Раздельный учет затрат по госконтрактам в 2022 году

Раздельный учет затрат по госконтрактам в 2022 году

Минфин подготовил правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, Федеральный закон от 01.07.2021 № 244-ФЗ внес в Бюджетный кодекс новые нормы. Они устанавливают, что Федеральное казначейство осуществляет расширенное казначейское сопровождение средств по государственным контрактам, договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий и пр.

В рамках расширенного сопровождения ФК будет проводить проверки соответствия фактических затрат данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по госконтракту. Данные нормы вступят в силу с 1 января 2022 года.

В связи с этим Минфин подготовил порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту и формирования информации о структуре цены государственного контракта.

Согласно правилам, получатель средств ведет раздельный учет доходов, расходов, активов и обязательств, а также иных объектов учета по каждому госконтракту по методу начисления в соответствии с учетной политикой. При этом в учетной политике следует закрепить порядок ведения такого учета.

Аналитический учет расходов осуществляется по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой получателя средств обособленно по каждому договору.

Фактические затраты, отнесенные на исполнение договора, группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и иных регистрах, применяемых получателем средств) в соответствии с учетной политикой. Накладные расходы включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю в соответствии с Учетной политикой.

Также правила содержат формы (рекомендуемые образцы):

  • расчета суммы накладных расходов по государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору);
  • расходной декларации (информации о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), суммы средств, предусмотренной договором);
  • выписки из регистров аналитического учета.

Новый порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту должен вступить в силу с 1 января 2022 года.

ГОЗ. Ведем раздельный учет затрат

  • Как вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках ГОЗ?
  • Какую отчетность должны формировать предприятия — исполнители контрактов по ГОЗ?
  • Кто и как контролирует ведение раздельного учета и обоснованность использования средств для исполнения контракта ГОЗ?
  • Какую ответственность несут предприятия — исполнители ГОЗ, которые нарушают законодательство в сфере ГОЗ?
  • Как обосновать целевое использование средств в рамках ГОЗ?

Организации, выполняющие ГОЗ (головные исполнители), организации, участвующие в поставках продукции по ГОЗ (исполнители, участники кооперации), должны вести учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т. п. отдельно по каждому государственному контракту.

О том, как вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности при исполнении ГОЗ, как обосновать целевое использование средств, читайте в нашей статье.

Участники гоз

При исполнении ГОЗ нужно четко понимать кто в этом процессе принимает участие:

• государственный заказчик — федеральный орган исполнительной власти (Минобороны, МВД, ФСБ и т. д.), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и т. д.;

• головной исполнитель — юридическое лицо, заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по ГОЗ (контракт прямой без посредничества);

• исполнитель — лицо, входящее в кооперацию по ГОЗ, т. е. лицо, которое заключило контракт с головным исполнителем (по факту исполнитель является соисполнителем любого звена ГОЗ).

У соисполнительства по ГОЗ есть много преимуществ, но есть и обязательства, например, открыть специальный счет в определенном банке и проводить расчеты строго через него — это необходимо для контроля за использованием средств.

Задача банковского сопровождения — обеспечить прозрачность и защиту взаимных расчетов между сторонами сделки, защитить информацию при использовании банковских инструментов для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Раздельный учет затрат по госконтрактам в 2022 году

Правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности

На предусмотренные в ГОЗ отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу, продукцию оформляется первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.).

  1. Фактические затраты, отнесенные на исполнение договора, группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и иных регистрах) в соответствии с учетной политикой компании.
  2. Фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, группируются в следующем порядке:
  3. 1) прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;
  4. 2) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией.
  5. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту.
  6. Накладные расходы распределяются на каждый договор пропорционально срокам исполнения, определенным в договоре, либо срокам использования авансового платежа по нему.
  7. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;
  8. 3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;
  9. 4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.
  10. Важно!
  11. Правила ведения раздельного учета обязательно должны применять все организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Основание для записей в регистрах аналитического учета — первичные учетные документы, в которых зафиксированы факты хозяйственной деятельности. Это могут быть и первичные учетные документы, которые получатель целевых средств разработал самостоятельно в соответствии с учетной политикой.

Обратите внимание!

Читайте также:  Как заполнять "Страховые взносы"

Первичные учетные документы должны содержать, кроме обязательных реквизитов, идентификатор договора и иные дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к государственному заказу.

Для участников госконтрактов определены правила раздельного учета

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели, которые получают средства на основании госконтрактов, договоров и соглашений, обязаны вести раздельный учет этих средств. Минфин утвердил правила такого учета.

Раздельный учет затрат по госконтрактам в 2022 году

Минфин России издал приказ от 30 июня 2018 г. № 500. Документом утверждены правила, предусмотренные распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2018 г.

№ 1502-р о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных госконтрактов, договоров и соглашений, а также контрактов, заключаемых в рамках их исполнения.

Речь идет о порядке раскрытия цены контракта и ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности его участников.

Какие документы утвердил Минфин

Чиновники утвердили приказом сразу несколько документов, которыми должны руководствоваться организации и ИП, работающие с госконтрактами. В их числе, в частности:

  • Порядок раскрытия структуры цены госконтракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению) с юрлицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, ИП, получающим средства на основании госконтракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках исполнения госконтракта, договора (соглашения);
  • Порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности юрлицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, ИП при использовании средств, полученных на основании госконтракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения;
  • Порядок проведения Федеральным казначейством проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и информации о структуре цены государственного контракта, суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения.

Раздельный учет средств

Порядком о ведении раздельного учета предусмотрено, что исполнители государственных контрактов и другие контрагенты, работающие в рамках казначейского сопровождения денежных средств должны вести учет расходов по статьям затрат в соответствии со своей учетной политикой.

При этом, документооборот по каждому госконтракту, соглашению, контракту (договору) должен быть обособленным в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с положениями Плана счетов бухучета организаций и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Приказ Минфина вступил в силу 30 июля 2018 года и является обязательным к применению для всех участников госконтрактов.

Раздельный учет ГОЗ и ГОС

Одним из условий получения государственной субсидии, участия в гособоронзаказе (ГОЗ) или госзаказе (ГОС) является обязанность вести специальный раздельный учет. Это требование законодательства. Казалось бы, подумаешь, раздельный учет. Этим сейчас никого не удивить. Но!

  • Беда в том, что: во-первых, раздельный учет ГОЗ и ГОС существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат и т.д.); во-вторых, раздельный учет гособоронзаказа отличается от учета субсидий и госзаказа; в-третьих, есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных и муниципальных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.

И только правильно выполненный раздельный учет поможет в случае необходимости подтвердить целевое использование бюджетных средств, размер фактической прибыли и, в конечном итоге, защитить руководителей, учредителей и главных бухгалтеров от уголовной ответственности.

Каким образом организовать раздельный учет — каждое предприятие решает самостоятельно. Конкретная методика является элементом учетной политики (ее разделом или приложением), но может быть оформлена и в виде самостоятельного положения по раздельному учету. Итак, с чего начать постановку раздельного учета.

Во-первых, определиться с раздельный учетом ресурсов: производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. Выбрать метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, например:

  • по объектам учета затрат и калькулирования (позаказный, попередельный, попроцессный);
  • по полноте учитываемых затрат (калькулирование полной, неполной или сокращенной себестоимости);
  • по способам сбора информации и контроля за затратами (нормативный метод, метод суммирования фактических затрат, коэффициентный и т.д.).

Решить, как оценивать готовую продукцию, незавершенное производство. Как распределять накладные расходы.

Как включать в себестоимость затраты на подготовку и освоение новых видов продукции, затраты на специальную технологическую оснастку, специальные затраты и т.д.

Выбрать объект калькулирования (отдельный контракт, заказ, изделие, партия, этап выполнения работ, вид выполняемых работ (услуг).

Исполнители ГОЗ применяют правила раздельного учета:

  • при банковском сопровождении Постановление от 19 января 1998 г. N 47;
  • при казначейском сопровождении: 2019 год — Приказ Минфина РФ от 10 января 2019г. №4н. 2020 год, Приказ Минфина РФ от 25 декабря 2019г. №255н.

Во-вторых, обратить внимание на первичные учетные документы. Они должны быть в наличии и содержать все обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

  • Исполнители ГОЗ включают в первичный учетный документ дополнительно к обязательным реквизитам, реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к соответствующему государственному контракту, соглашению, договору.

В-третьих, определить номенклатуру статьей затрат, приемлемую для вашего предприятия, и методы распределения накладных и коммерческих расходов.

Раздельный учет по ГОЗ: как вести в 2021 году

09.06.2021

Исполнители гособоронзаказа должны отчитываться о статьях расходом перед закупщиками и предоставлять сведения по запросу проверяющих органов. Для этих целей введён раздельный учёт по ГОЗ, который позволяет обосновывать расходование целевых средств. Исполнителю следует вести аналитическую фиксацию затраченных ресурсов, определять и отражать в учётном регламенте методы персонального учёта.

С 2021 года действуют новые правила фиксации затрат по гособоронзаказу. Открывать счета исполнителям ГОЗ следует в федеральном органе Федерального казначейства. Расходование целевых средств находится под контролем ведомства.

Осуществлять раздельный учёт по контрактам ГОЗ следует в соответствии с инструкцией, содержащейся в приказе Минфина РФ № 334н. Документ вступил в силу с 9 февраля 2021 года.

Кто и как должен вести раздельный учет в 2021 году

Раздельный учёт в рамках ГОЗ в соответствии с 275-ФЗ должны вести:

  • головные исполнители — юридические лица, подписывающие с заказчиком контракт на исполнение ГОЗ (пп.18 п.1 ст.8 275-ФЗ);
  • исполнители — участники, являющиеся членами кооперации головного подрядчика, и заключившие договор с головным подрядчиком или подрядчиком (пп.16 п.2 ст.8).
Читайте также:  Как отразить расходование уставного капитала?

Алгоритм ведения персонального учёта по ГОЗ в 2021 году содержится в приказе Минфина № 334н от 30 декабря 2020 года. Основные положения приведены в соответствие с 385-ФЗ о бюджете на 2021 год и 2022-2023 плановый срок.

Организации, получающие финансирование на выполнение контракта, должны отражать его в учёте по следующим позициям:

  • поступление денежных средств;
  • затраты;
  • активы (права на собственность, основные средства, нематериальные активы, финансы, дебиторская задолженность);
  • обязательства (кредиторская задолженность);
  • иные статьи расходов.

Персональный отчёт следует сформировать по каждому договору по гособоронзаказу. договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта и т.п. Следует руководствоваться внутренним распорядком и положениями Приказа Минфина РФ № 334н.

Общие правила ведения раздельного учёта прописаны в Приказе Минфина № 255 от 25.12.2019.

Как организовать раздельный учёт по гособоронзаказу

С 2019 года раздельный учёт финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ обязаны вести все организации, выполняющие заказы оборонного назначения.

Все производимые взаиморасчёты и перечисляемые целевые средства подлежат казначейскому сопровождению, иными словами — подотчётны Федеральному казначейству. Вести раздельный учёт по каждому контракту должны все получатели целевых средств.

Если подобное условие содержится в договоре, вести его необходимо исполнителям всех уровней.

Исполнителям, работающим с гособоронзаказом следует начать с организации учётной политики. В ней отражается принцип ведения раздельного учёта по ГОЗ. Далее издаются приказы об открытии заказов и готовиться первичная документация. Можно следовать инструкции.

  1. Осуществить раздельный учёт доходов, расходов и активов: деньги, основные средства, материальные запасы, нематериальные активы, кредиторская и дебиторская задолженность, имущественные права и прочие бухгалтерские объекты.
  2. Закрепить правила в учётной политике (ст. 8 ФЗ № 402 от 06.12.2011).
  3. Осуществить аналитику по статьям затрат по действующим регистрам бухучета — отдельно по каждому госконтракту.
  4. Отразить фактические затраты на исполнение соглашения группируются в регистрах аналитического бухучета (карточки затрат, калькуляционные статьи, ведомости).
  5. Пропорционально базе распределения включить в себестоимость накладные издержки. Показатель распределения следует выбрать в соответствии с учётной политикой. Накладные расходы нужно распределить по каждому соглашению пропорционально срокам исполнения. Данные оформляются бухгалтерской справкой (ОКУД 0504833) и расчетом суммы накладных расходов (приложение № 1 к приказу № 255н).
  6. В качестве оснований для записей в регистрах аналитического бухучета следует использовать первичные бухгалтерские документы. В каждом из них указываются обязательные реквизиты и идентификатор госконтракта.
  7. Нужно расписать структуру цены, используя специальную расходную декларацию (приложение № 2 к приказу № 255н).

Расходная декларация необходима для дальнейших взаиморасчётов. За информацией, необходимой для формирования расходной декларации получателю целевых средств следует обратиться в территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК).

В течение 1 рабочего дня казначейство должно предоставить сведения о состоянии лицевого счёта с плановыми и фактическими показателями. Для проведения окончательного или промежуточного расчёта получателю нужно подготовить расчётную декларацию, бухгалтерскую справку и расчет накладных расходов.

Документы нужно отправить в ТОФК в бумажной или электронной форме. Во втором случае документы подписываются квалифицированной ЭЦП.

После проверки регистров специалисты ТОФК принимают решение о перечислении или неперечислении средств. В случае отказа в финансировании, следует исправить нарушения и вновь отправить документы в Казначейство.

Как работать с гособоронзаказом в 2021 году, вести раздельный учёт, об условиях контракта по ГОЗ, ценообразовании, банковском и казначейском сопровождении, вы узнаете на курсах и семинарах в Учебном центре «Финконт».

Раздельный учет по госконтрактам в 2021 году

В ряде случаев возникает потребность разделять НДС, предъявляемый поставщиками и продавцами. Грамотно организованный раздельный учет позволяет верно исчислить итоговую налоговую нагрузку по добавленному налогу по результатам периодов.

Суть распределения входного налога заключается в отдельном учете облагаемых и необлагаемых операций. НДС, выделенный по облагаемым операциям, подлежит возмещению, по необлагаемым операциям – включению в стоимость реализаций.

Рассмотрим в статье, как происходит распределение входного НДС на предприятии.

Когда необходимо разделять входной НДС

Необходимость по распределению входящего добавленного налога возникает у тех лиц, которые одновременно производят операции, сопровождающиеся начислением налога и освобожденные от данного бремени.

Если компания не осуществляет операции, освобожденные от НДС, то распределять входящий налог не требуется. Независимо от ставки, используемой в операции, входной налог направляется к уменьшению НДС к уплате.

статью: → “Как учитывать входной НДС при УСН. Примеры».

Раздельный учет необходим, если компания считает НДС по одной из существующих ставок и вместе с этим, совершает приведенные ниже операции:

  1. Освобожденные от добавленной нагрузки по 149 ст. НК РФ;
  2. Облагаемые налогом при ЕНВД;
  3. Реализуемые на территории, отличной от территории РФ;
  4. Продажа на экспорт.

Если совершается по крайней мере одна из четырех указанных операций, то организация должна обеспечить распределение входного налога, то есть выделение его части, приходящейся на налогооблагаемые и освобожденные операции. Если организация не обеспечит раздельный учет на должном уровне, то входящий налог по тем ценностям, услугам, работам, которые одновременно используются во всех совершаемых операциях, невозможно будет возместить.

Для исчисления доли входящего НДС, направляемого к вычету, требуется воспользоваться следующей формулой:

  • НДС к вычету = НДС за период * (стоимость налогооблагаемых реализаций в этом периоде / стоимость общая всех реализаций в этом периоде).

Для вычисления доли входящего НДС, подлежащего учету в цене ТМЦ, услуг, работ, нужно воспользоваться такой формулой:

  • НДС к включению в себестоимость = Общая сумма НДС за период * (стоимость необлагаемых реализаций за период / общая стоимость всех реализаций за этот период).

Участники гоз

При исполнении ГОЗ нужно четко понимать кто в этом процессе принимает участие:

• государственный заказчик — федеральный орган исполнительной власти (Минобороны, МВД, ФСБ и т. д.), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и т. д.;

• головной исполнитель — юридическое лицо, заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по ГОЗ (контракт прямой без посредничества);

• исполнитель — лицо, входящее в кооперацию по ГОЗ, т. е. лицо, которое заключило контракт с головным исполнителем (по факту исполнитель является соисполнителем любого звена ГОЗ).

У соисполнительства по ГОЗ есть много преимуществ, но есть и обязательства, например, открыть специальный счет в определенном банке и проводить расчеты строго через него — это необходимо для контроля за использованием средств.

Читайте также:  Как составить договор цессии

Задача банковского сопровождения — обеспечить прозрачность и защиту взаимных расчетов между сторонами сделки, защитить информацию при использовании банковских инструментов для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Когда не нужен раздельный учет

Распределение входящего НДС не требуется, если компания получает не облагаемые добавленным налогом доходы, не относящиеся к реализационным операциям. Сюда можно включить:

  • %-ты по ценным бумагам,
  • Поступившие неустойки от должников;
  • Полученные дивиденды и пр.

Еще одним исключением является правило 5-ти %-тов, согласно которому, можно не разделять входящий налог, если доля необлагаемых расходов в общей величине расходов меньше 5-ти процентов. При этом возникает необходимость вести раздельный учет расходных показателей в течение квартала.

Правило 5% и как оно будет применяться в 2021 году

Согласно авторитетным источника из числа «бухгалтерских» изданий, методология раздельного учета НДС претерпела изменения именно в области так называемого «правила 5%».

Что это означает? Если говорить простым языком, то получается, что отныне необходимо принимать в расчет все ставки НДС, которые были ниже 5%.

Того же самого нельзя сказать о предыдущем годе, когда Законодатель давал возможность налогоплательщикам «опускать» те же самые ставки 0%. Нынешнее положение дел на схеме выглядит следующим образом:

Исходя из этих сведений, получается, что доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от уплаты НДС равна расходам на приобретение этих товаров и услуг за квартал, деленная на совокупные расходы всего квартала и умноженная на 100%. Итоговое значение и будет конечным результатом данного учета.

Раздельный учет НДС по поступившим ОС

Компания, приобретающая внеоборотные фонды для эксплуатации в облагаемых и необлагаемых операциях, должны разделять входной НДС по оприходованному объекту.

Если заранее известно, в какой пропорции будет использовано основное средство в различных операциях, то разделение НДС нужно произвести с учетом данной пропорции.

Что делать, если не известно, как именно будет использоваться объект ОС в сферах деятельности?

В подобной ситуации нужно исходить из стоимости отгруженных налогооблагаемых ценностей, услуг, работ в месяце приходования основного средства в общей стоимости реализаций за данный месяц. Такой упрощенный порядок можно применять, если ОС поступило в 1 или 2 месяце квартала.

  Достаточно ли для подтверждения расходов товарного чека

Расширен перечень операций, облагаемых по ставке 0%

Госконтракты отправят на переучет

Для повышения эффективности бюджетных расходов Федеральное казначейство предлагает пересмотреть подход к ценообразованию в госзаказе, внедрив в него механизм экономического обоснования конечной цены контракта.

Такой подход предполагает введение раздельного учета затрат поставщиков на сырье, оплату труда, налоги и сборы — появление так называемой эталонной расходной декларации.

Обещано, что новый инструмент сократит практику необоснованного завышения цен контрактов, минимизирует число налоговых нарушений и поспособствует обелению рынка труда.

“Ъ” ознакомился с предложениями Федерального казначейства (ФК) по регулированию ценообразования в госзакупках — проект концепции определения экономического обоснования цен госконтрактов в начале сентября был разослан ведомствам на согласование. Документ уже согласован с ответственным за регулирование госзакупок Минфином.

В казначействе надеются, что предусмотренные меры повысят эффективность бюджетных расходов. Потребность в новом механизме ценообразования авторы объясняют случаями необоснованного завышения цен госконтрактов.

Казначейское сопровождение контрактов (механизм контроля за целевым использованием бюджетных средств) и проверки госфинконтроля фиксируют резкий рост расходов подрядчиков при получении ими заказа, говорил ранее глава ФК Роман Артюхин.

В ряде случаев рост накладных расходов достигал 50%, а рентабельность по отдельным однолетним контрактам превышала 30%. В проекте концепции ФК также отмечены выявляемые случаи резкого роста зарплаты руководства компаний во время исполнения контракта.

Минимизировать подобные злоупотребления поставщиков в казначействе рассчитывают за счет требования по раскрытию данных о структуре цены контрактов.

Для этого предлагается ввести эталонную расходную декларацию — перечень укрупненных показателей в составе цены, отнесенных на себестоимость. При конкурентных закупках в декларацию должны войти данные об оплате труда, взносах в социальный фонд, налогах и сборах, затратах на закупки товаров и услуг у сторонних организаций.

При закупках у единственного поставщика декларация пополнится данными о прибыли, расходах на сырье и закупку основных средств, а также о накладных расходах. Для ряда отраслей (например, строительство, связь, НИОКР) документ разрешает применять и собственные показатели раскрытия цены при условии их достаточности.

Ключевым при этом является требование по раздельному учету результатов финансово-хозяйственной деятельности контрагентами.

Отметим, что требования о раздельном учете уже предусмотрены для всех исполнителей госзаказа и получателей субсидий, при этом структура цены контракта также может быть раскрыта по решению правительства. В казначействе рассчитывают эту практику масштабировать.

Получение данных о ценообразовании необходимо для постепенного перехода к регулированию предельного уровня доходности контрактов и соглашений о субсидиях. Кроме того, в ведомстве рассчитывают, что новый инструмент улучшит налоговую дисциплину и предотвратит нарушения (например, возврат НДС при закупках товаров с завышенной стоимостью за счет субсидий).

Кроме того, раскрытие данных позволит контролировать размер зарплат при исполнении госконтракта — на уровне не ниже среднего по отрасли.

Поставщикам концепция обещает выгоды от повышения качества менеджмента за счет автоматической сверки данных раздельного учета с данными эталонной расходной декларации.

Впрочем, ведомству еще предстоит разработать такую декларацию, определить правила обоснования затрат с учетом отраслевой специфики, подходы к нормированию затрат, а также интегрировать информсистемы с данными о зарплатах, классификаторах и ценах товаров. Отметим, что, например, в строительной отрасли переход к рыночному ценообразованию обсуждается уже шесть лет (см. “Ъ” от 29 июня).

Диана Галиева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *