Проведение закрытых способов определения поставщика в закупках по 44-фз в 2022 году

Когда проводят электронный аукцион, обоснование выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя регулирует статья 59 закона 44-ФЗ в первой части.

Электронный аукцион является конкурентным способом определения компании-поставщика, когда сведения о госзакупке доводятся до неограниченного круга лиц посредством публикации сведений в ЕИС. Участвовать в процедуре вправе любые заинтересованные лица, соответствующие описанным закупщиком требованиям.

Главный критерий отбора победителя — наименьшее предложение по цене на проводимых торгах. Способ подачи заявки на ЭТП — дистанционный.

Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена единственная специализированная торговая площадка, а само число площадок увеличено с 6 до 8. Вот окончательный перечень действующих ЭП для процедур по 44-ФЗ:

  • РТС-тендер;
  • ЕЭТП;
  • Сбербанк-АСТ;
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  • Электронные торговые системы;
  • ТЭК-Торг;
  • Российский аукционный дом;
  • Электронная торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Когда проводят

Закупщик инициирует электронный аукцион по 44 ФЗ (статья 59) в целях закупки продукции, выполнения работ, оказания услуг по любому из кодов классификатора ОКПД2. Условие — на конкретный вид экономической деятельности не должны налагаться ограничения 44-ФЗ (например, требование о проведении только закрытых процедур).

Законом предусматриваются ситуации, когда закупщик обязан проводить электронный аукцион (РП РФ № 471-р от 21.03.2016):

  • закупка сельскохозяйственных товаров и услуг;
  • горнодобывающей продукции;
  • пищевых продуктов и напитков;
  • одежды;
  • бумаги;
  • лекарственных средств;
  • компьютерного оборудования;
  • выполнение строительных работ.

Список достаточно большой и содержит более 50 классов по ОКПД2.

Проведение закрытых способов определения поставщика в закупках по 44-ФЗ в 2022 году

Скачать аукционный перечень по 44-ФЗ

В конкретных субъектах РФ принимают дополнительные перечни случаев, когда региональные госзаказчики должны проводить электронный аукцион по закупкам. Ситуации имеют особенности.

Например, при выполнении строительных работ на объектах особой опасности, технически сложных и уникальных закупщик вправе проводить конкурс с ограниченным участием.

Такие же правила действуют и при закупке пищевых продуктов для учреждений системы образования.

В п. 2 ст. 59 предусмотрены послабления в отношении обязательности инициации электронного аукциона. Если начальная цена закупки не превышает 50 000 рублей, то заказчик вправе остановить выбор на электронном запросе котировок, несмотря на то, включен ли вид деятельности в регламентированный обязательный перечень. Та же ситуация при попадании заказа под случаи из ст. 83 и 93 (проводят запрос предложений или закупают у единственного поставщика).

Инструкция по организации

В ст. 68 закона 44-ФЗ приводится пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 44 ФЗ 2020 года:

  1. Назначается дата проведения.
  2. Проходит основной этап, а затем завершающий.
  3. Выбирается победитель.

Рассмотрим шаги подробнее.

Шаг 1. Определить дату проведения

В статье 68 говорится, что днем проведения аукциона в ЭФ является рабочий день, идущий за датой окончания срока, в который рассматривались первые части заявок. Когда аукцион проходит в строительной сфере и документация содержит проектно-строительные материалы по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, торги стартуют через 4 часа после завершения срока подачи всех заявок.

Торги в электронной форме начинают по времени, установленном на ЭТП, принимая во внимание часовую зону заказчика. Участвовать в процедуре разрешено только аккредитованным поставщикам, допущенным по итогам проверки первых частей.

Шаг 2. Определить длительность торгов

На длительность проведения аукциона в электронной форме влияют:

  • стартовая цена;
  • количество участников, пришедших на торги;
  • как сильно поставщики сбивают цену.

Минимальное время составляет 10 минут для случая, когда никто не предложил ставку. Победителем становится тот участник, который подал заявку первым.

Бывает, что электронные торги затягиваются на несколько суток. Такой вариант возможен, если цены поставщиков упали ниже, чем на 99,5%, а участники ведут переговоры за право заключить контракт. То есть собираются доплатить закупщику, чтобы получить этот заказ. Среднее время проведения электронного аукциона — 1-1,5 часа.

Шаг 3. Провести основной этап

Операторы ЭТП контролируют соблюдение требований к процессу. Его делят на два этапа.

На первом этапе происходит подача ценовых предложений в течение 10 минут, считая от последнего поданного. А шаг аукциона по 44 ФЗ в 2020 составляет от 0,5 до 5% от первоначальной цены госконтракта.

Снижение стоимости одним предложением более чем на 5% не допускается. Потенциальные поставщики понижают текущую минимальную цену в рамках шага.

Посмотрим на примере, как это делается (ЦП — ценовое предложение поставщика).

Время начала торгов: 12:00:00, НМЦК — 1 000 000 руб.
ЦП 1 950 000 12:05:00
ЦП 2 900 000 12:10:00 (5 минут от последнего)
ЦП 3 800 000 (снижение на 10% недопустимо)
ЦП 1 850 000 12:19:00 (9 минут от последнего)
12:29:01 (более 10 минут от последнего

На этом первая фаза завершается.

Торг возможен, но учитывайте, что участник не вправе повторять или повышать ценовые предложения либо делать ставки с нулевой ценой.

НМЦК — 1 000 000 руб.
ЦП 1 950 000
ЦП 2 900 000
ЦП 2 900 000 (цена, равная ранее поданной, недопустима)
ЦП 2 920 000 (цена более ранее поданной недопустима)
ЦП 1 0 (недопустимо, даже в пределах шага)

Потенциальный поставщик не вправе снижать сумму вне аукционного шага, когда предшествующий участник снизил цену в пределах шага.

НМЦК — 1 000 000 руб.
ЦП 1 950 000
ЦП 2 900 000
ЦП 3 800 000 (вне шага, недопустимо)

Если текущее минимальное снижение выполнил тот же участник, то еще раз снизить цену он не сможет.

НМЦК — 1 000 000 руб.
ЦП 1 950 000
ЦП 2 900 000
ЦП 2 850 000 (тот же участник, недопустимо)

Шаг 4. Провести завершающий этап

Вторая фаза стартует, если по прошествии 10 минут от последнего ценового предложения ни один из потенциальных поставщиков не предложил новую сумму. Этот этап продолжается 10 минут, каждый участник вправе понизить свою предложенную ранее цену, не обращая внимания на шаг. Но сумма не занижается более минимальной предложенной на первом этапе.

Время начала торгов: 12:00:00 НМЦК — 1 000 000 руб
ЦП 1 950 000 12:05:00
ЦП 2 900 000 12:10:00 (5 минут от последнего)
ЦП 1 850 000 12:19:00 (9 минут от последнего)
12:29:01–12:39:01 вторая фаза

Если прошло 10 минут после начала, а никто из участников цену так и не поднял, торги признают несостоявшимися. Оператор ЭТП в течение 30 минут после завершения процедуры размещает на площадке протокол.

Правила поведения на аукционе

Помимо правильного составления заявки, участнику важно продумать стратегию поведения, как торговаться с конкурентами, чтобы остаться в выигрыше. То, как проходит электронный аукцион по 44 ФЗ, зависит от поведения потенциальных поставщиков на торгах. Есть несколько основных стратегий.

Читайте также:  Для школьников закупят автобусы марки «Форд»

Партизанская

Нужно зайти на страницу, где проводятся торги, и наблюдать за ставками конкурентов. Вмешиваться стоит, если ваше предложение ниже, чем ставки коллег. Когда цена падает очень сильно и продолжать просто не выгодно, не делайте ни одной ставки.

Обеспечение заявки разблокируют в течение часа после окончания аукциона в электронной форме. Если в процессе торгов сделана хоть одна ставка, то доступ к деньгам вернут только после публикации заказчиком протокола подведения итогов.

На это закупщику дается 3 рабочих дня, не больше.

Умеренная

Ее смысл в плавном снижении по 0,5%. Так поступает подавляющее число поставщиков.

Агрессивная стратегия

По сравнению с умеренными игроками, присутствуют участники, форсирующие события. Они сбивают максимальную цену сразу по 5%. В этой ситуации есть шансы лишиться прибыли. Когда один участник сбивает цену на 0,5%, а вы отвечаете уменьшением суммы сразу на 5 %, то получаете контракт, но теряете 4,5% прибыли. Не исключено, что снизив ставку на 0,5% или 1 %, вы тоже выиграли бы торги.

Выматывающая

Бывают участники, которые делают ставки на заключительной минуте торгов. Все это затягивает время аукциона и нервирует участников. Такие игроки надеются, что их конкурент пойдет праздновать победу либо не сможет по какой-то причине продолжать участие, и есть шансы забрать электронный аукцион.

Дистанционная стратегия

Обычно те, кто любит применять выматывающую стратегию, используют роботов на электронных площадках. К примеру, работ для площадки Сбербанк-АСТ настраивается довольно просто. Надо указать лимит и шаг снижения ставок. Робот без участия людей станет делать ставки по заданным параметрам.

Проведение закрытых способов определения поставщика в закупках по 44-ФЗ в 2022 году

Начиная с 18:00 дня перед аукционным и до начала торгов работ недоступен. Возможность отключить аукционного робота появляется сразу после начала аукциона. Для этого надо подать ценовое предложение в ручном режиме и подписать его сертификатом площадки.

О схеме «таран», и как быть, если попали в нее

Кроме новых стратегий, которые были перечислены выше, применяются и старые схемы. Одной из них является стратегия «Таран».

Состоит она в том, что три участника, подавшие заявки на открытый аукцион в электронной форме 44 ФЗ, заранее обговаривают сценарий торгов. Два из них применяют агрессивную схему и снижают цену ниже некуда.

Третий игрок на финальном этапе занимает 3-е место на 0,5% ниже, чем жертва стратегии. В процессе рассмотрения вторых частей заявок у первых победителей обнаруживаются вместо лицензий посторонние фотографии либо отсутствуют какие-либо документы.

В итоге контракт достается игроку на третьем месте. А участник, находящийся на четвертом, мучается, он мог сделать ставку значительно ниже, но не стал, потому что подумал, что госконтракт достанется первым двум игрокам.

Поэтому стоит предлагать экономический минимум на электронном аукционе. Это делают на завершающем этапе, где предлагается цена не ниже, чем у победителя. Другой вариант — обращение в суд для признания торгов, проходящих по подобной схеме, недействительными. К таким выводам пришел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, рассматривая дело № А10-3052/2018 от 04.07.2019.

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам).

Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков.

Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • «Сбербанк-АСТ»,
  • «РТС-тендер»,
  • «Росэлторг»,
  • НЭП,
  • ZakazRF,
  • Lot-online,
  • ТЭК-Торг,
  • ЭТП ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

Читайте также:  Как указывать адрес в уставе ООО в 2022 году?

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в онлайн‑режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс.

рублей (с апреля 2021 года лимит подняли до 3 млн руб., если торги проходят на ЭТП).  Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см.

«Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.

Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.
Читайте также:  Повторное открытие ип с долгами.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.

Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.

Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.

Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.

Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *