Изменились правила банковского сопровождения контрактов

Банковское сопровождение контрактов — относительно новый сервис на российском рынке. Он зародился в сфере госзакупок, но стремительно захватывает и частный сектор. Экономический кризис может ускорить этот процесс: бизнесу придется уделять все большее внимание оптимизации затрат и управлению расходами.

Подача сверху

Рынок банковского сопровождения контрактов начал активно развиваться в России с 2014 года — именно тогда вышло постановление правительства России №963, предусматривающее обязательное наличие банковского сопровождения для определенных контрактов, заключаемых в рамках государственных закупок.

Постановление предусматривало два вида сопровождения: «простое» — бесплатный мониторинг отдельного специального счета исполнителя по контракту с предоставлением заказчику сведений о движении средств, а также об имеющемся остатке денежных средств, и «расширенное» — банковская экспертиза платежных документов и другие банковские услуги, позволяющие проверить соответствие операций исполнителя условиям контракта. Постановление довольно жестко регламентировало, в каких случаях должны применяться эти виды банковского сопровождения, а также содержание соответствующих процедур. По большому счету в основном речь шла о крупных контрактах в сфере капитального строительства и иных договорах жизненного цикла. Объемы сделок, начиная с которых банковское сопровождение становилось обязательным, устанавливались правительством для каждого из уровней бюджетной системы централизованно, но региональные и муниципальные власти могли уменьшать их на свое усмотрение.

Идея правительства была понятна: ужесточить контроль за расходованием бюджетных средств, причем сделать это наиболее эффективным способом — не чисто административным, а рыночным методом, с привлечением коммерческих банков, не создавая при этом дополнительной нагрузки на бюджет.

За прошедшие годы рынок привык к такой системе, более того, стала видна ее эффективность.

Как результат — не только бюджетные организации и органы власти, но и коммерческие структуры стали интересоваться банковским сопровождением контрактов как средством оптимизации своей деятельности.

Причем в силу отсутствия столь жесткой, как в случае с госзакупками, законодательной регламентации и, соответственно, большей гибкости и адаптивности механизма — средством даже более эффективным, чем в случае решения задач бюджетного контроля.

В результате на сегодняшний день в России сложился и стремительно растет рынок банковского сопровождения сделок коммерческих предприятий, который имеет как общие черты с рынком сопровождения госзакупок, так и существенные отличия от него. Кому же нужен и как устроен данный финансовый сервис?

Частная инициатива

Как и для государства, для бизнеса основная цель банковского сопровождения контракта — обеспечить контроль над расходованием средств, исключить их нецелевое использование, способствовать корректному формированию финансовой отчетности.

Но еще данная услуга позволяет, например, разобраться в процессе ценообразования, скорректировать линейку поставщиков, оптимизировать финансовую структуру сделки — в частности, оптимизировать объемы авансовых платежей.

Соответственно, расширяется и область применения данного механизма.

Изменились правила банковского сопровождения контрактов

Разумеется, на первом плане остаются контракты, связанные с капитальным строительством, и контракты «жизненного цикла».

Причем в случае со стройкой банковское сопровождение становится инструментом не только заказчика, но и генподрядчика — особенно в случаях, когда на него ложится большой объем работ, требующих привлечения субподрядчиков, а также вся ответственность за результат их работы.

Среди контрактов «жизненного цикла» особенно популярны программы закупки материально-технических ресурсов и техобслуживания в течение года, плановые капитальные ремонты. Активно применяется данный механизм и при реализации концессионных проектов.

Но этим дело не ограничивается.

Банковское сопровождение оказывается востребованным не только при строительстве или регулярных контрактах с понятным циклом, но и в целом в сделках, когда заказчик имеет дело с исполнителем, а тот является частью производственной цепочки, привлекает субподрядчиков, особенно в случаях, когда работы по контракту авансируются. Еще один существенный мотив — когда заказчик хочет детально разобраться в ценообразовании и структуре кооперации по контракту.

При этом при принятии решения о необходимости банковского сопровождения резко снижается значение такого фактора, как стоимость контракта. В отличие от рынка госзаказа, механизм активно применяется как для многомиллиардных сделок, так и для сделок на суммы от нескольких миллионов рублей. Связано это с двумя причинами.

Во-первых, если государство устанавливает требования об обязательном банковском сопровождении исходя из типичного размера ключевых трат бюджетов разных уровней, то для частного бизнеса подобных универсальных решений нет.

И каждая компания в силу своих индивидуальных особенностей решает, какой контракт является для нее в данном плане ключевым — на основе как его стоимости, так и из иных соображений. Во-вторых, многие компании начинают с некрупных проектов, чтобы опробовать механизм, возможно, понять его масштабируемость.

В случае крупных холдингов подобный опыт зачастую перерастает в масштабные программы, распространяемые на многие дочерние предприятия, де-факто — некоторые корпоративные стандарты, аналогичные тем, которые вводит государство для бюджетных процессов.

Особый режим

Суть услуги банковского сопровождения контракта состоит в следующем. В рамках контракта подрядчик или поставщик услуг открывает в банке специальный счет для проведения операций, связанных с исполнением контракта, и все расчеты между заказчиком и поставщиком осуществляются с помощью этого отдельного счета.

У данного счета есть определенный режим, который устанавливается заказчиком и позволяет банку обеспечивать контроль за соблюдением условий контракта и формированием отчетности по его исполнению.

И каждая операция по такому счету подлежит контролю со стороны банка на предмет того, целевой ли это платеж, соответствует ли он тем критериям, которые заданы заказчиком.

При этом у основного подрядчика или поставщика тоже есть свои контрагенты и субподрядчики, у тех — свои и так далее, вплоть до непосредственного производителя работ или непосредственного производителя оборудования. Все эти компании в рамках взятого на сопровождение контракта также открывают в банке специальные счета, которые подлежат контролю.

Таким образом, возникает некий «периметр контракта», и весь поток денежных средств, который выделяется на его реализацию, фактически обособляется от прочей хозяйственной деятельности участвующих в проекте компаний и не позволяет им «работать в котел» либо использовать средства на цели, не связанные с исполнением контракта.

Разумеется, об абсолютно тотальном контроле «всего и вся» речь не идет. Периметр банковского сопровождения замкнутым не является, и всегда есть исключения.

Первое — это те лица, которые не могут иметь никаких спецсчетов в банке, например, физические лица, которым выплачивают заработную плату, или госорганы, ведомства и учреждения, счета которых открываются в Федеральном казначействе.

Второй пул исключений — это те лица, которым нецелесообразно открывать отдельные счета, например, в силу незначительности выполняемых ими обязательств или отсутствия субподрядчиков, монопольного положения либо минимальных рисков нецелевого использования ими получаемых средств.

То есть договором банковского сопровождения банка с заказчиком всегда устанавливаются некие ограничения по периметру банковского сопровождения, которые позволяют незначительных поставщиков, либо непосредственных производителей оборудования, либо некоторых монополистов исключить из периметра, поскольку их контролировать заказчики считают нецелесообразным. Также, естественно, не всегда возможно требовать открытия спецсчетов от иностранных контрагентов. Хотя некоторые шаги в данном направлении российские банки уже предпринимают. В частности, с прошлого года Газпромбанк предлагает услугу трансграничного сопровождения контрактов без открытия счетов нерезидентов в России, но это уже требует привлечения иностранных банков-партнеров.

Тем не менее, несмотря на эти исключения, заказчик в целом получает комплексный прозрачный механизм, позволяющий видеть, как расходуются его денежные средства по ключевым направлениям, как происходит формирование ценообразования, контроль наценки всех участников проекта, что в итоге позволяет оптимизировать затраты, снижать риски и гибко управлять бюджетом проекта.

Контрольная работа

В процессе исполнения контракта сопровождающий его банк берет на себя функции контроля всех платежей в рамках определенного заказчиком периметра — как с точки зрения их целевой направленности, так и с точки зрения сумм.

В плане контроля за целевой направленностью режим отдельного счета требует от плательщика предоставления вместе со стандартным платежным поручением ряда обосновывающих документов, предусмотренных договором банковского сопровождения.

В обязанности банка при этом входит проверить соответствие назначения платежа условиям заключенного контракта, а также параметрам банковского сопровождения (а они максимально гибкие и позволяют осуществить тонкую настройку), установленным заказчиком.

После чего либо провести платеж, либо отказать в исполнении, указав причины этого отказа, то есть то, чем платеж не соответствует режиму работы счета.

Существует и третий вариант, когда банк признает платеж спорным и обращается за разъяснениями относительно целесообразности его проведения к заказчику, но он встречается довольно редко.

Читайте также:  Предприниматели оценили условия для ведения бизнеса в России

В случае несогласия подрядчика с блокировкой платежа он вправе обратиться к заказчику с доводами, почему этот платеж должен быть проведен, и у заказчика всегда есть право по договору банковского сопровождения дать банку указание на любой перевод, даже который не укладывается в стандартный набор разрешенных договором операций. При этом, как отмечают банкиры, типичная доля блокируемых в рамках крупных контрактов платежей — 10–15%. Ряд блокировок носит чисто технический характер, и после исправлений неточностей в документах эти платежи проходят, однако примерно в половине случаев повторного направления платежа в банк вообще не происходит, что может свидетельствовать о том, что порядка 5–7% платежей действительно носят нецелевой характер и они отсекаются за счет использования механизма банковского сопровождения.

Еще одна важная функция банковского контроля в рамках договоров сопровождения — контроль наценки. Заказчик может установить максимальную наценку для своих поставщиков в рамках договоров с ними. Обычно это касается договоров на поставку материально-технических ресурсов, то есть оборудования, комплектующих, товаров и т. п.

Когда банк рассматривает платежи поставщика в адрес производителя, он получает документы, которые являются основанием для этих платежей, и из них видит стоимость товара и предоставляет заказчику информацию о наценке.

Блокировки платежей при этом не происходит, но данная информация может служить основанием для пересмотра цены контракта с поставщиком, если наценка превышает согласованную заказчиком.

Комплексное решение

Помимо контроля над движением средств по всем уровням кооперации банковское сопровождение контрактов дает компаниям еще ряд дополнительных возможностей — экономию средств и облегчение доступа к финансовым ресурсам, дополнительный инструмент управления жизненным циклом контракта и общее повышение эффективности работы.

Прежде всего, отметим, банковское сопровождение позволяет сделать движение средств в рамках проекта прозрачным не только для заказчика, но и для самого банка. В случае если этот банк является одновременно и кредитором проекта, для него это означает существенное снижение рисков.

А для заемщика, соответственно, снижение стоимости предоставляемых банком финансовых ресурсов, будь то кредитование, проектное финансирование или предоставление гарантий.

Сейчас все более распространенной становится практика, когда в предложения о предоставлении банками финансовых продуктов на определенных условиях имплементируются и условия банковского сопровождения.

Еще один фактор — качественная и прозрачная отчетность, которую компания-заказчик может использовать не только в рамках оперативного управления проектом, но и для решения иных задач.

Например, при подготовке предложений по планам развития для совета директоров, отчетов перед акционерами или ответов на запросы регулирующих органов.

Последнее, в частности, позволяет крупным компаниям снизить налоговые риски.

Изменились правила банковского сопровождения контрактов

Важна также и маркетинговая составляющая, точнее — возможность сэкономить на затратах на маркетинг и аналитику.

За счет того, что банки помимо данных по расчетам формируют и базы данных обосновывающих документов, то есть первичных документов по всей цепочке задействованных в проекте исполнителей (это договоры, спецификации, первичные бухгалтерские документы и т. д.).

Получается довольно существенный массив информации, на основании которой компания может самостоятельно проводить исследования — скажем, процесса ценообразования по всем цепочкам исполнения контракта — или же поручить соответствующую аналитическую работу банку, не раздувая собственный штат.

Разумеется, есть и факторы, тормозящие развитие рынка банковского сопровождения контрактов. Не все подрядчики и поставщики захотят работать в условиях столь жесткого контроля (или не захотят работать за те же деньги). Этот аргумент мог бы стать весомым вне зависимости от стоящих за ним реальных резонов.

На практике, однако, он постепенно теряет силу: крупнейшие поставщики за годы работы с госзаказом привыкли к такому режиму, когда подтянутся все остальные — вопрос времени.

Также следует учитывать стремления заказчиков к жесткой экономии и оптимизации затрат, которые, вероятно, в ближайшее время будут только нарастать в связи с непростой ситуацией в мировой и российской экономике.

К другому фактору стоит отнести неготовность заказчиков в моменте отказаться от устоявшихся инструментов снижения рисков — в частности, банковских гарантий. Использование и банковского сопровождения, и банковской гарантии может утяжелить исполнение контракта. Однако и в этом направлении есть позитивные примеры.

Как рассказали “Ъ” в Газпромбанке, Минобороны, в частности, уже давно отказалось от требования по банковским гарантиям по контрактам, находящимся на сопровождении, а недавно и ПАО «Газпром» также приняло аналогичное решение по некоторым направлениям деятельности.

Часто звучит и еще один аргумент — данная услуга стоит денег. Обычно ее стоимость может доходить до нескольких процентов от стоимости контракта (для госзакупок — не более 1,15%).

Банкиры при этом, правда, утверждают, что финансовая выгода от сопровождения контракта может доходить до нескольких десятков процентов от его стоимости, но на этапе заключения сделки это виртуальные деньги, нужна практика и статистика, чтобы понять, насколько такая экономия реальна.

Здесь ситуацию условно можно сравнить с внедрением в повсеместную практику страхования в период его становления как финансовой услуги.

Вместе с тем крупные игроки на рынке банковского сопровождения уже давно отказались от комиссионного вознаграждения как основы своего заработка за предоставление данного сервиса и используют остатки денежных средств своих клиентов на отдельных счетах в качестве ресурсной базы.

Алексей Соколовский

«При сопровождении контрактов банк экономит для заказчика до 30%» | Экспертиза на РБК+

Владимир Ефанов, директор департамента транзакционного бизнеса и привлечения ресурсов ПСБ — об инструменте банковского сопровождения контрактов и его роли для бизнеса.

В прошлом году Счетной палатой РФ было выявлено около 3,7 тыс. нарушений на общую сумму 355,5 млрд руб. Около трети — 108,7 млрд руб. — приходится на сферу государственных и корпоративных закупок. Львиная их доля (на 96,3 млрд руб.

) связана с определением и обоснованием начальной цены контрактов. К аналогичному выводу пришли и эксперты Федерального казначейства в опубликованном в июне обзоре нарушений в финансово-бюджетной сфере за второе полугодие 2020 года.

В документе указано, что большинство ошибок при госзакупках связано с применением неверной ценовой информации.

Действительно, исходя из практики, самые распространенные кейсы — завышение цен на материально-технические ресурсы, затягивание сроков реализации, включение в цепочку кооперации излишне большого количества контрагентов, из-за чего наценка становится непрозрачной.

Также удорожание проектов может произойти из-за непредвиденных технологических сложностей или появления незапланированных требований к проекту — экологических, социальных. Статистика показывает, что в среднем бюджет проекта превышается на 30%.

Но разброс здесь очень велик, так как на крупные проекты, особенно инфраструктурные, влияет масса факторов.

Решить соответствующие вопросы можно за счет услуги банковского сопровождения контрактов (БСК), которую сегодня предоставляют ведущие российские банки, в том числе ПСБ.

Банковское сопровождение контрактов — сервис мониторинга операций по отдельному специальному счету заказчика или контроль размера платежей, целевого использования денежных средств, бюджета проекта в целом.

Начало развития банковского сопровождения контрактов связано со вступлением в силу в 2014 году постановления правительства Российской Федерации № 963, регламентирующего сопровождение банками контрактов, заключаемых в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд. Дальнейшее развитие сервиса происходило динамично и было обусловлено его эффективностью для государственных контрактов, а также потребностью коммерческих организаций в оптимизации затрат и управлению расходами проектов.

ПСБ предлагает два основных вида сопровождения контрактов по отдельному специальному счету: простое сопровождение, при котором проводится мониторинг расчетов по проекту, мониторинг остатков денежных средств без контроля реализации проекта и расширенное сопровождение, в рамках которого банк проводит контроль платежей по списку разрешенных операций, контроль затрат по смете, реестру контрагентов, техническую экспертизу проекта и прочих параметров, определенных заказчиком. Осуществляется сопровождение государственных контрактов и проектов коммерческих организаций.

При расширенном сопровождении платежные документы поступают в банк через систему дистанционного обслуживания для контроля и последующего одобрения или отказа в проведении платежа в случае наличия оснований, установленных режимом счета и (или) условиями контракта.

Несмотря на ограничения, действующие при расширенном сопровождении контрактов, механизм сотрудничества остается гибким, а параметры позволяют реализовать индивидуальный подход с учетом целей и потребностей заказчика.

Например, при необходимости клиент может в режиме реального времени согласовывать платежные документы точечно или по своему усмотрению, данная возможность реализуется настройкой индивидуальных маршрутов согласования в системе дистанционного банковского обслуживания.

Также возможна индивидуальная настройка отчетности, формируемой при расширенном сопровождении.

Читайте также:  Возможен ли отказ в регистрации ип при электронной подаче?

Применение банковского сопровождения контрактов позволяет выстраивать прозрачную систему контроля движения денежных средств и, как следствие, полностью контролировать ценообразование проектов.

Конечный эффект достигается, в том числе, при контроле банком величины надбавки.

Платежные документы, уровень надбавки по которым превышает размер порогового значения, установленного заказчиком, могут не блокироваться банком, а информация, направленная заказчику, может служить основанием для пересмотра условий сотрудничества с контрагентом.

Таким образом, прозрачность денежных потоков помогает детализировать расходы, отследить всю цепочку исполнителей, оптимизировать бюджет проекта, а также повысить эффективность сотрудничества с контрагентами.

Одно из преимуществ банковского сопровождения контрактов ПСБ — наличие структурированного справочника обосновывающих документов к платежам на каждом уровне, а также возможность формирования отчетности по всей цепочке платежей внутри периметра контракта, если все контрагенты открывают в банке специальные счета.

Формируемую отчетность заказчик может использовать для оперативного контроля, стратегического планирования, раскрытия информации перед акционерами и другими заинтересованными лицами.

Для большей визуализации данных по контракту был внедрен модуль мониторинга с инфографикой, который содержит представление по всем сопровождаемым контрактам для оперативного контроля в разрезе каждого параметра.

Положительный эффект сотрудничества заказчика с банком по сопровождению контрактов заключается в снижении рисков нарушения сроков исполнения контрактов, неплатежей, общем сокращении расходов проекта, нецелевых расходов, размера надбавки. При расширенном сопровождении экономия для заказчика в целом по проекту может составить порядка 30% от его плановой стоимости.

Сотрудники банка при этом проводят техническую экспертизу проекта, при необходимости привлекаются независимые экспертные компании. Стратегия развития банковского сопровождения контрактов в ПСБ направлена на поиск новейших технологических решений задач любой сложности, обусловленных предложениями клиентов, необходимыми для продолжения развития сервиса и сохранения конкурентных преимуществ.

В рамках развития сопровождения контрактов реализована функция автоматического контроля расходов в соответствии со сметой, загруженной в систему для автоматической проверки соответствия платежа параметрам, заданным заказчиком.

Также настроен интерактивный поиск внутри контракта по операциям, соисполнителю и прочим параметрам. Клиентам будет предложена возможность заархивировать электронное досье по контракту в рамках услуги по банковскому сопровождению.

Документы могут быть выгружены из системы единым архивом с учетом любых заданных параметров, например, в разрезе контрагентов или периода времени и других параметров.

Развитие нового инструмента на банковском рынке привлекает все больше крупных компаний для использования его и в коммерческих целях. Компании, уже познакомившиеся с ним в рамках госзакупок, понимают его эффективность и возможности для применения и в других сферах.

Чем известен ПСБ 

ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ)  — универсальный банк, основанный в 1995 году. Входит в топ-10 крупнейших банков России по данным Центробанка и в список системно значимых кредитных организаций, утвержденный ЦБ.

Законодательно определен в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов.

ПСБ предлагает широкий спектр услуг для розничных и корпоративных клиентов, в том числе для предприятий ОПК, малого и среднего бизнеса.

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — виды, стоимость и для чего нужно

Принятие и вступление в силу №44-ФЗ привело к формированию новых правил функционирования контрактной системы в России. В число важных нововведений вошло банковское сопровождение контрактов (сокращенно – БСК).

Порядок его проведения регламентирован статьей 35 №44-ФЗ и отдельным ПП №963 (датируется 20.09.2014). Рассмотрим подробнее, что это – банковское сопровождение договора, производимое в рамках госзакупок по №44-ФЗ.

  1. Для чего нужно БСК
  2. Виды банковского сопровождения контракта
  3. Стоимость БСК
  4. Когда необходимо заключать договор на проведение БСК
  5. Порядок проведения БСК
    1. Где указаны сведения о банковском сопровождении
    2. Требования к банкам при осуществлении БСК
  6. Договор БСК
  7. Часто задаваемые вопросы
    1. Что понимается под БСК?
    2. Каковы цели осуществления БСК?
    3. Какие виды банковского сопровождения государственных контрактов применяются на практике?
    4. Какие банки имеют право предоставлять услуги БСК?
    5. Как определяется стоимость банковского сопровождения?

Для чего нужно БСК

Под банковским сопровождением понимается контроль исполнения контракта, заключенного по итогам проведения закупки, который производится уполномоченной финансовой организацией на основании специального договора. Целью подобной услуги становится обеспечение прозрачности расходования денежных средств, выделенных из бюджетов разного уровня.

Договор на проведение БСК заключается со всеми участвующими в исполнении контракта сторонами. В числе последних: заказчик, подрядчик, субподрядчики и другие заинтересованные лица в статусе ООО или ИП.

Положения ПП №963 позволяют разделить рассматриваемую услуга на две разновидности. Каждый вариант БСК следует рассмотреть и описать более детально:

  1. Простое. Включает мониторинг специального счета, открытого для поставщика по контракту. Исполнитель предоставляет банку сведения о движении денег, остатках на счете и другой информации, в том числе – по отдельным запросам. Такой вариант услуги предоставляется без взимания дополнительной платы.
  2. Расширенное. В этом случае банковская услуга предоставляется на платной основе. Она предусматривает выполнение нескольких дополнительных мероприятий, главным из которых становится контроль над обеспечением соответствия поставляемых услуг или товаров условиям государственного контракта.

Стоимость БСК

Как было отмечено выше, простое БСК не предусматривает взимания платы за предоставление услуги. Предельная величина комиссии за расширенное банковское сопровождение регламентирована положениями ПП №963, рассчитается в зависимости от цены договора и составляет:

  • 1,15% — при заключении контракта на сумму от полумиллиарда до 1 млрд. руб.;
  • 1,12% — если подписывается договора на сумму в пределах 1-5 млрд. руб.;
  • 1,09% — для государственных контрактов в размере 5-10 млрд. руб.;
  • 1,05% — при оформлении договора в рамках госзакупки на 10-15 млрд. руб.;
  • 1,00% — если сумма подписанного в результате проведения торгов договора превышает 15 млрд. руб.

Когда необходимо заключать договор на проведение БСК

Простое БСК нужно использовать при выполнении любого из двух условий. Первое – начальная цена государственного контракта составляет более 10 млрд. руб.

Второе – ограниченный срок действия поставленного товара или услуги рамками одного жизненного цикла.

Кроме того, мониторинг исполнения договора по итогам закупки по №44-ФЗ требуется осуществлять, если он контракт с единственным поставщиком (сокращенно – ЕП) на сумму от 10 млрд. руб.

Расширенное БСК следует применять при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

  • при заключении контракта с ЕП на возведение, реконструкцию или техническое перевооружение объекта на сумму свыше 10 млрд. руб.;
  • для договоров с ЕП на сумму от 15 млрд. руб. в рамках реализации государственных программ;
  • при подписании контракта, одним из требований которого выступает казначейское обеспечение обязательств;
  • для договоров, условия которых предусматривают меры ограничительного характера.

Специальные условия проведения БСК установлены для госзакупок, которые проводит в качестве заказчика Минпромторг. В этом случае следует руководствоваться положениями Распоряжения ПП №1658-р (датируется 03.08.2017).

Порядок проведения БСК

Предоставление услуги БСК предусматривает работу банка сразу по нескольким направлениям. Основные этапы привлечения финансовой организации к контролю над реализацией государственного контракта следует рассмотреть отдельно.

Где указаны сведения о банковском сопровождении

Необходимость заключения договора на БСК обязательно указывается в тендерной документации. Речь идет о следующих документах:

  • план-график госзакупки;
  • извещение о ее проведении;
  • проект государственного или муниципального контракта;
  • другая закупочная документация.

Требования к банкам при осуществлении БСК

К банкам, которые проводят сопровождение государственных и муниципальных контрактов, предъявляется несколько требований, обязательных для выполнения. В их числе:

  • лицензия Центробанка РФ;
  • 5-летний или более продолжительный опыт работы на финансовом рынке;
  • собственные активы в размере от 1 млрд. руб.;
  • отсутствие запущенной процедуры финансового оздоровления, проводимой по решению Банка России;
  • выполнение нормативов регулятора за последние полгода.

Еще одним обязательным условием становится аккредитация банка Минфином России. Перечень финансовых организаций, имеющих право производить банковское сопровождение контрактов и выдавать гарантии в рамках №44-ФЗ, размещается в свободном доступе на сайте контролирующего ведомства.

Договор БСК

Основанием для предоставления услуги БСК становится договор. Его содержание включает следующие обязательные сведения и условия сотрудничества:

  • наименования и реквизиты всех заинтересованных сторон;
  • условия и сроки открытия специального счета;
  • для каждой из сторон, участвующих в подписании договора – права и обязанности;
  • порядок проведения расчетов в рамках исполнения государственного контракта;
  • необходимость и порядок списания со счета суммы, равной авансовой оплате (при отсутствии обеспечения);
  • обязательства банка в части передачи заказчику государственного контракта результатов мониторинга;
  • условия и процедура изменения/расторжения договора на БСК;
  • необходимость и правила предоставления сведений в ФК, если это предусмотрено тендерной документацией;
  • по отдельному согласованию с заказчиком основного контракта – сведения, необходимые для включения в платежные документы;
  • по отдельному согласованию с заказчиком — права банковской организации производить проверки платежных документов;
  • другие условия сотрудничества, в том числе – установленные тендерной документацией.
Читайте также:  Подскажите пожалуйста изменится ли КПП у обособленного подразделения? Будет ли ему присвоено новое КПП?

Грамотная работа специалистов банка, предоставляющего услугу БСК, обеспечивает жесткий контроль над движением бюджетных средств. Результатом становится эффективность их расходования и четкое выполнение условий государственного контракта, заключенного по итогам проведения госзакупки в рамках №44-ФЗ.

Успешное применение БСК привело к появлению и востребованности услуги банковского сопровождение коммерческих контрактов. Она применяется на сегодняшнем финансовом рынке заказчиками самого разного юридического статуса, прежде всего – крупными частными компаниями.

Часто задаваемые вопросы

Что понимается под БСК?

Банковское сопровождение контракта – это специализированная финансовая услуга, целью предоставления которой становится контроль над расходованием бюджетных средств и точное выполнение контрактных условий.

Каковы цели осуществления БСК?

Основной задачей банка, оказывающего услуги банковского сопровождения, становится контролирование перемещения выделенных из бюджета средств для их целевого расходования.

Какие виды банковского сопровождения государственных контрактов применяются на практике?

Различают два вида рассматриваемой услуги – простое и расширенное БСК. В первом случае деятельность банка ограничивается мониторингом движения денежных средств. Во втором речь идет о контроле над исполнением базовых условий контракта.

Какие банки имеют право предоставлять услуги БСК?

Банковским сопровождением государственных и муниципальных контрактов занимаются банки, включенные в специальный перечень Минфина, а следовательно — удовлетворяющие предъявляемым ведомством требованиям.

Как определяется стоимость банковского сопровождения?

Простое БСК не предусматривает взимание платы. Комиссия за расширенное банковское сопровождение рассчитывается в процентах от суммы контракта и регламентируется контролирующими финансовый рынок органами.

Принципы банковского сопровождения контрактов

Комплекс мер, которые направлены на мониторинг, анализ и подготовку для заказчика сведений о совпадении параметров поставленного товара, исполненной работы и оказанных услуг с заявленными в контракте, — всё это укладывается в понятие «банковское сопровождение контракта» (БСК).

Его осуществление регламентируется ПП № 963 от 20.09.2014, которое, обозначая все аспекты банковской услуги, называет также случаи, когда его применение неизбежно.

Оно обязательно при:

  • подписании контракта жизненного цикла;
  • достижении финальной стоимости заключаемого соглашения свыше 10 млрд руб. независимо от вида применяемых закупочных процедур;
  • осуществлении закупки у единственного поставщика, когда он определён специальным правительственным распоряжением или другим правовым актом, в котором указывается обязательность применения банковского сопровождения.

Одновременно в ПП обозначается недопустимость его использования при выполнении гражданско-правовых договоров, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками.

Также запрещается банковское сопровождение контрактов, связанных с исполнением гособоронзаказа, или соглашений, заключаемых за пределами гособоронзаказа, но ставящих своей целью закупки, которые имеют отношение к гостайне.

Виды и тарифы

Практикуются 2 вида банковских сопровождений:

  1. Если банковское учреждение следит за действиями по исполнению контракта с помощью счёта заказчика, а затем ему же предоставляет полученные аналитические сведения, то тогда речь идёт о простом виде.
  2. При расширенном его варианте банковская структура проводит мониторинг исполнения договорных обязательств и осуществляет контроль за ходом работ посредством собственного функционала, чему сопутствует также информация о банковском сопровождении контракта.

При этом простое банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ осуществляется на безвозмездной основе, в то время как расширенный его вариант требует оплаты согласно следующим тарифам:

  • при контрактной стоимости от 500 млн до 1 млрд руб. — 1,15% от цены обслуживаемого контракта;
  • от 1 млрд до 5 млрд руб. — 1,15%;
  • от 10 млрд до 15 млрд руб. — 1,09%;
  • от 15 млрд и более — 1%.

Вычисленная подобным образом сумма подлежит внесению в текст контрактного соглашения в качестве обязательной к уплате с присовокуплением к ней порядка осуществления расчётов между всеми участниками договорных отношений.

Чтобы поставщик мог привлечь банк для осуществления простого БСК, ему требуется соблюсти такие условия:

  • все расчёты, связанные с контрактным исполнением, следует производить на отдельном счёте, который открывается в банке, производящем контрактное сопровождение;
  • в процессе заключения договоров с соисполнителями требуется указание условий расчётов, которые предусматриваются положениями исполняемого соглашения;
  • необходимо предоставлять заказчику все нужные ему данные о соисполнителях.

Со стороны заказчика в условия привлечения банка для проведения расширенного БСК входят такие его обязанности:

  • указывать на документы, которые требуются для проверки на соответствие контрактным условиям;
  • называть соисполнителей, платёжные документы которых подлежат проверке на способность подтвердить основание платежей;
  • согласовывать с банком перечень добавочных сведений, необходимых для поверки;
  • координировать с банком анализ платёжных документов на их соответствие поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг;
  • не позднее 5 дней рассматривать банковский запрос о выполнении платежей поставщиков и соисполнителей;
  • оговаривать случаи отказа банка проводить платежи и степень ответственности банковского учреждения за этот отказ;
  • не позднее 5 дней реагировать на запрос поставщика о несогласии с отказом платежа.

Требования к банкам

Правительственное постановление № 963, разъясняя, как устанавливается банковское сопровождение контракта, заключаемого для федеральных нужд, одновременно выдвигает конкретные требования к банковским учреждениям, привлекаемым к сопровождению государственных и коммунальных контрактов.

Наиболее существенные из них заключаются в:

  • необходимости, чтобы банковский капитал такого учреждения составлял минимум 1 млрд руб.;
  • обладании опытом деятельности на рынке финансово-кредитных услуг, составляющем минимум 5 лет;
  • отсутствии со стороны Центробанка РФ подозрений в необходимости проведения в такой банковской структуре мероприятий по её финансовому оздоровлению;
  • неукоснительном соблюдении нормативов, установленных Цетнробанком РФ, на протяжении минимум последнего полугода;
  • нахождении банковской структуры в реестре пользователей спецсистемы передачи финансовой информации Центробанка РФ о проведении казначейского контрактного сопровождения.

Алгоритм

Востребование БСК в процессе исполнения госзаказа предполагает следующий алгоритм действий:

  1. В закупочной документации фиксируется условие об обязательности участия банка.
  2. Отбирается соответствующее банковское учреждение.
  3. С ним заключается соглашение в виде договора.
  4. После оказания услуги по БСК банковская структура предоставляет заказчику отчёт о проделанной работе.

Правом выбирать банковское учреждение обладает не только заказчик, но и поставщик.

При этом 44-ФЗ обязывает фиксировать данные о БСК в:

  • графе 30 плана-графика, где надлежит отметить пункт «Да». В электронном варианте документа эту функцию выполняет вкладка «Информация о банковском и казначейском сопровождении контракта».
  • любой графе контрактного проекта и непосредственно в контракте.
  • разделе «Информационная карта» закупочной документации.
  • блоке «Обеспечение исполнения контракта» закупочного извещения.

Если заказчик не указывает данные о необходимости банковского сопровождения в закупочной документации, то это чревато для него штрафными санкциями по КоАП. А отказ от заключения договора по БСК грозит административным наказанием для обеих сторон закупочного процесса.

Содержание договора

Договор об осуществлении БСК должен включать в себя сведения о:

  • правах и обязанностях сторон;
  • порядке и сроках открытия отдельного счёта поставщику, его соисполнителям;
  • фиксации движения денежных потоков в пределах данного счёта;
  • праве заказчика на списание денежных средств в контрактном авансовом размере в случае, если нет необходимости в обеспечении сделки;
  • обязанности банка ежемесячно предоставлять заказчику информацию о движении денег по счёту, итоги идентификации поставщика, соисполнителя, соответствующие отчёты;
  • правилах внесения поправок и расторжения договора;
  • банковской обязанности сообщать в Федеральное казначейство сведения о проводимых финансовых операциях;
  • указанных в платёжном документе данных;
  • праве банка осуществлять проверку платёжного документа;
  • праве заказчика требовать отчёт о мониторинге и обязанности банка составлять подобный отчёт на протяжении 5 дней со времени получения запроса в ФК.

Банковские отчёты

Правительственное постановление о БСК предъявляет требования к формированию банковских отчётов, которые заключаются в необходимости:

  • формирования и передачи заказчику сведений и отчёта по движениям денежных средств внутри отдельного счёта поставщика не позднее 15 числа следующего за отчётным периодом месяца при простом БСК;
  • то же самое предоставлять заказчику не позднее 25 числа для расширенного БСК;
  • включения в отчёт по расширенному БСК данных о результатах проверки соблюдения поставщиком, подрядчиком, исполнителем контракта касательно товаров, работ, услуг;
  • проверки корреспондирования выполняемых работ с проектными документами;
  • анализа соответствия объёмов произведённых работ платёжным документам.
  • предоставления иной информации, зафиксированной контрактными условиями.

Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ, выполняя функцию контроля за надлежащим исполнением контрактов, делает госзакупочный процесс упорядоченным, прозрачным и в итоге более эффективным.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *