Минфин установил новые правила по работе с валютой и некоторыми иностранными компаниями

Что значит — обязательно продавать 80% валюты? По какому курсу банки вправе конвертировать валюту? Как изменился процесс подтверждения сделки? На эти и другие горящие вопросы предпринимателей отвечаем вместе с экспертами Тинькофф.

Условия, о которых мы рассказываем, касаются только валюты, поступившей на счет после 28 февраля 2022 года.

Получаю оплату в валюте. Как работать по новым правилам?

Коротко. Изменились сроки для продажи валюты и ее условия, другими словами — ее конвертации в рубли.

Подробности. Основной процесс поступления оплаты не поменялся, все остается как и раньше. Заказчик переводит деньги, и прежде чем они окажутся на вашем счете, сначала нужно пройти валютный контроль.

Минфин установил новые правила по работе с валютой и некоторыми иностранными компаниями

  1. Сократились сроки, в которые надо уложиться с подтверждением сделки. Это называется валютным контролем. Для него есть свои правила и особенности, например в одном случае понадобится акт о выполненных услугах, в другом — ничего
  2. Появилось требование — обязательно продавать часть оплаты в валюте. То есть вам приходит оплата в долларах и вы обязаны часть конвертировать в рубли, вне зависимости от планов на валюту.

Что мне нужно будет делать? Придется быстрее разбираться с подтверждающими документами и конвертировать валюту, даже если этого не планировали.

Начиная с 28 февраля 2022 г.

резидентам — участникам внешнеэкономической деятельности осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере 80 процентов суммы иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, не позднее трех рабочих дней со дня зачисления такой иностранной валюты.

Куда приходят деньги?

Коротко. Процесс получения денег не изменился, он такой же, как и был до появления новых указов. Если коротко, процесс такой: сначала деньги приходят на транзитный счет и только потом — на обычный счет бизнеса, рублевый или валютный.

Минфин установил новые правила по работе с валютой и некоторыми иностранными компаниями

Подробности. Транзитный счет — счет, на который поступают деньги и хранятся там, пока вы не пройдете валютный контроль. Банк сам его открывает, и за него не надо платить.

Как только деньги оказываются на транзитном счете, банк об этом обычно сообщает. Как именно, зависит от банка: может прислать СМС, письмо, уведомление в чат или поставить галочку где-то в недрах личного кабинета.

Что мне нужно будет делать? Ничего нового, точно так же готовите и передаете документы для валютного контроля, как и раньше.

Минфин установил новые правила по работе с валютой и некоторыми иностранными компаниями Тинькофф сообщает клиентам о поступлении на транзитный счет двумя способами. Сообщение приходит на телефон — в формате СМС или пуша, на выбор клиента. Дополнительно эта информация появляется в личном кабинете

Какую сумму обязательно конвертировать?

Коротко. С каждого поступления — 80% от суммы вы обязаны продавать, или, другими словами, конвертировать в рубли.

Подробности. Поступления в валюте можно условно разделить на две группы:

  1. Экспортная выручка — это все деньги за вашу работу. Заказчик платит за разработку кода, партию товара, серию фотографий и что угодно еще — это все примеры экспортной выручки.
  2. Любые другие поступления в валюте. Например, вы оформили займ своей компании и компания вернула его или вы перевели свои деньги на валютный счет своего же ИП.

Новый указ президента вводит условие: теперь все поступления, которые относятся к экспортной выручке, обязаны частично конвертироваться в рубли. Согласно указу — это 80% от суммы поступления на счет.

Экспортная выручкаЛюбые другие поступления в валюте
Процент от суммы поступлений 80% 0%

Что мне нужно будет делать? Даже если не планировали конвертировать валюту в рубли, теперь это придется сделать. Получить деньги на свой счет без конвертации 80% нельзя.

Начиная с 28 февраля 2022 г.

резидентам — участникам внешнеэкономической деятельности осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере 80 процентов суммы иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, не позднее трех рабочих дней со дня зачисления такой иностранной валюты.

Сколько времени дается на конвертацию?

Коротко. На продажу экспортной выручки есть три рабочих дня.

Подробности. Новый указ регламентирует сроки для продажи валюты. На момент написания статьи речь идет о трех рабочих днях.

Дни считаются считаются по формуле: деньги пришли на транзитный счет → следующий рабочий день → и от него три дня на конвертацию.

Минфин установил новые правила по работе с валютой и некоторыми иностранными компаниями

Что мне нужно будет делать? Помнить, что на конвертацию есть 3 дня.

Начиная с 28 февраля 2022 г.

резидентам — участникам внешнеэкономической деятельности осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере 80 процентов суммы иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, не позднее трех рабочих дней со дня зачисления такой иностранной валюты.

Почему я не могу сам конвертировать и это делает банк?

Коротко. Согласно инструкции Центробанка № 111-И, валюту, которая поступила с 28 февраля 2022 года, банк конвертирует по распоряжению клиента.

Подробности. В указе президента № 79 упоминаются два периода поступления валюты. От них зависят условия конвертации:

  • если валюта пришла до 28 февраля 2022, конвертирует клиент самостоятельно, не позднее 3 марта;
  • если валюта пришла после 28 февраля 2022 — валюту конвертирует банк и только после того, как клиент даст на это распоряжение.

Условия конвертации валюты в зависимости от периода поступления

Экспортная выручка поступила на счет с 1 января 2022 по 28 февраля 2022Экспортная выручка поступила на счет после 28 февраля 2022
Кто конвертирует Клиент Банк
Должен ли клиент давать распоряжение банку для конвертации валюты Нет Да
Сроки конвертации Не позднее 3 марта 2022 года В течение трех рабочих дней с момента поступления на транзитный счет
Какой документ регламентирует условия п. 1 указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 п. 2 указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79
Где смотреть подробности п. 5, Применение Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 Инструкция ЦБ от 30.03.2004 N 111-И

Для конвертации валюты после 28 февраля 2022 года клиент дает банку разрешение на продажу. Выглядит процесс так:

  1. Деньги приходят на транзитный счет.
  2. Клиент подает документы для валютного контроля. Без него нельзя получить деньги на обычный счет и пользоваться ими. Это требование закона о внешнеторговой деятельности и о валютном контроле.
  3. Клиент проходит валютный контроль и дает распоряжение банку о конвертации валюты.
  4. Банк конвертирует валюту в рубли. Конвертируется только валюта, которая пришла на транзитный счет. Это условие указано в инструкции Центробанка.

Один из обязательных документов для валютного контроля — распоряжение на продажу валюты. Как именно подавать распоряжение — зависит от банка. Например, в Тинькофф ничего специально заполнять не нужно, мы делаем все за клиентов. В другом банке могут попросить заполнить шаблон и расписаться.

В любом случае без распоряжения на продажу валюты нельзя пройти валютный контроль. А если его не пройти, деньги так и останутся на транзитном счете.

Что мне нужно будет делать? Запомнить, что обязательную часть суммы поступления конвертирует банк. Изменить это нельзя.

Применение Указа Президента РФ от 28.02.

2022 № 79: Расчет 80 процентов суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, осуществляется резидентом — участником внешнеторговой деятельности самостоятельно от суммы остатка иностранной валюты, находящейся на счетах (в том числе на транзитных валютных счетах, расчетных счетах, счетах по депозитам) резидента — участника внешнеторговой деятельности по состоянию на 28 февраля 2022 года и поступившей от экспортной деятельности в период с 1 января 2022 года по 28 февраля 2022 года. Для подтверждения того, что такой остаток иностранной валюты является экспортной выручкой, указанный резидент предоставляет уполномоченному банку информацию, обосновывающую остаток экспортной выручки, находящейся на счете (счетах) резидента — участника внешнеэкономической деятельности, подтверждаемую в том числе выписками по счету (счетам).

Инструкция Центробанка от 30.03.2004 N 111-И: Не позднее дня, указанного в подпункте 3.1.4 пункта 3.

1 настоящей Инструкции, резидент дает уполномоченному банку распоряжение об осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, перечислении суммы в валюте Российской Федерации, полученной от обязательной продажи части валютной выручки, на свой банковский счет в валюте Российской Федерации, перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после осуществления обязательной продажи (включая поступления в иностранной валюте, не являющиеся объектом обязательной продажи), на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет в иностранной валюте (далее — распоряжение)

По какому курсу банк конвертирует валюту?

Коротко. Банк конвертирует валюту по рыночному курсу. Такая формулировка указана в инструкции Центробанка.

Тинькофф меняет валюту по курсу банка, потому что он является рыночным, то есть он основан на курсе продажи валюты на бирже и курсе банка.

Подробности. Официальные документы оговаривают условие — выбор курса конвертации зависит от банка.

Тинькофф внимательно следит за ситуацией и официальными ми регуляторов. Мы определяем курс, учитывая данные Центрального банка, волатильность на рынках и общую экономическую ситуацию.

При появлении иных официальных комментариев относительно курса мы учтем их в своей работе.

Что мне нужно будет делать? Зависит от банка. Есть банки, в которых вручную необходимо заполнить информацию о платеже, в том числе указывать дату и время конвертации. В этом случае задача — успеть выбрать лучший курс между всеми рабочими делами. Если банк автоматизировал этот процесс, ничего делать не нужно.

Специальных требований о курсе обязательной продажи части валютной выручки не установлено. В настоящее время такая продажа осуществляется по рыночному курсу.

Можно ли не конвертировать деньги и вернуть их отправителю?

Коротко. Можно отказаться проходить валютный контроль и вернуть деньги обратно заказчику.

Подробности. Если что-то идет не так, клиент вправе отказаться от полученной суммы. Для этого клиент подает заявление в банк, и по этому заявлению деньги с транзитного счета уходят обратно на счет отправителю денег. В нашем случае речь о заказчике.

Причины возврата значения не имеют, такая возможность была всегда и продолжает действовать сейчас.

Если планируете возвращать деньги и потом попросить заказчика перевести их еще раз, обратите внимание на его комиссию за оплату.

Читайте также:  Когда надо отчитываться ООО на УСН, зарегистрированному в 2022 году?

При возврате денег комиссия не зачисляется обратно. Поэтому есть риск, что заказчик заплатит ее дважды. Возможно, он захочет переложить эти расходы на подрядчика — на вас или вовсе откажется от еще одного перевода. Советуем обсудить условия повторной оплаты заранее, чтобы не рисковать своими деньгами и отношениями с клиентом.

Что мне нужно будет сделать? У вас есть выбор — как именно поступить с деньгами. Если считаете, что курс конвертации для вас катастрофически невыгодный, можно отказаться от платежа и вернуть деньги заказчику.

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

(Новость) Изменения валютного законодательства с 1 июля 2021: использование иностранных электронных кошельков (электронных средств платежа) при проведении валютных операций

Нормативная база

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный Закон от 30.12.

2020 № 499-ФЗ “О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе», который вносит изменения в порядок использования валютными резидентами РФ иностранных электронных кошельков (платежных систем) и вводит новый термин: «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг«. Данный термин теперь используется в в нормах ст 12 ФЗ -173, при этом, более коротко его можно сформулировать как «расчет через электронный кошелек».

На кого распространяется

Закон распространяется на валютных резидентов РФ:

  • физических лиц, имеющих паспорт РФ или российский ВНЖ;
  • российских юридических лиц и ИП

Большая часть изменений касается российских юридических лиц и ИП, использующих в своей предпринимательской деятельности электронные кошельки в платежных системах.

Какие бывают электронные кошельки (платежные системы)

Использование электронных кошельков становится очень удобным. «Электронный кошелек» по своей сути это программное обеспечение, которое обслуживается платежной системой. Т.е.

в большинстве случаев корректно говорить «электронный кошелек в платёжной системе».

Однако, в большинстве случаев, говоря, «электронный кошелек» подразумевают «платежную систему» и наоборот, поэтому для данного обзора будем считать эти термины эквивалентными друг другу.

При этом само по себе использование электронных кошельков позволяет в некоторых случаях оставаться в тени с налоговой точки зрения, именно поэтому законодательно назрела необходимость регулирования данной области.

Обращаю внимание, что новые требования относятся ТОЛЬКО к зарубежным электронных кошелькам, то есть, если у Вас имеется электронный кошелек — уточните, в первую очередь, заключен ли между Вами договор с российским юридически лицом (кошельком, платежной системой) или с иностранным. Если с российским — данные изменения в законодательстве для Вас неактуальны.

Наиболее распространенные российские электронные кошельки: Яндекс Деньги (ЮMoney), WebMoney (может быть также и иностранным!), PayPal (может быть также и иностранным!), Qiwi, RBK Money, VK Pay.

  • Наиболее распространенные зарубежные электронные кошельки: WebMoney, PayPal, Qiwi, RBK Money, Skrill (Moneybookers), OKPay, Perfect Money, EasyPay, PaySera, Payeer, EuroPlat, Rapida, AdvCash, EcoPayz, Papara, Liqpay, ePayments, SolidTrustPay, Advanced Cash.
  • Еще раз обращаю внимание, что указанный выше список электронных кошельков — ориентировочный и для точного понимания статуса кошелька необходимо проанализировать договор (или оферту, расположенную на сайте).
  • Требуется ли подача Уведомления о наличии электронных кошельков в платежной системе

В ч 2 ст 12 ФЗ -173 «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающую обязанность по подаче Уведомлений изменения НЕ вносились, ОДНАКО, сохраняется обязательство представлять Уведомления о счетах в иных организациях финансового рынка (ИОФР), к которым возможно отнести и платежную систему (В соответствии с Информацией ФНС РФ: «Организациями финансового рынка также признаются иные организации или структуры без образования юридического лица, которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.»).

  1. Некоторые занимают позицию о том, что в платежной системе открыт НЕ счет, поэтому подача уведомления не требуется и не требовалась.
  2. С учетом того, что движение электронных средств по электронному кошельку необходимо будет отдельно представлять в налоговый орган (см ниже), считаю, что верным будет вариант подачи Уведомления об открытии электронного кошелька, если он открыт после 1 января 2021 года.
  3. Запрет на использование электронных кошельков в целях получения оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, а также по внешнеторговым контрактам и договорам займа
  4. Данное нововведение актуально в первую очередь для российских юридических лиц и ИП, а также физических лиц-самозанятых. С 1 июля 2021 года в соответствии с ч 4 ст 12 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
  • запрещается принимать электронные деньги с электронных кошельков (платежных систем) в качестве оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, за исключением расчетов через платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы;
  • запрещается использование электронных кошельков (платежных систем) для переводов, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и / или по договорам займа;
  • Норма закона сформулирована довольно сложно, поэтому процитирую ее также здесь:
  • ч 4 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ:
  • «Резиденты могут осуществлять переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за исключением приема таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельностиа также операций с использованием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.
  • Положения абзаца шестого настоящей части, устанавливающие ограничения приема электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, для переводов денежных средств без открытия банковского счета в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.»

То есть если Вы ведете бизнес в РФ (от имени своего ИП или российского юр лица), а именно продаете товары, оказываете услуги, выполняете работы или получаете оплату за предоставленные результаты интеллектуальной деятельности, и у Вас для удобства расчетов с иностранными покупателями имеется зарубежный электронный кошелек — с 1 июля 2021 года Вам запрещается принимать на него оплату по описанным выше основаниям, т.е. запрещается использовать его в коммерческой деятельности. Ее необходимо будет принимать либо через банковский счет, либо с использованием карты платежной системы (выдаются такие карты с соблюдением регулирующих требований РФ). Вам также нельзя будет использовать электронный кошелек, чтобы заплатить иностранному поставщику или предоставить /получить займ.

Таким образом, представляется, что зарубежные электронные кошельки с 1 июля 2021 становится возможным использовать:

  • юридическим лицам и ИП — для приема и расходования средств по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (т.е. практически полный запрет на использование зарубежных электронных кошельков в коммерческих целях);
  • физическим лицам — для покупок через интернет (т.е. совершения расходования) в иностранных магазинах, а также для приема средств, но по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (например, переводы между родственниками или друзьями). Также формально физическим лицам нельзя зачислять на электронный кошелк средства от продажи чего-либо (например, автомобиля) или от даже разового оказания услуг или выполнения работ
  1. Нами в ФНС РФ направлен запрос на разъяснение того, что покупка физическим лицом со своего иностранного электронного кошелька товаров или услуг в интернете — законная валютная операция, разрешенная к проведению через электронный кошелек и НЕ является формально внешнеторговой деятельностью для целей новых норм.
  2. Кто вправе НЕ соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам
  3. Как и в отношении требований к порядку проведения валютных операций по счетам в банках и ИОФР — требования к порядку осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней — ч 8 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .
  4. Юридические лица и ИП должны соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам во всех случаях без исключений.
  5. Ответственность
Читайте также:  Нужно ли платить налог, если доход не превышает 560 000?

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вводятся новые меры ответственности, связанные с незаконным использованием электронных кошельков. Обращаю внимание, что штрафы вступают в силу только с 1 октября 2021 года.

За использование электронного кошелька в случаях, когда это запрещено:

ч 1 ст 15.25. КоАП РФ

Осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

Появилась новая мера ответственности (новая часть статьи) за непредставление резидентом в налоговый орган Отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку не представлялся до выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 1.1. ст 15.25. КоАП РФ

  • Непредставление резидентом в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если представление такого отчета является обязательным, —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 20% до 40% суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период.
  • Остальные нарушения, связанные с просрочкой подачи нового Отчета о движении средств по электронным кошелькам и непредставлением подтверждающих документов (для юр лиц и ИП), приравняли по мерам ответственности к ответственности за несдачу отчетов о движении средств по банковским счетам и счетам в ИОФР (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку был представлен резидентом самостоятельно с пропуском срока, но ДО выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 6 ст 15.25. КоАП РФ

Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг и (или) подтверждающих документов,  —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.1. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов не более чем на 10 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 рублей; на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 рублей.

ч 6.2. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1.000 до 1.500 рублей; на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

ч 6.3. ст 15.25. КоАП РФ

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.500 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.5. ст 15.25. КоАП РФ

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20.000 рублей; на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 рублей; на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 рублей.

  1. Новый Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг
  2. В дополнение к Отчёту о движении денежных средств и иных активов по счета в банках и ИОФР за пределами территории РФ (ОДС) в законе появляется новая форма отчетности — Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг — абз 1 и абз 2 части 7 статьи 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  3. Таким образом, если у Вас есть электронный кошелек — движение электронных средств платежа по нему необходимо отразить в Отчете о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, который в первый раз необходимо представить в ИФНС в те же сроки как и ОДС:
  • для юридических лиц и ИП — за 3 квартал 2021 года — в течение 30 календарных дней с момента окончания 3-го квартала, т.е. до 30 октября 2021 (вместе с выписками по электронному кошельку, начиная с 3-го квартала 2021);

Трудолюбивым можно не возвращать

Запрос бизнеса на дерегулирование на фоне борьбы с последствиями пандемии позволил Минфину вернуться к ослаблению валютного контроля для экспортеров. Идею ранее критиковал ЦБ как противоречащую попыткам остановить вывоз капитала и требованиям международного антиотмывочного законодательства.

Отказ от репатриации валютной выручки может быть запущен уже с 2021 года с полной отменой требования к 2025 году для несырьевого неэнергетического экспорта.

Бизнес встретил инициативу с одобрением, однако ответственные за исполнение экспортного нацпроекта ведомства однозначную оценку ей дать затруднились.

Минфин вернулся к идее послабления валютного законодательства для российских экспортеров, следует из проекта поправок к закону о валютном контроле, опубликованного на regulation.gov.ru.

Так, с 2021 года несырьевые неэнергетические экспортеры смогут не возвращать до 10% суммы контракта, с 2022 года — до 30%, в 2023 году — до 50%, в 2024 году — до 70%. Полная отмена требований для такого экспорта предусмотрена к 2025 году.

При этом либерализация валютного контроля не затронет внешнеторговые контракты участников бюджетного процесса федерального уровня, федеральных бюджетных учреждений и унитарных предприятий.

Послабления также не распространятся на ряд товаров, которые можно отнести как к сырью, так и к продуктам его переработки, в том числе минеральные продукты и топливо, недрагоценные металлы (сера, пески, смолы, кокс, газы, черные металлы, медь, цинк и пр.).

Требования о репатриации валютной выручки вводились для борьбы с выводом капитала. Однако, как ранее неоднократно писал “Ъ” (например, см. “Ъ” от 15 января 2018 года), а теперь прямо указывает сам Минфин, нормы об обязательном возврате выручки не приносят результатов.

Вне требования обязательной продажи валютной выручки «применение репатриации в иностранной валюте не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса», пишут авторы проекта.

Читайте также:  Сдача отчета по страховым взносам за 4 квартал 2022 г

При этом требование о репатриации ограничивает гибкость торговых отношений между резидентами и нерезидентами и снижает конкурентоспособность российских экспортеров за счет трансакционных издержек и трат кадровых и финансовых ресурсов.

Ранее Минфину удалось добиться поэтапного отказа от возврата рублевой выручки для экспортеров РФ (см. “Ъ” от 14 июня 2019 года).

Инициативы Минфина по отказу от репатриации валюты до сих пор блокировал Центробанк из-за требований по исполнению антиотмывочных обязательств РФ перед ФАТФ, однако с 2018 года репатриация стала бессмысленной при автоматическом обмене информацией налоговыми органами мира.

Новый проект в ЦБ пока не готовы комментировать, поскольку инициатива еще обсуждается. В Минфине сообщили, что проекты будут направлены в ЦБ и заинтересованные ведомства, а по результатам согласительных процедур определены шаги по работе с проектом.

По словам ответственного секретаря профильного комитета РСПП Павла Исаева, за отказ от репатриации выступали даже крупные компании из-за высоких рисков выхода на новые экспортные рынки, поскольку добросовестные экспортеры из-за неисполнения требования подпадают под риск штрафов до 100% стоимости контракта, а доказывание невиновности зачастую экономически неоправданно.

«Небольшая компания получает «прививку» больше не заходить на иностранный рынок»,— добавил он. Как пояснил “Ъ” глава профильного совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, в проекте должно быть учтено право правительства в «экстренных случаях» вводить временные требования о возврате валютной выручки, иначе закон снова потребует правки.

Поэтапная отмена репатриации валютной выручки предусмотрена проектом нацплана восстановления экономики — законодательно инициатива должна быть оформлена к октябрю.

Планом предусмотрены и другие меры либерализации валютного контроля: применение риск-ориентированного подхода, приостановка штрафов за валютные нарушения до 1 июля 2021 года, разрешение экспортерам зачета встречных требований по обязательствам внешнеторговых сделок.

В совокупности меры должны способствовать выполнению нацпроекта по экспорту на фоне коронавирусных ограничений и разрыва цепочек поставок.

Ранее заместитель главы Минсельхоза Сергей Левин уже указывал на возможный пересмотр части нацпроекта по экспорту АПК, хотя ситуация на рынке пока благоприятная.

В ведомствах, ответственных за исполнение нацпроекта, не смогли дать однозначную оценку проекту. В Минсельхозе “Ъ” пояснили, что упрощение валютного законодательства позитивно скажется на повышении конкурентоспособности сельхозпродукции и развитии экспорта.

При этом ведомство совместно с экспортерами сельхозпродукции готовит собственные инициативы. «Часть из них направлена в Минфин для дальнейшей проработки»,— отметили в ведомстве.

В Минпромторге от комментариев о возможном эффекте послаблений на промэкспорт отказались.

Диана Галиева

Обзор изменений валютного законодательства с 2021 года

С 28 февраля 2021 года в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» действуют определенные изменения.

Этот закон устанавливает контроль за деятельностью организаций, резидентов, осуществляющих ВЭД со стороны государства, прописывает права и обязанности, а также требования, которые должны выполнять участники ВЭД во взаимоотношениях с государством, называет органы, осуществляющие контроль.

Обязательства при реализации товаров на территории иностранного государства

Прежде всего внесены изменения в ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В ней указано, что если резидент осуществил операции по реализации товаров, работ или услуг (ТРУ) в отношении своих контрагентов на территории иностранного государства, то он должен обеспечить поступление оплаты от соответствующих контрагентов в срок, установленный договором.

Если ТРУ приобретаются на условиях предоплаты, то в условиях договора должна стоять ожидаемая дата исполнения сделки. Если иностранный контрагент в нее не укладывается, то есть не исполняет обязательство перед российской организацией, то необходимо обеспечить возврат суммы полученного аванса.

В ч. 2 ст. 19 устанавливаются возможности зачета встречных обязательств.

Послабления в области валютного контроля

С 2021 года изменения в ст. 19 связаны в первую очередь с послаблениями в области валютного контроля. В пп. 1 п. 1 ст.

19 появилось определенное смягчение нормы, затрагивающей валютное регулирование (изменения внесены Федеральным законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ).

Речь идет об операциях с иностранными контрагентами в рамках реализации ТРУ, но при условии, что сделки осуществляются в рублях. Таким образом, круг нерезидентов — иностранных контрагентов сужается.

Более того, в Федеральном законе от 02.08.2019 № 265-ФЗ прописаны виды товаров, по отношению к которым установлены соответствующие послабления.

Послабления начали действовать еще в 2020 году, но в 2021 году данная норма расширилась. Теперь, если в рамках внешнеторгового контракта резидент получает от нерезидента по указанным ранее операциям сумму в отношении не более 30 %, то данная ситуация не попадает под валютный контроль.

Также в ст. 19 была внесена поправка Федеральным законом от 07.04.

2020 № 118-ФЗ: у нерезидентов появилось право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ или проводить зачет встречных обязательств по тем операциям, которые осуществляются между контрагентами и которые установлены перечнем правительства РФ. То есть правительство РФ предоставило возможность российским организациям не получать напрямую деньги от своих контрагентов, чтобы не нарушать валютное законодательство, а осуществлять зачет встречных обязательств.

Операции и услуги, на которые распространяется эта поправка, указаны в Постановлении Правительства РФ от 23.09.2020 № 1516:

  • издание ПО;
  • разработка компьютерного ПО;
  • деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность;
  • высшее образование;
  • услуги по производству компьютеров и периферийного оборудования; отдельные операции процесса производства компьютеров и периферийного оборудования, выполняемые субподрядчиком;
  • услуги по производству коммуникационного оборудования отдельные, выполняемые субподрядчиком;
  • услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное ПО;
  • услуги в области высшего образования.

В ст. 19 появилась еще одна поправка (введена Федеральным законом от 17.02.

2021 № 9-ФЗ): если все-таки произойдет такая ситуация, что российская организация как резидент не получит исполнение обязательства от иностранного контрагента, то если она обеспечивает получение на свои банковские счета сумму гарантии, которая ей приходит, и эта сумма гарантии приходит от банка и она сопоставима с величиной того обязательства, которое должен исполнить иностранный контрагент, то данная ситуация тоже не является нарушением валютного законодательства. Ранее такая норма была предусмотрена в отношении страховых сделок. 

Органы и агенты валютного контроля

Есть изменения, которые отражены в ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Эта статья устанавливает категорию органов и агентов валютного контроля.

К органам валютного контроля относятся Банк России, Федеральная таможенная служба, ФНС.

Именно они уполномочены устанавливать критерии валютного контроля, нормы контроля и разрабатывать документы, связанные с проведением контрольных мероприятий.

Агенты контроля — это органы, подающие информацию в органы валютного контроля. К ним относятся уполномоченные банки, в которых открыты счета, профессиональные участники рынка ценных бумаг, госкорпорация «Развитие».

Расширение перечня документов, которые могут запрашивать органы внутреннего контроля

В ст. 23 указан перечень документов, который могут запрашивать органы внутреннего контроля у участников ВЭД. С 2021 года этот перечень расширен. В п. 9 ст. 23 к таким документам добавили:

  • документы, подтверждающие фиксацию сторонами внешнеторгового договора (контракта) факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке;
  • документы, свидетельствующие о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии, предъявленной в связи с нарушением условий внешнеторгового договора (контракта) о количестве и (или) качестве поставленных товаров;
  • документы об урегулировании сторонами вопроса оплаты товара с учетом уменьшения его стоимости в результате порчи, повреждения, утраты или в случае его естественной убыли при транспортировке;
  • счета-фактуры;
  • переводные векселя.

Ранее этот перечень не был четко установлен. И затребование дополнительных документов могло приводить к непониманию и неправомерным действиям со стороны органов валютного контроля.

Теперь органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Российский экспортный центр и система «Одно окно»

С 1 января 2021 года участникам ВЭД предоставляются определенные возможности, которые упрощают им жизнь.

В настоящее время функционирует Российский экспортный центр. Его задача — создать определенную систему комфортных отношений в рамках ВЭД, а именно систему «Одно окно», которая должна включить все возможности, связанные с работой участников ВЭД: регулирование вопросов внутреннего контроля, вопросов, связанных с налоговыми и таможенными органами.  

На сайте Российского экспортного центра есть система «Навигатор», которая дает возможность участникам ВЭД изучать возможные тарифные нормы на территории других стран, анализировать возможности тех или иных операций ВЭД на территории других стран.

Стоит отметить, что Федеральным законом от 22.12.2020 № 446-ФЗ введена норма, согласно которой документы и информация, связанные с внешнеторговой деятельностью и проведением валютных операций и представленные органам и агентам валютного контроля с использованием системы «Одно окно», не должны представляться повторно до изменения сведений, содержащихся в них.

В прошлом году было издано Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2020 № 1776-р, в нем были установлены периоды, в которые начнут работать определенные блоки системы «Одно окно».

С 1 января 2021 года должна была заработать система «Одно окно» в области экспорта.  

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ обязал те организации, которые подключаются к этой системе, передавать в соответствующую систему информацию — в каких банках у них открыты расчетные счета, чтобы данная система могла работать во взаимосвязи с вопросами валютного законодательства и валютного контроля.

Использование этой системы пока не является обязательным для резидента. Это его право. Но предполагается, что она предоставит определенные преимущества. К этой системе постепенно будут подключаться таможенные органы и иные исполнительные органы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *