Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

Национальный режим в госзакупках – что это такое? К чему национальный режим закупок обязывает заказчика, и какие последствия он будет иметь для участника закупок? На эти вопросы отвечают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

Обратимся сначала к статье 14 закона № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», раскрывающей понятие национального режима и порядок его применения. Итак, в законе говорится следующее:

Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

2. В целях защиты внутреннего рынка, развития экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей, обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительство России устанавливает запреты и ограничения на поставку импортных товаров, выполнение работ и оказание услуг иностранными лицами.

3. Перечень товаров, работ или услуг, для которых устанавливается национальный режим, определяется Правительством.

4. Нормативными актами Правительства могут быть предусмотрены обстоятельства, допускающие неприменение предусмотренных законом ограничений или запретов. В этом случае заказчик обязан разместить в ЕИС обоснование невозможности их соблюдения.

Более подробно, порядок применения национального режима в госзакупках раскрывается в Приказе Министерства экономического развития от 25 марта 2014г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказом Минэкономразвития, в частности, предусмотрено введение преференций для продукции, произведенной в России или странах Евразийского экономического союза, в размере 15 процентов от цены контракта. Это означает, что при определении победителя, к предложенной в заявках цене применяется 15-процентный понижающий коэффициент.

Как это будет применено на практике? Предположим, что в закупке принимают участие два поставщика. При этом один из поставщиков предлагает товар, произведенный за пределами ЕАЭС, но не подпадающий под запрет.

Для победы в закупке этому поставщику придется предложить цену, на 15 процентов ниже, чем у второго поставщика, предлагающего продукцию отечественного производства.

Такие правила действуют для процедур, не предполагающих проведение торгов.

Если же закупка осуществляется путем проведения торгов, то в этом случае действует правило, по которому контракт с победителем, предложившим товары иностранного производства, заключается по цене, сниженной на 15 процентов от цены, предложенной в ходе торгов.

Аналогичный порядок предоставления преференций для отечественной продукции предусмотрен и в закупках госкомпаний, проводимых в соответствии с законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В этом случае закупки проводятся в соответствии с Постановлением Правительства от 16 сентября 2016 г.

№ 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

Так что же такое национальный режим в закупках? Теперь мы можем ответить на этот вопрос.

Национальный режим – это комплекс мер, устанавливаемых Правительством во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти (Министерство финансов, ранее Министерство экономического развития), направленный на поддержание интересов государства, мотивацию внутреннего рынка и предоставление преимуществ отечественным производителем. Национальный режим реализуется путем введения запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров и создания благоприятных условий для допуска на рынок российских аналогов.

Все сказанное выше можно описать одним термином – импортозамещение. Он имеет ту же смысловую нагрузку, как и термин «национальный режим».

  • Рассмотрим кратко, на какие товары, работы и услуги действуют запреты и ограничения в рамках национального режима закупок.
  • Запреты на закупки иностранных товаров
  • В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

При закупке некоторых медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, действует запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили, по крайней мере, два предложения о поставке такой продукции.

Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.

2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Таким образом, получается, что заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
  2. • содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Россия или другие государства ЕАЭС;
  3. • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
  4. 2. Запрет на закупки товаров легкой промышленности

Постановлением Правительства РФ от 11.08.

2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» установлен полный запрет на закупки товаров легкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

— ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные;

Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

  • — канаты, веревки, шпагат и сети;
  • — кожа и изделия из неё, меха;
  • — любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары;
  • — изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные;
  • — чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь;
  • — обувь;
  • — изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки;
  • — твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины;
  • — изделия пластмассовые прочие;
  • — услуги по прокату бытовых бельевых изделий;
  • — услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви;
  • Необходимо учитывать, что указанный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

Запрет распространяется на импортные бульдозеры, автобусы, троллейбусы, вагоны, грузовики, экскаваторы, тракторы, снегоочистители и другие машины, включенные в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.

2014г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Подтверждением страны происхождения продукции в данном случае является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013г.

№ 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» запрещён допуск произведенной за рубежом продукции для целей национальной обороны. Это требование не распространяется на оборудование и товары, которые не производятся на территории РФ.

Для поставщиков из стран ЕАЭС существует исключение, но лишь в отношении некоторых категорий продукции.

Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

Аналогичный всеобъемлющий запрет на закупки программного обеспечения установлен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Исключение из этого запрета возможно лишь в следующих случаях:
  2. • в реестре российского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
  3. • программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому программному обеспечению.

Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

Запрет на поставку мебели и отдельных изделий деревообрабатывающей промышленности устанавливается Постановление Правительства РФ от 05.09.2017г.

Читайте также:  Минимальный налог при УСН "Доходы минус расходы" - что такое УСН 1%?

№ 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупать продукцию, о которой идет речь в постановлении, можно только, если:

• она произведена на территории России или стран ЕАЭС;

• товары изготавливаются в рамках специального инвестиционного контракта;

• продукция соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 17.07.2015г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».

Запрет распространяется на различные виды мебели, в том числе металлическую и пластмассовую, матрасные основы, матрасы, диваны, древесно-волокнистые плиты.

Ограничения на закупки иностранных товаров

На отдельные виды товаров Правительством РФ установлены ограничения.

На практике это означает, что заявки, содержащие предложения на поставку изделий иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией отечественного происхождения, соответствующей установленным характеристикам. При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции в размере 15 процентов.

1. Ограничения на поставку радиоэлектронной продукции

Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены Постановлением Правительства РФ от 29.09.2016г. № 968 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В список изделий, попавших под ограничения, включены:

Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

  • — светодиодные изделия;
  • — интегральные электронные схемы;
  • — вычислительны машины;
  • — электронные книги;
  • — запоминающие устройства;
  • — радиоэлектронные средства связи;
  • — антенны;
  • — видеокамеры.
  • 2. Ограничения на закупку медицинских изделий

Ограничения установлены и при закупке ряда медицинских изделий, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 05.02.1015г.

№ 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В этот список попали:Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

  1. — медицинская одежда;
  2. — санитарно-гигиеническое белье;
  3. — реагенты;
  4. — салфетки;
  5. — тампоны;
  6. — повязки.
  7. 3. Ограничения на закупку лекарственных препаратов

Введение ограничений на закупку лекарственных препаратов устанавливается Постановлением Правительства РФ от 13.11.2015г.

№ 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В россии введут штрафы за закупку недостаточного объема радиоэлектроники

Минпромторг к осени 2022 года намерен внести на рассмотрение Госдумы законопроект, который вводит штрафы за несоблюдение квот по закупкам радиоэлектроники. В 2022 году госкомпании и госорганы обязаны закупать не менее 60% российских ПК. Однако госсектор обходит это требование.

Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

В марте Минпромторг представит правительству законопроект об административной ответственности за несоблюдение квот. В сентябре документ будет внесен в Госдуму. 

По состоянию на конец 2021 года доля российского софта, используемого в госкомпаниях, не превышала 30-35%. Таким образом, она была вдвое ниже установленного норматива. Самые низкие показатели выявили у ВТБ и «Аэрофлота» (менее 10%). Последняя уже потратила 2,6 млрд руб. на лизинг отечественного оборудования Yadro или аналога для центров обработки данных.

В зависимости от иностранных решений уличили также «Транснефть» и «Российские железные дороги».

Помимо штрафов за неисполнение квот, правительство рассмотрит еще ряд документов. Среди них будет инициатива о наделении кабмина полномочиями по утверждению порядка регистрации национальных доменных имен и созданию специального регистратора доменных имен, принадлежащих органам власти.

Ранее стало известно, что правила закупок импортной техники ужесточаются. Если хотя бы одно предложение подрядчика содержит российскую технику, госзаказчик обязан закупить именно ее, отклонив все заявки с импортным оборудованием.

Однако эксперты отрасли считают, что заказчики все равно будут пытаться обойти это постановление, например, с помощью выставления в техзаданиях на госзакупку требований к электронике, которые не смогут быть реализованы на российских процессорах.

Параллельно Минпромторг предложил все же разрешить госорганам и госкомпаниям закупать системы хранения данных, серверы, компьютеры, ноутбуки и другое оборудование на иностранных процессорах. С конца августа действует постановление, согласно которому в госзакупках вводится запрет на приобретение импортных интегральных микросхем, смарт-карт, ноутбуков, планшетов, компьютеров и серверов. 

На различные типы устройств власти установили разные квоты: на «запоминающие и прочие устройства хранения данных» — от 30% в 2021 году, от 40% в 2022 году и от 50% в 2023 году, на мониторы и проекторы для систем автоматической обработки данных — не менее 2% в 2021 году и не менее 3% после 2022 года.

Запрет и ограничение закупок радиоэлектронной продукции по 44-ФЗ и 223-ФЗ 2022 г

Госзакупки радиоэлектроники и медизделий в 2022 году: запреты и ограничения

Содержание

1. Ограничение участников закупки по 44-ФЗ2.

Ограничение закупок по 223-ФЗ

     С 1 сентября 2019 и до конца 2021 года закупки радиоэлектронной продукции регламентируются Постановлением Правительства РФ № 878 от 10 июня 2019 года, которое внесло изменения в данном секторе государственных контрактов по 44-ФЗ и по 223-ФЗ, введя ограничения на закупку импортных радиоэлектронных продуктов и телекоммуникационного оборудования.

Скачать ПП 878 от 10.07.2019

Возникли сложности с заполнением документов?

         Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

Обратиться к специалистам

1. Ограничение участников закупки по 44-ФЗ

Ограничения на допуск проявляются в запрете на совместную закупку товаров, присутствующих в реестре и электроники, которой в этом списке нет. Как можно обойти эти ограничения, не нарушая законодательства?

Скачать реестр радиоэлектронной продукции по Постановлению 878 от 10.07.2019

1) Участник торгов прописывает в представленной заявке намерение о поставке отечественного товара из реестра, указав порядковый номер объекта закупки в перечне. Заявка таким образом не отклоняется.

  • 2) Поставщик указывает в качестве объекта поставки импортный продукт, либо не дает ссылки на порядковый номер поставки в реестре.
  • Предложенный товар как иностранный будет отвергнут, если поступят минимум 2 заявки, которые:
  • — соответствуют извещению и документации;
  • — поставляют товары из реестра;
  • — не продают товары от производителя/производителей, являющихся конкурентами.
  • 3) По исполнении государственного контракта продукция из реестра не распространяется на аналоги, отсутствующие в нем.

2. Ограничение закупок по 223-ФЗ

Товары, включенные в перечень, имеют преференции по сравнению с конкурентами, не включенными в реестр. Организатор торгов использует преференции в зависимости от вида торгов. Общее правило состоит в том, что товар из перечня автоматически снижает цену участника на 30 процентов, при этом цена контракта будет той, какую назначил победитель торгов.

  1. В ситуации, когда цена упала до нуля, и торги стали двигаться в сторону повышения, победитель заплатит на 30% больше номинальной цены.
  2. Обоснования невозможности использования ограничений
  3. Поставка импортной радиоэлектроники осуществляется без ограничений в следующих случаях:
  4. 1) в перечне отсутствует продукции с требуемыми характеристиками;

2) предлагаемые товары не соответствуют требованиям заказчика.

В этих случаях заказчик выкладывает в ЕИС обоснование невозможности применения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, прилагая документы о тендере.

Для включения товара в Реестр предприятие производитель должно получить в Минпромторге заключение о подтверждении российского происхождения своей продукции. Затем в трёхдневный период продукция вносится в список. Требуется также ежегодное подтверждение производства продукции в России.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Читайте также:  Дополнительные требования к участникам аукциона по 44-фз в 2022 году

Обратно к списку

С 31 августа 2021 года изменились правила госзакупок радиоэлектроники (закон 44-фз)

31 августа 2021 г было опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432. Вводится правило «второй лишний». Объемный 26 страничный документ внес изменения в несколько документов регулирующих запреты и ограничения закупок товаров в соответствии со ст. 14 Закона 44-ФЗ:

  • Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым был введен запрет на приобретение радиоэлектронной продукции.
  • Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — из перечня исключен существенный объем товаров и перенесен в 878 Перечень.
  • Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»
  • Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Редакции постановлений с учетом изменений Вы можете скачать внизу, поэтому необходимо самостоятельно пересмотреть закупки объявленные и планируемые с 31 августа 2021 в отношении вхождения товаров в новые перечни и исключения, а также актуализировать правило применения Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 в документациях.

Действие Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 продлили, ранее нормы действовали в течении 2х лет до 01.09.2021, кроме того заменили правило «третий лишний» на «второй лишний» — теперь запрет срабатывает даже если подана только 1 заявка с товаром из реестра, а не 2.

Введен новый порядок обоснования неприменения Постановления N 878 — только с разрешения Минпромторга РФ. Перечень радиоэлектронной продукции полностью переработан.

Запрет вводится в отношении импортных интегральных микросхем, смарт-карт, ноутбуков, планшетов, компьютеров, серверов и светотехнической продукции.

Изменения должны применятся по закупкам с 31 августа 2021 г.

Скачать документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 10.07.

2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г.

 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (редакция от 28.08.2021)

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (редакция от 28.08.2021)

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 30.04.

2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (редакция от 28.08.2021)

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 28.08.

2021) «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (редакция от 28.08.2021)

Запрет на госзакупку импортной радиоэлектроники может быть распространен на электронику и электрику

Минпромторг РФ предлагает распространить запрет на госзакупку иностранной радиоэлектронной продукции на электронику и электрические товары, следует из проекта правительственного постановления, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.

По замыслу министерства, запрет должен распространяться на импортную продукцию (за исключением продукции из стран ЕАЭС), включенную в соответствующий перечень.

В последний Минпромторг внес все «оборудование компьютерное, электронное и оптическое» (за исключением нескольких десятков позиций, наподобие «весов точных; инструментов для черчения, расчетов, приборов для измерения линейных размеров и т.п.», «часов всех видов» и т.п.).

Помимо этого, в перечень вошли волоконно-оптические кабели, «провода и кабели электронные и электрические», «оборудование электрическое осветительное», «приборы бытовые электрические», «оборудование электрическое прочее», «машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования» и т.д.

  • Стоит отметить, что в проекте постановления оговаривается запрет на госзакупку перечисленной импортной техники не только в виде отдельных товаров, но и в составе закупаемых госзаказчиками работ или услуг.
  • Подтверждением производства электронной продукции на территории РФ или стран ЕАЭС, согласно этому документу, является наличие информация о соответствующей продукции в едином реестре российской электронной продукции или в реестре евразийской промышленной продукции.
  • При необходимости закупки импортной продукции, включенной в «запретный» перечень Минпромторга, госзаказчики должны будут обращаться с обоснованием такой закупки в министерство, которое и будет выдавать или не выдавать соответствующее разрешение (аналогичный механизм действует в отношении «запрещенной» импортной промышленной продукции – ИФ).
  • Запрет на госзакупку импортной электронной продукции будет действовать, как предполагается, временно – в течение двух лет.

В случае принятия этого правительственного постановления утратит свою силу другое постановление правительства РФ «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств», которое было подписано в конце прошлого года.

Этот документ ввел временный запрет (на два года) на госзакупки иностранных систем хранения данных для использования на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ).

А именно, предусматривает запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части, касающейся обеспечения безопасности КИИ.

Госзакупкам повысят дисквалификацию

Минпромторг хочет ввести новые меры ответственности за нарушение требований по импортозамещению в госзакупках радиоэлектроники.

В частности, предлагается при невыполнении квот, которые пока только предстоит определить, дисквалифицировать руководителей с дальнейшим запретом занимать должности.

Одновременно предлагается ввести правило «второй лишний», по которому достаточно будет лишь одной российской заявки для отклонения иностранных предложений. Отечественные производители поддерживают эти меры, зарубежные опасаются, что они приведут к снижению конкуренции.

Минпромторг предлагает ужесточить ответственность за нарушения при госзакупках радиоэлектроники, заявил директор департамента радиоэлектронной промышленности министерства Василий Шпак на форуме «Микроэлектроника 2020». «Мы сейчас обсуждаем дисквалификацию для руководителей в случае невыполнения квот по закупке отечественной продукции с запретом занятия соответствующих должностей»,— пояснил господин Шпак.

Квоты по закупкам госкомпаниями электроники пока только предстоит ввести. Это тоже предложение Минпромторга, “Ъ” сообщал о нем 18 августа.

Речь может идти о квотах в 30–50%, в первую очередь они могут затронуть крупные инфраструктурные компании, например «Ростелеком» и «Ростех».

Поправки к законам «О контрактной системе» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями, президент РФ Владимир Путин подписал 31 июля.

Ужесточение ответственности предлагается сопроводить дополнительными мерами поддержки для отечественных производителей.

В частности, рассматриваются новые ввозные таможенные пошлины для импорта, следует из презентации Минпромторга, представленной на форуме.

По словам господина Шпака, до 1 ноября также планируется принять постановление правительства о запрете госзакупок импортной электроники при наличии всего одного отечественного аналога в реестре Минпромторга (сейчас действует правило «третий лишний», по которому нужны два отечественных аналога).

При этом постепенно будут предъявляться расширенные требования по локализации. «Например, уже с 1 января 2021 года отечественной будет считаться только та система хранения данных, в которой применяются отечественные микропроцессоры»,— отметил он.

Ввести персональную ответственность руководства госкомпаний за закупку импортной электроники ранее призвала Ассоциация разработчиков и производителей электроники в обращении к вице-премьеру Юрию Борисову, сообщало издание CNews 25 июня.

Закупки госкомпаниями урегулированы законом не так подробно и четко, как у органов власти, что создает возможности для уклонения от требований или формального подхода к ним, отмечает директор по взаимодействию с органами власти GS Group Сергей Долгопольский. Реформа, по его мнению, будет полезна производителям из реестра Минпромторга.

Читайте также:  Должен ли ИП на налоговых каникулах платить страховые взносы с доходов свыше 300 000?

Сейчас, по его словам, рассматриваются и другие изменения в законодательстве, направленные на усиление контроля за закупками.

Например, предлагается четко установить, что преимущества для российского товара устанавливаются не только непосредственно для контрактов на его поставку, но и при установке оборудования в рамках договоров о выполнении работ и оказании услуг, рассказал господин Долгопольский.

  • Расширение запретительных мер по отношению к иностранным вендорам приведет лишь к отсутствию конкуренции на рынке и, как следствие, к значительному удорожанию проектов, что особенно касается сложного высокотехнологичного оборудования, уверен старший вице-президент ZTE Russia (представительство китайского производителя) Тигран Погосян.
  • «Очевидно, что результатом слепого протекционизма будет также серьезное технологическое отставание России от других стран»,— предупреждает господин Погосян.
  • По его мнению, целью государства должны стать не шаги по искусственному ограничению присутствия на рынке иностранных поставщиков, а скорее, создание альянсов и совместных производств с зарубежными компаниями.
  • Юлия Тишина

Как провести закупку медицинских изделий по 44-ФЗ в 2021 году

15.03.2021

Закупки медицинских изделий по 44-ФЗ, закупки оборудования и лекарственных препаратов отличаются рядом особенностей. Их обязательно нужно учитывать закупщикам и поставщикам.

Помните о регистрационном удостоверении

Один из нюансов закупки медизделий по 44-ФЗ — регистрационное удостоверение (РУ). Такой документ выдаёт Росздравнадзор. Покупать и продавать медизделия и медтехнику без РУ на территории России запрещено.

До 1 января 2021 года удостоверения бессрочного действия на старых бланках необходимо было заменить на новую форму, утверждённую Росздравнадзором. Старые удостоверения утратили силу и продавать товары, на которые были оформлены данные удостоверения, больше нельзя.

10 дополнительных требований, о которых нужно знать

К участникам и заказчикам закупок медицинских изделий, оборудования и лекарственных препаратов по 44-ФЗ законодателями установлены дополнительные требования и ограничения.

  1. Лицензия на производство лекарственных препаратов или фармацевтическую деятельность (оптовую торговлю лекарственными средствами).
  2. Отдельная лицензия на оборот психотропных, наркотических средств, прекурсоров и на культивирование наркосодержащих растений, если контрактом предполагается закупка подобных лекарственных препаратов.
  3. Обоснование занижения цены. Если участник закупки предлагает цену контракта на 25% и более ниже НМЦК, её нужно обосновать подтверждающими документами. Например, гарантийным письмом от производителя, содержащим цену и количество поставляемого товара. В противном случае заявку участника отклонят, а в случае аукциона — победителя признают уклонившимся от заключения контракта.
  4. Специальная цена на жизненно важные лекарственные средства (ЖНВЛП). Предельная отпускная цена на такие препараты регистрируется государством. Завышать её нельзя, иначе заявка будет отклонена на основании ч. 10 ст. 31 Закона 44-ФЗ.
  5. Специальный порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта с единственным поставщиком на медизделия и лекарственные препараты установлен Минздравом.
  6. Описание закупаемого лекарственного препарата должно соответствовать особым правилам, установленным Постановлением Правительства от 15.11.2017 № 1380, и учитывать информацию о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, размещенную на сайте Минздрава. Кроме того, при описании заказчик обязан использовать каталог товаров, работ, услуг, сведения в котором регулярно обновляется согласно сведениям Единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов (далее — ЕСКЛП).
  7. Заказчики при выборе поставщика должны учитывать ограничения на закупки иностранных лекарственных препаратов и медицинских изделий по принципу «третий лишний», а также условия допуска иностранных товаров по приказу Минфина от 4 июня 2018 г. № 126н.
  8. На отдельные виды медицинских изделий и оборудования с 1 января 2021 года установлена минимальная обязательная доля закупок товаров из России и других стран Евразийского Союза.
  9. При закупке работ по техническому обслуживанию медицинской техники необходимо требовать наличия лицензии, а если цена контракта превышает 10 млн руб. — опыта за последние 3 года выполнения аналогичных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  10. Поставка лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется по типовым контрактам, утвержденным Минздравом.

Какими способами можно закупать медизделия

Закупка медицинских изделий по 44-ФЗ осуществляется одним из четырёх способов. Основной — электронный аукцион (Таблица 1).

Таблица 1. Способы и условия закупки медизделий

Способ закупки Условия
Электронный аукцион Если медизделие входит в перечень из распоряжения Правительства от 21.03.2016 № 471-р, заказчик обязан покупать его через электронный аукцион
Запрос котировок в электронной форме — Для нужд скорой помощи или на случай экстренной и неотложной ситуации (ст. 76 Закона № 44-ФЗ). — Заказчик обеспечивает работу на территории иностранного государства (ст. 75 Закона № 44-ФЗ). — НМЦК не превышает 500 000 руб. (с 1.04.2021 г. — 3 млн руб.) Общая сумма закупок не превышает 10 % от СГОЗ.
Запрос предложений в электронной форме — Покупка медизделий, недополученных по контракту, растрогнутому в одностороннем порядке (п. 2 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ). — Не состоялся конкурс или аукцион на закупку медизделий (п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ).
Закупка у единственного поставщика — Цена контракта не превышает 600 000 руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок или 2 млн руб. и в любом случае не более 50 млн руб. в год (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). — Для учреждений социальной сферы, если сумма покупки не превышает 600 000 руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 50 % СГОЗ и 30 млн руб. — Закупка медизделий из-за аварий, ЧС или необходимости оказать экстренную и неотложную медицинскую помощь, при введении режима повышенной готовности для предупреждения ЧС (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).— Не состоялась конкурентная закупка (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что покупать медицинские изделия из аукционного перечня на конкурсе нельзя, но можно закупить их способом запроса котировок или у единственного поставщика в установленных случаях. Если товар не входит в перечень, то заказчик вправе провести электронный конкурс (ч. 2 статьи 59 закона № 44-ФЗ).

Как внести в план-график закупку медицинских изделий по 44-ФЗ

Изменения в план-график нужно внести в установленные законом сроки (Таблица2).

Таблица 2. Сроки внесения изменений в план график в зависимости от способа закупки

Способ размещения закупки Сроки внесения изменений в план-график
  • — размещение извещения, — направление приглашения,
  • — заключение контракта с единственным поставщиком
за один календарный день
заключение контракта с единственным поставщиком при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, ЧС. не позднее дня заключения контракта (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Заполнение плана-графика — обязательная процедура (ч. 1 ст. 16 № 44-ФЗ).

Как рассчитать начальную цену контракта на медизделия

Рассчитать НМЦК нужно перед покупкой медизделия. Если объём закупки неизвестен, нужно рассчитать начальную цену единицы товара, начальную сумму цен единиц и определить максимальное значение цены контракта.

Следует использовать метод сопоставимых цен — на основании предложений поставщиков, а для отдельных видов медизделий — тарифный метод.

Получить предложения можно через запросы поставщикам или через запрос о ценах в Единой информационной системе закупок (ЕИС).

Если на товар распространяется требование о минимальной обязательной доле закупок российских товаров, то запросы цен нужно направлять производителям, указанным в государственной информационной системе Минпромторга.

Кроме того, для расчета цены необходимо использовать информацию из реестра контрактов, учитывать референтные цены на лекарства (если информация о них размещена в ЕИС). Подробные правила определения максимальной цены контракта на медизделия регламентированы Минздравом в приказе от 15 мая 2020 г. № 450н, на лекарственные препараты — в приказе от 19.12.2019 № 1064н.

Как составить техническое задание на медицинские изделия

Участники закупки медицинских изделий по 44-ФЗ, закупки оборудования должны понимать, что именно и в каком количестве хотят приобрести. Для этого нужно составить закупочную документацию, включая техническое задание, и указать:

  • наименование организации — заказчика;
  • объект и способ закупки;
  • начальную цену контракта;
  • название товара, его характеристики и количество,
  • порядок сдачи-приемки, сроки поставки и многое другое.

Заказчику следует оформить спецификацию с указанием наименований и количества закупаемых медизделий. Для описания товара можно использовать стандартные показатели из ГОСТов, сведения о характеристиках товаров не менее, чем двух производителей. Обязательным является использование информации из Каталога ЕИС.

Важно! Описание объекта закупки должно соответствовать законодательным нормам. Излишнее описание объекта привлечёт внимание УФАС.

Поэтому не стоит прописывать в закупочную документацию конкретный товарный знак, копировать текст из технической документации производителя или прописывать требования к весу товара в упаковке и без упаковки.

Исключения распространяются на закупку запчастей и расходных материалов к оборудованию конкретного производителя, а также на товары, которые должны быть совместимы с уже имеющимся у заказчика оборудованием, которые можно закупить с указанием конкретного товарного знака.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *