Изменили правила пересчета цены строительного контракта при удорожании стройматериалов в 2022 году

В Петербурге уже занято почти 70% коронавирусных коекГоликова: В России выявлено почти 800 случаев «омикрона»В Канаде суд запретил невакцинированному отцу видеться с сыномМИД Финляндии опроверг планы по вступлению страны в НАТОИзраиль отменил карантин для привитых «Спутником V» туристовВрачи установили причину смерти телеведущего Михаила ЗеленскогоРПЦ составила молебен об «одержимых компьютерной страстью»«Итоги недели» с Андреем КонстантиновымПод Тверью собака заводчицы загрызла её шестилетнего ребенкаФСБ сообщила о ликвидации в России хакерского сообщества REvilПесков: Вакцинация от коронавируса платной не будетДатские ученые выяснили, чем опасны люди, которым скучно на работеПутин назначил Грызлова новым послом в БелоруссииПомогите Никите сделать последний шаг на пути к здоровьюЯпонские макаки не впечатлились петербургскими новогодними традициямиЦБ повысил официальный курс евро на 1,4 рубляРоссиянка, мать троих детей погибла в ходе беспорядков в КазахстанеГрузовик на боку удивляет автомобилистов и собирает пробку на ТипановаСкончалась названая внучка Ахматовой искусствовед Анна КаминскаяПредыдущие новостиАрхив материалов

Федеральное правительство разрешило в сравнительно упрощенном порядке раздувать строительные контракты на 30%, если они уже трещат от стоимости подорожавших материалов. Очередей из подрядчиков чиновники не ждут.

Изменили правила пересчета цены строительного контракта при удорожании стройматериалов в 2022 году Огнев Михаил/«Фонтанка.ру»/АрхивПоделиться

Глава правительства Михаил Мишустин подписал давно анонсированное постановление, которое позволяет существенно менять уже действующие госконтракты на капитальное строительство и снос; сюда же — и сохранение объектов культурного наследия.

Фактически, если договор заключен в соответствии с 44-ФЗ, одним допсоглашением теперь можно увеличить стоимость работ на 30%. Резон понятен — ценовые ориентиры заказчиков и так-то не всегда актуальны, а когда дорожают материалы — тем более.

Местным властям также рекомендуют не стесняться переписывать сметы, благо Минстрой показал — как.

Само постановление, судя по официальному порталу правовой информации, подписанное еще 9 августа, опубликовано в пятницу.

Его действие распространяется на контракты, заключенные до 1 июля 2021 года. Их цену можно увеличивать не более чем на 30% одним дополнительным соглашением, при этом срок исполнения контракта меняться не должен, как, собственно, и сам объем работ.

Дальше — бюджетная техника: кто какие сведения предоставляет и в какие программы вносит изменения.

В основной своей части постановление относится именно к федеральным контрактам: в конце приведен список релевантных заказчиков — это полный комплект министерств, госкорпорации в диапазоне от «Росатома» до Роскосмоса, федеральные агентства, Следственный комитет, судебный департамент.

Ну и, конечно, «Единый заказчик в сфере строительства» — созданная при Минстрое публично-правовая компания, в которую зашили различные дирекции Минкульта и свели крупные строительные госконтракты. В Петербурге «Единый заказчик» занимается консерваторским долгостроем и строительством новой сцены Театра Европы.

Однако к региональным стройкам этот документ тоже относится. На риторическом уровне это выглядит так: «рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры, обеспечивающие возможность изменения цены контракта… с учетом положений настоящего постановления».

На процедурном — правительство меняет свое же 1186-е постановление: в нем установлено, на сколько вообще можно переписывать стоимость контрактов различного уровня. Раньше там указывалось, что по независящим от сторон обстоятельствам можно менять договор сроком не менее года, если его цена — 100 млн рублей и выше.

Теперь достаточно перевалить через планку в миллион.

Колоссальный рост цен на стройматериалы за последние месяцы поставил подрядчиков госстроек в тяжелое положение. Им приходится либо закупать кирпич, бетон, металлоконструкции и пиломатериалы себе в убыток, либо отказываться от контрактов, рискуя оказаться в «черном списке».

В Петербурге, по данным Петростата, всего за один месяц обрезные доски подорожали на 26,7%, еврошифер — на 14%.

Цемент за июль вырос в цене «всего» на 4%, но по сравнению с прошлым годом, когда писалось большинство исполняемых сейчас смет, на все 11%, а кирпич — на 15%.

Отпускные цены производителей металлоконструкций за год и вовсе подскочили на 54%. Это только официальные данные, а сами строители говорят чуть ли не о кратном росте цен на целый ряд товаров.

У петербургских чиновников и строителей мануал, как именно обосновывать увеличение цены и какие формулы использовать, уже имеется.

«У нас есть для этого приказ Минстроя № 500, который имеет к нам прямое отношение, — говорит Валерий Москаленко, председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП).

— Там три методики исчисления, в зависимости от стоимости контракта, но поводом для пересмотра сметы может стать удорожание именно ценообразующих стройматериалов».

Пресловутый приказ тоже подписан недавно, в конце июля; он меняет методику составления сметы и тоже устанавливает лимит ее увеличения на 30% от первоначальной цены.

Вся стройка (снос, сохранение) поделена на три группы контрактов: до 30 млн рублей, от 30 до 100 млн и свыше 100 млн рублей, для каждой — свой порядок.

«В случае с нашей адресной инвестиционной программой речь почти всегда о договорах выше 100 млн рублей, — рассказывает Валерий Москаленко. — А для них пересчет происходит только с обязательным прохождением госэкспертизы в части стоимости работ».

«Ключевой целью постановления является нивелирование последствий для строительной отрасли в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, недопущения расторжения контрактов, и как следствие — роста объемов незавершенного строительства», — разъясняет Минстрой для непонятливых.

«Фонтанка» уже писала о подорожании материалов, именно на него ссылались застройщики, говоря о росте цен в первичке.

Однако в не меньшей степени оно отражается и на подрядчиков по инфраструктурным и социальным стройкам, одна арматура их здорово потрепала, а знаменитое «раскулачивание» металлургов, по одной из версий, стало ответом именно на ценовые волны на крупнейших стройках страны.

До сих пор единственным способом для участников строительного госзаказа в Петербурге хоть как-то снизить нагрузку было повышение цены контракта на 10% — лимит, установленный в 44-ФЗ. «Просто так никто денег не добавляет.

Надо подтвердить проектные решения и финансовые запросы через экспертизу», — пояснил представитель ООО «СУ-17». Он отметил, что для экспертизы нужно сформировать достаточно большой объем документации, а выхода экспертного решения, как правило, приходится дожидаться минимум два месяца.

Сейчас, согласно сообщению Минстроя, достоверность сведений от подрядчика будут проверять в сокращенные сроки — до 14 дней.

«Мы сейчас в Ленинградской области выполняем один контракт. У нас там в любом случае идет перепроектирование ввиду некорректных решений в прошлом проекте и увеличение стоимости самого объекта в рамках допустимого 44-ФЗ.

А вот это увеличение 30-процентное, оно будет идти сверх допустимых увеличений предыдущих или же это оно и есть? Тут пока непонятен механизм, как это будет использоваться», — сказал «Фонтанке» генеральный директор компании «РР-Сити» Валерий Васильев.

«Мы эти вопросы обсуждаем с заказчиком, с комитетом по строительству. Эта политика определяется городом. Согласно этому и будем действовать на объектах, на которых мы работаем, на которых будем работать, — сказал гендиректор ЗАО «Трест 101» Вячеслав Прокофьев. — Оно (постановление правительства РФ. — Прим. ред.) узаконивает все эти движения. Желания оно переводит в разряд решения».

При этом, если федеральные 30% покроет резервный фонд правительства, то регионы решают сами. «Санкт-Петербург, наверное, обладает необходимыми финансовыми возможностями, — рассуждает представитель ООО «СУ-17», — а у условной Новгородской области в региональном бюджете дырка». «Разные варианты корректировки адресной программы.

Если принято решение об изменении цены контракта, то либо идет перераспределение средств внутри самой ведомственной структуры и в рамках текущих назначений, либо корректировка бюджета. На самом деле это технический вопрос. Важно понимать по сути, что обосновать подорожание непросто.

Так что никакого веерного подписания допсоглашений с подрядчиками, конечно, не будет», — говорит глава КЭПиСП Валерий Москаленко.

Изменили правила пересчета цены строительного контракта при удорожании стройматериалов в 2022 годуИзменили правила пересчета цены строительного контракта при удорожании стройматериалов в 2022 годуИзменили правила пересчета цены строительного контракта при удорожании стройматериалов в 2022 годуИзменили правила пересчета цены строительного контракта при удорожании стройматериалов в 2022 годуПоделиться

«Рост объемов незавершенного строительства», — против которого, согласно релизу Минстроя, направлен документ, — это сорванные национальные проекты и адресные программы.

В Петербурге АИП 2021 года составляет 86,2 млрд рублей, 56,8 млрд из этого — строительство.

Комстрой в первом полугодии освоил 8,5 млрд из вписанных на год 23,4 млрд (36,4%), КРТИ — 5,8 млрд из 27,6 млрд (21,2%), комитет по энергетике — 2,7 млрд из 10,2 млрд (26,4%). Всего за 6 месяцев АИП выполнен на 30,5%, или на 26,5 млрд рублей.

Простая арифметика показывает: если петербургские строители сейчас потребуют увеличения смет на максимально возможные 30%, а чиновники согласуют все их «хотелки», затраты бюджета на городских стройках могут вырасти в пределах 17 млрд рублей. В реальности эта цифра будет меньше, однако порядок чисел запрограммированного Михаилом Мишустиным роста расходов бюджета Петербурга примерно таков.

Николай Кудин, Галина Бояркова, Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

Изменили правила пересчета цены строительного контракта при удорожании стройматериалов в 2022 году Огнев Михаил/«Фонтанка.ру»/Архив

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

«Пересмотр есть, но повлиять не должен». Приведет ли рост цен на стройматериалы к срывам сроков строительства?

Что говорят застройщики и может ли подорожание строительства отразиться на национальных и масштабных инфраструктурных проектах?

Читайте также:  Если ООО регистрируется на домашний адрес, в учредительных документах указывается "квартира" или "офис"?

Изменили правила пересчета цены строительного контракта при удорожании стройматериалов в 2022 году Юрий Смитюк/ТАСС

В отличие от канонического течения событий, тут сначала было дело — а именно существенное изменение стоимости строительных ресурсов, о котором рынок заговорил в прошлом мае.

Как уже неоднократно рассказывала Business FM, подорожало все: от арматуры, бетона и древесины до транспорта и рабочих рук. И рост цен продолжается.

По данным Росстата, в мае 2021 года в сегменте стройматериалов опять зафиксирована ценовая прибавка почти в 5% — значит, на самом деле еще больше.

А вот затем уже было слово — о том, что в сложившихся обстоятельствах изначальные финмодели проектов необходимо пересматривать и указанные в контрактах суммы менять. Причем это касается строительства по всем контрактам — как государственным, так и коммерческим.

Еще в марте Минстрой разработал проект федерального закона, вносящий поправки в контрактную систему закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — а именно в 44-й федеральный закон.

Поправки эти касались госконтрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

И там предлагалось дать заказчикам возможность изменять цену контрактов, заключенных на срок не менее одного года (без необходимости заключения нового контракта), если «в период исполнения контракта произошло существенное изменение стоимости одной и более позиций ценообразующих строительных ресурсов, приведшее к изменению общей стоимости выполнения работ более чем на 5%, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно». Кстати, отмечалось, что изменения контракта будут осуществляется как при существенном росте, так и при снижении стоимости ценообразующих строительных материалов и оборудования. Но у Минфина нашлись серьезные возражения, и тогда он эту инициативу не поддержал.

Однако в начале июня Минстрой, Минфин и ФАС направили в регионы уже совместное письмо, разъясняющее, что цены госконтрактов могут быть изменены при существенном подорожании стройматериалов.

«В случае если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта на выполнение работ по строительству, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн рублей, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта», — цитирует письмо ТАСС.

Как считают в Минстрое, к ключевым факторам роста цен можно отнести ограничительные меры из-за пандемии, общемировую конъюнктуру, повышенный спрос и сезонный фактор. «В настоящее время продолжается проработка возможных действий при существенном повышении цен на стройматериалы.

Министерство ведет диалог с производителями стройматериалов, застройщиками, профильными ведомствами и отраслевыми объединениями.

Еженедельно мониторинг цен по 17 ценообразующим строительным ресурсам направляется в ФАС и Минпромторг для принятия оперативных решений», — отмечает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минстроя.

О необходимости принятия оперативных решений по контрактам говорил недавно и генеральный директор Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства Константин Тимофеев.

Константин Тимофеев генеральный директор федерального Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства

Правда, по словам Константина Тимофеева, на сроки строительства объектов — «подопечных» фонда этот пересмотр повлиять не должен. И руководитель блока девелопмента компании «Интеко» Станислав Фролов подтверждает: у большинства серьезных застройщиков расклад аналогичный: пересмотр идет, но особо повлиять не должен.

Станислав Фролов руководитель блока девелопмента компании «Интеко»

Впрочем, это мы сейчас считаем, что повлиять не должен, а как будет через несколько месяцев — еще посмотрим. По мнению управляющего партнера, генерального директора строительной компании GPGroup Игоря Грецова, урегулировать столь, мягко говоря, нестабильную ценовую ситуацию можно прежде всего с помощью государственных мер.

Игорь Грецов управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup

По наблюдениям эксперта, в сфере элитного жилья налицо стагнация, девелоперам приходится постоянно пересматривать свои бюджеты и искать новые источники финансирования.

А в офисном секторе, несмотря на тотальный рост цен, наоборот, оживление рынка, которое опосредованно вызвано государственными мерами. «После прошлогоднего локдауна были внесены изменения в Трудовой кодекс и тем самым легализованы удаленные форматы работы.

Это в свою очередь вынудило компании по-новому взглянуть на организацию работы и обустройства офисов. Работодатели понимают, что, когда ситуация с пандемией разрешится, форматы работы все равно уже изменятся, и готовиться к будущим неизбежным изменениям надо сейчас.

Так что полным ходом идет трансформация рабочих пространств, экспансия гибких форматов офисов, рост числа офисных переездов и заказов строительных ремонтов», — поясняет Игорь Грецов.

А что в связи с ростом цен на строительство происходит на стройплощадках национальных и масштабных инфраструктурных проектов? Об этом Business FM побеседовала с генеральным директором ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимиром Щербининым.

Нехватка рабочих, подорожание стройматериалов, пандемия, депрессивные экономические настроения в строительной отрасли — оказывает ли все это влияние на реальное положение дел на стройках?

Владимир Щербинин: Длинный получится ответ, потому что темы самые животрепещущие. Мы с вами знаем, что примерно 25% федерального бюджета наполняется за счет строительной отрасли — учитывая подрядные организации, производство стройматериалов и так далее.

Соответственно, любые негативные влияния на развитие и боеспособность строительной отрасли, конечно, отразятся и на экономике России в целом.

Поэтому депрессивные настроения, наверное, невозможно допустить в принципе — здесь необходимо принимать на государственном уровне любые меры для того, чтобы отрасль жила, развивалась и работала без сбоев. Пандемия, подорожание материалов, нехватка рабочей силы — это, конечно же, важные факторы.

Руководители различных структур — как заказчиков, так и подрядчиков — находятся в крайне сложной ситуации в смысле прогнозирования итогов любого строительного проекта. То, что закладывается в стоимость контракта на этапе его подписания, как правило, учитывает только прогнозную инфляцию.

А сегодня мы знаем, что некоторые строительные материалы — допустим, металл и некоторые другие — дорожают опережающими темпами.

Соответственно, крайне сложно прогнозировать, выйдет ли подрядчик на заданные параметры рентабельности по данному проекту, сможет ли заказчик обеспечить полное финансирование объекта… Меры, которые сейчас принимает правительство, Минстрой России, как раз направлены на то, чтобы стабилизировать ситуацию — в первую очередь для понимания, каким образом каждый проект (прежде всего из тех, что финансируются из федерального бюджета) может быть завершен в установленные сроки и с изначально заданными параметрами.

Многие эксперты говорят сегодня о серьезном дисбалансе в проведении строительных работ из-за нехватки рабочих рук, о сдвигах по срокам строительства. Наблюдаете ли вы такой дисбаланс? И если да, то как застройщики с ним справляются?

Владимир Щербинин: Нехватка рабочих рук — конечно, фактор, способный привести к такому дисбалансу, однако, что касается нацпроектов, здесь подвижек по срокам мы не наблюдаем. Все структуры, задействованные в реализации нацпроектов, предпринимают максимум усилий для того, чтобы никаких сбоев не допустить.

Нехватка рабочей силы оценивается сегодня по России в целом примерно в 5 млн человек. Это трудовые мигранты, которые, к сожалению, зачастую не могут попасть на территорию нашей страны из-за ограничений по ковиду, да и из-за других факторов тоже.

Но фактически в ручном режиме Минстрой России эту проблему решает: для того, чтобы люди могли бы легитимно попасть к нам, каждый мигрант должен обладать соответствующим пакетом документов, к этому прибавляется обязательная вакцинация и другие вещи, связанные с пребыванием в России. Сейчас изыскиваются различные внутренние резервы.

Речь идет о привлечении строителей из российских регионов, где высвобождаются строительные руки. Но в целом могу сказать, что ситуация… в общем, думаю, что мы справимся. В прошлом году ситуация была не менее тяжелая, однако же выполнение нацпроектов было обеспечено полностью.

Как вы относитесь к идее пересмотра сумм и сроков в рамках госконтрактов, а возможно, и в рамках рыночного строительства?

Владимир Щербинин: Пересмотр сумм контрактов довольно сложно регулируется нынешним законодательством. Потому что есть 44-ФЗ, который определяет правила отбора подрядных организаций: они заключают контракты с твердой ценой и соответствующими технико-экономическими показателями, которые должны быть достигнуты.

Сегодня, исходя из объективной реальности, что подорожание стройматериалов действительно серьезное, меры по пересмотру требуются. Минстрой России вместе с ФАС, с Минфином, с Минэкономразвития рассматривает возможные варианты рыночного регулирования стоимости контрактов.

Как это будет выглядеть, мне сложно сказать, но на основных площадках, где мы осуществляем строительный контроль, мы пока не видим паники — работа идет в штатном режиме.

С вашей точки зрения, что надо предпринять сегодня для поддержки строительной отрасли — с законодательной, экономической и всех иных точек зрения?

Владимир Щербинин: Могу сказать, что под руководством профильного вице-премьера Марата Хуснуллина была разработана агрессивная стратегия развития строительной отрасли. Думаю, что все те меры, которые требуются, в эту стратегию заложены и законодательные изменения в ней предусмотрены.

При разработке стратегии опирались даже не на экономические расчеты, а принимали во внимание чаяния подрядных организаций и заказчиков — причем речь идет как о регулировании нормативной базы, так и о поддержке развития отрасли, об обеспечении надлежащей рентабельности строительного производства в целом.

Я думаю, наша задача — реализовать эту агрессивную стратегию на максимально возможном уровне и как можно быстрее, что, я думаю, позволит строительной отрасли совершить мощный рывок.

Читайте также:  Кому можно работать без онлайн кассы в 2022 году?

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

7 стройматериалов, которые подорожали в 2021 году

Андрей Ненастьев

владелец частного дома

Профиль автора

Бюджеты на стройку в 2021 году резко выросли, и все объясняют это по-разному.

Я уже пять лет живу в своем доме в Вологодской области: о покупке дома я уже рассказывал в Т⁠—⁠Ж. Все это время я постоянно что-то улучшаю. Все чеки на стройматериалы сканирую, а информацию о ценах заношу в компьютер, поэтому точно знаю, как они меняются. В этой статье расскажу, какие стройматериалы подорожали сильнее всего и как объясняют скачок цен аналитики и производители.

Ясно и просто обо всем, что касается ваших денег: от инвестирования до экологии Начать учиться

Цена в 2020 году: 552 Р за лист толщиной 12 мм в «Леруа Мерлене»
Цена сейчас: 1474 Р там же

Где используют. OSB — это древесная плита, из которой делают стены, еще ее кладут в качестве обрешетки на крышу или подшивают ей полы. OSB входит в состав СИП-панелей, из которых на заводах производят готовые домокомплекты. В России это, пожалуй, универсальный материал, из которого делают буквально все: от строительных бытовок до перегородок в квартирах.

Я строил котельную и обшивал стены снаружи OSB-плитой, потом делал навес для велосипедов и клал плиты на крышу как основу для металлочерепицы. Всего мне надо было восемь листов OSB, и я заплатил за них 4416 Р. Если бы строил сегодня, то потратил бы 13 800 Р — в три раза больше.

Что известно о причинах повышения цены.

В сентябре ФАС возбудила дело против одного из производителей OSB, заподозрив его в необоснованном завышении цены. По мнению антимонопольщиков, себестоимость производства OSB-плит значительно не увеличилась, а вот розничная цена — да, то есть оснований для повышения нет.

Котельную я в 2020 году обшил OSB-плитой и планировал потом сделать красивый фасад из имитации бруса, как на остальном доме справа, но имитация бруса тоже резко подорожала

В качестве замены OSB-плитам после повышения цен некоторые строители стали использовать фибролитовые и цементно-стружечные плиты. Они стоят в полтора-два раза дешевле, но уступают OSB по жесткости и удобству монтажа. Источник: leroymerlin.ru

Цена в 2020 году: 135 Р за брусок 50 × 50 мм на пилораме
Цена сейчас: 380 Р в «Леруа Мерлене»

Где используют. Доски, рейки и бруски нужны даже в газобетонном или кирпичном доме — для стропил, кровли или чтобы сделать основу для полов и перекрытий, а также для строительства внутренних перегородок. Если нужно что-то самостоятельно пристроить, проще сделать это тоже из деревянных материалов.

Я покупаю для разных мелких работ трехметровые бруски 50 × 50 мм. В 2020 году брал на пилораме прямые гладкие бруски почти без сучков, которые приятно пахли свежим деревом: купил десять штук за 1350 Р. Потом докупал по этой же цене бруски в магазине пиломатериалов рядом с домом.

В 2021 году пилорама закрылась, а брусок такого же размера в магазине стоит в три раза дороже. При этом дерево все в сучках и задирах. Те же десять штук обошлись бы больше чем в 5000 Р.

Что известно о причинах повышения цены.

Глава крупнейшего лесопромышленного холдинга Дальнего Востока RFP Group Константин Лашкевич в интервью РБК объяснил подорожание всех пиломатериалов «внешними процессами»: так, на цены повлияло подорожание леса в США, из-за чего российские лесопромышленники стали продавать древесину на экспорт. В результате в России образовался дефицит.

На «Авито» еще можно найти бруски по старым ценам или хотя бы не вдвое дороже. Источник: avito.ru

Наверное, это был последний брусок, который можно было купить по такой низкой цене

Цена в 2020 году: 250 Р за лист утеплителя толщиной 100 мм из экструдированного пенополистирола в «Леруа Мерлене»
Цена сейчас: 702 Р там же

Где используют. Утеплитель закладывают в стены, потолок, полы, еще им в доме утепляют фундамент. Если дом хорошо утеплен, получится тратить меньше газа или электричества — в зависимости от того, какая система отопления. Соответственно, счета за коммунальные услуги будут меньше.

В течение двух лет я утеплял фасад и цоколь в своем доме. Для цоколя брал самый дешевый утеплитель. 50 листов утеплителя из экструдированного пенополистирола обошлись мне в 12 500 Р, а все материалы для утепления цоколя, включая крепеж, монтажную пену, рубероид и лючки для продухов, стоили не больше 20 000 Р.

Что известно о причинах повышения цены.

Участники рынка говорят, что всему виной повышение цен на нефть и продукты нефтепереработки — из них делают утеплитель. Основатель компании Good Wood Александр Дубовенко сказал «Коммерсанту», что подорожали все утеплители, которые делают из нефтепродуктов: «Все изделия из полимеров — утеплители из пенополиуретана, потом экструдированный пенополистирол — в общем, все, что делается из нефти, конечная продукция подорожала как минимум на 50% за три месяца».

Примерно таким утеплителем я отделывал цоколь. Источник: leroymerlin.ru

Цена в 2020 году: 386 Р за баллон 860 мл в «Леруа Мерлен»
Цена сейчас: 518 Р там же

Где используют. Пена нужна, чтобы заполнить пустые полости при установке окон и дверей. Часто ее еще используют как клей, когда надо прикрепить к стене, например, тот же утеплитель.

В 2020 году я ставил окна и двери в котельной, а в этом году пена понадобилась для установки двух форточек: я менял во всем доме деревянные окна на окна из ПВХ.

По моим подсчетом, в год на разные работы я использую около десяти баллонов пены. В 2020 году я купил бы их за 3860 Р, а в 2021 году — за 5180 Р.

Что известно о причинах повышения цены.

По данным портала «Ант-снаб», все дело в росте закупочных цен на изоцианаты — это важный компонент любой монтажной или клей-пены. Так как подорожало сырье, повысилась стоимость и самой пены.

Обычно я беру всесезонную пену, которой можно работать до −10 °C. Источник: leroymerlin.ru

По старым ценам монтажную пену можно купить с рук — часто ее продают, если осталась после ремонта. Источник: avito.ru

Сейчас таких цен на монтажную пену уже не найти

Цена в 2020 году: 80 Р за погонный метр трубы, армированной алюминием, в магазине сантехники около моего дома
Цена сейчас: 118 Р там же

Где используют. Трубы нужно для прокладки внутренней системы водоснабжения и канализации, подключения насосов и в целом организации подачи воды из скважины или колодца. Вместе с трубами всегда требуется запорная арматура — краны и вентили, а также различные переходники, муфты и прочие мелочи.

В 2020 году я переносил оборудование скважины из дома в котельную: насос, реле управления, гидроаккумулятор. Паял трубы и ставил новые краны. Купил про запас десяток труб и немного сэкономил: потратил 1600 Р вместо 2100 Р — столько пришлось бы заплатить сейчас.

Что известно о причинах повышения цены.

 Как пишут на сайте «Маркет-репорт», который специализируется на рынке полимеров, цены на полипропилен растут под давлением мировых цен и «хорошей экспортной альтернативы».

Проще говоря, как и с деревом, производителям выгоднее отправлять продукцию за рубеж. Из-за этого на внутреннем рынке возникает дефицит и, соответственно, растут цены.

Это прайс-лист магазина сантехники рядом с моим домом. Источник: teplo35.com В «Леруа» в пересчете на метр получается чуть дешевле, но и здесь цены выросли. Источник: leroymerlin.ru

Цена в 2020 году: 677 Р за лист 1200 × 1525 мм на металлобазе
Цена сейчас: 927 Р там же

Где используют. Металлочерепица нужна как покрытие для крыши: это надежный и долговечный материал, к тому же его легко и удобно монтировать. В 2020 году я покупал шесть листов металлочерепицы для котельной с расчетом, чтобы осталось про запас: планировал строить навес. Заплатил по 677 Р за лист.

Слышал, что во многих городах металлочерепица выросла в цене гораздо сильнее, чем у нас: в два, а то и в три раза. Возможно, и в моем городе сейчас так же, но я больше не покупаю металлочерепицу листами в магазине. Решил заказывать ее под нужный размер на металлобазе: так получается дешевле на 10—15% и не остается обрезков.

Что известно о причинах повышения цены.

Аналитики сайта «Металл профиль» называют шесть причин подорожания всех металлоизделий:

  1. Ослабление рубля.
  2. Подорожание грузоперевозок.
  3. Коронавирус.
  4. Уменьшение экспорта металла из Китая.
  5. Отложенный спрос.
  6. Увеличение налога на добычу полезных ископаемых.

В итоге сильно подорожало сырье — сталь. Например, Магнитогорский металлургический комбинат в апреле 2020 года продавал тонну горячекатанной стали за 400 $, а в начале 2021 — за 760—800 $.

На этот навес мне потребовалось три листа металлочерепицы На металлобазе черепицу продают по килограммам. Это чек за три листа 1200 × 1500 см

Цена в 2020 году: 66 Р за метр кабеля марки ВВГнг-LS 3×1,5 в интернет-магазине «ЭТМ»
Цена сейчас: 71,9 Р там же

Где используют. Если дом уже стоит и там все в порядке с проводкой, кабель нужен не часто: только если построили что-то новое, например баню, и надо провести туда освещение и розетки.

А вот для строящегося дома кабель — всегда существенные затраты, ведь нужно делать разводку проводки по всем этажам.

На дом 150 м² обычно нужно по 200 м кабеля для разводки освещения и столько же для разводки розеток.

Что известно о причинах повышения цены.

Эксперты профильных сайтов прогнозировали повышение цен на кабель еще в начале года — из-за подорожания меди. Из-за коронавируса снизилась как добыча меди, так и производство продукции из нее — крупнейшие заводы в Китае остановились.

Я сделал освещение в котельной, а остатки кабеля использовал, чтобы провести маломощную розетку. Кабель проложил, розетку сделал, а вот на дифавтомат, который приведет все это в рабочее состояние, денег не хватило: сейчас он стоит уже 4000 Р. Справа три провода пока просто торчат вверх У меня есть скидки на нескольких строительных базах, в том числе в магазине электрики. Кажется, это цена со скидкой, а если ее нет, то уже тогда было бы на 10% дороже

Я обнаружил три основные причины повышения цен на строительные материалы:

  1. Из-за коронавируса предприятия за рубежом, например в Китае или США, остановились. За границей вырос спрос на древесину, металл и изделия из нефтехимии. Российские производители переориентировались на экспорт. В результате дефицит стройматериалов возник уже в России, вслед за этим выросли и цены.
  2. Выросли биржевые цены на нефть, а вслед за этим — и на продукты нефтепереработки. А это, в свою очередь, сырье для производства стройматериалов. Например, утеплителей и монтажной пены.
  3. Некоторые производители просто воспользовались ситуацией и подняли цены без всяких видимых причин. Возможно, именно так произошло с OSB.

Сметное нормирование: что будет с ценообразованием в строительстве в 2021 году

08.12.2020

С 2016 года в России идет реформа ценообразования в строительстве. Над комплексной и непротиворечивой нормативно-правовой базой в области ценообразования и сметного нормирования работает Минстрой.

Как будут формироваться цены в строительстве ближайшие 5-10 лет

В данный момент в сфере строительства используется базисно-индексный метод. До 2030 года планируется поэтапный переход на метод ресурсный.

С 2021 года начнётся переход на ресурсно-индексный метод. Он предполагает использование индексов пересчета в текущий уровень цен на отдельные ресурсы, а также использование и наполнение ГИС. Переходить на ресурсный метод начнут с 2022 года, но при условии достаточной наполняемости в ГИС по всем необходимым ценообразующим ресурсам.

До 2022 года должны доработать федеральную информационную систему, развить систему отслеживания стоимости ресурсов и упорядочить сметные нормативы.

Новые нормы должны помочь установить контроль над завышением цен на стройках и дать возможность прогнозировать итоговую стоимость проектов уже на этапе планирования.

Читайте также:  Какую декларацию должно сдавать неработающее ООО на УСН?

Три причины перехода на ресурсную модель

  1. При составлении смет, в каждом регионе используются как Государственные Элементные Сметные Нормы (ГЭСН), Федеральные единичные расценки (ФЕР), так и Территориальные единичные расценки (ТЕР).
  2. При выходе изменений часто появляются несовпадения.

    После публикации изменений в ГЭСН, региональные центры вносят изменения в ТЕР и отправляют их в Москву. Только после этого изменения публикуются. Весь процесс довольно длительный. Случается, что по ФЕР появляются дополнительные расценки и нормы, а в ТЕР их ещё нет.

    И применить их в соответствующей смете нельзя.

    Ресурсная модель упростит процесс. Изменения, внесённые в ГЭСН, начнут одновременно действовать во всех регионах.

  3. Использование нескольких способов подсчёта цены строительства: укрупненного, ресурсного, ресурсно-индексного и базисно-индексного приводит к тому, что цена одного объекта строительства может сильно отличаться в зависимости от региона.
  4. Ресурсный метод позволяет наиболее точно вычислить цену строительства.

Какими законами в строительстве можно руководствоваться

Основные нормы, касающиеся градостроительства на территории РФ содержатся в Градостроительном кодексе (ФЗ от 29.12.2004 № 190-ФЗ в редакции 31.07.2020).

Ещё один важный документ — ФЗ от 3 сентября 2016 № 396 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». С принятием этого ФЗ в Градостроительный кодекс были внесены следующие изменения:

  • добавлена гл. 2.1 со ст. 8.3, касающаяся ценообразования в строительной сфере, и ст. 8.4, касающаяся Федерального реестра сметных нормативов;
  • в гл. 7 добавлена ст. 57.2, касающейся федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС);
  • изменены и дополнены другие статьи, относящиеся к ценообразованию в строительной отрасли.

Статья 4 369-ФЗ от 03.06.2017 первоначально, и далее статья 3 191-ФЗ от 26.07.2017 в редакции ФЗ от 27.06.2019 № 151 ФЗ определяет три одновременных условия перехода на Федеральную сметно-нормативную базу (ФСНБ) в новой редакции и расчет сметной документации с использованием ресурсного метода.

  1. Включение в федеральный реестр сметных нормативов, утвержденных государственных сметных нормативов в новой редакции.
  2. Введение в действие указанных сметных нормативов.
  3. Размещение во ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов, определенных в установленном порядке. (текущая наполняемость ФГИС — 15%).

К настоящему моменту выполнено только 2 первых условия. Введение в действие ФГИС ЦС перенесли на 2022 год.

В развитии закона 369 ФЗ были приняты изменения в действующее постановление, устанавливающие требования к системе ценообразования и правила, обеспечивающие её функционирование, такие как:

  • ПП РФ от 23.09.2016 № 959 (ред. 13.12.2017) «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве»;
  • ПП РФ от 23.12.2016 № 1452 (ред. 15.05.2019) «О мониторинге цен строительных ресурсов»;
  • ПП РФ от 13.12.2017 № 1541 (ред. 31.12.2019) внесены изменения в ПП РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Как определить стоимость строительства: алгоритм

  1. Для оценки стоимости строительства объектов на этапе планирования инвестиций следует применить укрупнённые нормативы цены строительства (НЦС) или сметную документацию по аналогичным объектам.

  2. На стадии разработки проектной документации нужно сформировать сметную документацию в базисном и текущем уровне цен с применением элементных сметных норм и единичных расценок, индексов.
  3. На основании сметной документации формируется начальная максимальная цена контракта (НМЦК) в соответствии с требованиями Приказа Минстроя РФ от 23.12.

    2019 № 841/пр.

  4. Сметная документация, сформированная в составе проектной документации, после проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объекта, установления НМЦК и процедуры выбора подрядчика утрачивает свое значение для целей реализации государственного контракта и составляется смета контракта с графиком производства работ также на основании приказа 841/пр.

Со всеми утверждёнными сметными нормативами можно ознакомиться на сайте Минстроя в разделе «ценообразование».

Инфраструктуру переводят на российский труд и материалы

Белый дом продолжает искать возможности для создания гарантий стабильности инфраструктурного строительства в условиях роста цен на стройматериалы. Очередной пакет мер повышения гибкости строительных госконтрактов подготовило Минэкономики.

Кроме того, ведомство предлагает стимулировать «сквозные» проекты в сфере производства стройматериалов — рост их выпуска позволит замедлить удорожание ресурсов и нивелировать издержки подрядчиков.

Также импортозамещение предлагается поддержать приоритетом в закупках для компаний преимущественно с российскими рабочими.

Минэкономики в начале года сформировало новый пакет инициатив для поддержки компаний в области инфраструктурного строительства в условиях роста цен на стройматериалы. Замглавы Минэкономики Владислав Федулов направил его в аппарат правительства и Минстрой вчера (документ есть у “Ъ”), при этом в Минстрое документы пока не видели.

Дискуссия вокруг поддержки компаний, занятых в строительстве капитальных проектов, продолжалась весь 2021 год — ключевой мерой поддержки стала возможность по согласованию с заказчиками увеличивать цены контрактов (см.

“Ъ” от 10 ноября 2021 года); позже ведомства перешли к конструированию постоянных механизмов корректировки строительных контрактов.

Пакет Минэкономики содержит 11 инициатив, часть из них уже обсуждалась и не нашла поддержки в правительстве.

Так, ведомство настаивает на минимуме сметной прибыльности стройконтрактов (не менее 25%), постоянном механизме корректировки цены контракта при росте цен на стройматериалы и на авансировании госконтрактов. Последние инициативы не поддержал Минфин — они уже предусмотрены законом о контрактной системе (см. “Ъ” от 26 октября).

Также Минэкономики предлагает ускорить доведение до строителей бюджетных средств при корректировке цен договоров (ранее о проблемах с этим сообщали в деловом и экспертном сообществах) — деньги на это предлагается заложить в резервный фонд правительства. Кроме того, расходы на покрытие издержек из-за роста цен на ресурсы предлагается предусмотреть в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Минэкономики претендует и на комплексное решение проблемы потери компаниями интереса к госстройкам — за счет «дорожной карты» по поддержке производителей стройматериалов для повышения объемов их выпуска и снижения стоимости.

Одной из мер должна стать реализация «сквозных проектов» в отрасли по аналогии с протекционистскими мерами в радиоэлектронной промышленности: речь идет о субсидировании закупок компаний, необходимых для развития новых отечественных производств.

Идеи импортозамещения предлагается распространить и на выбор застройщиков — с приоритетом для российских и евразийских подрядчиков без преобладающего найма иностранной рабочей силы (впрочем, идеи ограничить конкуренцию в госзаказе при прочих проблемах отрасли выглядят сомнительно).

Также это может создать препятствия планам правительства по цифровизации стройки — она требует квалифицированной иностранной рабочей силы, а зависимость от дешевого труда мигрантов дестимулирует вложения в модернизацию.

По данным Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, с 2021 года отрасль ожидает снижение операционной прибыли, а в 2022 году она выйдет в отрицательную зону, если не будут приняты комплексные решения.

Гендиректор НАИК Мария Ярмальчук считает, что предложенные Минэкономики меры могут уменьшить нагрузку на отрасль и частично решить ее проблемы, но «не предусматривают решения таких значимых вопросов, как, например, введение новых правил расширенного казначейского сопровождения, а также сложности доступа к заемным средствам при применении данных правил». В НАИК указывают, что Минэкономики предлагает действенные механизмы, однако для того чтобы кардинально изменить ситуацию в отрасли, необходимы также системные меры, отраженные в «дорожной карте» по совершенствованию правового регулирования в сфере транспортного строительства, которую бизнес-сообщество разработало совместно с органами государственной власти.

«Мы надеемся, что дорожная карта будет утверждена правительством в ближайшее время. Реализация предусмотренного ею комплекса мероприятий позволит нормализовать ситуацию в отрасли»,— отметила госпожа Ярмальчук.

Диана Галиева

Рост цен на стройматериалы признали форс-мажором: новые правила изменения условий строительных контрактов

C 21 августа 39 федеральным заказчикам по утвержденному перечню разрешается вносить изменения в строительные контракты в связи с ростом цен на строительные ресурсы.Условиями для заключения допсоглашения являются:

1контракт заключен до 01.07.2021 на срок не менее 1 года, способ закупки не имеет значения. На дату заключения допсоглашения обязательства не выполнены;

2цена контракта – от 1 млн. руб.;3если цена контракта от 100 млн. руб., то увеличение его цены допускается только по результатам повторной госэкспертизы ПСД;4если цена контракта до 100 млн. руб., то порядок ее увеличения определит Минстрой;5нельзя менять физические параметры, конструктивные решения, заложенные изначально в ПСД;6стороны вправе изменить условия контракта в пределах ЛБО, доведенных до заказчика, не более чем на 30%. Речь идет о возможности увеличения: 1) цены; 2) срока исполнения; 3) цены и срока исполнения;7основанием для такого изменения может выступать рост цен на стройресурсы, как используемые при выполнении строительства, права на которые не передаются заказчику, так и на ресурсы, которые передаются заказчику в процессе строительства;8подрядчик обязан направить заказчику письменное обоснование необходимости изменения условий контракта в связи с ростом цен на строительные ресурсы;9правительство должно согласовать возможность изменения условий контракта.

Правительство издало новые правила изменения строительных контрактов, не имея на это полномочий. В тексте постановления не указывается, на основании какого нормативного положения правительство решило установить новые правила исполнения строительных контрактов.

Фактически, правительство согласилось с тем, что рост цен на стройматериалы является форс-мажором, ссылаясь на пункт 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Это грубейшая ошибка, поскольку рост цен на любые материалы, продукты, все, что угодно – это не форс-мажор и никогда им не являлся.

В нарушение какой-либо юридической логики правительство рекомендует корпоративным заказчикам в рамах 223-ФЗ учитывать возможность изменения условий договора строительного подряда.

 Приведенное положение бесполезно, поскольку Закон № 223-ФЗ не определяет параметры изменения условий договоров, заключенных по итогам корпоративных закупок.

Следовательно, и рекомендации правительства подрядчикам здесь ничем не помогут.

@zakupkinews

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *