Как проверить, привлекался ли участник закупки к ответственности в 2022 году

Из этой статьи вы узнаете:

  • 6 случаев отстранения участника закупок
  • Информация, признаваемая недостоверной
  • 3 типа недостоверной информации
  • Ответственность участника закупок за предоставление недостоверных сведений
  • Проверка поставщика с помощью РПН
  • Составление протокола об отстранении
  • Отклонение заявок как бесчестный способ борьбы с конкурентами

Несет ли участник закупок по 44-ФЗ ответственность за недостоверные сведения? И если да, то какую именно? Тут все и просто, и сложно одновременно. Если предоставленная информация окажется под вопросом, то сторону как минимум отстранят от процедуры. С другой стороны, в законе нет четкого определения того, какие именно данные считаются недостоверными.

Конкурсная комиссия сама принимает решение о соответствии той или иной заявки законодательным нормам и правилам заполнения документов. То есть участнику закупок в этом плане нужно быть очень внимательным, чтобы по факту проверки не оказаться в «черном списке» — реестре недобросовестных поставщиков.

6 случаев отстранения участника закупок

Если в ходе проведения конкурентной процедуры заказчик выявляет какие-либо факты, свидетельствующие о недобросовестности участника, последний немедленно отстраняется. Основания для подобных действий могут быть следующими:

  1. Участник в своей заявке предоставил недостоверные данные, либо информация не удовлетворяет требованиям аукционной документации. Потенциальный поставщик в таком случае не допускается к участию в конкурсной процедуре.
  2. При рассмотрении вторых частей заявок заказчиком выявлено нарушение требований конкретной закупки, недостоверная информация либо несоответствие самого участника условиям, изложенным в аукционной документации.
  3. При выявлении на этапе заключения контракта несоответствия участника определенным требованиям либо предоставленных им недостоверных сведений претенденту будет отказано в допуске.
  4. По тем же самым причинам участник снимается с тендера и в том случае, если он признан победителем.
  5. Участник не допускается к электронному конкурсу, если в поданной им заявке обнаруживаются недостоверные сведения либо он сам не соответствует требованиям, выдвигаемым заказчиком к потенциальным исполнителям.
  6. Участник снимается с электронного аукциона, если на любом этапе в составе предоставленной им информации будут обнаружены не соответствующие действительности сведения.

Для участника тендера, предоставившего ложную информацию, последствия выражаются не только в отстранении от процедуры, для него законом предусмотрена и другая ответственность за недостоверные сведения по 44-ФЗ, о которой расскажем далее.

Информация, признаваемая недостоверной

Прежде всего следует разобраться в том, что именно понимается под недостоверной информацией. В законе о контрактной системе 44-ФЗ нет критериев, по которым следует оценивать истинность предоставляемых сведений. В данном вопросе следует руководствоваться правоприменительной практикой, выделяющей два обстоятельства, на основании которых устанавливается недостоверность информации.

Во-первых, предоставленные участником закупки данные можно считать недостоверными, если они не совпадают с информацией из безусловно надежных источников. Например, в документах участника значатся технические характеристики предмета закупки, которые отличаются от заявленных производителем.

Также признается недостоверной информацией факт указания участником в заявке лицензии, если срок ее действия истек, не говоря уже о том, что такое разрешение вообще не было выдано. Как только это выявляется, участник немедленно снимается с тендера.

Во-вторых, недостоверными сведениями будет считаться наличие противоречащих друг другу данных. К примеру, в первой части заявки участник указал определенные параметры объекта закупки, а в подтверждающих документах по данным позициям приводятся совершенно другие значения.

Для того чтобы определить достоверность предоставленных сведений, в качестве эталона выступает информация из общедоступных источников, в том числе размещенная на сайтах в Интернете, а также официальные данные от производителей и дилеров ТРУ.

3 типа недостоверной информации

1. Поставщик предоставляет не соответствующую действительности информацию о себе.

Правоприменительная практика ФАС и арбитражных судов сталкивается со следующими случаями искажения информации, являющимися основанием для отклонения заявки:

  • содержание выписки из ЕГРЮЛ не совпадает с данными с сайта ФНС;
  • в заявке приведены сведения, касающиеся единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа либо ИНН компании, отличающиеся от информации из реестра;
  • участник указал в заявке сведения об успешно реализованных им контрактах в качестве подтверждения собственного опыта, хотя на самом деле по ним имели место нарушения и судебные разбирательства;
  • участник закупки в заявке сослался на то, что он относится к субъектам СМП и СОНКО, но не указал конкретный вид юридического лица.

При любой закупке заказчику следует проверять информацию, предоставляемую участниками о себе. Особенно тщательно нужно контролировать сведения в том случае, если объектом контракта являются работы и услуги, требующие специальных лицензий и допусков.

2. Поставщик исказил данные относительно параметров объекта закупки.

Это наиболее распространенный вид нарушений, с которыми приходится разбираться ФАС. В законе не установлены обязательства заказчика проверять истинность информации о характеристиках ТРУ, но покупатель сможет избежать проблем в дальнейшем, если своевременно проконтролирует достоверность предоставленных участником сведений.

Информацию для сверки нужно брать из официальных источников. Это сайты производителей и дилеров, а также письма от них. При этом последние должны быть оформлены надлежащим образом, а представленная в них информация – однозначной и четкой.

Безусловно, самым весомым основанием и эталоном для сверки являются письма от производителей. Но получить их заказчику не всегда представляется возможным, потому что предприятия вовсе не обязаны отвечать на такие запросы, а добрую волю проявляет далеко не каждый. Поэтому используются сведения с официальных интернет-ресурсов производителей.

Если заказчик обнаружил, что информация в заявке участника не соответствует данным, которые производитель указал на своем сайте, то это является основанием не принять заявку. У потенциального поставщика имеется право в таком случае отстаивать свои интересы и обратиться с жалобой в ФАС.

В одном из писем Минэкономразвития была выражена такая же позиция. Но в решениях арбитражных судов нет единого подхода к данному вопросу.

Поэтому заказчики не могут отклонять заявки участников исключительно по той причине, что изложенные в них данные не соответствуют сведениям с сайтов производителей.

3. Поставщик неверно указал страну производителя товара.

Если заказчик в закупочной документации устанавливает требование указать страну происхождения товара, то обычно еще одним условием является соответствие этих сведений классификатору ОКСМ (Общероссийский классификатор стран мира). Но данное требование противоречит нормам закона 44-ФЗ, то есть заказчик не вправе устанавливать подобные ограничения.

Участникам закупок при наличии соответствующего требования в конкурсной документации лучше всего прописывать в заявках государство-производителя в соответствии с классификатором ОКСМ, это поможет избежать проблем.

С другой стороны, заказчики не вправе требовать от участников обязательно использовать классификатор, эта норма должна носить рекомендательный характер.

Но следует учитывать, что для некоторых товаров страна происхождения прописывается исключительно в соответствии с ОКСМ.

Иногда в заявках вместо одной страны происхождения товара указано несколько. Это является нарушением и основанием не принять заявку. Но когда данный вопрос разбирается ФАС или арбитражными судами, то нередко инстанции выражают несогласие с заказчиком.

Аргументом в пользу этой точки зрения выступает утверждение, что один и тот же продукт выпускается несколькими странами. Подавая заявку, потенциальный исполнитель на этой стадии не в состоянии знать наверняка, какой именно товар он будет поставлять.

Соответственно, если в заявке указано несколько стран происхождения товара, то это не должно быть единственной причиной ее не принять. В противном случае у потенциального поставщика будет право подавать жалобу.

Ответственность участника закупок за предоставление недостоверных сведений

В стремлении выиграть торги участник может указать в заявке ложные сведения о себе.

Например, потенциальный поставщик прописал, что он соответствует всем требованиям заказчика, имеет все соответствующие лицензии и допуски, хотя на самом деле таковыми не обладает. Или предъявленные бумаги – лицензия, банковская гарантия – поддельные.

Даже если такой участник стал победителем тендера, как только выявится недостоверная информация, отношения с ним расторгаются, в том числе при наличии заключенного контракта.

В последнем случае за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ участник попадает прямиком в реестр недобросовестных поставщиков (РПН). Это означает, что сведения о самой компании, ее руководителях и учредителях на 2 года заносятся в реестр, после чего в течение 2 лет все эти субъекты лишаются допуска к госзакупкам.

Приведем пример. ООО «Сигма» при подаче заявки на открытый конкурс указало ложную информацию о компании. В результате за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ ответственность была возложена на директора и учредителя.

Данные лица и сама фирма были занесены в РНП, но они тут же зарегистрировали новую компанию – ООО «Омега».

Но такой ход все равно не открывает им доступ к торгам, поскольку фамилии директора и учредителя будут числиться в реестре в течение 2 лет.

Обратите внимание! Раньше реестры недобросовестных поставщиков автономно велись на двух площадках – ФАС и gov.ru. В настоящее время существует объединенная база, размещенная в ЕИС.

Законодатели планируют ужесточить ответственность за недостоверные сведения по 44-ФЗ. Пока можно говорить о подготовленном Минюстом РФ проекте поправок к Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Документ предусматривает для должностных лиц штрафы в размере 100–150 тысяч рублей за ложные сведения по поводу имевших место фактов предложения взятки по ст. 19.28 за двухлетний период до подачи заявки.

Читайте также:  Инструкция по подготовке договора поставки

Также не следует забывать об уже принятой норме, которая начнет действовать с 1 января 2021 года, хотя ее внедрение планировалось на 1 января 2020 года. Речь идет об обязанности операторов электронных площадок сообщать организаторам закупки информацию о случаях привлечения к ответственности участников по фактам передачи и предложения взяток от имени юридического лица.

Проверка поставщика с помощью РПН

Организатору закупки следует убедиться, что потенциальный исполнитель контракта не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. Для этого нужно:

  1. Зайти на сайт Единой информационной системы (ЕИС).
  2. На главной странице найти раздел «Контроль и аудит» и кликнуть по строке в списке «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций) (44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ-615)».
  3. В поисковое поле внести информацию об исполнителе: ИНН, название и пр.
  4. Если проверка проводится для юридического лица, сведения нужно проверять по учредителям, членам коллегиальных исполнительных органов (совет директоров), лицам, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (управляющая компания, директор). Для этого в поисковое поле нужно ввести их ИНН.

Составление протокола об отстранении

Если заказчик принимает решение отстранить субъекта от участия в тендере, то данный факт оформляется протоколом. В законе 44-ФЗ не устанавливаются никакие правила относительно его составления, публикации в ЕИС и передачи участнику.

Инициатор закупки может оформить документ по тем же нормам, которые действуют для итоговых протоколов. В содержании нужно обязательно указать дату и место составления документа, информацию об участнике закупки, по которому принимается решение об отстранении, и обоснование.

Если причиной снятия участника с тендера является недостоверная информация, указанная в заявке, то после вынесения решения и оформления протокола заказчик может на следующий рабочий день отправить документ участнику и опубликовать его в ЕИС.

Отклонение заявок как бесчестный способ борьбы с конкурентами

К сожалению, нормативная база в сфере закупок имеет определенные пробелы. В том числе недоработки существуют и в вопросе отклонения заявок, содержащих недостоверные сведения. По этой причине у недобросовестных организаторов закупок имеются лазейки – их используют, чтобы обеспечить победу в тендере именно тем компаниям, в которых заинтересованы заказчики.

В числе таких незаконных методов может быть, к примеру, сговор с производителем товара. Последний на официальный запрос заказчика предоставляет не соответствующий действительности ответ о том, что его продукция имеет другие параметры, отличающиеся от указанных участником тендера, заявку которого планируется отклонить.

Еще один распространенный метод, применяемый заказчиками для ограничения конкуренции, – манипуляции с содержанием конкурсной документации. Организатор закупки намеренно запутывает сведения и требования, нагромождает названия нормативных документов, в которых практически невозможно разобраться.

Законом № 44-ФЗ не предусмотрены никакие механизмы противодействия подобным обстоятельствам. Очень часто разбирательство споров по таким вопросом в комиссиях ФАС и в судах происходит формально. Вследствие этого страдает один из основополагающих принципов системы госзаказов – конкурентность, что в целом существенно снижает эффективность работы.

Школа закупок: ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОТСУТСТВИИ СУДИМОСТИ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ ПО ЗАКОНУ №44-ФЗ

Какие судимости препятствуют участию в закупках по 44-ФЗ.

В закупках по 44-ФЗ не могут участвовать организации, чьи руководители имеют судимости за преступления в сфере экономики и по ст. 290,291,291.1 УК РФ. Погашенные и снятые судимости не препятствуют участию в госзакупке.

Преступления, связанные с незаконным вознаграждением от имени юридического лица, как правило, сопряжены с административной ответственностью для такого юридического лица и наказанием в виде штрафа. Поэтому п.7.1 ч.1 ст.

31 Закона № 44-ФЗ запрещает участвовать в госзакупках юридическим лицам, которые за два года до участия понесли ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ.

Декларация об отсутствии судимости.

Для участия в закупке потенциальный поставщик должен подтвердить отсутствие судимости у руководителей. Единой формы документа нет, поэтому декларировать можно в свободной форме.

У организации есть несколько вариантов.

Недостоверная информация о судимости участника закупки.

Если для участия в закупке организация приукрасит ситуацию и сообщит недостоверные данные о судимости – скорее всего заявку отклонят. Заказчик должен сам позаботиться о проверке достоверности данных, которые ему предоставляют потенциальные участники закупки.

Проверить информацию о судимости заказчик может через Главный информационно-аналитический центр МВД РФ. И если выяснится, что участник предоставил недостоверные данные, то его не допустят к закупке. В реестр недобросовестных поставщиков не включат.

А если недостоверные данные определят уже после заключения контракта, заказчик может обратиться в суд, расторгнуть договор и обратиться в ФАС для включения такой организации в реестр недобросовестных поставщиков. В реестр включают на два года.

Поэтому возможность для участия в большинстве закупок для такой организации будет закрыта. Для участия в электронном аукционе, декларацию об отсутствии судимости надо прикладывать ко второй части заявки (п.2 ч.5 ст.66 Закона № 44-ФЗ).

Когда не нужно подавать декларацию об отсутствии судимости.

Многие организации пользуются услугами бухгалтерского сопровождения. Это значит, что в штатном расписании организации вообще нет должности бухгалтера. Если штатного бухгалтера нет – на него не надо подавать справку об отсутствии судимости.

Заказчик не может отклонить вашу заявку на основании того, что вы не подали сведения о бухгалтере, если такой должности нет в штате. Заказчик не может требовать у участника дополнительное подтверждение в виде справки об отсутствии судимости из МВД РФ.

Для участия в закупках по 44-ФЗ достаточно просто декларации. Если декларацию не приложить вовсе – заявку отклонят на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ – за непредставление информации.

Декларирование отсутствия судимости у руководителей организации — участника не освобождает от декларирования отсутствия административной ответственности за 2 года до закупки у самой организации.

Заведующий сектором муниципальных

закупок администрации района

И.В. Павленко

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102776-otsutstvii-sudimosti-44-fz?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_GZ_regular_05072017

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Проверка поставщиков

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

По закону оператор электронной торговой площадки в течение часа после получения заявки проводит проверку по следующим пунктам: — наличие электронной подписи на документах; — истечение срока регистрации в ЕИС и аккредитации на электронной площадке; — наличие участника в реестре недобросовестных поставщиков.

Об этих моментах заказчик может не беспокоиться.

Но вот соответствие прочим единым и дополнительным требованиям придется проверить закупочной комиссии: — подлинность представленных документов (например, сертификата СТ-1 или сертификата соответствия на товар); — наличие долгов по налогам; — наличие судимости за экономические преступления; — участие в нескольких юрлицах, дисквалификацию и регистрацию по массовому адресу; — присутствие в реестре СМП.

Сведения об участнике проверяет Федеральное казначейство на этапе внесения в единый реестр участников закупок. Однако заказчику лучше перестраховаться и повторно проверить бумаги и сведения. Ведь в случае, если будут обнаружены нарушения, убытки понесет именно он. Как это сделать — расскажем дальше.

Как проверить судимость

У физических лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП), а также руководителей юрлиц, участвующих в закупках, не должно быть судимости по статьям 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291.

1 УК (посредничество при взяточничестве). То, что участник отвечает этому требованию, подтверждается декларированием. Если судимость погашена или снята, участник может быть допущен к закупкам. Заказчик вправе проверить наличие судимости в открытых источниках.

Существуют три несложных способа.

1-й способ проверки — «Госуслуги»

На главной странице сайта «Госуслуги» в поисковом окне введите услугу «получение справки о наличии судимости». Справку можно получить бесплатно. Максимальный срок оказания услуги — 30 календарных дней.

Чтобы проверить поставщика, загрузите скан паспорта, отправьте заявление и дождитесь результатов проверки. Выберите, в каком виде хотите получить справку — электронном или бумажном. Электронная справка, заверенная электронной подписью сотрудника МВД России, придет в ваш личный кабинет.

Она приравнивается к официальному документу на бумажном носителе (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

2-й способ проверки — электронное правосудие

Это сайт, на котором собрана судебная практика арбитражных судов — ras.arbitr.ru. Поиск доступен по фамилии человека, названию юрлица, ИНН, ОГРН. Можно также ввести фамилию в самое первое окно. Вам откроются дела, в которых фигурировал человек. Правда, просматривать их придется вручную, что не очень удобно.

3-й способ проверки — сайт прокуратуры

Проверка доступна на сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Перейдите в раздел «Противодействие коррупции». Откройте реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Информация представлена по годам, начиная с 2014 года. Это юрлица, которых привлекли к ответственности по статье 19.28 КоАП.

Напомним, что участник закупок в течение двух лет до момента подачи заявки не должен быть привлечен по этой статье.

Если судимость есть, заявку поставщика следует отклонить. Что делать, если судимость обнаружена уже на этапе исполнения контракта? В этом случае необходимо расторгнуть договор в связи с несоответствием поставщика единым требованиям, оформив односторонний отказ.

Есть еще несколько полезных ресурсов для проверки физлиц — потенциальных контрагентов: — кого разыскивает Интерпол, МВД, ФССП, ФСИН, Росфинмониторинг: interpol.int/notice/search/wanted, fedsfm.ru/ documents/terrorists-catalog-portal-act, mvd.ru/wanted, fsin.su/criminal, fssprus.

Читайте также:  Может ли доверенное лицо перевести ИП на систему налогообложения ЕНВД ?

ru/iss/ip_search; — проверка действительности документов (паспорта, ИНН, дипломы вузов): сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000, service.nalog.ru/inn.do, frdocheck.obrnadzor.gov.ru; — проверка на долги: unirate24.ru, peney.net, fssprus.ru/iss/ip, reestr-zalogov.ru/state/index#, bankrot.fedresurs.

ru; — данные об участии физлица в деятельности субъектов предпринимательства (юридических лиц или ИП): zachestnyibiznes.ru/, egrul.nalog.ru/index.html.

Как проверить на участие в нескольких юрлицах, дисквалификацию и адрес регистрации

Проверка участников доступна по сервису «Прозрачный бизнес» — pb.nalog.ru. Можно посмотреть сведения об организации, проверить руководителя на предмет участия в нескольких юрлицах. Также доступны данные о дисквалификации, массовых адресах юрлица, ограничениях участия в юрлицах.

Используя сервис, пользователь может оперативно получить сведения из: — реестра юридических лиц; — реестра дисквалифицированных лиц; — реестра СМП; — реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц; — реестра налогоплательщиков (об иностранных организациях); — журнала «Вестник государственной регистрации».

Чтобы провести проверку, потребуется ввести Ф. И. О. руководителей, наименование юрлица, юридический адрес, ИНН, ОГРН.

На этом портале сейчас можно узнать: — о полном и сокращенном наименовании организации; — о дате госрегистрации; — об учете в налоговом органе; — о состоянии юрлица; — об адресе (в том числе о ложном адресе и о многократном использовании адреса другими компаниями); — об основном виде деятельности (ОКВЭД); — о размере уставного капитала; — о недостоверности данных о руководителе; — о многократном участии в других юрлицах; — о категории СМП. На сайте ФНС также можно проверить компанию в ЕГРЮЛ, для этого следует зайти на вкладку «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» (egrul.nalog.ru/index.html).

Как проверить участника на долги

На сайте судебных приставов (fssprus.ru) работает сервис «Узнай о своих долгах». Достаточно ввести наименование юрлица или Ф. И. О. ИП, адрес и выбрать из списка регион. Откроется банк данных исполнительных производств. В выдаче представлена информация по заданной компании: — наименование, юрадрес или Ф. И. О.

ИП; — исполнительное производство (номер, дата возбуждения); — реквизиты исполнительного документа (вид, дата принятия, номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ); — дата и причина окончания или прекращения ИП (статья, часть, пункт основания); — сумма непогашенной задолженности; — отдел судебных приставов, который занимается делом.

Если задолженность по налогам больше 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки, он считается не соответствующим требованиям. В этом случае его отстраняют от закупки или расторгают уже заключенный контракт в одностороннем порядке. Если задолженность ниже установленного порога, участник может продолжать участие в закупке.

Как проверить наличие сертификата СТ-1

Если проводите закупку по правилам допуска иностранных товаров в рамках национального режима, поставщик должен подтвердить страну происхождения одним из этих документов: — копия специального инвестконтракта; — акт экспертизы Торгово-промышленной палаты (ТПП); — заключение Минпромторга; — декларация; -сертификат о происхождении товара.

Недобросовестный поставщик может предоставить поддельный сертификат СТ-1. Чтобы этого избежать, проверьте документ на сайте ТПП — verification.tpprf.ru/search/st1. Возьмите бланк, который участник прикрепил к заявке, и запишите указанные на нем данные: номера сертификата, бланка и дату выдачи. Введите их в форму на сайте. Система покажет, действительный сертификат или нет.

Проверка в реестре СМП

С вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ законодатели закрепили правило о том, что для участия в закупках и получения преимуществ малые предприятия должны входить в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Ниже расскажем, как проверить, есть ли компания или ИП в этом перечне. Реестр находится на сайте налоговой службы (nalog.ru),

Чтобы найти ИП или компанию, введите индивидуальный номер налогоплательщика в поисковую строку. Также можно искать по названию или ОГРН (в случае с ИП — Ф. И. О. и ОГРНИП).

В выдаче вы увидите название компании, ОГРН, ИНН, категорию, дату внесения в реестр и субъект РФ. Сведения можно экспортировать в формате Excel.

Чтобы получить подробную информацию об организации из реестра СМП, кликните на название в поисковой выдаче. Карточка члена реестра выглядит.

Как проверить продукцию по реестру отечественного ПО

Закупки программного обеспечения подпадают под ограничения в рамках нацрежима.

Заказчикам запрещено закупать иностранное ПО (за исключением произведенного в странах ЕАЭС), если аналогичное есть в реестре отечественных программ. Список размещен на сайте Минсвязи (reestr.minsvyaz.ru).

Искать ПО в реестре можно по следующей информации: — класс программного обеспечения; — название или его часть; — правообладатель; — наименование правообладателя.

В результатах поиска вы увидите карточку организации.

Вот пример из реестра, что содержится в карточке: — название ПО — Система управления базами данных «Ред База Данных»; — название организации — Общество с ограниченной ответственностью Ред Софт; — ИНН 9705000373; — сведения об исключительном праве — приобретение исключительного права; — класс ПО — Системы управления базами данных; — сайт производителя — reddatabase.ru/documentation; — дата регистрации — 29 января 2016; — решение уполномоченного органа — приказ Минкомсвязи России от 29.01.2016 № 19.

Как проверить сертификат соответствия на товар

В нашей стране существует отдельный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (постановление Правительства от 01.12.2009 № 982).

Заказчик может проверить, действительный ли документ предоставил ему участник, на сайте Росаккредитации — 188.254.71.82/rss_rf_pub.

Чтобы искать по единому реестру сертификатов соответствия, введите следующие данные: — номер сертификата; — дату выдачи или диапазон; — срок действия; — название предприятия-заявителя; — изготовителя; — наименование продукции.

За госконтракты накажут по реестру

Как стало известно “Ъ”, правительство одобрило подготовленный в Генпрокуратуре законопроект, направленный на усиление борьбы с коррупцией.

В его рамках в единой информационной системе госзакупок (ЕИС) появится реестр юридических лиц, привлекавшихся к административной ответственности за выплату незаконных вознаграждений от своего имени.

Чиновников и муниципальных служащих, заключающих сделки с такими компаниями, предполагается подвергать штрафным санкциям.

Законопроект о внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подготовленный Генпрокуратурой, после ряда обсуждений в целом согласован с правительством. В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст.

 31 уже действующего 44-ФЗ не допускается участие в закупках юридического лица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.

28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юрлица).

Разрабатывая законопроект, сотрудники надзорного ведомства установили, что, несмотря на штрафы и запреты, накладываемые на компании, в интересах которых давались взятки, они по-прежнему остаются участниками сделок с бюджетными средствами, заключая порой многомиллионные, а то и миллиардные контракты.

Например, по данным ФАС, ЗАО «Фирма «Евросервис»» в 2018–2019 годах заключило 1165 госконтрактов на поставку лекарств и медоборудования, получив только за первый год выручку 5,5 млрд руб., и это при том, что компания дважды привлекалась к ответственности по ст. 19.28 КоАП.

В свою очередь, АО «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» в 2017 году приняло участие в открытом конкурсе Минпромторга на 2,3 млрд руб., по итогам которого заключило госконтракт на 87 млн руб.

После вмешательства Генпрокуратуры контракт в 2018 году был расторгнут, так как общество ранее признавали виновным в административном правонарушении.

Проблема, как выяснилось, заключается в отсутствии единого реестра компаний, замешанных в коррупции, в котором участник госторгов мог бы проверить своего партнера, а также в том, чтобы сделать эту процедуру обязательной.

Отметим, что похожий на антикоррупционный реестр ресурс уже имеется на официальном сайте Генпрокуратуры. В прошлом году в него было внесено 313 компаний с указанием судов, вынесших решения по ст. 19.28 КоАП. В этом году прокурорский реестр пополнился 31 юрлицом, замешанным в коррупции.

При этом, согласно данным самого надзорного ведомства, за прошлый год по инициативе прокуроров по ст. 19.28 было привлечено 1,2 тыс. компаний, которых суды оштрафовали на общую сумму более 2 млрд руб. В качестве примера такой антикоррупционной работы в Генпрокуратуре приводят дело авиакомпании iFly.

Ее гендиректор, установили следствие, а затем и суд, передал взятки руководителю одного из подразделений Росавиации на общую сумму более 2 млн руб. за организацию выдачи разрешительных документов. Санкции за это оказались гораздо серьезнее суммы взятки. Для iFly штраф превысил 20 млн руб.

, а ее руководитель, получивший условный срок за дачу взятки должностному лицу в особо крупном размере, был вынужден выплатить государству 6,48 млн руб.

Как объяснил источник “Ъ” в надзорном ведомстве, в соответствии с законопроектом о поправках к 44-ФЗ, в ЕИС (zakupki.gov.ru) будет размещен реестр компаний, подвергавшихся административному наказанию по ст. 19.

28 КоАП. Следить за реестром предписывается Федеральному казначейству, которое будет вносить в него сведения, получаемые из надзорного ведомства.

Для этого решение суда в отношении компании должно вступить в законную силу.

Кроме того, еще одним законопроектом для нарушителей со стороны государственных и муниципальных структур, заключивших контракты с провинившимися компаниями, предполагается ввести целую систему штрафных санкций.

Причем наказание хотят в процентном отношении привязать к суммам контрактов, заключенных с компаниями из черного списка. Последний законопроект, по данным “Ъ”, сейчас проходит согласование в Минюсте.

А первый, который в своем недавнем выступлении перед членами Совета федерации фактически презентовал генпрокурор Игорь Краснов, заявивший, что кроме «репрессивной составляющей» борьбы с коррупцией более важным является «принятие мер превентивного характера», уже подготовлен для внесения в Госдуму.

Черный список, полагают юристы, можно будет покинуть на основании судебного решения, истечения сроков давности или просто изменив реквизиты, состав учредителей и перерегистрировав компанию (срок давности по ст. 19.

Читайте также:  ФАС разъяснила, как заключать контракты по гособоронзаказу

28 КоАП РФ составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения).

К тому же для дачи взяток, как правило, используются так называемые фирмы-прокладки, а доказать их связь с выгодоприобретателями довольно сложно.

«У меня большие сомнения, что предполагаемое нововведение будет работать. Можно слегка изменить название — букву, знак, кавычки. Есть и другие корпоративные приемчики. Наконец, можно просто замотивировать оператора—держателя этого перечня»,— полагает член совета Адвокатской палаты Москвы Роберт Зиновьев.

Николай Сергеев

Изменения в госзакупках в 2021 году

Через российскую систему госзакупок проходит колоссальный объем средств, измеряемый десятками триллионов рублей – почти треть российского ВВП. При этом система госзакупок далека от совершенства и постоянно дорабатывается. Какие важные изменения произойдут в государственных закупках в 2021 году – читайте в нашей статье.

28,9% ВВП составил объем контрактных закупок в рамках №44-ФЗ и №223-ФЗ в 2019 году.

Российская система госзакупок огромна, но далека от совершенства. Она демонстрирует невысокую конкуренцию на торгах и тяготение к неконкурентным способам закупок, например, 75% от общего объема закупок в рамках № 44-ФЗ в 2019 году составляли контракты, заключенные с единственным поставщиком и несостоявшиеся закупки.

  • Число нарушений при закупках в РФ в 2019 году:
  • 91 886 – по №44-ФЗ.
  • 20 338 – по №223-ФЗ.
  • Аналитики Счетной палаты пришли к такому выводу: в последние годы законодательные усилия в основном были направлены на совершенствование процедуры проведения закупок, а не на достижение результативности закупок и обеспечение должного качества товаров, работ, услуг.
  • Критерии качественной закупки:
  • Текущие: поставлен качественный товар и контракт исполнен в срок.
  • Желаемые: высокая конкуренция и значительная экономия.

Законодательная база госзакупок меняется постоянно. Например, в 2019 году № 44-ФЗ изменялся восемь раз. Для его развития было принято 55 нормативно-правовых актов.

Изменения в госзакупках 2020 года были направлены на стимулирование малого и среднего бизнеса на участие в госконтрактах. В частности, был сокращен срок оплаты по договорам с участием субъектов малого и среднего предпринимательства с 30 до 15 дней.

С 2020 года общий годовой объем закупок у субъектов МСП должен составлять не меньше 20%, а совокупный годовой стоимостной объем договоров с субъектами МСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, вырос до 18%.

Эти условия были распространены и на самозанятых.

Каковы изменения в государственных закупках на 2021 год? В 2021 году стимулирование МСП продолжится, сито для отсева участников госзакупок станет еще более мелким, некоторые учредители могут избежать попадания в Реестр недобросовестных поставщиков, от половины до 90% товаров по нескольким сотням категорий должны быть в поставке отечественного производства и др. Далее рассмотрим изменения подробнее.

Изменения в государственных закупках по №44-ФЗ.

  • С 2021 года заказчик обязан проверить, привлекался ли поставщик к административной ответственности по статье о незаконном вознаграждении от имени юридического лица, проще говоря – за дачу или обещание взятки или отката.

Теперь оператор электронной площадки должен предоставить заказчику информацию о наличии привлечения участника закупки к административной ответственности по статье 19.28 КОАП РФ.

Информация должна содержать название суда, вынесшего постановление о назначении административного наказания, номер дела об административном правонарушении, дату вынесения постановления и дату вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. Реестр данных правонарушений ведется на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Облегчить сбор информации по контрагенту призван СБИС Проверка контрагентов. СБИС предоставит не только сведения о привлечении фирмы к суду, но и другую важную информацию: индекс надежности, стоимость бизнеса, проверку на банкротство, статистику по участию в торгах и госконтрактах и пр.

  • Государство обязало заказчиков закупать отечественные товары (в том числе приобретаемые при оказании услуг), причем их должно быть не менее половины по абсолютному большинству групп товаров, а по некоторым группам товаров – до 70-90%.

3 декабря 2020 года Правительство РФ издало постановление, №2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров». Причем, данным постановлением утвержден график динамики этой доли по каждой товарной группе на 2021-2023 годы.

Например, в 2021 году заказчик должен закупить техники бытовой электронной, устройств пожарной охранной сигнализации отечественного производства не менее 50%, а уже в 2023 году – не менее 90%. Перечень товаров состоит из 107 позиций. Для достижения минимальной доли закупок заказчиком учитываются товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза.

Важно: данную долю необходимо достичь по итогу отчетного года, а не в каждой отдельной закупке. Ответственность за несоблюдение данной нормы начнет действовать с 2022 года.

  • Малые закупки, лимит по которым 600 тыс. руб. (ранее лимит по ним был 100 тыс. руб.) с 1 апреля могут осуществляться в электронной форме на ЭТП, причем лимит по ним вырастет до 3 млн руб. Такая закупка может быть сделана только в отношении товаров, на услуги она не распространяется.
  • С 1 апреля вступает в силу новый порядок запроса котировок. Сокращается срок подачи заявок до 4 дней, разрешается заключать контракт с единственным поставщиком в ситуации, если подана одна заявка на участие, максимальная сумму закупки увеличена до 3 млн руб.
  • Со второго полугодия 2021 года заработает новое правило внесения в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков) учредителей компаний, признанных недобросовестными поставщиками. Если у учредителя доля в компании менее 25%, его в РНП не внесут.

Изменения в государственных закупках по №223-ФЗ.

  • Государство обязало приобретать отечественные товары в рамках госзакупок не только госучреждения, но и компании с госучастием. Минимальная доля для товаров отечественного производства, закупаемых по 223-ФЗ, установлена Постановление правительства № 2013. В перечне товаров, закупаемых по №223-ФЗ, 251 наименование.
  • Заказчиков, действующих согласно №223-ФЗ, будут штрафовать за нарушение сроков оплаты по контрактам с малым и средним бизнесом. С 1 января 2021 года установлена административная ответственность за нарушение установленного срока оплаты товаров, работ и услуг по договору или его отдельному этапу с субъектом МСП.

Для должностных лиц штраф варьируется от 30 тыс. руб.

до 50 тыс. руб., для юрлиц — от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.

  • Теперь 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с выполнением инженерных изысканий, архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом объектов капитального строительства. Создается новая публично-правовая структура с функций государственного заказчика и застройщика «Единый заказчик в сфере строительства».
  • А вот региональные операторы по работе с твердыми отходами попали под действие №223-ФЗ. Теперь нормы закона будут распространяться на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В течение трех месяцев со дня вступления в силу поправок РО нужно актуализировать положения о закупках, утвердить и разместить в ЕИС по закупкам.

Каких изменений в госзакупках ждать в перспективе.

В августе 2020 года контрольно-счетные органы, проводившие большой российский аудит госзакупок, озвучили следующие предложения по совершенствованию системы:

  • разработать и принять нормативно правовой акт, устанавливающий порядок определения НМЦК,
  • установить запрет на «искусственное дробление» закупок с целью обхода применения конкурентных способов закупок,
  • установить срок направления требования неустойки (штрафов, пеней) за неисполнение поставщиком обязательства по контрактам,
  • определить требования к проведению экспертизы результатов по контракту для уменьшения коррупционных рисков на стадии приемки.

В начале 2021 года в Госдуму внесен новый законопроект об оптимизации госзакупок.

Какие законодательные инициативы будут рассмотрены уже в ближайшее время:

  • сокращение количества открытых конкурентных способов определения поставщика до трех,
  • порядок проведения закрытых электронных процедур,
  • установление единых требований к содержанию извещения об осуществлении закупки, сроку его размещения, разъяснения положений извещения, внесения изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках,
  • новые случаи, устанавливающие право заказчика заключать контракт с единственным поставщиком,
  • допуск к закупкам на суммы свыше 20 млн руб. только участников закупок с успешным опытом исполнения государственного или муниципального контракта/договора по № 223-ФЗ в течение трех последних лет.

Данный законопроект включен на рассмотрение ГД в весеннюю сессию 2021 года.

Отслеживать многочисленные законодательные изменения в госзакупках легче со СБИС Торги. В нем уже учтены все нововведения.

Вы только вступаете на путь госконтрактов? Тогда начните с получения электронной подписи, она потребуется для аккредитации в системе госзакупок и на всех электронных торговых площадках. В нашем аккредитованном Центре ЭЦП оперативно изготовят электронную подпись ЭЦП для торгов,

Подробнее о том, как зарабатывать на торгах, имея под рукой удобный инструмент СБИС Торги, вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *