Можно ли лицензировать СПО на основе среднего общего образования?

Можно ли лицензировать СПО на основе среднего общего образования?

На прошедшей в мае «Неделе образования» в секции «Современная повестка дня среднего профессионального образования в России» обсуждалась актуальная тема общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО.

Куратор секции Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, отметила три тенденции, важные для понимания существующих в этой сфере проблем:

  • Количество обучающихся в школах (10–11 классы), а также в техникумах и колледжах практически сравнялось.
  • При этом уровень общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО существенно ниже, чем в школах. Это отмечают многие специалисты, об этом же говорят показатели PISA (Programme for International Student Assessment — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся).
  • Однако, несмотря на это, Министерство просвещения планирует сократить срок обучения в учреждениях СПО по ряду программ до двух лет.

Поэтому возникают серьёзные вопросы: как в этих условиях повысить качество общеобразовательной подготовки в СПО? В каком направлении следует двигаться? Как должны различаться общеобразовательные программы в техникумах/колледжах и школах?

Спикеры «Недели образования» рассмотрели эту проблему с разных сторон и поделились своими точками зрения.

Можно ли лицензировать СПО на основе среднего общего образования?

Наталья скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Елена Комарницкая, кандидат педагогических наук и проректор Института развития профессионального образования (ИРПО), отметила, что программы подготовки в учреждениях СПО должны в первую очередь развивать компетенции, которые будут необходимы выпускнику в рабочей деятельности.

Здесь и возникает сложность: общеобразовательные дисциплины в техникумах и колледжах, как правило, преподают бывшие школьные учителя. Порой они даже совмещают преподавание в школе и учреждении СПО, не меняя подход к программе.

Среди существующих проблем Комарницкая также отметила недостаточную интеграцию общеобразовательных учебных предметов и профессиональных дисциплин. По её словам, содержание применяемых в СПО учебников тоже не отражает специфику получаемой профессии или специальности.

Комарницкая сообщила, что ИРПО сейчас активно работает над решением этих проблем в рамках федерального проекта «Современная школа». Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО — одна из его важных целей.

Это внедрение планируется проводить в несколько этапов:

  1. Разработка концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе среднего общего образования.
  2. Разработка методик преподавания по восьми общеобразовательным дисциплинам: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история (или «Россия в мире»), физическая культура, ОБЖ, астрономия.
  3. Повышение квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин по дополнительной профессиональной программе.
  4. Апробация методик преподавания вышеназванных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО.
  5. Разработка примерных рабочих программ, фондов оценочных средств для промежуточной аттестации по восьми общеобразовательным дисциплинам с учётом профиля по укрупнённым группам профессий и специальностей.

Комарницкая подчеркнула, насколько важно связать общеобразовательную подготовку с развитием профессиональных компетенций, формировать у обучающихся определённые практические навыки.

Людмила Шаповалова, кандидат педагогических наук и начальник управления профессионального образования Департамента образования Белгородской области, согласна с тем, что уровень общеобразовательной подготовки в техникумах и колледжах недостаточно высокий — особенно это заметно в технических программах. И в качестве приоритетного направления называет работу над восполнением недостатка знаний учащихся — как математики и физики, так и других дисциплин.

Невозможно стать классным сварщиком, не зная законов Ома. Невозможно стать техником-механиком, не владея элементами черчения.

Людмила Шаповалова, канд. пед. наук, начальник управления профессионального образования департамента образования Белгородской области

Кроме профилизации обучения, которую Шаповалова называет главной задачей, она также отмечает важность дополнительной подготовки для тех студентов, которые после окончания техникума или колледжа планируют поступать в вузы.

В Белгородской области таких выпускников около 30%, а через несколько лет, по прогнозам, их количество вырастет до 50%.

Для них Шаповалова предлагает ввести программы дополнительного образования, финансируемые из федерального или регионального бюджета.

В России существует не так много образовательных траекторий: школьники либо оканчивают 11 классов и поступают в вуз, либо после 9-го класса идут в колледж или техникум. Как обстоят дела за рубежом — изучил Федеральный институт развития образования. Результаты этого анализа представил Айрат Сатдыков, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС.

Исследователи выбрали континентальные европейские страны с более традиционным подходом к образованию (Германию и Италию), а также государства с более либеральной образовательной политикой (США и Великобританию).

В США принято 12-летнее обязательное общее образование. В старшей школе (11–12-й классы) учащийся может выбрать профиль — академический (его выбирают около 75% учеников) или профессиональный (его предпочитают 25% школьников).

Наиболее популярные направления профессионального профиля — IT и медицина.

Обучение реализовано по сетевому принципу, так что школьники могут изучать профессиональные дисциплины как в самой школе, так и в ближайших колледжах или вузах.

Общеобразовательная программа заканчивается после 12-го класса. Далее учащийся может поступить в вуз на бакалавриат или двигаться дальше по профессиональной программе обучения. Её продолжительность в США значительно варьируется и может длиться менее двух лет, от двух до трёх лет и дольше.

Так же, как и в США, в Великобритании доступно довольно большое количество образовательных траекторий. По закону подросток должен получать общее образование до 16 лет, затем до 18 может совмещать учёбу с работой.

После 11 классов выпускник сдаёт экзамен GCSE (General Certificate of Secondary Education) и получает аттестат об общем среднем образовании.

Затем человек может продолжить обучение по академической траектории и после подготовки сдать так называемый экзамен A-уровня (аналог нашего ЕГЭ), чтобы поступить на бакалавриат. Либо выпускник получает профессиональное образование.

Здесь тоже большая вариативность: обучение может длиться от двух до четырёх лет в зависимости от получаемой квалификации.

В профессиональном образовании Великобритании, как и в Америке, тоже нет общеобразовательных модулей. Тем не менее вузы принимают как тех абитуриентов, которые сдали A-экзамен, так и тех, кто получил профессиональное образование определённого уровня квалификации — начиная от пятого.

В этой стране на обязательную общеобразовательную подготовку отведено десять лет. В 10-м классе школьник выбирает профиль с академическим либо профессиональным уклоном.

Окончив 10-й класс, ученик может продолжить академическое обучение в специализированной образовательной организации, чтобы затем поступить в вуз.

И второй вариант — после окончания школы получить профессиональное образование, в том числе по дуальной системе, когда занятия в учебном заведении сочетаются с практикой на рабочем месте.

В Германии общеобразовательная подготовка после выпуска из школы тоже отсутствует.

В Испании профессиональное образование разделено на программы первого, второго и третьего уровня, которые длятся по два года. Общеобразовательный модуль продолжительностью 670 часов присутствует только в программе первого уровня, обучение по которой школьник может начать после девятого класса.

После года подготовки по академическому или профессиональному направлению десятиклассник сдаёт экзамен ESO и получает аттестат о среднем образовании. Затем он может продолжить профессиональное образование или выбрать двухгодичную академическую программу Bachillerato для подготовки к поступлению в вуз — это аналог старших классов в российских школах.

Согласно испанским законам, также в вуз можно поступить, получив профессиональное образование третьего уровня.

Из приведённых данных Сатдыков делает несколько выводов.

  • В рассмотренных зарубежных странах общеобразовательная подготовка длится как минимум на год дольше, чем в России. Как правило, она заканчивается по достижении учащимися 18 лет.
  • В каждой названной стране человек может выбирать между академической и профессиональной траекториями.
  • Как правило, за границей общеобразовательная подготовка заканчивается в школе (за исключением базовых профессиональных программ в Испании). При этом повсеместно в общеобразовательную подготовку включаются профессиональные модули.
  • Программы профессионального образования в США, Великобритании, Испании и Германии длятся от двух до четырёх лет. Для сравнения — российские программы СПО, если вычесть из них общеобразовательный модуль, продолжаются от одного года до трёх с половиной лет (в случае углублённой программы подготовки специалистов среднего звена).

Александр Кондаков, доктор педагогических наук и генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», в первую очередь отметил, что как руководителя IT-компании его не устраивает текущий уровень подготовки кадров — причём как в СПО, так и в высшем образовании. При этом, по словам спикера, ему совершенно не важно, сдал человек ЕГЭ или не сдал, есть ли у него диплом вуза или колледжа, — гораздо важнее то, что он умеет.

Когда мы говорим о компетенциях и навыках, личностных качествах работников, которые нужны сегодняшнему работодателю, это прежде всего навыки проектной, исследовательской деятельности, способность работать в команде, эмоциональный и социальный интеллект и многое-многое другое, что сегодня мы называем функциональной грамотностью и закладываем в программу формирования и развития личности выпускника на уровне СПО.

Александр Кондаков, д-р пед. наук, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО

Читайте также:  Оформление дарственной на квартиру у нотариуса, стоимость договора дарения

Знания и умения выпускников, необходимые для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, в общении и социальных отношениях, — это, по словам Кондакова, индикатор не только качества образования, но и инвестиционной привлекательности страны.

В отношении сокращения сроков обучения по программам СПО спикер допускает, что это не обязательно ухудшит общеобразовательную подготовку учащихся.

По его мнению, получив базовые знания, умения и компетенции, выпускник сможет самостоятельно находить информацию, необходимую для решения конкретных задач, применять полученный опыт как в повседневной жизни, так и в проектно-исследовательской деятельности.

Современность, как правило, ставит перед людьми задачи, находящиеся вне конкретных предметных областей, и в их решении вряд ли помогут фундаментальные знания сами по себе. Поэтому, считает Кондаков, крайне важно уметь адаптироваться в сложном и постоянно меняющемся мире, в том числе профессиональном. Поэтому натаскивание на конкретные задания, как в ОГЭ и ЕГЭ, очень неэффективно.

Таким образом, среди главных направлений развития общеобразовательных программ спикер выделяет четыре:

  • развитие личности ученика;
  • сфера труда, то есть ориентация на практико-прикладную деятельность;
  • общественный контекст, то есть формирование у учащихся социального интеллекта, способности активно участвовать в жизни сообщества;
  • научный контекст — применение фундаментальных знаний в конкретных жизненных ситуациях.

В заключение Кондаков отмечает, что если переориентировать образовательные программы с учётом особенностей развития экономики, современного общества и культуры, основывать их на проектной деятельности, то это может принести позитивные результаты.

Как получить второе среднее профессиональное образование?

Как получить второе среднее образование, что требуется для поступления, категории граждан, имеющие право поступить на бюджет и обучаться за счет государства?

Выбор профессии после школы не играет решающей роли. Успешная жизнь складывается многим позже. После окончания ССОУ выпускники зачисляются на третий курс вышки без ЕГЭ, поступают в высшее учебное заведение, идут работать.

Стоит получить диплом по рабочей специальности, не связанной с профессиональной подготовкой, противоположной или смежной специфики. Это преимущество и требование для карьерного роста, повышения уровня заработной платы, трудоустройства в престижную компанию.

Учеба наивысшего звена длительная, дорогостоящая. Актуален вопрос: как получить второе среднее профессиональное образование?

Какие документы нужны для поступления?

Чтобы получить второе среднее образование, пишется заявление о поступлении для приемной комиссии, прикладывается перечень личных сведений:

  • Ксерокопия паспорта:
  • СНИЛС, медицинская справка об отсутствии противопоказаний к прохождению обучения и трудовой деятельности (форма 086У);
  • Фотографии ¾;
  • Копия документа о первой специальности.

Можно ли лицензировать СПО на основе среднего общего образования?

Этапы поступления

Чаще второе среднее образование планируется получить на коммерческой основе. Вступительных испытаний проходить не нужно. Для зачисления:

  1. Предоставляется полный пакет документов;
  2. Составляется договор об оказании платных образовательных услуг. Абитуриенту надо его получить и подписать;
  3. Производится оплата обучения (годовая или квартальная).
  • Прием заканчивается после заполнения всех вакантных платных мест в группах.
  • Если второе среднее образование планируется получить после окончания ВУЗа, можно поступить на бюджет, но потребуется успешно сдать внутренние экзамены, пройти по конкурсной основе.
  • В первую волну проходят школьники с высоким баллом за тест, предоставившие оригинал аттестата.

Можно ли лицензировать СПО на основе среднего общего образования?

Второе среднее — платное или бесплатное?

Согласно законодательству Российской Федерации гражданин имеет право получить профессионального образования одной ступени на бюджетной основе один раз. Вытекают три варианта:

  1. Освоить второе среднее образование бесплатно могут выпускники ВУЗов, рабочие с НПО. Диплом об окончании вышки, удостоверение или сертификат гос. образца относятся к другой ступени получения знаний. Выпускник высшего учебного заведения или курса может поступить в колледж на бюджет и проходить обучение бесплатно.
  2. Студенты с дипломом ССУЗа, поступающие на общих основаниях, второе среднее профессиональное образование будут оплачивать по тарифам учебного заведения. Бесплатно техникум закончить второй раз нельзя.
  3. В законе выделены льготные категории граждан, имеющих право на получение второго среднего образования бесплатно, за счет государства: сироты и дети на соц. попечении.

Когда получения второго среднего профессионального образования требует трудовая деятельность абитуриента, организация может взять частичную или полную оплату обучения на себя. Так работодатель показывает заинтересованность в квалифицированных кадрах. Профессиональная переквалификация поступившему будет стоить полсуммы или полностью бесплатно.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

E-mail: pk@synergy.ru

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;

О некоторых вопросах профессионального обучения по профессиям рабочих, должностях служащих

Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее — Закон об образовании).

Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации опубликовано письмо от 05.12.

2017 № 06–1793 «О методических рекомендациях», в котором даны методические рекомендации по организации прохождения обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций. Некоторые обозначенные вопросы заслуживают отдельного внимания.

Организация профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования

В соответствии с частью 5 статьи 73 Закона об образовании профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно. Кроме того, согласно части 2 статьи 78 Закона об образовании иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.

В соответствии с пунктом 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480), образовательная организация обеспечивает реализацию при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.

Таким образом, предоставление профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования осуществляется при наличии необходимых условий.

Данные условия могут быть созданы как самой образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего общего образования, либо с использованием ресурсов других организаций, осуществляющих образовательную деятельность посредством сетевой формы реализации образовательных программ (статья 15 Закона об образовании).

В реализации программы среднего общего образования с использованием сетевой формы могут участвовать профессиональные образовательные организации, обладающие необходимой инфраструктурой для реализации части такой программы, обеспечивающей прохождение профессионального обучения. В этом случае общеобразовательная организация и профессиональная образовательная организация совместно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу среднего общего образования, предусматривающую получение обучающимися профессионального обучения.

Согласно части 2 статьи 15 Закона об образовании использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

  1. вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
  2. статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;
  3. условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
  4. выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
  5. срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Несмотря на то что Закон об образовании не предусматривает в качестве существенного условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ определение финансовых условий такого договора, образовательные организации должны согласовать, каким образом и в каком объеме будет осуществляться финансовое обеспечение деятельности профессиональной образовательной организации, реализующей часть образовательной программы среднего общего образования. С учетом того, что в рамках государственного (муниципального) задания общеобразовательная организация получает субсидию на реализацию образовательной программы среднего общего образования в полном объеме, финансирование прохождения профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования должно осуществляться именно за счет средств данной субсидии.

Читайте также:  Как правильно указать сложный адрес в Санкт-Петербурге?

В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона об образовании нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, а также с учетом иных особенностей, предусмотренных Законом об образовании. Таким образом, предоставление профессионального обучения может рассматриваться как отдельный профиль образовательной программы среднего общего образования либо как особенность, предусмотренная частью 5 статьи 73 Закона образовании. Следовательно, при утверждении органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов финансового обеспечения реализации основной образовательной программы среднего общего образования может быть введен корректирующий коэффициент, отражающий особенности содержания образовательной программы, либо рассчитано отдельное значение норматива затрат реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования, предусматривающей прохождение обучающимися профессионального обучения.

В связи с этим расходы профессиональной образовательной организации, участвующей в сетевой форме реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования, по предоставлению профессионального обучения должны быть покрыты за счет средств, полученных общеобразовательной организацией на реализацию всей указанной программы. Расчет стоимости предоставления профессионального обучения может быть произведен нормативным способом (пропорциональной объему реализуемой образовательной программы в часах, с учетом установленных корректирующих коэффициентов (при наличии) либо затратным способом (путем калькуляции расходов профессиональной образовательной организации на реализацию программы среднего общего образования в части профессионального обучения).

Государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, заключая договор о сетевой форме реализации образовательных программ, предусматривающий оплату с их стороны реализации части основной общеобразовательной программы среднего общего образования, должны учитывать положения законодательства о закупках товаров, работ и услуг. Правовая регламентация осуществления закупок зависит от типа государственного (муниципального) учреждения. Если государственное (муниципальное) образовательное учреждение относится к типу казенного или бюджетного учреждения, то договор о сетевой форме реализации образовательных программ заключается с учетом норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае типа автономного учреждения применяется Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Прохождение профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования не требует отдельного лицензирования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по уровню среднего общего образования.

?

Однако в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, планирует проводить итоговую аттестацию обучающихся, проходящих профессиональное обучение в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования в форме квалификационного экзамена, и по его результатам выдавать свидетельство о профессии рабочего (должности служащего), то необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения.

  • Если прохождение профессионального обучения в пределах образовательной программы среднего общего образования осуществляется с использованием сетевой формы, то образовательная организация, реализующая программу среднего общего образования в части профессионального обучения, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам среднего общего образования.
  • Реализация отдельной программы профессионального обучения для обучающихся по программе среднего общего образования
  • Прохождение обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования может быть организовано путем реализации отдельной (самостоятельной) основной образовательной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

В таком случае прохождение профессионального обучения осуществляется вне рамок основной общеобразовательной программы среднего общего образования.

Программа профессиональной подготовки может быть реализована организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по виду образования «профессиональное обучение».

При этом места осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения в лицензии не указываются.

Такой подход к организации процесса профессионального обучения позволяет оптимизировать выбор площадок для реализации основных программ профессионального обучения, упростить изменение места реализации образовательной программы.

Можно ли лицензировать СПО на основе среднего общего образования?Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствие в лицензии на осуществление образовательной деятельности указания мест осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения не освобождает лицензиата от необходимости соблюдать все лицензионные требования, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, в том числе и требования о наличии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подпункт «а» пункта 6 указанного Положения).

Учредитель вправе осуществлять финансирование профессионального обучения в качестве отдельной государственной (муниципальной) услуги. При этом должен быть произведен расчет нормативных затрат на реализации программы профессиональной подготовки по соответствующим профессиям, должностям служащих.

Нормативные затраты могут быть дифференцированы в зависимости от соответствующих профессий, должностей служащих. Учредителем может быть определен перечень профессий рабочих, должностей служащих, обучение по которым может осуществляться за счет средств бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.

При организации прохождения профессионального обучения путем реализации отдельной программы профессиональной подготовки получать соответствующее государственное задание могут непосредственно профессиональные образовательные организации, обладающие необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами.

В этом случае взаимодействие общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы среднего общего образования, и профессиональных образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы профессионального обучения, реализуется посредством совместного формирования графиков обучения и расписаний занятий, позволяющих обучающимся пройти профессиональное обучение одновременно с получением среднего общего образования.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 01.02.2018
  •   Все консультации автора

Минпросвещения России

Минпросвещения России осуществляет мониторинг и анализ реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, а также нормативное правовое регулирование в данной сфере.

Федеральный проект «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» предусматривает модернизацию профессионального образования за счет внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ во всех профессиональных образовательных организациях, введения новой формы аттестации для освоивших программы СПО студентов, обновления инфраструктуры, повышения квалификации преподавателей (мастеров) производственного обучения и профессиональной переподготовки управленцев в сфере СПО.

В профессиональных образовательных организациях будут созданы не менее 5000 мастерских с современным оборудованием для обучения самым востребованным профессиям и специальностям на рынке труда. В таких мастерских особенно нуждаются малые города и сельская местность.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование» к 2024 году планируется создание не менее 100 центров опережающей  профессиональной подготовки (ЦОПП) – новых структур, которые будут определять самые востребованные компетенции будущего, разрабатывать образовательные программы и осуществлять другие функции в сфере профессионального образования, обеспечивая тесное взаимодействие между образовательной организацией, работодателем и учащимся. ЦОПП будут активно участвовать в обучении как молодежи, так и граждан предпенсионного возраста.

Минпросвещения России обеспечивает доступность профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также проведение масштабных соревнований по профессиональному мастерству – Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и чемпионатов «Абилимпикс».

На сегодняшний день по программам СПО обучаются более 3 миллионов человек, большая часть из них – за счет средств бюджета. Самые популярные профессии СПО – повар, кондитер, сварщик, автомеханик. Наибольшее число студентов обучается по специальностям «сестринское дело», «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Количество образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО:

  • 3 659, из них: 348 образовательных организаций высшего образования
  • 409 частных образовательных организаций
Читайте также:  КЛАДР - Классификатор адресов России

Количество студентов:

  • 3 006 360 человек, в том числе с ОВЗ – 13 626 человек, в частных образовательных организациях – 200 916 человек

Численность сотрудников в системе СПО:

  • 383 942 человека, из них 195 286 педагогических работников, в частных образовательных организациях – 7557 педагогических работников

В 2018 г. 5178 преподавателей и мастеров производственного обучения из всех регионов прошли  повышение квалификации с учетом стандартов «WorldSkills».

Ответы на вопросы

Правоприменение → Ответы на вопросы

Уважаемые посетители нашего портала!

При просмотре вебинаров и видео, использовании иных материалов обращайте внимание на актуальность нормативных правовых актов, которые в них упоминаются. Представленные сведения и документы актуальны на дату их размещения или проведения мероприятия.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Согласно пункту 12 федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям ТОП-50, разработанных по макету ТОП-50 и утвержденных приказами Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г.

(далее – ФГОС СПО) образовательная организация разрабатывает образовательную программу исходя из предусмотренных во ФГОС СПО сочетаний квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в Перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199.

В разделе 3 ФГОС СПО определено соотнесение основных видов деятельности и квалификаций квалифицированного рабочего, служащего при формировании образовательной программы. В соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными ФГОС СПО, формируется перечень профессиональных модулей, которые осваивает обучающийся в рамках профессионального цикла.

Таким образом, образовательная программа, формируемая на основе ФГОС СПО, который предусматривает возможность присвоения нескольких различных сочетаний квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, должна предусматривать освоение только тех профессиональных модулей, которые соответствуют выбранным в соответствии с сочетанием квалификаций перечню основных видов деятельности, к которым готовится выпускник. В результате освоения такой образовательной программы выпускнику присваиваются только те квалификации, которые предусмотрены выбранным сочетанием квалификаций, соответствуют полученным профессиональным компетенциям и освоенным профессиональным модулям.

Организация получения образования, промежуточные и итоговые аттестации

Ответ опубликован 10.05.2018

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

ВРЕМЕННЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

          1. Требования к минимальной оснащенности учреждений среднего профессионального образования и оборудованию учебных помещений.

Наличие необходимой учебно-материальной базы (учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, спортивного зала), обеспечивающей выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования.           2.

Требования к обеспеченности учреждения среднего профессионального образования учебными помещениями.           2.1.Общая площадь на одного обучающегося контингента, приведенного к очной форме обучения, составляет, в зависимости от профиля специальностей:           — естественнонаучные специальности – 9,0 кв.м;           — гуманитарно-социальные специальности, образование — 8,0 кв.

м;           — физическая культура – 15,0 кв.м;           — экономика и управление – 8,0 кв.м;           — здравоохранение – 10,0 кв.м;           — культура, искусство – 12,0 кв.м;           — технические специальности, транспорт и связь, строительство, энергетика, сервис – 9,5 кв.

м;           — сельское, рыбное и лесное хозяйство, окружающая среда и безопасность жизнедеятельности – 9,0 кв.м.           2.2.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, удостоверяющие права учреждений среднего профессионального образования на недвижимое имущество (права собственника, оперативного управления или аренды) должны быть зарегистрированы в местных органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.           3. Требования к образовательному цензу педагогических работников.           Численность преподавателей с высшим образованием в составе педагогических работников при реализации образовательных программ среднего профессионального образования базового и повышенного уровней составляет соответственно 90,0% и 95,0%.           4. Требования к укомплектованности штатов.           Процент педагогических работников, работающих в учреждении среднего профессионального образования на полную ставку (штатных работников):           — для ссузов, существующих до года, — не менее 15%;           — для ссузов, существующих от года до трех лет, — не менее 20%;           — для ссузов, существующих от трех до пяти лет, не менее 30%;           — для ссузов, существующих от пяти до девяти лет, — не менее 40%;           — для ссузов, существующих более девяти лет, — не менее 50%.           5. Требования к методическому и информационному обеспечению образовательного процесса.           5.1. Соответствие рабочих учебных планов лицензируемых программ среднего профессионального образования требованиям примерных учебных планов государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.           5.2. Наличие примерных учебных программ по дисциплинам специальностей.           5.3. Обеспеченность обучающихся учебной и учебно-методической литературой, указанной в учебной программе дисциплины в качестве основной и дополнительной, по всем дисциплинам образовательных программ.           5.4. Объем фонда основной учебной литературы (с грифом Минобразования России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации – разработчиков стандартов и учебно-программной документации по закрепленным за ними специальностям) должен составлять по количеству названий не менее 60% от всего библиотечного фонда, включая до 10% учебной литературы для вузов соответствующего профиля, имеющей грифы Минобразования России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.           С учетом степени устареваемости литературы библиотечный фонд должен быть укомплектован изданиями основной учебной литературы по общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим дисциплинам, а также по общепрофессиональным и специальным дисциплинам — за последние 10 лет.           Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Фонд периодики должен быть представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров. Фонд периодических изданий в обязательном порядке должен комплектоваться массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями. Требования к фонду дополнительной литературы приведены в таблице.

  • Таблица
  • Обеспеченность обучающихся дополнительной литературой
Типы изданий* Количество обучающихся
до 600 человек до 1200 человек до 3000 человек
1. Официальные издания: сборники законодательных актов, нормативно-правовых документов и кодексов Российской Федерации (отдельно изданные, продолжающиеся и периодические) по 1 экземпляру каждого названия по 2 экземпляра каждого названия по 2 экземпляра каждого названия
2. Периодические массовые центральные и местные общественно-политические издания по 1 комплекту 3-х названий по 1 комплекту 5-ти названий по 1 комплекту 7-ми названий
3. Отраслевые периодические издания по каждому профилю подготовки кадров 1 комплект 1 комплект 2-х названий 1 комплект 3-х названий
4. Справочно-библиографическая литература: а) энциклопедии:универсальные (в том числе большой энциклопедически словарь и др.) отраслевые
б) отраслевые справочники (по профилю реализуемых образовательных программ) в) отраслевые словари (по каждому профилю подготовки кадров
1 экз./компл. 1-го названия 2 экземпляра 2-х названий 2 экземпляра 2-х названий
2 экземпляра 2-х названий
1 экз./компл. 2-х названий 2 экземпляра 3-х названий 2 экземпляра каждого названия 2 экземпляра каждого названия 2 экз./компл. 3-х названий 2 экземпляра 4-х названий 3 экземпляра каждого названия 3 экземпляра каждого названия

          *Могут быть использованы электронные издания

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *