Обоснование цены контракта с единственным поставщиком — образец по 44-ФЗ 2022

Обоснование цены контракта с единственным поставщиком — образец по 44-ФЗ 2022Обоснование цены контракта с единственным поставщиком — образец по 44-ФЗ 2022Обоснование цены контракта с единственным поставщиком — образец по 44-ФЗ 2022

Как правильно провести малую закупку у единственного поставщика

Из статьи вы узнаете

  1. Какие правила действуют для малых закупок
  2. Как планируют и обосновывают малые закупки
  3. Чего не надо делать для закупок малого объема
  4. Как оформить договор на малую закупку

Каждый мечтает о легкой работе, которая бережет время и нервы. Закупать у единственного поставщика в малом объеме позволяют пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. На первый взгляд эти закупки кажутся простыми. Но на практике возникает много вопросов, некоторые из которых создают заказчикам проблемы.

Какие правила действуют для малых закупок

Нормы Закона о контрактной системе содержат два правила для малых закупок. Они ограничивают заказчиков в цене договора и годовом объеме таких закупок.

Стоимость договора по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не может превышать 100 тыс. руб. Объем таких закупок за год не должен быть больше, чем 2 млн руб. Есть альтернатива — рассчитывать лимит от совокупного годового объема закупок: не больше 5 процентов и одновременно не выше 50 млн руб.

Для заказчиков, которым разрешили использовать пункт 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, свои ограничения. Стоимость договора по этому основанию не должна превышать 400 тыс. руб. Лимит закупок за год — не выше 50 процентов от совокупного годового объема закупок и одновременно не больше, чем на 20 млн руб.

Смотрите наглядно в таблице 1, как ограничивает заказчиков в малых закупках Закон № 44-ФЗ.

Таблица 1. Какие действуют ограничения и лимиты для малых закупок

Основание закупки Стоимость договора Годовой объем закупок
Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ Не выше 100 000 руб. Или 2 млн руб. или 5% от СГОЗ, но не более 50 млн руб.
Пункт 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ Не выше 400 000 руб. 50% от СГОЗ, но не более 20 млн руб.

Есть исключения из общих правил для малых закупок у единственного поставщика.

Заказчики, которые закупают для муниципальных нужд сельских поселений, вправе не руководствоваться лимитом годового объема закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, но при этом предел цены договора для них действует.

С заказчиками, которые закупают за границей, все с точностью до наоборот: можно не ограничивать себя пределом цены договора, но надо следить за лимитом годового объема закупок.

Что разъяснил регулятор о лимитах и ограничениях

Минфин периодически выпускает письма, которые разъясняют случаи закупок у единственного поставщика. Например, регулятор уточнил: перечисленные в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе дополнительно использовать и основание для закупок до 100 тыс. руб. (письмо Минфина от 19.06.2017 № 24-01-10/38131).

Важно

Собирайте и прикладывайте к договорам коммерческие предложения для достатысячных договоров, чтобы избежать проблем при проверках

Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика

Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины

К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:

  • работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
  • услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
  • закупка объектов культурного наследия;
  • поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
  • приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
  • поставка электронных или печатных изданий;
  • заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

Что включить в обоснование закупки у ЕП

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:

  • цель закупки товара, работы, услуги;
  • описание объекта закупки;
  • цену контракта;
  • условия контракта и преимущества поставщика;
  • причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
  • вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.

К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.

Рекомендуем вебинар «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». Закупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.

Читайте также:  Можно ли при регистрации ИП или ООО указывать коды ОКВЭД из трех знаков?

5 причин обоснования закупки у ЕП

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:

  1. Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
  2. Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
  3. Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
  4. Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
  5. Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.

Обоснование цены контракта с единственным поставщиком — образец по 44-ФЗ 2022Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома: «Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».

Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика

Отчет №______

Обоснование закупки у единственного поставщика в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ

Наименование заказчика Место нахождения Почтовый адрес Адрес электронной почты Номер контактного телефона Ответственное должностное лицо заказчика Предмет контракта

Способ закупки

Цена контракта

1. Обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика)(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

2. Обоснование цены(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

3. Обоснование иных существенных условий контракта(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК»
Закупка у единственного поставщика
17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей)
Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов. Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы. Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными. Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены. Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ). Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. Данные получены на сайте поставщика http://www……. Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567
Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов. Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности. Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика
  • «_____» ________________2017 г.
  • Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий
  • ________________________________ /___________________/
  • Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом
Читайте также:  Оплачивать контракты придется быстрее, но не всем
  Содержание работ (услуг)Трудоемкость, чел./мес.Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес.Стоимость работ, руб.
Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок 5 41 000,00 205 000,00
Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК 12 32 000,00 384 000,00
Вид работ № 3. Веб-визуализация  системы поиска на ОС 8 36 000,00 288 000,00
Вид работ № 4 Тестирование, контроль 5 38 000,00 190 000,00
Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления 15 27 000,00 405 000,00
Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб. 1 472 000
Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ 397 440
Материалы и программное обеспечение, руб. 567 200
Оборудование и спецтехника, руб. 428 360
Прочие прямые расходы, руб. 514 000
Накладные расходы (40%) 1 351 600
Себестоимость работ, руб. 4 730 600
Прибыль (5%), руб. 236 530
Общая стоимость, руб. 4 967 130
Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб. 5 271 360
Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт. 304
Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год 17 340

Как разместить отчет в ЕИС

Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru.

В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система.

Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте. 

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Изменение цены контракта по 44‑ФЗ в 2021 году

По общему правилу, заказчик не может изменить цену госконтракта. Однако в некоторых ситуациях он может договориться с поставщиком и уменьшить или увеличить стоимость договора. Давайте разберемся, при каких условиях это возможно.

Если в результате проведения торгов заказчик сэкономил средства (т.е. поставщик предложил цену ниже начальной минимальной цены контракта — НМЦК), то он вправе докупить товар на сумму экономии (ч. 18 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ). Но такое действие возможно совершить при одновременном соблюдении следующих условий:

  • закупается товар, а не услуги и (или) работы;
  • право заказчика на увеличение количества закупаемого товара предусмотрено в закупочной документации;
  • итоговая цена договора не превышает НМЦК;
  • цена госконтракта увеличивается пропорционально объему продукции.

Получить данные из КТРУ с ценами по завершенным контрактам

При соблюдении этих условий заказчик может направить победителю торгов официальный документ с просьбой увеличить объем поставки. В свою очередь, победитель торгов вправе принять предложение либо отказаться от него.

Если поставщик не может или не хочет соглашаться на новые условия, то контракт заключается по старым параметрам, которые были определены изначально.

Если же он идет навстречу заказчику, то контракт подписывается на новых условиях без каких-либо дополнительных соглашений.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Уменьшение цены контракта на величину НДС

Можно ли исключить из стоимости контракта сумму налога на добавленную стоимость, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, организация на УСН? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Минфин России в письме от 02.11.17 № 03-07-11/72354 указал, что в случае победы в торгах «упрощенщика», корректировать (снижать) цену контракта на сумму НДС недопустимо.

Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента

Судебная практика по данному вопросу такова. Верховный суд в определении от 23.09.19 № 306-ЭС19-15999 указал, что заказчик оплачивает контракт вне зависимости от того, какую систему применяет победитель. Если заказчик выделит НДС в платежном поручении, то поставщику на УСН налог платить не надо. Главное — не выставлять заказчик-счет-фактуру.

Может возникнуть вопрос: что делать, если заказчик не указал в закупочной документации условия, по которым будет оплачивать договор победителю на УСН? Тут можно предпринять следующие действия:

  • заранее уточнить этот момент в запросе на разъяснения;
  • направить заказчику протокол разногласий перед подписанием договора и попросить не выделять НДС;
  • подписать контракт, но не выставлять счет-фактуру после его исполнения;
  • обратиться в суд, если заказчик вычтет из цены договора сумму НДС и перечислит заказчику меньшую сумму.
Читайте также:  Как оформляется дарение доли в ООО с единственным участником?

Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд Получить через час

После заключения госконтракта

Изменение объема закупки

Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
  • новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.

Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.

Изменение стоимости без изменения объема закупки

Цену контракта можно уменьшить без изменения объема товара и услуг, если поставщик согласен пересмотреть ее (подп. «а» п.1 ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Увеличить стоимость по этому условию нельзя. Новую стоимость стороны фиксируют в дополнительном соглашении.

Получить сведения о заключенных поставщиком госконтрактах

Заказчику урезали бюджет

Объявляя закупку, заказчик ориентируется на утвержденный бюджет закупки. Однако на практике бюджет могут пересмотреть в сторону уменьшения. В таком случае заказчик согласует с поставщиком уменьшение цены контракта или количества товара.

Если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, доведенных на закупку. Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение тарифов

Стоимость договора можно пересмотреть если изменились тарифы — регулируемые государством цены. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта с единственным поставщиком на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (п. 8 и п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Пройти обучение и получить диплом специалиста по управлению государственными и муниципальными закупками

Долгосрочные контракты

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства от 19.12.13 № 1186:

  • федеральные госконтракты на сумму от 10 млрд рублей и срок от 3 лет, кроме контрактов на проведение клинических исследований лекарств для медицинского применения;
  • региональные контракты на сумму от 1 млрд рублей сроком от 3 лет;
  • муниципальные договоры на сумму от 500 млн рублей сроком от 1 года;
  • федеральные госконтракты на проведение клинических испытаний лекарств на сумму от 40 млн рублей на срок от 3 лет.

Тендеры на строительство

Согласно подпункту 8 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, стоимость контрактов на строительство, реконструкцию и капремонт можно увеличить на сумму до 30 % при соблюдении следующих условий:

  • срок исполнения договора — больше 1 года;
  • цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ;
  • договор нельзя исполнить из-за независимых от сторон обстоятельств;
  • получено письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, исполнительного органа субъекта или местной администрации соответственно;
  • срок исполнения не изменился.

Лечение за рубежом

Цену можно менять в контрактах с зарубежной компанией на лечение гражданина России, если по медицинским показаниям добавили или уменьшили перечень услуг. В договоре должно быть предусмотрено такое условие.

Ответственность за нарушение порядка изменения цены контракта

За нарушение порядка пересмотра стоимости ответственность несет только госзаказчик по статье 7.32 КоАП РФ. Если он подпишет дополнительное соглашение с поставщиком об изменении цены договора по условиям, которых нет в 44-ФЗ, то получит штраф:

  • 20 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 200 тыс. рублей — на юрлицо.

По гособоронзаказу штраф составляет:

  • 50 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 500 тыс. рублей — на юрлицо.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Заказчикам, пока не имеющим большого опыта в организации закупок, поможет специальный сервис «Контур.Снаб». В нем можно найти и скачать шаблоны техзаданий, определить и обосновать оптимальную цену контракта, отслеживать  установленные законом сроки закупочных процедур.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *