительную работу перед публикацией закупки, пригласить участников и предупредить их о необходимости заранее предоставить документы оператору ЭТП. 

В рамках проведения конкурсной процедуры заказчики могут неправильно выбрать способ закупки в виде конкурса с ограниченным участием, ориентируясь на необходимость установления дополнительных требований к участникам по аналогии с аукционом. 

Но, к сожалению, на строительство и капитальный ремонт дополнительные требования устанавливаются только в рамках электронного аукциона, и проведение такой закупки в виде конкурса с ограниченным участием не предусмотрено законом, за исключением работ по сохранению объектов культурного наследия, а также строительства в сфере атомной энергетики.

При проведении открытого конкурса заказчик должен установить критерии оценки в соответствии с постановлением Правительства № 1085. Некоторые заказчики не принимают к подтверждению квалификации участников закупки контракты на исполнение сноса объектов капитального строительства. 

Они объясняют это тем, что при закупке на строительство и капремонт они рассматривают контракты, которые относятся именно к такой сфере деятельности, а снос не может в полной мере отображать опыт исполнения подобных контрактов. 

Однако практика ФАС показывает, что применять постановление правительства № 1085 нужно с точностью до запятой.

В постановлении, в частности, указано, что к контрактам, подтверждающим квалификацию участника, относятся в том числе и контракты на снос объектов капитального строительства.

Как бы заказчику ни хотелось применить принцип «ломать — не строить», практика применения постановления у нас уже сложилась. 

Ошибка на этапе исполнения контракта

В рамках исполнения контракта подрядчик также может столкнуться с рядом трудностей. Например, обнаруженные скрытые дефекты или удорожание строительных материалов, погодные условия, которые повлекли за собой невозможность в данный период осуществлять работы. Что делать в таких случаях? 

Подрядчик обязан своевременно уведомить заказчика о сложностях, которые возникают при исполнении контракта. Данное положение прописано в статье 94 закона №44-ФЗ. Тем не менее некоторые подрядчики этого не делают и констатируют факт невыполнения работы только на этапе сдачи. 

С одной стороны, заказчик должен применить соответствующие санкции в отношении данного участника, назначить неустойки. С другой стороны, подрядчик не готов нести наказание, потому что выполнить эти работы он не смог по объективным причинам.

Решить вопрос можно, если проинформировать заказчика заранее и согласовать внесение изменений в проектную документацию и в условия контракта. Согласовав это с органами власти, стороны получат возможность внесения изменения в контракт на строительство, заключенный на срок больше года.

Ошибки на этапе экспертизы исполнения контракта

Еще одна головная боль заказчиков — экспертиза исполнения контракта и привлечение экспертов. Во-первых, в качестве эксперта можно привлечь разработчика проектной документации — это разрешается в рамках закупки у единственного поставщика в части авторского надзора. Во-вторых, экспертов также можно найти путем конкурентных процедур. 

Читайте также:  За нарушения правил возобновления работы ждут крупные штрафы

Тем не менее некоторые заказчики проводят экспертизу собственными силами, при этом далеко не всегда обладая необходимым экспертным уровнем, чтобы найти скрытые дефекты. В результате дефекты выявятся на этапе эксплуатации, что может привести к серьезным последствиям вплоть до угрозы жизни людей.

Как получить максимум

  1. На этапе разработки проектной документации осуществляйте конкурсный отбор проектировщиков, учитывая не только цену исполняемого контракта, но и опыт и квалификацию самих участников.

     

  2. В рамках градостроительной деятельности применяйте приказ Минстроя России №841/пр, который определяет порядок обоснования НМЦК при проведении таких закупок.

     

  3. Перед подачей заявки в рамках электронного аукциона, участнику закупки на сумму от 5 млн рублей и выше необходимо заблаговременно предоставить информацию оператору электронной площадки о наличии как минимум одного ранее выполненного контракта.

     

  4. Перед подачей заявки в рамках открытого конкурса заказчик должен установить критерии оценки строго в соответствии с постановлением Правительства № 1085.

     

  5. На этапе исполнения контракта в случае обнаружения скрытых дефектов подрядчик обязан своевременно об этом уведомить заказчика, а также согласовать внесение изменений в проектную документацию или невозможности осуществления работы в срок. Данное положение прописано в статье 94 закона №44-ФЗ.
  6. Для осуществления экспертизы исполнения контракта привлекайте экспертов соответствующей квалификации в рамках конкурентных процедур либо со стороны разработчика проектной документации — это разрешается в рамках закупки у единственного поставщика в части авторского надзора.

Фото на обложке: Bannafarsai_Stock/shutterstock.com

К участию в госзакупках будут допускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов

Правительство РФ считает необходимым пересмотреть действующую систему госзакупок, поскольку она предполагает использование более чем 11 открытых конкурентных способов определения поставщика подрядчика или исполнителя.

Как отмечает кабмин, ряд способов перестали существенно отличаться и стали дублировать друг друга.

Об этом говорится в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах (распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р).

В качестве одного из возможных способов исключения участия в закупках недобросовестных поставщиков предлагается допуск к госконтрактам только квалифицированных участников с опытом их исполнения.

Кроме того, в Концепции указывается на тот факт, что право обжалования госзакупки не только ее участником, но и другими организациями приводит к злоупотреблениям, зачастую направленным на получение незаконной выгоды.

Усовершенствовать планирование госзакупок планируется, в частности, следующим:

  • объединением плана закупок и плана-графика закупок в единый электронный документ, предполагающий поэтапную (с момента доведения лимитов бюджетных обязательств до начала определения поставщика) детализацию содержащихся сведений о планируемых закупках, с формированием полноценного описания объекта закупки, проекта контракта, обоснованной начальной (максимальной) ценой за три месяца до начала такой закупки;
  • завершением к 2020 году формирования не менее 28 разделов каталога товаров, работ, услуг, охватывающего основную часть необходимого для удовлетворения госнужд, при введении функционирования основной части такого каталога с 2019 года;
  • установлением возможности начала процедур закупок, детализированных непосредственно в обоснованиях бюджетных ассигнований, до утверждения планов закупок.

Концепцией также предполагается оптимизировать формы закупок. Так, из способов закупок может быть исключен запрос предложений, в том числе в электронной форме, а конкурс с ограниченным участием и открытый конкурс предлагается объединить.

Помимо этого не исключено исчезновение двухэтапного конкурса в качестве отдельного способа закупки за счет объединения его с открытым конкурсом.

Однако возможность обсуждения объекта закупки до размещения извещения о ней отменять не планируется.

В числе прочего документом планируется проведение на регулярной основе обзоров бюджетных расходов, совершенствование института государственных программ и внедрение принципов проектного управления. Распоряжение вступит в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования, однако на момент написания новости еще не было опубликовано.

 garant.ru 

Что делать если закупка заточена под конкретного участника

Каждый в меру опытный поставщик по 44 ФЗ сталкивался с подобной ситуацией. Вы замечаете что хороший тендер, внезапно появившийся в реестре объявленных процедур, при всей своей привлекательности, проходит без снижения цены (0,5-1%), или вообще объявляется несостоявшимся по причине подачи единственной заявки. Казалось бы — вот она удача!

Любая неконкурентная процедура должна привлекать поставщиков как свет ночной лампы приманивает лохматых мотыльков.

Изучив техническое задание такого неконкурентного аукциона, неопытный поставщик, рассчитав закупочные цены и предполагаемую маржу, уже в предвкушении потирает руки, рассчитывая на хорошую сделку. Конечно, пару позиций из технического задания он найти пока не смог, ну да то ничего страшного — найдёт после подписания контракта.

Опытные поставщики, обросшие толстой шкурой исполненных контрактов, знают — есть закупки, где лучше не участвовать, потому что знают: не бывает неконкурентных закупок без подводных камней.

Речь в этой статье пойдет о том, что делать, если в аукционе появилась «закрывашка» — товар, который вы либо никогда не сможете найти, либо никогда не купите. «Закрывашки» являются необходимым элементом любого «прописанного» тендера, если речь идет о поставке товара или оказания услуги, требующей данного товара.

Если классическое «колдовство» над техническим заданием и крючкотворство в извещении, или тексте контракта призвано вышвыривать конкурентов на этапе подачи заявок, то документация «прописанных» аукционов весьма дружественна и откровенна. Вы, скорее всего, без труда сможете понять, что именно нужно предложить Заказчику, и обнаружите, что данного товара нет в свободной продаже.

Вам, возможно, дадут недвусмысленно понять, что не нужно участвовать в данной закупке.

Что же можно сделать несчастному поставщику без связей не привлекая большое количество средств и усилий, не нарушив при этом законодательства?

Почему же один поставщик?

1. Хозяин-барин.

Конкурс «готовил» сам производитель изделия.

Возможно, у Заказчика уже имеются долгие отношения с производителем, и они делают все возможное, чтобы продолжать пользоваться хорошим и качественным товаром, при этом не рискуя получить при поставке некондицию из соседних государств, не поддержавших санкции в отношении России. В лучшем случае производитель даст вам завышенные цены , как раз чтобы вы смогли снизить на торгах 3-5 % от НМЦК.

Жаловаться в УФАС малоперспективно, поскольку Заказчик расскажет на заседании что у него есть целых 3 коммерческих предложения и, следовательно, конкуренция не ограничена.

Да и зачем портить жизнь производителю и Заказчику? Любое производство в России перманентно выживает и вряд ли стоит его душить, отбирая у него рынок сбыта.

Однако, если речь идет о хитрых заграничных дистрибьюторах, можно и нужно бороться.

Хороший вариант: лучше свяжитесь с производителем и договоритесь о том, чтобы быть его дистрибьютором. При достаточных переговорных навыках вам, возможно, удастся убедить производителя в том, что вы достойны предлагает его товар в других местах.

Плохой вариант: Вы подаёте заявку на участие, при этом заранее портите вторую часть заявки.

Сильно снижаете на торгах цены (если ваш оппонент неопытный, вполне можно опустить НМЦК на 40-50%) но не чаще 2-х раз за квартал, дабы не получить штраф.

Конкурент либо возненавидит вас всей душой, либо постарается предложить вам варианты сотрудничества. Возможно то и другое одновременно.

Опционально: немного «троллинга» и на следующих торгах конкурент перестанет снижать цену, разумно предполагая что ваша заявка будет отклонена на втором этапе. Теперь самое время подавать правильные заявки и брать тендер с высокой ценой. Данный вариант подходит только в том случае если у вас есть возможность найти требуемый товар хотя бы по розничным ценам и получить 10-20% НМЦК.

Эти варианты актуальны, если в тендере подавляющее количество товара одного производителя.

2. В каждой бочке — затычка

Гораздо обиднее когда в тендере 1-10% товара, который невозможно достать. Такие аукционы, обычно, содержат в себе от 40 до 70% прибыльной составляющей и готовятся с особым усердием. Как правило в эту схему включен сам Заказчик, что добавляет остроты в ситуацию. На свой страх и риск вы можете поступить следующим образом:

Хороший вариант: грамотная работа с документацией и подача разъяснений перед аукционом может в, редких случаях, остудить интерес Заказчика к размещению «неконкурентного товара».

Постарайтесь аргументировано заставить убрать жесткие требования ограничивающие конкуренцию, даже через обращение в УФАС.

Естественно, если Заказчик пойдет на попятную и уберет «ограничения», закупка сразу же перейдет в разряд конкурентных и, следовательно, неприбыльных для поставщика.

Плохой вариант: выбирайте юридическое лицо, которое не боится попасть в РНП. Если в условиях контракта прописан короткий срок поставки товара, можно, предварительно перебив конкурента на торгах, используя вышеописанный метод «троллинга», поставить Заказчику 90-99% товара.

Естественно, когда речь пойдет об оставшихся позициях ситуация может развиваться в разных направлениях. Самый хороший вариант, если Заказчик или приемная комиссия не связаны картельными схемами, можно предложить поставить улучшенный товар через доп. соглашение, если позволяют условия технического задания.

Можно попытаться добиться расторжения контракта с частичным исполнением по соглашению сторон.

Если же Заказчик настроен решительно против вас, то приготовьтесь заплатить штраф и попасть в РНП — это вариант, при хороших прибылях, вполне рентабельный. На заседании в УФАС постарайтесь наиболее полно описать сложившуюся ситуацию, предоставив всевозможные доказательства ваших попыток найти товар и обоснования картельной составляющей.

Впрочем, лучше сразу быть готовым к РНП.

3. Взять на испуг

Получив от менеджера производителя письмо с указанием на то, что конкурс «забронирован» или «авторизован» можно пригрозить обращением в УФАС. Зачастую менеджеры даже не понимают что нарушают законодательство, поэтому без страха сообщают о том, что есть договоренности или «брони».

  • Пугайте их письменными обращениями с требованием дать вам отпускные цены.
  • Помните — все общение только на бумаге (экране): никаких истерик по телефону.
  • Иногда это срабатывает.

4. «Зиг-заг» удачи

Человеку свойственно ошибаться. Подавайте заявки на тот случай, если конкурент выходит на торги без «дублера» (аффилированного с ним участника).

Есть шанс, что его отклонят при рассмотрении первых или вторых частей заявок — от этого никто не застрахован. В случае вашей победы, можно достаточно бескровно договориться о поставке с небольшой прибылью. Вариант сработает только при наличии адекватных оппонентов.

5. Анализируй это

При уверенности в том, что работает картель.

Можно, собрав доказательную базу (список неконкурентных торгов, схемы взаимодействия участников, ценовую политику, обращения к производителям/дистрибьюторам, запросы разъяснений и обжалования в территориальных органах) обратиться в центральный аппарат УФАС России в отдел по борьбе с картелями. Территориальные управления, обычно, слабо подготовлены в вопросах борьбы с картелями, однако есть и исключения.

Вы не получите никакой прибыли, однако ваши действия, без лишнего пафоса, могут помочь оздоровлению экономики, ведь любой картель — это большая пиявка, постоянно повышающая аппетиты. Как это делать правильно — отдельная история.

Резюме

Любой картель можно использовать для разового (или многоразового) извлечения сверхприбыли не вступая во взаимодействие с его участниками. Это рискованно, но вполне оправдывает себя при правильном планировании и реализации. Впрочем, важно оценивать риски в том числе выходящие за рамки 44 ФЗ — все таки когда речь заходит о миллиардных оборотах гарантировать нельзя ничего.

Сотрудничая с картелями вы всегда рискуете оказаться в начале пищевой цепочки. Организаторы картеля могут в любой момент добровольно сознаться в преступном сговоре и для себя добиться полной амнистии в УФАС, повесив на остальных участников «схемы» оборотные штрафы.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *