Дополнительные требования к участникам аукциона по 44-фз в 2022 году

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ были определены законодательством РФ, где прописаны все условия и нормативно-правовые акты в области контрактной сферы, которые позволяют исполнителям участвовать в электронных аукционах. Среди основных требований:

Минстрой опубликовал законопроект приказа об обязательных требованиях к участникам по квалификации, связанных с оказанием услуг, доставкой продукции или исполнением работ участниками закупок. Минстрой требует предъявлять наличие:

Чтобы взять участие в госзакупке, исполнитель должен отвечать требованиям к участникам торгов, указанным в ст. 31 ФЗ №44 ФЗ. В нем указан регламент проведения закупочной деятельности, а также система обязательных требований, предъявляемых к участникам закупки, которые можно разделить на единые, дополнительные и иные.

Скачать проект приказа Минстроя об установлении обязательных квалификационных требований к участникам закупок

Скачать законопроект об изменении ст. 31 44-ФЗ о дополнительной проверке на соответствие требованиям — это фрагмент статьи с портала Госконтракт.

Единые требования к участникам закупок

Доверитель должен помнить, что участник должен отвечать требованиям к заявке участника закупки, согласно с п.1 ч.1 ст. 31 44 ФЗ, что потребует от исполнителя документального подтверждения. По остальным пунктам этой статьи прилагаются декларации. К единым требованиям к участникам закупки 44-ФЗ относятся следующие условия:

  1. Участники госзакупки, осуществляющие поставку продукции и услуг, обязаны соответствовать требованиям участников закупок, согласно ч. 1 ст. 31 44 ФЗ. Покупатель должен изучать и анализировать требования в саморегулируемых компаниях и их лицензии.
  2. В арбитражной судебной инстанции не должно быть открыто дело о банкротстве потенциального партнера по закупке. Проверить участника по этим требованиям заказчик может на портале базы данных: bankrot.fedresurs.ru.
  3. Участника госзакупки не должна касаться ликвидация, что чревато прекращением прав, согласно ст. 61 ГК РФ.
  4. Участник закупки не должен иметь недоимки и долгов по оплате в бюджет РФ, налоговым задолженностям и сборам, согласно с п. 5 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Учитывается годовая задолженность, превышающая 25% цены активов за последний период. Если налоговый долг есть, но было подано обжалование, такой участник отвечает требованиям. Также если был предоставлен кредит или отсрочка, которые были реструктурированы, то при определении долгового размера эти средства не учитываются.
  5. На день подачи заявки в админ. порядке временно не была прекращена деятельность участника закупки, согласно ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.
  6. Отсутствие уголовной судимости за правонарушения в экономической сфере, коррупционные действия, а также за незаконную предпринимательскую деятельность.
  7. Отсутствует конфликт интересов, когда договор заключен с физ. лицом или единственным исполнителем (п. 9 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ).
  8. Требование к закупкам по 44-ФЗ, предъявляемое юр. субъектам о не привлечении к админ. ответственности за незаконное обогащение от имени юр. лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 31 44 ФЗ).
  9. Участник госзакупки не должен иметь отношение к оффшорным компаниям, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.

Новые требования для проверки подрядчиков

Министерство финансов выпустило законопроект, согласно которому госзаказчики закупок должны проверять исполнителей на привлечение к ответственности за коррупционные правонарушения, чтобы не допустить к закупкам юр.

субъектов, нарушивших законодательство по ст. 19.28 КоАП за два года до подачи заявления на участие в торгах. В Единой информационной системе автоматически формируется список юр. лиц, которые привлекались к админ.

ответственности, согласно Постановлению Правительства №917.

Условия для участия в закупках по 44-ФЗ

Участниками закупки считаются любые физ. или юр. лица, а также частные предприниматели, согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ. У подрядчиков закупок должны быть регистрационные данные, такие как юридический адрес, ОПФ, место происхождения капитала, вид собственности. Условия соответствия обозначены в ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ.

Для освидетельствования соответствия к заявке по закупкам должны прилагаться копии сертификатов, свид-в или гослицензий. Отсутствие факта ликвидации или банкротства потенциальный поставщик должен подтвердить заявлением о соответствии. Сведения об отсутствии недоимки также подтверждаются декларированием.

Кроме отсутствия судимости за экономические правонарушения, у подрядчика не должно быть дисквалификаций по административным наказаниям, что подтверждается декларацией. Чтобы подтвердить свою непринадлежность к офшорной организацией, необходимо приложить выписку из ЕГРЮЛ.

Соответствие всем требованиям к участникам закупки электронного аукциона подтверждается декларацией п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.

Согласно ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ, доверитель имеет право установить требование, что организация потенциального поставщика не состоит в базе недобросовестных исполнителей и об отсутствии информации о них в РНП. Если участник закупок соответствует вышеуказанным требованиям, его могут принять в Ассоциацию участников закупок.

Образец декларации о соответствии участника 2020 года

Дополнительные требования к участникам аукциона по 44-ФЗ в 2022 годуСКАЧАТЬ

Условия по 223-ФЗ

По закону о закупках 223-ФЗ нет точного определения требований к исполнителю, на законодательном уровне покупатели должны устанавливать их в документации аукциона и в Постановлении, где можно детально ознакомиться о нормах, сроках и методах закупки. Законом закреплены только общие положения проведения аукциона, без четких требований к участникам закупки по 223-ФЗ.

Одно из основных требований — недопущение лимита допуска к участию в торгах путем установления несоизмеримых условий к поставщикам. Чтобы принять участие в электронном аукционе, исполнитель должен соответствовать желаниям доверителя, имея достаточный опыт работы, деловую репутацию, финансовые и технические возможности. Список закупок можно узнать на: https://rutend.ru/tenders.

Дополнительные требования

Заказчик должен знать, что при госзакупке товаров из позиций 3-29 Положения Правительства РФ № 1072, доп. условием является применение материалов, страной изготовления которых является Россия или государство, принадлежащее к членству экономического союза Евразии.

Требования заказчика к участникам закупки были установлены решением Правительства РФ №99, которое имеет право устанавливать доп. требования. К ним относится опыт выполнения аналогичного договора в предыдущие 3 года (в сфере строительства), а также недвижимое имущество, тех. средства и оборудование.

Читайте также:  Нужен ли ККТ для разработки сайтов на подписной основе?

При установлении требований к участникам закупок сведения должны быть указаны в приложенной документации.

Иные требования к участникам

К этой категории требований относятся условия, оговоренные в ч. 2.1 ст. 31 44 ФЗ. Правительство России может установить иные требования к участникам закупки услуг по аудиту и консультациям.

Если доверитель покупает права собственности на интеллектуальную деятельность (кроме оформления договоров на создание литературных произведений или шедевров искусства), то в отношении участника возможно установление исключительных прав, согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.

Покупатель может установить требование запросить сведения об участнике в базе недобросовестных субъектов.

Отказ от заключения договора с победителем торгов может произойти до заключения соглашения, если госзаказчик обнаружит, что участник не предоставил достоверную информацию о товаре, услугах или не соответствует требованиям. Протокол об отстранении может быть обжалован, согласно Федеральному закону 44-ФЗ.

При отказе от оформления договора с победителем, составляется и размещается протокол в Единой информационной системе не позднее 1 рабочего дня. В течение 2 рабочих дней он направляется победителю тендера по закупкам. Решение с требованием должно содержать сведения о:

Читать другие статьи:

Все услуги компании Rutend

Требования к участникам закупки

Кроме установленных ч.1 статьи 31 Закона о контрактной системе единых требований, в соответствии с частью 2.1 ст.31 Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Кроме этого, в соответствии с частью 2 статьи 31 Правительство РФ вправе установить дополнительные квалификационные требования в том случае, если закупаются товары, работы, услуги по результатам конкурсов открытых или закрытых, а также конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных и также конкурса аукциона.

Какие квалификационные требования могут быть установлены

Дополнительные требования к участникам аукциона по 44-ФЗ в 2022 году

По отношению требований части 2 статьи 31 во исполнение этой нормы принято Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99, в соответствии с которым устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки.

В соответствии с Постановлением №99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению №1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждаются документами, предусмотренными в этом приложении.

Кроме этих требований, в Постановлении №99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению №2 и документы, которыми такое соответствие необходимо подтверждать.

Рассмотрим в качестве примеров несколько случаев установления дополнительных требований по Постановлению № 99.

Реставрация музейных предметов

При закупке работ по проведению реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда РФ, дополнительными требованиями установлены:

  • Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта либо договора. Достаточно одного контракта или договора, чтобы подтвердить свой опыт, но при этом такой контракт или договор должен соответствовать объекту закупки, то есть он должен соответствовать проведению работ по реставрации музейных ценностей, редких предметов и коллекций.
  • Стоимость одного такого контракта или договора составляет не менее 20% начальной максимальной цены договора (цены лота) на право заключить который проводится закупка.

Также установлены документы, которые будут подтверждать соответствие дополнительным требованиям:

  • копия исполнительного контракта (договора),
  • копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполнительного контракта (договора).

Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Работы по строительству и реконструкции

При закупке работ по строительству, реконструкции, за исключением линейного объекта если начальная максимальная цена или цена лота для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн рублей, для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд — 5 млн рублей.

Постановлением №99 устанавливается следующее требование.

Необходимо подтверждение опыта за последние 5 лет до даты подачи заявки. Достаточно одного контракта или договора на работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта.

Стоимость исполнительного контракта или договора составляет не менее:

  • 50% НМЦК — если НМЦК (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн рублей; для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд — 5 млн рублей,
  • 40% — если НМЦК превышает 100 млн рублей,
  • 30% — если НМЦК превышает 500 млн рублей.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • Копия исполненного контракта и акта выполненных работ;
  • Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Услуги по организованной перевозке групп детей

Если закупается такая услуга, заказчик будет устанавливать требование, в соответствии с которым необходимо подтвердить наличие права собственности или иного законного основания на автобус.

При этом с 1 июля 2021 года будут действовать ограничения — год выпуска такого автобуса должен быть не более чем 10 лет.

Такие автобусы должны соответствовать по конструкции и назначению техническим требованиям к осуществлению перевозок пассажиров. Также с мая 2021 года по оснащению должна применяться навигация Глонасс.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • копия документов, подтверждающих наличие права собственности или иного законного основания на автобусы, технику, которая предполагается для перевозки детей,
  • копия документов, подтверждающих государственную регистрацию таких транспортных средств,
  • копия паспортов транспортных средств либо выписки из электронных паспортов,
  • копии диагностических карт, подтверждающих допуск таких ТС к участию в дорожном движении на территории РФ и в соответствии с международными договорами РФ, а также за ее пределами,
  • копии документов, подтверждающих наличие на таких транспортных средствах тахографов
  • когда вступит в силу требование об обязательном оснащении техники навигацией Глонасс, то будут предоставляться копии документов, подтверждающих идентификацию соответствующей аппаратуры,
  • копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Читайте также:  Поставщиков заставят отчитываться о доходах и расходах по госконтрактам

Определение кадастровой стоимости

Для кадастровой оценки, согласно Приложению к пункту 2 Постановления №99, установлены следующие требования:

  • подтвердить наличие персонала с соответствующей квалификацией (копии диплома, трудовых книжек, сведения о трудовой деятельности). Документы могут быть предоставлены в электронном виде;
  • предоставить подтверждение членства саморегулируемой организации либо письменное подтверждение, либо выписку из реестра,
  • в обязательном порядке при таких закупках идет подтверждение опыта в аналогичных работах и услугах (подтверждается копиями контрактов, актами).

Предоставление и проверка документов при закупке с дополнительными требованиями

Законом о контрактной системе предусмотрены особенности предоставления и проверки документов по ч.2-2.1 ст.31.

В соответствии с ч.12 статьи 24.

2 с целью обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров и услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч.1 ч.

2 и 2.1 статьи 31, участники закупки, аккредитованные на ЭП, направляют оператору этой ЭП в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные Постановлением №99.

При закупке с дополнительными требованиями участники, которые не загрузили документы по дополнительным требованиям на ЭП, подать свою заявку не смогут. Такое ограничение установлено в п.30 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 №656.

Такой порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участников закупки утвержден для обмена, предоставления документов и для подтверждения соответствия дополнительным требованиям.

Порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участника закупки

Госзакупки 2022: предквалификация участника закупки

Реально ли в одиночку разобраться во всех изменениях в закупках, которые начнут действовать с начала 2022 года и при этом ничего не упустить из виду?

Вместе разобраться в этой непростой теме будет гораздо легче, поэтому читайте нашу новую статью о предквалификации участника, что это такое, и для каких закупок характерно данное условие.

Закупки делятся на государственные (по 44-ФЗ), корпоративные (по 223-ФЗ) и коммерческие. Для каждого из этих видов закупок свойственны свои характерные требования к участникам.

В закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут участвовать следующие категории лиц:

  • физические лица (в том числе, зарегистрированные в качестве ИП);
  • юридические лица разной формы собственности;
  • самозанятые.

Проще говоря, все заинтересованные лица могут принимать участие в названных процедурах.

Что касается коммерческих закупок, то круг потенциальных исполнителей определяют заказчики. Например, в документации к закупке они могут указать, что участниками процедуры могут быть только юрлица и предприниматели (без физлиц), либо только физлица.

Что такое предквалификация участника в госзакупках?

С 1 января 2022 года в госзакупках произойдут масштабные изменения, которые сейчас активно обсуждаются в различных медиа, форумах, конференциях, экспертных блогах. Изменения коснутся и предквалификации участников, которая ранее была характерна по большей части для корпоративных закупок по 223-ФЗ.

С помощью предквалификации заказчики определяют потенциальных исполнителей контракта, которые соответствуют необходимым критериям.

Предквалификация – это некий дополнительный фильтр, который способствует более качественному выбору исполнителей/поставщиков.

То есть заказчики сразу обозначают свою позицию, что они готовы работать не со всеми подряд участниками, а только с теми, кто им подходит.

На наш взгляд, это верный подход, т.к. заказчик страхует себя от недобросовестных исполнителей и от неисполнения контракта. Практика показывает, что даже если участник победит на торгах, то не факт, что он сможет исполнить контракт, поэтому предквалификация является своеобразным защитным механизмом для заказчиков.

Если в закупках по 223-ФЗ предквалификация используется часто, то в закупках по 44-ФЗ в самом законе этого термина нет, хотя к участникам выдвигаются дополнительные требования, которые расцениваются как предквалификация.

В Постановлении Правительства РФ № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки…» говорится, какие дополнительные требования и в каких случаях могут быть установлены к участникам.

В зависимости от того, что закупают заказчики, устанавливаются доптребования к наличию опыта по исполнению аналогичного вида работ.

Также дополнительные требования могут устанавливаться к финансовым и трудовым ресурсам. Как правило, это крупные закупки по строительству, реконструкции и т.д. Если говорить о нише товаров, то в таких процедурах предквалификация не проводится.

Как изменятся требования к участникам закупки?

Волна серьезных изменений в закупках, которые вступят в силу с 1 января 2022 года, коснулась и статьи 31 44-ФЗ «Требования к участникам закупки». Мы не случайно завели разговор о предквалификации, т.к. в статью 31 44-ФЗ добавлена часть 2.1, в которой говорится о дополнительных требованиях к участникам конкурентных процедур с НМЦК более 20 млн. руб.

Если заказчик проводит такую закупку стоимостью более 20 млн. руб., то он обязан будет установить требование к участникам о наличии у них опыта по выполнению аналогичных контрактов или договоров по 223-ФЗ за последние 3 года до даты подачи заявки. Причем цена этого выполненного ранее контракта/договора должна быть не менее 20% от НМЦК проводимой процедуры.

Еще раз акцентируем внимание, что в качестве опыта может быть любой контракт или договор по 223-ФЗ. Они могут быть исполнены с нарушениями (штрафами и пени), но главное, чтобы на момент подачи заявки на закупку с предквалификацией все эти обязательства участником были закрыты.

При внимательном прочтении части 2.1 ст.31 44-ФЗ мы поймем, что в качестве опыта участника может быть:

  • любой контракт, исполненный в ходе обычной хозяйственной деятельности;
  • контракт по 44-ФЗ;
  • либо договор, заключенный в рамках 223-ФЗ.
Читайте также:  В госзакупках станет больше участников-инвалидов

Это наш личный вывод, исходя из прочтения закона, однако правоприменительная практика покажет, как будут обстоять дела в реальности с января 2022 года.

Грядущие изменения в закупках – это огромное непаханое поле, и когда участники будут с ними сталкиваться, у них будет возникать множество вопросов. А куда обращаться за разъяснениями – непонятно.

Мы решили провести отдельное мероприятие, на котором будем рассматривать особенности обновленной редакции 44-ФЗ вместе с вами.

Это мини-интенсив для тех, кто не хочет оставаться с этой проблемой один на один.

Если говорить о 44-ФЗ, то в нем намечается целых 324 изменения. На интенсиве мы будем максимально подробно разбирать вопросы по этой теме, а полученные знания помогут вам не допускать ошибок в своей дальнейшей работе и действовать в соответствии с новыми правилами.

Записаться на мини-интенсив «Госзакупки 2022: пошаговый разбор изменений»

Что еще изменится в 44-ФЗ?

Выше мы уже сказали, какими контрактами и договорами участник закупки с предквалификацией сможет подтвердить свой опыт. Но это еще не все, о чем следует знать.

  1. В части 2.1 есть упоминание о правопреемстве. Если была реорганизация юрлица, то для подтверждения опыта можно использовать контракты ранее действующего юрлица.
  2. В части 2.1 не говорится, что ранее исполненный контракт должен быть аналогичен закупке, на которую подается заявка. То есть опыт может быть подтвержден контрактом любого направления, т.к. ограничений в законе на этот счет не установлено. Например, если контракт на строительство, то опыт можно подтвердить контрактом на поставку технологического оборудования. Может быть, законодатели и имели в виду, что контракт должен быть аналогичным, однако упоминаний об этом в части 2.1 нет.

Дополнительные требования устанавливаются исключительно в тех закупках, в которых не установлены требования в соответствии с частью 2-й, т.е. нет требования из ПП № 99. То есть требования части 2 и части 2.1 разграничиваются: не будет того, что вы подтвердите опыт сначала одним образом, а потом подтвердите опыт еще и в соответствии с ПП № 99.

Информация о ранее выполненном контракте или договоре должна будет направляться участником закупки на ЭТП заранее (ч.12 ст.24.2 44-ФЗ).

Это значит, что подтверждающие документы об опыте аналогичного вида работ подаются не в составе заявки, а направляются на электронную площадку заранее по тем же самым правилам, что и документы, подтверждающие опыт в соответствии с ПП № 99.

Оператор ЭТП рассматривает полученные документы, и в течение 5 рабочих дней должен будет принять по ним соответствующее решение:

  • либо размещает информацию в реестре участников закупок на площадке;
  • либо отказывает в размещении.

Важно понимать, что эти требования четко прописаны, и информация должна быть на площадке ДО подачи заявки. В противном случае оператор ЭТП вернет вашу заявку обратно.

Еще один интересный момент. Если крупному участнику, который претендует на закупку свыше 20 млн. руб. нечем подтвердить свой опыт, то он не сможет поучаствовать в этой процедуре. Что же делать? Логичны два варианта: либо отказаться от закупки, либо нарабатывать опыт, а потом уже подавать заявки на дорогостоящие процедуры.

Идем дальше и поговорим о коллизиях в законе…

Если посмотреть на ст.105 44-ФЗ об обжаловании действий/бездействия заказчиков и других органов, то в п.6 ч.4 прописано, что нужно будет дополнительно указывать информацию о ранее исполненных контрактах, подтверждающих опыт участника, при подаче жалобы. То есть, если проводится закупка свыше 20 млн. руб.

, то подать жалобу вправе только участник с соответствующим опытом. Если опыт он подтвердить не может, то не может и подавать жалобу.

Как раз здесь указано, что подтверждением опыта будет являться номер реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, либо в реестре договоров, которые заключены заказчиками по 223-ФЗ.

В этом положении законодатели четко прописали, что опыт подтверждается контрактом по 44-ФЗ или договором по 223-ФЗ, включенным в соответствующий реестр, размещенном на сайте ЕИС. Получается, если мы будем сопоставлять ч.2.1 ст.31 и п.6 ч.4 ст.105, то обнаружим эти несостыковки: из ч.2.1 ст.

31 мы понимаем, что опыт может быть подтвержден любым контрактом, исполненным в ходе обычной хозяйственной деятельности, или договором по 223-ФЗ, а п.6 ч.4 ст.105 указывает на то, что именно по 44-ФЗ или 223-ФЗ должен быть этот контракт или договор.

Возможно, в будущем законодатели это противоречие увидят и уберут, но пока все остается так, как мы описали.

На этом будем заканчивать, хотя о предстоящих изменениях в закупках на 2022 год можно еще долго говорить.

Если хотите больше информации по изменениям, то присоединяйтесь к нашему интенсиву.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, чтобы не пропустить важную информацию в сфере тендеров и закупок.

Подкаст на тему предквалификации в госзакупках:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *