Правительство вводит новые правила надзора за компаниями и предпринимателями

Правительство вводит новые правила надзора за компаниями и предпринимателями

Бизнес не боится контроля, но хочет, чтобы проверки были прозрачными / Максим Стулов / Ведомости

«Ведомости» ознакомились с копией доработанного законопроекта о госконтроле (представитель Минэкономразвития подтвердил его подлинность). Он был направлен в правительство. Сейчас проект рассматривают отраслевые департаменты, подтвердил представитель аппарата правительства.

Законопроект разработан для проведения реформы контроля и «регуляторной гильотины»: он должен регламентировать работу контрольных органов.

Цель проекта – устранить дорогие и неоправданные проверки и повысить их прозрачность, пишут авторы законопроекта в пояснительной записке. Пока регулирование устроено неправильно: контролер сам формулирует характеристики, а потом сам же их и проверяет, признавал руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко (его слова приводит «Интерфакс»).

Минэкономразвития предлагает проводить проверки, только если не работают профилактические меры. Провести внеплановую проверку одной компании по одному поводу можно будет не больше двух раз.

А число проверок будет зависеть от группы риска, в которой находится компания. Всего Минэкономразвития предлагает шесть групп – от чрезвычайно высокого риска до низкого.

Для компаний из первой группы число проверок будет ограничено двумя в год, из последней – не более одной проверки в 4–6 лет.

Не ясно, как будут устанавливаться критерии для определения риска, обращают внимание эксперты «Деловой России». Контролеры смогут сами устанавливать индикаторы риска и основания для проведения проверок, поддерживает президент ТПП Сергей Катырин (его комментарии передал представитель), перечень индикаторов должно установить правительство.

Критерии устанавливаются не самим контрольно-надзорным органом, а нормативным актом, объясняет замминистра экономического развития Савва Шипов (свои комментарии он передал через представителя), таким образом, для значительной части госконтроля критерии установит правительство. Чтобы изменить категорию риска, к которой относится компания, нужно самое сложное – изменить параметры самой компании, отмечает Шипов, процедура перевода подробно не описана, но сама компания может подать заявление о смене категории риска в контрольный орган.

Главное – чтобы риск-ориенти­рованный подход заработал, предупреждает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, например, в семеноводстве компании не смогли аргументировать существование реальных угроз, риск-ориентированный подход так и не был внедрен и бизнес продолжают проверять.

Несмотря на сокращение проверок, Минэкономразвития предлагает ввести новые виды профилактического контроля: контрольную закупку (право проводить их уже получил Роспотребнадзор, также Федеральная налоговая служба может совершать их в виртуальных казино и лотереях), выездное обследование и даже рейд.

Такие проверки могут проводиться без уведомления, что противоречит открытости, которую обещает Минэкономразвития, предупреждают эксперты «Деловой России». А некоторые виды такого контроля могут дублировать друг друга, обращает внимание Катырин, например, и при выборочном контроле, и при мониторинговой закупке можно изъять продукцию для проверки.

В отличие от внеплановых проверок такие мероприятия не нужно согласовывать с прокуратурой, обращает внимание вице-президент РСПП Александр Варварин, но такое согласование оправданно – часто прокуратура не согласовывает необоснованные проверки. При этом инспекционный визит от проверки практически не отличается и, если он начнется без согласования с прокуратурой, он может перерасти в полноценную проверку, предупреждает он.

Бизнес пока не верит в сокращение административной нагрузки. Сокращение проверок не гарантирует снижения штрафов. Хотя за 10 лет к 2018 г.

количество плановых проверок сократилось в 4 раза до 366 000, а число внеплановых снизилось до минимальных 1,27 млн. Но штрафы контролеры выписывают все больше: в 2018 г. – более чем 980 000 компаний на 179 млрд руб.

, что вдвое больше, чем в 2015 г., сообщал советник уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Леонид Анучин.

По опросу малого и среднего бизнеса, проведенного в марте Федеральной службой охраны, 47% респондентов заявили о росте административной нагрузки на бизнес (в 2018 г. рост такой нагрузки отметили 43%).

Кроме того, сам законопроект предлагает исключения. Так, под его действие не попадает более 20 видов контроля – в том числе валютный, таможенный, административные и уголовные дела. Это противоречит изначальной концепции проекта, предупреждают эксперты «Деловой России» и поддерживает Катырин.

К некоторым видам контроля, попавшим в исключения, у бизнеса давно есть претензии. Так, налоговики оштрафовали на 127 млн руб. предпринимателя Алексея Ермакова, который взял в 2017 г.

кредит в Юнибанке, работающем в Армении (деньги он получил на счет в этом же банке).

Ермаков отчитался о движении средств по зарубежному счету, но такая операция проходила без участия российского банка, что запрещено валютным законодательством.

Есть сферы, где уже сформировалось регулирование, возможно, в будущем такие виды контроля попадут под действие законопроекта, отмечает Шипов. Но некоторый контроль не затрагивает интересы бизнеса, продолжает он, например контроль силовых ведомств в воинских частях и учреждениях исправительной системы.

Правительство вводит новые правила надзора за компаниями и предпринимателями

Об изменениях с 1 июля 2021 года Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Правительство вводит новые правила надзора за компаниями и предпринимателями

9 апреля 2021 14:09

С 1 июля 2021 года вступит в силу       Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Исключение составят отдельные положения, для которых определены другие даты.

  • Новые нормы документа позволят продолжить реализацию механизма «регуляторной гильотины», снизив административное давление на бизнес.
  • Акцент с проверок предпринимателей смещается на профилактику и предупреждение нарушений.
  • Профилактика, а не наказание

Особое внимание будет обращено на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Определяется, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.

  1. Законом закреплен широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий отнесены:
  2. 1. Информирование
  3. Означает размещение на официальном сайте министерства, в сети «Интернет» следующей информации:
  4. 1) тексты нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих осуществление государственного, муниципального контроля;
  5. 2) сведения об изменениях, внесенных в вышеуказанные НПА;
  6. 3) перечень обязательных требований;
  7. 4) руководства по соблюдению обязательных требований.
  8. Здесь необходимо отметить, что министерством информирование осуществляется на постоянной основе как на странице органа исполнительной власти Приморского края в сети интернет, так и путем направлений информационных сообщений в личный кабинет лицензиатов.
  9. 2. Обобщение правоприменительной практики
  10. Это документ, который разрабатывается контрольно-надзорными органами и представляет собой анализ типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений. Данный документ также раннее разработан и размещен министерством на официальном сайте органов исполнительной власти Приморского края
  11. 3. Меры стимулирования добросовестности
  12. Под мерами стимулирования добросовестности подразумеваются мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.

Порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля.

Здесь следует отметить, что типовые положения о видах контроля в будут разработаны на федеральном уровне после принятия проекта Закона спутника к 248-ФЗ, далее они будут доведены до регионов.

Поэтому пока вопрос по мерам стимулирования добросовестности остается открытым.

4. Объявление предостережения.

Законом определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, о признаках возможных нарушений либо о непосредственных нарушениях обязательных требований.

Такая профилактическая мера, заменяющая проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, применяется лишь в отношении негрубых нарушений и дает контролируемому лицу возможность оперативно исправить их и избежать возможных неблагоприятных последствий (статья 49 Зкона).

5. Консультирование.

Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование, то есть дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Вопрос о консультирования часто возникает в ходе осуществления лицензионного контроля в сфере продажи алкогольной продукции. Ранее такая функция как консультирование действующим законодательством не была предусмотрена.

6. Самообследование.

Самообследование будет осуществляться в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

Подразумевается, что контролируемое лицо с помощью специального информационного продукта сможет самостоятельно определить уровень соблюдения обязательных требований.

В случае, если оценка будет высокой, подконтрольный субъект вправе нам сообщить о соблюдении обязательных требований.

7. Профилактический визит.

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования ВКС. В ходе профилактического визита инспектор информирует подконтрольный субъект об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности.

  • Контрольно-надзорные органы должны предложить провести профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
  • Вместе с тем, согласно Закону контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита.
  • При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований.
  • Новое в проверках
Читайте также:  Какой вид деятельности подпадает под код ОКВЭД 15.81?

Меняется и сам подход к проведению проверок. Так, в Законе детально прописана процедура их проведения, регламентируются надзорные мероприятия. Вводится разграничение видов контроля. К привычным форматам — выездной и документарной проверкам — добавляются новые формы контрольно-надзорных мероприятий.

В частности, появляется контрольная и мониторинговая закупки, инспекционный визит, рейдовый осмотр.

1. Контрольная и мониторинговая закупки.

  1. Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольной или мониторинговой закупки не может превышать один рабочий день.
  2. После завершения контрольной закупки инспектор объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет служебное удостоверение, копию решения о проведении контрольной закупки.
  3. Мониторинговая закупка проводится в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу или исследования.

2. Инспекционный визит.

Контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом по месту его нахождения.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Срок его проведения не может превышать один рабочий день.

  • В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
  • 1) осмотр;
  • 2) опрос;
  • 3) получение письменных объяснений;
  • 4) инструментальное обследование;
  • 5) истребование документов, которые должны находиться на месте осуществления деятельности контролируемого лица.
  • Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев:
  • — если основанием для его проведения являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, поручение Президента, требование прокурора.
  • То есть по сути это ограниченная во времени внеплановая проверка.

3. Рейдовый осмотр.

  1. Мероприятие, проводимое в целях оценки совершения действий неограниченного круга контролируемых лиц на определенной территории.
  2. Рейдовый осмотр может проводиться в форме межведомственного контрольного мероприятия.
  3. Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
  4. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
  5. 1) осмотр;
  6. 2) досмотр;
  7. 3) опрос;
  8. 4) получение письменных объяснений;
  9. 5) истребование документов;
  10. 6) отбор проб (образцов); (может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки без отбора проб. Порядок возмещения лицу стоимости продукции, утраченной в ходе рейдового осмотра, устанавливается Правительством Российской Федерации)
  11. 7) инструментальное обследование;
  12. 8) испытание;
  13. 9) экспертиза;
  14. 10) эксперимент.
  15. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
  16. По результатам рейдового осмотра акт составляется только в отношении лица, допустившего нарушение, отдельный акт, содержащий информацию в отношении всех результатов контроля, не оформляется.
  17. Рейдовый осмотр, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением тех же случаев которые предусмотрены для   инспекционного визита.
  18. На сегодняшний день, проведение рейдовых осмотров предусмотрено 294 Федеральным законом лишь для сферы экологии — обследований особо охраняемых природных территорий и транспорта.
  19. Основания для проведения всех контрольных (надзорных) мероприятий одинаковые:
  20. 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  21. 2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  22. 3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  23. 4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  24. 5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона;
  25. 6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
  26. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
  27. В Законе предусмотрена возможность осуществления контрольно-надзорных мероприятий на основании данных дистанционного мониторинга (статья 96).

Эти способы будут применяться в зависимости от ситуации. В некоторых случаях будет достаточно дистанционного автоматизированного контроля с использованием фото- и видеофиксации.

  • Кроме того, в Законе предусмотрено создание на федеральном уровне специальных информационных систем, которые аккумулируют все сведения о проверках.
  • К примеру, в срок до 01 января 2022 года будет введен в эксплуатацию единый реестр видов контроля, также планируется создание единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и информационной системы досудебного обжалования.
  • Обжалование результатов контрольного мероприятия.
  • Статьей 43 Закона прописан порядок досудебного рассмотрения жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Правила ведения такой системы утверждаются Правительством РФ. Уполномоченный орган будет определен в положении о виде контроля, после принятия проекта Закона-спутника к 248-ФЗ.

  1. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
  2. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
  3. 1) оставляет жалобу без удовлетворения;
  4. 2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
  5. 3) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными.
  6. Для реализации положений Федерального закона №248-ФЗ Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект «закона-спутника», который направлен на приведение отраслевого регулирования в соответствие положениям Федерального закона № 248-ФЗ, что позволит внедрить в жизнь новую модель государственного контроля (надзора).

Законопроектом предусмотрены поправки, затрагивающие более ста законов. В их числе: Закон о защите прав потребителей; Закон об алкогольном регулировании; Закон о рекламе; Закон о персональных данных; Закон об обращении лекарств; Закон об основах охраны здоровья граждан; Закон об аудиторской деятельности.

Основное содержание законопроекта составляют статьи, вносящие изменения в федеральные законы в части установления видов федерального, регионального и муниципального государственного контроля (надзора). Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному, региональному или муниципальному контролю, а по каждому виду – его предмет.

Кроме того, законопроект предусматривает поправки в Закон о лицензировании №99-ФЗ. В частности, в положении о лицензировании конкретного вида деятельности можно будет сократить срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии (статья 85).

Правила о переоформлении лицензий будут заменены нормами о внесении изменений в реестр лицензий. Причем проект предусматривает только электронную выписку из реестра. Также предусмотрены нормы о возможности частичного приостановления лицензии.

  • Министерство промышленности и торговли Приморского края

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Законодательство о госконтроле: как предпринимателям защитить свои права — новости Право.ру

Недостаток существующей системы контроля предпринимателей – отсутствие чёткой правовой базы и внятных гарантий для бизнеса. Новый закон содержит ряд нововведений, позволяющих контролируемым лицам защитить права. Он официально ставит во главу угла соблюдение и защиту прав проверяемых субъектов как принцип государственного контроля (ст. 29 закона).

На первое место поставлены профилактические меры. Целью работы контролёров должно стать предупреждение нарушений. В ст. 45 закона есть список профилактических мероприятий. К ним относятся обобщение правоприменительной практики, информирование, профилактическое сопровождение и другие меры.

Вводится система анализа и учёта рисков в зависимости от вида деятельности. Для каждой категории определяются виды контроля и периодичность проверок.

Гарантии прав предпринимателей

Первое, что хочется отметить, – заблаговременное согласование многих предупредительных мер с подконтрольными организациями.

Вводятся дополнительные негосударственные механизмы, стимулирующие соблюдение обязательных требований. Речь идёт об оценке, проводимой аккредитованными организациями. Получение документа о соответствии требованиям освобождает от плановых проверок.

Новый закон установил исчерпывающий перечень контрольных мероприятий и чёткий регламент их проведения. Теперь они не ограничиваются документарными и выездными проверками. К ним добавлены мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и другие. Подобное регулирование не позволяет инспекторам проводить проверки произвольно.

Закон ориентирован на новые технологии и вводит порядок электронного взаимодействия между субъектами. Это делает процесс контроля более прозрачным, укрепляет позиции предпринимателей и снижает риск столкнуться с произволом и коррупцией. Закон даже допускает возможность проведения проверок при помощи аудио- или видеосвязи (ст. 56 закона).

Вводится система электронного взаимодействия между субъектами. Электронное взаимодействие предполагает, что всю информацию проверяющие органы заносят в Единый портал государственных услуг.

Закон содержит положение, касающееся сокращения выездных проверок. Их можно будет проводить только в случаях, предусмотренных законом.

Выездная проверка может проводиться при условии обязательного предварительного уведомления не позднее чем за 24 часа до её начала.

Новый закон запрещает оценивать качество работы контролирующих органов в зависимости от количества проведённых проверок и выявленных нарушений.

Другое нововведение, защищающее права предпринимателей, – правило, признающее недействительными результаты тех проверок и контрольных мероприятий, которые проведены с грубыми нарушениями. В прежней редакции закона оно отсутствовало.

Читайте также:  Почему вам откажут в регистрации бизнеса: 7 фатальных ошибок новичков

На защиту прав контролируемых лиц направлено дополнение обязанностей контрольных органов. В законе чётко сформулирован запрет совершать действия и принимать решения, унижающие достоинство личности и вредящие деловой репутации. Отдельно оговорён запрет проявлять неуважение к религиозным чувствам.

Введено правило об обязательном проведении консультаций с предпринимателями в процессе рассмотрения результатов проверки. Протокол консультаций учитывается при принятии решения по итогам инспекции.

Очевидно, что новый закон содержит обширный перечень мер, защищающих права контролируемых лиц и улучшающих их положение. Он отражает принципы реформы системы государственного контроля.

В то же время система законодательства, касающаяся прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля, все еще нуждается в доработке.

Совершенствование законодательства о гарантиях прав контролируемых лиц

Новый закон частично решает проблему гарантий прав контролируемых организаций. Однако, как и ранее, можно обнаружить пробелы в существующих правовых нормах. Например, предприниматели не могут влиять на формирование плана проверок.

Проведение внеплановых проверок основано на расплывчатой формулировке закона, которая предполагает «наличие у контрольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» (подп. 1 п. 1 ст. 57 закона).

Нет критериев, обосновывающих внеплановую проверку. Опротестовать её проведение будет сложно. К тому же у предпринимателей нет права знакомиться с материалами жалоб, которые послужили основанием для проверки. Это не позволяет аргументированно защитить свою позицию.

Возможность вести во время проверки фотосъёмку, аудио- и видеозапись – ещё один пример ситуации, не урегулированной законодательством. Да, в законе нет однозначного запрета, но окончательное решение остаётся за проверяющим инспектором. В таком случае нельзя говорить о полноценной защите прав контролируемых лиц.

Досудебный порядок обжалования решений, вынесенных по результатам проверки, сформулирован чётко. Разработчики нового закона учли прежние недостатки, а права предпринимателей при рассмотрении жалобы в новом законе прописаны слабо.

Возможно, предполагалось, что они регулируются законами о видах государственного контроля. Однако там содержатся общие правила. Чётко сформулированные правовые нормы, включённые в новый закон, сделали бы процедуру досудебного порядка обжалования чёткой и понятной.

Если работа по совершенствованию законодательства в области прав контролируемых лиц будет проделана надлежащим образом, то предприниматели в России смогут опираться на логичную систему законов, не только наделяющую обязанностями, но и продуманно защищающую права подконтрольных лиц.

Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года

В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Законом N 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП (далее — прежний закон о проверках). Новый закон, как и предшественник, не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.

Какие есть особенности вступления в силу нового Закона о проверках

Начало действия закона — 1 июля, но предусмотрены переходные положения.

План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем предварительно уведомят.

Проверки, которые к 1 июля не закончились, проводят и оформляют по правилам, которые действовали на момент их начала. По тем же правилам нужно обжаловать такие проверки, даже если жалобу организация или ИП подает после 1 июля.

Если жалобу подали до 1 июля, ее рассмотрят в порядке, который действовал на дату начала проверки.

Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Такие документы должны быть приняты до 1 января 2022 года.

До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля (антимонопольный контроль, контроль в сфере гособоронзаказа и т.д.). Также указанный закон продолжает действовать при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.

Какими способами могут проверить организацию или ИП

Закон делит контрольные мероприятия на две группы. Условно их можно назвать «бесконтактными», когда нет взаимодействия с контролируемым лицом, и «контактными».

«Бесконтактные» способы — наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование — могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.

Закрытый перечень «контактных» способов проверок должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля.

Такими способами могут выступить документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр.

Роспотребнадзор, к примеру, при проверках в сфере защиты прав потребителей может применять все способы (п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

Как и раньше, «контактные» проверки могут проводить на плановой и внеплановой основе.

Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, мероприятия отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.

Где посмотреть информацию о проверках

Единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура, трансформируется в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. До конца 2021 года старый реестр могут использовать региональные и муниципальные проверяющие, если нет положения о виде контроля в соответствии с новым законом.

Новый реестр аккумулирует в себе всю информацию о проверке: кто и когда проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.

«Контактную» проверку нельзя провести до тех пор, пока информации о ней нет в реестре. Однако есть исключение. Так, выездное обследование может перерасти в контрольную закупку, если это предусмотрено положением о виде контроля. Тогда информацию в реестр внесут постфактум.

На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По коду можно перейти к сведениям о проверке в реестре.

Также контролируемое лицо может воспользоваться учетной записью на портале госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе, чтобы получить доступ к сведениям о проверках в отношении себя.

Правительство детально определило, какие сведения и в какой срок следует внести в реестр, а также уровни доступа к ним. Есть три уровня:

  • сведения открыты;
  • сведения может видеть только контролируемое лицо после авторизации;
  • сведения открыты, но только после окончания конкретного события.

Например, сведения о контрольной закупке открыты всем, но лишь на следующий рабочий день после ее проведения. Информация о решении контрольного органа и принятых мерах доступнa только тому, кого проверяли.

Если проверку обжаловали в досудебном порядке через портал госуслуг, в реестр включат текст жалобы, статус и результат рассмотрения.

При судебном обжаловании в реестр включат сведения о результатах, если решения либо акты проверяющих отменят или изменят.

Как долго могут проверять

Документарная проверка — не более 10 рабочих дней (срок отсчитывается от момента представления истребованных документов в адрес проверяющих).

Выездная проверка — не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом лимитировано часами — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.

  • Инспекционный визит — не более 1 рабочего дня на одном объекте.
  • Рейдовый осмотр — не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
  • Сроки остальных мероприятий определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.

Должны ли предупреждать о внеплановых проверках

Предварительно не уведомят:

  • о контрольной закупке;
  • мониторинговой закупке;
  • выборочном контроле;
  • инспекционном визите.

О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.

Кроме того, есть общее правило: при наличии угрозы причинения вреда любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.

Будут ли использовать проверочные листы

Пока нет. Случаи обязательного использования проверочных листов установит правительство. Соответствующая норма заработает только с 1 марта 2022 года.

Как обжаловать результаты проверки

Если проверку проводили в рамках федерального контроля и по новому Закону о проверках, то, перед тем как подавать жалобу в суд, нужно проверить, требуется ли соблюсти досудебный порядок. На этот момент уже обратил внимание Пленум ВС РФ. С 1 июля 2021 года досудебный порядок действует для 62 видов контроля, включая проверки по линии Роструда, МЧС, Росздравнадзора.

Жалобу, если только она не содержит сведения с охраняемой законом тайной, подают через портал госуслуг. С более подробной информацией можно ознакомиться на портале.

Профилактика нарушений

Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:

  • меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого в положении о виде контроля смогут определить порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
  • самообследование — добровольная самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам юрлицо или ИП получит высокую оценку, то сможет принять специальную декларацию, если это допускает положение о виде контроля;
  • профилактический визит — беседа по месту деятельности юрлица или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.
Читайте также:  Как лучше оформить банковскую гарантию - самостоятельно или через агента?

Так, к примеру, Роспотребнадзор может присуждать компаниям и ИП, работающим с потребителями, репутационный статус. Контролируемое лицо может публично размещать эту информацию, например, на своем сайте или в рекламе (п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

На каком основании? Внеплановые проверки в 2021 году

Мораторий на проверки бизнеса в 2021 году продлен. Является ли это стопроцентной гарантией того, что контролирующие органы не нагрянут с проверкой? Нет, не является.

На каком основании могут прийти с внеплановой проверкой в 2021 году? Что такое инспекционный визит — новый формат контроля бизнеса, который может стать альтернативой проверке и будут введен с 1 июля 2021 года? Подробнее об этом в нашей статье.

Мораторий с множеством оговорок.

В России в конце ноября 2020 года был продлен мораторий на весь 2021 год на проверки для бизнеса. Такими заголовками пестрила пресса, однако этот вопрос требует пояснений. Важно знать, что не все проверки отменены, и не для всех.

Например, для компаний, деятельность которых (или используемые производственные объекты в ходе этой деятельности) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, сохранены как плановые, так и внеплановые проверки.

Также не освободили от проверок участников бюджетного процесса, государственных, муниципальных бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Любопытная цифра:

90% российских компаний, к которым приходят с проверкой, признаются нарушителями.

На весь 2021 год наложен мораторий на проведение плановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако и для МСП мораторий является мерой поддержки с множеством оговорок.

Внеплановые проверки в отношении МСП могут проводить при ряде условий, например, при создании угрозы для жизни. В 2021 году к перечню разрешительных причин для внеплановой проверки добавилось несколько новых. Например, в 2021 году, на основании Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году…» могут нагрянуть с внеплановой проверкой из-за получения административного наказания в связи с совершением грубого правонарушения, административного наказания из-за дисквалификации или приостановки деятельности предприятия.

Какие малые и средние предприятия освобождены от проверок:

  • запрет распространяется на юрлица и ИП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства,
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность сотрудников которых за предыдущий год не превышает 200 человек (исключением являются политические партии и некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

От каких проверок НЕ освобождены МСП:

  • внеплановые проверки, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры,
  • внеплановые проверки, цель которых — проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании дисквалификации или приостановки деятельности,
  • внеплановые проверки, призванные удостовериться в правильности сведений, указанных в документах на получение лицензии,
  • внеплановые проверки, назначенные в целях возобновления действия лицензии, призванные проверить устранение фактов, послуживших причиной приостановки действия лицензии.

В плане на 2021 год – сотни тысяч проверок.

500 тысяч проверок заявили различные контролирующие органы на согласование Генпрокуратуры. Генпрокуратурой было согласовано около 400 тысяч проверок на 2021 год.

Как рассказал в интервью «Российской газете» начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры Артем Кононенко, в 2020 году прокуроры исключили из сводного плана более половины запланированных контролерами мероприятий — почти 200 тысяч, снизив их число до исторического минимума в 170 тысяч.

Предупредят о проверке или придут «как снег на голову» ?..

Провести внеплановую выездную проверку контролирующий орган не может своевольно, он обязан получить разрешение на ее проведение в прокуратуре. Согласно ст. 10 закона о защите прав юрлиц и ИП, внеплановая выездная проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юрлица или ИП.

Уведомят ли заранее о внеплановой проверке?

  • Должны уведомить за 24 часа. О проведении внеплановой выездной проверки в 2021 году юрлицо или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля, орган муниципального контроля должен уведомить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Уведомить контролирующий орган имеет право любым удобным для него способом, например, через электронный документ, письмом на электронную почту предприятия, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. Если, конечно, такой адрес указан в едином государственном реестре юридических лиц или в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или же электронный адрес был ранее указан в выходных данных предприятия в отчетности или других материалах для контролирующего органа.
  • Не уведомят, если… Уведомление о проверке не предусмотрено в двух случаях:
  1. если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным предметам и коллекциям,
  2. в результате действий предприятия возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Проверки в форме визита.

Кроме того, с 2021 года вводятся новые формы контроля в ходе проверки.

  • Во-первых, законодательно установлено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио или видеосвязи.
  • Во-вторых, принято решение, что со второй половины 2021 года плановая проверка может быть заменена инспекционным визитом. Как гласит пункт 2 Постановления № 1969 от 30 ноября 2020 года, органом государственного контроля после 1 июля 2021 года может быть принято решение о проведении вместо плановой выездной проверки инспекционного визита. Такое решение должно быть принято не позже чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
  • В-третьих, о проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения о замене проверки на инспекционный визит.

В чем ключевое отличие инспекционного визита от классической проверки? Такой визит, согласно закону о госконтроле, не может превышать один рабочий день. Это своего рода экспресс-проверка. Однако, как предупреждают многие эксперты, не стоит расслабляться.

Ведь довольно большое число проверок – это проверки налоговые, а в отношении налоговых проверок инспекционный визит не распространяется.

В ФЗ №248-ФЗ о госконтроле, в статье 2 под названием «Сфера применения» сказано, что положения настоящего ФЗ не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля: налогового контроля, валютного контроля, таможенного контроля.

Как оценить вероятность проверки?

Чтобы не столкнуться в дверях с внеплановыми проверяющими, лучше всего работать на опережение. Исключить все факторы, которые могут сделать такую проверку возможной. Эти факторы мы перечислили в статье выше.

Вероятность проверки можно оценить с помощью СБИС Оценка налоговых рисков. Кроме того, с помощью СБИС можно не только оценить риск налоговой проверки, но и снизить до минимума ее вероятность.

СБИС поможет правильно выбрать систему налогообложения, грамотно и своевременно вести и сдавать отчетность, а также иметь под рукой инструменты самопроверки, которые позволят оценивать ситуацию в компании в вопросе налогообложения.

СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения, проверит все данные по счетам-фактурам со всеми контрагентами, обеспечит контроль над расхождениями начислений и уплаты НДФЛ, проверит РСВ по алгоритму госорганов и поможет сдать его с первого раза. СБИС обезопасит вас от дополнительных штрафов и пени, снизит риск доначислений.

О том, как уберечь предприятие от внеплановой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *