Комплаенс в закупочной деятельности в 2022 году

Комплаенс в закупочной деятельности в 2022 году

Комплаенс в российском бизнесе находится в развитии, но постепенно практика внедрения соответствующих систем контроля внутри не только иностранных компаний или организаций с иностранным участием набирает обороты. Убежденность в эффективности комплаенса укрепляется в России и на государственном уровне. Так, 29 августа подготовленный ФАС России законопроект об антимонопольном комплаенсе одобрило Правительство РФ. 4 сентября правительство направило проект на рассмотрение в Госдуму1. А еще в 2013 году на законодательном уровне закрепили обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Рекомендациями о том, как организовать работу комплаенс-системы, минимизировать риски привлечения к ответственности по итогам проверок со стороны госорганов с помощью комплаенс-контроля и выстроить закупочные процессы поделились эксперты на II Ежегодной конференции, организованной Event-агентством «Событие», «Комплаенс сегодня: защититься от рисков и выйти в плюс».

Комплаенс в условиях ограниченности кадровых ресурсов: уровневая организация

То, каким образом следует выстраивать систему комплаенс-контроля в организации напрямую зависит от масштабов последней, от количества ресурсов, которыми располагает компания, в том числе кадровых.

Так, не хватать сотрудников – комплаенс-менеджеров может как в небольшой организации, так и в крупной.

Все зависит в том числе от финансовых возможностей и ключевых направлений деятельности компании, ее приоритетов.

На примере антикоррупционного комплаенса опытом организации системы контроля в условиях наличия небольшого относительно «габаритов» компании штата сотрудников – специалистов по комплаенсу поделился заместитель начальника Центра по организации противодействия коррупции ОАО «РЖД» Максим Трушин.

Он указал на то, что прежде всего для успешного функционирования комплаенс-системы в любом случае необходимо утвердить соответствующие локальные нормативные акты компании – антикоррупционную политику, порядки уведомления работниками о получении подарков, а также о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, кодекс деловой этики и т. д.

В представляемой экспертом организации закрепляются также обязательства работников в части соблюдения требований антикоррупционных документов независимо от занимаемой должности в коллективном договоре (ст. 40 Трудового кодекса). Эксперт отметил, что с помощью трудового и коллективного договоров можно осуществлять регулирование конфликта интересов.

Кроме того, он указал на необходимость ведения реестра коррупционных рисков, выявления должностей, функционал которых сопряжен с такими рисками.

Специфика работы комплаенс-системы при «дефиците» соответствующих кадров может выстраиваться, о чем рассказал Максим Трушин, на основе обособления уровней управления.

Например, центрального, регионального, а также так называемых линейных уровней (то есть непосредственно связанных с производством продукции, например). В представляемой экспертом компании более 5 тыс.

линейных подразделений, поэтому работу комплаенса приходится организовывать путем укрупнения охвата уровневого контроля и назначения соответствующих ответственных лиц. Такие лица курируют работу нескольких подразделений.

Напомним, что при внедрении антикоррупционного комплаенса можно воспользоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Минтруда России 8 ноября 2013 г.

Министерство, кстати, рекомендует при формировании структурного подразделения, ответственного за противодействие коррупции, уделять пристальное внимание определению штатной численности, достаточной для выполнения возложенных на данное подразделение функций, а также обеспечению его необходимыми техническими ресурсами.

Как минимизировать риски привлечения к административной ответственности по итогам проверок с помощью комплаенса?

Подход госорганов к проверкам предпринимателей трансформировался. Сейчас он в большей степени риск-ориентированный. Проверяющие сосредоточены на оценке внедрения хозяйствующими субъектами мер, направленных на осуществление контроля и превентивных мер.

Так считает директор юридического департамента и департамента управления рисками L'Occitane Rus Светлана Мочалина.

По ее мнению, передовой подход к проверкам характерен в первую очередь для ФАС России, расценивающей комплаенс как один из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний.

«Комплаенс – это система внутреннего обеспечения соответствия требованиям законодательства», – подчеркнула эксперт. Она обратила внимание на то, что внедрение антимонопольного и иных видов комплаенса ориентировано на снижение вероятности риска нарушений законодательства, и как следствие, применения санкций по итогам проверок компании госорганами.

Полномочиями по проведению проверок наделены ФАС России, ФНС России, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и другие органы власти. Чаще всего в контексте применения санкций по итогам таких проверок речь идет об административной ответственности, например, о штрафах.

Светлана Мочалина убеждена, что репутация компании при решении вопроса о наложении на нее санкций – «не пустой звук» для проверяющих.

По словам эксперта, должностные лица уполномоченных на осуществление проверок органов могут быть более лояльными к организациям, зарекомендовавшим себя в качестве добросовестных, в которых функционируют системы комплаенс-контроля.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физлица или юрлица, за которое установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП).

При этом юрлицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Светлана Мочалина указала, что принимаемые компаниями в рамках функционирования комплаенс-систем меры могут расцениваться на практике как смягчающие обстоятельства при решении вопроса о привлечении юрлица к административной ответственности (ст. 4.2 КоАП РФ).

А иногда можно и совсем избежать привлечения к ответственности, получив рекомендации по исправлению ошибок.

Суть комплаенса, по выражению эксперта, заключается в том, чтобы посмотреть на ту или иную задачу альтернативно. Так, по итогам проверки магазина представляемой экспертом компании Управлением Роспотребнадзора по Московской области организация была привлечена к ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 14.

8 КоАП РФ – за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре. Проблема возникла из-за того, что на маркировке к косметическим маслам содержится предложение ознакомиться с составом товара непосредственно на его упаковке, а, кроме того, все надписи на упаковке оформлены не на русском языке.

Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать наименование, название парфюмерно-косметической продукции, название изготовителя и его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя, номинальное количество продукции в потребительской таре, срок годности, список ингредиентов (состав) и т. д. (п. 9.2 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011)). Между тем, как пояснила Светлана Мочалина, на маленьких баночках с парфюмерно-косметической продукцией не получается указать на маркировке всю требуемую информацию.

Эксперт рассказала, что учитывая невозможность для компании выполнить требования законодательства в части маркировки отдельной продукции в полной мере, и понимая, что соответствующие нарушения будут фиксироваться при проверках каждый раз, отдел комплаенса предложил альтернативу: размещать необходимую информацию полностью в специальных каталогах продукции, а сами каталоги располагать в зонах кассового обслуживания потребителей. Уже после внедрения применения таких каталогов на практике Управление Роспотребнадзора по Московской области проверило один из магазинов компании и все равно зафиксировало совершение ею административного правонарушения. Организация, однако, оспорила постановление по делу об административном правонарушении, и суд вынес решение в ее пользу. Среди прочего суд отметил, что наличие каталога и единообразного прайс-листа, размещаемых в зоне кассового обслуживания потребителей, позволяют последним ознакомиться с характеристиками товаров. Суд счел, что вина компании не была доказана, признал незаконным и отменил постановление по делу об административном правонарушении (решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2013 г. по делу № А41-18616/13у № 10-9550/182)

С компаниями, применяющими комплаенс-системы, «разговор госорганов переходит на другой уровень», – считает эксперт. Диалог, по ее мнению, строится в таких случаях уже на партнерских началах с целью нахождения компромисса.

Читайте также:  Поставщикам придется готовить экономическое обоснование затрат: правила уже опубликованы

Закупочный процесс: точки внутреннего контроля

Очень важно для организации, по мнению директора юридического департамента Volvo Group Russia Елены Челембеевой, определиться с зонами фокуса комплаенс-программы. «Нужно понимать, на чем сосредоточена конкретная компания.

Например, соблюдение законодательства о персональных данных – не зона фокуса для организаций, работающих в B2B сегменте», – пояснила эксперт.

Комплаенс программы должны состоять, как отметила эксперт, из двух ключевых элементов – политики по комплаенсу и инструкции по процессу функционирования комплаенс-системы, принятию решений.

В рамках закупочного процесса, по словам руководителя подразделения по соблюдению нормативно-правовых норм ООО «ИКЕА ДОМ» Евгении Озеровой, можно выделить следующие основные, «фокусные» для компании риски:

  • применение налоговых санкций;
  • утечка информации;
  • мошенничество;
  • коррупция;
  • закупка дорогих товаров низкого качества;
  • неспособность оперативно реагировать на бизнес-потребности;
  • нарушение договорных обязательств контрагентами.

Чтобы минимизировать указанные риски необходимо налаживать систему контроля за закупками.

Закупочный процесс, по словам Евгении Озеровой, происходит в несколько этапов: выявление потребности, планирование закупки, проведение тендера, заключение договора, оформление заказа, осуществление платежа и, наконец, оценка произведенной закупки. Все обозначенные этапы являются сферами для осуществления комплаенс-контроля.

Так, на этапе планирования закупки следует поводить due diligence. Причем глубина проверки в представляемой экспертом компании разнится в зависимости от уровня риска сделки, который зависит и от ее цены, и от выбранного поставщика (уже проверенный или новый).

При этом проверка с итоговым составлением отчета проводится в любом случае – в отношении каждой сделки и каждого контрагента.

Эксперт подчеркнула, что тендерная документация обязательно хранится вместе с договором, чтобы при необходимости можно было легко изучить, как происходил отбор контрагента, кто отвечал за принятие решений.

В представляемой Евгенией Озеровой организации функционирует электронная система заказов. Автоматизация на этом участке работы позволяет отслеживать исполнение сроков, объемов поставки и т. д., а в конечном счете – оценивать надежность поставщиков.

Важно, как отметила эксперт, грамотно распределять обязанности между сотрудниками. Например, будет лучше, если за оформление заказа в рамках договора, получение товара от поставщика и осуществление оплаты будут отвечать разные лица.

Это позволит снизить риски совершения мошеннических действий.

Елена Челембеева отметила в свою очередь, что право принятия того или иного решения не должно возлагаться исключительно на лицо, у которого принятие такого решения влияет на KPI.

***

«Когда договор уже составлен и подписан – поздно осуществлять комплаенс-контроль», – подчеркнула директор по комплаенс ПАО «МТС» Юлия Ромашкина. Комплаенс-контроль должен работать на стадии принятия решений, «до», а не «после». Эксперт отметила, что осуществление контроля «добавляет бюрократии», но в итоге превентивные меры доказывают свою эффективность.

Эксперты оказались солидарны в том, что комплаенс во многом нацелен на создание такой корпоративной культуры, которая не допускала бы нарушений.

Так, Елена Озерова заметила, что несмотря на необходимость применения различных механизмов так называемого «hard-контроля» (документирование и архивирование, due diligence, ограничение доступа к информации и т. д.

), инструменты «мягкого контроля» – тренинги для сотрудников, кодексы этики, иногда выступают на первый план, так как способствуют формированию указанной культуры.

______________________________

1 С текстом проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»» можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

2 С решением Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2013 г. по делу № А41-18616/13 можно ознакомиться в картотеке арбитражных дел.

Комплаенс как инструмент для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассказываем, что такое комплаенс, из каких элементов он состоит, зачем нужен в компании и какую пользу принесет руководителю

Комплаенс — система внутреннего обеспечения соответствия требованиям законодательства, совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом организации, направленных на соблюдение требований законодательства, предупреждение его нарушения, а также на создание механизмов анализа, выявления и оценки рисков опасных сфер деятельности, обеспечение комплексной защиты организации.

Подробнее о комплаенсе и алгоритме его внедрения в компании — в вебинаре от Контур.Школы. Во фразе «комплаенс представляет собой совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом организации» отражена форма закрепления этих мер. Чаще всего они закрепляются внутренними документами организации.

Цель комплаенса — «соблюдение требований законодательства, предупреждение его нарушения», то есть он направлен на то, чтобы компания внутри своих процессов знала, какие у нее есть риски, и старалась их снижать.

Крупные компании на российском рынке давно и успешно работают с комплаенсом. Это дает им возможность, вступая в договорные отношения, требовать от своих контрагентов обязательное соблюдение требований законодательства.

Каким образом комплаенс может помочь деятельности компании

Как правило, компании сталкиваются с последствиями отсутствия комплаенса уже на ранних этапах участия в госзакупках. Известно, что столкнулись с рисками, принимать меры для того, чтобы избежать их, уже поздно. Эксперт Контур.Школы рассказывает о том, как в принципе не допускать подобных ситуаций.

Комплаенс в компании необходим для:

  • соблюдения законодательства;
  • предупреждения нарушений: путем комплаенса закрепляются все необходимые требования того, каким образом сотрудники и компания должны вести себя на рынке. Знание этих правил позволяет предупреждать нарушения;
  • выявления и минимизации рисков привлечения к ответственности: в кодексе административных нарушений есть ст. 2.1, которая указывает, что при установлении вины компании рассматривается вопрос о том, была ли у нее возможность предупредить возникновение последствий такого нарушения, были ли ей приняты все меры для этого. Если компания подтвердит, что она разрабатывала политики, обучала сотрудников, создавала условия для соблюдения ими законодательства и контролировала этот процесс, но по каким-то причинам сотрудник нарушил законодательство, велика вероятность, что вины компании в этом нет. Ответственность вменяется не самой компании, а конкретному лицу, которое допустило нарушение. Таким образом, снижается риск привлечения компании к административной ответственности;
  • обеспечения безопасности руководства: руководство отвечает за все действия своих сотрудников. Претензии чаще всего передают компании и руководству. Здесь может сыграть свою роль комплаенс: с правилами работы компании знакомятся все сотрудники компании под подпись, так как это локальный акт и сотрудники о нем знают, предупреждены об ответственности и правилах работы. Если встает вопрос о нарушении со стороны сотрудника, то здесь уже есть конкретное ответственное лицо, которое знает свои обязанности, но по какой-то причине их не исполняет. Когда возникает вероятность уголовной ответственности, встает вопрос об эксцессе исполнителя — вине конкретного исполнителя, а не всего руководства компании, и тем самым можно попробовать снять ответственность с руководства, использовать это в качестве еще одного аргумента защиты руководства компании;
  • сохранения коммерческой тайны и безопасности персональных данных: это принятие внутренних документов, в том числе о коммерческой тайне, которая направлена на защиту всей информации компании, одно из важных составляющих комплаенса. Кроме того, предусмотрены меры по сохранению информации. Такая тщательная работа с информацией снижает риск ее передачи третьим лицам, например при увольнении сотрудников, так как они предупреждены об ответственности и знают о возможных негативных последствиях;
  • снижения количества проверок: существует постановление Правительства РФ, в котором указано, что наличие в компании в течение года действующего механизма комплаенса, а также отсутствие у компании в течение трех лет нарушений антимонопольного законодательства либо законодательства, которое связано с привлечением к административной ответственности по отдельным статьям, способно повлиять на снижение уровня риска компании и, следовательно, снизить количество проводимых проверок;
  • улучшения имиджа и деловой репутации компании: информация о действующих системах комплаенса, о приверженности к соблюдениям требований законодательства обычно размещается на сайте компании, включается в договоры. Крупные контрагенты, которые беспокоятся за свою репутацию и положение на рынке, интересуются такими вопросами;
  • формирования этической культуры как всего бизнеса, так и отдельных сотрудников.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Элементы комплаенса

Выявлены пять элементов комплаенса, каждый из которых важен и необходим для эффективной работы компании.

  1. Тон сверху: позиция руководства, его приверженность к комплаенсу, то есть не просто слова о соблюдении требований законодательства, но и действительно соответствующая политика компании.
  2. Выявление и оценка рисков: анализируется деятельность компании, устанавливаются наиболее рисковые сферы, где могут возникнуть проблемы.
  3. Минимизация рисков: может быть принята различными способами в зависимости от того, какие риски были выявлены, насколько это крупная компания, какие у нее масштабы деятельности, насколько необходимо принятие внутренних документов, организация горячей линии, проведение внутренних проверок, установка системы проведения таких проверок — тут все определяется индивидуально. Если у компании нет серьезных рисков, то их минимизация должна быть соответствующей — перегружать компанию не надо.
  4. Обучение и информирование: чтобы все сотрудники не просто расписались, что они ознакомлены с системой комплаенса, но и понимали, для чего им все это надо, почему они это должны соблюдать, каким именно образом придерживаться правилам, и могли в любой момент обратиться к руководству за советом, как им действовать в той или иной ситуации.
  5. Мониторинг и аудит: комплаенс должен отслеживаться, должны фиксироваться результаты его использования и проводиться аудит. Это позволит обновлять информацию о возникновении новых рисков, понимать, эффективны ли предпринимаемые методы или нет, не упустить возможность что-то поменять в случае необходимости.
Читайте также:  Можно ли зарегистрировать ООО в квартире без прописки?

В конце статьи вы найдете алгоритм анализа внутренних процессов компании на предмет рисков и необходимости внедрения комплаенса.

В конце статьи есть шпаргалка

С чего начать внедрение комплаенса

Решение о внедрении комплаенса принимается после тщательного анализа всех возможных рисков, с которыми сталкивается или может столкнуться компания. Все комплаенс-риски можно разделить по сфере деятельности.

Каждая из них имеет свою специфику и особенности, отражающиеся, в свою очередь, на возникающих у компании рисках. Для банковской сферы, например, комплаенс давно носит обязательный характер, так как за банками ведется особый контроль со стороны Центробанка.

Именно он устанавливает рекомендации и правила, которые прочие финансовые институты обязаны строго соблюдать. 

По отраслям права комплаенс-риски различаются на налоговые, уголовно-правовые, информационные, трудовые, санкционные и прочие. Кроме того, есть два основных комплаенса: антимонопольный (действует не так давно, с начала этого года, предусмотрен Законом о защите конкуренции) и антикоррупционный (давно действует, опирается на специальное законодательство).

Правовая основа антикоррупционного комплаенса: № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Правовая основа антимонопольного комплаенса: Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», Распоряжение Правительства РФ от 18.10.

2018 № 2258-р «О методических рекомендациях по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», Закон об антимонопольном комплаенсе (вступил в силу 12.03.2020 года). Это изменения, которые были внесены в Закон о защите конкуренции.

Сейчас они активно реализуются. Для того чтобы это все работало в полную силу, установлен порядок согласования антимонопольного комплаенса с ФАС.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • А нужен ли комплаенс? 32.3 КБ

Скачать

Главное об антимонопольном комплаенсе

Ультрамодный «комплаенс» – не просто тренд, а необходимый элемент структуры бизнеса

Представим ситуацию: ваши сотрудники для привлечения внимания клиентов на сайте компании присваивают ей статус «№ 1», указывают на «лучшие цены», «самые выгодные условия» и проч.

Все бы ничего, но при отсутствии объективного обоснования подобных заявлений они носят признаки нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция), которое в худшем случае влечет за собой штраф до 500 тыс. руб.

Причем такие безобидные выражения могут привести не только к материальным, но и репутационным потерям: потребитель критично отнесется к бизнесу, который приукрашивает свои услуги.

Реклама: как привлечь внимание потребителя, но не регулятора?«Похмельное меню “Я не дам тебе сдохнуть!” весь январь», «Весна пришла. Послать всех на… шашлык» – чем грозят агрессивный маркетинг и неосторожная реклама? И как повысить потребительский спрос, не провоцируя административного расследования?

Или, допустим, вы активный участник государственных закупок. Ваш тендерный специалист понимает, что проще договориться с конкурентом, разделить закупки, сэкономить время, поберечь нервы и, наконец, больше заработать.

Менеджеры компаний активно переписываются на эту тему, подают заявки с одного компьютера, а потом внезапно получают запрос от антимонопольного органа с требованием пояснить, как такая ситуация возникла. Что дальше? Сговор сулит штраф в размере до половины от цены торгов, а при превышении определенного ценового порога – уголовную ответственность.

Немногие знают, что для привлечения к ответственности будет достаточно переписки, даже если договоренности не доведены до конца, госконтракт не исполнен, прибыль не получена и т.д.

Приведенные примеры показывают, что нарушения допускают рядовые сотрудники, а ответственность несет компания – отражение выражения «Дьявол кроется в деталях». Избежать подобных ситуаций поможет антимонопольный комплаенс.

«Теперь я знаю, что спрятать в организации от ФАС»Такие слова замначальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Антон Тесленко регулярно слышит после того, как рассказывает о доказательствах по делам о нарушении антимонопольного законодательства, которые используют антимонопольные органы. «Но я вам говорю об этом не для того, чтобы вы знали, что нужно прятать, а чтобы вы могли продумать систему мер, которые не позволят нарушению случиться», – объясняет он

Комплаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему, которая позволяет его соблюдать.

Вы создаете своеобразный маленький антимонопольный орган со своими правилами и законами, направленными на контроль деятельности компании.

Комплаенс позволяет избегать «разборок» с госорганами и колоссальных убытков, тратить время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение внешних проблем.

ФАС также заинтересована во внедрении комплаенс-систем, поскольку правильно выстроенный и функционирующий комплаенс способствует повышению правовой культуры организаций и уменьшает количество нарушений за счет их самоконтроля, а значит, снижает нагрузку на антимонопольные органы и позволяет обеспечить своевременное восстановление нарушенных прав.

Безусловно, комплаенс не исключит нарушения полностью и навсегда, но поможет вовремя их обнаружить и предотвратить пагубные последствия, а в случае выявления их антимонопольным органом – смягчить ответственность.

После многолетних обсуждений был принят Федеральный закон от 1 марта 2020 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”» (далее – Закон № 33-ФЗ).

Он ввел официальный термин, соответствующий понятию антимонопольного комплаенса: система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение компанией требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Закон содержит лишь минимальные требования к антимонопольному комплаенсу: введение внутреннего регулирующего документа и публикация его на сайте организации на русском языке; а также дает право на согласование этого документа в ФАС России.

Очевидные плюсы наличия собственного антимонопольного комплаенса не являются поводом для его срочного создания. Начать стоит с антимонопольного аудита – необходимо оценить риски компании. Эти действия станут подготовкой к разработке комплаенса и затем его составной частью.

1) Определите требования антимонопольного законодательства, которые распространяются на деятельность организации. Для этого нужно:

  • исследовать законодательство, а также административную и судебную практику по интересующим компанию направлениям;
  • определить долю на рынке; это важно знать, поскольку значительная занимаемая доля возлагает дополнительные обязанности (данные действия следует осуществлять регулярно, даже если при первоначальном аудите доля окажется незначительной, – так удастся не упустить момент ее изменения);
  • учесть выход, в том числе планируемый, на новые рынки и их специфику.

2) Оцените риски компании исходя из антимонопольных требований. В этом поможет анализ:

  • внутреннего взаимодействия сотрудников компании (корпоративные мессенджеры, электронная почта, системы электронного документооборота);
  • сайта компании и документов, предназначенных для распространения среди неопределенного круга лиц;
  • прошлого опыта привлечения компании к ответственности антимонопольными органами, судами;
  • переписки с контрагентами и их антимонопольных рисков.
  • 3) Оцените вероятность возникновения негативных последствий.
  • 4) Смоделируйте антимонопольные нарушения: проведите опрос работников и обсуждение с ними их действий в гипотетических ситуациях (можно использовать формы диалога, тестирования, тренинга).
  • Антимонопольный аудит дает возможность понять, необходима ли организации строго выстроенная система комплаенса или достаточно регулярной оценки рисков.

При выявлении пробелов в правовой культуре сотрудников и их неподготовленности к возникающим угрозам, при наличии рисков привлечения организации к ответственности за антимонопольные нарушения подлежит составлению внутренний акт или несколько связанных между собой документов.

При этом, учитывая отсутствие детальных требований к комплаенсу в Законе № 33-ФЗ, следует принимать во внимание:

  • Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства». Документ адресован органам госвласти, тем не менее более детально прописанные в нем условия и требования, одобренные ФАС, помогут понять, каким должен быть состав подготавливаемого акта.
  • Внедренные комплаенс-системы госорганов, опубликованные на их сайтах.
  • Приказ ФАС от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России».
  • Чужой опыт – как зарубежный, так и отечественный. Многие российские компании уже внедрили антимонопольный комплаенс (МТС, «Уралкалий», «М.Видео» и др.). При выборе предпочтительнее ориентироваться на политики и правила, согласованные ФАС (недавно такое согласование прошла пивоваренная компания AB InBeV Efes).
  • ISO 19600 «Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания».
  • ISO 31000 «Риск-менеджмент. Принципы и руководства».
  1. В Законе № 33-ФЗ указаны обязательные требования к документу, закрепляющему антимонопольный комплаенс:
  2. 1) Порядок оценки антимонопольных рисков.
  3. Здесь поможет проведенный ранее антимонопольный аудит:
  • выстраивание правильного порядка выявления рисков (следует учесть нюансы прошлого аудита, выявить важные этапы);
  • ранжирование подразделений или направлений компании по группам риска;
  • определение лиц, чья деятельность наиболее подвержена рискам, и распределение их по группам риска;
  • установление сроков и оснований проведения плановых и внеплановых аудитов.
Читайте также:  Какие страховые взносы и налоги должен платить ИП

2) Меры по снижению рисков.

Для выявленных рисков следует определить меры по их предотвращению и устранению. Они могут быть представлены в виде инфографики, отражающей последовательность действий в определенных обстоятельствах, и должны быть внедрены в обычные бизнес-процессы:

  • разработка типовых документов, шаблонов запросов, ответов и проч.;
  • использование продуманной схемы согласования документов в системе электронного документооборота, в том числе с подразделениями, способными выявить риски юридического и экономического характера;
  • проведение регулярных тренингов, семинаров и прочих мероприятий для повышения правовой грамотности работников.

3) Меры, направленные на контроль за функционированием комплаенса.

Документального внедрения комплаенса недостаточно без организации процесса его реализации. Нужно наделить отдельных сотрудников полномочиями по контролю за функционированием комплаенс-системы, по результатам проведения которого подлежат составлению отчетные документы. Для этих целей рекомендуется:

  • назначить ответственных должностных лиц и прописать в отдельном документе их полномочия;
  • установить порядок актуализации использования системы, ввести план мероприятий;
  • разработать процедуру проверки эффективности комплаенса;
  • определить сроки проведения контрольных мероприятий;
  • установить форму и порядок отчетности по результатам контроля;
  • наладить взаимодействие с контролирующими органами в период проверок и т.д.

4) Порядок ознакомления работников с внутренним актом.

Он может быть прописан в локальных актах компании, продублирован в трудовых договорах и договорах гражданско-правового характера (для внештатных сотрудников). Цель – обеспечить осведомленность сотрудников и возложить ответственность на них, чему будет документальное подтверждение.

5) Информация об ответственном должностном лице.

Ответственные лица (комплаенс-офицеры) выполняют контрольные функции, отвечают за актуализацию, развитие системы и ее эффективность, консультируют сотрудников по вопросам применения комплаенса и выполнения собственных обязанностей. Они выявляют нарушения, содействуют их устранению и препятствуют совершению новых.

Желательно установление подотчетности ответственных лиц руководству компании для исключения бюрократических процессов, которые могут затягивать процедуры устранения нарушений и нивелирования рисков.

Закон № 33-ФЗ предусматривает право на согласование разработанного антимонопольного комплаенса в ФАС. В течение 30 дней центральный аппарат должен предоставить заключение о соответствии или несоответствии документов антимонопольному законодательству.

Такое согласование дает несколько преимуществ:

  • уверенность в разработанной системе;
  • возможное смягчение ответственности в случае выявления нарушения антимонопольным органом;
  • положительное отношение контрагентов и целевой аудитории в связи с ответственным подходом компании к построению бизнес-процессов.

За последние 5–7 лет ФАС отлично поработала над повышением правовой грамотности представителей бизнес-сообщества. Сегодня предприниматели знают о пользе профилактики.

Их внимание переключается на качественное развитие, конкуренция повышается, что в итоге выгодно и для потребителя.

Стоит признать, что комплаенс является одной из основных составляющих эффективного функционирования товарных рынков.

Каждый наследник прежде всего должен разобраться в сроках вступления в наследство и порядке его открытия, что будет с долгами наследодателя, как разделить наследство или отказаться от него В такой ситуации оказалась читательница «АГ». Когда тяжелое финансовое положение не позволяет выплатить долги, нужно проверить, не ущемляют ли условия кредитного договора ваши права, и подумать о внесудебном или судебном банкротстве Если срок обжалования судебного акта пропущен только из-за незнания о процессе, придется смириться с неугодным решением. Избежать подобных неприятных сюрпризов в будущем поможет самопроверка

Национальная Ассоциация Комплаенс

Наличие системы комплаенс в 2021 году — норма в российских организациях. Вопрос больше не стоит в том, что такое комплаенс и нужен ли он компании. Речь идет о выборе приоритетных направлений и инструментов, которые необходимо внедрить в бизнес-процессы.

На сегодня существует более 140 видов комплаенса. Эта цифра в очередной раз доказывает его важность и востребованность для достижения финансовых и репутационных результатов деятельности. Но среди этого многообразия направлений можно выделить наиболее актуальные и универсальные.

Антикоррупционный комплаенс

Его задача — предотвратить нарушение персоналом правил и предписаний по борьбе с коррупцией, а также выявлять реальные факты коррупции в фирме: подкуп, злоупотребление должностными полномочиями, получение или дача взятки, посредничество во взяточничестве, провокация взятки либо коммерческого подкупа.

Налоговый комплаенс

Это система контроля бизнес-процессов в компании на соответствие налоговому законодательству. Цель такого комплаенса — предвидеть и предотвратить претензии при налоговых проверках.

Специалисты по налоговому комплаенсу проводят текущий, регулярный или разовый аудит, после которого выявляют риски и предлагают способы их минимизировать. Регулярный аудит обычно проводится за период 1-3 года. Разовый аудит можно проводить перед определенной сделкой, чтоб оценить возможные последствия и предотвратить риски.

Трудовой комплаенс

Чем больше штат сотрудников компании, тем актуальнее этот вид комплаенса. При этом контролировать соответствие нормам трудового права важно для каждого предприятия.

Задача экспертов по трудовому комплаенсу — создать превентивную защиту от нарушений трудового законодательства компанией и ее персоналом, рассмотрение жалоб и заявлений от сотрудников, совершенствование локальной политики по кадровым вопросам.

Санкционный комплаенс

Цель — не допустить прямого или косвенного сотрудничества с контрагентами, находящимися в санкционных списках. Особенно серьезно к этому комплаенсу относятся иностранные корпорации, чьи представительства расположены на территории других государств, ведь нарушения в филиале могут навлечь санкции на головной офис.

Банковский комплаенс

Всем компаниям необходимо регулировать свои взаимоотношения с банками, чтобы соответствовать требованиям финансового мониторинга, антикоррупционного, валютного законодательства и не опасаться блокировки счетов. Эти действия и называются банковским комплаенсом.

Банк может запросить обоснование финансовых онлайн-операций, особенно если получатель платежа находится в неблагонадежной налоговой юрисдикции. Цена ошибки — от блокировки конкретной операции до блокировки счета и внесения фирмы в черный список банка. Ведь банк в свою очередь — такая же коммерческая организация под жестким «присмотром» регулятора.

Антимонопольный комплаенс

Несоблюдение антимонопольного законодательства несет угрозы для компаний в виде санкций, судебных издержек, репутационных потерь.

В отдельных направлениях деятельности антимонопольный риск особенно высокий, например, при взаимодействии с конкурентами (совместные предприятия, ассоциации) и контрагентами (условия сотрудничества, скидки, премии), в ценообразовании, закупках.

А самые частые нарушения антимонопольного законодательства — сговоры между участниками рынка, государственными органами, недобросовестная конкуренция, нарушения в сфере закупок.

Понимание актуальных видов комплаенса в 2021 году позволяет создать индивидуальную стратегию комплаенс-системы. Если же собственных сил и опыта комплаенс-офицеров организации не хватает для проработки этой важнейшей задачи, следует прибегнуть к услугам экспертов по комплаенс на аутсорсе.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *