Началось! Часть закупок по 223-ФЗ будут проходить по 44-ФЗ

Законопроект определил, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором. Теперь это разрешено при размещении в ЕИС положения о подобных заказах.

Когда и почему унитарные предприятия переходят на 223-ФЗ

29.06.2018 вступил в силу Федеральный закон № 174, внесший поправки в процесс приобретения товаров государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Со следующего года, когда МУП переходит на 223-ФЗ по новому закону, организация вправе осуществлять покупки по закону № 223 при размещении соответствующего положения в ЕИС до завершения предыдущего, 2020 года.

Инициатива о переходе на закупочные процедуры в соответствии с ФЗ № 223 была поддержана парламентом из-за огромного количества обращений, касающихся правил определения поставщика. Заказы были усложнены и не позволяли закрыть существующие проблемы.

Успеть сделать приобретение по закону № 44 было практически невозможно.

Унитарные предприятия энергетической отрасли, например теплоснабжения, часто сталкиваются с авариями по непредвиденным обстоятельствам, и нельзя предугадать, сколько материалов и работ потребуется, чтобы ликвидировать их последствия.

Переход на 223-ФЗ для МУПов решал эту проблему. Аптеки тоже поддержали инициативу. Их представители заявили о невозможности быстро приобретать нужные лекарства.

Существуют и более редкие, но все же встречающиеся на практике ситуации, когда унитарное предприятие получает грант из бюджета. Как поступать в этом случае и нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант? Да, если выполнено основное правило о размещении положения о таких покупках в ЕИС в установленные сроки.

Размещение производится до окончания года, если приобретение будут происходить в следующем, и до завершения предыдущего, если тендеры будут проводиться в этом году.

Теперь государственное, муниципальное и автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, но есть исключения из общего правила.

Кто не подпадает под новые правила

Контрактное законодательство РФ содержит данные о том, что государственные и муниципальные унитарные предприятия должны перейти на работу по нормам закона 223 в этом году, если в прошлом успели разместить в ЕИС информацию о таких приобретениях.

Из этого правила существуют несколько исключений. Так, совершать закупки по ФЗ № 223 не вправе организации, которые:

  1. Состоят в утвержденном правительством перечне.
  2. Финансируются государством. Субсидии из госбюджета для них выделяются для:
    • капитального вложения в строительство государственной собственности (капитальное строительство);
    • приобретения недвижимости, которая станет частью государственной собственности Российской Федерации.

Исполнение подобных заказов ГУП и МУП осуществляется по нормам Федерального закона № 44.

Для отдельных юридических лиц в законе прописаны индивидуальные правила осуществления заказов. Прямой договор для произведения покупок по этому законопроекту применяется МУП в случае наличия положения о подобных заказах в ЕИС.

Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые подробно объясняют на практических примерах закупки у единственного поставщика унитарными предприятиями.

Началось! Часть закупок по 223-ФЗ будут проходить по 44-ФЗ
Получите бесплатный доступ, чтобы прочитать.

Как начать работать по-новому

После вступления в силу нового Федерального закона государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ получило возможность работать в случае самостоятельного приобретения товаров. То есть если средства госбюджета не участвуют в его товарообороте, ГУП по 223-ФЗ работать вправе.

Для получения такой возможности ГУП или МУП должно опубликовать данные о процессе закупки в ЕИС. Если Единая информационная система примет эти сведения до окончания года, организация получит возможность работать с тендерами по новой системе в начале нового года.

Вначале планировалось, что субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП. Однако объемы приобретений необходимо четко определить.

Государственные унитарные предприятия, которые начинают работать по ФЗ № 223, обязаны выполнять и требования постановления № 1352 от 11.12.

2014: приобретения товаров и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства становятся их обязанностью.

Ранее существовало правило: при размещении положения о приобретении до 1 октября компании получали право перехода на 223-ФЗ. Сейчас оно перестало действовать.

Закон, в котором содержатся данные о покупках со стороны отдельных юрлиц, гласит, что АУП вправе начать закупаться по ФЗ № 223, если у них на руках есть соответствующее положение.

Закон № 223-ФЗ: ужесточить нельзя смягчить

Началось! Часть закупок по 223-ФЗ будут проходить по 44-ФЗ

Пояснительной запиской в качестве первоначальной цели Поправок декларировалось расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, проводимым в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Эта цель должна была быть достигнута путем повышения прозрачности закупок, расширения применения электронных торгов и сокращения избыточной отчетности заказчиков.

Поправки были приняты Государственной Думой РФ в первом чтении еще в сентябре 2015 года, однако с тех пор претерпели довольно существенные изменения. В результате они представляют собой смесь положений, содержащих более строгие требования к порядку осуществления закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, с положениями значительно упрощающими отдельные аспекты закупок.

  • В настоящем обзоре рассматриваются наиболее ключевые, с нашей точки зрения, изменения, внесенные в Закон № 223-ФЗ.
  • Расширение перечня исключений из Закона № 223-ФЗ
  • Поправками расширен предусмотренный частью 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ перечень отношений, на которые действие Закона № 223-ФЗ не распространяется.

Прежде всего, к исключениям отнесены закупки у юридических лиц, являющихся взаимозависимыми с заказчиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ и указанных в положении о закупках заказчика. При этом в положении о закупке должно содержаться обоснование включения в него лица в соответствии с Налоговым кодексом РФ, то есть обоснование наличия взаимозависимости.

Ранее заказчики часто предусматривали в положениях о закупках возможность закупки у своих дочерних обществ как единственных поставщиков. Это не исключало необходимости проведения закупок и размещения информации в ЕИС. Кроме того, в ряде случаев такая практика признавалась ограничивающей конкуренцию и влекла выдачу предписаний о внесении изменений в положение о закупках.

С вступлением в силу Поправок закупки в рамках группы лиц станут значительно более комфортными.

Заказчику будет достаточно обосновать наличие взаимозависимости в соответствии с Налоговым кодексом РФ и не потребуется обосновывать экономическую целесообразность закупок у своего взаимозависимого общества (по крайней мере до тех пор, пока у антимонопольных органов не сложится противоположная практика). При этом заказчик будет полностью освобожден от соблюдения каких-либо требований Закона № 223-ФЗ.

  1. Кроме этого, исключаются из-под действия Закона № 223-ФЗ следующие закупки:
  2. 1) закупки иностранным юридическим лицом в целях осуществления деятельности на территории иностранного государства;
  3. 2) закупки, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются действия, совершаемые за пределами России.
  4. Унификация закупок
  5. Поправки предусматривают два варианта унификации закупок связанных между собой заказчиков:
  6. 1) утверждение типового положения о закупках;
  7. 2) присоединение к положению о закупках материнской компании.

Типовое положение о закупках может быть утверждено федеральными или региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.

Дополнительно к утверждению типового положения соответствующий орган определяет перечень подведомственных ему бюджетных и автономных учреждений и унитарных предприятий, для которых применение типового положения будет обязательным.

Указанные учреждения и предприятия будут обязаны скорректировать свое существующее положение о закупках либо утвердить новое положение о закупках, соответствующее типовому положению.

Дочерние хозяйственные общества будут вправе принять решение о присоединении к положению о закупке, утвержденному их материнской компанией, которая является субъектом Закона № 223-ФЗ.

В отличие от типового положения о закупках в данном случае инициатива о присоединении формально исходит снизу.

При этом в случае внесения изменений в положение о закупках материнской компании дочернее общество должно дополнительно принять решение о присоединении к таким изменениям.

  • Новые требования к порядку осуществления закупок
  • Поправки делят способы закупок на конкурентные и неконкурентные.
  • Конкурентной закупкой считается закупка, соответствующая следующим условиям:
  • 1) информация о проведении закупки размещается в единой информационной системе (далее – ЕИС), либо в случае закрытой закупки – направляется в виде приглашений принять участие в такой процедуре не менее чем двум лицам;
  • 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком;
  • 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 61 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (данные требования описаны в разделе «Описание предмета закупки» настоящего обзора).

Перечень конкурентных способов закупки является открытым. К ним относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и иные способы, установленные в положении о закупке и соответствующие описанным выше требованиям.

В случае если участниками конкурентной закупки могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, то такая закупка должна быть осуществлена в электронной форме. Для иных конкурентных закупок электронная форма будет обязательна, если иные правила не будут предусмотрены в положении о закупках.

Неконкурентными закупками признаются все закупки, не соответствующие описанным выше условиям. Способы неконкурентных закупок также определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупках.

Требования к порядку осуществления конкурентных закупок

Если ранее Закон № 223-ФЗ предоставлял заказчику практически полную свободу в определении порядка проведения закупок, то теперь Поправками закреплен значительный ряд требований к порядку проведения конкурентных закупок (статьи 32–34 Закона № 223-ФЗ). Среди указанных требований:

  • установлены минимальные сроки проведения закупочных процедур – при проведении конкурса или аукциона закупочная документация должна быть размещена в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок; при проведении запроса предложений – не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения запроса; при проведении запроса котировок – не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок;
  • установлен порядок разъяснения положений закупочной документации – любой участник закупки вправе направить заказчику соответствующий запрос, а заказчик обязан разместить ответ на него в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Заказчик вправе не предоставлять разъяснение, если запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
  • определено, что требование о предоставлении обеспечения может быть установлено, только если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 миллионов рублей. При этом размер обеспечения не должен превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора;
  • при изменении закупочной документации заказчик обязан продлить срок подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее половины срока подачи заявок на участие в закупке, установленного положением о закупке;
  • отмена закупки может быть осуществлена до окончания срока подачи заявок. После этого закупка может быть отменена только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
  • договор по итогам закупки может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки. В случае необходимости одобрения заключения договора органом управления заказчика либо обжалования закупки в антимонопольном органе, договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа. При этом неясно, что делать в случае, если антимонопольный орган придет к выводу о наличии нарушений при проведении закупки и выдаче предписания по их устранению – выполнять предписание или заключать договор? Видимо, только дальнейшая практика применения Закона № 223-ФЗ решит данный вопрос.
Читайте также:  Как заполнить годовую декларацию на УСН, если страховые взносы не были вычтены из суммы налога?

Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Как уже было указано, если участниками конкурентной закупки могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, то такая закупка должна быть осуществлена в электронной форме.

В целом к закупкам, проводимым исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются более жесткие требования, чем к иным конкурентным закупкам. Во-первых, такие закупки могут проводиться исключительно в форме конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок.

Никакие иные конкурентные формы закупок в этом случае недопустимы. Во-вторых, предусмотрено, что запрос предложений может быть проведен только в случае, если начальная (максимальная) цена не превышает 15 миллионов рублей; а запрос котировок – если начальная (максимальная) цена не превышает 7 миллионов рублей.

При превышении указанных предельных значений обязательно проведение конкурса или аукциона.

В-третьих, электронные закупки у таких субъектов могут проводиться только на электронных площадках, действующих в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ, и включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Смягчение режима проведения закупок у единственного поставщика

После вступления Поправок в силу заказчик будет освобожден от необходимости размещать информацию о закупке (закупочная документация, проект договора и др.) у единственного поставщика в ЕИС. Размещение такой информации в ЕИС потребуется только в случае, если это предусмотрено положением о закупках заказчика.

  1. В то же время сохраняется обязанность предоставлять информацию о закупке у единственного поставщика для включения в реестр договоров (в случае, если цена договора превышает 100 000 рублей).
  2. Таким образом, возможность контроля за обоснованностью проведения закупок у единственного поставщика фактически исключается.
  3. Описание предмета закупки
  4. В Закон № 223-ФЗ включены требования в отношении описания объекта закупки, которые практически совпадают с аналогичными требованиями Закона № 44-ФЗ.

Поправками предусмотрено, что в описание предмета закупки не должны включаться товарные знаки, фирменные наименования и т.п.

, а также требования к товарам (работам, услугам) при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание предмета закупки.

При этом в случае использования в описании предмета закупки товарного знака необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

  • 1) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • 2) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  • 3) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
  • 4) закупок в целях исполнения субъектами Закона № 223-ФЗ обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, если необходимость указания товарного знака предусмотрена соответствующими договорами.
  • Таким образом, Поправками устанавливаются более строгие требования к описанию объекта закупок, осуществляемых в рамках Закона № 223-ФЗ.
  • Большая гибкость при заключении договора
  • Поправки содержат отдельные положения, которые позволят заказчикам в большей степени оптимизировать закупки под свои коммерческие интересы.
  • Так, будет допустимо по итогам конкурентной закупки заключать договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и случаях, которые определены в положении о закупках (часть 28 статьи 32).

Кроме этого, в закупочной документации станет допустимо указывать вместо начальной (максимальной) цены договора формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате поставщику в ходе исполнения договора, а также максимальное значение цены договора и цену единицы товара (работы, услуги). Соответственно, указанное положение открывает путь к возможности заключения рамочных договоров в рамках Закона № 223-ФЗ.

Расширение оснований для обжалования закупок

Ранее Закон № 223-ФЗ предусматривал ограниченный перечень оснований для обжалования закупок в антимонопольном органе. Такие основания касались прежде всего неразмещения в ЕИС необходимой информации или предъявления к участникам требований, не предусмотренных закупочной документацией.

В связи с этим большое количество нарушений (например, установление требований к участникам или критериев оценки, ограничивающих конкуренцию) формально не могло быть обжаловано в административном порядке. Зачастую суды, рассматривая жалобы на решения антимонопольного органа, признавали такие решения незаконными как вынесенные за пределами полномочий антимонопольного органа[1].

Это негативно сказывалось на эффективности контроля за закупками, осуществляемыми в рамках Закона № 223-ФЗ.

  1. Поправками предусмотрено два новых основания для обжалования закупок в антимонопольном органе:
  2. 1) осуществление закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, определенного в положении о закупке;
  3. 2) нарушение оператором электронной площадки требований, установленных Законом № 223-ФЗ, при осуществлении закупки.

Указанные основания фактически охватывают все возможные нарушения, которые могут быть допущены заказчиком. Кроме того, с учетом расширения применения электронной формы закупок участникам закупки предоставляется возможность также обратиться с жалобой на действия оператора электронной площадки.

Помимо этого, Поправками внесено несколько важных уточнений в отношении порядка подачи/рассмотрения жалоб:

  • в случае если обжалуемые действия совершены после окончания срока подачи заявок, то их обжалование может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке;
  • рассмотрение жалобы должно ограничиваться исключительно доводами, составляющими предмет обжалования. Так, ранее антимонопольные органы не были ограничены доводами жалобы и имели возможность проверять закупку целиком. В связи с этим недобросовестные лица могли направить необоснованную жалобу, оставив поиск возможных нарушений на усмотрение антимонопольного органа. Введенное поправками ограничение позволит снизить нагрузку на антимонопольные органы и сократить поток недобросовестных жалоб.

***

Поправки вступают в силу с 1 июля 2018 года. Ряд изменений, в частности изменения, касающиеся расширения перечня исключений из Закона № 223-ФЗ, утверждения типовых положений, а также изменения оснований для обжалования закупок, вступили в силу с 9 января 2018 года.

Заказчики обязаны скорректировать свои положения о закупках в соответствии с Поправками и разместить их в ЕИС до 1 января 2019 года.

Подводя итог, можно отметить, что Поправки носят крайне противоречивый характер. С одной стороны, они вводят более жесткое регулирование порядка проведения конкурентных процедур закупок. С другой стороны, Поправками никак не ограничивается возможность осуществлять закупки у единственных поставщиков.

Более того, Поправки значительно упрощают такие закупки, а также дают возможность приобретать необходимые товары у взаимозависимых лиц вовсе без соблюдения Закона № 223-ФЗ. Приведет ли такой подход к более конкурентным и эффективным закупкам или будет иметь принципиально иной результат, покажет время.

[1] См., например, Определение Верховного суда РФ от 22.10.2014 № 306-КГ14-2243 по делу № А65-25638/2013.

Как унитарным предприятиям закупать товары и услуги по 223-ФЗ

Унитарные предприятия, государственные и муниципальные, — это особый вид коммерческих организаций: они не являются собственниками имущества, которым располагают.

Собственниками этого имущества является учредитель ГУПа или МУПа — государственное или муниципальное образование соответственно.

Таким образом, ГУПы и МУПы, хоть и являются коммерческими структурами и ведут коммерческую деятельность, тесно связаны с бюджетной системой.

Опираясь на эту логику, с начала 2017 года МУПы и ГУПы перевели на работу по закону о контрактной системе, обязав их следовать всем процедурам этого закона. Но уже к 2018 году стало ясно, что, в силу специфики деятельности, МУПы и ГУПы не способны работать жестко внутри контрактной системы.

Таким организациям часто требуются оперативные закупки, а контрактная система для них слишком неповоротлива. После многочисленных обращений от руководства ГУПов и МУПов со всей страны принято решение, что автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, если расходует бюджетные средства.

При этом такие организации остаются в числе заказчиков по закону о контрактной системе.

Важным условием для перехода к работе по 223 закону для МУПов и ГУПов является принятие и публикация положения о закупке.

Положение о закупке — это внутренний документ организации, регламентирующий подробно правила проведения тендеров по ФЗ 223, поскольку в самом нормативном акте эти правила описаны крайне не подробно.

С помощью положения организация устанавливает, какие процедуры она проводит, в каком порядке, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором, условия для заключения договоров без проведения конкурентных тендеров с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем и иные аспекты работы. Принявшие положения ГУПы и МУПы обязаны работать по 223-ФЗ в строгом соответствии с придуманными ими правилами — если предприятие нарушает собственное положение, это основание для привлечения к административной ответственности.

Чтобы начать работать по 223 закону, внутренний закупочный документ необходимо принять и опубликовать в ЕИС до конца года, предшествующего году начала работы по этому закону. Например, если предполагается работа ГУП по 223-ФЗ с 2021, положение подлежит публикации до конца 2020 и не позднее.

Читайте также:  Надо ли заверять у нотариуса заявление о регистрации юридического лица при подаче через МФЦ?

Исключение из этого правило имело место в 2018, когда организациям разрешили перейти к работе по 223 закону в текущем году при условии публикации положены до 01.10.2018. Сейчас таких послаблений больше нет.

Вторым важным условием для МУПов и ГУПов является то, что в таком порядке они вправе расходовать исключительно внебюджетные средства.

Федеральный закон однозначно отвечает на вопрос, нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант, дар, наследство, пожертвование или иной внебюджетный доход, — да, в таких случаях оно вправе использовать упрощенную систему. Бюджетные деньги предприятия продолжают расходовать в рамках контрактной системы.

У возврата к упрощенному порядку для МУПов и ГУПов имеются и дополнительные последствия, например, субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП, как это предусмотрено постановлением правительства от 11.12.2014 № 1352.

На кого новые правила не распространяются

Стать заказчиками по 223 закону вправе любые ГУПы и МУПЫ, кроме тех, которые не утвердили своевременно положение о закупке. Если положения нет, государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ работать не вправе, оно организует процедуры в рамках контрактной системы.

Также по закону о контрактной системе работают ГУПы и МУПы при организации закупок за счет бюджетных субсидий: если финансирование закупки идет из бюджета любого уровня, проводить такую закупку разрешено только в рамках контрактной системы.

Порядок перехода

Переход к работе по 223 закону для унитарных предприятий состоит из следующей последовательности действий:

  1. Принятие принципиального решения.
  2. Написание, утверждение и публикация в ЕИС положения о закупке.
  3. Ожидание начала следующего календарного года — законодатель теперь однозначно устанавливает норму, когда МУП переходит на 223-ФЗ, — с начала года, следующего за годом публикации.
  4. Проведение процедур в соответствии с правилами положения о закупке.

Особенности проведения закупочных процедур по 223-ФЗ

Все кто принимает участие в закупочных процедурах, знает о строгих рамках федерального закона 44-ФЗ, который жестко регулирует государственные закупки в каждом отдельном аспекте.

В отличие от упомянутого законодательного акта, 223-ФЗ носит более лояльный характер, и устанавливает лишь общие условия проведения коммерческих закупок.

Таким образом, организация заказчик обязана самостоятельно утвердить все детали предстоящей торговой процедуры, и составить специализированный документ — положение о закупках.

Кроме того, закупочные процедуры по 223-ФЗ могут проводиться в более широком диапазоне электронных торговых площадок (ЭТП), которых насчитывается более полутора сотен, тогда как госзакупки доступны лишь на федеральных ЭТП, не превышающих десятка платформ.

В целом, заказчиками, использующими федеральный закон 223-ФЗ, являются следующие организации:

  • государственные компании и госкорпорации с долей уставного капитала, 50 процентов которого контролируется государственными органами, а также их дочерние предприятия и филиалы;
  • естественные монополии, коммунальные предприятия, транспортные компании и другие организации, имеющие 50 процентное участие государства;
  • муниципальные и федеральные унитарные учреждения, производящие закупки за счет собственных средств или полученных грантов, включая случаи личного участия в контрактах и привлечение к этому процессу третьих лиц.

Наконец, при государственных закупках, подразумевается контрактная форма сотрудничества, а при коммерческих, по 223-ФЗ, на основе договора.

Данный тип проводимых торговых процедур требует большей квалификации от поставщика или подрядчика, поэтому рекомендуется организациям, уже имеющим опыт в исполнении государственных контрактов по 44-ФЗ.

Виды процедур

Виды закупок по 223-ФЗ чрезвычайно разнообразны и предоставляют организатору торгов полный инструментарий для удовлетворения своих нужд множеством доступных способов.

Конкурентная закупка по 223-ФЗ представляет собой торговую процедуру, проводимую в бумажной или электронной форме, и имеющую свои условия участия для подрядчиков и поставщиков, а также методы определения победителя из числа подавших заявки участников.

Конкурентные закупки могут включать в себя следующие разновидности процедур:

  • аукционы. Различают открытые, закрытые и проводимые в электронной форме, а сроки проведения составляют 15 дней. Согласно 223-ФЗ, организатор может произвольно стартовать торговый закупочный аукцион на основании своего положения о закупках, так как в законе нет четких критериев описывающих условия инициации данной процедуры. Как правило, аукцион используется в том случае, когда известна номенклатура и определенны характеристики товара, и требуется лишь выбрать наиболее выгодное ценовое предложение. Победителем аукциона признается участник, который предложит наименьшую цену поставки;
  • конкурсы. Также различаются открытой, закрытой и электронной формой проведения. Данный тип закупочной процедуры применяется для определения наилучшей заявки по обозначенным оценочным критериям, которые позволяют выявить наиболее удачного исполнителя и условия удовлетворения договора. Сроки проведения составляют также 15 дней. Участники подают заявки с требуемым пакетом документов, подтверждающим их квалификацию, наличие необходимых ресурсов (в том числе лицензий и партнерских соглашений), а также справки о соответствии экологическим и иным нормам. После анализа и оценки заявок, объявляется победитель конкурса, с которым и заключается договор;
  • запрос котировок/предложений. Данный тип закупочной процедуры похож на два предыдущих, но более прост и имеет преимущества для заказчика. Суть его в том, что участники должны отправлять свои ценовые либо коммерческие предложения, согласно предмету и условиям торгов, из которых затем выбирается наиболее соответствующий критериям вариант. Запросы предложений и котировок проводятся в более короткие сроки (5-7 дней) и требуют меньше проектной документации, что очень удобно для быстрых закупок. Кроме того, заказчик не обязан заключать договор с победителем.

Помимо основных процедур перечисленных выше, в отдельных случаях могут применяться дополнительные виды:

  • конкурентные переговоры. Потенциальным участникам направляются информационные оповещения, после чего производится процесс переговоров, в результате которого побеждает участник с наиболее выгодными условиями сотрудничества;
  • закрытые виды закупок. Используются для торгов, предметом которых являются объекты государственной тайны, либо объекты, квалифицированные как запрещенные к размещению в ЕИС.
  • закупки у единственного поставщика. Данный вид возможен при внесении его в положение о закупках, с четким регламентом условий.

Порядок проведения конкурентных закупок

Вне зависимости от способов проведения закупки по 223-ФЗ, любая инициируемая процедура состоит из этапов, которые требуется выполнить организатору и участникам для ее осуществления. Основные этапы процедуры при любом типе реализации закупок:

  1. Подготовка плана. Согласно закону 223-ФЗ, заказчик обязан составить план закупок и разместить его в открытом доступе в единой информационной системе (ЕИС). План составляется не менее чем на полгода вперед, а нормативы по его разработке указанны в Постановлении Правительства №932 от 2012 года. В целом, в план вносят ОКВЭД-2, ОКПД-2 коды, описание номенклатуры товаров и услуг, объемы и цены контрактов.
  2. Перед проведением закупки требуется заблаговременно разместить информационное извещение в ЕИС. В его информацию входит проект контракта, сроки проведения, техзадание, форма для участия и инструкции по ее заполнению и т.п.
  3. Разъяснение положений. Если в ходе публикации и сбора заявок приходят запросы на разъяснение, необходимо предъявить их в полном объеме и выложить информацию об этом в ЕИС, без упоминания автора конкретного запроса. На это отводится 3 рабочих дня, но не позднее срока окончательного приема заявок.
  4. Изменение в закупочных документах. Если организатор заметил ошибку в своей документации, уже после инициации торгов, он может внести в нее корректирующие изменения, с обязательным продлением сроков проведения процедуры. При этом сроки продления составляют минимум половину от изначального количества дней. Отменить процедуру можно в любой момент на этапе приема заявок, но не позднее, чем за день до его окончания.
  5. Подача заявок на участие. Производится согласно срокам, указанным в проектной документации и положении о закупках.
  6. Внесение гарантийного обеспечения. Это опциональный этап. Если обеспечение предусмотрено правилами участие, то оно не может превышать сумму в 5 процентов от НМЦК.
  7. Рассмотрение заявок. Заявки оцениваются по установленным правилами критериям, либо по цене, в случае аукциона или запроса котировок.
  8. Составление протокола. Бывают промежуточные протоколы на этапе рассмотрения и оценки заявок, и итоговый протокол, в котором уже объявляется победитель процедуры.
  9. Подписание договора. Победителю высылается проект контракта для ознакомления. На это дается срок в 10 дней. В течение следующих 10 дней, необходимо подписать договор, а информацию об этом добавить в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.

Сроки проведения процедур и размещения документации:

  • положение о закупке размещается в ЕИС в течение 15 дней после утверждения;
  • извещение о предстоящей закупке — за 20 дней до конца приема заявок;
  • изменения в извещение, разъяснения запросов, протоколы — в течение 3 дней после составления;
  • сроки подачи заявок по 223-ФЗ в аукционах и конкурсах — минимум 15 дней, 7 дней при запросе предложений и 5 дней при запросе котировок.

Дополнительные этапы

В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:

  • переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
  • предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.

Закупки по 44 фз и 223 фз

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

В последнее время обсуждение темы конкуренции и ее значения для экономики приобрело небывалый размах. Конкуренция является своего рода хитом в сегодняшней деятельности многих государственных и окологосударственных организаций.

На законодательном уровне, помимо собственно Закона о защите конкуренции, существует и целый ряд других нормативно-правовых актов, целью которых является обеспечение максимально беспрепятственного доступа на различные рынки товаров, работ, услуг как можно большему числу производителей и продавцов.

Законы о закупках

Особое место среди нормативно-правовых актов занимают два мегапопулярных сегодня закона о закупках – «О контрактной системе» (44-ФЗ), регулирующий закупки государственных и муниципальных заказчиков, и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), устанавливающий рамочные правила закупок для корпоративных и регулируемых заказчиков.

Читайте также:  Нужна ли касса для продажи цветов?

Тендер

  • Понятие «тендер» в целом является достаточно новым для российской экономики, что обусловливает определенные сложности и недоработки в законодательном регулировании сферы закупок.
  • Правовое поле как государственных, так и корпоративных закупок претерпевает постоянные изменения из-за недостаточного соответствия существующих нормативно-правовых актов фактическим потребностям заказчиков и поставщиков, а также из-за невысокой эффективности закупок, причинами которой являются не только коррупционные составляющие, такие, как сговор заказчиков и поставщиков, «заточки» закупочной документации под конкретного поставщика, но и в целом достаточно низкая активность участников закупок, незнание ими законодательства о закупках и способов защиты своих прав.
  • При этом государственные закупки являются важным инструментом регулирования и стимулирования роста всех отраслей экономики, развития конкуренции и увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства – фундамента любой экономической системы, особенно в период финансового кризиса, очередную волну которого сейчас переживает Россия.
  • Вместе с тем, имеющиеся на сегодняшний день проблемы являются вполне логичными и объяснимыми, учитывая, что развитие сферы закупок находится в нашей стране в зачаточной стадии.

История

При этом следует упомянуть о том, что регулирование конкурсных торгов существовало еще в царской России. Самый ранний документ о подряде датирован 7 июля 1654 г., а первые законодательные акты, послужившие прообразом будущих правил «публичных» торгов, относятся к эпохе петровских реформ.

Дальнейшее развитие регламентация государственных поставок получила в таких документах, как «Положение 1830 г.» и «Документе о подрядах и поставках», действовавшее с 1900 г. до 1917 г.

Однако в советский период потребность в подобном регулировании отсутствовала и зарождавшиеся традиции публичных торгов канули в Лету.

Для сравнения, в США Федеральная контрактная система планомерно складывалась на протяжении не одного столетия: первая законодательная база была сформирована к началу 19 века, и к настоящему времени в стране можно наблюдать достаточно структурированную и отлаженную систему распределения государственных финансов через инструмент заключения контрактов по результатам открытых конкурентных процедур.

Что касается нашей страны, то после нескольких десятилетий плановой экономики и привычки к устоявшимся хозяйственным связям для многих российских чиновников и руководителей крупных корпораций намного более понятной и выгодной является система кулуарных сделок, нежели чем сложная и весьма запутанная система конкурентных закупок.

Однако, несмотря на то, что многие заказчики высказывают уверенность в том, что система закупок в нашей стране в скором времени перестанет существовать по причине своей несостоятельности, происходящие процессы на уровне законодательного регулирования говорят об обратном. Система закупок не только не перестанет существовать, но постепенно будет подвергаться все большей регламентации и контролю.

Законодательство

Весьма наглядно это можно продемонстрировать на примере Закона о корпоративных закупках 223-ФЗ, который с девяти страниц первоначальной редакции увеличился в объеме в три раза.

Плюс для конкретизации отдельных его положений приняты и продолжают приниматься многочисленные постановления и распоряжения Правительства РФ.

20 декабря Государственная Дума приняла очередные поправки к закону, которые должны вступить в силу с 1 июля 2018 года.

Наиболее существенные изменения последнего времени, которые нас интересуют с точки зрения содействия развитию конкуренции, касаются расширения доступа участия к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г.

№ 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установило в 2015 году обязанность по осуществлению закупок у малого и среднего бизнеса для наиболее крупных заказчиков.

С 1 июля текущего года перечень таких заказчиков пополнился хозяйственными обществами с долей участия субъекта РФ или муниципального образования более 50% и годовой выручкой более 500 млн. рублей.

А с 1 января 2018 года к ним присоединились и все остальные заказчики с указанным объемом выручки, а также крупные автономные учреждения (с годовым объемом договоров свыше 250 млн. рублей).

Из ключевых изменений, принятых Госдумой, следует отметить, что закупки, участниками которых будут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, смогут проводиться только на электронных площадках из утвержденного Правительством перечня и только одним из установленных законом способов (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок).

Субъекты малого предпринимательства

Следует отметить, что в одной из промежуточных редакций поправок, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, предусматривалось установление закрытого перечня для всех закупок, подлежащих размещению в Единой информационной системе, а также проведение в электронной форме на площадке абсолютно всех конкурентных процедур, а не только тех, участниками которых являются субъекты МСП. Именно данные изменения могли бы сделать закупочные процедуры действительно конкурентными и прозрачными. Но, по каким-то причинам, очень даже для всех понятным, от внесения данных поправок законодатели отказались.

Также для закупок среди субъектов МСП установили и ряд дополнительных условий, которые очевидно усложнят жизнь и малому бизнесу, и заказчикам.

В частности, денежные средства для обеспечения заявок участникам закупок придется вносить на специальный банковский счет, открытый в банке из определенного Правительством перечня.

Подача заявок на участие в конкурсе, аукционе и запросе предложений должна будет состоять из двух частей и ценового предложения, на участие в запросе котировок – из одной части и ценового предложения. Требования к составу указанных частей строго регламентированы.

Для остальных же закупок при этом никаких принципиально новых сверхжестких и унифицированных требований по-прежнему не устанавливается. То есть все условия и способы проведения закупок заказчики, как и прежде, смогут прописывать в Положении о закупке.

В целом логично предположить, что усложнение процедур для субъектов МСП приведет к сокращению числа конкурентных закупок и увеличению доли закупок у единственного поставщика. Или такие новшества просто станут дополнительным барьером для потенциальных участников.

Таким образом, внесенные поправки еще больше усилили дифференциацию между Законом о контрактной системе, который традиционно считается «законом для поставщиков», так как строго ограничивает творческие порывы организаторов закупок, и Законом о корпоративных закупках, в который, вопреки ожиданиям, снова так и не внесли поправок, которые бы сделали правила игры по нему максимально прозрачными.

При этом объем денежных средств, распределяемых в рамках данного закона, не сопоставим с 44-ФЗ. По итогам 2016 года, например, в рамках 223-ФЗ было размещено извещений на сумму, почти в 4 раза бо́льшую, чем в рамках 44-ФЗ.

Несмотря на постоянные корректировки, направленные на совершенствование законодательства, по-прежнему остается очень много задач, над которыми нужно работать. При этом необходимо учитывать, что не все зависит только и исключительно от государственных органов.

Большую роль в повышении эффективности и конкурентности закупок играет активная позиция самих предпринимателей — участников закупок. Но пока, к сожалению, приходится констатировать, что активность поставщиков находится на весьма невысоком уровне.

Связано это, в первую очередь, с недоверием бизнеса к тому, что закупки проводятся честно, а также с недостатком у предпринимателей необходимых знаний. Над этой проблемой, на мой взгляд, необходимо очень серьезно работать на региональном и муниципальном уровне.

В целом закупки по закону 223-ФЗ проводятся в настоящее время преимущественно по принципу «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать», то есть существующий закон и так слабо регулирует систему закупок, а некоторые заказчики, пользуясь и даже злоупотребляя этим, еще всячески пытаются максимально усложнить доступ к своим закупкам, чаще всего, путем установления чрезмерных требований к участникам и составу заявок, а также нереальных сроков оплаты (1 год, например). Заказчиков, конечно, тоже можно понять, они ведь платят деньги. И хотят себя максимально обезопасить от сомнительных исполнителей. Поэтому в данном случае претензии нужно предъявлять не к заказчикам (ведь они по сути просто пользуются теми возможностями, которые им предоставлены), а к законодательству, которое дает им практически полный карт-бланш.

Как проводить закупки по Закону N 223-ФЗ с 1 июля 2018 г

Работать станет сложнее: часть новых правил приближает этот закон к контрактной системе. Обновленное положение нужно разместить в ЕИС до 1 января 2019 года. В противном случае придется перейти на закупки по Закону N 44-ФЗ.

Откладывая изменение положения на конец года, заказчик может лишить себя некоторых преимуществ. Так, если в положении продублированы «старые» правила размещения информации в ЕИС, вы не сможете воспользоваться возможностью полностью отказаться от подачи информации о закупках у единственного поставщика.

Типовое положение о закупке Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:

  1. порядок подготовки/осуществления закупки;
  2. способы закупок и условия их применения;
  3. срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.

Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупках

Как проводить закупки, если не изменили положение Минфин и ФАС разъяснили: до конца года можно проводить закупки по положению, в котором не учтены поправки к Закону N 223-ФЗ, вступающие в силу в июле

Если не успели изменить положение, рекомендуем учитывать некоторые нововведения: — описывайте предмет конкурентной закупки в документации по новым правилам; — не отменяйте закупку после окончания срока подачи заявок.

Как изменить положение и проводить закупки по новым правилам Основные моменты, которые важно учесть в новом положении о закупке:

  1. Укажите, какие именно закупки будете проводить не в электронной форме. Если не сделать этого, все ваши закупки будут электронными.
  2. Следует внести в положение о закупке перечень случаев, когда закупку проводят у единственного поставщика. Список признают исчерпывающим. Информацию и документы о закрытых закупках в ЕИС размещать не следует. Информацию и документы о закупке у единственного поставщика можно тоже не размещать, если иного не предусмотрели в положении о закупке.
  3. Включите требования к участникам закупки.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *