Назвали самые частые ошибки госзаказчиков

Эксперты Кредитно-Страхового агентства прокомментируют наиболее часто встречающиеся ошибки участников госзакупок.

Надеемся, что эта информация будет полезна как для начинающих участников, так и для компаний, регулярно принимающих участие в госзакупках.

Недаром народная мудрость гласит, что учиться лучше на чужих ошибках, а не на собственных. Мы выделим три группы ошибок, допускаемых участниками.

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ НА СТАДИИ ПОДАЧИ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ТЕНДЕРАХ

Одним из важнейших этапов участия в закупках является подача заявки. От того насколько Вы сможете правильно оценить свои возможности и подготовить необходимые для участия документы во многом будет зависеть результат торгов.

1. Заполнение заявки без учёта инструкции, разработанной заказчиком

Приведем простой пример. Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено право заказчика использовать указание на товарный знак при условии сопровождения словами «или эквивалент».

Назвали самые частые ошибки госзаказчиков

На практике все может выглядеть несколько иначе. При проведении закупки в форме электронного аукциона заказчик зачастую не указывает товарный знак закупаемой продукции. Или исполнитель может предложить заказчику товар, являющийся эквивалентным, указанному в закупочной документации.

И в том и в другом случае закон предусматривает, что участник закупки должен указать в заявке конкретные характеристики товара.

В данном случае очень важно, чтобы описание товара должно проводилось в точном соответствии с инструкцией по заполнению заявки. При этом нельзя использовать слова «от», «до», «менее», «более», «должно быть» или «допускается», если они не предусмотрены ГОСТом или техническими условиями.

Часто участники закупок не без основания жалуются на то, что инструкции по заполнению заявки написаны сложным языком. В подобной ситуации мы можем только рекомендовать потенциальным участникам потратить больше времени на изучение инструкции или привлечь к подготовке заявки квалифицированных специалистов по закупкам. В противном случае все Ваши труды могут пойти насмарку.

2. Отсутствие в заявке конкретных характеристик товара

Законом предусмотрено, что при проведении электронного аукциона первая часть заявки при поставке товара должна содержать:

Назвали самые частые ошибки госзаказчиков

наименование страны происхождения товара (в случае необходимости);

конкретные показатели товара и указание на товарный знак (при наличии).

На практике достаточно часто встречаются ситуации, когда в заявках на участие содержится лишь согласие на поставку товара. Хотя если поставляется товар, эквивалентный указанному в закупочнойдокументации, или заказчиком не указан товарный знак, законом предусмотрено обязательное указание конкретных характеристик товара. Это является основанием для обоснованного отклонения заявки.

3. Технические ошибки при заполнении заявки

Распространенной причиной обоснованного отклонения заявок являются технические ошибки, допускаемые участником закупки при оформлении заявки.

Наиболее часто ошибки допускаются в описаниях характеристик товара. Они могут быть указаны не в тех единицах измерения, которые предусмотрены инструкцией по заполнению заявки, или же единицы измерения могут быть в заявке вообще не указаны. Как следствие, заявка будет отклонена.

Также недопустимы описки и орфографические ошибки Неверно указанное название продукции или ее характеристик может послужить поводом для отклонения заявки. Неверное написание наименования, лишняя цифра в ИНН или ОГРН компании участника могут быть расценены как искажение сведений об участнике аукциона. Результат тот же – отклонение заявки.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства напоминают, что подготовка заявок на участие в закупочных процедурах это серьезная работа, требующая соответствующей квалификации. Ей должны заниматься специально подготовленные сотрудники. Поручить подготовку заявки случайным людям, даже если они прекрасные специалисты в другой области, значит существенно снизить Ваши шансы на победу в тендере.

4. В заявке не указывается страна происхождения товара

Одной из распространенных ошибок, допускаемых участниками закупок, является отсутствие в заявке наименования страны происхождения товара в случае, если для закупки установлен, так называемый, «национальный режим». В этом случае заказчик на законном основании обязан отклонить заявку.

Назвали самые частые ошибки госзаказчиков

По данному вопросу существует вполне определенная позиция Верховного суда.

Суд считает, что страной происхождения товара может считаться страна, в которой товары полностью произвели или подвергли достаточной обработке.

Например, выловленные у побережья Чили морепродукты были переработаны и расфасованы в Белоруссии. В данном случае вполне корректно указать в качестве страны происхождения товара два государства – Чили и Белоруссию.

5. Участник закупки не учитывает наличие НДС в цене контракта

В практике государственных закупок часто встречается ситуация, когда начальная (максимальная) цена закупки включает в себя НДС.

В то же время некоторые поставщики ошибочно полагают, что это положение закупочной документации касается только участников закупок, являющихся плательщиками НДС, т.е. находящихся на общей системе налогообложения (ОСН). А для участников, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) цена контракта НДС включать не будет.

На самом же деле, если условиями закупки предусмотрен НДС в цене контракта, а победителем торгов становится участник, применяющий УСН, то цена, по которой будет заключен контракт, уменьшается на размер НДС. Таким образом, для поставщика она будет меньше на 16,67 % при величине НДС 20 %. Об этом указывается в закупочной документации.

  • Приведем позицию Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов России (письмо № 24-03-07/7701 от 8 февраля 2018 года):
  • «При установлении начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
  • Помимо начальной максимальной цены, заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.
  • Департамент обращает внимание на то, что в государственный контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер налогов, сборов и иных Назвали самые частые ошибки госзаказчиковобязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком».

Таким образом, победитель закупки может столкнуться с ситуацией, когда в проекте контракта будет установлена цена, существенно ниже той, по которой он выиграл тендер.

Как поступить в этом случае? Можно заключить контракт и получить вместо ожидаемой прибыли убытки.

Или уклониться от заключения контракта, согласившись на внесение Вашей фирмы в Реестр недобросовестных поставщиков и поставив крест на дальнейшем участии в госзакупках на ближайшие два года. Согласитесь, не самый приятный выбор.

Избежать его можно только одним путем – внимательно изучать закупочную документацию и действующее законодательство.

6. Отсутствие в заявке необходимых документов или предоставление в документах недостоверных сведений

По закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик имеет право отклонить заявку, если в ней не предоставлены в полном объёме документы, необходимые для участия, например свидетельства, декларации, лицензии, сертификаты соответствия на продукцию, документы, подтверждающие наличие опыта выполнения работ и т.п.

Назвали самые частые ошибки госзаказчиков

Эксперты Кредитно-Страхового агентства советуют – внимательно подходите к подготовке заявки. Тщательно проверяйте правильность заполнения и комплектность документов. Обязательно контролируйте своевременность расчетов с бюджетом.

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ НА СТАДИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА

Если Ваша компания победила в закупке, это еще не является гарантией того, что контракт будет заключен именно с Вами. Заключение контракта тоже очень важный этап закупочной процедуры и незнание законов и нюансов их применения может привести к тому, что на самом деле исполнение контракта достанется компании, занявшей второе или даже третье место на торгах.

С чем это связано. В первую очередь с тем, что закон устанавливает жесткие временные рамки, в течение которых компания победитель должна предоставить обеспечение исполнения заключаемого контракта и подписать сам контракт.

7. Непредставление заказчику надлежащего обеспечения исполнения контракта

Обязательным условием заключения контракта является предоставление исполнителем заказчику обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения определяется законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» и указывается в закупочной документации.

В качестве обеспечения исполнения контракта участник может внести на счет заказчика денежные средства или предоставить независимую банковскую гарантию.

Причем банк-гарант должен соответствовать установленным требованиям по размеру капитала и уровню кредитного рейтинга, а также входить в соответствующий перечень Министерства финансов.

Требования к форме банковской гарантии установлены постановлением Правительства России.

Читайте также:  Предприниматели оценили условия для ведения бизнеса в России

Назвали самые частые ошибки госзаказчиков

Если Ваша компания не готова обеспечивать исполнение контракта живыми деньгами, отвлекая их из оборота, необходимо заблаговременно позаботиться о получении банковской гарантии.

Не факт, что первый же банк, в который Вы обратитесь, примет Вас с распростертыми объятиями и радостно выдаст необходимую банковскую гарантию.

На практике иногда приходится направлять заявки одновременно в несколько банков, а уже потом выбирать предложения с наиболее выгодными условиями. Часто заказчик настаивает на согласовании с ним текста гарантии. На это тоже потребуется время.

Совет экспертов – не откладывайте вопрос с получением банковской гарантии на последний момент. Помните, что непредставленное вовремя обеспечение — основание для отказа в заключении контракта и включения сведений о поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков.

Имеет смысл воспользоваться услугами кредитных брокеров. Они смогут оценить финансовое состояние Вашей компании и условия контракта, помогут выбрать банк и подготовить кредитную заявку. Немаловажно и то, что услуги официальных брокеров будут для Вас бесплатны.

Если же Ваша компания планирует регулярно участвовать в закупочных процедурах, можно подумать об открытии в банке лимита на банковские гарантии, что позволит существенно сократить сроки и упростить процедуру получения гарантий.

Кредитно-Страховое  агентство  предлагает  все  виды  финансовых  продуктов для участников госзакупок — банковские гарантии на обеспечение заявок, обеспечение исполнения контрактов, обеспечение гарантийных обязательств, тендерные кредиты и займы, кредиты на исполнение контрактов. Наши специалисты проконсультируют Вас по вопросам получения банковских гарантий и кредитов и подберут самые выгодные условия кредитования от наших банков партнеров. Наши услуги бесплатны для участников закупок.

8. Несоблюдение сроков заключения контракта

Законом «О контрактной системе в сфере закупок» определены сроки подписания контракта. И эти сроки должны неукоснительно соблюдаться. Нарушение сроков влечет за собой передачу исполнения контракта другому участнику и внесение в Реестр недобросовестных поставщиков.

  1. Основные причины нарушения сроков – непредставление обеспечения исполнения заключаемого контракта, а также технические проблемы с доступом к электронным площадкам, в том числе проблемы с электронной подписью.
  2. Законодательство не предусматривает возможность подписать контракт с нарушившим сроки для подписания контракта участником закупки, даже если такая просрочка вызвана объективными причинами.
  3. 9. Невнимательное изучение проекта контакта

Назвали самые частые ошибки госзаказчиков

Рекомендации экспертов Кредитно-Страхового агентства — чтобы избежать описанной выше ситуации необходимо тщательно проверить соответствие условий предложенного заказчиком к подписанию контракта условиям закупочной документации и условиям, предложенным в заявке. Это позволит избежать взаимных претензий, связанных с исполнением контракта, а также снизить риск финансового ущерба и административной ответственности за ненадлежащее исполнение контракта.

  • ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ НА СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
  • 10. Поставка товара с характеристиками, отличными от указанных в контракте
  • У любого, даже самого добросовестного поставщика может сложиться ситуация, когда товар, который необходимо поставить, вдруг оказывается временно недоступен (например, из-за законодательных ограничений, региональных конфликтов, проблем с транспортировкой), перестал выпускаться или цена его возросла настолько, что исполнение контракта становится нерентабельным.
  • В этом случае наиболее разумным выходом, на первый взгляд, представляется поставка иного товара с максимально приближенными к требованиям заказчика характеристиками.

Однако следует учесть, что заказчик имеет право принять иной товар только в том случае, если его характеристики как минимум не хуже характеристик, указанных в контракте.

Если же хотя бы одна из характеристик не соответствует требованиям контракта или товар произведен в стране, не указанной в заявке победителя, то заказчик имеет полное право расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Как следствие, сведения об исполнителе будут внесены в Реестр недобросовестных поставщиков, и компания будет отлучена от госзакупок на двухлетний срок.

При этом необходимо учитывать, что в случае отказа заказчика от принятия несоответствующего требованиям контракта товара и последующей замены товара поставщиком, у заказчика остается право требования штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контракта, если сроки его исполнения при этом были нарушены.

Назвали самые частые ошибки госзаказчиков

Мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые исполнителями государственных или муниципальных закупок на различных стадиях участия в закупочных процедурах. Надеемся, что этот материал поможет Вам избежать ненужных ошибок и добиться победы в тендерах. Удачных Вам торгов!

Кредитно-Страховое агентство – мы делаем Госзакупки доступными !

Казначейство: Самые распространенные ошибки при госзакупках за I полугодие 2019

Федеральное казначейство опубликовало Обзор недостатков и нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольных мероприятий в I полугодии 2019 г.

Казначейство осуществляет контроль заказчиков на основании частей 5 и 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. В обзоре рассмотрены недостатки и нарушения в области госзакупок: при расчете НМЦК и на этапе исполнения контракта.

Значимые нарушения, допущенные на этапе исполнения контракта

— Условия контракта изменили с нарушением Закона № 44-ФЗ. В результате количество закупаемого товара (работ, услуг), цена контракта были изменены больше, чем на 10%, увеличился срок исполнения контракта.

— Не провели обязательную экспертизу результатов исполнения контракта. Ведомство отметило условие контракта о том, что поставщики передают конечным получателям товары напрямую, без участия заказчиков в приемке. Это означало, что экспертизу товара заказчики фактически не осуществляли.

— Приняли исполнение контракта, не соответствующее его условиям. Характеристики товаров и работ не совпадали с указанными в документации, строительные работы выполнялись с оборудованием по цене, отличной от приведенной в сводном сметном расчете.

  • Серьезные нарушения, Заказчиков
  • — занизили размер пени или вовсе не начислили ее за нарушение сроков исполнения контракта;
  • — не начислили штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
  • — приняли дополнительные товары или работы, не предусмотренные контрактом;
  • — приняли товары, которые фактически не были поставлены, и работы, которые не были выполнены;
  • — не направили в реестр контрактов информацию об исполнении контракта или направили ее с нарушением срока.
  • Часть ошибок, совершенных заказчиками при обосновании НМЦК в плане-графике закупок, можно отнести к неверному расчету НМЦК. При ее определении не нужно использовать:
  • — информацию о ценах товаров, работ и услуг из контрактов, которые не были исполнены или исполнены с нарушениями;
  • — предложения, которые не являются публичной офертой;
  • — информацию о ценах товаров, работ и услуг, неидентичных или неоднородных планируемым к закупке;
  • — предложения поставщиков, не осуществляющих поставки идентичных товаров, работ и услуг;
  • — единственный источник информации (например, одно коммерческое предложение, один госконтракт).
  • Нарушения, по завышению НМЦК и неэффективному расходованию бюджетных средств
  • непрозрачность ценообразования (нет калькуляции затрат по каждому элементу закупки).
  • Например, отсутствует перечень и цена составных элементов, входящих в единый технологический комплекс; 
  • — определение накладных расходов без детализации и расчетов;
  • — использование для определения НМЦК информации из коммерческих предложений с истекшим сроком действия указанной в них цены;
  • — использование для определения НМЦК информации о ценах, поступившей от аффилированных лиц;
  • — неполное описание характеристик объекта закупки. Это не позволяет установить рыночную стоимость планируемых к закупке товаров, работ, услуг
  • В рамках конференции «Государственные и муниципальные закупки — 2019» представитель казначейства рассказал о типичных нарушениях и недостатках в деятельности заказчиков, выявляемых при осуществлении контроля в сфере по части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе. Читайте в статье «Казначейство: Обзор практики осуществления контроля госзакупок»

источник: https://gkgz.ru/kaznachejjstvo-samye-rasprostranennye-oshibk…

10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ

Законодательство постоянно меняется и нельзя быть уверенным на 100%, что, проводя закупку, сделал все правильно. В статье мы собрали наиболее распространённые ошибки заказчиков, которые встречаются на практике и которые нужно учиться не допускать.

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Читайте также:  Банки отказываются блокировать счета ИП и получают штрафы

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

  • Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».
  • Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.
  • В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя.

Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

  1. Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).
  2. Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.
  3. Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

  • Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.
  • Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.
  • Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.

2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Казначейство выпустило обзор основных ошибок госзаказчиков в I половине 2019 года

Стало известно, какие ошибки стали наиболее распространёнными среди заказчиков при расчёте НМЦК и при исполнении контракта.

При исполнении контракта наиболее значимыми стали изменения условий контракта с нарушением Закона № 44-ФЗ. В итоге количество закупаемого товара и цену контракта изменили больше чем на 10 %, а также увеличили срок исполнения контракта.

Также среди ошибок выделили непроведение обязательной экспертизы результатов исполнения контракта. По условиям контракта поставщики напрямую передавали товары конечным получателям, без участия заказчика в приёмке. Это значило, что фактически заказчики не проводили экспертизу товара.

Заказчики принимали исполнение контракта, не соответствующее его условиям: характеристики поставленных товаров и работ не совпадали с тем, что было указано в документации, а строительные работы выполняли с оборудованием по цене, отличавшейся от приведённой в сводном сметном расчёте.

Казначейство среди серьёзных нарушений указало занижение размера пеней при нарушении сроков исполнения контракта, неначисление штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, приём дополнительных товаров или работ, которые в контракте не предусматривались, принятие фактически не поставленных товаров и невыполненных работ, ненаправление в реестр контрактов сведений об исполнении контракта или опоздание с направлением.

В отдельную категорию Казначейство выделило ошибки, связанные с неверным расчётом НМЦК.

При определении цены контракта не нужно использовать сведения о ценах товаров из неисполненных или исполненных с нарушениями контрактов, предложения, не являющиеся публичной офертой; сведения о ценах на объект закупок, не соответствующие планируемым; предложения от тех, кто не является поставщиком идентичных товаров, работ или услуг; а также единственный источник информации.

Читайте также:  Проверка контрагентов, кто такой недобросовестный контрагент

Также ведомство выделило нарушения, завышающие НМЦК и ведущие к неэффективному расходованию бюджетных средств.

В частности, это непрозрачность ценообразования, определение накладных расходов без детализации расчётов, использование для определения НМЦК сведений из коммерческих предложений с истёкшим сроком действия указанной в них цены, использование информации о ценах от аффилированных лиц, а также неполное описание характеристик объекта закупки, так как это не позволяет определить рыночную стоимость объектов закупки.

Ранее обзор основных октябрьских ошибок в закупках подготовила ФАС.

Пять ошибок, которые вы совершите, работая с госзакупками | Rusbase

Первое, с чем сталкивается предприниматель, который планирует участвовать в закупках — это нормы, регулирующие торги. Мне часто приходится помогать начинающим участникам торгов в вопросе выбора видов закупок.

Если вы только начали или планируете начать участие в торгах, то я вам рекомендую обратить внимание на процедуры по 44-ФЗ:

  • Желательно пройти курсы по работе с государственными закупками — это избавит вас от «шишек», которые вы гарантированно набьете, если будете работать без минимальных знаний.
  • Для начала начните участвовать в «запросе котировок», такие процедуры проходят до 500 тысяч рублей и помогут вам освоиться.
  • Потом переходите к работе с электронными аукционами. Здесь вам уже потребуются знания об обеспечениях заявок и контрактов, а также некоторые из норм законодательства, которые регулируют данные торги.

Начинающие участники часто допускают ошибку, когда пытаются выиграть сразу торги на несколько миллионов, при этом не понимая, какими статьями законодательства регулируются эти закупки, какие штрафные санкции могут грозить участнику, если тот не исполнит контракт.

Совет. Не бегите за большими цифрами, если только начали участвовать. Начните с малого, вы в любом случае наберетесь опыта для серьезных торгов.

Ошибка № 2. Неправильные параметры поиска закупки

Начинающие участники торгов часто ошибаются при поиске закупок — неправильно задают параметры поиска, из-за чего им приходится просматривать огромное количество бессмысленного материала, а найти подходящую закупку так и не удается. Обычно предпринимателю рассказывают «знатоки» в этой области, что в закупках все сложно, нужно сделать десяток действий, чтобы вообще начать искать торги. Но это не так.

Для того чтобы участвовать в запросе котировок вам потребуется только открытое ИП, компьютер, принтер, интернет. И уже завтра вы можете выиграть свой первый контракт.

Что вам нужно сделать?

  • Зайти на официальный сайт zakupki.gov.ru
  • Перейти в раздел «поставщикам»
  • Потом в раздел «реестр заказов и закупок 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Нажать на кнопку «расширенный поиск»
  • Выбрать «запрос котировок»
  • Выбрать по «44-ФЗ»
  • Выбрать «подача заявок»
  • Выбрать регион поставки.
  • Нажать на кнопку «найти»

После этих простых действий вы можете начинать просматривать закупочные процедуры без «мусора». Если вы ищете торги по конкретному направлению, в котором работаете, то просто в строке поиска напишите ключевое слово. Поиск закупок — самый трудоемкий процесс, требующий внимательности и усидчивости.

Совет. Не пожалейте средств на курсы по работе с государственными закупками. Сейчас это обучение предлагает большое количество компаний, стоят такие курсы относительно не дорого, и на любых из них вы получите базовые знания.

Ошибка № 3. При расчете закупки

Мне часто приходится помогать предпринимателям в решении вопросов, когда они неправильно просчитали закупку и должны поставить товар ниже себестоимости. В законодательстве есть статьи, которые даже в таких ситуациях помогают выйти из положения.

В декабре того года я столкнулся с несерьезным отношением предпринимателя при просчете закупки. Был тендер, в котором необходимо было проложить высоковольтный кабель, установить столбы и камеры видеонаблюдения, подключить государственное учреждение к системе МВД, чтобы у ведомства была возможность контролировать камеры видеонаблюдения.

Предприниматель, который выиграл эту закупку, решил полностью не просчитывать ее. Он посчитал только объем работ по установке камер, а на остальное просто не обратил внимание, из-за чего в процессе исполнения контракта понял, что выполнить эти работы физически не сможет.

Начали рассматривать возможность субподряда и оказалось, что эти работы стоят в разы дороже, чем сумма контракта. Если бы эту закупку выиграла компания, которая непосредственно занимается данными работами, то она была бы для них выгодна, но в нашем случае — это было фиаско.

Как результат: невыполненные работы, штрафные санкции, РНП (реестр недобросовестных поставщиков, в который вносят всех предпринимателей, которые не исполнили свои обязательства. Если вы находитесь в РНП, то участвовать в закупках вы не можете в течение 2 лет). Не ленитесь просчитывать закупки, если устали, то отложите это на другой день.

Совет. Внимательно просматривайте документацию, никто вас не торопит в просчете процедуры (в документации всегда указан срок, до которого необходимо подать заявку), если вы не успеваете просчитать закупку — лучше не участвуйте. Помните, что неисполнение обязательств по контракту на вас скажется хуже, чем неучастие в тендере.

Ошибка № 4. При подаче заявки на участие

После того как вы нашли подходящий запрос котировок, останется только внимательно прочитать контракт, техническое задание, рассчитать стоимость поставки и заполнить 2-3 формы которые требуются аукционной документацией, распечатать их, запечатать в конверт и привезти заказчику.

На этом этапе предприниматели также допускают ошибки, из-за чего их заявки отклоняют. Очень часто ко мне обращаются ИП с таким вопросом.

В марте этого года проходила закупка на поставку стульев для государственного учреждения. Участник запроса котировок заполнил все необходимые формы документов, но его отклонили.

Формулировка заказчика: «Не предоставлена выписка из ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей)».

В документации о закупке всегда есть инструкция, в соответствии с которой нужно подготовить заявку.

Совет. При подаче заявки внимательно читайте документы, которые должны входить в состав заявки на участие. Выписка из ЕГРИП легко скачивается с официального сайта налоговой, после чего вы можете записать ее на диск и приложить в составе заявки.

В этом случае у заказчика не будет оснований для отклонения. Не забывайте, что закупки проходят в формате редукциона (понижение цены, кто предложит самую низкую цену, тот и победит).

Ошибка № 5. Предприниматель подал не все документы

Многие предприниматели, когда начинают исполнять государственные контракты, не готовы к бюрократической составляющей. Что это значит? Государственный заказчик подтверждает все действия со стороны поставщика документально!

Недавно ко мне обратился предприниматель с жалобой на заказчика, что ему не оплачивают выполненную работу в указанные сроки (15 рабочих дней). После небольшого общения с заказчиком я понял, что единственное, из-за чего задержана оплата — это не предоставленный предпринимателем акт выполненных работ по форме, приложенной к контракту. После составления этого акта, поставщик получил оплату.

Бюрократическая часть в закупках положительно сказывается как на поставщиках, так и на заказчиках. В случае трудностей в работе с заказчиком переводите всю работу в бумажную плоскость — это вам гарантированно поможет.

Совет. Обязательно проверяйте документацию, которую нужно предоставить заказчику. Если вы поставляете товар, то счет, товарная накладная по форме ТОРГ-12 должна быть обязательно.

Если поставляете услуги или работы, то счет, акт выполненных работ (не поленитесь проверить акт, приложенный в контракте, если он есть, то его нужно составить) должны быть обязательно. Иногда нужна еще техническая документация (при ремонте автомобилей, например, нужен заказ-наряд).

Заказчик в документации о закупке всегда указывает список закрывающих документов.

***

Государственные закупки не такая сложная тема, как многие думают, но к ней нужно относиться очень серьезно, быть усидчивым и знать нормы законодательства. Удачи на торгах!

  • Материалы по теме:
  • «Внедрение блокчейна в госзакупках поможет победить коррупцию»
  • 5 главных проблем при участии в госзакупках
  • «С госорганами работать проще, чем с частными компаниями»
  • 5 шагов IT-бизнеса в госзакупках
  • Чем крупнее контракт, тем суровее условия – 3 кейса с тендерами

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *