Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Госзакупка недвижимости — это поэтапная процедура по нормам 44-ФЗ, для приобретения объектов недвижимости.

Выбираем способ определения поставщика

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Госзаказчики покупают служебное, социальное жилье для детей-сирот, погорельцев, чтобы расселить аварийный жилой фонд и т.п. Код по ОКПД2 68 — операции с недвижимостью — входит в аукционный перечень, которые утвержден распоряжением правительства № 471-р от 21.03.2016. Его еще называют антиконкурсным так как товары, работы и услуги, которые в него включили можно приобретать всеми конкурентными процедурами, а также у единственного поставщика.

Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в закупке недвижимости заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Исключили из аукционного перечня услуги по обмену жилой недвижимости, а также закупки по ОКПД2 68.31.16 — оценка недвижимости за вознаграждение или на договорной основе.

В эту группу входят услуги по оценке жилых и нежилых зданий с земельным участком, а также пустующих земель, которые предназначены или не предназначены для жилищного строительства.

Главное условие — предоставление вознаграждения или договор.

С 2019 года госзакупка недвижимости для детей сирот и детей, которые остались без попечения родителей, проводится в форме электронного запроса предложений по ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ.

Закупить недвижимость у единственного поставщика независимо от цены контракта можно по п. 31, 38, 39 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе.

Пункт статьи 93 44-ФЗ Как заключить контракт
Пункт 31 Покупка недвижимости в государственную или муниципальную собственность. Эта сделка подписывается на основании решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений.
Пункт 38 Приобретение стандартного жилья у застройщика, который заключил договор об освоении территории в рамках с градостроительного законодательства. Жилье, которое покупаете, должно соответствовать условиям экономкласса. Условия отмены утверждены приказом Минстроя № 800/пр от 14.11.2016. Застройщик ранее выиграл аукцион и сделки с ним, как с едпоставщиком, заключается на основании договора по итогам этих торгов. Поэтому: 1. Определитесь с местоположением жилья. 2. Просмотрите и проанализируйте сведения о торгах, которые проводились для получения прав на такое жилье. 3. Найдете их на сайтах уполномоченных органов. 4. Ознакомьтесь с договором, который подписан по итогам аукциона. Сверьте его с положениями ст. 46.5 Градостроительного кодекса.
Пункт 39 Приобретение стандартного жилья у лица, которое заключил договор безвозмездного пользования земельным участком, договор аренды земельного участка в рамках Федерального закона № 161-ФЗ от 24.07.2008 о содействии развитию жилищного строительства. Требования к жилью такие как и в предыдущем пункте. Оно должно быть экономкласса.

Обосновываем НМЦК

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

В соответствии с ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, НМЦ определяется и обосновывается путем метода анализа рынка, нормативного, затратного, проектно-сметного и тарифного методов. В случае приобретения объектов недвижимости ключевым является метод сопоставимых рыночных цен (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Для обоснования НМЦ заказчик организует мониторинг открытой и находящейся во всеобщем доступе информации об актуальных рыночных ценах на жилье, чтобы получить эти сведения у поставщиков услуг по продаже объектов недвижимого имущества или разместить запрос цен в ЕИС (ч. 5, ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).

Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в закупке недвижимости заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Важный вопрос по 44-ФЗ — обоснование НМЦ контракта на жилье и жилые помещения должно осуществляться с применением метода анализа рынка. Исходными значениями для определения актуальной цены квадратного метра должны выступать только рыночные цены, которые были получены из общедоступных источников, но ни в коем случае не нормативы того или иного субъекта РФ.

По ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, особенности расчета НМЦК при заключении договора с единственным поставщиком в случае приобретения стандартного жилья определяются нормами 44-ФЗ.

Условия, по которым жилая недвижимость относится к стандартному жилью, определяются локальным уполномоченным органом исполнительной власти.

Оно построено на участках, которые переданы фондами развития жилищной сферы для освоения территории и постройки стандартного жилья (ФЗ-161 от 24.07.2008).

Описываем объект закупки

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Специальных норм для составления технического задания для закупок недвижимости нет. Поэтому ориентируйтесь на общие правила описания объекта закупки по ст. 33 44-ФЗ.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении технического задания для Заказчика или не уверены в правильности существующего, то можете воспользоваться нашей услугой разработки технического задания или можете получить бесплатную консультацию прямо по телефону: 8 (800) 201-12-78.

Рекомендуем описать характеристики:

  • требования к жилью;
  • общая площадь недвижимости;
  • количество жилых комнат;
  • инженерная инфраструктура;
  • отделка;
  • наличие приборов учета.

Предоставляем образец описания объекта закупки для приобретения благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Предъявляем требования к участникам

Правила продажи квартиры от собственника для администрации для детей сирот в рамках госзакупок прописываются в документации. К участникам предъявляются обычные требования по ст. 31 44-ФЗ.

Главный вопрос: нужно ли требовать выписку из единого государственного реестра недвижимого имущества (ЕГРН) от собственника в составе заявки. С одной стороны, ч. 3 ст. 27 44-ФЗ разрешает участвовать в закупке по доверенности.

Но практика антимонопольной службы говорит об обратном. ФАС утверждает, что участвовать в закупках недвижимости могут только собственники, и требование заказчика предоставить выписку из ЕГРН считает правомерным.

Это подтверждается решениями ФАС.

Рекомендуем требовать от участников, чтобы они владели недвижимостью на праве собственности или другом законном основании в рамках ст. 288 ГК. Чтобы подтвердить это право, в составе заявки им нужно приложить копию свидетельства о регистрации права собственности или выписку из ЕГРН в рамках ст. 131 ГК и федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 о государственной регистрации недвижимости.

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Проводим тендер

Единая информационная система (zakupki.gov.ru) — официальный сайт госзакупок недвижимости. Выбираем 1 из 8 электронных площадок, на которых участники подают заявки и разыгрывают тендер. Утверждены такие платформы:

Как и при стандартных закупках товаров, работ, услуг, при проведении тендера на приобретение жилья закупочная комиссия рассматривает, анализирует полученные заявки и выбирает победителя. Если победитель исказил технические характеристики, то комиссия не примет объект, который не соответствует требованиям технической документации.

Основные требования и условия, соответствие которых проверяют члены комиссии:

  • жилье без обременений и долгов;
  • все изменения и перепланировки узаконены;
  • объект находится в хорошем состоянии, благоустроенный, не ветхий и аварийный, а само жилое помещение с косметическим ремонтом (без грязи, трещин, сколов);
  • жилищная инфраструктура и коммуникации должны работать исправно.

Если участник не предоставил сведения или они являются недостоверными или несоответствующими требованиям документации, его не допустят до торгов.

После того как члены комиссии рассмотрели и оценили заявки и проверили их на соответствие установленным требованиям, определяется победитель закупки.

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Заключаем контракт

По результатам тендера заказчик подготавливает и размещает на площадке торгов проект контракта либо договор купли-продажи в течение 5 дней.

Исполнитель рассматривает проект и при наличии разногласий составляет протокол в течение 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта.

Заказчик согласовывает документацию, вносит правки, дорабатывает и размещает подписанный договор в течение 3 дней.

Продавец, со своей стороны, подписывает контракт. Заказчик согласовывает и подписывает контракт, направленный ему исполнителем, в течение 3 дней. Подписание и размещение контракта должно производиться по истечении 10 дней после публикации протокола о подведении итогов закупки.

Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в закупке недвижимости заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

При проведении запроса предложений в электронной форме госконтракт заключается не раньше чем через 7 дней после размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов такой закупки (ч. 9 ст. 83.2, ч. 1 ст. 24.1 44-ФЗ).

В дополнение к контракту составляют в письменной форме акт приема-передачи объекта недвижимости. Утвержденной или унифицированной формы этого документа нет.

Главное, что отражено в акте, — одна сторона обязуется передать в собственность, а другая сторона — принять объект недвижимости в указанный срок и по сумме контракта.

Акт приема-передачи объекта — это непосредственная гарантия исполнения сторонами обязательств, прописанных в контракте.

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

После подписания всех документов необходимо произвести регистрацию перехода права собственности и получение заказчиком надлежащих правоустанавливающих документов (ФЗ-218 от 13.07.2015).

Процедура осуществляется путем внесения необходимых сведений о сделке в информационную базу данных Росреестра.

По факту регистрации перехода права собственности выдается выписка из ЕГРПН, в которой указаны сведения о новом собственнике и подробная информация об основании такого перехода прав.

Чтобы получить выписку, необходимо собрать и подать в Росреестр определенный пакет документов, состоящий из закупочной документации, подписанного контракта, квитанции об уплате госпошлины (для юридических лиц).

Образец контракта из ЕИС

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году munitsipalnyy-kontrakt-1-Скачать

Принимаем квартиру

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

После приемки квартиры нужно подписать акт. Утвержденной или унифицированной формы у этого документа нет. Нужно отразить, что:

  • Одна сторона передает в собственность, а другая сторона — принимает объект недвижимости.
  • Стороны претензий не имеют.
  • Обязательства выполнены в срок и в порядке, который закреплен в госконтракте.
Читайте также:  Нужен ли договор аренды для смены адреса ООО?

Акт приема-передачи объекта — это непосредственная гарантия исполнения сторонами обязательств, прописанных в госконтракте.

Образец акта приема-передачи

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году Оцените информацию

Как изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот – разъяснения прокуратуры

С 1 января 2019 года изменен порядок обеспечения детей-сирот жильем. В федеральные законы внесены поправки, которыми введен ряд дополнительных мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей.

Прокуратура Московской области подробно разъяснила, кто теперь может подать заявление на получение жилья, а также каков новый порядок заключения договора найма специализированного жилого помещения. Подробнее об этом читайте в материале портала mosreg.

ru.

  • Как взять в семью ребенка-сироту в Подмосковье>>
  • Кто может подавать заявление

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Ключи от квартир

Источник: ©, сайт администрации Рузского городского округа

  1. Согласно поправкам, внесенным в федеральные законы, с 1 января 2019 года подавать заявления о включении сирот в список на получение жилья вправе не только органы опеки и попечительства, дети-сироты, но и их законные представители самостоятельно.
  2. При этом контроль над своевременной подачей представителями детей-сирот заявления о включении их в список возлагается на органы опеки и попечительства.
  3. Как в Подмосковье оформить единовременное пособие усыновителю ребенка>>
  4. Договор найма жилья

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Подписание документов

Источник: РИАМО, Николай Корешков

  • Договор найма специализированного жилого помещения теперь можно заключать на новый пятилетний срок неоднократно, если выявлены обстоятельства, что ребенок-сирота находится в сложной жизненной ситуации.
  • Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
  • Органы опеки и попечительства на карте Московской области>>
  • О праве обмена жилья

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Рассмотрение документов на заседании

Источник: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

  1. Если ребенок живет с родителями, которые лишены прав и совместное проживание с ними как бы то ни было ущемляет его законные интересы, то законные представители ребенка, орган опеки или прокурор могут обратиться в суд с требованием в принудительном порядке обменять предоставленное государством жилье.
  2. В случае если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, признано судом невозможным, они могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилья.
  3. Устройство детей-сирот в семьи: как решаются проблемы ребенка в Подмосковье>>
  4. Количество квартир для сирот в МКД

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

С 25 декабря 2018 года количество квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в одном многоквартирном доме не может превышать 25% от общего количества квартир в этом доме. За исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Как можно потратить материнский капитал в Подмосковье>>

Счетная палата померила сиротские метры

Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Константин Кокошкин / Global Look Press

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.

, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.

По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.

А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.

Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.

Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Читайте также:  Есть ли риск отказа в регистрации ООО, если квитанции на госпошлину оплачены от разных учредителей?

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.

«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.

Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Дети-сироты смогут получить 1,5 млн рублей на покупку жилья

Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.

— По состоянию на 10 января 2020 года общая численность детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, составляет 279 260 человека, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Из них 191 004 человек, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (от 18 лет и старше).

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Минфин не исключил ипотеку ниже 8 процентов до конца года

И это при том, что на обеспечение сирот квартирами регионам каждый год предоставляется федеральная субсидия. Только на 2020 год на эти цели предусмотрено более 7,7 млрд рублей. В 2021 и 2022 — будут такие же суммы.

— Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.

Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей. Из расчета: 33 кв м. на одного человека. Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2019 год по данным Минстроя).

Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода.

Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру.

Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.

Что еще устанавливает законопроект? Перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одной квартире с родителями (которых лишили родительских прав). К таким условиям предлагается отнести случаи, когда эти лица:

Госзакупки недвижимости для детей сирот в 2022 году

Какую квартиру выгоднее покупать для сдачи в аренду

— больны хроническим алкоголизмом или наркоманией

— имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления

— имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Исключение — лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

Анна Кузнецова: для решения проблем детей-сирот необходима комплексная программа

В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы и сенаторы,
представители Счетной палаты, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Министерства
финансов России, Минстроя и Минпросвещения, региональных органов исполнительной
власти, оператора «ДОМ.РФ», общественных организаций и благотворительных
фондов.

Открывая
обсуждение, заместитель Председателя ГД Анна Кузнецова отметила, что подходы к защите прав детей-сирот начали меняться после того, как в Конституцию вошел
тезис о роли государства, которое принимает на себя обязанности родителей в отношении этой категории детей.

По словам Анны Кузнецовой, за последние два месяца работы Государственной
Думой восьмого созыва рассмотрено несколько законопроектов, направленных на защиту интересов сирот, некоторые из них уже приняты в окончательном чтении.

Вместе
с тем она отметила, что предстоит большая работа.

Текущее положение

По данным на 1 августа 2021 года, которые привела Анна Кузнецова, в списках на получение жилья находились 289,8 тыс. детей-сирот, при этом 199,7 тыс. из них не могут
реализовать свое право, несмотря на то что им уже исполнилось 18 лет. 

По оценке Счетной
палаты РФ, даже если очередь не будет увеличиваться, то потребуется примерно девять лет, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся. Однако численность
детей-сирот, ожидающих получения жилья, растет: за 2020 год она
возросла на 8,5 тыс.

человек, за семь месяцев 2021 года — еще на 6,6 тыс.

Объем
средств, которые требуются для исполнения накопившихся обязательств
государства, Счетная палата оценивает в 321 млрд рублей, а к 2024 году
эта сумма, по прогнозам ведомства, может составить уже 490 млрд.

«Очевидно:
если не изменить подходы к исполнению жилищных обязательств государства перед
сиротами, задолженность продолжит расти не просто активными, а критическими
темпами», — подчеркнула заместитель Председателя ГД.

Она указала, что финансирование
расходов на эти цели из федерального бюджета в последние годы практически не меняется. Так, по ее словам, на жилье для сирот в 2020 и 2021 годах выделялись субсидии по 10 млрд
рублей и в бюджете на ближайшие три года эти параметры не изменились.

«По данным Счетной палаты, в 2021 году из бюджетов всех уровней на жилье для сирот
должно быть выделено 44,1 млрд рублей. Это больше, чем в 2020 году. Вместе с тем в 26 регионах отмечается сокращение расходов местных бюджетов на обеспечение жильем сирот, в трех регионах — более чем на 50 %», — сообщила Анна Кузнецова.

  • Что препятствует решению проблемы
  • Заместитель
    Председателя Государственной Думы отметила три основные проблемы, которые
    препятствуют своевременному решению вопроса.
  • «Это
    отсутствие единого ведомства, ответственного за обеспечение жильем детей-сирот, отсутствие единых подходов и излишняя регламентация, недостаточное
    финансирование исполнения обязательств государства на фоне постоянного роста
    цен на жилье, дефицита необходимого жилого фонда, расхождение нормативов
    стоимости квадратного метра с фактической стоимостью», — перечислила Анна
    Кузнецова.

Аудитор
Счетной палаты Светлана Орлова в своем выступлении отметила необходимость
обеспечения сохранности жилья, имеющегося у детей-сирот. По ее словам, СП уже изучает
ситуацию в этой сфере.

Исполняющий обязанности руководителя
управления Следственного комитета Евгения Минаева сообщила, что с начала 2021 года
было принято к производству 267 уголовных дел, связанных с нарушениями
жилищных прав детей-сирот; при этом количество уголовных дел, переданных в суд, ежегодно
растет. Представитель Следственного комитета предложила для ликвидации
задолженности перед сиротами по жилью использовать на федеральном уровне
механизм выдачи жилищных сертификатов с возможностью его применения в любом
регионе. 

Василий Орлов: «Жилищный сертификат – хорошая альтернатива получения жилья для детей-сирот»

Сегодня в минсоцзащиты Приамурья начался приём заявок от детей-сирот на получение жилищных сертификатов в 2021-2022 году.

Прием заявлений с перечнем необходимых документов ведется в министерстве социальной защиты населения Амурской области по адресу: г.Благовещенск, ул.Шимановского, 8 (каб.101), тел.: 8(4162) 200-280. Документы будут принимать до 1 октября 2020 года.

Новая мера поддержки лиц из числа детей-сирот, реализуемая по поручению губернатора Василия Орлова, в предоставлении жилья на территории области введена впервые.

Утвержденный Порядок установил механизм предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

В 2020 году на эти цели в бюджете предусмотрено финансирование в объеме 94,8 млн. рублей (этих средств хватит на 50 сертификатов).

«Жилищный сертификат – хорошая альтернатива получения жилья для детей-сирот. В первый этап реализации программы в минсоцзащиты подали заявления 99 человек, 40 из них получили право первоочередности в получении социальной выплаты.

Выдавать сертификаты должны начать в сентябре, планируем, что реализовать его получатели смогут до конца года. Так, благодаря новой мере поддержки мы сможем в 2020 году обеспечить жильем 286 человек. Для сравнения: в 2019 году свой дом обрели 205 детей-сирот.

Так как новая мера поддержки оказалась востребованной мы продолжим ее реализовывать», — отметил губернатор Василий Орлов.

Размер социальной выплаты рассчитывается, исходя из 33 квадратных метров общей площади жилого помещения и установленной средней рыночной стоимости одного квадратного метра по муниципальному образованию, на территории которого приобретается жилье. Стоимость квадратного метра по муниципальному образованию утверждена Постановлением Правительства Амурской области от 25.04.2016 № 157.

Напомним, право первоочередности в получении социальной выплаты присвоено амурчанам, достигшим возраста 25 лет, имеющие двух и более несовершеннолетних детей, а также имеющие ребенка-инвалида. При этом обязательным условием является совместное проживание заявителя с детьми.

Читайте также:  Какую форму заполнить для смены адреса в уставе?

Те, амурчане, которые не попадают под данные критерии, входят во «вторую» очередь. И здесь право на получение сертификата в приоритете будет у того, кто раньше подал заявление.

Контактное лицо пресс-службы губернатора Амурской области и Правительства Амурской области Гончарова Ольга Юрьевна, тел. + 7(924)841-15-50

Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан

Более 953 миллионов рублей выделили в Башкирии в 2021 году на приобретение жилья детям-сиротам из федерального и регионального бюджетов. Только вот ждут положенных им квадратных метров более 4,5 тысячи сирот, которым уже исполнилось 18 лет, и еще более трех тысяч несовершеннолетних ребят. Средств же хватит на покупку 650 квартир.

Но и выделенные деньги муниципалитеты нередко не тратят, а возвращают в бюджет. Прокуратура Башкирии объявила по этому поводу предостережение исполняющему обязанности министра строительства и архитектуры РБ Егору Родину.

Чтобы расставить все точки над «и» и узнать, как планируется решать проблему, «Российская газета» пригласила Егора Родина на деловой завтрак.

Егор Владимирович, хотелось бы понять: деньги на жилье для сирот выделяются регулярно, но ситуация не меняется — льготники годами ждут, пока им купят квартиры.

Егор Родин: Начнем с того, что существуют две проблемы. Первая нормативная цена квадратного метра, по которой рассчитывается общая стоимость жилого помещения для сирот. Уточню: Минстрой России ежеквартально устанавливает нормативы для всех субъектов страны.

С учетом выделяемого финансирования мы уже на уровне региона определяем предельную стоимость квадратного метра, по которой можно приобрести дома и квартиры в каждом муниципалитете. В Уфе она максимальная: в прошлом году составляла 45 тысяч рублей за «квадрат».

В остальных муниципалитетах — от 30 до 36 тысяч рублей. То есть на квартиру площадью 33 квадратных метра в столице республики приходится 1,48 миллиона рублей. Найти подходящее по критериям жилье за эти деньги на рынке практически невозможно, тем более в новостройке.

В сельских районах, соответственно, цена еще ниже, поэтому там проблема стоит особенно остро.

Во втором квартале 2021 году Минстрой РФ повысил нормативы. Для Башкирии была установлена цена в размере 51 тысяча рублей за квадратный метр. И мы, соответственно, пересмотрели подходы к определению стоимости квартир в разных муниципалитетах, приблизив их к рыночным.

Теперь администрации городов могут приобрести жилье по 51 тысяче рублей за «квадрат», а районы — за 43,4 тысячи рублей. То есть максимальная цена однокомнатной квартиры составляет 1,68 миллиона рублей и 1,3 миллиона, соответственно.

Благодаря этому во второй половине года аукционы муниципалитетов прошли успешнее.

Но самое главное, по просьбе регионов Минстрой РФ перешел на новую методику расчета стоимости жилья. Теперь для субъектов она определяется как среднее арифметическое между ценами на первичном и вторичном рынках. Эти нормативы начнут действовать с 1 января 2022 года. Для нашей республики это 72,5 тысячи рублей за квадрат, за такие деньги можно будет приобрести сиротам приличную квартиру.

Но если объем финансирования не изменится, то, соответственно, купят меньше квартир?

Егор Родин: Да, это обратная сторона медали. При сохранении прежнего финансирования количество сирот, получающих жилье в течение года, снизится в полтора раза.

Но в республике и на уровне правительства РФ обсуждают возможность увеличения объема выделяемых средств.

Если этого не сделать, мы не успеем решить вопрос с обеспечением жилья сирот до 2024 года, как поручено в 2019 году премьер-министром правительства РФ. Ведь ежегодно число льготников пополняется на 300-400 человек.

Итак, можно сказать, что первая проблема со стоимостью квадратного метра практически сошла на нет…

Егор Родин: Да. Но остается вторая. В некоторых районах (в основном в отдаленных) не ведется строительство новых домов, а имеющиеся на вторичном рынке — ветхие. К примеру, такая проблема есть в Белокатайском, Зилаирском, Альшеевском, Бурзянском районах.

Чиновники вынуждены выбирать: приобрести дешевое и некачественное жилье на вторичном рынке либо получить штрафные санкции за неосвоение выделенных федеральных и региональных средств.

Мы неоднократно объясняли сотрудникам райадминистраций: лучше отказаться от подписания контракта и вернуть деньги в бюджет, чем стать фигурантом уголовного дела за предоставление некачественного жилья льготникам. По крайней мере, это безболезненнее.

Получается, не дорабатывают в муниципалитетах?

Егор Родин: Многое зависит от главы муниципалитета. Есть руководители, которые, несмотря на удаленность от Уфы, находят выход.

К примеру, глава Федоровского района сумел решить проблему с застройщиком, договорившись о сотрудничестве с Фондом развития жилищного строительства РБ. В муниципалитете будут возводить новые дома.

Отмечу также опыт взаимодействия с застройщиками в Караидельском районе.

Важно, чтобы глава муниципалитета планировал строительство и покупку жилья для льготников на несколько лет вперед, тогда и освоение будет на высоком уровне.

По итогам прошлого года только девять муниципалитетов потратили все выделенные средства.

Помимо Федоровского и Караидельского в этом списке Аургазинский, Бижбулякский, Бирский, Зилаирский, Гафурийский, а также Благоварский и Татышлинский районы. Обратная ситуация в Белокатайском и Учалинском районах.

Прокуратура вынесла вам предостережение по той же причине в этом году. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.

Егор Родин: На момент вынесения предостережения так называемое «кассовое освоение» составляло 30 процентов — это доля бюджетных средств, которые уже перечислили продавцу.

Тогда как документы на оплату были готовы на сумму, составляющую 70 процентов. Сейчас же оплатили более 80 процентов, но год еще не закончился, аукционы продолжаются. Обычно итоговый показатель по региону — 95-97 процентов.

100-процентного освоения не может быть, так как во время аукциона предполагается экономия средств.

Экономия экономией, но не страдает ли качество жилья?

Егор Родин: Пару лет назад многие муниципалитеты жаловались на несовершенство техзадания, которое не позволяло им при госзакупках отобрать лучший вариант жилья, приходилось соглашаться на самый дешевый.

Все требования укладывались в две строчки и сводились к тому, чтобы дом не был признан аварийным и соответствовал санитарным нормам.

Правительством республики разработан вариант техзадания, в котором подробно прописываются все нюансы: материал стен, наличие сантехники, год постройки и так далее.

Кроме того, теперь перед покупкой помещение проверяет межведомственная комиссия, в которую входят сотрудники Роспотребнадзора и Госстройнадзора. Некоторые районы начали приглашать в комиссию сирот, для которых приобретается жилье. Такой подход позволил сократить количество жалоб.

Однако сегодня около трети квартир, выданных детям-сиротам, пустуют. В основном — в селах, где нет для молодежи ни работы, ни перспектив. Может, пора ввести жилищные сертификаты, чтобы сироты сами выбирали, где купить жилье?

Егор Родин: Прокуратура Башкирии подготовила законодательную инициативу по введению жилищных сертификатов для этой категории льготников. Специалисты минстроя РБ принимали участие в создании документа.

Уточню: речь идет о выдаче сертификатов только тем, у кого уже есть семья и работа, кто крепко стоит на ногах.

Они могли бы соединить средства материнского капитала с жилищным сертификатом, оформить ипотеку и приобрести хорошую квартиру там, где они пожелают.

Ведь сегодня жилье детям-сиротам выдают по договору спецнайма, предполагающему запрет приватизации. И только через пять лет комиссия может принять решение о переводе квартиры в статус социального и, соответственно, появится возможность оформить в собственность.

Пока это только закинициатива. Мы считаем: чтобы квартиры не пустовали, необходимо дать каждому сироте право выбора, где ему купить жилье. Если молодой человек планирует жить и работать в Уфе, зачем ему дом в глухой деревне?

Первый шаг сделан. Мы внесли изменения в нормативные акты, и теперь муниципалитеты могут покупать жилье для льготников не только на своей территории, но и в близлежащих районах. Так мы минимизируем количество несостоявшихся аукционов.

Но цены на жилье растут, и бюджетных средств на приобретение квартир для всех сирот может не хватить…

Егор Родин: Мы подготовили программу поэтапной ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению жильем детей-сирот. Она предполагает увеличение финансирования этой статьи расходов еще на 1,7 миллиарда рублей.

Сегодня в республиканском бюджете на 2021-2024 годы предусмотрено 3,78 миллиарда, что для достижения 100-процентного результата недостаточно.

Вопрос находится на финальной стадии согласования в правительстве республики, планируем решить его до конца года.

Новая программа к 2025 году позволит не только решить проблему детей-сирот, но и начать строительство новых домов в селах. Соответственно, муниципалитеты смогут обеспечить жильем инвалидов, сельских учителей, земских докторов и молодых специалистов других отраслей.

805 детей-сирот получили в 2020 году жилье в Башкирии.

Оригинал: https://rg.ru/2021/12/07/reg-pfo/vlasti-bashkirii-nashli-reshenie-problemy-s-zhilem-dlia-detej-sirot.html

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *