Может ли самозанятый получить разрешение на аренду территории под НТО?

С 1 марта 2015 года главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) закреплены положения, касающиеся размещения нестационарных торговых объектов (далее — НТО) на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ основанием для такого размещения НТО на землях или земельных участках, находящихся в публичной собственности, является схема размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ).

Таким образом, в настоящее время наличие информации об НТО в схеме размещения НТО, утвержденной в установленном порядке, является достаточным основанием для размещения такого НТО на земельном участке, находящемся в публичной собственности.

Принятие дополнительных актов (в том числе органами местного самоуправления) о разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения НТО в указанном порядке, ЗК РФ не предусмотрено.

Позиция Департамента недвижимости Минэкономразвития России по вопросу платности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления в отношении них сервитута изложена в письме от 14 октября 2016 г.

N Д23и-4886 (размещено на официальном сайте Минэкономразвития России, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс»), и исходит из того, что без взимания платы осуществляется непосредственно использование земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.

33 ЗК РФ, при наличии на это законных оснований.

Таким образом, если НТО включен в схему размещения НТО, в порядке, установленном Законом N 381-ФЗ, то плата за его нахождение на земельном участке, т.е. за использование такого земельного участка в целях его размещения, не взимается.

При этом определение условий размещения НТО (в том числе наличие/отсутствие преимущественного права на заключение нового договора о размещении НТО на новый срок; предоставление права на размещение НТО по результатам торгов; установление платы за такое размещение и пр.) выходит за рамки регулирования отношений, возникающих в области использования земель или земельных участков.

  • Так, в силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  • В этой связи, в настоящее время порядок предоставления мест под размещение НТО, в том числе условия размещения таких объектов, определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
  • При этом утверждение схемы размещения НТО (внесение в нее изменений) не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).

Что касается вопроса предоставления земельных участков на праве аренды для размещения НТО, то диспозитивный характер статьи 39.

33 ЗК РФ позволяет использовать земельные участки без их представления и без установления в отношении них сервитутов, в случаях, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, предоставление земельных участков на праве аренды для размещения НТО осуществляется исключительно в случаях, прямо предусмотренных законом.

Поскольку действующей редакцией Закона N 381-ФЗ данное условие не установлено, размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на праве аренды в настоящее время не должно осуществляться.

Относительно ранее заключенных договоров аренды земельных участков, предоставленных в целях размещения НТО, срок действия которых истек, в силу пунктов 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ в указанном случае оснований для заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов не предусматривается.

В случае если срок договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения НТО, не истек, то в таком случае могут быть применены правила пункта 1 статьи 46 ЗК РФ, пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность расторжения договора по соглашению сторон.

В свою очередь истечение срока договора аренды земельного участка, либо расторжение такого договора не препятствуют дальнейшему использованию этого земельного участка для размещения НТО по правилам главы V.6 ЗК РФ при наличии законных оснований.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, является Минпромторг России (Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438).

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в целях развития всех торговых форматов и каналов сбыта, а также защиты прав предпринимателей Минпромторгом России при участии Минэкономразвития России и ФАС России подготовлен проект федерального закона, направленный на совершенствование правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли. Указанный законопроект предусматривает определение прозрачных правил предоставления мест для нестационарных и мобильных объектов, в том числе компенсационных мест, а также длительные сроки действия разрешающих документов с их последующим продлением с добросовестными хозяйствующими субъектами без проведения торгов.

Открыть полный текст документа

Может ли самозанятый арендовать помещение для работы?

Может ли самозанятый арендовать помещение именно для профессиональной деятельности, а не для личных нужд, интересует тысячи людей, участвующих в государственном эксперименте. В статье расскажем, можно ли арендовать такое помещение и какие последствия аренда повлечет для самозанятого.

Гражданское законодательство обеспечивает свободу договора — все дееспособные граждане и юридические лица вправе заключить любой договор (ст. 421 ГК РФ, ст. 29, ст. 30 ГК РФ). Положения ст. 651 ГК РФ, определяющей порядок и правила заключения договора аренды, не содержит дополнительных ограничений и требований к сторонам.

При составлении договора необходимо отразить существенные условия совершаемой сделки и прописать дополнительные. Как грамотно составить договор аренды? Оформите пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс и получите алгоритм, который поможет не упустить все важные условия договора аренды.

Кроме того, не содержится ограничений, связанных с использованием помещений, и в законодательстве, устанавливающем требования, которым должен соответствовать самозанятый гражданин. Полный перечень таких требований установлен положениями ч. 2 ст. 4 федерального закона «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ, в соответствии с которыми самозанятый не вправе:

  • иметь наемных работников;
  • применять спецрежим НПД (налог на профессиональный доход) после достижения суммарного годового дохода в размере 2,4 млн руб.;
  • заниматься продажей товаров промышленного производства (т. е. не самостоятельно изготовленных, а приобретенных для перепродажи);
  • продавать подакцизные товары и товары, подлежащие обязательной маркировке;
  • вести предпринимательскую деятельность на основании договоров комиссии, поручения или агентских договоров;
  • добывать и продавать полезные ископаемые;
  • доставлять товары с приемом платежей в пользу третьих лиц, за исключением случаев, когда для приема таких платежей используется контрольно-кассовая техника продавца товара;
  • одновременно применять другой налоговый режим.
  • Приведенный перечень ограничений исчерпывающий — самозанятый гражданин вправе осуществлять в ходе своей профессиональной деятельности другие законные действия.
  • Как самозанятый должен исполнять «Закон о защите прав потребителей» читайте здесь.
  • Соответственно, гражданин, зарегистрированный в качестве плательщика налога на профессиональный доход, может арендовать как жилое, так и нежилое помещение как для личных и для рабочих нужд.

Особенности аренды помещений для осуществления некоторых видов деятельности

Итак, арендовать помещение для работы в качестве самозанятого законодатель не запрещает. Однако существуют виды деятельности, для осуществления которых необходимо, чтобы помещение отвечало определенным требованиям — пожарным, санитарно-эпидемиологическим и пр.

Например, если самозанятый хочет арендовать помещение, чтобы проводить в нем занятия с несовершеннолетними детьми, ему потребуется получить разрешение от Роспотребнадзора, а сделать это, не имея статуса ИП, не получится.

Кроме того, нужно помнить, что самозанятые не могут получить разрешение, например, на торговлю алкогольной продукцией, соответственно, арендовать помещение для такой деятельности не имеет смысла, хотя и не запрещено.

Может ли самозанятый работать с юрлицами? Ответ вы найдете в нашей статье.

Порядок постановки на учет в качестве самозанятого подробно описан в КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ и переходите в материал.

Зависит ли размер налога от стоимости аренды помещения?

При аренде нежилого помещения самозанятому стоит помнить о том, что расходы, которые он понесет в связи с оплатой такой аренды, не будут учтены при расчете размера налогооблагаемого дохода.

Предприниматели, работающие с применением упрощенной системы налогообложения по принципу «доходы минус расходы», знают, что при определении суммы обязательного платежа полученная ими выручка уменьшается на сумму понесенных расходов, а с полученной разницы уплачивается налог в размере 15%.

В отношении самозанятых такой принцип не работает — налог придется платить со всех доходов, вне зависимости от того, какие расходы возникли в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Итоги

Самозанятый гражданин вправе арендовать помещение для осуществления профессиональной деятельности — закон не содержит запретов в отношении подобных сделок, совершаемых физическими лицами, оказывающими платные услуги, но не имеющими статуса предпринимателя. Ограничения могут возникнуть только в том случае, если к помещению предъявляются определенные требования, соответствие которым проверяется государственными контролирующими органами (например, Роспотребнадзором).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

О направлении методических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов российской федерации от 23 марта 2015

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733, направляет для руководства в работе Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации.

Прошу организовать работу по оперативной реализации указанных мер, направленных на развитие данных форматоров торговли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Читайте также:  Помогите, пожалуйста, подобрать код ОКВЭД и понять, как правильно вести отчетность?

В.Л.Евтухов

Приложениек письму

от 23 марта 2015 года N ЕВ-5999/08

Рекомендуемые изменения (далее — изменения) призваны внести прозрачность и единообразие в общие принципы регулирования субъектами Российской Федерации сегмента нестационарной торговли (или мелкорозничной торговли).

Изменения подготовлены с учетом позиции общественных объединений предпринимателей, хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поступивших в Минпромторг России в процессе обсуждения информационного письма от 27 января 2014 года N ЕВ-820/08.

Необходимость данных изменений была также выявлена в рамках проведения прокурорского надзора (контроля). Данные изменения коррелируют с геополитикой, вырабатываемой Министерством экономического развития Российской Федерации, в сфере устранения существующих излишних барьеров в области ведения бизнеса.

Целью изменений является устранение пробелов в федеральном регулировании, которые, по общему мнению участников рынка, препятствуют развитию малого торгового бизнеса на цивилизованных, долгосрочных и прозрачных началах и создают почти неограниченные возможности для злоупотреблений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Основные положения предлагаемых изменений:

1. Уточнение терминологии и приведение ее в соответствие с современными требованиями рынка.

  • — введение понятия мелкорозничной торговли — торговой деятельности, осуществляемой с использованием нестационарных торговых объектов, мобильных торговых объектов, а также развозная и разносная торговля, и торговля на ярмарках, праздничных и иных разовых массовых мероприятиях;
  • — разделение торговых объектов, не являющихся объектами недвижимости, и торговой деятельности вне капитальных магазинов, на:
  • — нестационарные торговые объекты (далее — НТО) — торговые объекты, не являющиеся объектами недвижимости, представляющие из себя сооружения или конструкции без колес и без функции постоянного перемещения:
  • ________________
  • Хозяйствующий субъект вправе изменить тип объекта (для павильонов и киосков) без изменения его площади и внешнего облика.
  • — некапитальные торговые объекты — сооружения, не являющиеся объектами недвижимости, используемые для предпринимательской торговой деятельности, устанавливаемые или возводимые на длительный срок, демонтаж которых невозможен без причинения им такого ущерба, в результате которого теряются свойства объекта;
  • — киоски и торговые автоматы — небольшие (до 20 кв.м) торговые объекты без зала обслуживания покупателей, используемые для предпринимательской торговой деятельности, хотя и занимающие определенное место на длительный срок, но переносимые на другое место посредством технических средств без потери их свойств и качеств;
  • — постоянно действующие лотки, уличные холодильники для мороженого и прохладительных напитков (не на колесах), сезонные кафе, конструкции для продажи плодоовощной продукции при стационарных магазинах, временные конструкции и площадки — торговые объекты, представляющие из себя легкие, в том числе сборно-разборные конструкции с возможностью неоднократного использования в разных местах, используемые субъектами предпринимательской деятельности;
  • — мобильные торговые объекты:
  • — объекты развозной торговли — торговые объекты на колесах (на базе автомобиля, прицепа, велосипеда), предназначенные для неограниченного количества перемещений в пределах срока своей амортизации и технических характеристик и работы в разных местах:
  • — мобильные торговые объекты на базе транспортных средств — поставленные на учет в установленном порядке ТС, специально оборудованные для торговой деятельности (автомагазины, автолавки, автокафе, автоцистерны, автоприцепы);
  • — мобильные торговые объекты, приводимые в движение мускульной силой человека — велосипеды;

— торговую деятельность без использования торгового объекта — торговлю с рук — вид торговой деятельности, когда торговля ведется исключительно с рук или с использованием простейших приспособлений, которые торгующий держит в руках или на себе и т.д. (с корзиной, сумкой, иным подобным приспособлением и пр.).

  1. 2. Закрепление в законодательстве субъектов Российской Федерации всех вариантов юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов и осуществления развозной торговли:
  2. — договор аренды земельного участка — предпочтительный вариант, если земельный участок уже сформирован и договор заключен, а также если оформление земельного участка возможно по градостроительным нормам;
  3. — в случае нового размещения павильонов более 100 кв.м или этажностью свыше одного этажа оформление договора аренды земельного участка обязательно;
  4. — договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта.
  5. Данная форма допускается как альтернатива договору аренды земельного участка для киосков, павильонов, торговых автоматов, сезонных кафе, бахчевых развалов, елочных базаров и прочих объектов, являющихся сооружениями, не демонтируемыми и не вывозимыми с места по итогам торгового дня, а также для лотков сезонного и круглогодичного размещения (постоянно размещаемых на одном и том же месте).
  6. Договор на размещение оформляется также в случаях, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства не позволяют формирование земельного участка и предоставление его в аренду.
  7. При оформлении договора на размещение объекта указывается конкретное место его размещения.

— уведомление об осуществлении развозной торговли с использованием мобильных торговых объектов (автомагазинов, автокафе, автолавок, автоцистерн и пр.).

В данном случае конкретное место (места) дислокации мобильных объектов не указывается.

Общим условием работы является соблюдение действующих ПДД. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов вправе определить дополнительные зоны, где допускается функционирование мобильных торговых объектов — механических транспортных средств, исходя из особенности соответствующих территорий.

3. Установление прозрачных правил и требований к формированию и изменению Схемы размещения НТО как инструмента развития малого торгового бизнеса в соотнесении с долгосрочными планами по развитию территорий городов и муниципальных образований:

— схема размещения применяется только для собственно НТО (см. п.1). Развозная и разносная торговля осуществляются не на основании Схемы размещения.

— Схема размещения носит бессрочный характер;

— схема размещения — инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.

Следовательно, Схема должна формироваться в том числе исходя из удобства торгового процесса и предпринимательской деятельности. НТО, как и всякая другая торговля, должна тяготеть к общественным пространствам с соответствующим трафиком, а не находиться в стороне от покупателей.

— общий принцип формирования и изменения Схемы размещения — обеспечение развития малых форматов торговли и недопущение сокращения торговых объектов приоритетных (социально значимых) специализаций;

— в Схему размещения подлежат включению все НТО, функционировавшие не менее одного года по состоянию на 1 января 2015 года на основании договоров аренды земельных участков, иных договоров, разрешений, решений и документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— субъекты Российской Федерации утверждают технические требования к размещению новых НТО (далее — Требования к размещению) — четкие и прозрачные правила, где и какого типа НТО можно размещать, исходя из противопожарных правил, норм и правил по безопасности дорожного движения и антитеррористической безопасности. Соответственно, хозяйствующие субъекты, желающие начинать торговый бизнес или развивать существующий, подают заявки на включение выбранных ими мест в Схему исходя из Требований к размещению.

  • Требования к размещению не могут быть сформулированы так, чтобы невозможно было получить место в исторически сложившихся (то есть удобных как для потребителей, так и для хозяйствующих субъектов) местах осуществления торговли в нормальном с точки зрения торгового процесса месте.
  • Наличие стационарных магазинов и иных торговых объектов не может являться препятствием для размещения НТО, если имеются соответствующие запросы хозяйствующих субъектов.
  • Утверждение Требований к размещению и внесение в них изменений не могут повлечь пересмотр мест размещения уже функционирующих НТО, установленных на законных основаниях.
  • — Схема размещения подлежит дополнению новыми местами:
  • — по инициативе хозяйствующих субъектов при наличии запросов от них на открытие новых торговых объектов или
  • — по инициативе органов местного самоуправления для развития экономики территорий, торгового предпринимательства и повышения обеспеченности территорий торговыми объектами, в том числе по результатам мониторинга состояния развития торговли.
  • — По инициативе физического или юридического лица, являющегося собственником, арендатором или пользователем земельного участка, на котором предполагается размещение торгового объекта.

Новые места при этом подбираются исходя из Требований к размещению НТО (см. выше).

  1. — Внесение изменений в Схему размещения в части исключения мест размещения объектов не может повлечь за собой прекращение прав на размещение до предоставления компенсационного места и легальных оснований размещения на нем.
  2. — размещение НТО на земельных участках, находящихся в собственности либо аренде физических или юридических лиц, допускается по договору с собственником (арендатором) земельного участка при условии соблюдения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка и градостроительного законодательства (если назначение земельного участка допускает установку и эксплуатацию НТО).
  3. Проект внешнего вида объекта подлежит согласованию с органами местного самоуправления.
  4. Включение НТО в Схему размещения в данном случае осуществляется в уведомительном порядке.
  5. — Не допускается невключение в Схему мест размещения НТО, предлагаемых хозяйствующими субъектами, а также исключение из Схемы существующих объектов по соображениям нецелесообразности их функционирования;
  6. — Схема размещения, а также изменения и дополнения Схемы подлежат публичному обсуждению с участием жителей и предпринимательского сообщества.
Читайте также:  Можно ли сэкономить на заявлении Р13001

4. Закрепление принципа «меняется место — сохраняется бизнес» для обеспечения возможности предпринимателю без потерь продолжать бизнес, если место размещения его НТО требуется для целей развития территории.

https://www.youtube.com/watch?v=WYAVHLctwyo

Суть данного принципа — если место размещения НТО требуется для развития территории, то об этом заблаговременно уведомляется хозяйствующий субъект и ему, по согласованию с ним, предоставляется равноценное компенсационное место. Для реализации данного принципа:

— субъекты Российской Федерации утверждают четкие и исчерпывающие случаи, когда место размещения НТО требуется изъять для нужд развития территории (а не для нужд частных лиц), а также процедуры принятия подобных решений.

О принятии этих решений должно быть заблаговременно (не менее чем за 1 год) опубликовано и сообщено хозяйствующему субъекту с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Требованиями к размещению НТО (см. выше).

— субъекты Российской Федерации утверждают правила предоставления компенсационных мест. Компенсационные места хозяйствующие субъекты подбирают самостоятельно исходя из Требований к размещению НТО. Органы местного самоуправления обязаны также предложить хозяйствующему субъекту альтернативные варианты, равноценные по месту расположения, трафику, платы за размещение и прочим характеристикам.

— договоры и иные документы, оформленные на прежнее место размещения, должны быть переоформлены соответствующим органом власти на компенсационное место.

5. Внешний вид НТО. Субъектами Российской Федерации устанавливаются нормативные требования к внешнему облику НТО, включающие, при необходимости, чертежи, колористические паспорта и иную техническую документацию, необходимую для того, чтобы любой производитель соответствующих конструкций мог их изготовить.

  • — Указанные требования должны исходить из следующего:
  • i. удобства и функциональности осуществления торговой деятельности (удобства как для хозяйствующего субъекта, так и для потребителя);
  • ii. возможности использования типового серийного торгового оборудования, имеющегося на рынке, широко распространенных материалов;
  • iii. минимизации расходов хозяйствующего субъекта, простоты оформления;
  • iv. неприменения вновь утверждаемых требований к ранее согласованным объектам до истечения 10 лет;

v. возможности смены (модернизации) внешнего облика НТО не чаще чем один раз в 10 лет без замены конструктивных элементов (только модернизация внешнего оформления).

— Субъектами Российской Федерации предусматриваются правила контроля за соблюдением установленных требований к внешнему облику НТО.

6. Специализация НТО, объектов развозной торговли. Приоритетные (социально значимые) товарные специализации:

  1. — социально значимыми товарными специализациями при осуществлении нестационарной торговли считается торговля продуктами питания, в том числе сельскохозяйственной продукцией, а также распространение печатной продукции (когда 80% и более от количества всех предлагаемых к продаже товаров (услуг) от их общего количества, представленных на витринах, прилавках, выставленных на продажу в визуально доступных для покупателя местах, составляет товары одной из обозначенной товарной группы, для торговли печатной продукцией — не менее 50%).
  2. — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень социально значимых товарных специализаций может быть расширен исходя из специфики и потребностей соответствующих территорий;
  3. — особую поддержку органов власти должны получить организации потребительской кооперации, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность социально значимыми товарами, обслуживающие посредством мобильных торговых объектов на базе транспортных средств (автолавки, автомагазины) отдаленные, труднодоступные, малонаселенные сельские пункты;

Как самозанятому сдать квартиру в аренду?

Главный плюс очевиден: у налога самая небольшая ставка по сравнению с любым другим способом. Это сэкономит деньги тем, кто раньше платил с доходов НДФЛ 13%, и уменьшит налоговую нагрузку для тех индивидуальных предпринимателей, у которых сдача жилья не является единственным способом получения прибыли.

При этом закон запрещает пересматривать ставку по налогу в течение 10 лет − ежегодное повышение налога самозанятым точно не грозит.

Ещё одно преимущество – простой и понятный процесс регистрации и оплаты. Достаточно скачать приложение, отправить заявление, вносить доходы и выдавать чеки. И ещё:

  • не нужно даже запоминать дату платежа – платить можно автоматически;
  • без налоговых деклараций;
  • без касс;
  • без самостоятельных расчётов налога и походов в ФНС.
  • Собственник, который платит налоги, не боится государства, штрафов и шантажа от нанимателей.
  • За счёт налогового вычета в первый год система налогообложения становится ещё выгоднее.
  • А если система всё же не устроит, можно очень быстро вернуться к ИП с патентом или УСН, или даже к НДФЛ, если по каким-то причинам эта схема более удобна.

Кроме того, от самозанятости легко отказаться. Если собственник перестал сдавать квартиру, достаточно отправить заявление об этом через «Мой налог». Уже на следующий день налоговая снимет владельца жилья с учёта как самозанятого.

Но есть у системы и недостатки. Например, главный плюс может стать и главным минусом: всё происходит онлайн. Соответственно, очень многое зависит от работы приложения. Как и у любого технического изобретения, в работе «Моего налога» могут происходить сбои.

В законе прописано, что в этом случае налогоплательщик вправе исполнить свои обязанности на следующий день после восстановления работы, однако это крайний срок. Впрочем, данный недостаток легко предупредить, не откладывая оплату налога на последний день.

Ещё один минус заключается в том, что доходы необходимо вносить самостоятельно. Если случайно что-то забыть, налоговая может это заметить и выписать штраф.

У самозанятых нет трудового стажа.

Если вы работаете официально, а квартиру сдаёте только для дополнительного дохода, то этот минус аннулируется, поскольку все отчисления и социальные гарантии даёт вам основной работодатель. Но если самозанятость – единственная «работа», то трудовой стаж идти не будет. А это, как известно, влияет на размер пенсии.

Дело в том, что  ваш налог от сдачи квартиры в аренду распределяется только в региональный бюджет и Фонд обязательного медицинского страхования. А страховые взносы в Пенсионный фонд нужно платить самостоятельно — если хочется. Соответственно, о пенсии самозанятым придётся позаботиться самостоятельно, например, откладывая какую-то сумму ежемесячно на сберегательный счёт.

Если обобщить, то вот какие получаются данные:

Самозанятые арендодатели. Шаг 2. Вопросы и ответы

  • Документы для налоговой
  • Вопрос: какие документы для налоговой нужно оформить самозанятому, если он планирует сдавать квартиру в аренду?
  • Александра Воскресенская, юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры»:

«Специально заполнять какие-то бланки, собирать копии документов не потребуется. Перейти в стату самозанятого максимально просто, сделать это можно несколькими способами. Первый – пройти по ссылке https://lknpd.nalog.ru/. Для регистрации вам потребуется только ИНН.

Второй способ предполагает использование мобильного приложения «Мой налог». Открывается как со стационарного компьютера, так и с мобильного устройства (телефона, планшета). В этом случае нужен паспорт и камера смартфона, чтобы сделать селфи. Оно нужно программе, чтобы удостовериться, что документ действительно ваш.

Также зарегистрироваться можно через любой из уполномоченных банков («Альфа-банк», «Тинькфф-банк» и др.). Мобильное приложение «Сбербанк» само формирует соответствующее заявление и подает его в ИФНС. Временем постановки на учет считается день регистрации заявления в ФНС».

ИП или самозанятый?

Вопрос: сейчас я сдаю квартиру как ИП. Имеет ли смысл мне переходить в категорию самозанятых? 

Галина Баркус, старший юрисконсульт Savills в России:

«Менять статус однозначно выгодно, если вы сдаете квартиру физическому лицу. В этом случае сумма вашего подоходного налога уменьшится с 6% до 4%.

Если ваш арендатор – юридическое лицо, то имея ИП или будучи самозанятым, вы платите один и тот же налог – 6%.

Однако многие все же предпочитают закрывать ИП и становиться самозанятым, прежде всего по причине меньшего количества формальностей: не надо готовить отчетность, декларировать доходы и т.д.».

Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE:

«В отличие от индивидуальных предпринимателей, самозанятым не нужно платить страховой взнос в размере 30 тыс. рублей ежегодно, а также взносы за ОМС (6,88 тыс. рублей каждый год). Поэтому действительно есть смысл стать самозанятым, это позволит снизить сопутствующие расходы по ведению деятельности».

Елена Медведева, налоговый консультант компании «Этажи»:

«Вы можете зарегистрироваться в качестве самозанятого, если ваш доход не превышает 2,4 млн рублей в год, это примерно 200 тысяч рублей ежемесячно. Не имеет смысла закрывать ИП, если вы предоставляете какие-либо другие услуги помимо аренды квартир».

  1. Из ИП – в самозанятого 
  2. Вопрос: что нужно сделать, чтобы из «ипэшника» перейти в статус самозанятого? 
  3. Александра Воскресенская, юрист КА «Юков и партнеры»:

«Сначала нужно скачать приложение “Мой налог” на свой смартфон (айфон) или зарегистрироваться в кабинете налогоплательщика НПД. В первом случае вам понадобится паспорт и селфи (программа сличит его с фото на развороте паспорта), во втором – только ИНН. Процедура максимально проста и не требует много времени.

Получив подтверждение о том, что вы поставлены на учет как самозанятый, нужно в течение месяца направить в ФНС уведомление о прекращении применения прежнего налогового режима (например, УСН). Это все».

Читайте также:  Что лучше: завещать или подарить?

Ирина Бычкова, юрист ООО «Национальная юридическая служба»:

«Если же через некоторое время вы захотите вернуться в прежний статус (по любой причине), нужно в приложении «Мой налог» выбрать функцию «Снятие с учета», и с помощью всего одного клика вы перестанете быть самозанятым. Вернуться в другую систему налогообложения можно будет сразу после отказа. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет плательщика в срок до 30 календарных дней».

Как отчитываться

Вопрос: планирую сдавать в аренду квартиру, но боюсь, что придется тратить много времени на походы в налоговую, составление отчетов, деклараций. Расскажите, как часто самозанятому придется отчитываться о своих доходах? Как это происходит, сколько времени занимает?

Елена Медведева, налоговый консультант компании «Этажи»:

«Хорошая новость: самозанятым вообще не придется ходить в налоговую, составлять декларации, платить страховые взносы.

Все доходы нужно будет фиксировать через приложение ФНС «Мой налог»: вписываете сумму оплаты, название услуги, например, «арендная плата за квартиру», дату, номер телефона или адрес электронной почты арендатора.

Также необходимо будет указать, является ваш арендатор физическим лицом или юридическим, от этого зависит сумма налога, которую вы будете оплачивать. Это займет не более 5 минут. Как правило оплата за квартиру поступает раз в месяц, поэтому фиксировать доходы в приложении нужно будет ежемесячно».

  • Где должна находиться квартира 
  • Вопрос: могу ли я оформиться как самозанятый, если живу в Москве, а квартира, которую планирую сдавать, в Санкт-Петербурге?
  • Галина Баркус, старший юрисконсульт Savills в России:
  • «На текущий момент это невозможно, так как квартира, которую вы сдаете в аренду, должна находиться на территории четырех субъектов, которые входят в периметр эксперимента, а именно в Москве и Московской области, Калужской области и в Татарстане».
  • Льготы для пенсионеров

Вопрос: недавно вышел на пенсию, жить на эти гроши невозможно, решили с женой переехать на дачу, а квартиру сдавать. Думаем зарегистрировать мужа как самозанятого. Подскажите, есть ли какие-то налоговые льготы для пенсионеров, сдающих квартиру?

Александра Воскресенская, юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры»:

«Лица, которые получают пенсию, имеют право на получение льготы по налогу на имущество лишь в отношении квартиры, не используемой для предпринимательства.

При этом сдача жилья внаем в целях неоднократного получения прибыли в любом случае считается предпринимательской деятельностью, так что в этом случае имеется риск, что налоговая откажет в назначении пенсионеру льготы по данному налогу, если придет к выводу, что квартира сдается им систематически и для получения коммерческой выгоды.

Что касается подоходного налога, то для пенсионеров предусматривается такая специфическая льгота как перенос остатка единоразовых имущественных вычетов на квартиру на предыдущие налоговые периоды.

Однако сами по себе такие вычеты касаются, как правило, случаев приобретения или строительства жилого помещения, а не факта сдачи такого помещения внаем.

Каких-либо иных льгот для пенсионеров в этом случае, к сожалению, не предусмотрено.

  1. Тем не менее, в данной ситуации, если пенсионер планирует осуществлять сдачу квартиры на постоянной основе в регионе, на территории которого проводится эксперимент по налогу на профдоход для самозанятых, экономически целесообразно будет перейти на эту систему для применения более низкой ставки налога, она составляет всего 4%, если сдавать квартиру физическому лицу».
  2. Взносы, помимо налогов
  3. Вопрос: какие взносы, кроме налогов, мне придется еще вносить, если я буду получать доход от сдачи в аренду квартиры как самозанятый?
  4. Елена Медведева, налоговый консультант компании «Этажи»:

«Вам придется платить только налог 4% или 6% Оплата производится ежемесячно. Процент зависит от того, сдаете вы квартиру физическим лицам или юридическим, то есть организациям.

Никаких дополнительных налогов и взносов, например, на медицинское страхование или пенсию, платить не нужно. Однако, если вы хотите, можно добровольно перечислять деньги в Пенсионный фонд России.

Если этого не делать, самозанятый получит только социальную пенсию».

Потеря льгот для пенсионеров

Вопрос: слышал, что потеряю московскую доплату для пенсионеров, если буду сдавать квартиру официально. Так ли это?

Александра Воскресенская, юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры»:

«Московские надбавки к пенсии в настоящее время устанавливаются лишь для неработающих пенсионеров.

При этом работающими считаются не только те, кто официально работает по трудовому договору, но и лица, осуществляющие иную деятельность, во время которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.

К такой деятельности относится в том числе и самостоятельное обеспечение себя доходом, включая занятие предпринимательством.

Однако в законе установлено одно важное исключение, касающееся лиц, применяющих налоговый режим для самозанятых. Таким образом, при сдаче квартиры в городе Москве целесообразным будет перейти на уплату налога на профессиональный доход, так как в этом случае нет риска лишиться московской надбавки».

 Социальные льготы

Вопрос: какие социальные льготы от государства получают самозанятые? Они платят налоги, но не получают ни пенсии, ни медицинского обслуживания. Или все-таки получают?

Ирина Бычкова, юрист ООО «Национальная юридическая служба»

«Самозанятые налогоплательщики имеют право самостоятельно уплачивать страховые взносы в ПФР, что дает им возможность учитывать страховой стаж и рассчитывать о начислении пенсии при достижении пенсионного возраста. Размер уплачиваемых страховых взносов определяется плательщиком самостоятельно.

При уплате налога часть суммы в размере 1,5% от налоговой ставки отчисляется в Фонд обязательного медицинского страхования, что дает самозанятому гражданину право на медицинское обслуживание».

Субсидии и льготная аренда: какую поддержку от государства получат самозанятые

Речь идёт о государственной поддержке из закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (статьи 17–21, 23, 25).

К сожалению, в новую поддержку не включаются «антикоронавирусные» меры: дополнительные выплаты или льготные кредиты. В рамках антикризисных мер самозанятые могут вернуть налог за 2019 год и получить 12 130 ₽ в виде бонусов, которыми можно будет оплатить налог до конца 2020 года (об этом мы рассказывали в статье «Инструкция: как самозанятым вернуть налог за 2019 год»).

Финансовая поддержка

Самозанятые будут вправе получать субсидии и бюджетные инвестиции от субъектов РФ. Например, информацию о московских субсидиях можно посмотреть на сайте mos.ru.

  • Гарантийная поддержка
  • Самозанятые смогут оформить поручительство или независимые гарантии — к примеру, от МСП Банка или Корпорации МСП — на получение банковских кредитов в аккредитованных банках (среди них есть, например, Сбербанк, ВТБ или Россельзозбанк).
  • Имущественная поддержка

Самозанятые смогут получить в аренду государственное или муниципальное имущество — безвозмездно или на льготных условиях. Это может быть помещение, офис, коворкинг или даже здание, земельный участок, оборудование, транспорт, инструменты и так далее. Разумеется, использовать это имущество нужно только по целевому назначению — для бизнеса, а не в личных целях.

Информационная, консультационная, образовательная поддержка

Самозанятые смогут пользоваться услугами информационных и образовательных порталов, которые раньше — официально — работали для малого и среднего бизнеса. А ещё смогут посещать семинары, лекции, круглые столы и бесплатные курсы. Или прийти на консультацию в один из центров «Мой бизнес» (адрес в вашем городе можно найти на сайте центра).

Вот несколько порталов, на которых, вероятно, после введения закона появится больше информации для самозанятых:

  • Портал бизнес-навигатора МСП
  • Мой бизнес
  • Деловая среда
  • MBM.MOS.RU

Что означает внесение в новый реестр

Самозанятых включат в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) — получателей поддержки.

В него войдёт информация о компаниях, ИП и самозанятых, которые получают господдержку: субсидии, льготные кредиты, гарантии и так далее, — а также о том, какая именно поддержка была получена и какие происходили нарушения (к примеру, нецелевое расходование средств), если они были. Разработать такой реестр должны до декабря 2020 года.

Оператором этого реестра станет федеральная налоговая служба (ФНС), которая сейчас уже ведёт всем известный единый реестр МСП (в нём самозанятых нет и не предвидится — во всяком случае, пока). Предполагается, что новый реестр также будет открытым, с доступом через сайт ФНС.

Вот какие сведения внесут в единый реестр субъектов МСП — получателей поддержки:

  • ФИО самозанятого;
  • его ИНН;
  • наименование и ИНН организации, которая предоставила поддержку (федеральный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, корпорация развития МСП и т. д.);
  • дата принятия решения о предоставлении или прекращении поддержки;
  • вид, форма, размер предоставленной поддержки и сроки, в которые она была оказана;
  • информация о том, были ли нарушения порядка и условий предоставления поддержки — в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

Сейчас существуют отдельные реестры субъектов МСП — получателей поддержки. Их ведут организации, которые эту поддержку предоставляют. Например, на сайте Корпорации МСП можно увидеть, как выглядит реестр получателей поддержки от корпорации.

Чтобы увидеть все столбцы, листайте слайдер.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *