Постановление о запретах в госзакупках иностранного программного обеспечения в 2022 году

Постановление о запретах в госзакупках иностранного программного обеспечения в 2022 году

Действующей системы контроля недостаточно для того, чтобы эффективно отфильтровывать и выявлять неправомерные заявки на закупку иностранного ПО / PIXABAY

«В рамках второго пакета мер поддержки IT-отрасли Минцифры планирует ввести требование о необходимости согласования с ведомством приобретения зарубежного ПО госорганами и госкомпаниями», – сообщил «Ведомостям» представитель Минцифры. Второй пакет мер поддержки был передан в правительство в марте и в скором времени может поступить на подпись премьер-министру – после утверждения программы на уровне вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

Сейчас при проведении закупки любой госзаказчик обязан прежде всего искать нужные ему программные продукты в реестре отечественного ПО.

Если в полной мере подходящего ПО в реестре не находят, закупающие пишут мотивированное обоснование «невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств».

Обоснование включают в досье при оформлении закупки того ПО, которое ищет заказчик.

Заявки в рамках процедуры госзакупки оформляются через единую информационную систему – ее контролирует Минэкономразвития. Документы и саму процедуру закупок проверяют на каждом из этапов – от планирования до исполнения обязательств по контракту. Основными контролирующими органами являются ФАС и Федеральное казначейство.

Как показывает практика, действующей системы контроля недостаточно для того, чтобы эффективно отфильтровывать и выявлять неправомерные заявки на закупку иностранного ПО (т. е. те случаи, когда может быть куплен российский продукт, но заказчик хочет приобрести иностранный).

Например, весной 2020 г. департамент информационных технологий Москвы разместил закупку на 90 млн руб., указав в обосновании специфические характеристики, присущие только стандарту ПО Microsoft.

Эти условия исключили возможность участия в конкурсной процедуре каких-либо альтернативных российских разработчиков, отмечалось в письме Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», направленном на имя министра цифрового развития Максута Шадаева и в аппарат мэра Москвы.

В Минцифры предлагают усилить систему контроля, дополнив ее еще одним звеном – утверждением заявки профильным ведомством. Идея в том, что специалист Минцифры более квалифицированно проверит заявку на закупку иностранного ПО, в особенности обоснование невозможности закупки отечественного софта с аналогичными функциями.

Сложность государственного подхода к импортозамещению состоит в том, чтобы дать возможность развиваться рынку отечественного программного и аппаратного обеспечения, но при этом не поставить российских потребителей ПО и «железа» перед фактом ограничений функциональности импортозамещенных продуктов, говорит заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов.

«Способы обхода основного акта по импортозамещению – постановления правительства о запрете закупки иностранного ПО – достаточно хорошо изучены, – утверждает исполнительный директор ассоциации «Отечественный софт» Ренат Лашин.

– Помимо «обоснования невозможности закупки отечественного ПО» есть, к примеру, закупка иностранного ПО в составе программно-аппаратных комплексов, когда софт устанавливается в качестве бонуса и не указывается в закупочной документации».

«Второй пакет мер поддержки IT-отрасли предусматривает изменение процедуры обоснования невозможности закупки российского ПО от просто написания к согласованию такой невозможности с организацией, назначенной регулятором, – поясняет Илья Массух, руководитель Центра компетенций по импортозамещению. – Таким образом данный ход будет устранен. Отдельно хочу отметить, что использование подобных лазеек чревато для госкомпаний, так как при проверке Счетной палаты подобные «обоснования» будут проверяться в первую очередь и такие закупки могут быть признаны нецелевым расходованием средств».

Инициатива Минцифры является вполне обоснованной, считает руководитель практики технологического консалтинга PwC в России Тимофей Хорошев: «Это позволит снизить поток невалидных закупок, однако здесь есть и свои риски, а именно возможное увеличение срока согласования закупок из-за больших объемов обязательных обращений в ведомство».

В госзакупках электроники вводится запрет на приобретение импортной продукции и правило «второй лишний»

Постановление о запретах в госзакупках иностранного программного обеспечения в 2022 году

В конце августа правительство утвердило постановление, согласно которому в госзакупках вводится запрет на приобретение импортных интегральных микросхем, смарт-карт, ноутбуков, планшетов, компьютеров и серверов.

Данный законопроект (постановление Правительства РФ №1432 от 28 августа 2021 года), согласно пояснению ведомства, направлен на поддержку российских производителей электроники и фактически запрещает закупать через систему госзакупок для государственных нужд предприятиям и ведомствам электронное оборудование и компьютерную технику зарубежного производства. Новый закон является продолжением принципиальной политики импортозамещения, которую ведет Минпромторг России последние несколько лет, чтобы создавать благоприятные условия и возможности для развития и укрепления позиций российских производителей электроники как внутри страны, так и за ее пределами. Что нельзя будет покупать на госзакупках, согласно новому постановлению:

  • схемы интегральные электронные;
  • карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты);
  • компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника;
  • машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных;
  • машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных;
  • машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода.

Минпромторг уточнил, что в отношении остальной электронной продукции, включая медицинские устройства, госзаказчики должны применять правило «второй лишний». Оно означает, что заказчик «обязан отклонить все заявки на участие в закупке, в которых предлагается импортная продукция, если подана хотя бы одна заявка с предложением поставить отечественную электронику». Под правило «второй лишний» попадают: коммуникационное оборудование, охранно-пожарные сигнализации, звуковая аппаратура, мониторы, навигационная и измерительная аппаратура, томографы, рентген-аппараты, эндоскопические комплексы, электрокардиографы и остальная электроника.

Ранее СМИ сообщали, что текущие и новые ограничения Минпромторга некоторые госзаказчики обходят простыми способами — они арендуют рабочие места с ноутбуками, ПК и серверами по сервисным договорам с поставщиками зарубежной техники. Ведомство следующим шагом собирается ввести квоты на аренду IT-оборудования госструктурами по просьбам российских производителей вычислительной техники и электроники.

  • В середине августа Минпромторг попросил российских разработчиков программного обеспечения ускорить адаптацию своих продуктов под российские процессоры «Эльбрус» и «Байкал».
  • В начале августа российский производитель iRU объявил, что его десктопы на процессорах «Байкал-М» вышли на стадию серийного производства.
  • В середине июля российская государственная корпорация «Ростех» совместно с разработчиком отечественных систем хранения данных и серверов Yadro объявила, что компании собираются к 2025 году выпустить процессоры собственной разработки для замены парка ПК и серверов в учреждениях Минобрнауки, Минпросвещения и Минздрава.
Читайте также:  Перейти с ЕНВД на другой налоговый режим станет проще

В начале июня 2021 года «Яндекс» сообщил о запуске в России собственного производства серверного оборудования совместно с группой компаний «ЛАНИТ», производителем компьютерной техники Gigabyte и банком ВТБ.

«Яндекс» планирует, что новый завод будет производить не только серверы, но и системы хранения данных для дата-центров, шлюзы и компоненты для интернета вещей. Первую продукцию он выпустит уже в 2022 году.

В конце ноября прошлого года «Байкал электроникс» представила три новых процессора — «Байкал-М/2», «Байкал-М/2+» и серверный процессор «Байкал-S», которые выйдут в 2021 году. «Байкал электроникс» ждет их первых рабочих образцов из Тайваня этим летом.

Комментарий к запрету на закупку иностранного ПО

Постановление о запретах в госзакупках иностранного программного обеспечения в 2022 году

В первую очередь необходимо отметить, что запрет применяется исключительно при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ и не работает при применении Закона № 223-ФЗ. Соответственно бюджетные учреждения, которые, в основном, работают по двум названным законам сразу, имеют возможность закупить иностранное ПО в рамках Закона № 223-ФЗ, если такое ПО им необходимо. Иностранное ПО можно также купить и рамках Закона № 44-ФЗ, но для этого потребуется составить обоснование, о котором мы подробнее расскажем ниже.

В каких случаях применяется запрет

Авторы постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, скажем прямо, несколько перестарались при его написании.

Согласно положениям постановления запрет должен применяться заказчиками не только при осуществлении закупок непосредственно самого ПО (как нового, так и в рамках покупки лицензии на продление уже имеющего у заказчика ПО), но и «при выполнении работ, оказании услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения». 

В последнем случае применить запрет просто невозможно, т.к. нельзя установить запрет на то, чего еще нет.

Соответственно, если заказчиком закупаются услуги по разработке ПО по индивидуальному заказу, то рекомендуется включить в контракт обязанность исполнителя внести созданное им ПО в реестр российского или евразийского программного обеспечения, что, в свою очередь, является условием приемки и оплаты такого ПО заказчиком.

При этом мы признаем, что на практике данный совет заказчиками обычно отвергается.  Заказчики справедливо полагают, что в указанном случае контракт просто не будет исполнен в установленные сроки и, соответственно, предпочитают вообще не применять запрет.

Однако, вернемся к случаям закупки заказчиком уже готового ПО. Одним их таких является поставка ПО вместе с компьютерной техникой. Например, ноутбук с предустановленной операционной системой Windows 10. В данном случае заказчик не праве говорить о том, что ПО он не закупает, а закупает только компьютерную технику, т.к.

операционная система Windows 10 является коммерческим продуктом и его цена включена в цену компьютерной техники. Таким образом, при осуществлении заказчиком закупки компьютерной техники с предустановленным программным обеспечением, можно говорить о наличии составного предмета, часть из которого составляет компьютерная техника, а часть программное обеспечение.

Следовательно, запрет должен применяться и в указанном случае тоже.

Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд

20 ноября 2015 06:30

Постановление от 16 ноября 2015 года №1236. При закупках программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд заказчики будут обязаны ограничить закупки российским программным обеспечением. Исключение составляют случаи, когда программное обеспечение с необходимыми функциональными, техническими и (или) эксплуатационными характеристиками в России отсутствует.

Справка

  • Постановление от 16 ноября 2015 года №1236 в действующей редакции

Внесено Минкомсвязью во исполнение решений по итогам заседания
президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и
инновационному развитию России от 9 июня 2015 года.

Подписанным постановлением устанавливается
запрет на допуск происходящего
из иностранных государств программного обеспечения (далее – ПО) при закупках
для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с подписанным
постановлением заказчики будут обязаны ограничить закупки российским ПО. Исключение
составляют случаи, когда ПО с необходимыми функциональными, техническими и
(или) эксплуатационными характеристиками в России отсутствует.

При этом
потребность в соответствующем ПО необходимо будет обосновать в порядке,
предусмотренном Федеральным
законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд».

Федеральным законом
от 29 июня 2015 года №188-ФЗ
предусмотрено создание единого реестра российских программ для электронных
вычислительных машин и баз данных (далее – реестр). Этот реестр создаётся в целях
расширения использования российского ПО и подтверждения его российского происхождения,
оказания государственной поддержки правообладателям ПО.

  • Российским
    будет признаваться программное обеспечение, сведения о котором внесены в реестр.
  • Подписанным постановлением
    утверждены Правила формирования и ведения реестра
    (далее – Правила).
  • Правилами определяются
    основания возникновения исключительного права у правообладателя, условия
    включения таких сведений в реестр и исключения их из реестра, порядок
    предоставления сведений, включаемых в реестр, порядок принятия решения о
    включении таких сведений в реестр.
  • Принятые
    решения направлены на реализацию отраслевых программ импортозамещения в
    соответствии с планом
    первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и
    социальной стабильности в 2015 году (утверждён распоряжением
    Правительства от 27 января 2015 года №98-р).
Читайте также:  Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации без штрафов и взысканий

Закупка антивирусных программ с учетом постановления Правительства № 1236 от 13 декабря 2016

Постановление № 1236 при закупке услуг по сопровождению ПО и возможные вопросы:

Вопрос:

Планируем закупить средства обеспечения информационной безопасности (антивирусную программу). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г.

№ 1236 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАПРЕТА НА ДОПУСК ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩЕГО ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» антивирусные программы входят в единый реестр российских программ.

Можно ли при проведении закупки установить требование о включении товара в единый реестр российских программ со ссылкой на указанное постановление?

Ответ:

С 1 января 2016 года заказчики устанавливают запрет на допуск иностранного программного обеспечения (далее – ПО) и прав на него. Такие правила установлены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 (далее – Постановление № 1236). ПО считают отечественным, если сведения о нем включены в Единый реестр российских программ. На какие программные продукты распространяется запрет?

Под запрет попали: иностранные программы для ЭВМ; иностранные базы данных; исключительные права на иностранное ПО; права на использование иностранного ПО. Импортную программу нельзя купить ни на материальном носителе, ни в электронном виде. Причем запрет действует на все виды контрактов, на основании которых заказчик закупает ПО и базы данных (п. 2 Постановления № 1236).

Ситуация:

заказчик закупает исключительные и неисключительные права на ПО. Нужно ли устанавливать запрет на допуск иностранного продукта?

Нужно, если закупка не попадает под исключительный случай. Кроме того, заказчик должен установить такой запрет, когда продлевает неисключительные права на ПО. Аналогичный вывод следует из решения Вологодского УФАС России от 3 марта 2016 г. по делу № 5-2/25-16.

Ситуация:

заказчик закупает компьютеры и ноутбуки, на которые установлено программное обеспечение. Распространяется ли запрет на такую закупку?

Да. Запрет на допуск иностранного ПО устанавливают независимо от вида договора. Это может быть как контракт на покупку ПО отдельно, так и вместе с поставкой компьютеров.

Ситуация:

каким документом участник закупки должен подтвердить свое соответствие, если заказчик установил запрет на основании Постановления № 1236?

Правительство РФ не установило таких документов. Поэтому заказчик не вправе требовать от участников какие-либо документы в соответствии с Постановлением № 1236. Соответствие заявки заказчик проверяет на основании сведений о стране происхождения товара.

Совет: Укажите в контракте такую фразу: «Закупаемое программное обеспечение должно быть российского происхождения.

В случае выявления несоответствия такого программного обеспечения указанным требованиям заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке».

  • Когда можно купить иностранное ПО?
  • Заказчик вправе приобрести иностранный продукт, если:
  • — В Едином реестре российских программ нет аналога, который соответствует тому же классу ПО, что закупает заказчик;
  • — Сведения о программе такого же класса в реестре есть, но по своим характеристикам не соответствуют требованиям заказчика.
  • Ситуация:
  •  как определить класс программного продукта, чтобы установить запрет на допуск?
  • Класс программного обеспечения определяйте по данным, которые опубликованы:
  • — в приказах Минкомсвязи России от 31 декабря 2015 г. № 621 и № 622;

— в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 2 Правил формирования и ведения реестра российских программ, утвержденных Постановлением № 1236).

Кроме того, запрет на покупку иностранного ПО распространяется не на всех заказчиков. Под исключение попадают закупки: дипломатических представительств; консульских учреждений; торговых представительств при международных организациях, которые функционируют на территории иностранного государства.

Также не применяйте запрет, если закупаете ПО, сведения о котором составляют гостайну.

В вышеуказанных случаях запрет на допуск не устанавливайте, а подготовьте обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО иностранного происхождения.

Руководствуйтесь Порядком, утвержденным Постановлением № 1236. Обоснование подготовьте в произвольной форме и разместите в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Заказчик проводил аукцион на передачу неисключительных прав на использование ПО.

При описании объекта закупки он использовал конкретный товарный знак Symantec Endpoint Protection без слов «или эквивалент», а также термин «продление лицензии». В связи с этим один из участников пожаловался на заказчика в ФАС России.

Во время заседания комиссии заказчик пояснил, что на рабочих станциях учреждения стоит программное обеспечение Symantec Endpoint Protection как средство информационной безопасности. Закупка другого ПО повлечет дополнительные расходы бюджетных средств и займет время. А рабочие станции останутся без средств защиты информации на неопределенный период. Кроме того, в ЕИС и на сайте www.rts-tender.

ru заказчик разместил соответствующее обоснование. ФАС России признала доводы заказчика (решение УФАС России по Иркутской области от 13 апреля 2016 г. № 209).

Ситуация:

нужно ли устанавливать запрет при закупке российского программного обеспечения?

Да, когда закупаете российское программное обеспечение, также устанавливайте запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение – случаи, когда запрет на допуск не устанавливают.

Может ли российское программное обеспечение не входить в Единый реестр российских программ?

Да, может. Постановление № 1236 не содержит требования о том, что ПО российского происхождения обязательно должно входить в Единый реестр. Такой же вывод следует из решения Челябинского УФАС России от 23 августа 2016 г.

№ 623-ж/2016: «В Постановлении не установлены требования к составу заявки (как первой, так и второй части) участника закупки в части обязательного нахождения программного обеспечения в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр) в качестве подтверждения страны происхождения товара».

Читайте также:  Господдержку смогут получить больше компаний

Ситуация:

применять ли Постановление № 1236 при закупке Системы Госзаказ?

Нет, не применять. При закупке электронной системы «Госзаказ» запрет не устанавливают. Оформлять обоснование невозможности соблюдения запрета не нужно. Ведь Минкомсвязь России признает Систему Госзаказ облачным сервисом.

Поэтому Систему не включают в реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (письма Минкомсвязи России от 15 июля 2016 г. № П11-1-200-14118, от 20 июня 2016 г. № П11-1-200-11878).

Облачный сервис – это автоматизированный способ предоставления программного обеспечения в режиме удаленного доступа через сеть Интернет по запросу клиента.

Облачный сервис можно рассматривать как информационную систему – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п. 3 ст. 2 Закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ).

Запрет установлен в отношении программ для ЭВМ и баз данных иностранного происхождения (программное обеспечение), в отношении исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения. Как видно, указанный запрет не касается закупок Системы Госзаказ. Вывод следует из анализа положений постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236.

Ситуация:

можно ли без применения Постановления № 1236 осуществить закупку услуг: права на использование ПО, его установку и настройку?

Нет, нельзя. При закупке прав использования ПО заказчик либо устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения, либо обосновывает невозможность соблюдения запрета на допуск. Устанавливать запрет либо обосновывать невозможность его соблюдения не нужно в том случае, если закупаются только установка и настройка ПО (без закупки прав на его использование).

Ситуация:

заказчик закупает программное обеспечение по Закону № 44-ФЗ. Вправе ли он установить в документации требование: «страна-производитель – Россия»?

 Да, заказчик вправе установить такое требование. Но учтите, что при закупке российского ПО нужно также установить запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение – случаи, когда запрет на допуск не устанавливают.

Ситуация:

нужно ли устанавливать запрет, если заказчик приобретает лицензию сразу на несколько компьютеров?

 Заказчик может не устанавливать запрет, когда закупает сразу несколько лицензий в «пакете», только если в реестре отсутствует ПО того же класса или тех же характеристик. Но, если в реестре есть ПО, которое функционально и технически соответствует закупаемому, установите запрет. И неважно, что вы закупаете сразу несколько лицензий.

Запрет устанавливают независимо от вида договора.

Если в едином реестре есть информация о программном обеспечении, происходящем из Российской Федерации, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке и оно соответствует установленным заказчиком требованиям, то нужно устанавливать запрет на допуск ПО иностранного происхождения.

В том числе, и при закупке ПО российского происхождения, как в данном случае, когда планируется к закупке антивирус Касперского. Постановление № 1236 не содержит требования о том, что ПО российского происхождения обязательно должно входить в Единый реестр. Поэтому считаем неправомерным устанавливая такое требование, ссылаться на Постановление № 1236.

Такой же вывод следует из решения Челябинского УФАС России от 23 августа 2016 г. № 623-ж/2016: «В Постановлении не установлены требования к составу заявки (как первой, так и второй части) участника закупки в части обязательного нахождения программного обеспечения в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр) в качестве подтверждения страны происхождения товара».

Материал подготовлен заведующим сектором муниципальных закупок администрации Верхнебуреинского муниципального района И.В. Павленко с использованием  Источника:

http://www.pro-goszakaz.ru/question/4294087442-qqes-16-02-zakupka-antivirusnyh-programm-s-uchetom-postanovleniya-1236?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_GZ_regular_21122016

Опубликовано постановление о запрете госзакупок импортного ПО

  • Текст постановления «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» появился на сайте правительства РФ.
  • Как сообщал Экспертный центр электронного государства, постановление было подписано председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым в понедельник, 16 ноября.
  • Постановление принято во исполнение закона о преференциях для российского ПО при госзакупках, который вступает в силу с 1 января 2016 года.

Законом предлагается расширить сферу использования российских компьютерных программ и баз данных, а также создать единый реестр российского софта в целях оказания правообладателям господдержки. Реестр должен регулироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При госзакупках предлагается соблюдать приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к иностранным товарам. Причем, если закупка российского софта невозможна, авторы предлагают обязать заказчика публиковать в реестре обоснование отказа от закупки.

Постановление правительства определяет правила единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Формирование реестра осуществляет Минкомсвязь. Оператор реестра – организация, выполняющая технические функции его ведения – определяется, согласно тексту постановления, Минкомсвязью в соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановление вступает в силу менее чем через полтора месяца — за это время предстоит решить ряд принципиальных вопросов его практической реализации.

Так, например, из текста документа неясно, как регулируется госзакупка предустановленного софта, приобретаемого вместе с компьютерами. Также непонятно, как постановление работает в случае приобретения программных продуктов в виде онлайн-сервисов (SaaS).

Как заказчику быть в случае, если покупка импортного программного продукта обусловлена необходимостью продления действующих лицензий?

Есть и другие вопросы, без решения которых постановление правительства нельзя выполнить. Экспертный центр электронного государства подробно рассмотрит их в будущей публикации.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *