Минтруд ищет способ предоставить самозанятым социальные гаранти

Минтруд внесет поправки в закон «О занятости населения»: установит норм труда для самозанятых, а также изменит порядок выдачи пособий для безработных. В министерстве считают, что документ, должен соответствовать современным условиям рынка. Принять его планируется уже в осеннюю сессию.

Концепцию нового законопроекта Минтруд представил на заседании рабочей группы при комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Как сообщает РБК, подлинность документа подтвердили представитель Минтруда и один из участников заседания. Концепция не предлагает готовую структуру будущего законопроекта, а лишь обозначает круг проблемных вопросов, пояснили в ведомстве.

Один из основных вопросов на повестке – обеление рынка труда. В поправках будет дано четкое определение неконвенциональной (теневой) занятости, а также обозначены механизмы по борьбе с ней. До этого министерство предлагало провести мониторинг нелегального трудоустройства и создать реестр недобросовестных работодателей.

Минтруд ищет способ предоставить самозанятым социальные гарантиBankiros,ruБанкирос рекомендует!Минтруд ищет способ предоставить самозанятым социальные гарантиКредитная карта «Целый год без % онлайн»365 дней без процентов, до 500 000

По оценкам Минфина, если государство не будет бороться с теневым рынком труда, то потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год к 2034 году. Согласно расчетам ведомства, объем серого фонда оплаты труда в России достигает 10 трлн рублей, а по данным Росстата – 10,4 трлн за 2020 год.

Что касается безработицы, то Минтруд предлагает оформлять индивидуальный план поиска работы.

Такой план будет составляться при постановке на учет в качестве безработного, а его мероприятия станут обязательными.

Если человек не будет выполнять действия согласно плану, то его лишат пособия по безработице. Также Минтруд предлагает установить дополнительные платные услуги, которые может оказывать служба занятости.

Также поправки установят правовой статус для самозанятых, которые работают на цифровые платформы (например, «Яндекс», «Сбер» и другие) или по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). В законе для них пропишут нормы по времени работы и отдыха, оплаты услуг, а также социальные гарантии (пенсионные права, пособия).

Банкирос рекомендует!Минтруд ищет способ предоставить самозанятым социальные гарантиКредитная карта «Деньги Zero (с безопасной доставкой карты)»1100 дней без процентов, до 150 000

На сегодняшний день самозанятость является только налоговым режимом, чтобы ввести механизмы социальных гарантий для таких граждан, сначала необходимо закрепить их правовой статус. В том числе в законе хотят прописать правовой статус заемных сотрудников, которых работодатель временно направляет к другим физлицам или юрлицам по договору предоставления труда.

Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, почему нельзя брать микрозаймы на погашение кредита, и что делать, если уже оформил их.

Чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на телеграм-канал Bankiros.ru.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Минтруд ищет способ предоставить самозанятым социальные гаранти

Анастасия ЕговцеваЖурналист / Bankiros.ru

Кто должен платить за соцзащиту самозанятых, сотрудничающих с интернет-платформами

Минтруд ищет способ предоставить самозанятым социальные гаранти

Варвара Гранкова

Социально незащищенные самозанятые, зарабатывающие на интернет-платформах вроде «Яндекс.Еды» или «Ремонтник.

ру», по закону не имеют права платить за себя страховые социальные взносы, а значит, не могут рассчитывать на оплачиваемые больничные и пособия, связанные с материнством.

Общественные организации, в частности «Опора России», добиваются поправок в законы, чтобы самозанятые такое право получили. Однако оно, как оказалось, не нужно ни государству, ни платформам, ни самим исполнителям.

Недавно Высшая школа экономики (ВШЭ) подготовила доклад о платформенной занятости.

В нем изучалось, какой юридический статус в разных странах мира имеют люди, зарабатывающие с помощью интернет-платформ или мобильных приложений, и на какие социальные льготы имеют право по закону.

Цель исследования – обобщить опыт стран, чтобы понять, как регулировать статус платформенных работников и их социальную защиту в России и кто должен взять на себя соцзащиту исполнителей – государство, платформы или сами исполнители?

Платформенная занятость – новая, нестандартная форма занятости, не регулируемая традиционным трудовым законодательством. Речь идет о людях, использующих для поиска заказов и продажи услуг платформы или мобильные приложения.

В мире с помощью платформ на жизнь зарабатывают 6% общего числа занятых (медианное значение по изученным ВШЭ странам). В Китае платформами и мобильными приложениями для поиска заказов и продажи услуг пользуются 15% занятых, это максимальная доля.

По России точных оценок нет. В стране в марте 2021 г. было зарегистрировано 2 млн самозанятых, а большинство самозанятых зарабатывают с помощью платформ.

По оценкам госчиновников, проинтервьюированных авторами исследования, в стране 2 млн людей (самозанятые, ИП, физлица, нанимаемые по договорам подряда) зарабатывают на платформах легально и еще 3–5 млн пользователей платформ находятся в теневой зоне, работая без договоров.

В российских законах не определено, ни кто такой самозанятый, ни кто такой платформенный работник. Ряд стран в мире специально под платформенную занятость переписали законы и придумали особый статус.

В Колумбии введены договоры о виртуальном труде, в Голландии – трудовые договоры с нулевым количеством часов, в Канаде – понятие зависимых подрядчиков, в Индии – платформенных работников, в Италии – постоянных и скоординированных совместных работников, в Колумбии – экономически зависимых работников.

За наемных работников в России социальные страховые взносы платит работодатель, а за самозанятых – никто. Добровольно платить за себя взносы самозанятые не имеют права по закону.

Такое право имеют только индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и представители коренных народностей Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока (ст. 4.

5 закона об обязательном социальном страховании).

31 марта «Опора России» обратилась в Минтруд с предложением рассмотреть вопрос о поправках в законы, дающих самозанятым право добровольно платить за себя страховые взносы, чтобы получать оплачиваемые больничные и пособия, связанные с материнством.

добровольно платили за себя страховые взносы в ФСС в 2020 г., по данным Минтруда

Как говорится в ответном письме Минтруда, Фонд социального страхования (ФСС) проанализировал поступившие взносы и выплаты пособий добровольным плательщикам и выяснил, что выплаты заметно превышают поступления. В 2020 г.

в России было зарегистрировано 24 659 человек, добровольно вступивших в систему обязательного соцстрахования. В 2019 г. они перечислили в ФСС 96,8 млн руб. взносов, а в 2020 г. получили в виде выплат 852,7 млн руб.

И если в число добровольных плательщиков включить еще и самозанятых, то у ФСС может образоваться дефицит бюджета, говорится в письме.

Сами же исполнители не слишком готовы платить за себя социальные взносы.

По данным майского опроса 1600 россиян, проведенного ВЦИОМом, только 22% респондентов считают, что самозанятые обязаны платить за себя страховые взносы.

18% респондентов сказали, что самозанятые не должны платить ничего, кроме налога на профессиональную деятельность. А 51% считает, что самозанятые должны иметь выбор – платить за себя страховые взносы или нет.

Администрировать налоги и сборы, взимаемые с бизнеса с выручкой менее 60 млн руб.

в год, невыгодно, считает омбудсмен по защите прав самозанятых и микробизнеса Дмитрий Потапенко, потому что для этого понадобятся дополнительные ресурсы: инспектора, программное обеспечение, отчетность.

Поэтому государству добровольная уплата взносов самозанятыми невыгодна – будет дешевле, если самозанятые вообще ничего не станут платить, убежден Потапенко.

В Индии расходы на соцзащиту платформенных работников разделили федеральное правительство, правительства штатов и агрегаторы (пример описан в докладе ВШЭ). Принятый в 2020 г.

Кодекс социального обеспечения предписывает создание федерального и региональных фондов социального обеспечения для платформенных работников и самозанятых. Правительство устанавливает размер вклада платформы (агрегатора) – 1–2% годового оборота платформы. И в 2021 г.

ряд платформ, оперирующих в Индии, включая Amazon, Flipkart, Swiggy, Ola и Uber, выделили около $69 млн в социальный фонд.

А что думают руководители платформ в России?

Во всем мире платформы – не работодатели, а посредники и координаторы, которые сводят либо исполнителей с заказчиками через web-сайт, либо бизнес и клиентов с помощью геоинформационных сервисов, говорится в докладе ВШЭ.

Российские платформы называют себя информационными либо рекламно-информационными сервисами, не вступающими с исполнителями в трудовые отношения и заключающими с исполнителями договоры подряда.

Раз нет трудовых отношений, то нет и трудовых гарантий.

Представитель «Алиэкспресс Россия» рассказал, что платформа нацелена на создание удобных условий работы для самозанятых и малого бизнеса, для них отменена комиссия на первые 100 товаров, субсидируются логистические затраты.

Самозанятые на «Алиэкспрессе» (сегодня их 3000) не вступают в трудовые отношения с платформой и сами платят налог на профессиональную деятельность, многие самозанятые совмещают торговлю на маркетплейсе с основным местом работы, рассказал представитель площадки.

Платформы являются информационными сервисами, а не перевозчиками или поставщиками других услуг, указывает представитель «Яндекс.Такси». А самозанятые, как и все остальные, кто сотрудничает с платформами, – независимые предприниматели. Они самостоятельно определяют, какой процент от их заработка должен идти на страховые взносы, говорит представитель «Яндекс.Такси».

Читайте также:  Как отозвать доверенность, удостоверенную нотариусом? - Нотариальная контора

Денис Кочергин, основатель и президент платформы «Ярмарка мастеров – Livemaster», не видит необходимости в посредничестве при оформлении самозанятыми статуса застрахованных лиц и уплате страховых взносов.

Непосредственная задача платформы – поддерживать самозанятых в продвижении и реализации их товаров онлайн, говорит Кочергин.

На интернет-платформе «Ярмарка мастеров – Livemaster» представлено более 190 000 магазинов мастеров.

Если все дополнительные обязательства по выплате налогов и социальных взносов за самозанятых лягут на площадки, итоговая комиссия за использование платформы, которая составляет обычно от 7 до 20%, будет также включать все налоговые отчисления, говорит Анатолий Орлов, гендиректор компании FL.ru.

Однако Орлов и руководители других площадок сообщили, что не против стать платежными агентами, если исполнители захотят. Если фрилансер выберет платформу FL.

ru агентом по налоговым или страховым взносам, платформа готова развивать такой сервис как для самозанятых, так и для физических лиц, говорит Орлов. Уже сейчас, когда заказчик-юрлицо работает через FL.

ru с фрилансером-физлицом, площадка уплачивает за фрилансера 13% НДФЛ государству. На FL.ru около 6000 самозанятых.

«Ремонтник.ру» будет действовать в соответствии с требованиями госорганов, но на данный момент конкретных запросов от государства к маркетплейсам не поступало, говорит Олег Алтунян, генеральный директор компании.

Если услуга агента по перечислению взносов в бюджет будет востребована, «Ремонтник.ру» готов рассматривать различные формы – от интеграции с госсервисами для бесшовной оплаты страховых взносов до разработки собственного платежного сервиса на платформе.

Сейчас 20% пользователей «Ремонтника» – самозанятые.

Агрегатор может быть агентом самозанятого по уплате налогов, фискализации чеков, по подбору клиентов и помощи по заказам, отмечает Денис Кутергин, сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo.com.

Но будет полезнее, если платформы предоставят дополнительные возможности самозанятым, например страховые продукты, говорит Кутергин. YouDo вместе со страховыми компаниями запустил страхование материальной ответственности.

Если при выполнении заказа что-то пойдет не так, страховая компания возместит нанесенный заказчику ущерб вместо исполнителя-самозанятого. Исполнители YouDo приобрели уже около 6000 таких страховок.

Также в начале года площадка в тестовом режиме ввела медицинскую страховку для исполнителей, и около 600 человек уже воспользовались ею. Самозанятый предоставляет официальную справку о болезни и страховая компания выплачивает компенсацию по временной нетрудоспособности, рассказывает Кутергин.

Аналогичные программы есть у «Яндекса». В 2020 г. «Яндекс» в партнерстве со страховой компанией «Манго» также начал предоставлять льготные медстраховки водителям и курьерам – самозанятым и ИП, сотрудничающим с «Яндекс.Такси», «Яндекс.Лавкой» и «Яндекс.Едой». Платформа оплачивает 50% стоимости полисов. Сейчас программа проходит пилотный запуск в девяти городах-миллионниках.

Какие социальные гарантии пропишут самозанятым

Неконвенциональная (теневая) занятость

Еще в ноябре 2021 года Минтруде предложил план по снижению так называемой теневой занятости в 2022-2024 годах. Он предполагал проведение мониторинга нелегального трудоустройства и создание реестра работодателей с такими нарушениями, сообщает РБК.

В министерстве считают, что если рост теневой занятости продолжится, то к 2034 году государственный бюджет будет терять до 1,5% ВВП в год. Согласно данным Минтруда, объем серого фонда зарплат в РФ составляет 10 триллионов рублей. А в Росстате предположили, что в 2020 году он составил около 10,4 триллионов рублей.

В новой редакции закона «О занятости населения» понятию теневой занятости дадут определение, обозначат ее последствия и законодательно закрепят полномочия властей в сфере обеления рынка труда и необходимые механизмы.

Борьба с безработицей

В министерстве труда предложили сделать индивидуальный план поиска работы основным во взаимодействии служб занятости с гражданами. Этот план будет составляться при постановке гражданина на учет в качестве безработного, а его мероприятия станут обязательными.

Если человек не будет выполнять предписания, то рискует потерять пособие. Согласно действующему законодательству, план самостоятельного поиска места работы не обязателен, назначение и выплата пособия по безработице от его выполнения не зависит. Также в Минтруде предлагают дать возможность службам занятости на платной основе оказывать услуги сверх установленных законодательством.

Социальные гарантии самозанятым

В настоящее время самозанятость – только налоговый режим, необходимо закрепить правовой статус таких граждан, а затем ввести социальные гарантии для таких граждан, считают в Минтруде.

Таким образом, в новой редакции закона «О занятости населения» будут закреплены нормы по времени работы и отдыха, оплате услуг. Также будут урегулированы вопросы доступа самозанятых к социальным гарантиям — они получат пенсионные права, доступ к различным пособиям, в том числе, по безработице и временной нетрудоспособности.

Кроме того, для обеспечения соблюдения этих норм предполагается создание саморегулируемой организации (СРО). Также в Минтруде предлагают обсудить вопрос о допустимой доле иностранного участия в платформах, которые нанимают самозанятых.

Защита заемного труда

В новой редакции закона будет прописан правовой статус сотрудников, которых работодатель временно направляет к другим физлицам или юрлицам по договору о предоставлении труда.

Будут установлены конкретные условия договора о предоставлении персонала, пересмотрены требования к организациям, оказывающим подобные услуги, и определены виды работ, для которых может использоваться заемный труд.

Минтруд представил концепцию нового законопроекта на заседании рабочей группы при комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Ранее глава министерства Антон Котляков говорил, что действующему в России закону о занятости больше 30 лет, и его необходимо обновить. По его словам, ведомство реагирует на запросы, которые возникают в обществе, сообщает РИА «Новости».

Так, в прошлом году вносились поправки, касающиеся дистанционного формата занятости и условий труда в период пандемии коронавируса.

Риски и подводные камни

Директор института занятости и профессий НИУ ВШЭ, член рабочей группы Федор Прокопов рассказал РБК, что концепция была представлена Минтрудом в формате беглого сбора мнений, ее подробности пока не обсуждались. Основная работа над документом еще предстоит. Многие положения в законопроекте могут измениться. Прокопов считает, что самые большие дискуссии будут вокруг положений, касающихся самозанятых граждан.

«С одной стороны, у работающих на себя должен быть доступ к социальным гарантиям — страховым пенсиям и больничным, но с другой, если мы идем по пути введения страховых взносов для них, то это несет за собой два риска. Первый — уход самозанятых в тень, что сведет на нет эффект от эксперимента. Второй — рост стоимости работ и, как следствие, падение спроса на них», — сказал он.

А руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Александр Башкатов считает, что введение взаимосвязи между индивидуальным планом поиска работы для выплаты пособий по безработице соответствует зарубежным тенденциям.

Так, в Англии для получения выплат человек принимает на себя «Обязательство заявителя», в котором указываются действия, которые необходимо выполнить для поиска работы.

Если их проигнорировать, размер пособия по безработице уменьшится.

В свою очередь секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов сказал РБК, что на сейчас в регионах есть специальные комиссии по выявлению нелегального трудоустройства, в которых совместно работают органы власти, Пенсионного фонда и представители социальных партнеров. Но властям не хватает продуманности в решении этого вопроса. Так, налоговый режим самозанятых должен был обелить рынок труда, но на деле сработал не так — часть его пользователей оставила официальное трудоустройство.

Согласно данным Росстата, в России 14,5 миллионов неформально занятых граждан – 20,1% от общей численности работающего населения.

Минтруд изменит правила выплат пособий безработным и опишет статус самозанятых

Минтруд разработал концепцию новой редакции закона «О занятости населения». Концепция не предлагает готовую структуру будущего законопроекта, а лишь обозначает круг проблемных вопросов, сообщили РБК в министерстве.

  В качестве «болевых»  точек в документе названы борьба с нелегальным трудоустройством, порядок выплат пособий безработным и нормы труда для самозанятых.

Планируется, что новый законопроект о занятости будет внесен в Госдуму на осенней сессии 2022 года. 

Минтруд представил концепцию на заседании рабочей группы при комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

В документе предполагается, что новый закон должен дать определение теневой занятости, описать ее последствия и закрепить полномочия органов власти по обелению рынка труда.

В ноябре 2021 года министерство представило проект плана по снижению теневой занятости в 2022–2024 годах. Он предусматривал проведение мониторинга нелегального трудоустройства и создание реестра работодателей с такими нарушениями.

Минтруд в концепции предложил сделать индивидуальный план поиска работы главным механизмом взаимодействия безработных россиян со службами занятости.

Он станет обязательным для исполнения, составлять план будут при постановке безработного на учет. В случае невыполнения безработный может потерять пособие.

Минтруд  допускает и возможность оказания службами занятости платных услуг сверх установленных законодательством. 

Читайте также:  Нужен ли кассовый аппарат при закупке товара за наличный расчет?

Для самозанятых (плательщики налога на профессиональных доход) и работающих по договорам гражданско-правового характера установят нормы — по оплате услуг и времени работы и отдыха.

Закон также оговорит их доступ к социальным гарантиям — пенсионным правам, пособиям  по безработице, временной нетрудоспособности и т.д. Для отслеживания соблюдения этих норм создадут саморегулируемую организацию (СРО).

 В Минтруде пояснили, что механизмы социальных гарантий для самозанятых можно вводить только после законодательного закрепления их статуса.

Министерство также предложило обсудить допустимую долю иностранного участия в интернет-платформах, которые нанимают самозанятых. Новой редакцией закона предлагается установить правила использования заемного труда — когда работодатель по договору предоставляет сотрудников другом физическому или юридическому лицу.

 Такой вид деятельности является переходным между классическими трудовыми отношениями и новыми формами занятости, отметил Минтруд.

Предусматривается установить конкретные условия договора о предоставлении персонала, пересмотреть требования к организациям, оказывающим подобные услуги, и определить виды работ, для которых применим заемный труд.

Директор института занятости и профессий НИУ ВШЭ, член рабочей группы Федор Прокопов предупредил о двух рисках доступа самозанятых к соцгарантиям.  «Первый — уход самозанятых в тень, что сведет на нет эффект от эксперимента.

Второй — рост стоимости работ и, как следствие, падение спроса на них», — отметил он. Руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Александр Башкатов отметил, что увязка плана поиска работы с выплатой пособия безработным соответствует международным практикам.

Так, в Великобритании невыполнение письменных обязательств безработным уменьшает размер его пособия. 

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов считает, что сейчас властям не хватает системности в борьбе с теневой занятостью. Так, режим самозанятости привел к потере многими официального трудоустройства. По состоянию на сентябрь 2021 года Росстат оценивал количество неформально занятых в 14,5 млн человек, или 20,1% от общей численности занятых.

В ноябре 2021 года Минтруд представил проект плана по снижению теневой занятости в 2022–2024 годах. Он предусматривал проведение мониторинга нелегального трудоустройства и создание реестра работодателей с такими нарушениями.

Минфин предупреждал, что при сохраняющемся росте теневой занятости к 2034 году потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год. Серый фонд оплаты труда в России министерство оценивало в 10 трлн рублей.

По данным Росстата, в 2020 году он составил около 10,4 трлн рублей.

Минтруд отказал самозанятым в праве на соцстрахование

Минтруд России не поддержал просьбу бизнес-объединения «Опора России» о предоставлении возможности самозанятым на добровольной основе заключать договор обязательного социального страхования. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на копию письма ведомства, направленного в объединение во вторник. 20 апреля.

В пресс-службе бизнес-объединения заявили агентству, что плательщики налога на профессиональный доход без статуса индивидуального предпринимателя не могут заключить договор социального страхования и уходить в декрет или на больничный с полагающимися компенсациями. При этом, чтобы добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, самозанятому не обязательно регистрировать ИП.

По данным агентства, в письме говорится, что Фонд социального страхования (ФСС) проанализировал поступления страховых взносов и выплат лицам, которые добровольно заключили договор обязательного соцстрахования, и пришел к выводу, что размер ежегодного страхового обеспечения для этой категории лиц «значительно превышает размер поступающих от них страховых взносов».

Указывается, что 2020 году в России зарегистрировали 24 659 физических лиц, которые добровольно заключили договор обязательного соцстрахования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Они уплатили в 2019 году в ФСС 96,8 млн рублей страховых взносов. Выплаты страхового обеспечения им в 2020 году составили 852,7 млн рублей.

Учитывая это, в случае расширения круга лиц, которые смогут заключать такие договора, может сформироваться дефицит бюджета ФСС, что приведет к «возникновению финансовых рисков для выполнения фондом социальных обязательств».

Заместитель руководителя Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Дарья Мартынова не согласилась с Минтрудом, назвав «несправедливым» то, что часть населения может воспользоваться такой опцией, а часть нет.

Она напомнила, что работающим на себя людям разрешили заключать договор с Пенсионным фондом России (ПФР).

В результате, по ее словам, получилось, что если такой гражданин зарегистрирован как ИП, он может оформить договор и платить взносы, а если не зарегистрирован, то нет.

Она заключила, что у этих двух категорий самозанятых «должны быть одинаковые права».

Отмечается, что в конце марта «Опора России» попросила главу Минтруда Антона Котякова рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство, чтобы дать самозанятым возможность добровольно вступать в правоотношения по обязательному соцстрахованию. Копия соответствующего письма есть у ТАСС. В нем говорится, что самозанятые направляют жалобы в организацию, заявляя о невозможности добровольно заключить договор обязательного соцстрахования.

Сейчас добровольно заключить договор обязательного соцстрахования могут: адвокаты, ИП, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физлица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы частной практики и другие лица, занимающиеся в установленном российским законодательством порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. У физлиц, которые не имеют вышеперечисленных статусов, такая возможность отсутствует.

Согласно законодательству России, выбрать специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» может как физическое лицо, так и ИП. Сейчас обе категории самозанятых могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а в отношения по обязательному социстрахованию может вступить только самозанятый, зарегистрировавший ИП.

Возможность официально работать на себя появилась в России в начале 2019 года. К настоящему времени налоговая зарегистрировала свыше 2 млн таких лиц.

В конце марта «Известия» писали, что многих россиян останавливает от перехода на режим самозанятости отсутствие гарантий, например, невозможность взять оплачиваемый больничный.

В то же время платформы такси, доставки начали страховать своих свободных исполнителей, предоставлять им оплату или частичную компенсацию питания, вакцинацию от гриппа. На Бирже аутсорсинга самозанятый может оформить страховку, если выполняет опасные работы, например, на стройке.

В то же время комплексных программ страхования для этой категории работников на сегодняшний день нет.

Минтруд хочет дать соцпакеты самозанятым и регулировать «аренду» персонала | Rusbase

Министерство труда на заседании рабочей группы при комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов представило концепцию нового законопроекта о занятости населения, в котором очертило круг ключевых проблем: теневая занятость, отсутствие социальных льгот у самозанятых, непрозрачное регулирование рынка заемного труда и выплаты по безработице.

Минтруд хочет дать соцпакеты самозанятым и регулировать «аренду» персонала Екатерина Алипова

На основе концепции к осени 2022 года планируется создать новую редакцию закона «О занятости населения», сообщает РБК, который ознакомился с документом.

Минтруд предлагает свои варианты решения обозначенных проблем:

  • Теневая (неконвенциональная) занятость.

Первым шагом должно стать введение этого понятия в правовое поле. Вторым – необходимость обозначить для работодателя последствия ненадлежащего оформления сотрудников на работу. Важно также разработать механизмы выявления нарушений и осуществления наказаний, для чего  закрепить соответствующие полномочия органов власти.

Проблема теневой занятости беспокоит Минтруд по понятным причинам: в своем первом предложении по теме от ноября 2021 года ведомство говорит о том, что бюджет может недополучать по 1,5% ВВП в год, если к 2034 году процент работающих нелегально сохранится. И Минцифры, и Росстат оценивают «серый» ФОТ примерно в 10 трлн рублей.

Как отмечает секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов, в регионах уже работают совместные комиссии местных властей, соцслужб и ПФР по выявлению нелегального трудоустройства, но системности и продуманности в этом вопросе откровенно не хватает.

Минтруд предлагает привязать размер пособия к выполнению плана по трудоустройству, который будет разрабатываться службами занятости населения для каждого человека, вставшего на учет, индивидуально. При невыполнении этих обязательных предписаний сумма пособия будет снижаться. Самостоятельные усилия по поиску работу учитываться не будут.

Подобная практика широко распространена за рубежом, подчеркивает руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Александр Башкатов. При постановке на учет соискатель подписывает соответствующие документы (например, «Обязательство заявителя»).

  • Социальный пакет для самозанятых.

Минтруд считает, что самозанятые и работающие по договорам ГПХ сотрудники должны иметь доступ к социальным гарантиям – пенсионным правам, различным пособиям в рамках трудовой деятельности. С целью уберечь персонал от перегруза, ведомство предлагает также закрепить для самозанятых нормы работы и отдыха. А для этого, возможно, понадобится отдельная организация.

Говоря о самозанятых, представители ведомства ориентируются в основном на персонал крупных цифровых сервисов вроде «Яндекса» или «Сбера». И в документе отдельно оговаривается, что необходимо обсудить вопрос о «допустимой доле иностранного участия в платформах, которые нанимают самозанятых».

Читайте также:  Установлено ли ограничение рабочего времени при совмещении?

Эксперты считают этот вопрос одним из самых острых. Ведь сейчас режим самозанятости обеспечивает упрощенное налогообложение.

Но как только речь зайдет о соцпакетах, а следовательно, и страховых взносах, сумма налогов возрастет.

Это либо уведет самозанятых в тень, либо существенно повысит стоимость их услуг, считает директор института занятости и профессий НИУ ВШЭ, член рабочей группы Федор Прокопов.

Использование заемного труда, когда работодатель временно направляет сотрудников в другие компании, становится все более распространенной практикой.

И Минтруд предлагает определить правовой статус «арендуемых» работников, установить основополагающие условия договора о предоставлении персонала, перечислить виды работ, где уместен заемный труд, и пересмотреть требования к организациям, оказывающим подобные услуги.

Помимо ключевых тем в документе также рассматриваются:

  • регулирование деятельности рекрутинговых и других организаций, оказывающих услуги в сфере занятости,
  • сотрудничество на территории единого рынка труда союзного евразийского пространства,
  • налаживание взаимодействия органов занятости и образовательных организаций,
  • создание системы мониторинга и прогнозирования трудовых ресурсов,
  • совместное финансирование мероприятий в сфере занятости центрами занятости и муниципальными образованиями,
  • организация эффективных стажировок и практик с целью развития рынка труда молодежи и др.

 Подписывайтесь на наш TG-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!  

Фото на обложке: Anamul Rezwan / Unsplash

Минтруд поможет безработным и самозанятым

В рамках заседания рабочей группы при комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Минтруд представил концепцию проекта закона о занятости. В документ попали такие аспекты рынка труда, как неофициальное трудоустройство, отсутствие социальных льгот у самозанятых, непрозрачное регулирование рынка заемного труда и выплаты по безработице.

Предполагается, что представленные материалы станут базой для обновленного закона «О занятости населения». Так, проблему теневой занятости планируют решить, начав с введения термина в правовое поле.

Затем будет очерчен круг возможных последствий, грозящих работодателю, который ненадлежащим образом трудоустраивает персонал.

Чтобы выявлять нарушения, будут созданы специальные механизмы, а органы власти получат соответствующие полномочия. 

Борьба с последствиями, а не причинами

Нина Вишневская заместитель директора Центра трудовых исследований ГУ Высшей школы экономики (ВШЭ), отмечает, что Минтруд обращает внимание на действительно острые вопросы рынка. Однако попытки ведомства «зарегулировать» все процессы могут привести к результатам, противоположным изначальным целям новых мер. 

«Вместо выведения теневой занятости в официальное правовое поле, – объясняет собеседница АБН, – можно увести бизнес еще глубже в тень. Во всем мире идет борьба с этой проблемой, однако уровень эффективности остается невысоким. Попытки исправить одни негативные последствия неофициального трудоустройства, влекут за собой появление других». 

Неформальная занятость является проблемой не только работодателей, а в первую очередь наносит вред работникам, подчеркивает эксперт, из-за отсутствия социальных гарантий. Однако решая эту проблему, нужно бороться с более глубокими причинами ее возникновения.

«Работодатель выбирает серую схему выплат зарплат не из-за злого умысла, – поясняет Нина Вишневская, – а из-за высоких налогов, которые сказываются на результативности бизнеса. А это уже в каком-то смысле можно назвать экономической необходимостью». 

На нынешнем этапе внесения изменений в закон о занятости, добавляет специалист, необходимо подробно рассматривать каждый пункт проекта закона. При этом должен быть налажен диалог властей с бизнесом и предпринимательскими объединениями. 

Самозанятые и соцпакет

Также Минтруд вернулся к вопросу социальных гарантий для самозанятых. В ведомстве считают, что этой категории населения необходимо получить пенсионный права, а также пособиям по временной нетрудоспособности и другим, в рамках трудовой деятельности. Кроме того, планируется разработать нормы труда и отдыха для самозанятых, чтобы предотвратить ситуацию с переработками. 

Председатель Союза Ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей (СААП) «Регионы» Олег Куксов сообщил АБН, что роль самозанятых на рынке перевозок остается не до конца понятной с точки зрения законодательства, а это приводит к высокому уровню риска. 

«Сейчас все усилия налоговых органов направлены на обеление рынка перевозок, – продолжает эксперт. – Поэтому сферу ждет массовый уход большого количества игроков, особенно малых и средних. Насколько их потом смогут заменить самозанятые, остается под вопросом. Думаю, что настолько же, насколько через три года электробусами удастся заменить все автобусы в России». 

Сомнения Олег Куксов объясняет тем же неопределенным правовым статусом самозанятых, который требует урегулирования. Сейчас, по словам эксперта, самозанятый не может получить лицензию на перевозку пассажиров и, например, стать водителем автобуса.

«Если налог на самозанятых поднимут, то самозанятость потеряет смысл, — говорит Вадим Тихонов, глава Содружества самозанятых плотников из Ленинградской области. — Одно дело айтишники и криптовалютчики, у которых труд легкий, и им все равно, платить 6% или прибавить к ним еще пенсионные отчисления.

Другое дело самозанятые, которые работают руками и им тяжело дается каждая копейка. Если правительство поднимет налог на самозанятых до 10% и пообещает за это пенсию 3 копейки, люди начнут выходить из самозанятых. И сейчас можно платить по 2600 руб в месяц в Пенсионный фонд, и тоже начисляется пенсионных стаж. Больше, чем 4% и 6% люди платят не хотят».

Страховки на миллиард

«Да, мы сотрудничаем с самозанятыми, — комментирует АБН Владимир Исаев, директор PR-службы «Яндекс. Go», — Самозанятые, как и все, кто сотрудничает с платформами, являются независимыми предпринимателями и самостоятельно определяют, как распоряжаться своим заработком и какой процент от него должен идти на соцгарантии.

На наш взгляд, роль платформ в этом вопросе – создавать максимально комфортные условия для партнеров, развивая собственные программы поддержки.

Например, мы запустили программу льготного страхования водителей такси и курьеров. Продукт представляет собой аналог оплачиваемых «больничных» и страховок 24/7.

Инвестиции Яндекса в этот проект составят около 1 млрд рублей. Но решение об участии в программе остается за нашими партнерами».

Благодаря процессам цифровизации в экономике появились новые формы взаимоотношений — это взаимоотношения между IT-платформами, предоставляющими возможности для поиска заказов, и теми, кто эти заказы выполняет. Безусловно, такой тип занятости должен быть изучен и урегулирован с учетом его специфики, считают в«Яндекс. Go».

План для безработных

Изменения коснутся и безработных, а именно – их пособий. Предлагается, что размер выплаты будет зависеть от выполнения так называемого плана по трудоустройству.

План будет разрабатывать служба занятости персонально для каждого соискателя. Если гражданин не выполняет план, сумма пособия уменьшается, при этом собственные попытки найти работу, не будут учитываться.

Какими критериями будет руководствоваться служба занятости, составляя такой план, пока остается неясным.  

«Если учитывать западный опыт, – рассказывает Нина Вишневская, – то подобные планы были первым шагом за рубежом. Результатом стало ощутимый рост нагрузки на службу занятости.

Индивидуальный подход здесь призван диверсифицировать соискателей.

Одним такие планы по трудоустройству действительно нужны, другие обойдутся без них и сами смогут найти работу, не создавая лишней нагрузки для соцслужб».

Кроме того, возникает вопрос о понижении пособия по безработице. Максимальные выплаты всегда равны минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) за прошлый год, поясняет в Минтруд. Так, в прошлом году они составляли 12 130 рублей, что соответствует МРОТ в 2020 году. Условия назначения пособия по безработице в 2022 году остаются прежними.

«До пандемии в западных странах службы занятости преимущественно занимались безработными, у которых было мало шансов трудоустроиться самостоятельно, – сообщает Нина Вишневская. – Им нужны планы, надзор, помощь, переобучение. Однако важно соблюдать баланс регулирования этих процессов и не упускать из внимания возможных негативных последствий». 

Если размер пособия вырастет, нужно будет следить за тем, не получают ли пособия те, кому они не предназначены. Если размер выплат останется на нынешнем уровне, замглавы Центра трудовых исследований ВШЭ считает, что следить не за чем. 

Рекрутеры и «аренда» сотрудников

Еще один вопрос, который рассмотрен в концепции обновления закона – использование заемного труда. Ситуация, когда компания «арендует» сотрудника у другой, получает все больше распространения.

В этой связи министерство хочет определить правовой статус заемных работников, а также прописать базу для договоров между такими сотрудниками и работодателем, составить перечень областей деятельности, в которых возможна «аренда» персонала.

Также изменения претерпит список требований к компаниям, предлагающим услуги заимствования работников. Отметим, что урегулировать эти вопросы власти пытаются не менее пяти последних лет. 

Также Минтруд в новом документе затронул деятельность рекрутинговых компаний, возможности мониторинга трудовых ресурсов, необходимость организовать сотрудничество молодежных организаций с органами занятости и другие. Ведомство намерено уже к осени 2022 года внести в закон о занятости все необходимые изменения. 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *