Новый порядок информационного взаимодействия при работе с казначейскими счетами

В рамках образовательного проекта «Эксперт БФТ» прошел вебинар о модернизации функционала автоматизированной системы «АЦК-Финансы» в соответствии с новыми НПА в 2021 году.

На онлайн-встрече обсудили основные изменения бюджетного законодательства в 2021 году и соответствующие изменения в функционале системы, основная масса которых связана с переходом на систему казначейских платежей и казначейское обслуживание бюджета.

Были представлены проведенные доработки и рекомендации по настройке «АЦК-Финансы» для пользователей.

Новый порядок информационного взаимодействия при работе с казначейскими счетами

ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В 2021 ГОДУ

Основные изменения в законодательстве связаны с вступлением в силу с 1 января 2021 года Федерального закона № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей». В Бюджетный кодекс вводятся новые главы: «Система казначейских платежей» и «Казначейское обслуживание». Термин «кассовое обслуживание» заменяется на «казначейское обслуживание». Появляются новые понятия:

  • казначейское обслуживание;
  • система казначейских платежей (СКП);
  • единый казначейский счет;
  • казначейский счет;
  • временно свободные средства.
  • В связи с данными изменениями также вступает в силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок работы системы казначейских платежей и казначейского обслуживания.
  • Именно с этими нормативными изменениями связаны основные доработки в функционале системы «АЦК-Финансы».
  • ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ КАЗНАЧЕЙСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ (СКП)

Согласно статье 242.7 Бюджетного кодекса РФ в редакции 479-ФЗ система казначейских платежей – это совокупность участников и оператора казначейских платежей.

Оператором системы казначейских платежей является Федеральное казначейство, которое обеспечивает приём и исполнение распоряжений, осуществляет операции по казначейским счетам участников.

Взаимодействие между участниками происходит в порядке, установленном приказом Федерального казначейства № 20н «Об утверждении Правил организации и функционирования системы казначейских платежей».

В зависимости от участия в осуществлении операций по казначейским счетам участники системы казначейских платежей могут быть прямыми или косвенными.

Прямые участники системы казначейских платежей – это организации, которым открыты лицевые счета в Федеральном казначействе.

Косвенные участники системы казначейских платежей – организации, которым открыты лицевые счета в финансовом органе.

К КОНЦУ 2021 ГОДА НЕОБХОДИМО ВЫБРАТЬ ВАРИАНТ КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Согласно приказу Федерального казначейства № 21н «О порядке казначейского обслуживания» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация), орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации вправе выбрать один из следующих порядков казначейского обслуживания исполнения бюджета, а также принять решение о его изменении:

  • с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органу управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации;
  • в случае обращения – с осуществлением территориальным органом Федерального казначейства функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.

При передаче территориальному органу Федерального казначейства функций финансового органа, передаются такие функции как:

  • открытие и ведение лицевых счетов,
  • доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов оплаты денежных обязательств,
  • учет бюджетных и денежных обязательств получателей бюджетных средств,
  • санкционирование операций, связанных с оплатой денежных обязательств получателей бюджетных средств.
  1. При этом передача части функций не предусмотрена.
  2. Порядок направления и рассмотрения обращений установлен в приказе Минфина России № 50н «Об утверждении Порядка направления обращений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), органов управления государственными внебюджетными фондами о передаче (прекращении осуществления) отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами в Федеральное казначейство и их рассмотрения Федеральным казначейством»
  3. Отметим, что текущие соглашения, которые заключены с Федеральным казначейством, действуют еще весь следующий год, но к концу 2021 года нужно выбрать порядок казначейского обслуживания, который будет использоваться в дальнейшем.
  4. К НАЧАЛУ 2021 ГОДА НЕОБХОДИМО ПЕРЕЙТИ НА КАЗНАЧЕЙСКИЕ СЧЕТА

В соответствии с письмом Минфина России № 09-01-10/66747, Банка России № 04-45-7/5526, Казначейства России № 07-04-05/05-14880 от 29.07.2020 г.

«О закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание» – с 1 января 2021 года все операции финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований будут осуществляться на казначейских счетах.

Согласно статье 242.14 Бюджетного кодекса РФ для казначейского обслуживания открываются казначейские счета.

Казначейский счет – это счет, открытый в Федеральном казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для осуществления и отражения операций с денежными средствами.

Счета открываются в валюте Российской федерации или в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством согласно приказу Федерального казначейства № 15н «О Порядке открытия казначейских счетов».

На казначейских счетах будут учитываться:

  • денежные средства бюджетов;
  • денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств;
  • денежные средства автономных и бюджетных учреждений;
  • денежные средства юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными бюджетными учреждениями, и иных юридических лиц, которым открыты лицевые счета в Федеральном казначействе.

Казначейские счета федерального бюджета и казначейский счет для отражения и осуществления операций по учету и распределению поступлений открывается Федеральным казначейством. Все остальные виды казначейских счетов открываются финансовым органом субъекта РФ (местной администрацией).

  • Казначейский счет – аналог банковского счета, то есть банковский счет трансформировался в казначейский.
  • Структура казначейского счета отличается от структуры банковского счета, главное отличие – казначейский счет всегда начинается с цифры «0».
  • На официальном сайте Казначейства России представлена таблица соответствия банковских счетов казначейским.
  • При казначейском обслуживании учет операций участников системы казначейских платежей будет осуществляться на лицевых счетах, открытых прямым участникам системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.
  • ПОЭТАПНОЕ ВВЕДЕНИЕ РАСПОРЯЖЕНИЙ О СОВЕРШЕНИИ КАЗНАЧЕЙСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

При казначейском обслуживании прямые участники системы казначейских платежей представляют в территориальные органы Федерального казначейства распоряжения о совершении казначейских платежей, составленные в соответствии с правилами организации и функционирования системы казначейских платежей, утвержденных в приказе Казначейства России № 20н «Об утверждении правил организации и функционирования системы казначейских платежей». Виды и формы распоряжений, предоставляемых прямыми участниками системы казначейских платежей, утверждены приказом Казначейства России от 14.05.2020 г. № 21н «О Порядке казначейского обслуживания». Документы будут вводиться поэтапно.

Новый порядок информационного взаимодействия при работе с казначейскими счетами

НОВЫЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ ПОРУЧЕНИЙ

Новый порядок информационного взаимодействия при работе с казначейскими счетами

В Федеральном казначействе утвердили новый порядок информационного взаимодействия ТОФК и финансовых органов для лицевых счетов, открытых участникам казначейского сопровождения. Правила вступают в силу с 2022 года.

Федеральное казначейство опубликовало проект приказа об утверждении порядка информационного взаимодействия территориальных органов ФК и финорганов субъектов РФ, муниципальных образований при открытии и ведении лицевых счетов участников казначейского сопровождения. Приказ выпустили в соответствии с общими требованиями к порядку осуществления казначейского сопровождения финансовыми органами (пп. «в», «ж» п. 2 ПП РФ № 2155 от 01.12.2021).

Как проходит информационное взаимодействие казначейского сопровождения

Обмен информацией при КС необходим для получения участниками казначейского сопровождения средств из бюджета РФ и проведения бюджетного мониторинга сотрудниками ТОФК при открытии лицевых счетов и проведении операций на таких лицевых счетах.

Информационное взаимодействие проводится с использованием единых форматов взаимодействия различных информационных систем финорганов с ГИИС «Электронный бюджет». А если такой технической возможности нет, то взаимодействие осуществляется с применением инструмента обмена произвольными сообщениями Электронного бюджета.

Если стороны обмениваются произвольными сообщениями в ЭБ, то финорганы в рабочие дни (ежедневно) предоставляют в ТОФК информацию о:

  • региональных, муниципальных участниках КС при открытии им лицевых счетов;
  • региональных, муниципальных участниках КС и юридических лицах, ИП, физлицах — производителях товаров, работ, услуг, которые получают деньги от участников КС;
  • госконтрактах, договорах и соглашениях (приложение № 1 к Порядку);
  • лицевых счетах;
  • операциях по зачислению и списанию целевых средств на лицевых счетах;
  • каждом факте открытия лицевого счета после приостановления его открытия.

Новый порядок информационного взаимодействия при работе с казначейскими счетами

При обмене произвольными сообщениями в ЭБ ТОФК ежедневно в рабочие дни проводит бюджетный мониторинг и предоставляет в финансовые органы информацию об отсутствии или наличии оснований и признаков для включения в классификатор финансовых нарушений или применения мер реагирования.

Сведения предоставляют в формате Excel.

Если ТОФК и финорганы при информационном взаимодействии используют подсистему ведения нормативной справочной информации для открытия лицевых счетов участникам КС и списания целевых средств с лицевых счетов, то положения порядка ФК по информационному взаимодействию на эти органы не распространяются.

Казначейское обслуживание в 2021 году

Новый порядок казначейского обслуживания начал действовать 1 января 2021 года, когда вступил в силу ряд нормативно-правовых актов. В связи с изменениями будут действовать новые казначейские счета в 2021 году.

Кто является участниками системы

27 декабря 2019 года был издан Федеральный закон № 479-ФЗ, который ввёл систему казначейских платежей и термин «единый казначейский счёт». Назначение такого счёта — расчёты публично-правовых образований и организаций с контрагентами, находящимися на обслуживании в Центральном Банке РФ и кредитных организациях.

Участники системы казначейских платежей могут принимать как прямое, так и косвенное участие. И те и другие перечислены в ст. 242.8 БК РФ.

Прямые участники Косвенные участники
Федеральное казначейство Получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации
Финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами
Администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, получатели средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения)
Федеральные бюджетные и автономные учреждения Юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
Юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе
Читайте также:  Не могу выбрать полную форму Устава

У системы казначейских платежей есть так называемый оператор, которым является само Федеральное казначейство. Именно с его помощью система функционирует в должном порядке: совершаются операции, исполняются распоряжения и происходит взаимодействие участников.

Новые реквизиты для уплаты налогов

В связи с переходом на казначейское обслуживание, реквизиты для уплаты налогов, страховых взносов, сборов и т.д. изменены. Новые реквизиты содержат номер казначейского счёта, номер единого казначейского счёта, БИК и наименование банка получателя.

Зачем нужны казначейские счета

Для каждого участника системы открывают специальный казначейский счёт. Порядок их открытия изложен в Приказе Федерального казначейства от 01.04.2020 № 15н. Эти счета нужны для проведения операций с денежными средствами и являются аналогом банковских расчётных счетов. Для отражения операций используется система лицевых счетов.

Операции как с наличными средствами, так и с помощью платёжных карт осуществляются в соответствии со ст. 155 и 156 БК РФ.

Банковские счета открываются в балансовом счёте № 40102 «Единый казначейский счёт» с 2021 года. Ранее открытые счета — до января 2021 года — закрываются в течение первой половины 2021 года.

Все виды операций с денежными средствами на казначейских счетах перечислены и описаны в Приказе ФК от 01.04.2020 № 15н.

Какие документы используются для казначейских операций

Документы будут вводить поэтапно с 1 января 2021 года по 1 января 2023 года. В течение первых двух лет, начиная с введения системы казначейских платежей, будут применятся формы документов, приведённые в Приказе ФК №21н (приложения 15-26).

Формы, которые будут использоватьсяс 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года Название Форма по КФД
Заявка на кассовый расход 0531801
Заявка на кассовый расход (сокращённая) 0531851
Сводная заявка на кассовый расход (для уплаты налогов) 0531860
Заявка на возврат 0531803
Заявка на получение наличных денег 0531802
Заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту 0531243
Распоряжение финансового органа с расшифровкой 0531806
Уведомление об уточнении вида и принадлежности 0531809
Уведомление об уточнении операций клиента 0531852
Уведомление о поступлениях в иностранной валюте 0531452

С 1 января 2023 также войдут в использование реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа, перечисленные в приложениях 1-4 Приказа ФК № 21н. К таким платежам относятся:

  • перечисление;
  • возврат;
  • обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты;
  • уточнение.

Формы и реквизиты вводятся в рамках установления порядка казначейского обслуживания. Эти документы должны будут направлять прямые участники системы в территориальные органы. Документы должны сопровождать бюджетные поступления и операции с денежными средствами.

Закрытие старых банковских счетов

В связи с переходом на новые казначейские счета с 2021, использовавшиеся ранее банковские счета будут закрыты до 1 апреля 2021 года. В июле 2020 года вышло соответствующее совместное письмо Минфина РФ, Центрального Банка РФ и Федерального казначейства РФ.

По причине закрытия старых счетов, с 1 января по ним не допускается совершение операций финансовыми органами регионов РФ. Исключениям являются только операции по переводу остатков на новые казначейские счета.

От финансовых органов субъектов РФ требовалось до 1 января заключить с кредитными организациями и Центральным Банком РФ дополнительное соглашение. Целью соглашение как раз и является закрытие банковских счетов до 1 апреля, но в него также должны входить и другие пункты:

  • клиент обязуется подать заявление на закрытие счёта не позднее 17 марта 2021;
  • отказ от инициирования операций, начиная с первого рабочего дня в 2021 году;
  • ежедневный перевод остатков на банковский счёт, являющийся частью единого казначейского счёта, начиная с первого рабочего дня в 2021 году.

Внедрение новой системы позволит перейти на новый уровень обслуживания клиентов казначейством. С помощью системы будут организованы различные задачи, например, усиление контроля за расходом бюджетных средств.

Работать с электронными документами удобно, когда они собраны в одном месте. «Астрал.ЭДО» — онлайн-сервис для электронного документооборота с простым и понятным интерфейсом и массой возможностей.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2022 году

Что такое Казначейское сопровождение госконтрактов? В 2022 году это надзор со стороны казначейских органов власти за исполнением обязательств по контракту.

Такое сопровождение — это один из механизмов ужесточения контроля за расходованием целевых средств из бюджета. Применяется в отношении государственных заказчиков, но с некоторыми нюансами.

Об этом и многом другом нам и предстоит поговорить в настоящей статье.

О сопровождении  казначейством госконтракта

В 2020 г. вопрос о казначейском сопровождении снова стал актуален. Это объясняется тем, что ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ – в отношении обязательств по гособоронзаказу.

Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2020 г.

определяется эффективность расходования бюджетных средств.

Чтобы получить бесплатную консультацию в рамках тендерного сопровождения — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Целевые средства – это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению – на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).

Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в Постановлении Правительства № 1765 от 30.12.2018 г.

Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:

  • строительство космодрома «Восточный»;
  • реализация национальных проектов;
  • строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
  • строительство Крымского моста;
  • строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.

Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.

  • КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.
  • КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.
  • Сопровождение обеспечивается работой 7 центров специализаций и 4 платежных центров, распределенных по территории РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока.
  • Основная задача центров специализаций – открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов.
  • Задача платежных центров – взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов.

Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.

Если у клиента нет возможности работать дистанционно, то он всегда сможет обратиться лично с бумажными документами в любой территориальный орган федерального казначейства (ТОФК), расположенный в каждом субъекте РФ.

Новые правила казначейского сопровождения в 2022 г

Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
  • авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.

ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.

Казначейский счет. Как открыть, как работать

Коммерческая компания может заключать государственные контракты. Последние представляют собой заказы, целью которых является удовлетворение государственных нужд.

К примеру, госконтракты могут касаться строительства дорог, работы над оборонными сооружениями. Если компания получает такой контракт, ей выделяются бюджетные средства на исполнение заказа. Расходование этих средств подлежит особому контролю.

Для обеспечения контроля над целевым использованием денег открываются казначейские счета.

Вопрос: Как узнать, в каком органе Федерального казначейства открыты лицевые счета должнику по исполнительному документу?
Посмотреть ответ

Что собой представляет казначейский счет

Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.

Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.

ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.

Читайте также:  Надо ли применять онлайн-кассу при оказании медицинских услуг?

Для чего открывается казначейский счет

Казначейский счет позволяет увеличить степень контроля над целевым расходованием бюджетных средств. Казначейство обеспечивает полную проверку этих аспектов использования денег:

  • Соответствие положениям контракта.
  • Соответствие законам.
  • Целесообразность, рациональное использование.

Вопрос: Может ли орган Федерального казначейства перенаправить предъявленный взыскателем исполнительный документ в тот орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет?
Посмотреть ответ

Казначейство контролирует расходование бюджетных средств, которые предоставляются по следующим основаниям:

  • Государственные контракты стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
  • Договоры о выдаче субсидий и бюджетных инвестиций.
  • Соглашения о взносах в уставной капитал.
  • Нормативные акты, в которых указываются право на субсидии и порядок их выдачи.
  • Государственные контракты, оформляемые с бюджетными или автономными субъектами, стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
  • Любые соглашения, которые были оформлены в рамках реализации госконтракта.
  • Госзаказы, касающиеся оборонного комплекса.

Казначейство выполняет эти функции:

  • Проверка соответствия объема реально выполненных обязательств тому, что прописано в документах.
  • Контроль над соблюдением сроков, указанных в контракте.
  • Проверка фактической поставки товара.
  • Соответствие указанной стоимости товара его реальной стоимости.

Казначейское сопровождение исполняется на основании положений Постановления Правительства №1552 от 30 декабря 2016 года. В этом нормативном акте указано, что получатели бюджетных средств должны открыть р/с в казначействе. Именно на этот счет будут зачисляться целевые средства. Оттуда же они будут списываться.

Вопрос: Мы бюджетное учреждение, хотим принять участие в аукционе, объявленном в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ. В извещении установлено требование о предоставлении обеспечения заявки. Необходимо ли нам открывать спецсчет, если расчетный счет у нас открыт в казначействе?
Посмотреть ответ

Порядок открытия казначейского счета

Порядок открытия р/с регулируется Федеральным казначейством страны. Он содержится в приказе №21н от 17 октября 2016 года в редакции от 28 декабря 2017 года.

Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей.

Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса. В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета.

Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.

Когда требуется казначейское сопровождение контрактов?

Следующий важный документ – заявление на открытие КС. Составляется оно по форме 05311752. В документе содержится эта информация:

  • Наименование документа.
  • Дата составления.
  • Наименование компании, которой нужно открыть счет.
  • Наименование других получателей.
  • Отдел Федерального казначейства.
  • Просьба об открытии счета.
  • Различные коды, относящиеся к компании: ИНН, КПП, ОКПО.

Следующий шаг – заполнение карточки образцов подписей. Составляется документ по форме 05311753. Что это такое? Карточка нужна представителям казначейства.

Она позволяет известить сотрудников финансового учреждения о том, как выглядит оригинал подписей ключевых лиц компании. В документе также содержится оттиск печати фирмы. Госконтракты обычно предполагают работу с немалыми суммами.

А потому наличие образцов подписей является необходимой мерой предосторожности. Карточку с образцами нужно заверить у нотариуса.

Это основной перечень документов. Однако казначейство может попросить дополнительные бумаги. Имеет смысл заранее собрать этот пакет документов:

  • Копия государственного контракта, под который открывается казначейский счет.
  • Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации ЮЛ.
  • Копия Устава организации.
  • Копия свидетельства о том, что плательщик поставлен на налоговый учет.
  • Справка из ФСС, подтверждающая уплату страховых взносов.

Представители казначейства могут сравнить представленные клиентом бумаги с документами, запрошенными в различных государственных структурах. Решение об открытии р/с принимается в течение 5 суток. Через это время компании приходит соответствующее уведомление.

Особенности расходования средств с казначейского счета

Итак, компания открыла казначейский счет. Что дальше? На него поступают бюджетные средства, выделенные в рамках государственного контракта. Однако просто так расходовать их не получится. Сначала понадобится направить в отдел казначейства документы, подтверждающие целевой расход. К примеру, это могут быть следующие бумаги:

  • Платежное поручение.
  • Государственный контракт.
  • Прочие бумаги, подтверждающие обязательства (к примеру, накладные).

ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.

Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах.

Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь.

Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.

Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:

  • Закупка строительных материалов.
  • Закупка инструментов.
  • Выплата зарплаты сотрудникам.
  • Найм строительной бригады и прочее.

Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:

  • Внесение средств в уставной капитал.
  • Приобретение собственности для нужд компании.
  • Перевод денег на банковский счет подрядчика (за рядом исключений).

Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом.

Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат.

В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2020 году

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2020 году

Исполнение некоторых госконтрактов происходит под надзором органов Федерального казначейства. Это означает, что поставщик обязан открыть специальный счет в казначействе и проводить через него все расчеты по закупке.

Таким способом государство следит за тем, на что потрачены бюджетные средства, и блокирует нецелевые траты. В настоящей статье мы расскажем о том, как происходит казначейское сопровождение контрактов в 2020 году.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 и 2020 году регулируется постановлением от 30.12.18 № 1765, постановлением от 28.12.18 № 1702 (для государственного оборонного заказа) и Федеральным законом от 29.11.18 № 459-ФЗ о бюджете на 2019 год. Согласно этим документам казначейское сопровождение требуется:

  • в госзакупках на суммы 100 млн. рублей и более;
  • в гособоронзаказе.
  • Сведения о том, что госзакупка проходит с казначейским сопровождением, указываются, в частности, в извещении о закупке и в самом государственном контракте.
  • Получать уведомления только о торгах без казначейского сопровождения
  • При таких госзакупках заказчик дополнительно требует от поставщика или подрядчика:
  • указать субподрядчиков;
  • открыть казначейские счета (себе и субподрядчикам);
  • предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
  • указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.

СПРАВКА. Идентификатор госконтракта (ИГК) — это уникальный двадцатизначный цифровой код, который формирует заказчик. С 1 июля 2017 победители торгов должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах и других документах, которые выставляют заказчику.

Как работает казначейское сопровождение

Выделим несколько основных этапов казначейского сопровождения.

  1. У каждого территориального подразделения Федерального казначейства есть счет в Центральном банке. На этот счет заказчик переводит аванс, предусмотренный госконтрактом.
  2. После заключения госконтракта выпускается акт о том, на какое территориальное подразделение казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается казначейский счет.
  3. Для получения средств поставщик представляет казначейству все подтверждающие документы: госконтракт и «первичку» по целевым расходам (товарные накладные, акты выполненных работ). Удостоверившись в целевом расходовании денежных средств, казначейство перечисляет необходимую сумму поставщику.

При этом целевые деньги не перечисляются:

  • в качестве взносов в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика);
  • на депозитные счета;
  • на банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)

ВАЖНО. Заказчик может перечислять средства авансом и по факту расходов поставщика. При авансовой оплате поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а казначейство его оплачивает. При оплате по факту поставщик представляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на банковские счета поставщика.

Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта (ИГК).

Бесплатно заполнить платежку в бухгалтерском веб‑сервисе

Что может проверить казначейство

При сопровождении контрактов казначейство может проверить:

  • соответствие объема фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
  • соблюдение предусмотренных контрактом сроков;
  • факт поставки товара;
  • соответствие фактического размера прибыли указанному в контракте;
  • соответствие цены товара его себестоимости.

При этом казначейство не ограничивает поставщика или подрядчика выбор соисполнителей или подрядчиков. Поставщики и подрядчики выбирают их самостоятельно, под свою ответственность.

Плюсы и минусы казначейского сопровождения

Казначейское сопровождение госконтрактов — это дополнительный способ контроля за их выполнением. Это несколько усложняет работу поставщиков:

  1. Чтобы получить деньги на выполнение госконтракта, поставщику нужно оформлять дополнительный пакет документов. 
  2. Представительства Федерального казначейства есть не во всех городах. Поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов, возможно, придется тратить дополнительное время на поездки. Но решением этой проблемы может стать электронный документооборот. 
  3. Общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.

В то же время у казначейского сопровождения госконтрактов есть и ряд неоспоримых достоинств:

  1. Прозрачность исполнения контрактов. Особенно это актуально для закупок, на которые привлекают много соисполнителей и субподрядчиков;
  2. Недобросовестные поставщики предпочитают не связываться с госконтрактами, где требуется казначейское сопровождение;
  3. Гарантированное получение средств (заказчик заранее переводит авансы на свой казначейский счет).

В закладки Поделиться 13 814

Казначейства России от 28.09.2021 N 95-09-11/03-426

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
  • МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОПЕРАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
  • ПИСЬМО
  • от 28 сентября 2021 г. N 95-09-11/03-426
  • О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

В целях обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных пунктами 9 и 12 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г.

N 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (далее — Положение 1496), Межрегиональное операционное УФК направляет для руководства в работе план-график реализации указанных мероприятий в 2021 году и сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 6 и 7 Положения 1496 получатели средств федерального бюджета завершают расчеты по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году за счет доведенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на указанные цели в объеме бюджетных ассигнований, увеличенных в соответствии с абзацем вторым пункта 4 Положения 1496 (далее — дополнительные лимиты бюджетных обязательств), не позднее 1 октября 2021 года, за исключением государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенных в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по соглашению сторон, решению суда или из-за одностороннего отказа стороны такого государственного контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, в случае отсутствия по состоянию на 1 октября государственного контракта, заключенного в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенного государственного контракта в пределах доведенных на его исполнение дополнительных лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие дополнительные лимиты бюджетных обязательств подлежат отзыву в установленном порядке.

Кроме того, Межрегиональное операционное УФК обращает внимание, что в соответствии с пунктом 11(6) постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г.

Читайте также:  Среднесписочная численность работников, как рассчитать ССЧ за год в 2022

N 2050 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее — Постановление N 2050) положения, установленные пунктами 6, 10 и 10(1) Положения 1496, не распространяются на бюджетные обязательства, возникающие из государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Межрегиональное операционное УФК сообщает о необходимости формирования получателями средств федерального бюджета:
  2. — Информации о государственных контрактах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя) (код формы по ОКУД 0506115), в сумме, не превышающей не оплаченный остаток дополнительных лимитов бюджетных обязательств,
  3. — Информации о бюджетных обязательствах, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, планируемых к принятию после 1 октября текущего финансового года или последнего рабочего дня до указанной даты (код формы по ОКУД 0506117) (далее — Информация ПБС), в сумме, не превышающей незаконтрактованный остаток доведенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
  4. С учетом технической реализации информационных систем Федерального казначейства Информацию ПБС следует формировать с учетом следующих особенностей.
  5. В случае необходимости направления ПБС сведений о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме (раздел 12 Информации ПБС), данная информация указывается в Разделе 5 Информации ПБС, с указанием: в графе 1 «Предмет закупки товара, работы, услуги» значения «-«; в графах 2 и 3 «Реквизиты изменения об осуществлении закупок, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)» реквизитов извещения о проведении запроса котировок и/или извещения о проведении запроса предложений (далее — Извещения); в столбце 10 «Примечание» текста: «Раздел 12».
  6. Вместе с тем Межрегиональное операционное УФК обращает внимание, что при наличии на лицевом счете ПБС учтенного бюджетного обязательства по извещениям об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, либо приглашениям принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо проектам контрактов на закупки товаров, работ, услуг, направленных поставщикам (подрядчикам, исполнителям) или Извещениям, Раздел 5 не заполняется.
  7. Информация ПБС представляется с использованием сервисов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» за исключением Информаций ПБС, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, предоставляемых отдельно.
  8. Информация ПБС, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, предоставляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны в виде документа на бумажном носителе с приложением электронной копии документа на съемном машинном носителе.
  9. Кроме того, обращаем внимание, что остатки дополнительных лимитов бюджетных обязательств:
  10. отраженные на лицевых счетах распорядителей средств федерального бюджета подлежат отзыву на лицевые счета главных распорядителей средств федерального бюджета;
  11. доведенные для исполнения государственных контрактов, условиями которых по состоянию на 1 января 2021 года было предусмотрено применение казначейского обеспечения обязательств (казначейских аккредитивов), не подлежат отзыву.
  12. При возникновении вопросов просим обращаться к куратору Отдела Межрегионального операционного УФК, в котором обслуживается лицевой счет ПБС.
  13. Руководитель

Н.М.ГОРИНА

  • Приложение
  • к письму
  • Межрегионального операционного УФК
  • от ___________ N ___
  • ПЛАН-ГРАФИК
  • РЕАЛИЗАЦИИ В 2021 ГОДУ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
  • ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТОВ 9 И 12 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
  • РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 ДЕКАБРЯ 2017 Г. N 1496
  • N п/п
  • Срок исполнения в 2021 году
  • Ответственный исполнитель
  • Мероприятие
  • 1
  • не позднее 1 октября (включительно) (рекомендуемые сроки)
  • ПБС
  • Последний день представления в ТОФК:
  • Распоряжений о совершении казначейских платежей в целях постановки на учет и оплаты обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 14 графы 2 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее — Перечень).
  • — Сведений о БО, сформированных на основании документов-оснований, указанных в пунктах 1, 2 и 3 графы 2 Перечня;

— Сведений о БО, сформированных на основании документов-оснований, указанных в пунктах 4 и 5 графы 2 Перечня (содержащих сведения, составляющие гос. тайну, и не содержащих сведения, составляющие гос. тайну).

  1. 2
  2. не позднее 4 октября (включительно)
  3. ТОФК
  4. Осуществление приостановления операций:
  5. — на л/с РБС по доведению (отзыву) ЛБО;
  6. — на л/с ПБС по постановке на учет принятых после 1 октября бюджетных обязательств;
  7. — на л/с ПБС по санкционированию оплаты денежных обязательств ПБС за счет дополнительных ЛБО.
  8. Операции на л/с ПБС не приостанавливаются при получении Информации ПБС до 1 октября (включительно).
  9. 3
  10. не позднее 5 октября
  11. ТОФК
  12. Направление соответствующим РБС и ПБС Уведомлений о приостановлении операций.
  13. 4
  14. не позднее 6 октября
  15. ПБС
  16. Направление в ТОФК Информации ПБС.
  17. с 5 октября и не позднее 7 октября (включительно) не позднее следующего рабочего дня после отмены приостановления операций
  18. ТОФК
  19. В случае получения в срок до 6 октября (включительно) Информации ПБС осуществление отмены приостановления операций на лицевом счете ПБС.

В случае если в срок до 6 октября (включительно) Информация ПБС получены не были, то отмена приостановления операций на лицевом счете ПБС осуществляется после отзыва ЛБО. Направление соответствующим ПБС, РБС Уведомления об отмене приостановления операций.

  • 5
  • не позднее 8 октября (включительно)
  • ТОФК
  • Отзыв с лицевых счетов ПБС и РБС на лицевые счета РБС (первого уровня) и ГРБС.
  • 6
  • не позднее следущего рабочего дня после отзыва ЛБО
  • ТОФК
  • Направление соответствующим РБС/ПБС Уведомлений об отмене приостановлении операций.
  • Используемые сокращения:
  • ГРБС
  • — главный распорядитель средств федерального бюджета
  • Информация ПБС
  • — Информация о государственных контрактах на поставку выполнение работ, оказание услуг, заключаемых в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя) (код формы по ОКУД 0506115)
  • — Информация о бюджетных обязательствах, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, планируемых к принятию после 1 октября текущего финансового года или последнего рабочего дня до указанной даты (код формы по ОКУД 0506117)
  • ЛБО
  • — лимиты бюджетных обязательств
  • МОУ ФК
  • — Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства
  • Отчет об отзыве
  • — формируемый ТОФК отчет «Сведения о неиспользованных дополнительных лимитах бюджетных обязательств и их отзыве», «Сведения о принятых бюджетных обязательствах на закупку товаров, работ и услуг по состоянию на 2 октября текущего финансового года и об отзыве лимитов бюджетных обязательств».
  • ПБС
  • — получатель средств федерального бюджета
  • Распоряжение о совершении казначейских платежей
  • Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, на основании которых осуществляется перенос кассового расхода, Заявка на кассовый, Заявка на кассовый расход (сокращенная), Сводная заявка на кассовый расход, Заявка на возврат, Заявка на получение наличных денег, Заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту, Заявка для обеспечения наличными денежными средствами в электронном виде
  • РБС
  • — распорядитель средств федерального бюджета
  • ТОФК
  • — территориальные органы Федерального казначейства
  • Уведомление
  • — Уведомление о приостановлении (отмене приостановления) осуществления операций на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (код формы по ОКУД 0506107)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *